УДК 37.013.77
З. Н. Гатилова, В. И. Ревякина
МЕЖПРЕДМЕТНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ КАК МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ФОРМА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
Авторы предлагают новые подходы к инновационному образовательному процессу в средней школе посредством проектной деятельности «Река времени». Проект заключается в моделировании педагогической технологии, реализующей особые образовательные и социокультурные функции, а также обеспечивающей сотрудничество между учителями, родителями и детьми в пространстве интеллектуального образования.
Ключевые слова: образовательный проект, проектная деятельность, социализация, сообщество учителей и учащихся, взаимодействие взрослых и детей.
Опытом нашей исследовательской деятельности выявлено, что одним из продуктивных способов интеллектуального развития школьников является долговременный межпредметный образовательный проект (далее - МОП) «Река времени». Этот проект представляет собой ряд взаимосвязанных этапов художественно-эстетического осмысления школьниками исторических периодов общественного развития, раскрывающих новые грани социокультурных, общеобразовательных и научных событий, которые в учебниках представлены чаще всего сухими формулами, уравнениями и датами. В проектной деятельности учебные года преобразуются в «Реку времени», в которой школьники методом погружения постигают эпохи от Античности до наших дней. Выбранный самими школьниками хронологический этап проекта в рамках изучения программных учебных дисциплин (история, математика, литература или любой другой предмет) в мир живых образов эпох в одном случае, в исследовательскую деятельность - в другом, в творческую реализацию практического опыта - в третьем. В результате учебный год помимо обычных уроков наполняется в рамках межпредметного образовательного проекта многоплановой творческой деятельностью школьников: поисково-исследовательской, архивной, режиссерской, журналистской, лекторской, олимпиадной, сценической и т.д.
Межпредметный образовательный проект является органическим продолжением учебного процесса, способствует развитию поисково-исследовательских общеинтеллектуальных умений и навыков: нахождение и работа с информацией из различных источников, умение обобщить, произвести анализ, сделать выводы, в которых отчетливо проявится собственное оценочное суждение. Несомненным развивающим и социализирующим ожидаемым результатом проекта является то, что в процессе деятельности за рамками урока происходит научение школьников приобретать новые знания, использовать их в проблемных ситуациях и адекватно воспринимать неформальную экспертную оценку.
МОП обладает функциями, которые обеспечивают системное развитие взаимоотношений участников проектной деятельности в образовательном пространстве школы. Мы выделяем следующие функции: образовательную, социализирующую, культурологическую.
Образовательная функция межпредметного образовательного проекта решает проблемы развития когнитивных способностей детей. У школьника появляется возможность реализовать собственные потребности в углубленном исследовании проблемы, которая более всего затронула его на уроке. Он начинает индивидуальное исследование совместно с учителем: формулирует уточняющие вопросы, обращается к литературе и другим информационным источникам. Учитель, выступающий в этом случае в роли тьютора, является помощником, консультантом, сотоварищем, первым экспертом исследования. Личностные взаимоотношения учителя и ученика в ходе совместной исследовательской работы по теме проекта становятся доверительными настолько, что ученик свободно излагает и отстаивает способы и формы представления собственных выводов.
Межпредметный образовательный проект - это пространство интегрированного знания. Решая свою проблему, школьник обращается к материалам из разных предметных областей, устраняя прежнее незнание и разобщенность школьных предметов. Принцип межпредметности в образовательном проекте, как выявлено в эксперименте школы № 86 г. Северска, реально согласуется с концепцией личностно-ориентированного обучения детей по И. С. Якиманской [1].
Мы убедились, что МОП опосредованно формирует новый уровень ответственности личности, так как ученик становится не объектом, а полноправным субъектом образовательной деятельности. Опираясь на теоретические наработки Е. Д. Божович, мы можем утверждать, что МОП стимулирует развитие субъектности школьника [2].
Установлено, что образовательные проекты порождают новые формы познавательной деятель-
ности школьников: презентация идей, проектов, защита замыслов, компетентностные олимпиады, выработка экспертной позиции учащихся в педагогических событиях. Особая ценность таких форм, на наш взгляд, состоит в их практико-ориентиро-ванной направленности. Например, компетентно-стная олимпиада младших школьников как один из первоначальных этапов для учащихся этого возраста межпредметного образовательного проекта организует в совместной с родителями деятельности решение проблем, встречающихся в повседневной жизни взрослых и детей. Решение таких задач актуализирует предметные знания, интегрирует теоретический и фактический материал, которым владеет ребенок. Кроме того, ребенок учится использовать для своих рассуждений опыт родителей, являющихся активными участниками процесса решения задач компетентностной олимпиады.
Образовательная деятельность учащегося в МОП осуществляется через интенсивную работу его интеллекта. Мы солидарны с мнением Ф. Т. Михайлова: «Процесс образования ребенка сопряжен с процессом «созидания в нем образа человека» [3]. Напряженные поиски ответов на возникающие вопросы способствуют размышлению над материалом, а биографии научных деятелей и исторических личностей школьниками воспринимаются как образцы для подражания. При этом персонализируется аксиологическая составляющая образования, реализуемая в свободе личностного суждения, становлении критического отношения к исследуемому материалу, осознанности значимости самостоятельной творческой деятельности [4].
Социализирующая функция межпредметного образовательного проекта проявляется в ходе реализации социально значимой проектной деятельности учащихся. Мы рассматриваем эту функцию в следующих аспектах:
1. Социализация школьников средствами МОП как приоритетная задача педагогической деятельности.
2. Формирование позитивной социальной среды внутришкольного сообщества.
3. Конструирование социальных практик и законотворчества в межпредметном образовательном проекте.
4. Развитие коммуникативной культуры и толерантности учащихся.
Негативные процессы, наблюдаемые в современном социуме, требуют поисков новых педагогических способов социализации учащейся молодежи [5]. К негативным последствиям становления молодого человека можно отнести неконтролируемое потребление интернет-ресурсов, которое, с одной стороны, расширяет образовательное пространство школьника, а с другой стороны, нередко
наполняет его «ложной культурой». Информационная система Интернета во многом способствует формированию бездумного потребителя, отучает школьника размышлять по поводу нового знания, выслушивать различные точки зрения, терпеливо их анализировать. Ему привычнее «фотографировать» отрывочные факты, использовать предоставляемые материалы для своего учебного процесса [6]. Наш опыт свидетельствует, что МОП через включение школьника в развивающую поисковоисследовательскую проектную деятельность (в индивидуальном, командном или семейном режиме) препятствует подобным нежелательным проявлениям.
В основе процессов социализации школьников лежит коммуникация. Посредством коммуникативной деятельности происходит передача опыта в виде идеалов, правил, представлений. Общеизвестно, что коммуникативная культура детей формируется в различных формах, в том числе во взаимодействии во взросло-детском сообществе. В школе № 86 г. Северска формирование коммуникативной культуры начинается с приобретения элементарного опыта коммуникативных проб. В начальной школе, начиная со второго класса, ребенок пробует исследовать проблемы с помощью учителя и проходить все ступени проектной деятельности наравне с более старшими учащимися школы. Сопровождение проектной деятельности ученика начальной школы мы определяем как оказание ему помощи в выборе сообразной возрасту темы исследования вместе с родителями. Сюда же относится подготовка литературы по теме исследования в условиях семьи; защита замысла проекта в коллективе класса; оформление портфолио исследования совместно с родителями; экспертиза старшеклас-сника-куратора проекта; защита исследования на межпредметной секции в присутствии экспертов-старшеклассников и учителей. Взаимодействие ребенка с педагогом и экспертом-старшеклассником формирует приемы коммуникативной деятельности, способы получения и передачи нужной информации, порождает индивидуальную коммуникативную культуру младшего школьника.
В нашем 12-летнем экспериментальном исследовании установлено, что наиболее продуктивными формами совершенствования коммуникативной культуры школьника являются широко используемые в данном проекте дебаты, компетентностные олимпиады, где ученик от своего имени (а ученик младших классов и от имени своих родителей) предлагает гипотезу и способ разрешения проблемной задачи. Школьник учится в процессе коммуникативных видов деятельности не отступать от истины, полемизировать с авторитетным мнением. Главным критерием доказательности и значимости
представленного к защите проекта становятся факт, аргумент, довод, точность и краткость. В процессе коммуникативного взаимодействия происходит принятие растущим человеком позитивных форм поведения, которые тренируются, закрепляются и одобряются.
Целенаправленное развитие коммуникативной культуры ускоряет социализацию личности школьника. Он приобретает качества открытости, непосредственности, преодолевает скованность и застенчивость, постепенно приобретает навыки не только презентации своего исследования, но также самореализации и успешной самопрезентации. Развитые коммуникативные навыки способствуют социально-нормативному функционированию школьника в социально неоднородных группах. Опытом нашей школы доказано, что его общение становится бесконфликтным потому, что он приобрел некоторые навыки находить нужные аргументы и разрешать противоречия через кооперацию и толерантность. Развитие коммуникативной культуры школьников обеспечивается разработанной педколлективом программой, имеющей конкретные разделы, целевые ориентиры, формы и методы организации педагогической деятельности с детьми.
Социализирующая функция межпредметного образовательного проекта реализуется в образовательной среде школы. Под понятием «образовательная среда» понимается система влияний и условий формирования личности посредством предметно-смыслового и коммуникативного наполнения пространства школы в соответствии с целями образовательной деятельности школы.
Гуманитарная направленность проектной деятельности согласуется с принципами построения образовательной среды школы. Мы выделяем следующие принципы формирования такой среды -психологически комфортной, творческой, развивающей интеллект и повышающей мотивацию к поисково-исследовательской деятельности в стенах родной школы :
- культурно-историческая сообразность;
- эстетическое богатство;
- нормативно-правовая обеспеченность.
Межпредметный образовательный проект, как
уже указывалось, разворачивается в логике «погружения» в историческую эпоху. Эффект «погружения» достигается тем, что с момента запуска проекта с учащимися ведется работа по изучению особенностей языка выбранной эпохи (например, первая четверть XVIII в., период реформ Петра I). Организуются изучение исторического костюма и его изготовление силами учащихся на уроках технологии, оформляются стенды и плакаты, на которых представлены важнейшие научные открытия эпохи, изучаются биографии ученых и общественных де-
ятелей. Обогащение образовательной среды символами и знаками эпохи формирует у школьника эмоциональное переживание, пробуждает целенаправленный интерес, мотивирует на углубленное изучение всех сторон затронувшей проблемы. Принцип культурно-исторической сообразности достигается всеми этапами межпредметного образовательного проекта. Так, на втором этапе - этапе выбора индивидуальной творческой работы - школьник начинает самостоятельные исследования частных вопросов эпохи. Его исследование может быть представлено в разнообразных формах: реферат, проект, сценарий, макет, предметы быта и костюма, медиапродукты - все преломляется через призму времени.
По нашему глубокому убеждению, наиболее эффективно социализация детей и подростков происходит в образовательной среде, базирующейся на высоких эстетических стандартах, что в экспериментальной деятельности школы № 86 г. Север-ска особенно заметно проявляется в проведении так называемых «интеллектуальных сезонов». На этапе «интеллектуальных сезонов» предъявляется творческое решение изучаемой исторической эпохи, реализованное в форме театрализованного представления, которое не только выявляет, но также активно развивает литературные и актерские способности школьников. В итоге учащийся «впитывает» заданный проектной деятельностью дух эпохи, ощущает себя гражданином своего Отечества, гордится им.
Творчество детей на образцах отечественной и мировой культуры формирует эмоционально ценностное отношение к миру [7]. Молодой человек учится распознавать прекрасное, формируется его представление о хорошем вкусе, у него складывается стержневая личностная система ценностей.
Социализирующим фактором школьника в коллективной творческой проектной деятельности является его непосредственное участие по разработке правил, норм, законов организации собственной школьной жизни. Детское школьное законотворчество порождает новые социальные практики. Полагаем, что своеобразной социальной практикой является выступление учащихся в ролевой позиции экспертов в образовательных событиях школы. Данная деятельность формирует позитивный опыт взаимодействия во взросло-детском сообществе, сближает позиции учителя и ученика, объединяет на решение общих образовательных задач. Так происходит в реальности «самовживление» детей в педагогические события школы, окрашивает жизнь школьника самоощущением полезности, что, в свою очередь, повышает уверенность в своих силах и возможностях.
Успешность МОП обеспечивается выработанной в совместной деятельности нормативной базой. Культивирование сотруднических отношений
во взросло-детском сообществе, новые ценности жизнедеятельности и демократические формы позиционирования педагога закрепляются в школьных положениях, правилах, законах, что стимулирует выработку осознанной ответственности учащихся за все происходящее в школе.
Образовательное пространство школы - это, прежде всего, воспитательная среда. Общеизвестно, что не только урок, но и внеклассная деятельность в значительной мере оказывают формирующее влияние на расширение культурного уровня учащихся. Межпредметный образовательный про-
ект является стимулом проявления и развития индивидуальных способностей школьника, которые не сдерживаются рамками предмета, а развиваются во внеурочной деятельности. По Я. А. Комен-скому, задача творчески работающих педагогических коллективов состоит в том, чтобы найти для каждого школьника способ проявления его талантов [8]. Наш опыт позволяет утверждать, что межпредметный образовательный проект раскрывает новые возможности интеллектуального развития учащихся школы, наполняет их жизнедеятельность высоким духовным содержанием.
Список литературы
1. Якиманская И. С. Технология личностно-ориентированного обучения в современной школе. М., 2000. 176 с.
2. Божович Е. Д. Практико-ориентированная диагностика учения: проблемы и перспективы // Педагогика. 1997. № 2. С. 14-21.
3. Михайлов Ф. Т. Фантазия - главная сила души человека // Перемены. 2007. № 2. С. 23.
4. Кудинов И. Духовные составляющие современного образования // Лучшие страницы педагогической прессы. 2003. № 5. С. 54-60.
5. Бауэр Е. А., Борисенков В. П. Социальная работа и социальная педагогика в эпоху глобализации // Педагогика. 2007. № 1.
6. Лернер И. Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981. 186 с.
7. Коменский А. М. Воспитание авторитетом: образовательный потенциал внеурочной работы. М.: Сентябрь, 2007. 144 с.
Гатилова З. Н., соискатель.
Томский государственный педагогический университет.
Ул. Киевская, 60, г. Томск, Томская область, Россия, 634061.
Ревякина В. И., доктор педагогических наук, профессор.
Томский государственный педагогический университет.
Ул. Киевская, 60, г. Томск, Томская область, Россия, 634061.
Материал поступил в редакцию 22.01.2009.
Z. N. Gatilova, V I. Revyakina MULTIDISCIPLINE PROJECT AS A POLYFUNCTIONAL FORM OF INTELLECTUAL EDUCATION OF CHILDREN
The authors suggest new approaches of innovation of educational process at secondary school. The name of the project is «River of Time», it’s a kind of pedagogical technological model. This model has it’s own functions, which include educational and socio-cultural positions. The model represents the cooperation between teachers, children and their parents within the space of intellectual education.
Key words: educational project, project activity, socialization, community of teachers and learners, adults-children interaction.
Gatilova Z. N.
Tomsk State Pedagogical University.
Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Tomsk oblast, Russia, 634041.
Revyakina V. I.
Tomsk State Pedagogical University.
Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Tomsk oblast, Russia, 634041.