Научная статья на тему 'Социализация подростков в условиях интернатного учреждения'

Социализация подростков в условиях интернатного учреждения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
924
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ПОДРОСТКИ / ИНТЕРНАТНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / SOCIALIZATION / YOUTH / BOARDING SCHOOLS / SOCIAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кочетова Анна Павловна

Статья посвящена проблеме социального воспитания и социализации подростков, проживающих в интернатных учреждениях, средствами социально-культурной деятельности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Socialization of teenagers in conditions of boarding school

The article is devoted to the problem of social upbringing and socialization of adolescents in boarding schools, by means of socio-cultural activities.

Текст научной работы на тему «Социализация подростков в условиях интернатного учреждения»

УДК 3 7 5.5

А. П. Кочетова

Социализация подростков в условиях интернатного учреждения

Статья посвящена, проблеме социального воспитания и социализации подростков, проживающих в интернатных учреждениях, средствами социально-культурной деятельности

Ключевые слова: социализация, подростки, интернатные учреждения, социальная

активность

А. P. Kochetova

Socialization oft teenagers in conditions oft boarding school

J he aZticCe is devoted, to the pZobCem oft sociaC upbringing and socialization oft adolescents in boarding schooCs, by means oft socio-cu£tuZa£ activities.

Keywords: socialization,youth, boarding schooCs,sociaC activity.

«'настоящее время число детеи-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, составило 654,4 тыс. человек (2,6 % детского населения), из них 82 % стали социальными сиротами вследствие лишения родителей родительских прав, от каждого десятого ребенка родители отказались при рождении.

Активная государственная политика направлена на стимулирование граждан к семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Вместе с тем существенно изменился контингент детей в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: около 70% — дети подросткового возраста, 33 % — дети с ограниченными возможностями здоровья, 40 % — дети, имеющие братьев и сестер. При существующей системе материального и нематериального стимулирования граждан таких детей сложно передать в семьи [11-

Понимание особого положения подростков в условиях интернатного учреждения обусловливает новые подходы к социальному воспитанию как к основному ресурсу их социализации. Опираясь на определения А.В. Мудрика, М.А. Гала-гузовой, под «социальным воспитанием» мы понимаем составную часть процесса социализации, педагогически регулируемую и осуществляемую в специально созданных воспитательных организациях, направленную на включение подростков, проживающих в интернатных учреждениях, в общество, которые наиболее часто и устойчиво имеют затруднения при вхождении в социум [2].

Целью социального воспитания подростков является — формирование готовности и уме-

ние следовать социальным нормам, принятым в данном обществе. Социальные нормы представляют собой совокупность правил поведения в обществе, знаний о способах взаимодействия с другими людьми, о своем месте в социальном мире, а также усвоение гибких навыков взаимодействия. В социальном воспитании, важнейшими являются _ умения следовать нормам социального поведения в обществе, которые формируются в процессе взаимодействия человека с другими людьми в социальной среде и проявляются в готовности к социальным действиям.

Особенности развития социальных норм подростков, воспитывающихся в интернатных учреждениях, определяются условиями организации образовательной среды в учреждениях интернатного типа, обеднением и изменением характера влияния источников социализации.

Полученные в ходе опытно-поисковой работы результаты позволили определить, что высокий уровень социальных норм сформирован лишь от 4,85 до 8,67 % подростков (11 человек), проживающих в интернатных учреждениях, тогда как низкий уровень имеют от 58 до 73,33% (91 человек). При этом все подростки (102 человека), участвующие в опытно-экспериментальной работе, находятся на приблизительно одинаковом уровне сформированное™ социальных норм. У подростков отсутствуют способности продуктивно использовать свободное время, участие в общественной жизни происходит только по настоянию старших. Попытки в преодолении трудностей, при включении в образовательную среду интерната, не проявляются. Нет

pnojournal.wordpress.com 56

социально-творческой мотивации к участию в социально-культурной деятельности, а также ответственности за результаты и последствия реализуемой деятельности. Отсутствует способность ориентироваться в социальной среде, нет стремления к социальной и творческой активности, слабо развиты коммуникативные навыки, не наблюдается инициатива и самостоятельность при участии в общественной деятельности, в мероприятиях культурно-досуговой деятельности подростки участвуют только после многократного повторения педагогов.

Данные исследования свидетельствуют о том, что нужна целенаправленная работа по созданию благоприятной образовательной среды интернатного учреждения. Опираясь на личносто-деятельностный подход, социальное воспитание подростков в интернатных учреждениях изучалось через социально-культурную деятельность. Для решения поставленных задач были определены педагогические условия, реализация которых способствует формированию социальных норм у подростков.

Согласованное социально-педагогическое взаимодействие педагогов интернатного учреждения. Была организована совместная деятельность педагогического коллектива и воспитанников, направленная на развитие общения, поиска общих интересов. Совместное посещение театров, музеев, выставок с последующим обсуждением увиденного, организация туристических походов, вечеров отдыха, конкурсов, спортивных мероприятий и др. Уделено большое значение проведению обучающей работы с педагогическим коллективом, а именно: презентация Программы, обучающие семинары с целью расширения теоретических знаний в области социального воспитания, а также разработка плана совместных действий по реализации Программы. С педагогическим коллективом интернатного учреждения осуществлялась работа на развитие социально-педагогического взаимодействия как внутри коллектива, так и за его пределами. Велась работа по разъяснению необходимости применения разработанных мер социального воспитания в рамках серии консультаций, круглых столов, выступлений на педсоветах, с демонстрацией работ воспитанников.

Реализация второго педагогического условия — использования индивидуальных и групповых форм деятельности. Проведенное исследование по усвоению социальных норм подростками, позволило определить, над формированием каких умений необходимо работать, какие образовательные ситуации, формы учебных работ необходимо для этого организовывать во внеурочной деятельности подростков. С учетом принципа индивидуализации планирование образовательного процесса осуществлялось по развитию каждого ученика, а не класса в целом. Педагог определял для каждого учащегося формы и

способы освоения предметного материала в зависимости от достигнутого каждым на данный момент уровня сформированное™ социальных норм и стоящих перед каждым индивидуальных образовательных задач. Выбранные формы и способы побуждали подростков взаимодействовать, сотрудничать и выполнять действия по организации, деятельности во внеурочное время, направленные на освоение социальных норм. Для этого нами применялись методики коллективных учебных занятий (методика взаимопе-редачи тем, методика взаимообмена заданиями и др.). Каждый подросток в учебном процессе регулярно занимал различные позиции: учил других, учился у других. Групповые формы работы использовались при проведении досуговых мероприятий. Л.С. Выготский утверждал: ”в ходе общения и совместной деятельности в условиях детского дома не просто усваиваются образцы социального поведения, но и формируются основные психологические структуры, определяющие в дальнейшем все течение психических процессов личности ребенка, лишенного семейного окружения” [3].

Реализация третьего педагогического условия — организация социально-культурной вое -питательной среды в интернатном учреждении. Основной формой организации социально-культурной воспитательной среды в рамках социального воспитания является досуговая деятельность. В основе такого педагогического подхода составляет принцип всеобщего сотрудничества, тесное сотрудничество всех детей и педагогов, проживающих в интернатном учреждении. Л.С. Выготский обращает внимание на то, что каждый из входящих коллектив детей приобретает новые качества и особенности, что позволит постепенно формировать активную социальную позицию ребенка.

В интернатах были созданы направления социально-культурной деятельности (музыкальное, спортивное, бытовое). Была организована совместная деятельность педагогического коллектива и подростков, направленная на развитие сотрудничества, сокращение дистанции между участниками мероприятий, самораскрытие творческих способностей и инициативы подростков в процессе общения, эмоциональному и психологическому сближению. После каждого мероприятия (концерта, презентации, выставки) проводились блиц-опросы педагогов и подростков с целью выявления интереса и потребности в информационном материале, в дальнейшем развитии определенных навыков, а так же для корректировки последующих мероприятий.

Вышеперечисленные педагогические условия позволили организовать сотрудничество воспитанников в учебном процессе и во внеурочной деятельности, включить каждого подростка в познавательно-образовательное, социально-бытовое культурно-эстетическое, спортивно-оздо-

57 ISSN 2307-2447

ровительное направления деятельности индивидуализировать способы и средства освоения социальных норм каждым подростком.

Сопоставительный анализ результатов в начале ОЭР и в конце показал значительные отличия по уровню формирования социальных норм подростками в условиях интернатного учреждения. Сравнительные показатели начального и заключительного уровней наглядно свидетельствуют о положительной динамике и влиянии образовательной среды интерната на изменения в усвоении социальных норм подростками на развитие самостоятельности, инициативности в процессе активного включения подростков в программу социального воспитания.

Результаты диагностики экспериментальных групп до и после эксперимента позволяют констатировать факт, что после внедрения социального воспитания, направленного на формирование социальных норм подростками в условиях интернатного учреждения, уровень социальных норм значительно повысился.

Заметные изменения наблюдались у подростков, которые на начальном этапе занимали средний уровень сформированное™ социальных норм, у них наблюдалось повышение интереса к организованным формам досуга, стремление к личностному росту, повышение личностной культуры и информированность подростков о значении и формах социальнокультурной деятельности в дальнейшей их социализации. Также изменения наблюдались и в поведении подростков. Отмечено было, что количество пропусков занятий без уважительных причин стало значительно меньше, подростки записались в кружки, секции, стали проявлять инициативу в организации праздников, поэтому на конец эксперимента у них наблюдался высокий уровень сформированное™ социальных

норм. Число воспитанников со средним уровнем сформированное™ социальных норм в условиях интернатного учреждения, возросло в три раза. Эти показатели выросли за счет подростков, которые имели низкий уровень сформированно-сти социальных норм. Они включились в социально-культурную деятельность. В связи с тем, что большая часть респондентов относилась к представителям мужского пола (70%), то наибольшей популярностью пользовалось спортивно-оздоровительное направления. Подростки охотно занимались как в стенах интернатного учреждения, так и за его пределами.

Все это дает основание сделать вывод о том, что социальное воспитание способно сформировать социальные нормы у подростков в условиях построения образовательной среды интернатного учреждения, в которой подростки активно участвуют в общественной жизни, в реализации творческих способностей, что ведет к повышению самооценки, способствует развитию компетенций и усвоению социальных норм. Большое значение имеют взаимоотношения воспитатель-воспитанник, когда общение строится по принципу равный-равному, на принципах педагогики сотрудничества.

Таким образом, произошедшие изменения в уровнях формирования социальных норм обусловлены реализацией задач социального воспитания и соответствующего комплекса педагогических условий: организацией социально-культурной деятельности в интернатном учреждении; созданием согласованного социально-педагогического взаимодействия педагогов интернатного учреждения; использованием индивидуальных и групповых форм работы. Это доказывает выдвинутую нами гипотезу и свидетельствует о достижении цели исследования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Мудрик А.В. Воспитание как составная часть процесса социализации II Вестник ПСТГУ IV: Педагогика. Психология, 2008. - №3. - С. 21.

2. Выготский Л.С. Принципы воспитания физически дефективных детей II Собр.соч. в 6 т. Т. 5. Основы дефектологии / Подред. Т.А. Власовой. - М., 1983.

3. Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы".

REFERENCES

1. Mudrik A.V. Education as an integral part of the socialization process. Vestnik PSTGU. IV: Pedagogika. Psikhologiia - Bulletin of PSTGU. IV: Pedagogy. Psychology, 2008, no.3, p. 21 (in Russian).

2. Vygotskii L.S. Printsipy vospitaniia fizicheski defektivnykh detei // Sobr.soch. v 61. T. 5. Osnovy defektologii / Pod red. T.A. Vlasovoi [Principles of education of physically defective children II Collected works in 6 volumes. V.5. Fundamentals of defectology / Ed. by T.A. Vlasova]. Moscow, 1983.

3. ’tte decree of the President of the Russian Federation from June 1, 2012, № 761 "On the National strategy for children for 2012 - 2017"

Информация об авторе

Кочетова Анна Павловна

(Россия, Санкт-Петербург) Соискатель кафедры педагогики Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена Учитель ГБОУ школы №627 A-H92@yandex.ru

Information about the author

Kochetova Anna Pavlovna

(Russia, Saint Petersburg) Competitor of the Department of Pedagogy tte Herzen State Pedagogical University of Russia tte teacher SBEI school №627 A-H92@yandex.ru

pnojournal.wordpress.com SB

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.