АКТУАЛЬНОЕ ИНТЕРВЬЮ
ЕРЕМИН Дмитрий Михайлович,
начальник ФКУ «Главный центр специальных перевозок МВД России», полковник внутренней службы. В органах внутренних дел работает с 1996 года, начал служебный путь с должности специалиста Управления специальных перевозок МВД России, прошел все ступени в данной организации и возглавляет ее последние три года. Имеет государственные награды, неоднократно поощрялся руководством МВД России и ФСИН России.
СОТРУДНИЧЕСТВО В ОБЩИХ ИНТЕРЕСАХ
- Дмитрий Михайлович, расскажите об исторических аспектах взаимодействия ФСИН России и Главного центра специальных перевозок МВД России.
- В 1936 году приказом НКВД СССР от 31 декабря № 528 было образовано Бюро по планированию перевозок. Служба специальных перевозок работала в тесном контакте с внутренними войсками, осуществлявшими функцию охраны и конвоирования спецкон-тенгента. Эти подразделения долгое время находились в ведении одного министерства, сначала НКВД, а затем МВД. В 1999 году функции конвоирования осужденных и лиц, заключенных под стражу, были переданы из внутренних войск в уголовно-исполнительную систему. Нормативная база, регламентирующая взаимодействие наших служб сегодня, сформировалась в начале 2000-х годов и закрепила за
органами специальных перевозок МВД России полномочия по организации железнодорожных перевозок осужденных и лиц, содержащихся под стражей, а также по содержанию в постоянной готовности к рейсам специального подвижного состава - спецвагонов, предназначенных для осуществления конвоирования по всей территории нашей страны. Необходимо отметить, что организация специальных перевозок - только один сегмент нашей деятельности. Кроме этого, мы отвечаем за организацию железнодорожных перевозок в интересах МВД, МЧС, ФСБ, ФСИН России, а также контроль за продвижением вагонов Банка России.
- Как распределяются полномочия ФКУ ГЦСП МВД России и ФСИН России в процессе осуществления специальных перевозок?
- ФСИН России осуществляет конвой, обеспечивает режим внутри вагона и оплачи-
вает провозные платежи за пассажирские перевозки. Все остальное - наша компетенция: составить расписание движения, обеспечить взаимодействие с железнодорожниками, организовать техническое обслуживание и ремонт вагонов.
- В каких условиях перевозился и перевозится спецконтингент?
- Изначально специальных вагонов для перемещения подозреваемых, обвиняемых и осужденных не было, вплоть до 50-х годов XX века людей перевозили в теплушках, что с точки зрения сегодняшних требований выглядит архаизмом. Первые вагоны, специально оборудованные для перевозки спецконтингента, появились после войны. В дальнейшем вагоны модернизировались в соответствии с требованиями, предъявляемыми на железнодорожном транспорте, обновлялся модельный ряд. Перевозка - это одна из уголовно-процессуальных функций, и при ее выполнении осужденный или подследственный имеет право на достойные условия содержания, не умаляющие его человеческого достоинства. Поэтому мы боремся за выделение средств на закупку новых вагонов, отвечающих всем современным требованиям.
- Кто является собственником вагонов?
- Раньше вагоны находились в собственности Министерства путей сообщения России. При создании ОАО «Российские железные дороги» вагоны вошли в их уставной капитал. Так остается и поныне, при этом их количество постепенно сокращается вследствие полного износа и списания.
С 2005 года вагоны закупает и ставит на свой баланс МВД России. Достаточно серьезной проблемой является техническое состояние спецтехники: на сегодняшний день 50% подвижного состава эксплуатируется сверх установленного срока в 28 лет. За этими сухими цифрами - риск отказа оборудования, необеспечение температурного режима в зимний период, отсутствие кондиционеров, биотуалетов и многое другое.
При разработке новых моделей вагонов мы участвуем в подготовке технического задания, в котором в первую очередь учитываются требования ФСИН России. При этом оно согласовывается со всеми заинтересованными
структурами: МВД, ФСИН, Минюстом России, прокуратурой, ОАО РЖД.
Следует отметить, что благодаря совместной работе с Правительством Российской Федерации, Минфином России, Минэкономразвития России, в минувшем году впервые более чем за шесть лет выделены средства из федерального бюджета, в результате чего Главным центром организовано приобретение шести спецвагонов с улучшенными условиями для перевозки спецкотингента и несения службы караула.
- Каким образом осуществляется организация специальных перевозок?
- Территория нашей страны огромна и существует только два вида транспорта, способного покрыть большие расстояния - это железнодорожный и авиационный. Железнодорожные перевозки являются самыми массовыми.
В структуре Главного центра есть отдел специальных и воинских перевозок. В его функции входит, в том числе организация данного вида перевозок по всей сети железных дорог Российской Федерации. Эта работа методичная, сложная. С учетом установленных законом сроков проведения следственных действий, содержания под стражей, вывозы должны производиться в определенный период времени.
Регулярно проводятся совещания представителей всех заинтересованных в обеспечении данных перевозок структур, организаций железнодорожного транспорта, на которых обсуждаются имеющиеся проблемы и пути их решения. Силами ГЦСП МВД России составляется проект расписания движения спецвагонов по плановым маршрутам конвоирования, согласовывается с железной дорогой, учитывается, в какие пассажирские и почтово-багажные поезда можно включить наши спецвагоны. В расчет берется все: и количество спецконтингента на каждом обменном пункте и время стоянки поезда на той или иной станции и технические характеристики вагона. Ведь старый вагон в современный скоростной поезд не включишь в силу разных требований к тормозной системе. Вагоны, не оборудованные биотуалетами, не выпустишь на маршрут, по которому предусмотрено большое количество
5
Ведомости уголовно-исполнительной системы № 3/2014
АКТУЛЬНОЕ ИНТЕРВЬЮ
продолжительных стоянок, и таких нюансов достаточно. Утвержденное сводное расписание движения должно максимально полно удовлетворять интересы как ФСИН России, так и органов внутренних дел.
Бывает, что ОАО РЖД не согласовывает движение в определенных направлениях, так как произошло сокращение количества поездов по ряду маршрутов, из-за чего приходится делать больше переприцепок. Продолжительность остановок сокращается, а количество пунктов, где проводится обмен спецконтингента, остается неизменным, в связи с чем работа усложняется.
- По каким направлениям осуществляются перевозки, какие участки наиболее загружены, какие проблемные?
- Достаточно проблематична в период пика перевозок европейская и южная части России. Лето - время массовых отпусков, многие едут на отдых семьями, с детьми. Прицепить вагон к поезду, идущему в сторону курортов Краснодарского края, значительно сложнее, потому что на это направление есть спрос пассажиров, и поезда формируются из максимального количества вагонов. Однако наибольшие проблемы в части планирования движения представляют поезда не дальнего следования, а местного значения. Если пассажиропоток на определенных направлениях падает, то такие поезда становятся нерентабельными и их отменяют. Осуществлять перевозку отдельным локомотивом экономически неэффективно. Поэтому эти проблемы, возникающие в основном в отдаленных регионах, выходят на первое место.
Сложности имеются также с почтово-багажным движением, так как даже по плановым маршрутам поезда отменяют, если в них не набирается 15 вагонов.
- Как осуществляется взаимодействие с железнодорожниками? Раньше было Министерство путей сообщения, а теперь ОАО РЖД, которое является коммерческой организацией. Возникли в связи с этим определенные сложности?
- Когда ОАО РЖД стало правопреемником МПС России, была разработана доста-
точно обширная правовая база, основу которой составляет Устав железнодорожного транспорта. Мы приняли активное участие в той работе, в связи с чем основополагающие моменты взаимодействия были заложены в федеральном законодательстве. В настоящее время это является очень сильным подспорьем в нашей деятельности.
Естественно, главным показателем эффективности коммерческого предприятия является уровень прибыли, и железнодорожники делают все возможное для его повышения. Однако всегда можно найти компромиссы, и работа строится именно в этом направлении.
- В каких регионах сотрудничество филиалов Главного центра спецперевозок МВД России и управлений конвоирования ФСИН России наиболее плодотворное?
- Когда мы выезжаем в командировки, то всегда отрабатываем взаимодействие между нашими филиалами и управлениями по конвоированию территориальных органов ФСИН России, интересуемся: какие существуют проблемы, где наши подразделения недорабатывают, что надо откорректировать. Я пока нигде не видел провальных ситуаций. У нас отличное взаимодействие с управлениями по конвоированию УФСИН России по Новосибирской, Воронежской, Нижегородской, Иркутской областям, Хабаровскому, Забайкальскому краям. Даже в Калининграде - хотя там плановый железнодорожный маршрут был закрыт, мы оказываем содействие в организации воздушного конвоирования.
Все сотрудники уголовно-исполнительной системы, с которыми мне приходилось работать, были профессионалами высокого класса. Пользуясь случаем, хочу поздравить своих коллег со 135-летием образования уголовно-исполнительной системы, пожелать успехов в их нелегкой службе, здоровья, счастья и удачи во всех начинаниях! ^
Беседовала Л. А. ЧЕРЕШНЕВА Фото В. К. НИКИФОРОВА