Условия конвоирования железнодорожным транспортом осужденных и лиц, заключенных под стражу: история и наше время
Рассмотрение вопросов организации служебной деятельности специальных подразделений УИС по конвоированию невозможно без экскурса в историю становления и развития службы конвоирования в России -теоретические и практические основы службы конвоирования, которые закладывались более 200 лет назад, остаются актуальными и на современном этапе.
Перемещение арестантов в места лишения свободы, организация их охраны, размещения и содержания в России приобрели особое значение во времена Петра I, когда в 1699 году в Сибирь одновременно было сослано более 250 участников стрелецкого бунта. Тогда же предпринята первая попытка систематизировать уголовно-правовые нормы. Разработанный в 1715 году при непосредственном участии Петра I «Артикул воинский» предусматривал усиление суровости наказаний, их исполнение, расширение перечня наказаний и более строгую их регламентацию. В данный период в России еще не было специальных вооруженных формирований для сопровождения арестантов к местам отбывания наказания. В ХУ11-ХУ111 веках эти задачи выполнял стрелецкий приказ. Позднее партии колодников переправлялись под конвоем вооруженных команд башкирцев, издавна занимавшихся скотоводством. При этом условия конвоирования арестантов были очень суровыми.
Коренная реформа в организации конвойной службы произошла в годы царствования императора Александра I. По его указу от 16.01.1811 была создана внутренняя стража, включавшая местные воинские команды, которые ранее находились в ведении гражданских властей и вместе с полицией отвечали за «охранение тишины и спокойствия». Согласно Положению для внутренней стражи ее подразделения «могли быть употребляемы для препровождения преступников и на отряжение нужных
часовых к присутственным местам, тюрьмам и острогам».
В 1817 году была введена этапная система доставки арестантов и ссыльных к местам отбывания наказания. Этапные команды сопровождали осужденных до границ соседних губерний, где их принимали местные конвоиры и этапировали далее. Документ, в котором устанавливались дни и пункты их отправки, по сути ставший первым маршрутным расписанием, был утвержден 27.02.1824, назывался он так: «Расписание этапов для препровождения ссыльных в Сибирь».
В августе 1825 года для повышения надежности охраны «препровождаемых» заключенных при пешем этапировании было предписано приковывать арестантов к металлическому пруту. Спустя восемь лет этот способ был отменен и вместо тяжелого негнущегося прута стали использовать цепь, к которой «пристегивали» арестантов с помощью быстро закрепляющихся наручников (изобретение командира отдельного корпуса внутренней стражи генерала П. М. Капцевича).
Дальнейшим шагом совершенствования службы конвоирования стало учреждение в 1837 году этапных команд на трактах. Этапные команды и помещения для ночлега арестантов располагались, как правило, на расстоянии двух почтовых станций, среднее расстояние между этапами внутри России и в Сибири
ОРГАНИЗАЦИЯ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
составляло около 100 км. Арестанты следовали от этапа к этапу под конвоем солдат соответствующей команды, которые передавали их, списки и прилагаемые документы следующей этапной команде.
Большие перемены в конвойную службу к середине XIX века внесло развитие в России железных дорог. Когда между Санкт-Петербургом и Москвой проложили рельсы, из штаба корпуса внутренней стражи поступило предложение об организации конвоирования арестантов в железнодорожных вагонах. И 27.03.1858 «высочайше» было утверждено «Положение о перевозке арестантов по Николаевской железной дороге», в соответствии с которым создали особое отделение постоянных конвойных при Санкт-Петербургской инвалидной команде, построили четыре особых вагона для перевозки арестантов вместимостью до 100 человек каждый и определили порядок этапирования и охраны заключенных во время перевозки. Так было положено начало конвоированию осужденных и лиц, заключенных под стражу, по железнодорожным маршрутам в России, которое в дальнейшем получило широкое применение.
В 1879 году в составе Министерства внутренних дел было создано Главное тюремное управление, которому позже был подчинен и главный инспектор по пересылке арестантов
«с оставлением в непосредственном ведении Военного министра». В 1895 году Главное тюремное управление перешло в ведение Министерства юстиции.
В 1908 году обычные товарные вагоны были приспособлены для перевозки переселенцев из европейской части России в Сибирь. По имени инициатора этого массового переселения министра царской России П. А. Столыпина такие вагоны в народе стали называться столыпинскими. С торцов такого вагона имелись подсобные отсеки, где размещался сельхоз-инвентарь и перевозился скот. Когда переселенческая кампания пошла на спад, столыпинские вагоны начали использоваться для перевозки осужденных.
Сложившаяся структура управления конвойными командами и организации этапирования арестантов без существенных изменений просуществовала вплоть до апреля 1918 года.
Приказом народного комиссара по военным делам от 20.04.1918 № 284 были организованы войска конвойной стражи, предназначенные для конвоирования контрреволюционного элемента и лиц, находящихся под стражей, за нарушение законов советского государства. В 1930 году конвойная стража была переименована в конвойные войска СССР, а в 1939-м конвойные войска вошли в состав внутренних войск. В этот период истории уже широко использовалось конвоирование заключенных по железным дорогам эшелонными и плановыми караулами.
Большой опыт по конвоированию и содержанию под стражей военнопленных был приобретен в 1939 и 1940 годах, а также во время Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Приказом НКВД СССР 04.07.1941 была утверждена Временная инструкция о конвоировании военнопленных частями конвойных войск НКВД СССР. В этот период времени
[email protected] www.orfsin.ru 48
конвойные войска привлекались к массовому перемещению населения в другие области страны. Так, только в 1941 году из Поволжья на восток страны было вывезено эшелонами более 376 тысяч немцев.
Огромный объем задач по конвоированию осужденных и лиц, заключенных под стражу, был выполнен конвойными войсками и в послевоенные годы. Существенно расширился парк специальных вагонов для перевозки спецконтингента, спецвагоны стали совершенней и являлись модификацией стандартных пассажирских вагонов, в которых был учтен опыт прошлых лет.
Многие нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность специальных подразделений УИС по конвоированию, носят межведомственный характер. Они регулируют организацию специальных перевозок, вопросы взаимодействия при осуществлении конвоирования, обеспечение жизнедеятельности. Таким образом, правовое регулирование функционирования специальных подразделений УИС по конвоированию имеет сложный и многообразный характер, интегрирует в себе нормы различных отраслей права.
В настоящее время задачи по конвоированию осужденных и лиц, содержащихся под стражей, возложены на Федеральную службу исполнения наказаний и в соответствии с Указом Президента Российской Федерации № 1116 с 01.01.1999 выполняются специальными подразделениями уголовно-исполнительной системы по конвоированию.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 05.07.2005 № 412 «О порядке приобретения, содержания и эксплуатации специальных вагонов для перевозки осужденных и лиц, содержащихся под стражей» функции по содержанию и эксплуатации специальных вагонов для перевозки осужденных и лиц, содержащихся под стражей, а также взаимодействие с владельцами инфраструктур железнодорожного транспорта, организациями, производящими ремонт железнодорожного подвижного состава, их техническое обслуживание, осуществляет Министерство внутренних дел Российской Федерации.
С целью реализации положений указанного постановления совместными нормативными актами МВД России и Минюста России определен порядок взаимодействия органов спе-
циальных перевозок МВД России и специальных подразделений УИС по конвоированию по эксплуатации специальных вагонов.
Значительную роль в качественном выполнении служебных задач по конвоированию играют высокий уровень подготовленности сотрудников специальных подразделений по конвоированию и использование современных транспортных средств для перевозки осужденных и лиц, содержащихся под стражей.
Конвоирование железнодорожным транспортом считается одним из наиболее сложных видов конвоирования, что обусловлено влиянием большего количества неблагоприятных факторов, чем в других видах караулов, и значительной продолжительностью их воздействия на сотрудника. Выполнение служебных задач по конвоированию требует от сотрудников высоких моральных качеств и больших затрат физических сил, отличной профессиональной подготовки, знания нормативных актов. Бдительность, психологическая подготовка, служебная дисциплина, физическая закалка и сплоченность коллектива - важнейшие условия достижения успехов в выполнении служебных задач. Эти качества приобретаются в результате длительного процесса подготовки, обучения и организации служебной деятельности управлений (самостоятельных отделов) по конвоированию территориальных органов ФСИН России.
Основу современного парка спецвагонов составляют модели ЦМВ 61-827 и пришедшие им на смену современные модели ЦМВ 61-4500 (время выпуска - 2004-2014 годы) и ЦМВ 61-4495 (выпускаются с 2015 года).
Спецвагоны модели ЦМВ 61-4500 были спроектированы и построены на Тверском вагоностроительном заводе. Принципиальными отличиями этих вагонов от прежних модифи-
#
ОРГАНИЗАЦИЯ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
каций стали повышенная комфортность, улучшенная вентиляция воздуха, наличие кондиционеров, установка газовой плиты, холодильника и микроволновой печи в кухне караула, наличие душевой кабины для сотрудников караула и, что самое важное, в них впервые были установлены биотуалеты для конвоируемых лиц, которые позволили в пути следования и на стоянках пользоваться санитарным узлом без ограничений. Для контроля за несением службы караулом и размещением спецконтингента в камерах в спецвагонах модели ЦМВ 61-4500 были установлены стационарные средства видеонаблюдения и предусмотрена возможность использования видеозаписывающего устройства.
В целях дальнейшего совершенствования парка специальных вагонов по инициативе ФСИН России в 2014 году на Тверском вагоностроительном заводе приступили к проектированию специального вагона нового поколения с модельным номером ЦМВ 61-4495, который был запущен в серийное производство в 2015 году. Одним из основных отличий спецвагона нового поколения от предыдущих моделей стал удлиненный кузов из коррозионно-инертной стали, что позволило внести изменения во внутреннюю планировку вагона с учетом требова-
ний, предъявляемых к организации специальных перевозок, улучшить микроклимат и эргономику. Спецвагоны оснащены принципиально новой системой обеззараживания воды и воздуха (ультрафиолетовой установкой), двухконтурной системой кондиционирования, раздельной системой воздухообмена, биотуалетами. В новых вагонах максимально учтены все нормы и правила, применяемые в области железнодорожных перевозок. Срок службы вагонов составляет не менее 40 лет.
В этих моделях установлена система охранной сигнализации и видеонаблюдения «Неза-будка-Ж-СНВ», позволяющая осуществлять визуальный контроль как внутри вагона, так и околовагонного пространства (при помощи 16 цифровых видеокамер, установленных по периметру спецвагона), а также хранения полученной видеоинформации. Для определения местоположения вагоны модели ЦМВ 61-4495 оборудованы системой ГЛОНАСС/GPS.
Для обслуживания спецвагонов назначаются опытные проводники с оформлением соответствующего допуска к работе. Контроль за подготовкой спецвагона к рейсу и его экипировку осуществляют сотрудники филиалов ГЦСП МВД России, специалисты железной дороги, диспетчеры специальных перевозок. Прием спецвагона перед службой осуществляет один из помощников начальника планового караула по железнодорожному маршруту. При приеме проверяются техническое состояние, экипировка и отсутствие недостатков, влияющих на обеспечение безаварийного движения, безопасность несения службы и жизнеобеспечения спецконтингента и состава караула. При наличии недостатков, не позволяющих качественно выполнять службу, для их устранения привлекаются специалисты железной дороги и территориальных ЦСП МВД, а при невозможности их устранения вагон подлежит замене.
Для непосредственной охраны осужденных и лиц, содержащихся под стражей, в коридоре у камер спецвагона выставляются часовые. Состав караула во время конвоирования требует от осужденных и лиц, содержащихся под стражей, строгого соблюдения правил поведения, вежливого обращения между собой и с составом караула. В целях предотвращения вредного воздействия табачного дыма на здоровье человека и в соответствии со ст. 12 Федерального закона от 23.02.2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья
[email protected] www.orfsin.ru
nomeг_10_2016.indd 50
50
#
28.09.2016 13:21:02
граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» в поездах дальнего следования запрещается курение табака. Указанный нормативный правовой акт распространяется на всех граждан Российской Федерации и исключений не предусматривает, в том числе и для находящихся в камерах спецвагона конвоируемых лиц. Кроме того, часовой может осуществить прием жалоб и претензий от конвоируемых лиц в письменной форме или устной с записью на видеорегистратор.
Одним из наиболее актуальных вопросов в пенитенциарной системе России является соблюдение законных интересов и прав осужденных и лиц, содержащихся под стражей, в том числе в период их конвоирования. В целях повышения культуры несения службы и соблюдения прав конвоируемых лиц до сотрудников караулов по конвоированию регулярно доводятся нормативные правовые акты, регламентирующие службу по конвоированию. Серьезное внимание уделяется обеспечению материально-бытовых и санитарно-гигиенических условий при конвоировании в специальном транспорте. Должностные лица, осуществляющие проверки службы караулов, обязаны в обязательном порядке проводить опрос конвоируемых лиц о наличии жалоб и претензий на условия перевозки.
Вывод в туалет конвоируемых лиц производится по их просьбе и только по одному. Это мероприятие требует от сотрудников караула особого внимания и постоянной готовности к немедленному отражению возможного нападения.
При перемещении конвоируемые лица обеспечиваются органом-отправителем индивидуальным рационом питания по нормам на весь период следования. Для гидратации продуктов питания не менее трех раз в сутки выдается горячая вода, порядок выдачи которой определяется начальником территориального органа ФСИН России с учетом требований нормативных документов и характеристики маршрута конвоирования. В целях обеспечения мер личной безопасности спецконтингента и состава караула горячая вода после кипячения охлаждается до температуры 50-60°С. Вместе с тем способность воды к гидратации сублимированных продуктов сохраняется. Для определения температуры воды плановому караулу по железнодорожному маршруту выдается термометр.
Для проведения санитарной обработки камер и санитарного узла спецвагона в пути сле-
дования после высадки из него лиц, больных туберкулезом, в состав плановых и сквозных караулов по железнодорожным маршрутам назначается нештатный дезинфектор с набором необходимых средств санитарной обработки.
Караулы на время выполнения служебной задачи обеспечиваются медицинскими аптечками и необходимым количеством индивидуальных перевязочных средств, которыми в случае необходимости могут воспользоваться и конвоируемые лица.
Система охраны конвоируемых лиц постоянно совершенствуется, осуществляется сбор и обобщение передового опыта с целью его внедрения в повседневную служебную деятельность, работы в этом направлении не прекращаются и отвечают всем современным вызовам.
Условия перевозки осужденных и лиц, содержащихся под стражей, находятся под пристальным вниманием руководства Минюста России и ФСИН России. В ближайшие годы парк спецвагонов будет существенно обновлен новыми моделями с улучшенными техническими и эксплуатационными характеристиками. ^
УОК ФСИН России