Научная статья на тему 'Некоторые страници служебно-боевой деятельности УИС в годы Великой Отечественной войны'

Некоторые страници служебно-боевой деятельности УИС в годы Великой Отечественной войны Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
136
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЙНА / ОХРАНА / КОНВОИРОВАНИЕ / СТРОИТЕЛЬСТВО / ЗАКЛЮЧЁННЫЕ / WAR / GUARD / ESCORT / BUILDING / PRISONERS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Васильев В. Е.

В статье освещены некоторые страницы деятельности уголовно-исполнительной системы в годы Великой Отечественной войны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Васильев В. Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME PAGES FROM THE HISTORY OF CRIMINAL-ACTIVITY OF PENAL SYSTEM DURING THE GREAT PATRIOTIC WAR

In the article the author analyzes the history of the escort of troops, as a part of the Criminal Executive system during the Great Patriotic War.

Текст научной работы на тему «Некоторые страници служебно-боевой деятельности УИС в годы Великой Отечественной войны»

Участие уголовно-исполнительной системы (далее - УИС) в Великой Отечественной войне состояло в следующем: участие непосредственно в боевых действиях в начальном периоде войны; участие в войне сотрудников, откомандированных в действующую армию; служба и работа в учреждениях УИС, обеспечивавших выполнение народно-хозяйственных планов.

Кратко коснёмся первого и третьего пунктов, так как со вторым, в общем-то, всё довольно ясно. Так, например, НКВД СССР из своих сотрудников и военнослужащих, имевших военное образование или просто физически годных к службе в действующей армии, сформировал достаточно много частей, соединений и даже Отдельную армию войск НКВД СССР (приказ НКВД СССР от 26 октября 1942 г.), переданную в состав Красной Армии 1 февраля 1943 г.1

Войну бойцы конвойных подразделений встретили вместе с военнослужащими Красной Армии в Брестской крепости. Вот что писал в боевом донесении заместитель начальника Управления конвойных войск комбриг Кривенко начальнику управления о героической гибели 132 отдельного конвойного батальона при обороне Бреста: «№ 1, г. Минск 23 июня 1941 г. 21.00. <...> 132 батальон (Брест): казармы разрушены артиллерийским огнём и авиабомбами. Караул, усиленный 25 красноармейцами, погиб, исполняя свой долг. Остальной состав мелкими группами начал прибывать в Минск. Гор. Брест был оставлен частями Красной Армии в 8.00 22.6.41 после боя с пехотой, переправившейся на лодках через Буг»2.

Враг натолкнулся на непреодолимое упорство оборонявшихся войск. Это вынужден был зафиксировать противник в своих донесениях. Так, в оперативной сводке группы армий «Центр» по состоянию на 25 июня говорилось: «В Брестской крепости гарнизон продолжает держаться, оказывая исключительно упорное сопротивление <...> У железнодорожного моста в Семятиче в дотах остаются части противника, которые подвергаются сильному обстрелу нашей артиллерии»3.

Вместе с воинами Красной Армии оборонялись до последнего патрона, не жалея жизни, пограничники и бойцы внутренних войск. Многие из них погибли, но и те, кто, будучи ранеными и обессиленными, оказались в плену, не покорились врагу, продолжая бороться в фашистских лагерях, став участниками антифашистского сопротивления. Среди них были и бывшие воины 132 отдельного конвойного батальона войск НКВД Н. А. Токарев и А. П. Чубаров. Попав в плен, они бежали из концлагеря. Первый воевал в рядах Советской Армии, участвовал в освобождении Праги, второй примкнул к партизанам Югославии, участвовал в освобождении Любляны. Оба награждены орденами Славы. Военфельдшер 132 батальона В. Ф. Севрук стала партизанкой отряда им. В. И. Чапаева. Один из героев Брестской крепости красноармеец 132 батальона Ф. В. Рябов посмертно награждён орденом Отечественной войны I степени4.

В начальный период войны, когда немецкая армия проходила по советской территории в день десятки километров, трудно было как-то упорядочить действия наших сил. Привлекали всех, кто мог держать в руках оружие. Заключённые не были исключением. Об этом, прямо или косвенно, свидетельствуют документы. Читаем обзор боевых действий 227 конвойного полка при выходе из окружения с 12 сентября по 2 октября 1941 г.: «Бой на участке Красиловка, хут. Скибин, Рожевка»5. 1 батальон 227 конвойного полка с приданными 300 человеками партизан (курсив мой - В. В.) и сотрудников милиции с 12.09.41 по 19.09.41 оборонял район Красилово, хут. Скибин, Рожевка с задачей не допустить прорыва немцев к Киеву до 15.09.41 <...> За период 3-

1 Внутренние войска в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Документы и материалы. - М.: Юрид. лит., 1975. - С. 585.

2 Внутренние войска в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Документы и материалы. - С. 56.

3 Сандалов Л. На московском направлении. - М.: Наука, 1970. - С. 113.

4 Внутренние войска в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Документы и материалы. - С. 692.

5 Там же. - С. 292-293.

дневных боёв личный состав батальона уничтожил до 250 человек немецких солдат и офицеров. Потери батальона: убитых 80 человек и раненых 40 человек».

Любопытно, откуда взялись партизаны, находящиеся не в тылу немцев, а рядом с конвойниками НКВД?

А как бы Вы, читатель, будучи политруком, назвали в донесении участвовавших с вами в боях заключённых, которых Вы конвоируете в тыл пешим порядком?

В литературе можно встретить много упоминаний об участии сотрудников и военнослужащих подразделений, входивших в ту пору в УИС. Так, например, 6-й роте 225-го стрелкового полка внутренней охраны НКВД СССР, реорганизованный из 2-го Петроградского конвойного полка была поставлена задача отконвоировать в тыл заключённых Рижской тюрьмы. Для этого бойцы быстро соорудили вместо разрушённого лодочный мост через реку Даугаву и переправили на другой берег всех заключённых, имущество и вооружение батальона. Затем на 61 -ом км Рижского шоссе рота приняла бой с гитлеровцами и надолго их задержала, что дало возможность остальным частям и подразделениям отойти на новые рубежи6.

Из частей, участвовавших в боях с немецко-фашистскими захватчиками, известны действия конвойной роты 249 конвойного полка НКВД, которая входила в подчинение управления войск округа.

Вот выдержки из донесения начальника политотдела пограничных войск черноморского округа в политуправление войск НКВД СССР о боевых действиях частей 184 стрелковой дивизии войск НКВД и конвойной роты в Крыму с 27 октября по 15 ноября 1941 г.

«30.10 в 21.00, когда стало известно о проникновении противника в район с. Булгаиак (о чём сообщалось выше), конвойная рота в составе 80 человек под командованием командира роты старшего лейтенанта Куринепко и политрука роты младшего политрука Корнеева на автомашинах была направлена в указанный район для задержания продвижения противника. Примерно в 3.00 31.10 рота наткнулась на передовые подразделения противника, но, встретив сильный огонь и не имея никаких данных о силах противника, заняла оборону.

На рассвете в 6.00 рота вступила в бой с противником. Бой показал, что против конвойной роты действует противник с превосходящими силами, имея артиллерию и миномёты. Несмотря на это, рота выполняла задачу - боем сдерживать продвижение противника. Все бойцы и командиры в бою проявляли исключительную стойкость. Особенно отличился пулемётчик красноармеец Шатилов, член ВЛКСМ, который огнём пулемёта уничтожил два орудийных расчёта, двух мотоциклистов и много солдат противника. Выдержав почти двухчасовой бой и имея к 8.00 охват «клещами» противника, рота предприняла выход из боя.

По данным командира роты, противник в этом бою понес потери убитыми до 60 солдат и офицеров, потери роты - 6 человек убитыми и 6 человек ранеными, в том числе политрук роты Корнеев. Политрук и 4 раненых красноармейца с поля боя вынесены и эвакуированы в госпиталь.

Начальник политотдела пограничных войск НКВД Черноморского округа полковой комиссар Колпаков»7.

Итак, с началом Великой Отечественной войны конвойные войска выполняли задачи по конвоированию заключённых в тыл из прифронтовой полосы, конвоированию и охране военнопленных.

6 Дрилль Л. К. На службе Отчизне. Страницы истории конвойной стражи России и Санкт-Петербурга. - СПб., 2003. - С. 19-20.

7 Дрилль Л. К. На службе Отчизне. Страницы истории конвойной стражи России и Санкт-Петербурга. - С. 310311.

Уже в первые дни боевых действий в соединениях Красной Армии стали создаваться временные пункты для приёма военнопленных, откуда они конвоировались в армейские приёмные пункты, а затем во фронтовые лагеря-распределители.

Прием военнопленных на временных пунктах производился нарядами конвойных войск по заявкам штабов армий или на основании распоряжения начальника войск НКВД по охране тыла. Состав конвоя и порядок конвоирования определялся командованием частей в зависимости от обстановки и имеющихся сил и средств. Организация и тактика конвоирования военнопленных осуществлялись первоначально в соответствии с требованиями УСКВ-39 (Устав службы конвойных войск 1939 г.). Однако уже в начале июля 1941 г. приказом НКВД СССР № 0318 была утверждена «Временная инструкция о порядке конвоирования военнопленных из приёмных пунктов в лагери-распределители частями конвойных войск»8.

Следует отметить, что конвоирование военнопленных летом 1941 г. осуществлялось чаще всего пешим порядком. Поэтому все те особенности, которые были свойственны конвоированию заключённых в сложных условиях прифронтовой полосы, были характерными и для нарядов, сопровождающих колонны военнопленных. Более того, служба личного состава значительно усложнялась враждебностью и агрессивностью военнопленных по отношению к нарядам.

С началом военных действий изменились также организация и условия несения караульной службы по охране объектов. В прифронтовой полосе, например, караулы от частей 13-й и 14-й дивизий, 41-й и 43-й бригад конвойных войск с первых же дней войны несли службу в условиях систематических бомбёжек охраняемых объектов, при угрозе нападения на них диверсионных групп противника, буржуазно-националистических бандитских формирований. Положение усугублялось необходимостью строгого соблюдения правил светомаскировки, увеличением количества лиц, склонных к побегу, при общем падении исполнительности среди заключённых и военнопленных. В этих условиях большую помощь в несении боевой службы нарядам оказывали всевозможные примитивные приспособления и устройства, повышающие надёжность охраны.

Успешно применялось, например, подвешивание звенящих предметов на проволочных заграждениях, засыпка предупредительных зон опилками или песком, устройство контрольных полос с внешней стороны объекта. Чтобы часовым было удобнее просматривать охраняемые объекты в ночное время, производилась окраска известью столбов, стволов деревьев, заборов, стен внутри запретных зон.

В целях повышения персональной ответственности командиров за выполнение задач Главное управление внутренних войск возлагало обязанности по конвоированию военнопленных и спецконтингента в границах каждого фронта на одну из частей. Командование этих частей непрерывно поддерживало связь с начальниками войск НКВД по охране тыла фронтов и через них уточняло дислокацию сборно-пересыльных пунктов спецконтингента, высылало на места своих представителей, которые формировали колонны или эшелоны и определяли состав конвоя.

В ходе боёв на армейских приемных пунктах скапливались большие массы военнопленных, что приводило к необходимости выделять для их охраны личный состав из соединений и частей, ведущих боевые действия. В связи с этим решением Ставки и приказом НКВД СССР в начале 1942 г. конвойным войскам была поставлена задача осуществлять охрану и конвоирование военнопленных в пределах оперативного тыла. По требованию штаба фронта или начальника войск НКВД по охране тыла части конвойных войск стали принимать под охрану армейские приёмные пункты военнопленных, конвоировать военнопленных во фронтовые лагеря-распределители, лагерные отделения и госпитали для них, а также охранять эти объекты, что, естественно, не только значительно

8 Сб. инструкций по конвойно-караульной службе конвойных войск НКВД СССР. -М.: НКВД СССР, 1943.

„ 9

расширило задачи конвойных войск, но и усложнило организацию их выполнения . Учитывая сложившуюся обстановку и необходимость дальнейшего совершенствования службы, НКВД СССР своим приказом от 19 января 1942 г. вывел конвойные части из подчинения Главного управления внутренних войск, которое было расформировано, и передал в распоряжение вновь созданного Управления конвойных войск ряд дивизий и бригад, объединивших к середине 1942 г. 24 полка, 15 отдельных батальонов и 9 школ младшего начсостава.

Директивой начальника Управления конвойных войск был определен общий порядок организации охраны объектов. Если приёмный пункт находился на значительном удалении от расположения части и связь с ним была затруднена, то выделялся наряд численностью 35-40 человек, который охранял приёмный пункт и конвоировал военнопленных во фронтовые лагеря-распределители. При наличии регулярной связи с частью численность наряда сокращалась до 25 человек, причем он использовался только для охраны приёмного пункта. Для конвоирования военнопленных в лагеря-распределители в этом случае назначались специальные конвои. Охрана лагерей-распределителей производилась на основании приказа начальника Управления конвойных войск специально выделенными подразделениями, состав которых зависел от характера оперативной обстановки в данной местности, численности и состава военнопленных, подготовленности объектов и достигал 100-150 человек.

Особое внимание в этот период было уделено повышению уровня знаний младшего начальствующего состава. В связи с уходом значительной его части в другие войска, на должности начальников конвоев и караулов было выдвинуто соответствующее количество рядовых, не имевших в ряде случаев достаточных знаний и опыта. Для их подготовки в частях были проведены сборы начальников эшелонных и плановых конвоев (по 60-часовой программе). Основным содержанием занятий являлся накопленный к тому времени опыт организации в военное время службы конвоев, караулов и оперативных групп.

Управлением конвойных войск был осуществлён и ряд других мероприятий. Так, для упорядочения службы конвоев, оказания им практической помощи и улучшения контроля за передвижением эшелонов с заключёнными директивой начальника Управления конвойных войск от 6 марта 1942 г. (на основании приказа НКВД СССР от 8 февраля 1942 г.) на узловых и других крупных железнодорожных станциях были организованы специальные контрольные пункты. Для каждой части устанавливалась ось маршрута движения конвоев.

Этой же директивой на части возлагалась задача: по мере продвижения Красной Армии на запад восстанавливать прежние маршруты конвоирования, брать под охрану тюрьмы, приёмные пункты, лагеря, госпитали для военнопленных; восстанавливать нормальную деятельность плановых конвоев по старому довоенному своду маршрутов, а также устанавливать по мере необходимости новые железнодорожные, водные и грунтовые маршруты с целью обеспечения своевременной перевозки военнопленных, заключённых и спецконтингента10 (спецконтингент - интернированные лица - бывшие военнослужащие Красной Армии, граждане стран, находящихся в состоянии войны с СССР, перемещаемое население с прифронтовой полосы по соображениям недопущения «пятой колонны» - поволжские немцы, крымские татары, чеченцы и т. д.).

К апрелю 1942 г. частями и соединениями был уже накоплен большой опыт конвоирования военнопленных и спецконтингента11.

9 Картавцев И. Оперативно-боевая деятельность Пограничных и внутренних войск в период Великой Отечественной войны : курс лекций. - М.: Изд. Военной ордена Ленина Краснознамённой ордена Суворова академии им. М. В. Фрунзе, 1967. - Схема 9.

10 Стариков Н. Служба конвойных войск в годы войны. На боевом посту № 57. - М., 1984. - С. 64.

11 Сб. инструкций по конвойно-караульной службе конвойных войск НКВД СССР. - М., НКВД СССР, 1943.

Были разработаны инструкции «О порядке конвоирования бывших военнослужащих, находившихся в плену и окружении противника» и «О порядке обеспечения военнопленных, перебрасываемых из одного лагеря в другой», ставшие основными документами, регламен-тирующими выполнение этих задач в военное время.

Управление осуществляло также ряд мероприятий по совершенствованию системы охраны объектов и эшелонов с военнопленными, заключёнными и спецконтингентом. Был распространён передовой опыт организации и несения службы караулов, добившихся лучших результатов, внедрено в практику охраны объектов новое техническое средство типа «сторожевой сигнал». Во многих частях и подразделениях развернули работу по обобщению опыта и изысканию лучших методов организации охраны эшелонов и объектов, совершенствованию службы различных видов нарядов, освоению новых технических средств. В результате появился ряд новшеств, способствующих более качественному несению службы конвоями и караулами.

В службе эшелонного конвоирования, например, было применено шахматное расположение постов при охране эшелонов на остановках ночью (днём часовые несли охрану эшелонов четырёхсменными постами из расчёта один парный пост на 4-5 вагонов, ночью плотность постов увеличивалась). Во время движения состава часовые размещались на всех тормозных площадках, а при их отсутствии или малом количестве к вагонам пристраивались подвесные тамбуры. При конвоировании заключённых или военнопленных в открытых вагонах к их торцам приваривались (крепились болтами) специальные уголки, на которых размещались часовые. Для отражения нападения самолетов противника на крышах вагонов устанавливались пулемёты, которыми вооружались конвои; турельные установки для них изготавливались из подручных материалов в частях и подразделениях. Здесь же изготавливались также устройства, состоящие из электрических лампочек с козырьками, которые применялись для наружного освещения дверей вагонов и железнодорожного полотна в условиях светомаскировки. В ряде случаев для блокирования торцовых стенок товарных вагонов вместо проволочных сеток применялся прибор звуковой сигнализации - «сторожевой сигнал».

Была усовершенствована система организации охраны объектов. Получило распространение ежедневное изменение расположения нарядов. Так, дозоры каждый раз высылались по новым маршрутам, секреты, засады, наблюдатели, дополнительные блокпосты служебных собак выставлялись каждый раз на новом месте.

Следует отметить, что наряду с улучшением качества боевой службы в войсках происходило увеличение служебной нагрузки на личный состав. Если в марте 1942 г. конвойные войска охраняли только 2 лагеря с военнопленными, 7 спецлагерей и 3 госпиталя, то на 1 мая 1942 г. ими охранялось в общей сложности 88 объектов12. Таким образом, в первой половине 1942 г. в службе конвойных войск произошло некоторое перераспреде-ление сил от решения задач по конвоированию к охране объектов.

Сложностью и напряжённостью отличалась боевая служба личного состава конвойных войск летом и осенью 1942 г., что объяснялось обстановкой, сложившейся на советско-германском фронте в этот период. Наступление немецко-фашистских войск на южном крыле заметно отразилось на поведении военнопленных: резко повысилась их побеговая активность.

Как указывалось тогда в оперативно-информационных сводках и обзорах по службе конвойных войск, основные причины попыток к побегам и их совершения крылись в недостатках организации боевой службы в частях и подразделениях, в неумелом проведении предупредительных мероприятий по предотвращению побегов, в шаблонном построении системы охраны заключённых и военнопленных, недостаточной

12 Стариков Н. Служба конвойных войск в годы войны. На боевом посту № 57. - С. 65.

требовательности начальствующего состава в вопросах организации службы и контроля за её несением и слабой подготовке личного состава.

Резко ухудшились условия охраны и конвоирования во всех частях конвойных войск НКВД, действовавших в пределах южного крыла советско-германского фронта. Личному составу этих частей, как и летом 1941 г., вновь пришлось осуществлять эвакуацию заключённых и военнопленных пешим порядком на большие расстояния, в условиях постоянной угрозы нападения наземного и воздушного противника. Однако в 1942 г. результаты конвоирования были, как правило, выше. Вот характерный пример. 4 июля 1942 г. колонна из 2244 заключённых конвоировалась пешим порядком из г. Воронежа в г. Тамбов конвоем 229-го полка. Во время прохода по одному из мостов на колонну налетела вражеская авиация. Среди заключённых началась паника, многие из них пытались бежать, но благодаря мужеству и высокой бдительности личного состава, умелому руководству со стороны начальника конвоя побегов не было допущено.

В той же колонне в пути следования, осуждённые к высшей мере наказания неоднократно пытались напасть на конвой и организовать массовый побег. Однако все попытки были ликвидированы. Важную роль при этом сыграли боевые дозоры. Они, чаще всего, своевременно перекрывали пути ухода заключённым, совершившим побег. Успешно действовали и оперативные группы по преследованию преступников (группы преследования), прорвавшихся через охранение. Важную роль в предотвращении попыток побега играли оперативные работники колоний, которые своевременно выявляли преступные намерения отдельных конвоируемых и принимали соответствующие предупредительные меры13.

Особенностью конвоирования летом 1942 г. явилось то, что колонны военнопленных, заключённых и спецконтингента отходили одновременно с отступавшими войсками. При более или менее плановом отходе колонны двигались в пределах оперативного тыла по своим маршрутам и впереди отходящих частей, армий и фронтов. В период же активного наступления противника в июле и августе 1942 г. место конвоируемых колонн было самым разнообразным. Они чаще всего перемещались параллельными дорогами, по которым шли войска. Были случаи, когда эти колонны пользовались теми же, что и войска, дорогами и общими переправами через реки, подвергались нападению воздушного противника и десантов, заброшенных в тыл отходящих войск.

В условиях отрыва от частей, без связи с ними, при угрозе захвата противником колонн конвои иногда оказывались в сложной ситуации: с одной стороны, часть заключённых, имевших небольшой срок наказания, могла быть использована в борьбе с врагом; с другой стороны, часть преступников при захвате противником пополняли ряды предателей Родины. В таких обстоятельствах одобрялась инициатива тех начальников конвоев, которые при первой возможности обращались к прокурорам района, по территории которого проходили колонны, с просьбой решить вопрос об освобождении из-под стражи лиц, имевших короткие или заканчивавшиеся сроки отбывания наказания. Подобным же образом освобождались иногда женщины, подростки, старики и больные. Из оставшихся заключённых формировались новые колонны, которые форсированным маршем продвигались в тыл страны.

При движении колонн в пешем порядке каждая из них прикрывалась с флангов не менее чем тремя боковыми дозорными с каждой стороны, выделенными из состава караула. Непосредственно с флангов колонны охранялись часовыми из расчёта не более 12 шеренг заключённых на каждого. В каждом карауле создавались оперативные группы, которые размещались в голове и хвосте колонны с задачей наблюдать и своевременно предупреждать о приближении вражеских самолетов, возможном нападении конвоируемых на состав конвоя, решительно пресекать попытки к побегу.

13 Там же. - С. 66.

Приказом НКВД СССР от 20 января 1943 г. № 57 был утвержден Устав военизированной охраны исправительно-трудовых лагерей и колоний НКВД СССР (УСВО-43). В Уставе детально были изложены положения, связанные, в том числе, с организацией конвойной службы и этапированием заключённых.

К концу войны объём задач, выполняемых подразделениями по конвоированию, существенно увеличился. В сентябре 1944 г. части конвойных войск охраняли 118 пунктов приёма военнопленных, 135 лагерных отделений и госпиталей для военнопленных, а также 120 тыс. военнопленных, выводимых на работы в различные отрасли народного хозяйства. Кроме этого, под охраной конвойных подразделений находились 153 других объекта.

К апрелю 1945 г. конвойные войска охраняли 710 различных лагерей, тюрем и других объектов. Для охраны военнопленных ежедневно выделялось 30 тыс. человек. На конвойные войска также возлагалась срочная эвакуация части заключённых и оборудования предприятий из районов, подвергшихся агрессии в первые дни войны. В первую очередь эвакуация коснулась мест лишения свободы, дислоцированных в западных районах страны14.

Перейдём к третьему пункту задач УИС в Великой Отечественной войне.

В 1942 г. военнопленные, заключённые и спецконтингент стали привлекаться большими партиями для строительства объектов оборонного и хозяйственного значения. Для их вывода на работу было задействовано 36,6 % личного состава конвойных войск. Учитывая сложившиеся обстоятельства, НКВД СССР разрешил Управлению конвойных войск выводить военнопленных на работу нарядом из расчёта одного конвоира на 15, а не на 8 человек, как это предусматривалось ранее действовавшими нормами.

В 1942 г. в СССР насчитывалось 10 315 промышленных строек, в 1943 г. - 10 418, в

1944 г. - 20 647. За годы войны в тыловых районах было восстановлено 1 523 перебазированных туда крупных предприятия и вновь построено 3,5 тыс. крупных промышленных объектов.

Одним из важнейших направлений строительства было развитие железнодорожной сети. С 1 июля 1941 г. до 1 января 1946 г. построено 9 тыс. километров железнодорожных путей. Ежегодно во время войны вводилось в действие железных дорог больше, чем в годы довоенных пятилеток15.

В этой грандиозной стройке одно из главных ролей принадлежало уголовноисполнительной системе страны.

Рассмотрим это на примере строительства железнодорожной магистрали Комсомольск-на-Амуре - порт Ванино.

В связи с осложнением обстановки на Дальнем Востоке Государственным Комитетом Обороны 21 мая 1943 г. было принято решение за № 3407: «Построить железную дорогу от Комсомольска до Советской Гавани». Срок открытия рабочего движения, в первую очередь от Комсомольска до бухты Ванино, был установлен 1 августа

1945 года. Строительство дороги было возложено на Народный комиссариат внутренних дел СССР.

Для руководства строительством приказом народного комиссара внутренних дел от 25 мая 1943 г. было организовано Управление Строительства № 500 НКВД СССР.

Общее руководство изыскателями и проектированием было возложено на заместителя начальника ГУЛЖДС НКВД СССР и начальника Желдорпроекта генерал-майора инженерно-технической службы Ф. А. Гвоздевского, который с 1 июля являлся одновременно и начальником Управления Строительства № 500.

14 Балахонов Ю. Л., Детков М. Г., Жуков В. М., Скрипников П. М. Организация охраны объектов уголовноисполнительной системы, конвоирования осуждённых и розыска бежавших : учеб. пособие. - М.: ГУИН; ВНИИ МВД России, 1996. - С. 25.

15 Гинзбург С. З. О прошлом для будущего. - М., 1983; Дьяченко Ю. Л. Подвиг строителей индустрии тыла 1941-1945 гг. - М., 1981.

Кстати, Ф. А. Гвоздевский в 1941 г. был назначен начальником Желдорпроекта и заместителем начальника ГУЛЖДС НКВД СССР. В этом же году он возглавил Полевое строительство № 13, которое, силами заключённых (курсив мой - В. В.), построило несколько оборонительных рубежей, а также участвовало в строительстве оборонных железно-дорожных линий. В 1942 г. он возглавил строительное управление Волгожелдорстрой по сооружению Волжской железнодорожной рокадной (вдоль линии фронта) дороги Саратов - Сталинград.

Группой проектировщиков в короткие сроки составила технические условия на проектирование и строительство. 20 мая 1943 г. они были согласованы с заместителем народного комиссара путей сообщения Гоциридзе и утверждены 10 августа 1943 г. утверждены народным комиссаром внутренних дел Л. П. Берией.

Как вспоминает П. А. Станкевич, один из строителей дороги, каждый грамм цемента ценился на вес золота. Металл и цемент отпускались только по разрешению начальника строительства дороги генерала Гвоздевского. И строго, очень строго он спрашивал с виновных за каждую потерянную каплю бетона, щепотку цемента и металла.

Новые, вдвое сокращённые сроки строительства требовали напряжения всех творческих способностей руководителей, сил изыскателей и строителей, чтобы, не ослабляя фронта и тыла, дать второй железнодорожный выход Транссиба к берегам Тихого океана.

С июля 1943 г. по март 1944 г. пять комплексных партий штурмовали отроги Сихотэ-Алиня. Больше всего неприятностей доставлял участок перевала хребта. Глубокие знания горно-таёжных условий в районах прокладки трассы, богатый опыт скоростного строительства в условиях прифронтовой полосы под Сталинградом позволили изыскателям квалифицированно выполнять ответственное государственное задание. Было рассмотрено и обследовано более 40 вариантов преодоления перевала через хребет Сихотэ-Алинь. Из них выбрали один, оптимальный, но трудоёмкий - 710 метров над уровнем океана. Он и был рассмотрен 9-10 марта1944 г. на расширенном совещании при уполномоченном НКВД СССР Френкеле в составе руководящих работников ГУЛЖДС, Желдорпроекта и Строительства № 500.

2 октября 1943 г. началось непосредственно строительство. Строительство со стороны Комсомольска возглавил начальник Нижне-Амурского треста-лагеря (15 отделений, семь заводов, пять фруктово-ягодных садов) комиссар госбезопасности 3 ранга И. Г. Петренко. Со стороны бухты Ванино строителей возглавлял начальник Восточного треста-лагеря полковник М. Ф. Филимонов.

Строителям предстояло переместить колоссальное количество грунта, преодолеть твёрдые скальные породы, построить сотни искусственных сооружений. Строгий график согласовывал все звенья сложного процесса. Ещё в августе-сентябре в горы двинулись отряды строителей-заключённых, которые прорубали трассы и автодороги, строили городки-базы, сооружали временные переправы. Одновременно с ними в тайгу забрасывались строительный материал, техника, механизмы, оборудование, продовольствие. Всего на строительстве было задействовано только автомашин: в 1943 г.

- 350, в 1944 г. - 903, в 1945 г. - 518. Ими было перевезено 8 128 000 тонн грузов. Широко применялись взрывные работы. Был организован массовый взрыв на выброс скального грунта с весом заряда 277 тонн взрывчатки! Широко применялся ручной труд. На трассе работало землекопов с тачками в 1944 г. - 89 тыс. человек, в 1945 г. - 67 тыс. человек. Землекопами было выполнено 50 % земляных работ в невыносимых условиях горнотаёжной местности: летом - тучи гнуса, зимой - лютый мороз и ветер.

Рельсы поступали морем из Канады в порт Ванино, но их не хватало. Поэтому было принято решение разбирать готовые пути на двух участках БАМа.

На строительстве только в 1944 г. было задействовано 129 тыс. человек, в том числе: заключённых - 67682, спецпереселенцев - 1671, спецконтингента - 12821, немцев

- 1015.

Основные земляные работы, искусственные сооружения и укладка рельсового пути были выполнены за 22 месяца напряжённого человеческого труда.

Утром 20 июля 1945 г. на перевал (на станцию Кузнецовский16), под звуки духового оркестра прибыл первый пассажирский поезд с портретом Сталина. Выйдя из вагонов, гости увидели на пологом склоне сопки выложенный из камней огромный силуэт Сталина, а на противоположном откосе выемки - выложенную из камня надпись: «Мы рождены, чтоб сказку сделать былью». «Хорошая сказка, - шепнул каменотёс Виктор Лой землекопу Петру Шатунову, - а сколько людей на перевале погубили? Пожалуй, тысяч сорок, а то и больше»?17

То были суровые годы - людей никто не щадил.

16 Названа в честь автора проекта прохода магистрали через перевал Сихотэ-Алинь. А. П. Кузнецов умер на рабочем месте - в штабной землянке от переутомления - все работали «на износ».

17 Комсомольская магистраль: Очерки, воспоминания, статьи. - Хабаровск: Кн. изд-во, 1996. - С. 55-71.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.