Научная статья на тему 'Основные направления взаимодействия органов и учреждений уголовно-исполнительной системы и органов внутренних дел по вопросам организации и выполнения функции конвоирования'

Основные направления взаимодействия органов и учреждений уголовно-исполнительной системы и органов внутренних дел по вопросам организации и выполнения функции конвоирования Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1352
171
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные направления взаимодействия органов и учреждений уголовно-исполнительной системы и органов внутренних дел по вопросам организации и выполнения функции конвоирования»

И. Е. ОПАР

заместитель начальника отдела территориального конвоирования УОК ФСИН России, полковник внутренней службы

Основные направления взаимодействия органов и учреждений уголовно-исполнительной системы и органов внутренних дел по вопросам организации и выполнения функции конвоирования

Главная специфика процесса конвоирования - выполнение служебных задач вне режимных территорий, за пределами пунктов постоянной дислокации подразделения и часто в условиях непосредственного соприкосновения с местным населением. Все это обусловливает особую значимость наличия непрерывного и эффективного взаимодействия органов и учреждений уголовно-исполнительной системы и органов внутренних дел.

Ежегодно караулами по конвоированию перемещается до 2 млн. человек, причем около 30 % конвоируемых лиц перевозят в интересах МВД России и других правоохранительных органов. На плановых железнодорожных маршрутах конвоирования открыты 714 обменных пунктов, из которых 462 - функционирует в интересах органов внутренних дел. Караулы специальных подразделений по конвоированию выполняют служебные задачи на автомобильных дорогах федерального, регионального и местного значения, в российских и международных аэропортах. Таким образом, становится очевидным, что без наличия эффективного межведомственного взаимодействия качест-

венное выполнение функции конвоирования невозможно.

Правовые основы взаимодействия органов и учреждений уголовно-исполнительной системы и органов внутренних дел по организации конвоирования устанавлены Законом Российской Федерации от 21 июля 1993 года № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», Федеральным законом от 7 февраля 2011 года № З-ФЗ «О полиции», указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации. Кроме того, вопросы взаимодействия отражены в ряде совместных нормативных актов Минюста России и МВД России, основным из которых является приказ Минюста России и МВД России от 24 мая 2006 года № 199дсп/369дсп «Об утверждении Инструкции по служебной деятельности специальных подразделений уголовно-исполнительной системы по конвоированию» (далее - Инструкция).

В структуре служебной деятельности по конвоированию можно выделить следующие основные направления, по которым осу-

ществляется взаимодействие органов и учреждений уголовно-исполнительной системы и органов внутренних дел. Это перевозки осужденных и лиц, заключенных под стражу, специальным железнодорожным и автомобильным транспортом, а также воздушное конвоирование.

Субъектами взаимодействия со стороны органов внутренних дел являются МВД России, министерства внутренних дел, главные управления (управления) МВД России субъектов Российской Федерации, управления на транспорте МВД России, Главный центр специальных перевозок МВД России (далее -ГЦСП МВД России) и их структурные подразделения.

Взаимодействие органов и учреждений уголовно-исполнительной системы и органов внутренних дел осуществляется как в период организации служебной деятельности, так и во время конвоирования. Основные формы взаимодействия определены нормативными документами, вместе с тем территориальными органами ФСИН России ведется постоянная работа по поиску и использованию новых форм работы.

Начальник территориального органа ФСИН России при организации взаимодействия в числе других вопросов должен согласовать с территориальными органами МВД России совместные действия и порядок организации связи при выполнении повседневных задач конвоирования, а также при проведении розыскных мероприятий и возникновении чрезвычайных обстоятельств.

Наиболее сложным с точки зрения организации и несения службы является конвоирование по железнодорожным маршрутам. Основные направления взаимодействия ФСИН России и МВД России при организации специальных железнодорожных перевозок определены постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июля 2005 года № 412 «О порядке приобретения, содержания и эксплуатации специальных вагонов для перевозки осужденных и лиц, содержащихся под стражей», совместным приказом МВД России и Минюста России от 19 мая 2006 года № 361/172 «О совершенствовании организации и обеспечения специальных и иных перевозок, выполняемых в интересах Федеральной службы исполнения наказаний

и Министерства внутренних дел Российской Федерации железнодорожным транспортом» и Инструкцией.

Для открытия планового железнодорожного маршрута конвоирования начальник территориального органа ФСИН России готовит заключение, которое согласовывает с территориальными органами МВД России на региональном уровне, центром специальных перевозок ГЦСП МВД России и представляет в ФСИН России.

Обобщенные предложения в проект расписания движения спецвагонов с пассажирскими и почтово-багажными поездами на железных дорогах Российской Федерации ФСИН России направляет в ГЦСП МВД России для согласования и утверждения. В настоящее время открыты 134 плановых железнодорожных маршрута. Открытие и закрытие обменных пунктов на железнодорожных станциях плановых маршрутов осуществляется территориальным органом ФСИН России по согласованию с территориальными органами МВД России.

Для осуществления совместных действий с центрами спецперевозок ГЦСП МВД России, сбора данных о движении караулов по конвоированию в штатное расписание подразделений по конвоированию введены должности диспетчеров спецперевозок, которые в настоящее время имеются в 39 подразделениях по конвоированию территориальных органов ФСИН России.

Важным элементом совместной работы МВД России и ФСИН России по организации специальных железнодорожных перевозок является обеспечение технической готовности специальных вагонов. В настоящее время парк этих вагонов составляет 186 единиц, из кото-

рых 14 находятся на балансе МВД России, а остальные стоят на балансе ОАО «Российские железные дороги».

Дважды в год ФСИН России и ГЦСП МВД России готовят указания о проведении территориальными органами ФСИН России и центрами специальных перевозок МВД России на железных дорогах весеннего и осеннего комиссионных осмотров спецвагонов и пунктов их отстоя. В процессе комиссионного осмотра определяется техническое состояние вагонов, выявляются недостатки, устанавливаются сроки их устранения. При обследовании парка отстоя спецвагонов проверяется состояние освещения, ограждения, подъездных путей, исправность ворот, запирающих устройств и другие условия, необходимые для качественного выполнения служебных задач.

Совместным указанием ФСИН России и ГЦСП МВД России из сотрудников подразделений по конвоированию и сотрудников отделов спецперевозок созданы группы приемки спецвагонов по окончанию ремонта в депо, что позволило существенно повысить качество проводимых работ.

В процессе эксплуатации прием спецвагонов перед отправкой в рейс осуществляет начальник караула по конвоированию, диспетчер специальных перевозок подразделения по конвоированию и представитель центра специальных перевозок ГЦСП МВД России. Данный порядок действий позволяет практически исключить факты направления в рейс неисправных вагонов. Эти совместные меры помогают поддерживать необходимую техническую готовность спецвагонов. Вместе с тем, по причине старения парка вагонов имеют место случаи поломок оборудования в пути следования, что создает угрозу срыва выполнения служебных задач.

В целях повышения эффективности контроля качества подготовки спецвагонов к рейсу ФСИН России совместно с ГЦСП МВД России в конце 2013 года подготовлена телеграмма об оформлении территориальными органами ФСИН России предписаний сотрудникам органов специальных перевозок на право допуска караулов по конвоированию в специальные вагоны для проверки их технического состояния. Данным указанием начальникам центров специальных перевозок предписано организовать проверку технического состояния всех

спецвагонов, следующих через пункт дислокации подразделения ГЦСП МВД России, и отчитываться о результатах проверки по линии дежурных служб в течение одного часа.

Для исключения случаев неполного приема (сдачи) конвоируемых лиц по основаниям, предусмотренным нормативными документами, с целью повышения качества обысков подозреваемых и обвиняемых на обменных пунктах конвоями органов внутренних дел ФСИН России ежегодно обобщается и направляется в ГУОООП МВД России информация о фактах невыхода на обменные пункты конвоев полиции и причинах отказов караулов ФСИН России в приеме лиц, подлежащих конвоированию. Так, в 2013 году наибольшее количество случаев невыхода конвоев органов внутренних дел на обменные пункты к специальным вагонам отмечалось в Пермском крае и Кировской области.

С целью совершенствования взаимодействия при конвоировании по плановым маршрутам проводятся рабочие встречи руководства подразделений по конвоированию и представителей территориальных органов МВД России на региональном уровне. Например, в ГУФСИН России по Новосибирской области такие мероприятия в 2014 году проходили ежеквартально, в результате чего количество запрещенных предметов, выявляемых у подозреваемых и обвиняемых, доставленных к спецвагонам, сократилось в несколько раз.

Согласно нормативным документам наряды линейных отделов полиции на транспорте присутствуют при посадке конвоируемых лиц в спецвагон (высадке из спецвагона), что на практике способствует профилактике конфликтных ситуаций с населением в местах несения службы. Так, ГУФСИН России по Самарской области решен вопрос со Сред-неволжским линейным управлением МВД России на транспорте о выделении дополнительных нарядов линейных подразделений полиции для пресечения прохода граждан в непосредственной близости от места посадки (высадки) конвоируемых лиц на обменных пунктах, не оборудованных заборами сплошного заполнения, где обмен проводится на пассажирских платформах в местах скопления пассажиров. Все это существенно повысило безопасность при выполнении служебных задач.

I

. и_

I I -

Конвоирование осужденных и лиц, содержащихся под стражей, по автодорожным маршрутам осуществляется из следственных изоляторов в исправительные учреждения и обратно, из учреждений УИС в психиатрические стационары специализированного типа с интенсивным наблюдением, а также между учреждениями УИС. В настоящее время открыты 282 автодорожных маршрута. Подразделения по конвоированию ежегодно осуществляют до 20 тысяч плановых и до 6 тысяч сквозных автодорожных конвоев.

При подготовке к выполнению задач автодорожного конвоирования на схему маршрута движения караула наносят места расположения органов внутренних дел с указанием их телефонов. До караула в период подготовки доводится порядок взаимодействия с территориальными органами МВД России на региональном уровне, органами специальных перевозок ГЦСП МВД России. В необходимых случаях о прохождении караула оповещаются органы внутренних дел, расположенные по маршруту его следования. Так, в ГУФСИН России по Иркутской области графики движения автодорожных караулов ежемесячно направляют в отделы полиции, расположенные на маршрутах следования этих караулов.

В связи с отсутствием по маршрутам следования плановых автодорожных караулов исправительных учреждений и следственных изоляторов ГУФСИН России по Республике Башкортостан согласован с МВД по Республике Башкортостан вопрос о возможности использования, при необходимости, в качестве пунктов остановок спецавтомобилей территорий и помещений отделов (отделений) полиции, расположенных на маршрутах конвоирования.

Постоянно осложняющаяся дорожная обстановка, рост количества дорожно-транспортных происшествий (далее - ДТП) требуют поиска эффективных профилактических мер. Согласно статистическим данным, в 2013 году с участием автотранспорта под управлением сотрудников подразделений по конвоированию произошло 13 ДТП (АППГ - 9, увеличение на 31%), в том числе 7 ДТП с участием специальных автомобилей подразделений по конвоированию (АППГ - 6, увеличение на 14%).

С целью мониторинга дорожной обстановки Управление по конвоированию ГУФСИН России по Иркутской области через дежурные части специальной роты ДПС оперативного реагирования при ГУВД МВД России по Иркутской области и отдельного батальона ДПС ГИБДД УМВД России по г. Иркутску ежедневно осуществляют сбор информации о дорожной обстановке (дорожных работах, изменении схем движения и т.п.) для принятия необходимого решения начальником управления.

В УФСИН России по Волгоградской области практикуется приглашение на занятия с водителями-сотрудниками и старшими машин сотрудников ГИБДД. Наряду с другими принимаемыми мерами указанная форма работы обеспечила безаварийную эксплуатацию транспорта Управления по конвоированию этого территориального органа на протяжении последних пяти лет.

При необходимости территориальные органы ФСИН России организуют сопровождение караулов, выполняющих наиболее сложные и важные задачи конвоирования, силами ГИБДД. Так, конвоирование большой группы осужденных женщин с детьми из исправительного учреждения УФСИН России по Московской области (г. Можайск) в УФСИН России по Владимирской области осуществлялось в сопровождении экипажей ГИБДД.

Исключительно важными являются вопросы организации взаимодействия при осуществлении воздушного конвоирования, так как 90% назначаемых авиационных караулов выполняют задачи конвоирования регулярными авиарейсами, в связи с чем передвижение конвоируемых лиц происходит в местах большого скопления людей.

При организации конвоирования воздушным транспортом начальник подразделения по конвоированию определяет с органами внутренних дел место и порядок проведения личного обыска осужденных и лиц, содержащихся под стражей, сотрудниками линейного отделения полиции аэропорта совместно с составом караула. При этом обыск должен проводиться в присутствии сотрудников службы авиационной безопасности аэропорта. При длительной задержке воздушного судна в промежуточном аэропорту конвоируемых лиц помещают под охрану в учреждения УИС, а при их отсутствии -в оборудованные помещения изоляторов временного содержания органов внутренних дел (далее - ИВС).

Для оказания помощи караулу при конвоировании осужденных и лиц, содержащихся под стражей, из аэропорта в пенитенциарные учреждения или ИВС назначается временный караул (конвой).

Сотрудники полиции принимают участие в посадке конвоируемых лиц в воздушное судно (высадке из него). Например, в УФСИН России по г. Москве согласован вопрос с линейными отделами полиции в аэропортах Московского авиационного узла по оказанию помощи нарядами полиции караулам Управления по конвоированию в перемещении осужденных и лиц, заключенных под стражу, по территории аэропортов и посадке на воздушные суда как внутренних, так и международных авиарейсов. При этом посадку на борт конвоируемых лиц осуществляют до захода пассажиров, а высадку - после выхода пассажиров из самолета. В ГУФСИН России по Иркутской области решен вопрос с линейным отделом внутренних дел в аэропорту Иркутска об обязательном нахождении

сотрудников полиции на борту самолета до завершения посадки пассажиров.

В последние годы на федеральном и региональном уровнях активно используется такая форма взаимодействия ФСИН России и МВД России, как участие представителей ведомств в обучении сотрудников. Хорошей традицией стало привлечение сотрудников центральных аппаратов МВД России, ФСИН России, ГЦСП МВД России к обучению руководителей подразделений территориальных органов МВД России и ФСИН России. В мае 2014 года в учебно-методических сборах начальников специальных подразделений УИС по конвоированию, проведенных на базе УФСИН России по Краснодарскому краю, приняли участие начальник управления организации деятельности изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, специальных приемников и подразделений охранно-конвойной службы ГУОООП МВД России и начальник ГЦСП МВД России.

В ходе учебно-методических сборов были проведены рабочие встречи и совещание по вопросам совершенствования межведомственного взаимодействия при организации и выполнении задач конвоирования.

В 2014 году в ходе учебно-методических сборов с начальниками охранно-конвойных подразделений и начальниками изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел УМВД России по Архангельской области начальником ФКУ «Управление по конвоированию УФСИН России по Архангельской области» были проведены занятия по темам: «Организация взаимодействия встречных караулов управления по конвоированию и подразделений органов внутренних дел при конвоировании подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», «Подготовка встречного караула, прием осужденных, их обыск и посадка в спецтранспорт», «Действия начальника караула по прибытии на обменный пункт». Необходимо отметить, что УФСИН России по Архангельской области совместно с УОООП УМВД России по Архангельской области ежегодно разрабатывают план совместных мероприятий, направленный на совершенствование организации процесса конвоирования. Аналогичные формы межведомственного взаимодействия практикуют и в других территориальных органах ФСИН России.

Во многих территориальных органах ФСИН России планируют и проводят совместные тренировки и тактико-строевые занятия специальных подразделений по конвоированию, линейных отделов МВД России на транспорте, центров специальных перевозок ГЦСП МВД России. На занятиях отрабатывают выполнение повседневных задач, а также действия при происшествиях и осложнении обстановки в процессе конвоирования на обслуживаемых обменных пунктах. Так, в ГУФСИН России по Республике Башкортостан практикуется проведение совместных с отделами полиции тренировок действий при происшествиях, осуществлении автодорожных караулов на маршрутах следования.

Изучение практики организации взаимодействия органов и учреждений уголовно-исполнительной системы и органов внутренних дел по вопросам осуществления конвоирования позволяет выделить внушительный ряд территориальных органов ФСИН России, специальных подразделений по конвоированию, в которых существует профессиональный и неформальный подход к решению этой важной задачи. Накопленный опыт показывает, что, как правило, и многие другие показатели

служебной деятельности по конвоированию в целом в этих органах и учреждениях находятся на должном уровне.

В настоящее время ведется работа по изданию совместного нормативного акта МВД и Минюста России, устанавливающего порядок взаимодействия полиции и учреждений и органов уголовно-исполнительной системы при конвоировании лиц, содержащихся под стражей, для участия в следственных действиях или судебном разбирательстве. Поэтому алгоритм совместных действий полиции с учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы в дальнейшем будет корректироваться. ^

ПЕНИТЕНЦИАРНЫЙ КАЛЕЙДОСКОП

Массовые беспорядки в зарубежных тюрьмах в 2013 году, январь

ВЕНЕСУЭЛА. 61 человек погиб и 120 ранены во время столкновений, произошедших между заключенными тюрьмы «Урибана», расположенной в штате Лара, близ города Баркисимето (запад страны) и военнослужащими. Журналисты насчитали 19 машин скорой помощи, вывозивших раненых и убитых в ближайший госпиталь. Причиной бунта послужило то, что в пятницу в тюрьму были введены войска с целью проведения обысков в камерах. Обыск в этой тюрьме не проводился несколько лет. Операцией лично руководила министр по делам исправительных учреждений Ирис Варела. По всей видимости, в тюрьме скопилось достаточно много огнестрельного оружия, и заключенные не замедлили пустить его в ход. Развязалась настоящая перестрелка с применением гранат, приведшая к многочисленным смертям. Позже г-жа Варела обвинила ряд СМИ в том, что они заранее распространили информацию о грядущем обыске, что и спровоцировало массовые беспорядки. Тюрьма «Урибана» рассчитана на 850 заключенных, но содержится в ней 2 500 человек». Г-жа Варела во время пресс-конференции заявила, что эта тюрьма в ближайшие дни будет полностью расформирована. На момент пресс-конференции женское отделение тюрьмы (138 человек), а также 111 мужчин были вывезены в другие тюрьмы, а к вечеру 27 января были вывезены все остальные.

США. Сразу две массовые драки произошли в тюрьме «Лэйк Эри», расположенной в штате Огайо и управляемой частной Американской исправительной корпорацией (ССА). По сообщению Департамента исправительных дел и реабилитации (ДИДР) штата, сотрудникам пришлось применить силу, чтобы утихомирить разбушевавшихся заключенных. Причины, по которым вспыхнули обе драки, не называются. Один из заключенных был доставлен в больницу. Руководство ДИДР приняло решение о переводе 39 заключенных в другую тюрьму.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.