Научная статья на тему 'Совершенствование организации перемещения заключенных под стражу осужденных и лиц с ограниченными возможностями передвижения'

Совершенствование организации перемещения заключенных под стражу осужденных и лиц с ограниченными возможностями передвижения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
141
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совершенствование организации перемещения заключенных под стражу осужденных и лиц с ограниченными возможностями передвижения»

ОРГАНИЗАЦИЯ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

И. П. ОПАР заместитель начальника отдела территориального

конвоирования УОК ФСИН России, полковник внутренней службы

Совершенствование организации перемещения заключенных под стражу осужденных и лиц с ограниченными возможностями передвижения

Право на социальное обеспечение каждого человека закреплено в ст. 7 Конституции Российской Федерации, где провозглашено, что Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. При этом в рамках социальной политики в России охраняется труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов.

Организация социальной защиты своих граждан занимает важное место в системе социального обеспечения современных стран мира. Значимая роль в этой деятельности отводится реализации мероприятий государственной поддержки и социальной защиты наиболее

незащищенных категорий людей, к которым относятся инвалиды.

Социальная защита инвалидов представляет собой систему гарантированных государством экономических, правовых и иных мер социальной поддержки, которая нацелена на создание условий, способствующих улучшению жизни инвалидов, а также равных с другими гражданами возможностей жизнедеятельности в обществе.

Важность поддержки такой группы населения, как инвалиды, признает весь мир. В 1992 году Генеральная ассамблея ООН своей резолюцией провозгласила 3 декабря Международным днем инвалидов, тем самым привлекая внимание мировых государств и общества к их проблемам и сложностям.

В 2008 году Российская Федерация подписала, а в 2012 году ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов от 13.12.2006, что является показателем

54

vedomosti.fsin@list.ru www.or.fsin.su

готовности страны к формированию условий, направленных на соблюдение международных стандартов экономических, социальных, юридических и других прав инвалидов. Подписание конвенции фактически утвердило принципы, на которых должна строиться политика государства в отношении инвалидов.

Развитие социальной защиты данной группы граждан в Российской Федерации ознаменовалось вступлением в силу в 1996 году Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». До вступления в законную силу данного нормативного правового акта реализация прав инвалидов и их защиты вызывала определенные сложности. Определив в соответствии с мировыми стандартами основные аспекты, понятия и критерии инвалидности, закон изменил ситуацию в лучшую сторону.

Конституция Российской Федерации гарантирует каждому социальное обеспечение по инвалидности. Также права и защита интересов инвалидов закреплены в ряде федеральных законов и подзаконных актов. Основной закон Российской Федерации не разделяет права и свободы для инвалидов и для обычных граждан, тем самым реализо-вывая принцип равноправия.

Важным этапом в обеспечении прав инвалидов в нашей стране, и особенно инвалидов с ограниченными возможностями передвижения, стало принятие государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2015 № 1297. Большое внимание проблемам соблюдения прав инвалидов, в том числе инвалидов, находящихся в местах принудительного содержания, уделяется уполномочен-

Ведомости уголовно-исполнительной системы № 11/2018

ным по правам человека в Российской Федерации.

Согласно данным Федеральной службы государственной статистики, в России на 01.01.2018 насчитывалось 12,1 млн инвалидов. Учитывая, что инвалидность гражданина не является безусловным основанием его освобождения от уголовного наказания, закономерно, что некоторые из этих людей пребывают в местах принудительного содержания, в том числе в учреждениях уголовно-исполнительной системы, находясь под следствием либо отбывая уголовное наказание в виде лишения свободы.

Реализация государственной функции по исполнению уголовных наказаний в виде лишения свободы предполагает организацию перемещения под конвоем осужденных и лиц, заключенных под стражу, к местам отбывания наказаний, перевозку этих лиц между учреждениями уголовно-исполнительной системы, в том числе в лечебные учреждения.

В основном функция перемещения осужденных и лиц, заключенных под стражу, возложена на специальные подразделения уголовно-исполнительной системы по конвоированию. В то же время определенное количество осужденных и лиц, заключенных под стражу, перемещается караулами, назначающимися отделами охраны следственных изоляторов и исправительных учреждений. Данные перевозки осуществляются плановыми караулами по железнодорожным, автодорожным и воздушным маршрутам, а также сквозными, особыми и временными караулами на соответствующих видах транспорта.

Согласно ст. 76 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, при перемещении осужденных им обеспечиваются необходимые матери-

55

ально-бытовые и санитарно-гигиенические условия. Особую актуальность вопрос создания этих условий приобретает в ходе организации и выполнения перевозок инвалидов, нуждающихся в посторонней помощи при передвижении.

Осуществление ухода за инвалидами, в том числе инвалидами-колясочниками, является видом деятельности, требующим наличия у обслуживающего персонала определенных медицинских знаний и навыков, а также иных специальных качеств, включая навыки социальной и психологической работы с данной категорией граждан. Нормативными документами присутствие у сотрудников специальных подразделений по конвоированию указанных компетенций не предусмотрено, а состав и численность подразделений и караулов по конвоированию рассчитываются исходя из выполнения каждым сотрудником строго регламентированных обязанностей, направленных на обеспечение надежной охраны конвоируемых лиц и недопущение ими преступлений и иных правонарушений.

Одним из решений данной проблемы является использование транспортных средств, оборудование которых позволяет инвалиду-колясочнику перемещаться и обслуживать себя без посторонней помощи. Однако ситуация с обеспечением территориальных органов ФСИН России специализированными транспортными средствами для перевозки осужденных и лиц, заключенных под стражу, на сегодняшний день неоднозначна. Для выполнения задач конвоирования осужденных и лиц, заключенных под стражу, по железнодорожным маршрутам специальными подразделениями уголовно-исполнительной системы по конвоированию используются 119 спецвагонов

(в собственности ОАО «Российские железные дороги» - 79 единиц, на балансе МВД России - 40 единиц). Указанные спецвагоны предназначены для массовых перевозок осужденных и лиц, содержащихся под стражей, в составе пассажирских поездов дальнего следования. Железнодорожные перевозки указанного контингента носят преимущественно межрегиональный характер и часто осуществляются на значительные расстояния.

Конструкция специальных вагонов, внутреннее оборудование и оснащение помещений, а также системы жизнеобеспечения вагонов (вентиляция, отопление, водоснабжение и т. д.) соответствуют требованиям технического регламента Таможенного союза «О безопасности железнодорожного подвижного состава» и Санитарных правил по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте СП 2.5.1198-03, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.03.2003 № 12.

Архитектурно-композиционное решение спецвагона разрабатывает завод-изготовитель, сегодня им фактически является Тверской вагоностроительный завод. Проектирование и строительство вагона осуществляется с учетом его назначения, рекомендаций заказчика, а также в пределах бюджетных средств, предусмотренных на эти цели.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 05.07.2005 № 412 «О порядке приобретения, содержания и эксплуатации специальных вагонов для перевозки осужденных и лиц, содержащихся под стражей» с 2006 года приобретение спецвагонов возложено на Министерство внутренних дел Российской Федерации. Стоит отметить, что данная

56

vedomosti.fsin@list.ru www.or.fsin.su

функция осуществляется МВД России в условиях значительного дефицита бюджетных средств.

Оснащение спецвагонов специальным оборудованием для размещения и перемещения осужденных инвалидов-колясочников, а также изменение конструкции спецвагона (увеличение площади туалетной комнаты, дверных проемов и коридора, планировка индивидуального купе для осужденного инвалида-колясочника, оснащение вагона встроенным подъемником) возможны при разработке новой модели вагона заводом-изготовителем по заявке МВД России в рамках соответствующего бюджетного финансирования.

С учетом важности данного вопроса ФСИН России на основе анализа выполнения служебных задач были подготовлены и направлены в МВД России предложения по изменению конструкции выпускаемых специальных вагонов в целях их адаптации для перевозки заключенных под стражу осужденных и лиц с ограниченными возможностями передвижения.

Для перевозок заключенных под стражу осужденных и лиц, являющихся инвалидами-колясочниками, по автомобильным дорогам в пределах одного субъекта Российской Федерации, как правило, используются специализированные санитарные автомобили типа «АМ». Однако данные автомобили не оборудованы подъемными устройствами для посадки инвалида-колясочника. В связи с этим территориальными органами ФСИН России в рамках изучения и внедрения передового опыта изготавливается и используется дополнительное съемное оборудование, позволяющее существенно упростить процесс посадки (высадки) инвалида.

Наряду с этим Федеральной службой исполнения наказаний в русле общего-

Ведомости уголовно-исполнительной системы № 11/2018

сударственной политики по созданию доступной среды для лиц с ограниченными возможностями проводится централизованная работа по поиску путей совершенствования условий перевозки данной категории граждан.

В целях улучшения условий конвоирования инвалидов и лиц, не способных или ограниченно способных обслуживать себя самостоятельно, изучен вопрос производства спецавтомобилей, оборудованных подъемниками, поручнями и специальными камерами для размещения указанных категорий лиц. В декабре 2016 года ФСИН России рассмотрены и согласованы технические условия на производство в УФСИН России по Ульяновской области оперативно-служебных автомобилей типа «АС» (автомобиль санитарный) на шасси ГАЗ для перевозки осужденных, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений с ограниченными физическими возможностями. Опытные образцы специальных автомобилей указанного типа (4 единицы) были представлены в октябре 2017 года на проходившей в Москве 21-й Международной выставке «Интерполитех». Данные автомобили оборудованы электрическими (механическими) устройствами для помещения инвалида вместе с коляской в салон машины. В настоящее время автомобили прохо-

57

дят технические испытания в территориальных органах ФСИН России для последующей организации их серийного производства.

Одновременно Министерством юстиции Российской Федерации и Федеральной службой исполнения наказаний рассматривается вопрос изменения нормативного правового регулирования в части улучшения условий перемещения заключенных под стражу осужденных и лиц, являющихся инвалидами-колясочниками.

Анализ нормативной правовой базы показал, что и действующие ведомственные приказы позволяют значительно облегчить условия перемещения инвалидов. Так, при определенных условиях допускается перевозка осужденных и лиц, заключенных под стражу, сквозными караулами по автомобильным и воздушным маршрутам, а так как данная норма применима и к инвалидам-колясочникам, ФСИН России в конце 2017 года в территориальные органы направлено письмо с рекомендацией осуществлять перевозку данной категории граждан преимущественно сквозными караулами на специализированных санитарных автомобилях типа «АМ», а также воздушным транспортом. Перевозку инвалидов-колясочников в специальных вагонах, а также в серийно выпускаемых спецавтомобилях типа

«АЗ» разрешается осуществлять только в исключительных случаях. Данная мера позволила значительно улучшить условия перевозки лиц с ограниченными возможностями передвижения.

Для формирования единых подходов к перевозке инвалидов данный вопрос рассматривался во втором полугодии 2017 года в ходе Всероссийских учебно-методических сборов заместителей начальников территориальных органов ФСИН России, курирующих вопросы служб охраны и конвоирования, где были показаны методики работы по транспортировке данной категории граждан, а также образцы специальных транспортных средств, предназначенных для их перевозки. Аналогичные занятия были проведены в сентябре 2018 года на Всероссийских учебно-методических сборах начальников специальных подразделений уголовно-исполнительной системы по конвоированию.

В целом необходимо отметить, что работа по улучшению условий перемещения заключенных под стражу осужденных и лиц с ограниченными возможностями передвижения является одним из важных элементов деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы по гуманизации исполнения уголовных наказаний и носит на современном этапе планомерный и поступательный характер. Ф

58

vedomosti.fsin@list.ru www.or.fsin.su

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.