ТАЪРИХ ИСТОРИЯ
Р. Алиева
СОТРУДНИЧЕСТВО РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН С ОБСЕ КАК ФАКТОР СТАБИЛЬНОСТИ И БЕЗОПАСНОСТИ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ
Ключевые слова: внешняя политика, международная организация, взаимодействие, безопасность, региональные конфликты
За короткий исторический период независимого развития в Таджикистане проведена огромная работа по становлению суверенного государства. Внешняя политика независимой Республики Таджикистан основана на установлении и развитии взаимовыгодных равноправных связей и контактов со всеми государствами, содействии укреплению мира и международной безопасности.
Успешное развитие внешних связей по различным направлениям международных отношений воспринимается в стране как гарантия безопасности и стабильности. Мировое сообщество проявляет огромный интерес к Таджикистану, это -прочная гарантия его устойчивого развития и свидетельство того, что страна становится все более и более привлекательной, как с позиции вложения капитала, так и обеспечения стабильности в регионе как составной части глобальной безопасности.
Важнейшую роль в укреплении суверенитета, государственности и национальной безопасности Республики Таджикистан в современных условиях играет сотрудничество с
НОМАИ ДОНИШГО{
международными организациями, активное участие в работе многосторонних форумов в области безопасности. Важным международным институтом, непосредственно входящим в круг европейских интересов, является Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ).
ОБСЕ - это организация, которая в настоящее время является одной из ключевых международных структур по поддержанию и укреплению безопасности не только в Европе, но и в странах Центральной Азии. Она начала свою деятельность в эпоху разрядки международной напряженности, в начале 70-х годов прошлого века, для налаживания диалога между противостоящими блоками в период « холодной войны». ОБСЕ - это общеевропейский союз государств, занимающихся вопросами безопасности, в состав, которого входят 55 стран, расположенных на огромном географическом пространстве от Ванкувера до Владивостока. Согласно VIII главы Устава ООН, ОБСЕ является главным инструментом раннего предупреждения, предотвращения конфликтов, регулирования кризисов и постконфликтного восстановления в этом регионе. ОБСЕ отличает присущий только ей подход к обеспечению безопасности, являющийся одновременно всесторонним и основанным на сотрудничестве, охватывающий четыре измерения безопасности - военно-политическое, экономическое, экологическое и правовое. Таким образом, ОБСЕ занимается широким кругом проблем, связанным с упрочением безопасности, включая контроль над вооружениями, меры укрепления безопасности и доверия, права человека, особенно национальных меньшинств, демократизацию, стратегию политической деятельности, противодействие терроризму, а также экономические и экологические вопросы.
Организация, созданная для налаживания диалога и ведения переговоров между Востоком и Западом в период « холодной войны», в настоящее время не только не утратила своего значения, но и является одной из ключевых международных структур по поддержанию и укреплению безопасности, обеспечению мира и стабильности не только в Европе, но и в регионе, который включает в себя Центральную Азию.
До 1990 года ОБСЕ осуществляла свою деятельность, главным образом, в виде встреч и конференций, где развивались и расширялись обязательства участников, а также периодически анализировалось их выполнение. С прекращением холодной войны в ноябре 1990 года, на встрече глав-государств новой Европы в Париже, состоялся многосторонний диалог в рамках ОБСЕ, который открывал для новых независимых государств Центральной Азии огромные возможности приобщения к бесценному опыту, приобретенному странами, прошедшими непростой путь демократического обновления и строительства свободной рыночной экономики.
В сложных условиях начала 90-х годов прошлого века важное значение приобретала всемерная поддержка ОБСЕ и других международных организаций усилий по укреплению независимости и суверенитета во вновь образовавшихся государствах, предупреждение усиливающихся ностальгических настроений, обеспечение необратимости политических и экономических реформ.
По сравнению с другими европейскими организациями ОБСЕ занимает уникальное место среди европейских институтов безопасности. Это объясняется несколькими факторами: широтой её членского состава, охватывающего страны евроатлантического и евроазиатского регионов, всеобъемлющим и основанным на сотрудничестве подходом к безопасности в соответствии с имеющимися у неё инструментами предотвращения конфликтов, а также наличием отлаженных механизмов взаимодействия с другими международными организациями в форме диалога и формирования консенсуса.
В государствах Центральной Азии, которая становится ареной противоборства за сохранение и передел мира, сегодня проживают различные народы и народности, которых объединяет общность исторического, экономического, духовного развития, сложившаяся в течение тысячелетий. Естественно, в таких уникальных условиях важнейшей гарантией и фундаментом формирования новых общественных отношений в государствах этого региона
НОМАИ ДОНИШГО{
становятся стабильность, мир, межнациональное и гражданское согласие.
В настоящее время Центральная Азия с учетом ее огромного природно-сырьевого, стратегического и геополитического потенциала становится ареной противоборства за сохранение и передел сфер влияния и баланса сил, регионом, откуда исходит распространение наркобизнеса и торговля оружием, которые являются опасной угрозой и для стран Европы.
Таджикистан представляет собой сравнительно небольшое государство и поэтому он зависит от процессов, которые происходят в регионе и далеко за его пределами. Учитывая, что наша страна является одной из точек земного шара, где пересекаются интересы крупнейших мировых образований, трудно переоценить те усилия, которые прилагает Президент Эмомали Рахмон для поддержания мира и стабильности в регионе.
Страны Западной Европы одними из первых признали суверенитет Республики Таджикистан и установили с ней дипломатические отношения. В феврале 1992 года президент Республики Таджикистан подписал Хельсинкский заключительный акт Организации по безопасности и сотрудничеству. Таким образом, Таджикистан был принят в члены ОБСЕ и является страной-участницей этой организации. Стремление страны вступить в ОБСЕ было продиктовано рядом факторов. Это, безусловно, и необходимость использования опыта и авторитета ОБСЕ в демократической трансформации общества, регуляция проблем национальных меньшинств, и создание ключевых элементов гражданского общества.
В целях поддержания страны в трудный послевоенный период правительство Республики Таджикистан в начале 1993 года пригласило ОБСЕ основать Миссию в стране для поддержания и содействия установлению демократии, укреплению прав человека и верховенства закона, а также для предоставления поддержки в усилиях Таджикистана по достижению норм и принципов ОБСЕ.
Решение об основании Миссии ОБСЕ в Таджикистане была принято на четвертом заседании Римского Совета (Рим, 1 декабря 1993 года). Миссия ОБСЕ в РТ была открыта 19 февраля 1994
года и начала осуществлять свою деятельность посредством головного офиса в Душанбе и через 5 полевых офисов, расположенных в трех ареалах Таджикистана. Так, в трудный период после гражданской войны и ввиду особенности расположения Согдийской области и мандата регионального примирения Миссии, в 2000 году было принято решение открыть представительство ОБСЕ в Северном Таджикистане. Офис, в инаугурации которого участвовали Генеральный Секретарь ОБСЕ, посол Ян Кубиш, и Председатель Согдийской области Касымов К.Р., ответственный за осуществление мандата Миссии в Северном Таджикистане. В 2001 году Постоянный Совет ОБСЕ выделил дополнительную сумму для открытия ещё одного полевого офиса в г.Хороге - административном центре Горно-Бадахшанской автономной области.
С момента открытия представительства ОБСЕ в Таджикистане в 1994 году Миссия ОБСЕ начала свою деятельность с сотрудничества с Правительством Таджикистана, политическими силами и гражданским обществом в деле поддержания страны в трудный период гражданского противостояния. Таджикистан с обретением независимости пережил нелегкие испытания. В их преодолении весомая роль также принадлежит и международным организациям. ОБСЕ и её институты со дня открытия Миссии в Республике Таджикистан были активными участниками всех этапов межтаджикского мирного процесса и проведения демократических преобразований. В урегулировании конфликта в Республике Таджикистан ОБСЕ выступала как активная участница в деле стабилизации обстановки. Что касается роли ОБСЕ в переговорном процессе, следует отметить многоплановость её воздействия, но основная позитивная роль заключалась в непрерывном контролировании переговорного процесса в целях установления и укрепления мира.
Будучи наблюдателем на межтаджикских переговорах, миссия ОБСЕ играла существенную роль в переговорном процессе, а также участвовала во втором этапе национального примирения: реализации уже достигнутых с оппозицией соглашений и укрепления мира в стране, оказывания всестороннего содействия
НОМАИ ДОНИШГО{
Республике Таджикистан в постконфликтный период. После подписания Соглашения о мире и национальном согласии миссия ОБСЕ в Таджикистане участвовала в осуществлении мирного процесса, завершившегося проведением в начале 2000 года многопартийных парламентских выборов. В качестве одного из гарантов Общего соглашения об установлении мира и национального согласия ОБСЕ входила в число ключевых партнеров ООН в Таджикистане, отвечала за содействие осуществлению протоколов, касающихся военно-политических вопросов и прав беженцев, помогая властям страны обеспечивать их возвращение и социальную реинтеграцию.
Мир в Таджикистане укрепил стабильность в регионе, где экстремизм и терроризм представляли серьёзную угрозу. Поэтому столь быстрое завершение гражданской войны значительно повысило авторитет Таджикистана на мировой арене. Решительные действия Президента Эмомали Рахмона и его сторонников при поддержке международных организаций, в частности ОБСЕ, позволили установить мир и порядок, укрепить основы государственности, начать экономические и политические реформы. Генеральный секретарь ОБСЕ Ян Кубиш отметил, что опыт Таджикистана уникален и сегодня может быть использован в Афганистане в процессе установления мира в этой стране и достижения согласия между различными сторонами внутриафганского конфликта.
Изучение имеющихся источников конца 90-х годов позволяет сделать вывод, что в развитии взаимодействия между Республикой Таджикистан и другими международными структурами деятельность ОБСЕ занимает особое место. Функционирование этой организации значительно активизировалось в этот период в Центрально-Азиатском регионе, причем особое внимание прежде всего стало уделяться решению экономических и экологических проблем и усилению данного измерения в работе ОБСЕ. Не случайно в Европе при анализе деятельности ОБСЕ 1999-2000 называют годами Центральной Азии.
В эти годы в Таджикистане начали реализовываться совместные меморандумы, подписанные на Совете Министров
стран ОБСЕ в Лиссабоне (1996г.) и Стамбуле (1999г.) об открытии Центра ОБСЕ в Душанбе, и сотрудничество с Бюро ОБСЕ по демократическим институтам и правам человека « БД и ПЧ ». В соответствии с этими документами в Душанбе был открыт Центр по сотрудничеству с ОБСЕ, был осуществлен ряд совместных проектов БД и ПЧ в Таджикистане, которые получили положительную оценку со стороны ОБСЕ.
Важнейшим событием в развитии отношений Таджикистана с этой организацией стал саммит ОБСЕ в Стамбуле в ноябре 1999 года, в работе которого приняла активное участие делегация Республики Таджикистан во главе с Президентом Эмомали Рахмоном. В ходе встречи состоялся обмен мнениями относительно перспективы деятельности ОБСЕ в Центрально-Азиатском регионе. Затрагивая тему, связанную со стратегией ОБСЕ в Центральной Азии в области регионального сотрудничества по линии безопасности и человеческого измерения, Президент Республики Таджикистан высказал приверженность принципу обеспечения всеобщей безопасности на основе сотрудничества стран-членов ОБСЕ, включая Центральную Азию. Это взаимодействие, по его мнению, должно охватывать экономические и политические аспекты безопасности, социальные, экологические вопросы, обеспечение прав человека. В рамках Форума Таджикистан получил право и возможность представить свое видение на проблемы безопасности региона. По оценкам руководства ОБСЕ и делегаций государств-участников, выступление Президента Республики Таджикистан на саммите, как и вся работа таджикской делегации в ходе встречи в Стамбуле, свидетельствуют об искреннем стремлении нашей страны к диалогу с международным сообществом и приверженности Таджикистана курсу демократических и рыночных преобразований.
Стамбульская встреча на высшем уровне приняла ряд основополагающих документов, заложивших основу международного сотрудничества в области безопасности на XXI век. В решениях встречи и, прежде всего, ее важнейшем документе - Хартии европейской безопасности, в 6 пункте подчеркивается
НОМАИ ДОНИШГО{
возрастающая роль стран Центральной Азии, находящихся в непосредственной близости к региону, чреватому рисками и вызовами, напрямую влияющими на безопасность всего пространства ОБСЕ.
О важности нашего региона для ОБСЕ свидетельствует также введение поста Личного представителя Действующего председателя ОБСЕ по Центральной Азии, которым с начала 2000 года являлся Генеральный Секретарь ОБСЕ Ян Кубиш. С открытием самостоятельного Центра и учреждением поста специального председателя по Центральной Азии стала наблюдаться активизация сотрудничества между Республикой Таджикистан и ОБСЕ. Примером успешного сотрудничества является деятельность её миссии в области демократизации общества и строительства правового государства. ОБСЕ и её институты со дня открытия Миссии в Республике Таджикистан явилась активной участницей всех этапов межтаджикского мирного процесса и проведения демократических преобразований.
Это позволяет сделать вывод, что центрально-азиатское направление в настоящее время является одним из приоритетных в деятельности ОБСЕ. Об этом говорят многочисленные визиты руководителей различных институтов и организаций в Таджикистан. Так, в марте 1999 года, Президент Республики Таджикистан Эмомали Рахмон принял председателя Постоянного Совета ОБСЕ Кея Айда. В ходе встречи был обсужден комплекс вопросов сотрудничества Республики Таджикистан и ОБСЕ. О важности взаимодействия Республики Таджикистан и ОБСЕ говорит и тот факт, что в 2000 году многие руководители ОБСЕ побывали в Таджикистане - действующий председатель ОБСЕ, министр иностранных дел Австрии Б. Ферреро-Вальднер, Генеральный Секретарь ОБСЕ Ян Кубиш, Верховный Комиссар по делам национальных меньшинств М.Ван дер Стула, Директор БдиПЧ С.Штудман, Председатель ОБСЕ, министр иностранных дел Румынии Мирча Джоанэ и другие признают уникальное геополитическое положение государства и особую, все возрастающую и более заметную роль Таджикистана в международных делах. В целом сотрудничество Таджикистана с
секретариатом ОБСЕ, её специализированными учреждениями выходит на более высокий уровень, что позволяет успешно продвигать интересы страны и эффективно использовать возникающие возможности. На встречах с руководителями структурных подразделений ОБСЕ глава государства Эмомали Рахмон особое внимание обращал на значимость проблем безопасности и стабильности для независимых государств Центральной Азии в соответствии со Стамбульской Декларацией ОБСЕ от 1999 года. Исключительно важную роль имеет активизация её деятельности по такому блоку вопросов, как борьба против экстремизма, терроризма, сепаратизма, незаконного оборота наркотиков, а также мирное разрешение региональных конфликтов.
Важно отметить высокий уровень взаимодействия Правительства Республики Таджикистан с Генеральным Секретарем ОБСЕ Яном Кубишем, одним из тех, кто внес большой вклад в дело достижения мира и национального согласия в постконфликтный период в Таджикистане. Ян Кубиш впервые посетил Таджикистан в 1994 г., в разгар конфликта, в качестве директора ЦПК ОБСЕ. Позднее, в период 1998-1999 г.г. Ян Кубиш работал на посту специального представителя Генерального секретаря ООН в Таджикистане. Его деятельность на этом посту как раз совпала с периодом решающего для претворения в жизнь в РТ соглашения о мире. Яна Кубиша не устрашали многочисленные трудности, как политического характера, так и в области безопасности, существовавшие в тот период. Его неустанная деятельность на этом посту снискала ему большой авторитет не только в стране, но и в мировом сообществе. Благодаря динамичному руководству, профессионализму и опыту специального представителя Генерального секретаря ООН в Таджикистане, Кубишу также удалось успешно направлять работу Секретариата ОБСЕ для выполнения многих задач, стоящих перед ним, направленных на укрепление связей между ОБСЕ и её партнерами.
С назначением его Генеральным секретарем ОБСЕ, сразу же по завершении миссии в Таджикистане, Ян Кубиш и на этом
НОМАИ ДОНИШГО{
высоком посту сделал очень многое для развития сотрудничества между государствами-участниками ОБСЕ, в частности между Таджикистаном и ОБСЕ, а также для эффективного взаимодействия Таджикистана с Организацией Объединенных Наций.
Стремясь обеспечить разумный баланс в своих подходах ко всем аспектам безопасности, Центр ОБСЕ также оказал поддержку Таджикистану в формировании общенациональных демократических политических институтов и процессов. Это включает создание надлежащей правовой базы, значение которой для экономического роста признается властями. Помимо этого, Центр участвует в реализации проекта, призванного стимулировать конструктивный диалог между правительством, гражданским обществом, политическими партиями и национальными меньшинствами в рамках Общественного Совета -консультативного органа, учрежденного в соответствии с Соглашением 1997 года о мире.
Благодаря усилиям Генерального Секретаря ОБСЕ налажен конструктивный диалог между Таджикистаном и Бюро ОБСЕ по демократическим институтам и правам человека. Развитию диалога способствовал учёт ряда рекомендаций ОБСЕ при работе над Законом « О выборах в Республике Таджикистан». В этой связи БД ПЧ организовало полное наблюдение за парламентскими выборами в Таджикистане осенью 1999 года, а также помогало в реализации совместных с Правительством Республики Таджикистан программ в рамках Меморандума о сотрудничестве. Сотрудниками ОБСЕ проводилась большая работа по разъяснению основных аспектов подготовки и проведения выборов различного уровня, эволюции избирательного законодательства и общего процесса демократических реформ в республике.
Эффективное взаимодействие осуществлялось и с другими структурными подразделениями ОБСЕ, такими как Форум по сотрудничеству в области безопасности, Офис Верховного Комиссара по делам национальных меньшинств, Институт представителя ОБСЕ по свободе СМИ, Офис координатора ОБСЕ
по экономическим и экологическим вопросам, Парламентская Ассамблея ОБСЕ.
Постоянной делегацией Республики Таджикистан при ОБСЕ на регулярной основе осуществляется разъяснительная и информационная работа в структурах ОБСЕ и среди делегаций государств - участников организации по различным аспектам инициативы Президента Республики Таджикистан Эмомали .Рахмона по вопросам безопасности. Это содействовало правильному пониманию указанных процессов со стороны ОБСЕ, признанию того, что Республика Таджикистан сделала большой шаг в сторону демократизации общества. Данное обстоятельство особо важно потому, что позиция основных международных доноров при оказании инвестиционной помощи тем или иным странам увязывается с наличием прогресса в сфере демократических реформ.
Исключительно важными в продвижении интересов Таджикистана, дальнейшего развития сотрудничества нашей страны с организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе были политические контакты на высшем уровне, визит Президента Эмомали Рахмона в штаб-квартиру ОБСЕ, который состоялся в феврале 2000 года. Его встречи с действующим председателем ОБСЕ Кнутом Воллебеком, выступление на конференции по разоружению, обмен мнениями по актуальным проблемам мирового сообщества, переговоры с главами вышеуказанных международных организаций конкретизировали сферу совместных усилий в решении основополагающих задач современности, устойчивого развития и укрепления глобальной безопасности. В то же время внимание руководителей международных организаций было привлечено к проблемам, с которыми сталкивается Таджикистан и весь Центрально-Азиатский регион. В своем выступлении на постоянном Совете ОБСЕ Президент Таджикистана Эмомали Рахмон подчеркнул, что ОБСЕ изменила свои функции в последнем десятилетии ХХ века и стала активно участвовать в предупреждении и разрешении конфликтов. В этом смысле трудно переоценить её роль для Центральной Азии, поскольку это наиболее развитый канал
НОМАИ ДОНИШГО{
взаимодействия между Европой и нашим регионом. Визит сыграл важную роль в углублении политического диалога с этой авторитетной международной организацией.
В соответствии с достигнутыми в ходе визита договоренностями, основными направлениями дальнейшего взаимодействия Республики Таджикистан с ОБСЕ в 2000 году стали вопросы, связанные с проведением в РТ экономических реформ, решением экологических проблем, предотвращением растущих угроз распространения терроризма, международного наркобизнеса, религиозного экстремизма. При этом очень важно отметить, что формы сотрудничества стали расширяться с учетом специфики периода общественно-политической трансформации, которую переживают Таджикистан и другие страны, вступившие на путь демократизации общественной жизни.
В 2002 году, в знак признания успехов Таджикистана в период после окончания гражданской войны (1992-1997) государства-участники пересмотрели мандат деятельности ОБСЕ на местах в Таджикистане и учредили центр ОБСЕ в Душанбе по аналогии с центрами, действующими в Алматы, Ашхабаде, Бишкеке и Ташкенте. Для Таджикистана представляется исключительно важным и решение Постоянного Совета ОБСЕ от 31 октября 2002 года « О преобразовании Миссии ОБСЕ в Центр ОБСЕ в Таджикистане» и утверждении его нового мандата. В документе были предусмотрены соответствующие изменения, позволяющие определить новое стратегическое видение и постоянно адаптировать свою деятельность к современным реалиям, полностью используя заложенный в нее потенциал, касающийся деятельности Центра, который отвечал бы реалиям сегодняшнего дня.
Расширение в конце 2002 года мандата Миссии, когда она была переименована в Центр ОБСЕ в Душанбе, явилось свидетельством признания того, что с момента окончания войны страна добилась впечатляющего прогресса. К началу 2008 года Центр ОБСЕ в Таджикистане насчитывал 87 штатных сотрудников, из которых 70 - граждане Таджикистана. Центр с его пятью отделениями на местах является крупнейшим по численности персонала присутствием ОБСЕ в Центральной Азии и осуществляет самую
разнообразную деятельность и проекты во всех трех измерениях ОБСЕ. В настоящее время республика занимает место в Постоянном Совете ОБСЕ вместе со всеми послами, представителями 54-х стран-участниц. Таджикистан занимает активную позицию при обсуждении вопросов, связанных с повышением эффективности этой организации, считая, что наделение ОБСЕ международной правосубъектностью и правоспособностью путём чёткой правовой регламентации, несомненно, ускорило бы завершение процесса превращения ОБСЕ из совещательного механизма в полноценную современную международную организацию.
С открытием в 2004 г. самостоятельного Центра и учреждением поста специального председателя ОБСЕ по Центральной Азии стала наблюдаться активизация сотрудничества между Республикой Таджикистан и ОБСЕ. Ярким примером этого является деятельность ее миссии и институтов в области демократизации общества и строительства правового государства.
В ходе выполнения своих обязательств Миссия ОБСЕ в Таджикистане организовывает ряд мероприятий и охватывает широкий спектр проектов в области соблюдения прав человека, поддержки СМИ, развития гражданского общества через гражданское образование, усиления потенциала политических партий и местных властей, а также занимается деятельностью, связанной с экономическими и экологическими проблемами.
Изучение деятельности Центра ОБСЕ в Республике Таджикистан позволяет выделить в его работе четыре так называемых « измерения»: военно-политическая безопасность, экономика, экология, права человека. Центр в Душанбе продолжал оказывать поддержку Таджикистану, следуя сбалансированному и всеобъемлющему подходу к безопасности во всех трёх измерениях. Участвуя в заседании целевой группы высокого уровня и обращаясь к партнерам с открытым призывом к выдвижению идей, Центр наращивал диалог с правительством и гражданским обществом в стремлении совместно наметить курс для решения задач в таких областях, как политический диалог,
НОМАИ ДОНИШГО{
безопасность, развитие экономики, охрана окружающей среды, демократизация, развитие СМИ и равноправие мужчин и женщин.
Деятельность ОБСЕ в республике Таджикистан в области военно-политического измерения включает политический диалог и гражданское воспитание. В сотрудничестве с Общественным советом Таджикистана Центр организовал десять заседаний Клуба социального партнёрства в порядке стимулирования диалога по текущим вопросам между государственными органами, политическими партиями и гражданским обществом. С целью более глубокого ознакомления учащихся старших классов и студентов университетов с тематикой демократизации и прав человека были организованы летние лагеря, где велась работа по гражданскому воспитанию. Полевой офис ОБСЕ в Худжанде с 2001 реализовывал Программу развития гражданского общества для студентов в двух направлениях: 1. Проведение летних лагерей по гражданскому образованию для студентов и молодёжи Согдийской области; 2. Поддержка проектов, представленных участниками летнего лагеря по направлениям: борьба с наркоманией, экология, гендер, СМИ и демократизация. Центр ОБСЕ в Душанбе в рамках программы политической безопасности содействует Правительству и народу Таджикистана в реформировании общества путем разделения властей, развития многопартийности и демократических выборов. Программа включала организацию в республике более 120 семинаров по обучению избирательным стандартам ОБСЕ и Таджикистана. В сотрудничестве с офисом ОБСЕ в г. Оше Республики Кыргызстан и двумя местными НПО в 2002 г. была начата работа над проектом по созданию толерантности, направленным на проблемы молодежи в приграничных районах Таджикистана и Киргизии ( Исфара и Баткен). С целью повышения осведомленности населения о законодательстве и установления диалога между местными административными и духовными властями центр ОБСЕ, базировавшийся в Душанбе, провел ряд семинаров.
Программа военно-политической безопасности включает также реализацию проекта содействия таджикскому Правительству по безопасному хранению запасов и уничтожению легкого
стрелкового оружия и обмундирования, которое осталось в РТ со времен гражданской войны. В 2003 году, когда ОБСЕ создала в рамках Форума по сотрудничеству в области безопасности специальный механизм для оказания государствам-участникам помощи в расширении их возможностей по уничтожению легкого и стрелкового оружия и боеприпасов, Республика Таджикистан стала одним из первых государств, обратившихся за таким содействием. По официальным данным, почти 25 млн.кв.м. земель Таджикистана были « загрязнены» противопехотными минами и неразорвавшимися боеприпасами. Так, мины были заложены вдоль таджикско-афганской границы на юге Таджикистана в начале 1990-х годов, в годы гражданской войны (1992-1997) особенно в центральной части страны, а в 2000 году были заминированы участки вдоль границы между Таджикистаном и Узбекистаном, на востоке и севере страны. За последние 15 лет в результате подрыва на минах погибло 277 и получили ранения 300 граждан Таджикистана. Более 20 % из них - дети, проживающие в сельской местности. Помимо этого, в результате объявленной после гражданской войны амнистии лиц, имевших оружие, власти страны собрали огромный арсенал, насчитывающий тысячи единиц стрелкового оружия и более 20 тонн взрывчатых веществ.
В апреле 2001 г. Центр ОБСЕ приступил к реализации второго этапа своей программы, нацеленной на ликвидацию взрывчатых веществ, переоснащение хранилищ легкого и стрелкового оружия и строительство хранилищ для обычных боеприпасов. С 2003 года ОБСЕ участвует в разминировании территории республики, была завершена утилизация всех излишних пороховых двигателей ракетных комплексов. ОБСЕ совместно с ООН открыли Кинологический центр по разминированию в г. Рудаки, оснащенный специально обученными для поиска мин собаками. Центр ОБСЕ в Таджикистане оказал помощь в работе девяти отделениям ручного разминирования, двенадцати бригадам кинологов с собаками, обученными поиску мин, и одной топографической группе. В июне 2005 года была начата
НОМАИ ДОНИШГО{
реализация комплексной, учитывающей местную специфику программы.
В рамках программы в Ляуре, близ Душанбе, был построен объект по уничтожению боеприпасов, обучено девять экспертов навыкам уничтожения взрывоопасных боезарядов. Таким образом, было уничтожено 34 тонны взрывчатых веществ, 26 тыс. винтовок и пистолетов, включая АК-47, АК-74 и пистолеты Макарова. Помимо этого, построено и модернизировано семь объектов складского хранения в Душанбе для Министерства внутренних дел, Агентства по контролю за наркотиками, Генеральной прокуратуры, военной прокуратуры, а также Комитета по охране государственной границы.
В рамках продолжающейся пятый год программы Центра ОБСЕ, усилиями его партнёра по разминированию, Швейцарского фонда по разминированию, в Таджикистане было выявлено свыше ста минных полей, расчищена территория от мин общей площадью 635 000 кв. метров территории, уничтожено более 2106 противопехотных мин и три противотанковые мины. Помимо этого были обнаружены и уничтожены 740 кластерных, а также неразорвавшихся боеприпасов. Таджикистан запретил данные виды вооружений, приняв Оттавскую конвенцию по запрещению мин в 1999 году, которая известна также, как « Договор о запрещении мин» и является наиболее всеобъемлющим международным инструментом избавления от такой напасти, как противопехотные мины. В результате осуществления программ нейтрализации противопехотных и противотанковых мин, а также неразорвавшихся снарядов и боеприпасов по повторной проверке миноопасных участков в Таджикистане ранее считавшаяся миноопасной территория площадью 18 кв. километров была переведена в разряд пригодной для экономической деятельности.
Деятельность ОБСЕ в области экологии была направлена на содействие выполнению Орхусской конвенции. Учрёжденный ОБСЕ Орхусский центр в Душанбе служил платформой для сотрудничества по вопросам окружающей среды, оказывая техническую помощь министерству сельского хозяйства и охраны
природы в завершении работы над новым законодательством страны об охране природы и пятью подзаконными актами. Оказывая помощь в разработке природоохранных стратегий, Центр оказывал министерству сельского хозяйства и охраны природы помощь в разработке двух отраслевых природоохранных стратегий по противодействию, соответственно, загрязнению воздуха и оскудению земель. Продолжал принимать участие в усилиях правительства по совершенствованию национальной природоохранной стратегии, которая легла в основу нового экологического законодательства, соответствующего международным конвенциям. Центр добивался снижения негативного антропогенного воздействия на состояние окружающей среды Таджикистана, проводя информационно-пропагандисткие кампании по национальному телевидению, радио и в других средствах массовой нформации, рассчитанных на аудиторию, составляющую потенциально порядка 51% населения страны.
Центр ОБСЕ финансирует также два так называемых « Орхусских Центра»,- один в столичном Душанбе, другой - в г. Худжанде, которые предоставляют информацию по вопросам экологии для общественности, СМИ и государственных учреждений. Это помогает Таджикистану реализовывать положения Орхуской Конвенции ЛЛН 1998 года об участии граждан в процессе принятия решений и доступе к правосудию по экологическим проблемам и конвенции, к которой Таджикистан присоединился в 2003 году. При поддержке Центра 16 тысяч молодых жителей страны, организовавшихся в так называемое общественное движение « Зелёные патрули», проводили информационно-пропагандисткую компанию по экологической тематике среди учащихся школ и вузов. Также при поддержке Центра «патрули» проводили другие мероприятия, в том числе по посадке деревьев с целью пресечь эрозию почвы. В 2005 году было подготовлено около 160 экологических активистов в восточной Раштской долине, которые посадили 500 тыс. елей и тополей по всей области вместо запланированных 7 тыс. саженцев. В 2006
НОМАИ ДОНИШГО{
году этот проект был продолжен и в Хатлонской области, где было высажено 20 тыс. деревьев для предупреждения деградации и эрозии почвы, обвалов, оползней, наводнений.
ОБСЕ в рамках правозащитной программы путём реализации мероприятий, направленных на развитие правозащитной деятельности, проводит мониторинг и подготавливает отчёты о прогрессе в области правосудия. Например, один из таких проектов включает мониторинг судебных процессов местными неправительственными организациями для соблюдения их соответствия международным стандартам. Программа включает в себя также организацию конференций, круглых столов, как с таджикскими, так и с зарубежными экспертами по выполнению Таджикистаном международных договоров по правам человека и созданию правозащитных институтов. Подобная деятельность дополнительно включает публикацию, распространение буклетов, учебников по правозащитным стандартам и законодательству для школ. Так, полевой офис г.Худжанда в 2002 году организовал серию семинаров совместно с прокуратурой Согдийской области по изучению Прав человека в период ареста, задержания и предварительного расследования, была оказана информационная поддержка женской тюрьме, организован «круглый стол» по теме, касающейся свободы религии и вероисповедования.
Содействуя демократизации СМИ, соблюдению норм и принципов ОБСЕ по развитию свободной журналистики, полевой офис ОБСЕ г.Худжанда в 2002 году провел круглый стол на тему « Свободный доступ к информации». Центр ОБСЕ в Душанбе с 2001 года оказывает финансовую поддержку региональным газетам, таких как « Кулябская правда » (на русском и тадж. яз.), вкладыш « Молодёжная» в газете «Бизнес и Политика », « Бомдод » (на тадж. яз.) в Хатлонской области, издание журнала « Нафосат» на узбекском языке и прилагающегося к нему журнала « Шабнам» для детей школьного возраста, а также Информационному Агентству « Вароруд », независимой газете «Сугд», и политической телепрограмме « Замон» (СМ -1).
Миссия ОБСЕ в Таджикистане в 2004 году открыла в Душанбе Ресурсный Центр СМИ, который предоставляет журналистам
свободный доступ к компьютерам и Интернету, юридические консультации, программы по обучению навыкам журналистики, информационным технологиям и английскому языку. На основе этой программы был предусмотрен дополнительный план обучения журналистским навыкам в Хатлонской и Гармской зонах.
В сфере деятельности Центра ОБСЕ в Таджикистане были также гендерные вопросы и проблемы торговли людьми. Центр выступил инициатором сотрудничества с нижней палатой парламента в разработке законопроектов, учитывающих гендерные аспекты, и в совершенствовании механизмов претворения в жизнь законов о равноправии мужчин и женщин. При содействии Центра Институт повышения квалификации государственных служащих и Институт повышения квалификации преподавателей средних школ трудились над включением гендерной проблематики в основное русло работы госслужащих и преподавателей. В рамках другого проекта Центром ОБСЕ в Душанбе оказана помощь Институту повышения квалификации государственных служащих в обучении гендерным вопросам, в том числе, выполнении государственной политики по гендерному равенству. Центр ОБСЕ в Душанбе также спонсирует сайт в Интернете и выходящий раз в два месяца на таджикском и русском языках журнал «Равзана ба чахон» («Окно в мир»), освещающий в основном гендерную проблематику в Таджикистане.
После распада СССР и последовавшие за ним гражданская война, экономические трудности, в Таджикистане стали возрождаться архаичные местные обычаи, что привело к свертыванию прежних достижений в деле преодоления гендерных стереотипов. Прошло уже десять лет с тех пор после того, как наступил мир, но и мужчины и женщины по-прежнему остро ощущают негативные последствия гражданской войн, её непрекращающиеся отголоски. Многие дети остались без отцовского воспитания. У одних отцы погибли в результате войны, у других они выехали на заработки в другие страны. Поэтому на плечи многих женщин легли большие семейные проблемы. Они теперь сами ведут домашнее хозяйство, воспитывают детей, где-то подрабатывают. Около 25 тыс. женщин лишились мужей. Из-
НОМАИ ДОНИШГО{
за возрождения архаичных традиций многие девушки, проживающие на юге страны, уже после седьмого класса оставляют учёбу в школе, а многие из них ещё и из-за бедности и вовсе не начинали учёбу в ней. Бедность, интенсивная трудовая миграция мужчин, традиционно ранние браки, недостаточная образованность населения, в том числе и правовая, а также многие другие факторы создают почву для насилия в семье.
Предпринимая активные действия в направлении уважения к правам женщин, Центр ОБСЕ в РТ реализует гендерную программу и предоставляет помощь правительству в плане улучшения положения таджикских женщин. Центром ОБСЕ в Душанбе начиная с 2004 г ., осуществляется финансовая помощь проекту « Поддержка Женских Ресурсных Центров», в рамках которого в нескольких районах республики на базе местных общественных организаций был создан ряд ресурсных центров. При поддержке Центра десять женских ресурсных центров оказывали бесплатную психологическую и юридическую помощь жертвам насилия. Особое внимание уделялось расширению прав и возможностей женщин, повышению уровня грамотности среди девочек, профессиональной подготовке юристов и политологов, укреплению сети кризисных центров и сотрудничеству с государственными кризисными центрами. В 2006 г. по этому проекту функционировало 8 женских ресурсных центров и партнёрами ОБСЕ были организации: НПО «Марифат» (Хуросон), НПО Центр Развития «Гарм» ( Гарм ), НПО « Бонувони Хатлон», НПО «Женщины против насилия», « Мехробону ». ОБСЕ предоставила финансовую помощь, направленную на укрепление потенциала отечественных НПО, в основном тех, которыми руководят женщины или тех, которые работают для женщин. Было создано семь женских ресурсных центров в сельских районах Хатлонской и Согдийской областей, на основе которых сформировалась сеть из 11 поддерживаемых ОБСЕ Кризисных центров, где поле деятельности более широкое, чем кризисных центров. Деятельность женских ресурсных центров нацелена на создание благоприятной обстановки в местных
сообществах для гендерного равенства и соблюдения основных прав человека. В ресурсных центрах много делается для предотвращения домашнего насилия и адаптации женщин к современным существующим экономическим условиям. Центры обеспечивают программу повышения гендерной осведомленности, а также предоставляют пихологическую помощь и юридические консультации женщинам. С этой целью проводятся семинары, посвященные правам женщин и гендерному равенству. Кроме того, в таких Центрах создают курсы по обучению компьютерным навыкам, английскому языку, проводят занятия по чтению, письму, грамоте, домоводству. К 2006 году на трёхмесячных ремесленных курсах в этих Центрах обучалось более 1500 слушателей, из которых 75 % женщин, овладевших различными профессиями.Один из таких центров, базирующийся в Душанбе, содержит первичный приют для женщин - жертв домашнего насилия, который предоставляет для них и их детей временный кров, а также правовую и психологическую помощь. Для тех, кто находится в критической ситуации и нуждается в экстренной помощи, в августе 2005 г. на базе управляемого ОБСЕ кризисного центра «Гулрухсор» г. Худжанда Согдийской области было открыто первое убежище-приют на 6 мест. Только за 11 месяцев в приюте зарегистрировано 38 обращений женщин, которые стали жертвами бытового насилия. Подобные этому кризисные центры не только дают убежище, но и оказывают психологическую и медицинскую помощь, проводят юридические консультации по правам женщин.
Чтобы преодолеть создавшуюся ситуацию, правительство Таджикистана активно способствует созданию новых рабочих мест, что является одним из ключевых элементов национальной социально-экономической стратегии. При содействии международных доноров основной акцент в рамках этой политики делается на развитие малых предприятий, которые должны создавать столь необходимые рабочие места. Деятельность ОБСЕ в области экономико-экологического измерения выражалась в стимулировании развития экономики.
НОМАИ ДОНИШГО{
Экономический отдел, действовавший при Миссии ОБСЕ в Таджикистане с 2003 г., начал оказывать содействие развитию малых предприятий. Поддерживая Программу Международной организации труда под названием « Создавай и улучшай собственный бизнес», направленную на повышение квалификации инструкторов, ОБСЕ способствовала формированию коллектива специалистов, обладающих достаточной квалификацией для передачи своих знаний и навыков начинающим предпринимателям. Результат оказался весьма существенным и Центр ОБСЕ в Душанбе регулярно использует этот кадровый ресурс для своих проектов по обучению предпринимательской деятельности. Желая подкрепить прилагаемые принимающей страной усилия по развитию малых и сельскохозяйственных предприятий, Центр ОБСЕ в республике продолжал оказывать помощь сети ресурсных и учебных центров для малых предприятий и фермеров в десяти населённых пунктах в различных частях Таджикистана. Международная финансовая корпорация использовала центры ОБСЕ для проведения специализированных учебных мероприятий. Был расширен круг услуг, предлагаемых четырьмя областными ресурсными центрами и для потенциальных трудовых мигрантов. Помимо информационных и консультативных услуг они стали заниматься и трудоустройством. С 2003 года экономический отдел Центра ОБСЕ в Таджикистане начал оказывать содействие местным НПО в реализации проектов по созданию швейных мастерских, местных и домашних пекарен по всей стране. Задача заключалась в обучении, а также в предоставлении женщинам должным образом оснащённых рабочих мест, в особенности тем из них, которые неожиданно оказались единственными кормилицами в семье из-за гибели мужа во время войны или из-за того, что у большинства из них мужья выехали на заработки в Россию, другие страны. С конца ноября 2007 года с открытием Делового форума, ориентированного на таджикских и афганских предпринимателей, начала функционировать сеть информационных центров для предпринимателей, желающих вести трансграничную торговлю.
Известно, что в поисках хорошо оплачиваемой сезонной или постоянной работы, ежегодно выезжает за границу около миллиона граждан республики. В 2004г. совместно с Международной организацией по миграции (МОМ) Центр ОБСЕ в Душанбе организовал Информационно-Ресурсный Центр для трудовых мигрантов. Финансируемый ОБСЕ Центр предоставляет гражданам республики информацию по вопросам миграции, регистрации, требованиям и другим аспектам проживания за рубежом, с тем, чтобы мигранты знали, как защитить свои интересы в другой стране и куда обращаться за помощью.
Следует отметить, что в соответствии с новой стратегической программой дальнейшего развития страны и директивами Президента РТ Эмомали Рахмона в предстоящие годы основные приоритеты будут сфокусированы на достижении устойчивого социально-экономического развития, повышения уровня жизни населения, а также укреплении регионального сотрудничества.
В связи с этим Таджикистан инициировал перед ОБСЕ вопрос об изменении нынешнего статуса Центра ОБСЕ в Душанбе и его преобразовании в Офис Координатора проектов ОБСЕ в Таджикистане, а также об учреждении одной из региональных структур ОБСЕ экономического и экологического направления в столице.
В ходе заседания СМИД ОБСЕ, прошедшем в декабре 2007 года, главы многих делегаций поддержали нашу страну, отметив особую роль Таджикистана в укреплении регионального сотрудничества и оказании помощи в восстановлении Афганистана. В новой стратегии Евросоюза в Центральной Азии Таджикистан занимает приоритетное место.
В заключение можно констатировать, что Таджикистан наладил конструктивный и плодотворный диалог с ОБСЕ - одной из ведущих международных организаций. Это взаимодействие охватывает экономические и политические аспекты, социальные и экологические вопросы, проблемы безопасности и обеспечения прав человека, открывающие широкое поле для сотрудничества в трёх основных измерениях деятельности этой организации. В настоящее время ОБСЕ продолжает вносить свой весомый вклад
НОМАИ ДОНИШГО{
в осуществление демократических преобразований в Республике Таджикистан.
ЛИТЕРАТУРА
1. ДавлатоваМарьям. Выход из ситуации или ресурсные центры/ / Окно в мир.-№ 7-8,2007 - С.492.
2. Бесс Браун. Стимулы для малого бизнеса // Научно-информационный журнал ОБСЕ, июнь-июль,2007 .-С.18.//
3.Грациэлла Пига. Женские ресурсные центры добиваются впечатляющих результатов // Научно-информационный журнал ОБСЕ. - июнь-июль, 2007г.-С. 20.
4. ОБСЕ - за безопасность. // Бизнес и политика.-13 апреля,2006г.
5.Религиозный экстремизм в Центральной Азии. Проблемы и перспективы // Материалы научно-практической конференции.-Душанбе, 2002 .
6. Саидов З., Сабуров А. Таджикистан на рубеже тысячелетий: реализация национальных интересов на международной арене. Душанбе,2005 - 245 с.
7.Формула мира Президента Рахмонова. (на таджикском, русском и английском языках). - Душанбе,2004.-196 с.
8Хайдаров Р.Д. Влияние глобализации на процесс формирования внешней политики РТ // Таджикистан и современный мир.-№2-Душанбе,2006.
9. Унланд Михаэль. Освобождая Таджикистан от мин // Научно-информационный Журнал ОБСЕ.- июнь-июль 2008 г.- С.9 -17
The Cooperation of Tajikistan with OSCE as a Factor of Stabilization and Security in Central Asia R. Alieva
Key words: foreign policy, international cooperation, regional conflict, national security.
In this article the author attempted to show the prior directions of cooperation of Tajikistan with one of the biggest international organizations as OSCE.
Tajikistan became the member of this organization in 1992.
Today the organization of security and cooperation is one of the key international structures which supports and strengthens security not only in Europe, but in the countries of Central Asia either. In this article the author determines the place and the role of OSCE in Tajikistan in solving the problems of political dialogues, security, development of economy, protection of environment, democratization of mass media, equal rights of men and women.
The author comes to the conclusion that cooperation with this organization covers all the spheres of development of Tajikistan Republic.
At the present time OSCE contunues to make contribution into making democratic changes in Tajikistan.