ТАЪРИХ ИСТОРИЯ
Н. Рахимов, Дж. Хамидов
ВКЛАД А.К.МИРБАБАЕВА В АРХЕОЛОГИЮ ТАДЖИКИСТАНА
Ключевые слова: Историография Таджикистана, биографии учёных, А.К.Мирбабаев и его исследования, археология и культурология, подготовка научных кадров
Археология - сравнительно молодая отрасль таджикской науки. В отличие от истории, географии, философии, медицины, физики, математики и др., имеющих устоявшие исторические традиции, зарождение и взлёт археологии в Таджикистане приходится в основном на ХХ век. В этом процессе важным этапом были исследования Согдийско-Таджикской, позднее - Таджикской археологической экспедиции, в период деятельности которой началось формирование национальных кадров таджикской археологии.
В 60-е - 70-е годы ХХ века в науку Таджикистана пришло второе поколение талантливых национальных учёных - археологов (Ю.Я.Якубов, А.Д.Бабаев, У.П.Пулатов, Х.Ю.Мухитдинов, Э.Гулямова, Т.М.Атаханов, А.Юсупов и др.), обогативших таджикскую археологию яркими открытиями. Среди них был и Абдуллоджон Кенджаевич Мирбабаев. В настоящее время доктор исторических наук, профессор кафедры археологии и этнографии таджикского народа ХГУ им. академика Б.Г.Гафурова, А.К.
НОМАИ ДОНИШГО{
Мирбабаев, отмечающий свой 70-летний юбилей, является одним из крупнейших историков и археологов Таджикистана, известным в научных кругах и далеко за пределами республики. Обладая ярким научным дарованием, исключительной трудоспособностью и целеустремлённостью, он исследовал много археологических памятников и написал значительное количество трудов по археологии Таджикистана и Средней Азии, истории и истории культуры Центральной Азии, принёсших ему широкую популярность [1].
Впервые А.К.Мирбабаев принял участие в археологических работах в 1966 году. Тогда он, студент исторического факультета ТГУ им.В.И.Ленина, проходил учебную практику в Шахристане. Участие в раскопках пробудило в нём интерес к археологии и, в известной мере, способствовало определению его научных интересов. И во все последующие годы учёбы А. Мирбабаев продолжал изучать основы этой науки при раскопках археологических памятников Согдийской области - городища Калаи Кахкаха в Шахристане, храма огня Актепа, поселений Калахона, Караултепа; с годами накапливались знания, совершенствовались умения и опыт ведения раскопок. В процессе подготовки и формирования круга научных интересов А.Мирбабаева большую роль сыграл его научный руководитель и наставник, академик Н.Н.Негматов.
С принятием на работу в Институт истории им. А.Дониша АН Таджикистана в 1969 году начинается профессиональный путь археолога А.К.Мирбабаева. Ежегодно предпринимая археологические экспедиции, А.Мирбабаев исследовал разные районы Согдийской области, открыл и раскопал многие памятники оседлого земледельческого и кочевого скотоводческого населения бассейна Средней Сыр-дарьи. В составе Северо-Таджикистанской археологической комплексной экспедиции (СТАКЭ), он участвовал в раскопках памятников Шахристанского и Куркатского оазисов, в шурфовках культурных слоёв в городах Худжанд, Ура-тюбе, Исфара, местности Чорсу Бободжан Гафуровского района, раскопал могильники Лангари Ходжиён у селения Чорку, Тангии Сурх в селении Исфаринского района и др. Одновременно, он вел раскопки на крупном памятнике историко-культурной области Уструшана - городище Ширин вблизи Курката.
С первых же лет исследовательской работы проявилось одно из главных и отличительных качеств А.Мирбабаева - очень хорошее знание письменных источников. Это определило его как ведущего специалиста в области истории материальной и духовной культуры таджикского народа. Анализируя памятники материальной культуры, А.Мирбабаев тесно связывал их с духовной культурой. В частности, он уделял большое внимание образованию, образовательным учреждениям, памятникам архитектуры. Поэтому и не удивительно, что тема кандидатской диссертации А.Мирбабаева оказалась связанной с этой проблемой и была посвящена малоизученной истории мадраса.
За время многократных экспедиционных поездок А.Мирбабае-вым были собраны подробные археолого-архитектурные и расспросные материалы обо всех мадраса городов и селений Таджикистана, был проведён сбор материалов по письменным источникам и архивным фондам, проанализирована существовавшая научная литература. Совершенно новой явилась его постановка вопроса об уровне грамотности населения, о количестве образованных людей в обществе, о роли мадраса в культурной жизни Средней Азии.
Материалы по Согдийской области легли в основу диссертационного исследования и были представлены в 1977 году к защите на соискание учёной степени кандидата исторических наук [2]. В последующем, вся эта огромная и многотрудная работа была опубликована в большом цикле статей и в трёх книгах [3,4,5]. Большой заслугой А.К.Мирбабаева является выявление генезиса и развития мадраса, определение материальной базы средневековых учебных заведений, разработка научной типологии общественных, культурно-образовательных учреждений, в том числе средневековых госпиталей Средней Азии [6].
А.К.Мирбабаев по археологическим остаткам и сведениям письменных источников не только восстанавливал архитектурный облик зданий образовательных учреждений, но выявлял количество учащихся, исследовал факты жизни и деятельности мударрисов, рассматривал учебную программу мадраса и их роль в культурной жизни среднеазиатского общества. Цикл научных и
НОМАИ ДОНИШГО{
научно-популярных статей А.К.Мирбабаева посвящен истории возникновения и формирования учебных центров и учреждений образования Ближнего и Среднего Востока, институтов духовной культуры городов Мавераннахра и Хорасана, и в целом, духовному потенциалу древних и средневековых городов Центральной Азии [7,51-57; 8,71-91; 9, 160-175; 10, 194-202; 11, 126-137; 12, 61-83; 13, 183-197; 14, 92-95]. Теоретические разработки А.К.Мирбабаева по истории духовной культуры таджиков отражены во многих интересных научных статьях в тематических сборниках Института истории, археологии и этнографии им.А.Дониша АН Республики Таджикистан [15,288-295; 16,89-111; 17,7-15; 18,199-220], а также были включены в крупные обобщающие работы по истории таджикского народа [19,250-293,422-428; 20,548-600, 621-658, 663728, 743-771; 21].
Археологические исследования А. Мирбабаева в этот период были тесно связаны с разработкой проблемы «Взаимодействие оседлых и кочевых культур». Изучение А.Мирбабаевым памятников бассейна Средней Сыр-дарьи показало, что этот регион, особенно Куркатский оазис, играл важную роль во взаимодействии народов и племен Центральной Азии. При раскопках было найдено немало импортных изделий, в том числе большое количество украшений из янтаря, причём произведённых в разных, порой очень отдалённых, странах и неоспоримо свидетельствующих об оживлённой международной торговле [22, 168-171]. Так, по мнению А.Мирбабаева, многие предметы прикладного, декоративного и художественного искусства из Фархадстроя и городища Ширин являются продуктами импорта. Здесь, в районе Курката и Шахрухии находились переправы через Сырдарью, являющие главными на трассах Великого Шелкового Пути. Водный путь по Сыр-дарье соединял земледельческие области с кочевой степью. Отсюда начинались традиционные древние пути перегона скота от берегов Сыр-дарьи в горы Туркестанского хребта и караванные пути в соседние области. На одном из отрезков торгового пути А.К.Мирбабаев раскопал интересный памятник Испанасай, название которого, по мнению
исследователя, восходит к согдийскому «спанча» «сипанч» -придорожная гостиница [23,8-10].
Результаты раскопок городища Ширин и других археологических памятников стали значительным вкладом А.Мирбабаева в изучение проблемы урбанизации бассейна Средней Сыр-дарьи. К северо-западу от современного селения Куркат А.К.Мирбабаев исследовал целый комплекс памятников -городище Ширин, дахмаки, поля с хумными захоронениями и др. Как выяснилось, это были остатки крупного города с развитой системой культуры жизнеобеспечения, основанном на искусственном орошении, включая подземные арыки-каналы (корезы), поля стойлового и отгонного животноводства, остатки керамических печей. Город был двухчастным: на высоком горном кряже располагалась цитадель, а у подножия - шахристан. К городу примыкал обширный некрополь. В самой глубокой части стратиграфического шурфа городища Ширин были получены фрагменты керамики середины 1 тыс.до н.э. По своему расположению город был схож с ахеменидским Персеполем. Сопоставив археологические материалы со сведениями средневековых географов, часто упоминавших город Куркат, А.К.Мирбабаев пришёл к выводу, что легендарный античный город Кирополь располагался на территории городища Ширин и его окрестностях [24].
К этому же направлению исследований - проблеме урбанизации - следует отнести работы А.К.Мирбабаева на городище Нуртепа - одном из крупнейших городских центров древней Уструшаны и раскопки на территории исфаринского санатория "Зумрад", где А.К.Мирбабаев методом шурфовки определил границу раннесредневекового городка Тамкахуш (Калаи Боло), изучение городских структур и топографии средневековых Худжанда, Ура-тюбе, Исфары. При исследовании материальных остатков зданий и сооружений древних и средневековых городов А.К.Мирбабаев активно сотрудничал со специалистами в области истории архитектуры. В плодотворном сотрудничестве с архитекторами республики им написан ряд научных статей, в которых решались вопросы генезиса отдельных архитектурных форм,
НОМАИ ДОНИШГО{
типология институтов духовной культуры средневекового города Мавераннахра и Хорасана, вопросы реконструкции памятников архитектуры [25,64-79; 26,28-41].
В 1986-1987 годах А.К.Мирбабаев проходит докторантуру в Ленинградском отделении Института археологии Академии наук СССР (ЛОИА). Известная научная среда, наличие ресурсной базы и богатая научная библиотека Института археологии позволяли ему заниматься многими общими вопросами истории таджикского народа. Однако, основное внимание в эти годы он направил на изучение проблемы зороастрийской идеологии в Северной Средней Азии. Выбор темы «Дахмаки Курката и проблема зороастрийской идеологии в Северной Средней Азии» в качестве темы докторского исследования был продиктован необходимостью подведения итогов многолетних работ на памятниках Куркатского оазиса.
Зороастрийский погребальный обряд и ритуалы уже давно привлекали к себе внимание исследователей. На территории Средней Азии и Ирана были известны погребальные памятники, однако зона исследований А.К.Мирбабаева оказалась на редкость насыщенной памятниками зороастрийского погребального круга, а обилие и богатство полученного материала обещали дать очень интересные выводы. Раскопки 1974-1982 гг. выявили остатки более 50 дахмаков, вырубленных на южном и восточном обрывистом склонах горы Ширин, на левом берегу одноименной горной речки, несущей весной свои воды в Сыр-дарью. По обе стороны от кряжа Ширин располагались поля с хумными и оссуарными захоронениями.
Долгие раздумья над материалами куркатских дахмаков, кропотливая работа и поиски аналогий в библиотеках Санкт-Петербурга, консультации с ведущими специалистами Института археологии дали результат и привели к успеху. Собранный материал послужил основой для докторской диссертации. В 1996 году Абдуллоджон Кенджаевич Мирбабаев успешно защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора исторических наук [27].
В диссертации, исходя из материалов дахмаков Курката, А.К.Мирбабаев выделил три формы погребального ритуала, соответствующие отдельным периодам городища Ширин.
Выявлено, что куркатские дахмаки функционировали на протяжении всего 1 тыс. н.э.
В 2003 году материалы докторской диссертации А.К.Мирбабаева под названием «Дахмаки Курката: раскопки и исследования» были опубликованы как монография в серии «Материальная культура Уструшаны» ( Вып. 7) [28,267-562].
Примечательно, что в книге рассмотрение археологического материала предваряет обзор экологии бассейна Сыр-дарьи. Думается, профессор А.К.Мирбабаев совершенно прав, отмечая, что система жизнеобеспечения древнего человеческого коллектива складывалась из самых различных, порой не осязаемых факторов, в которых естественные условия и в целом экология всегда являлись доминирующими [28,274]. Вышесказанное является ключом к пониманию многих особенностей исследуемого памятника и его находок. На базе самых разных источников А.К.Мирбабаев широко рассматривает истоки появления в регионе наземных погребальных памятников зороастрийского культа и все его известные типы. Объяснением многообразия типов подобных погребений стала проведённая автором строго научная системная характеристика зороастрийских погребальных памятников бассейна реки Сыр-дарья. В книге представлен глубокий анализ материалов раскопок дахмаков Курката и обоснована их датировка.
Неисчерпаемым источником наших знаний при разработке проблемы становления, сложных путей развития, хозяйственной базы и идеологических представлений древнего и средневекового общества Средней Азии являются различные памятники искусства.
Находка большого количества предметов искусства при раскопках памятника потребовала значительного труда исследователя. Так, в дахмаках Курката были найдены брактеаты, медальоны, серьги, заколки, перстни, подвески и другие ювелирные украшения из золота, бронзы и других металлов. В главе 1У своей монографии А.Мирбабаев приводит типологическое описание всех ювелирных украшений, бусин и косметических приборов. Одновременно, здесь же даны сведения об аналогиях и параллелях из соседних историко-культурных областей, обоснованы датировки находок.
НОМАИ ДОНИШГО{
В своём исследовании А.Мирбабаева не ограничивается анализом ювелирных украшений, а даёт полную сводку находок. В работе дано подробное описание всех предметов, установлен их генезис, определены локальные особенности и хронология.
Многочисленные археологические находки приобретают особую ценность, когда определены их функциональное значение и семантика. Одна из глав работы (гл.У) А.Мирбабаева посвящена вопросам семантики и исторической интерпретации находок.
Это относится к амулетам Курката, выполненным в виде фигурок кабана, лягушки, барана, петуха и др. А.К.Мирбабаев выявил историю происхождения разных типов амулетов, их место в культе и поверьях населения, определил степень их сохранения реликтовых традиций в быту таджиков. На основе новых археологических находок и свидетельств древних авторов автором воссоздана картина жизни населения района, показаны его социально-экономические и культурные взаимоотношения в связи с другими народами.
В книге дана подробная характеристика основных черт идеологии и мировоззрения древних уструшанцев, определены причины сохранения в их мировоззрении отдельных элементов древних культов идолопоклонства, культа предка, демонологии, а также пантеоны местных и согдо-авестийских божеств, тотемизма, анимизма, культа растений, воды, космических элементов и других в сознании уструшанцев. На основе полученных данных автором сделаны важные выводы о погребальном обряде, этническом и социальном составе населения района, взаимодействии соседних народов и племён. Особое внимание автор уделил синтезу духовной культуры населения бассейна Сыр-дарьи.
Следует отметить, что А.К.Мирбабаев впервые провёл большую работу по унификации терминов и понятий, связанных с погребальным обрядом зороастризма. Выполнение такой объёмной работы стало возможным только благодаря его хорошему знанию письменных источников, включая старые толковые словари, кропотливой систематизации данных научной литературы и тщательному анализу всего собранного материала.
Абдуллоджон Кенджаевич Мирбабаев особенно много уделяет внимания популяризации исторического и культурного наследия таджикского народа и достижений археологической науки. Его многочисленные статьи в местной периодической печати и специальные брошюры, выходившие на таджикском и русском языках, становились достоянием широких масс.
В последние годы, в связи с сокращением финансирования, объём полевых раскопочных работ сократился. Однако, значительный «запас» материалов позволил А.К.Мирбабаеву и в эти годы публиковать интересные материалы по археологии и истории таджикского народа [29,155-164; 30,47-61; 31; 32; 33,1934; 34,11-18].
В краткой статье невозможно всесторонне охарактеризовать научную деятельность такого многогранного и талантливого исследователя, каким является Абдуллоджон Мирбабаев. О богатстве и широте его творчества и количестве публикаций можно судит в по списку работ, опубликованных в Таджикистане и за рубежом. Он не только обогатил таджикскую науку большим фактическим материалом, но и показал пути дальнейшего исследования сложных проблем истории таджикского народа. Нельзя не отметить заслуги устода и в подготовке национальных научных кадров. Уже много лет он занимается преподавательской деятельностью. Кроме чтения лекций в ХГУ, профессор А.К.Мирбабаев является научным руководителем аспирантов, дипломных работ студентов-выпускников. Значительную часть его вузовской деятельности занимают подготовка учебных и рабочих программ, беседы и консультации с аспирантами, соискателями и студентами. Он очень доброжелателен к своим ученикам, щедро делится с ними своими знаниями и богатым опытом. Причём, к нему за советом обращаются не только его аспиранты, но каждый, столкнувшийся с какой-либо проблемой в своей работе, и получает дельный совет.
Разумеется, любому археологу в 70 лет трудно выносить тяготы полевой работы. Но это пора теоретического осмысления накопленного материала, расцвет периода публикаций результатов анализа собранного в предыдущие годы материала, пора
— 144 - НОМАИ ДОНИШГОХ Р
наставничества. Коллеги и ученики доктора исторических наук, профессора А.К.Мирбабаева, желая ему крепкого здоровья, творческих успехов, счастья, ждут от юбиляра новых научных открытий, книг и учебных пособий.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Список научных трудов доктора исторических наук, профессора Мирбабаева Абдуллоджона. - Худжанд, 2007
2. Мирбабаев А.К. История мадраса Северного Таджикистана. Автореф.канд.дисс. - Душанбе, 1977
3. Мирбабаев А.К. История мадраса Таджикистана. - Душанбе: Ме-рос, 1994 - Ч.1.
4. Мирбабаев А.К. Мадраса Таджикистана. - Душанбе: Мерос, 1994.
- Ч.2
5. Мирбабаев А.К., Мукимов Р.С., Мукимова С.Р. Мадраса Маверан-нахра и Хорасана. - Душанбе, 1998
6. Мукимова С., Мирбабаев А.К. Медицинские учреждения в архитектуре Центральной Азии средних веков. - Душанбе, 2001
7. Мирбабаев А.К. Из истории учебеых заведений эпохи Абуали Ибн Сино // Абуали Ибн Сино и его эпоха. - Душанбе, 1980
8. Мирбабаев А.К. Учебные и научные центры Ближнего и Среднего Востока в древности //Хорезм и Мухаммад ал-Хорезми в мировой истории и культуре. - Душанбе: Дониш, 1983
9. Мирбабаев А.К. Ходжентские квартальные бани мурича // Исследования по истории и культуре Ленинабада. - Душанбе, 1986.
10. Мирбабаев А.К. К этимологии топонима «Испаракон» в квартальной структуре Ходжента //Исследования по истории и культуре Ленинабада. - Душанбе, 1986
11. Мирбабаев А.К. К истории мадраса Герата ХУ-ХУ1 вв. // Материалы по истории и истории культуры Таджикистана. - Душанбе, 1971.
12. Мирбабаев А.К. Культурная жизнь Герата эпохи Бехзада //Бехзад и актуальные проблемы культуры Центральной Азии. - Душанбе, 2001
13. Мирбабаев А.К. О термине «сарт» как о синониме этнонима «таджик» //Духовная культура таджиков в истории мировой цивилизации. - Душанбе, 2002
14. Мирбабаев А.К. Вклад учёных, выходцев из Худжанда, в развитие мировой культуры //Вклад таджиков и персоязычных народов в мировую цивилизацию. - Душанбе, 2002
15. Мирбабаев А.К. Из истории культовой традиции: символика петуха// Борбад. Эпоха и традиции культуры. - Душанбе, 1989
16. Мирбабаев А.К. Н.Н.Негматов, Беляева Т.В. К открытию города эпохи поздней бронзы и раннего железа - Нуртеппа //Культура первобытной эпохи Таджикистана. - Душанбе, 1982
17. Мирбабаев А.К. Символ кабана в искусстве, обрядах и ритуалах зороастрийцев //Очерки истории и теории культуры таджикского народа. - Душанбе, 2001
18. Мирбабаев А.К. Типология зороастрийских погребальных памятников Средней Азии У-УП вв. н.э. //Авеста в истории и культуре Центральной Азии. - Душанбе, 2001
19. История таджикского народа. В 5 томах. Т. 2. - Душанбе, 1999
20. Неъматов Н.Н., Нурмухаммади Амиршохи, Мирбобове А.К., Пирумшоев Х. Таърихи халки точик. Ч.2. - Хучанд, 2007
21. Мирбабаев А.К., Мукимова С.Р. Средневековая городская культура Средней Азии. - Душанбе, 2001
22. Мирбабаев А.К. Находки импортных изделий из отрезка пути «Ворота Худжанда»// Формирование и развитие трасс Великого Шёлкового Пути в Центральной Азии. - Самарканд, 1990
23. Мирбабаев А.К. Испанч, Испони ва Исписор //Илм ва хаёт. - № 3. - Душанбе,1991
24. Древняя Уструшана: города, их локализация и хронология. -Душанбе, 2003
25. Мирбабаев А.К., Мукимов Р.С. Городское хозяйство Мавераннахра и Хорасана в 1Х-Х вв. //Труды ТГУ. Вып.5. - Душанбе, 1994
26. Мирбабаев А.К., Мукимов Р.С. Калъаи Худжанд: вопросы регенерации и использования.//Тр.ТТУ. Серия: Строительство и архитектура. - Душанбе, 1993
27. Мирбабаев А.К. Дахмаки Курката и проблемы зороастрийской идеологии в Северной Средней Азии. - Автореф. дисс.на соискание уч.степени докт.истор.наук. - Душанбе, 1995
28. Мирбабаев А.К. Дахмаки Курката: раскопки и исследования.-Материальная и духовная культура Уструшаны. Вып. 7 //Древняя Уструшана: города, их локализация и хронология. - Душанбе, 2003.
29. Мирбабаев А.К. Новые материалы по истории христианства в Средней Азии //Актуальные проблемы гуманитарных наук. - Вып. 1. - М.-Худжанд, 2004
НОМАИ ДОНИШГО{
30. Мирбабаев А.К., Рахимов Н.Т. Об историческом ландшафте и климате Худжанда // Актуальные проблемы гуманитарных наук. -Вып.2. - М.-Худжанд, 2004
31. Мирбабаев А.К. История водоснабжения Худжанда и его округи.-Худжанд, 2005
32. Мирбабаев А.К. Традиции арийской культуры в памятниках Сырдарьинского бассейна//Ученые записки ХГУ им.академика Б.Г.Гафурова. - Вып.11. - Худжанд, 2005
33. Мирбабаев А. Использование льда в городском быту населением Ближнего и Среднего Востока//Актуальные проблемы гуманитарных наук. - Вып.3. - Худжанд, 2005
34. Мирбабаев А.К.О термине «оссуарий» и его персидско-таджикских синонимах //Актуальные проблемы гуманитарных наук. - Вып.4. - Худжанд, 2007
A.K.Mirbabaev's Contribution to Development of Archeology of Tajikistan Rahimov N., Khamidov J.
Key words: Historiography of Tajikistan, biography of scholars, A.K.Mirbabaev and his research, archeology and anthropology, preparation of researchers
This article is devoted to the scientific activity of the well-known Tajik scientist, archeologist and anthropologist A.K.Mirbabaev. In December of2009 Mirbabaev will be 70 years old. The authors of this article characterize A.K.Mirbabaev as a tireless and talented researcher who has made big contribution into a development of historical science in the Republic Tajikistan. In the article the biography of the scientist, the basic stages of his career, scientific and pedagogical activity are presented. For 40 years the scientist has studied and has dug out many historical monuments on the territory of Tajikistan. Among them - the site of ancient settlement Kakhkakha, the site of ancient settlement of Shirin, Nurtepa, Isfanasai, burial grounds Langari Mohiyon, Tangii Vorukh and others. The results of researches of A.Mirbabaev have found reflection in his numerous books, brochures, scientific and popular-scientific articles. The author of this article has presented the brief review
of publications of A.Mirbabaev on several directions in archeology and history and has given the analysis of some works of the scientist. The review of the subject matter is made by A.Mirbabaev who teaches at the university, works with post-graduates students and competitors on preparation of dissertations and scientific researches. On the basis of the analysis of the article's material the author comes to the conclusion, that A.K.Mirbabaev, Dr. of History, has brought a powerful and worthy contribution into the development of archeology and, as a whole,in to historical science in the Republic of Tajikistan.