Научная статья на тему 'СОТРУДНИЧЕСТВО КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ С РОДИТЕЛЯМИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ'

СОТРУДНИЧЕСТВО КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ С РОДИТЕЛЯМИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
102
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
воспитание / классный руководитель / родители / сотрудничество. / education / homeroom teacher / parents / cooperation.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Юркина Лидия Анатольевна, Стекольникова Елена Витальевна

в статье анализируется опыт методического сопровождения работы классного руководителя по построению социального партнерства по взаимодействию с родителями, по развитию современных практик партнерства классного руководителя с семьей. В статье обращается внимание на то, что родители играют важную роль в образовании своих детей. Они являются первыми учителями, создают учебную атмосферу в доме и влияют на образовательные цели своих детей. Затем рассматривается роль классного руководителя в создании плодотворного взаимодействия с родителями. Классный руководитель должен уметь строить доверительные отношения с семьями, учитывать их потребности и ожидания, а также быть открытым к сотрудничеству. Основная мысль статьи заключается в том, что сотрудничество между классным руководителем и родителями способствует успешному обучению и развитию детей в начальной школе. Кроме того, сотрудничество с родителями позволяет эффективно реагировать на возникающие проблемы и сложности в учебе и поведении учащихся. В заключении статьи подчеркивается важность понимания, того, что родители и классный руководитель работают вместе для достижения общих образовательных целей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Юркина Лидия Анатольевна, Стекольникова Елена Витальевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COOPERATION OF THE CLASS TEACHER WITH PARENTS IN A PRIMARY SCHOOL

the article analyzes the experience of methodological support of the classroom teacher's work on building a social partnership for interaction with parents, on the development of modern practices of the classroom teacher's partnership with the family. The article draws attention to the fact that parents play an important role in the education of their children. They are the first teachers, create a learning atmosphere in the home and influence the educational goals of their children. Then the role of the class teacher in creating fruitful interaction with parents is examined. The class teacher should be able to build trusting relationships with families, take into account their needs and expectations, and also be open to cooperation. The main idea of the article is that cooperation between the class teacher and parents contributes to the successful learning and development of children in primary school. In addition, cooperation with parents makes it possible to respond effectively to emerging problems and difficulties in learning and student behavior. In conclusion, the article emphasizes the importance of understanding that parents and the homeroom teacher work together to achieve common educational goals.

Текст научной работы на тему «СОТРУДНИЧЕСТВО КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ С РОДИТЕЛЯМИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»

СОТРУДНИЧЕСТВО КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ С РОДИТЕЛЯМИ В

НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Юркина Л.А.1, Стекольникова Е.В.2

1Юркина Лидия Анатольевна - учитель начальных классов;

2Стекольникова Елена Витальевна - учитель начальных классов,

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение муниципального образования город Краснодар средняя общеобразовательная школа № 102 имени Героя Советского Союза Георгия Бочарникова,

г. Краснодар

Аннотация: в статье анализируется опыт методического сопровождения работы классного руководителя по построению социального партнерства по взаимодействию с родителями, по развитию современных практик партнерства классного руководителя с семьей. В статье обращается внимание на то, что родители играют важную роль в образовании своих детей. Они являются первыми учителями, создают учебную атмосферу в доме и влияют на образовательные цели своих детей. Затем рассматривается роль классного руководителя в создании плодотворного взаимодействия с родителями. Классный руководитель должен уметь строить доверительные отношения с семьями, учитывать их потребности и ожидания, а также быть открытым к сотрудничеству. Основная мысль статьи заключается в том, что сотрудничество между классным руководителем и родителями способствует успешному обучению и развитию детей в начальной школе. Кроме того, сотрудничество с родителями позволяет эффективно реагировать на возникающие проблемы и сложности в учебе и поведении учащихся. В заключении статьи подчеркивается важность понимания, того, что родители и классный руководитель работают вместе для достижения общих образовательных целей. Ключевые слова: воспитание, классный руководитель, родители, сотрудничество.

COOPERATION OF THE CLASS TEACHER WITH PARENTS IN A PRIMARY

SCHOOL Yurkina L.A.1, Stekolnikova E.V.2

1Yurkina Lidiya Anatolyevna - primary school teacher;

2Stekolnikova Elena Vitalievna - primary school teacher, MUNICIPAL AUTONOMOUS EDUCATIONAL INSTITUTION OF THE MUNICIPALITY OF KRASNODAR SECONDARY SCHOOL NO. 102 NAMED AFTER HERO OF THE SOVIET UNION GEORGYBOCHARNIKOV,

KRASNODAR

Abstract: the article analyzes the experience of methodological support of the classroom teacher's work on building a social partnership for interaction with parents, on the development of modern practices of the classroom teacher's partnership with the family. The article draws attention to the fact that parents play an important role in the education of their children. They are the first teachers, create a learning atmosphere in the home and influence the educational goals of their children. Then the role of the class teacher in creating fruitful interaction with parents is examined. The class teacher should be able to build trusting relationships with families, take into account their needs and expectations, and also be open to cooperation. The main idea of the article is that cooperation between the class teacher and parents contributes to the successful learning and development of children in primary school. In addition, cooperation with parents makes it possible to respond effectively to emerging problems and difficulties in learning and student behavior. In conclusion, the article emphasizes the importance of understanding that parents and the homeroom teacher work together to achieve common educational goals.

Keywords: education, homeroom teacher, parents, cooperation.

УДК 37.064.1

Работа с родителями - это одна и самых важных составляющих работы классного руководителя. Сотрудничество учителя и родителей осуществляется ради общих целей, интересов и задач по воспитанию и обучению детей.

Набирая класс, мы набираем не 40 детей, а 40 семей с мамами, папами, бабушками, дедушками, и т.д. и т.п. Все они со своими характерами, взглядами, убеждениями, семейными устоями, традициями, проблемами и претензиями. И от того, насколько совпадут ожидания родителей со стремлениями учителя, насколько учителю удастся убедить, привлечь на свою сторону родителей, от тех связей и взаимоотношений, которые возникнут в начальный период, будет во многом зависеть и вся последующая работа. Не можем сказать, что это удаётся нам на 100%. Такого не бывает, однако позволю себе

высказать некоторые положения, к которым стремлюсь. Итак, чтобы осуществлялось сотрудничество необходимо стать с родителями единомышленниками и союзниками.

- Родители должны видеть в учителе человека авторитетного, знающего и способного найти решения в любой, самой сложной ситуации.

- Успешность воспитательного процесса зависит от того, как складываются отношения между учителем, учащимися и их родителями.

- Для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми важно представлять коллектив как единое целое, как большую семью, которая сплачивается и интересно живет, если организована совместная деятельность педагогов, родителей, детей.

- В основе этого союза — единство стремлений, взглядов на воспитательный процесс, вместе выработанные общие цели и воспитательные задачи, пути достижения намеченных результатов.

- Работая с родителями важно достичь обоюдного откровения и понимания,

Без сомнения, многие учителя поддерживают открытые и тесные связи с семьями, т.к. понимают, что обучение - совместная работа учителей и родителей. Хотя немало педагогов, которые стараются сохранить дистанцию при общении с родителями.

Взаимоотношения учителей, родителей и учеников можно сравнить с равносторонним треугольником.

Учитель

Родители Ученики

И если стороны треугольника равны, то это прочнейшая фигура, а несовпадения и разногласия, приводят к ухудшению взаимодействия и взаимопонимания всех "сторон". Поэтому, если учитель обвиняет родителей, следовательно, он сам допускает ошибки и наоборот. Без взаимодействия семьи и школы жизнь ребенка становится беднее.

Школа дает ребенку научные знания и воспитывает у него сознательное отношение к действительности. Семья обеспечивает практический жизненный опыт, воспитывает умение сопереживать другому человеку, чувствовать его состояние. Для гармонического развития личности необходимо и то, и другое.

Значит: и родители нужны школе, и она нужна семье. Учитель является связующим звеном между школой и семьями обучающихся.

Общение с родителями своих учеников учителю необходимо, так как без этого он оказывается лишенным очень важной информации.

Учитывая все эти факторы, учителю необходимо выбирать наиболее эффективные и адекватные формы работы с родителями. Очень важно, чтобы классный руководитель правильно понял нравственные ценности и микроклимат семьи, истины ли они, реализуются или просто декларируются.

Форма и содержание сотрудничества учителя с родителями зависят от целей, поставленных учителем.

Я как учитель, устанавливая связи с родителями, преследую такие цели:

• Создание теплого климата в классе: без напряжений, дружеского, основанного на взаимопомощи. Родители смотрят на школу глазами детей. Если ребенку хорошо, комфортно и радостно, родители спокойны. Поэтому сначала устанавливается контакт учителя с детьми, детей друг с другом, а затем учителя с родителями.

• Создание неформального коллектива родителей. В первом - втором классе важно поощрять родителей познакомиться между собой, обменяться адресами и телефонами, организовать их тесное общение. Ничто так не сближает, как коллективное творческое дело. Родители могут объединяться в творческие группы, с общими задачами в конкретной деятельности.

• Создание ситуации успеха и радости от собственных достижений и достижений своих товарищей. Работа происходит лучше, если она основывается на индивидуальных беседах, когда учитель делится накопленным педагогическим опытом и знаниями, организует совместные праздники, проводит открытые уроки. Очень важно после урока выслушать родителей, узнать их мнение.

Взаимоотношения с родителями укрепляются, когда:

• учитель уделяет общению с родителями столько времени, сколько требуется;

• начинает разговор не с проблем детей, а с общих приятных вопросов, не спешит решать проблемы;

• оказывает внимание родителям, интересуется их работой, домом;

• учитель стремится раскрыть способности родителей в отдельных областях воспитания детей;

• учитель не избегает обсуждать эмоции, возникающие из-за школы, учителей, детей;

• внимательно слушает и принимает то, что говорят родители, не критикует их мнение, а старается понять, что позволяет им так думать; учитель помнит, что нельзя родителям указывать, а тем более ругать их детей;

• учитель на родительских собраниях говорит о том, что важно всем;

• учитель надеется на победу добра в душе ребенка;

• учитель информирует родителей лично, при помощи писем или индивидуальных бесед, информацию, предназначенную для родителей, не передает через детей или других лиц, сохраняет конфиденциальность.

• Своевременная корректировка неадекватного поведения детей и пресечение недоброжелательности, грубости, жестокости, неуспеваемости.

Обычно родители, приходящие в школу делятся на две группы:

• Те, которые знают, что их ребенок в школе оценивается положительно, они ждут похвалы.

• Те, которые знают о трудностях детей, но боятся об этом говорить, избегают учителя, и не знают, как помочь ребенку. Такие родители предпочитают вообще не ходить в школу, ограничиться лишь телефонными звонками, или приходить в школу лишь по вызову учителя. Часто их пугают и возможные упреки со стороны других родителей. На эту группу родителей учитель должен обратить особое внимание.

Наблюдая и анализируя обращения родителей, могу сказать, что родители, которые приходят на консультации и беседы, тревожатся по следующим причинам:

■ проблемы поведения и общения со взрослыми и сверстниками; конфликты детей; недовольство дружбой детей.

■ проблемы успеваемости; трудности в обучении и их причины;

■ проблемы, связанные с формированием навыка чтения и счета,

■ проблемы активности и внимательности детей на уроках;

■ проблемы адаптации детей в школе.

Меткое слово учителя, умная и тактичная аргументация, дельный совет часто решают затянувшиеся, мучительные конфликты. Как правило, родители, выслушав советы, стараются их придерживаться.

Организация педагогического просвещения родителей. Для успешного воспитания детей родители должны обладать педагогической культурой, т.е. таким уровнем педагогической подготовленности, который отражает степень их зрелости как воспитателей и проявляется в процессе семейного и общественного воспитания детей. А именно: определенная сумма психолого-педагогических, физиолого-гигиенических и правовых знаний, а также выработанные в процессе практики навыки по воспитанию детей. Основная роль в повышении педагогической культуры родителей принадлежит классному руководителю.

Можно выделить следующие направления для общего педагогического просвещения родителей:

• Цели, задачи и методы образования и воспитания молодого поколения.

• Психологические, физиологические и педагогические основы воспитания детей в семье, особенности детей в разном возрасте.

• Обязанности членов семьи, содержание, формы, методы, трудности, недостатки и ошибки семейного воспитания.

• Взаимоотношения детей и родителей, способы регулирования отношений между школой и семьей.

• Проблемы свободного времени и занятости детей, пропаганда здоровья и здорового образа жизни.

Рекомендуется провести для родителей беседы на интересующие их вопросы. Например: «Об

организации учебы первоклассника»; «Учебная работа первоклассников и задачи родителей»; «Младший школьник: возраст и его особенности»; «Как помогать первокласснику в выполнении домашних заданий?»; «Воспитание сознательной дисциплины у детей в семье» и другие».

Формы работы учителя с родителями разнообразны:

Индивидуальные: беседы и консультации с родителями;

Групповые.

Коллективные: классные собрания, общешкольные родительские собрания, совместные внеклассные мероприятия, экскурсии, праздники т. д.

Работа классного руководителя с родителями очень сложна. К сожалению, в работе педагога с родителями начальных классов встречаются и трудности, основные из которых:

• отсутствие инициативы со стороны родителей редкое посещение школы, плохое посещение родительских собраний, отсутствие интереса к делам ребенка, ограниченное общение с детьми, не проявляют инициативу в проведении мероприятий, боятся высказывать свое мнение, пожелания);

• неправильная оценка родителями своих детей (часто родители переоцениваю своего ребенка, либо реже недооценивают, поэтому слишком много от них требуют или не считаются с замечаниями учителя, так как не верят им);

• невыполнение родителями требований учителя,

• низкий уровень педагогической просвещенности родителей.

• материальные трудности родителей, которые отражаются и на образовании ребенка и на общении родителей с учителем;

• педагогическая необразованность родителей;

• а также на отсутствие взаимопонимания между учителем и родителями, когда родители не идут на контакт, не хотят совместно решать возникшие проблемы, а занимают позицию «глухой обороны».

Для успешной воспитательной работы учитель должен обладать педагогическим мастерством, которое подразумевает следующее:

• Хорошо знать и любить своего воспитанника и свою работу.

• Сознательно стремиться достигнуть поставленных воспитательных целей и задач.

• Эффективно применять воспитательные формы, методы и приёмы.

• Уметь общаться и взаимодействовать с семьей воспитанника.

• Поднимать авторитет родителей в глазах учеников.

• Передавать родителям научные (педагогические, психологические, юридические и др.) знания и педагогический опыт.

• Развивать свои способности и педагогическое мастерство.

Подводя итог всему выше сказанному, еще раз хочется отметить актуальность темы сотрудничества и пожелать учителям успешной работы, достойной этой работы зарплаты и морального удовлетворения. Пусть родители ваших учеников говорят о вас: «Наша учительница прекрасна во всех отношениях. Приходя в школу, я получаю всестороннюю информацию об успеваемости, поведении и общении своего ребенка. Она хороший психолог и помощник. Она никогда не скажет плохо о ребенке у всех на виду. Её можно спросить обо всем, что интересует, и она всегда тактично ответит, посоветует. Мы очень рады, что нашего ребенка обучает и воспитывает прекрасный учитель и человек»

Список литературы /References

1. Болдырев Н.И. Методика работы классного руководителя // Болдырев Н.И. - М: Просвещение, 1984. -С. 143.

2. Бордовская Н.В. Педагогика. Учебник для вузов. // Н.В. Бордовская, А.А. Реан. - СПб: Питер, 2000. -С. 304.

3. Борытко Н.М. Система работы классного руководителя // Справочник классного руководителя. -2008. - С. 13-29.

4. ГрехневВ.С. Культура педагогического общения. // В.С. Грехнев. - М.: Просвещение, 1990. - С. 144.

5. Иванов А.В. Современный подход к содержанию деятельности классного руководителя и развитию его педагогической культуры //А.В. Иванов. - М.: ЦГЛ, 2005. - С. 224.

6. Капралова Р.М. Работа классного руководителя с родителями. // Р.М. Капралова. - М.: Просвещение, 1980. - С. 190.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.