Научная статья на тему 'ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ С РОДИТЕЛЯМИ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ'

ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ С РОДИТЕЛЯМИ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
402
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОТРУДНИЧЕСТВО / РОДИТЕЛИ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / ТВОРЧЕСТВО / ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ / МЕРОПРИЯТИЯ / COLLABORATION / PARENTS / INTERACTION / JUNIOR SCHOOLCHILD / CREATIVITY / INDIVIDUALITY / ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Свеженцева Н. Ю.

В статье рассматриваются содержание, формы сотрудничества учителя с родителями. Обозначена проблема сотрудничества семьи и школы в вопросах воспитания личности школьника. Сделан вывод, что тесное сотрудничество учителей и родителей может способствовать положительному отношению родителей к школе и их готовности к взаимодействию с классным руководителем в воспитании младших школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Свеженцева Н. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMS OF TEAM INTERACTION WITH PARENTS OF PUPILS OF YOUNGER SCHOOLBOYS

The article discusses the content, forms of cooperation of the teacher with the parents. The problem of cooperation between the family and the school in matters of upbringing the student’s personality is designated It was concluded that close cooperation between teachers and parents can contribute to a positive attitude of parents towards the school and their readiness to interact with the class teacher in educating younger schoolchildren.

Текст научной работы на тему «ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ С РОДИТЕЛЯМИ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

УДК37(018)

Свеженцева Н.Ю. студент 4 курса факультет психологии и педагогики Елабужский институт КФУ научный руководитель: Газизова Ф.С. Россия, г. Елабуга, Татарстан ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ С РОДИТЕЛЯМИ

УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Аннотация. В статье рассматриваются содержание, формы сотрудничества учителя с родителями. Обозначена проблема сотрудничества семьи и школы в вопросах воспитания личности школьника. Сделан вывод, что тесное сотрудничество учителей и родителей может способствовать положительному отношению родителей к школе и их готовности к взаимодействию с классным руководителем в воспитании младших школьников.

Ключевые слова. Сотрудничество, родители, взаимодействие, младший школьник, творчество, индивидуальность, мероприятия.

Svezhentseva N. Yu., 4th year student Faculty of Psychology and Pedagogy Yelabuga Institute of KFU Supervisor: Gazizova F.S.

Russia, Yelabuga, Tatarstan FORMS OF TEAM INTERACTION WITH PARENTS OF PUPILS OF YOUNGER SCHOOLBOYS Annotation. The article discusses the content, forms of cooperation of the teacher with the parents. The problem of cooperation between the family and the school in matters of upbringing the student's personality is designated It was concluded that close cooperation between teachers and parents can contribute to a positive attitude of parents towards the school and their readiness to interact with the class teacher in educating younger schoolchildren.

Keywords. Collaboration, parents, interaction, junior schoolchild, creativity, individuality, activities.

Система работы педагога с родителями предполагает организацию интересных форм, методов взаимодействия, реализующих функции сотрудничества. А.И. Галина определяет форму взаимодействия учителя с родителями как способ организации их совместной деятельности и общения [2]. Традиционно принято выделять индивидуальные (посещение на дому, приглашение в школу, индивидуальные консультации педагога, переписка); групповые (тематические консультации, университет педагогических знаний, родительские вечера, классные детские мероприятия); коллективные

(родительские собрания, дни открытых дверей, концерты, выставки учебных работ, творческие отчеты) формы сотрудничества учителей и родителей .

Посещение семьи на дому - эффективная форма индивидуальной работы педагога с родителями, где происходит знакомство с условиями жизни ученика. В процесс беседы с родителями педагог узнает о характере ребенка, его интересах и склонностях, об отношении к родителям, к школе, а также информирует родителей об успехах ребенка, дает практические советы.

Переписка с родителями - письменная форма информирования родителей (дневник, сообщение по телефону, общение в группе по WhatsApp). Допускается извещение о предстоящей совместной деятельности в школе, поздравление с праздниками, советы и пожелания в воспитании детей. Главное условие переписки - доброжелательный тон, радость общения[3].

Индивидуальные тематические консультации полезны как для родителей, так и для учителя. Родители получают реальное представление о школьных делах и поведении ребенка, учитель - необходимые ему сведения для более глубокого понимания проблем каждого ученика.

Родительское собрание - самая распространенная и эффективная форма группового сотрудничества школы и семьи. Это форма анализа, осмысления на основе данных педагогической науки опыта воспитания[3, с. 161].

Вовлечение родителей в школьное самоуправление. Родители учащихся юридически не входят в школьный коллектив, но не менее педагогов заинтересованы в успешной работе школы.

Классный родительский комитет. Он работает на основе положения о родительском комитете школы, совместно с классным руководителем и под его руководством.

Общешкольный родительский совет - это координирующий штаб разнообразной работы со всеми родителями, объединяющий усилия школы и семьи для решения воспитательных задач [7, с. 72].

Организация совместных досуговых мероприятий. Формы могут быть различными (совместные праздники, подготовка и репетиция концертов, просмотр и обсуждение фильмов, соревнования, конкурсы, КВН и т.д.)

Организация различных кружков, спортивных секций, участие в заседаниях клубов. Можно организовать различные спортивные секции или проводить соревнования вместе со школьными преподавателями физкультуры.

Университет педагогических знаний является формой психолого-педагогического просвещения родителей [5, с.53]. Вооружает их необходимыми знаниями, основами педагогической культуры, знакомит с актуальными вопросами воспитания, способствует установлению контактов родителей с общественностью, семьи со школой, взаимодействию родителей и учителей в воспитательной работе.

Лекция - форма психолого-педагогического просвещения, раскрывающая сущность той или иной проблемы воспитания [1, с.6].

Конференция - предполагает расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей [7]. Проводится раз в год, требует тщательной подготовки и активного участия родителей.

Практикум - это форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному решению возникающих педагогических ситуаций, своеобразная тренировка педагогического мышления[7].

Открытые уроки обычно организуются с целью ознакомления родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя. В начальной школе необходимо хотя бы один-два раза в полугодие давать возможность родителям присутствовать на открытом уроке.

Педагогическая дискуссия (диспут) - одна из форм повышения педагогической культуры. Можно вовлечь всех присутствующих в обсуждение поставленных проблем, способствует выработке умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на приобретенные навыки и накопленный опыт.

Ролевые игры - форма коллективной творческой деятельности. Важно проиграть несколько вариантов ролевой игры (положительных и отрицательных) и путем совместного обсуждения выбрать оптимальный для данной ситуации способ действий.

Организация совместной деятельности родителей и детей (оформление классных комнат, благоустройство и озеленение школьного двора, дворов и улиц, ярмарки-распродажи семейных поделок, презентации семейных родословных традиций, создание музеев семьи, семейные праздники и фестивали, олимпиады, участие в походах).

При организации сотрудничества учителей и родителей могут быть использованы следующие методы: беседа, дискуссия, познавательные игры, обсуждения, практический метод, учебный контроль, методы иллюстрации и демонстрации, работа с книгой.

Учитель в праве самостоятельно выбирать методы и приемы взаимодействия, использовать в практике традиционные или инновационные формы работы. Сотрудничество между учителем и семьей будет эффективным в том случае, если родители уяснят важность умения анализировать поступки и поведение своих детей и научатся это делать.

Использованные источники:

1. Бессонова В.Г. Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс // Начальная школа, 2016. - № 8. - с. 6-8.

2. Галина А.И. Формы и методы взаимодействия учителя с родителями младших/АУП Международная студенческая научная конференция, 2015. -[Электронный ресурс]. - режим доступа: https://scienceforum.ru/2015/article/2015016538/

3. Лапагина Н.В. Современные формы взаимодействия с родителями // Социальная сеть работников образования ^ройа!, 2017. - [Электронный

ресурс]. - режим доступа: https://nsportal.ru/2017/03/14/sovremennye-formy-vzaimodeystviya-s-roditelyami/

4. Нимаева Е.Г. Родители, дети, педагоги: взаимопонимание и взаимодействие // Образование и воспитание, 2016. - № 3. - с. 53-54.

5. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Би-Бад. - М.: Большая рос. Энциклопедия, 2012. - 528с.

6. Петровичева А.А. Взаимодействие семьи, школы и социума / А.А. Петровичева // Молодой ученый, 2016. - № 5. - с. 723-727.

7. Пистун Ю.В. Особенности взаимодействия педагога с родителями в условиях реализации ФГОС // Инновационные технологии в образовании и науке: материала международной науч.-практ. конф. Чебоксары: ЦНС Интерактив Плюс, 2017. -Т1. - с. 160-162.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.