Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ И СОВРЕМЕННЫХ РОДИТЕЛЕЙ В КОНТЕКСТЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ'

ПРОБЛЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ И СОВРЕМЕННЫХ РОДИТЕЛЕЙ В КОНТЕКСТЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
362
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ / СУБЪЕКТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА / КОММУНИКАТИВНАЯ КУЛЬТУРА УЧИТЕЛЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КОНФЛИКТНЫЕ СИТУАЦИИ ОБЩЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сороковых Галина Викторовна, Старицына Светлана Григорьевна, Морозова Виктория Игоревна

Цель исследования - выявить наиболее важные для настоящего времени проблемы взаимодействия классного руководителя и родителей школьников различных категорий. В статье обоснованы ведущие принципы и подходы формирования коммуникативной культуры классного руководителя; раскрывается специфика педагогического общения классного руководителя с современными родителями и семьей ученика. Рассматриваются наиболее острые конфликтные ситуации и предложены стратегии их разрешения. Научная новизна исследования заключается в теоретическом обосновании коммуникативно-компетентностного и полисубъектного подходов и принципов выстраивания общения и техник взаимодействия педагога с современными родителями. В результате в статье обозначены наиболее важные проблемы в организации взаимодействия классного руководителя с родителями школьника. Предложены методические рекомендации по созданию эффективного образа классного руководителя и развитию его педагогического мастерства в разрешении разнообразных ситуаций общения с семьей обучающегося.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сороковых Галина Викторовна, Старицына Светлана Григорьевна, Морозова Виктория Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF INTERACTION BETWEEN THE CLASS TEACHER AND MODERN PARENTS IN THE CONTEXT OF PROFESSIONAL TEACHER TRAINING

The study aims to identify the most important current problems in the interaction between the class teacher and parents of schoolchildren of various categories. The paper substantiates the leading principles and approaches to communicative culture formation among class teachers; reveals the specifics of the pedagogical communication of the class teacher with modern parents and a pupil’s family. The work considers the most acute conflict situations and proposes the strategies for their resolution. The scientific novelty of the study lies in the theoretical substantiation of the communicative competence and polysubject approaches and principles of building rapport and the techniques of interaction between a teacher and modern parents. As a result, the paper identifies the most important problems in organising interaction between the class teacher and a pupil’s parents. The work proposes methodological recommendations for creating an effective image of the class teacher and developing his/her pedagogical skills in finding solutions in various situations of communication with a pupil’s family.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ И СОВРЕМЕННЫХ РОДИТЕЛЕЙ В КОНТЕКСТЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ»

фгратота

ISSN 2686-8725 (online) ISSN 2500-0039 (print)

Педагогика. Вопросы теории и практики Pedagogy. Theory & Practice

2023. Том 8. Выпуск 9 | 2023. Volume 8. Issue 9

Материалы журнала доступны на сайте (articles and issues available at): pedagogy-journal.ru

RU

Проблема взаимодействия

классного руководителя и современных родителей в контексте профессиональной подготовки будущих учителей

Сороковых Г. В., Старицына С. Г., Морозова В. И.

Аннотация. Цель исследования - выявить наиболее важные для настоящего времени проблемы взаимодействия классного руководителя и родителей школьников различных категорий. В статье обоснованы ведущие принципы и подходы формирования коммуникативной культуры классного руководителя; раскрывается специфика педагогического общения классного руководителя с современными родителями и семьей ученика. Рассматриваются наиболее острые конфликтные ситуации и предложены стратегии их разрешения. Научная новизна исследования заключается в теоретическом обосновании коммуникативно-компетентностного и полисубъектного подходов и принципов выстраивания общения и техник взаимодействия педагога с современными родителями. В результате в статье обозначены наиболее важные проблемы в организации взаимодействия классного руководителя с родителями школьника. Предложены методические рекомендации по созданию эффективного образа классного руководителя и развитию его педагогического мастерства в разрешении разнообразных ситуаций общения с семьей обучающегося.

EN

The problem of interaction between the class teacher and modern parents in the context of professional teacher training

Sorokovykh G. V., Staritsyna S. G., Morozova V. I.

Abstract. The study aims to identify the most important current problems in the interaction between the class teacher and parents of schoolchildren of various categories. The paper substantiates the leading principles and approaches to communicative culture formation among class teachers; reveals the specifics of the pedagogical communication of the class teacher with modern parents and a pupil's family. The work considers the most acute conflict situations and proposes the strategies for their resolution. The scientific novelty of the study lies in the theoretical substantiation of the communicative competence and polysubject approaches and principles of building rapport and the techniques of interaction between a teacher and modern parents. As a result, the paper identifies the most important problems in organising interaction between the class teacher and a pupil's parents. The work proposes methodological recommendations for creating an effective image of the class teacher and developing his/her pedagogical skills in finding solutions in various situations of communication with a pupil's family.

Введение

Актуальность темы исследования связана с необходимостью подготовить будущих педагогов как классных руководителей к выполнению учебно-воспитательной деятельности; формированию положительного эмоционально-психологического климата в школьной среде; установлению контактов с семьями учащихся различных категорий, а также реализации соответствующих функций, предусмотренных нормативно-правовыми документами и локальными актами образовательной организации. В процессе вузовской подготовки на основе систематизированных знаний в области теории и практики профессионального педагогического образования в рамках триады «ученик - учитель - родитель» следует сформировать компетенции и умения классного руководителя: 1) определять цели и задачи, планировать работу с родителями по воспитанию и социализации школьников различных категорий; 2) обеспечивать взаимодействие учителей-предметников, школьных специалистов с родителями учеников при решении текущих задач обучения и воспитания; 3) анализировать результаты работы с родителями и лицами, их замещающими, выявлять неблагоприятные и конфликтные зоны.

Научная статья (original research article) | https://doi.org/10.30853/ped20230149

© 2023 Авторы. © 2023 ООО Издательство «Грамота» (© 2023 The Authors. © 2023 Gramota Publishing, LLC). Открытый доступ предоставляется на условиях лицензии CC BY 4.0 (open access article under the CC BY 4.0 license): https//creativecommons.org/licenses/by/4.0/

Предметом нашего научного изыскания является теоретическое обоснование проблемы взаимодействия классного руководителя и современных родителей.

Теоретическая база. Степень научной разработанности взаимодействия субъектов образовательного процесса анализировалась нами в нескольких направлениях. Изучением вопросов подготовки будущих педагогов как классных руководителей занимались такие ученые, как И. Ф. Исаев и соавторы (Кролевецкая, Исаев, Собя-нин, 2023), В. П. Сергеева, Е. А. Алисов, И. С. Сергеева (2014), Г. В. Сороковых, С. Г. Старицына (2021a; 2021b). Педагогическое взаимодействие стало предметом ряда исследований за последние годы (Кролевецкая, Исаев, Собянин, 2023). Тематика работ И. С. Бухаровой (2021), А. А. Воробьевой, Т. В. Кузнецовой (2017), В. И. Морозовой (2018) посвящена характерным особенностям современного родителя, а также подготовке будущих педагогов по взаимодействию с семьями обучающихся и выстраиванию с ними успешной коммуникации (Иванова, 2013; Морозова, 2021).

Вместе с тем, несмотря на всю ценность теоретических и практических наработок, в большинстве из них не раскрывается специфика подготовки будущих учителей к взаимодействию с современными родителями школьников различных категорий, в том числе имеющих трудности в обучении, развитии и социализации. Следовательно, становится очевидной недостаточная разработанность указанной проблемы как на теоретическом, так и на практическом уровнях.

Достижение поставленной цели возможно при решении следующих задач:

1. Обосновать наиболее важные подходы и принципы формирования коммуникативной культуры классного руководителя, выявить необходимые умения классного руководителя для успешного общения с родителями школьников.

2. Определить на основе анализа научной литературы, изучения педагогической документации, анкетирования, опросов, бесед психолого-педагогические особенности современного родителя.

3. Выявить наиболее важные проблемы в организации взаимодействия классного руководителя с родителями школьника. Обозначить главные вопросы, которые лежат в основе такого взаимодействия.

4. Предложить дидактический инструментарий для решения проблемы взаимодействия классного руководителя с семьей ученика.

5. Дать методические рекомендации по разрешению конфликтных ситуаций в ходе взаимодействия классного руководителя и родителя ученика.

Методы исследования, которые были использованы для решения поставленных задач, включали следующие: анализ и рефлексия научной литературы по проблеме исследования; наблюдение студентов за взаимодействием учителя; опросы учителей, родителей, студентов при помощи Google Forms; обобщение и интерпретация полученных данных.

Практическая значимость выполненной работы заключается в том, что полученные результаты могут найти применение для создания спецкурсов по профессиональной подготовке классного руководителя и программ повышения квалификации.

Обсуждение и результаты

Подходы и принципы формирования коммуникативной культуры классного руководителя

Успешность взаимодействия между учителем (в частности, классным руководителем) и родителем во многом зависит от того, насколько сформирована коммуникативная культура у каждой из сторон. Важнейшее требование к будущему педагогу - это не только понимание и принятие всего разнообразия поликультурного мира, его ценностей, но и формирование и развитие его собственной культуры личности, индивидуально значимых качеств, продуктивно реализуемых в профессиональной деятельности (Сергеева, Алисов, Сергеева, 2014).

Коммуникативная культура классного руководителя включает в себя не только умение сознательно выбирать наиболее целесообразные варианты речевого поведения, подбирать адекватную по ситуации новую речевую форму и языковые нормы, но и разнообразные коммуникативно-когнитивные стратегии общения, уместные и эффективные техники аргументации, владение эмоциональными и экспрессивными средствами речи (Картавая, Кравченко, 2020, с. 106). Все это позволяет нам определить основные подходы и принципы, на основе которых формируется коммуникативная культура классного руководителя. Опираясь на мнение А. Л. Берди-чевского, Е. Г. Таревой и Н. В. Языковой (2021), полагаем, что коммуникативно-компетентностный подход является основным, так как позволяет:

а) прогнозировать коммуникативные педагогические ситуации общения и проектировать адекватное поведение учителя в конкретных условиях и обстановке;

б) использовать убедительную аргументацию, позволяющую доносить свою позицию и идеи до собеседника с целью их последующего понимания им и принятия;

в) переосмысливать результаты взаимодействия, оценивать эффективность/неэффективность применяемых стратегий и тактик, что позволяет анализировать уровень своего профессионального развития и личных достижений.

Взаимодействие классного руководителя с субъектами образовательного процесса на основе коммуника-тивно-компетентностного подхода базируется на комплексе метазнаний и педагогических умений, демонстрируемых в конкретных педагогических ситуациях и позволяющих педагогу эффективно выполнять поставленные задачи.

Не менее значимым для формирования коммуникативной культуры классного руководителя является полисубъектный подход, в качестве важной характеристики которого можно отметить усиление значимости субъектных характеристик личности будущего педагога, развивающихся в процессе взаимодействия с многочисленными субъектами образовательного пространства. Как считают И. Ф. Исаев и его коллеги, указанные особенности проявляются через призму отношений к речевому партнеру в процессе совместной деятельности, открывают, усиливают и приводят к со-развитию всех участников взаимодействия (Кролевецкая, Исаев, Собянин, 2023, с. 414). Мы разделяем позицию белгородских ученых о том, что в основе полисубъектного взаимодействия лежит гуманистический и диалоговый характер.

Применение полисубъектного подхода зависит от соблюдения ряда условий:

1) классному руководителю необходимо помнить, что каждый родитель уникален и стоит дать ему возможность открыться и выразить собственную «Я»-позицию;

2) при встрече с родителем учителю важно быть готовым услышать и принять его позицию как партнера по диалогу, входя с ним в «информационный и эмоциональный резонанс» (Иванова, 2013, с. 166);

3) учителю следует избегать оценочных суждений, сохранять нейтральную позицию в отношении информации, которую высказывает собеседник;

4) в общении с родителем учителю стоит ответственно подходить к использованию профессионального тезауруса, речь учителя должна быть доступна и понятна (Абдулмянова, 2010).

В связи с тем, что любое взаимодействие классного руководителя характеризуется диалогичностью, формирование его коммуникативной культуры опирается на следующие важные принципы:

- уважительного отношения к собеседнику, предоставляя ему право иметь свою позицию, свое мнение;

- соблюдения паритетности (равноправия) как этической нормы речевого взаимодействия;

- осознанного сопереживания речевому партнеру, умения распознавать его внутреннее эмоциональное состояние, ставить себя на место другого человека;

- выстраивания конструктивного диалога на основе четкого формулирования и изложения своей позиции и идейных взглядов, умения точно, ясно и аргументированно отвечать на поставленные вопросы.

В рамках сформированной коммуникативной культуры классный руководитель является примером правил и норм общения, демонстрируя гибкий характер речевого поведения в самых разнообразных педагогических ситуациях. Отметим, что такому взаимодействию как специфической форме профессионального диалогового общения присущи особые характеристики, социальные и психологические роли, совокупность которых создает выбор оптимального варианта для построения социально-корректного высказывания. Как показывает практика, продуктивность и результативность профессиональных контактов педагога во многом определяется качеством его речи, а именно:

■ правильность, соблюдение норм современного литературного языка;

■ точность речи (искусство хорошо говорить: культура произношения, культура грамматических форм и синтаксиса речи);

■ логичность;

■ чистота речи, связанная с отсутствием чуждых литературному языку элементов, отвергаемых нормами нравственности;

■ выразительность речи (наиболее целесообразное и эффективное использование речевых средств; эмоциональность и экспрессивность);

■ богатство и разнообразие (употребление фразеологических оборотов, метафор, сравнений);

■ эстетичность речи, связывающая все языковые средства и обладающая эстетической функцией (стилистическая культура: отсутствие хезитаций, повторов).

Для многих начинающих классных руководителей умению выразительно говорить нужно учиться, для чего необходимо овладеть следующими профессионально-коммуникативными умениями:

- выбирать эффективные приемы управления условиями общения, которые соответствуют заданной тематике, аргументировать свою позицию, опираясь на знание соответствующих правовых норм и правил. В случае некорректных высказываний в родительских чатах можно обращаться к 128 статье УК (п. 2 - клевета в Интернете) или опираться на статью 5.61 КоАП (о публичных оскорблениях, в том числе и в Сети);

- определять эмоциональное состояние собеседника, понимать свои чувства и управлять внутренними реакциями, развивая эмпатию, которая создает благоприятный климат при общении как с учениками, так и с их родителями;

- правильно планировать и осуществлять систему коммуникации на основе разнообразных лингвистических средств, которые позволяют корректно оформить грамматические структуры, владеть достаточным словарным запасом, так как насыщенная, грамотная речь педагога определяет уровень его образования и культурного развития;

- находить и выстраивать такие коммуникативные стратегии взаимодействия, которые позволяют снимать психологические барьеры, обусловленные наличием определенных установок у коммуникантов, таких как: предвзятость, стереотип, предубеждение, негативное отношение друг к другу. Все это снижает эффективность взаимодействия и распространяется на сам предмет общения;

- овладевать и применять разнообразные инструменты виртуальной интеракции для передачи социального опыта, в том числе и при взаимодействии с родителями, чьи дети имеют характеристики нетипичного поведения и проблемы в обучении и социализации (Сороковых, Старицына, 2021а);

- регулировать свое вербальное и невербальное поведение вне зависимости от внешних оценок и влияния партнеров по коммуникации, сохраняя достоинство, адекватную реакцию, объективность, не перенося внешнюю оценку на себя.

Подводя итог вышесказанному, отметим, что формирование коммуникативной культуры на основе вышеуказанных подходов и принципов позволяет классному руководителю овладеть технологией контакта с собеседниками, способами самопрезентации; усвоить правила речевого поведения (вербального и невербального) согласно принятым нормам этики и интересам профессиональной деятельности.

Психолого-педагогические особенности современного родителя

При построении коммуникации с субъектами образования классному руководителю рекомендуется учитывать переменные составляющие этого сотрудничества. На примере взаимодействия с учениками это может быть самочувствие, значимые изменения в жизни класса, смена учителя и т. п. Точно так же при взаимодействии с родителями классному руководителю необходимо опираться не только на способы и приемы, прописанные в том или ином руководстве и апробированные педагогом в процессе работы, но и не забывать о переменных, одной из которых являются психолого-педагогические особенности современных родителей, прямым или косвенным образом влияющие на их отношение к образованию и на позицию, которую родитель занимает в обучении и воспитании ребенка.

1. Представители поколения Y. Согласно теории поколений, значительную часть современных родителей составляют люди, родившиеся приблизительно с 1981 по 1996 год, так называемые «игреки». Они глубоко вовлечены в цифровые технологии и интернет-пространство, не мыслят общения без электронных устройств, в том числе и в школьной среде. Тенденция более позднего вступления в брак и рождения детей, по сравнению с предыдущими поколениями, отражается в их стремлении быть более осознанными в воспитании ребенка, ориентироваться на эмоциональное и психологическое благополучие членов семьи. Вместе с тем ученые отмечают такую особенность данного поколения, как желание быстрого получения вознаграждения за их действия, и здесь речь идет не только о материальном вознаграждении за какую-либо деятельность (Бухарова, 2021; Воробьева, Кузнецова, 2017). Люди данного поколения все также уделяют повышенное внимание системе оценивания ребенка в школе, особенно если они выполняют вместе с ним домашние задания и активно включены в учебную жизнь. Иллюстрация на Рисунке 1 отражает особенность родительского отношения поколения Y: вопросы о неуспеваемости задаются не только и не столько ребенку, сколько педагогическому коллективу (Творчество. Свобода. Жизнь. https://no.pinterest.com/pin/169729479689365829/).

Рисунок 1. Как ты это объяснишь?

2. Стрессовое и тревожное состояние родителей. Под влиянием экономических и политических событий современности все больше людей взрослого возраста отмечают, что испытывают повышенную тревожность, стресс и эмоциональное выгорание на протяжении длительного времени. Безусловно, данные состояния находят отражение во взаимодействиях «родитель - ребенок» и «родитель - педагог». Исследование S. F. Waters и соавторов (Waters, Karnilowicz, West et al., 2020) наглядно показывает, что родительское состояние особенно значимо для детей 7-11-летнего возраста, когда на физиологическом уровне дети ощущают тревогу родителей, что мешает им в коммуникации и решении сложных жизненных ситуаций. Такие негативные состояния влияют и на коммуникацию родителя с классным руководителем. Это может проявляться как в повышенной конфликтности, агрессивности, так и, наоборот, зажатости, отстраненности и неуверенности в собственных действиях. Состояния повышенной тревожности родителей можно увидеть даже через интернет-мемы, появляющиеся в Сети перед началом учебного года или каникул.

3. Стремление быть идеальным родителем. К сожалению, большинство масс-медиа, пропагандируя образ «идеального человека», стимулируют расхождение между реальным и идеальным «Я», тем самым формируя чувства разочарования и неудовлетворенности впоследствии. Все чаще в современном обществе между словами «идеал» и «норма» целенаправленно ставится знак «равно». Этот процесс затронул все сферы современной жизни и образование в том числе. Разнообразный визуальный контент, представленный в социальных

сетях, наполнен информацией о самых умных и талантливых детях, одетых в самую красивую школьную форму и обучающихся у самых понимающих и высококомпетентных педагогов. Обрабатывая эту информацию и рассматривая ее через призму собственного жизненного опыта, некоторые родители задаются вопросом: «Как сделать так, чтобы у меня было также?». Вместе с этим еще с 60-х гг. прошлого столетия Дональд Вудс Вин-никот (2004) вводит понятие «достаточно хорошая мать», обращая внимание на то, что описание «идеальной матери» многократно хуже описания «плохой матери».

4. Завышенные требования к ребенку. Стремление быть идеальным человеком, отмеченное выше, свойственно не только взрослым в отношении себя, но и в отношении своих детей. Психолог М. Мелия (2018) считает, что воспитание современных детей основывается на трех трендах: как можно больше, как можно раньше, как можно лучше. Это не означает, что все родители, прибегая к авторитарным методам воздействия, стали воспитывать гениев. Однозначно нет, сейчас системы как основного, так и дополнительного образования ориентируются на потребности и возможности ребенка, его склонности и интересы. Вместе с тем перестает удивлять высокая загруженность детей. Современный школьник после уроков посещает секцию спортивной подготовки, затем музыкальной или какой-либо другой направленности, а завершает свой день на уроке в онлайн-школе, совершенствуя иностранный язык или приобретая навыки 3D-моделирования или т. п. Одновременно с этим в современном образовании существует достаточно много различных моделей успешности ученика, что не позволяет родителям остановиться на каком-либо одном критерии оценивания ребенка (например, по отметкам в школе) и порождает множество разнородных, порой не согласующихся между собой требований.

5. Безучастие членов семьи в процессе семейного воспитания. На наш взгляд, ярко иллюстрирует данную тенденцию современная притча, завершающаяся словами ребенка: «Папа, здесь ровно пятьсот. Можно я куплю один час твоего времени? Пожалуйста, приди завтра с работы пораньше, я хочу, чтобы ты поужинал вместе с нами» (Купить время отца. https://pritchi.ru/id_4116). Высокая занятость и интенсивность работы родителей негативно сказывается на детско-родительских отношениях. Социальный опрос, проведенный в России в июле 2023 г. под руководством Бориса Чернышова, показал, что среднее время взаимодействия отца и ребенка в день составляет 35 минут. Около 18% отцов проводят с детьми менее 15 минут в день. Почти четверть россиян (23%) испытывают трудности в организации совместного досуга с детьми (В Госдуме заявили об эпидемии «скрытой безотцовщины» в России // РИА Новости. 31.07.2023. https://ria.ru/20230731/ottsy-1887284515.html). Результаты опроса показывают, что ответственное отцовство не стало нормой на сегодняшний день. Одновременно с этим большое количество разводов по-прежнему способствует отдалению одного из членов семьи от воспитания ребенка. Однако прослеживается положительная тенденция включения отцов в воспитательный процесс, поэтому работа классного руководителя обязательно должна проводиться со всеми членами семьи.

Таким образом, психолого-педагогический портрет современного родителя претерпевает естественные трансформации в зависимости от психофизиологических, социальных, политических, научно-технических и др. изменений, происходящих в обществе. Учет данных характеристик будет способствовать повышению качества взаимодействия между классным руководителем и родительским коллективом, предоставит возможность выстроить доверительные взаимоотношения, влекущие за собой реализацию принципа единства семьи и школы в воспитательно-образовательном процессе.

Наиболее важные проблемы в организации взаимодействия классного руководителя

с родителями школьника

Чтобы выявить наиболее значимые вопросы подготовки классного руководителя к взаимодействию с субъектами образовательного процесса, в течение 2020-2023 гг. на базе Института иностранных языков ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет» проводилось научное исследование, в котором приняли участие преподаватели (7 чел.), студенты бакалавриата и магистратуры (247), практикующие учителя российских школ из разных регионов страны (142) и законные представители обучающихся (103). На основе обнаруженных психолого-педагогических особенностей современного родителя обозначим важные моменты, на которые следует обратить внимание начинающему классному руководителю, чтобы избежать или смягчить проблему непонимания между педагогом и родителем, являющуюся чаще всего основой всех школьных конфликтов. Как показывает анкетирование, практика общения с учителями и родителями, многолетний опыт подготовки педагогов, наиболее острыми остаются следующие вопросы:

1. Характер взаимоотношений в близком окружении школьника является доминирующим. Нестабильное положение в окружении ребенка, отсутствие понимания и уважения между родителями, вовлечение младших в конфликты взрослых чаще всего являются факторами, снижающими воспитательное влияние родительского дома и нарушающими единство семьи и школы в вопросах воспитания, развития и социализации ученика.

2. Недостаточный акцент на важность педагогического просвещения родителей по тематике нравственного воспитания и формирования гуманистических ценностей у современного школьника. В процессе совместного психолого-педагогического поиска методов эффективного воздействия на ребенка необходимо научить родителей видеть и понимать изменения, происходящие с детьми, для этого стоит использовать разнообразные инновационные средства взаимодействия (родительские онлайн-форумы, сетевое общение, родительские чаты, мессенджеры), повышающие частотность коммуникации и являющиеся привычными в повседневной жизни любого современного родителя (Сороковых, Старицына, 2021Ь).

3. Сложность пробуждения интереса у родителей к процессу их самообразования в области специальных педагогических и психологических знаний. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание «вслепую»,

интуитивно, что, как правило, не приносит позитивных результатов. Такие семьи характеризуются ослаблением и ухудшением межличностных связей между родителями и детьми, и, как следствие, «авторитетом» становится внешнее, зачастую негативное окружение, что приводит к «выходу» ребенка из-под влияния близких родственников. Чаще всего родители говорят, что они слишком заняты на работе и у них нет возможности изучать психолого-педагогическую литературу (81% респондентов отвечают «нет» на вопрос: «Хотите ли Вы подробнее узнать информацию по проблеме воспитания и развития ребенка?»).

4. Неприятие и агрессивное отношение со стороны некоторых семей к консультационной помощи классного руководителя. Родитель считает себя правым и не нуждающимся в советах и рекомендациях, которые им дает учитель, особенно если речь идет о молодом педагоге, который «неопытен в вопросах обучения и применяемых методах» (Старицына, Сороковых, 2022, с. 455).

5. Недовольство профессионализмом классного руководителя. В рамках вышеуказанного исследования одной из задач было выявление ориентиров при выборе школы со стороны родителей, большинство из которых (77,9%) важное значение при выборе образовательной организации придают наличию квалифицированных преподавателей, в том числе углубленному изучению ряда предметов (63,5%), что продемонстрировано на Рисунке 2.

Что для вас важно при выборе школы ?

наличие квалифицированных преподавателей близость к дому

наличие углубленного изучения предметов

доступность оплаты за обучение (бюджетная или частная школа)

статус школы, например, лицей при университете

прохождение собеседования и вступительных испытаний

известность и популярность школы

Рисунок 2. Факторы, влияющие на выбор школы родителями (вопрос с множественным выбором вариантов ответа)

6. Причиной деструктивных столкновений родителей с классными руководителями чаще всего является ситуация, в которой, по мнению родителя, по отношению к его ребенку допущена несправедливость: занизили оценку; не дали шанса исправить неудачный результат; одноклассник ударил или оскорбил; учитель отозвался пренебрежительно; большой объем домашнего задания, которое в основном до полуночи выполняют родители; завышенные требования учителя по отношению к ребенку и т. д. В результате этого родители начинают обвинять учителя в предвзятом отношении, необъективном оценивании и пр., что является источником конфликтной ситуации, которая требует вмешательства и корректного разрешения. В основе такого конфликта лежит желание защитить своего ребенка - вполне естественное. Педагог положительно относится к тому, что семья принимает участие и поддерживает своего ребенка. Тем не менее разгорается конфликт, который связан чаще всего с низким уровнем педагогической культуры родителей и их неготовностью сдерживать свои эмоции.

7. Отсутствие навыков конструктивного взаимодействия у субъектов образовательного процесса в ситуации зарождающегося конфликта. Некоторые родители нарушают иерархию обращений и вместо классного руководителя уведомляют напрямую администрацию или вышестоящие инстанции о возникшей проблеме. Так конфликты выходят за пределы школы и их гораздо сложнее урегулировать. В этой связи важно при обсуждении проблемных вопросов опираться на жизненный и педагогический опыт наиболее авторитетных родителей, на мнение членов родительского комитета и совета школы (Сороковых, Старицына, 2022, с. 280). Полагаем, что учитель должен владеть разнообразными средствами и методами воспитания, точечно применять их в процессе взаимодействия с конкретной семьей (Старицына, Сороковых, 2022, с. 455).

8. Низкий уровень сформированности умений выходить из спорных ситуаций у представителей оппонирующих сторон, отсутствие опыта корректно противостоять собеседнику и сохранять самообладание в непредвиденных межличностных конфликтных ситуациях. Как показывает опрос, студенты - будущие учителя чаще всего испытывают трудности во взаимодействии с семьей школьника, в разрешении спорных вопросов; выявляется неготовность самостоятельно выходить из конфликтных ситуаций (78%).

9. Представление родителей о том, какой должна быть современная школа. Свое видение они часто публикуют в интернет-пространстве, на различных платформах, высказывая мнение о том, что им не хватает полноценного оснащения кабинетов, соответствующих современным условиям обучения и воспитания (57,7%).

Важной считают установку системы хранения личных вещей (52,9%). Вызывает недоумение у родителей (46,2%) отсутствие взаимодействия школы с различными спортивными, творческими организациями, позволяющими обучающемуся заниматься дополнительно в шаговой доступности от дома. Более 40% родителей считают, что пришкольная территория должна быть благоустроена в соответствии с современными запросами не только родителей, но и учеников (беседки, аллеи, места для самокатов, велосипедов и т. д.). Примерно такой же процент родителей (42%) испытывает обеспокоенность информационной перегруженностью детей, которая возникает, по мнению А. К. Поляниной и Ю. В. Андреевой (2019), под влиянием психодидактического фактора, то есть игнорирования индивидуальных особенностей в развитии когнитивной, эмоционально-волевой и мотивационной сфер учащихся, что негативно воздействует как на их здоровье, так и на успеваемость. В этой связи родители, включая родителей особых детей, считают крайне необходимым наличие зон отдыха, комнаты психологического расслабления.

10. Отношение к внешнему виду ученика. Одной из частей опроса, состоявшегося в рамках исследования 2022-2023 гг., являлось изучение мнения педагогов и родителей, касающегося их отношения к внешнему виду ученика и необходимости школьной формы. В качестве респондентов выступили педагоги и родители учащихся. Результат показал, что более половины родителей отрицательно относятся к школьной форме, хотя ничего не имеют против строгого дресс-кода (Рисунок 3). Вместе с тем отметим множественность и вариативность (17,3%) ответов в графе «Другое», предусматривающей собственный вариант ответа участника опроса. Анализируя данные варианты, практически все из них можно прибавить к ответу, предполагающему, что в школьной форме нет необходимости. Эти ответы подразумевали под собой более ярко выраженную эмоциональную оценку респондента по данному вопросу (например, «категорически не нужна», «одежда не влияет на уровень знаний» и т. п.).

Форма в школе не нужна, но строгий дресс-код необходим

I_

Удобная, красивая, у каждой ступенп образования своя

Одна для всех школьников, стильная и современная

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рисунок 3. Отношение родителей к школьной форме

Однако анализ ответов педагогов на данный вопрос показал, что практически все они едины во мнении касаемо внешнего вида ученика, школьная форма необходима, так как она помогает общаться «на равных», дисциплинирует обучающегося, который должен понимать, что в жизни есть правила и ограничения. Педагоги подчеркивают, что вызывающий внешний вид отвлекает остальных учащихся от урока, провоцирует конфликтные ситуации между учителем и учеником, а также может быть предметом буллинга.

Дидактический инструментарий для решения проблемы взаимодействия классного руководителя с семьей ученика В процессе профессионально-методической подготовки будущих учителей, которая, помимо теоретических основ, включает в себя практические занятия, семинары и ряд производственных практик, студенты -будущие учителя отмечают, что наиболее сложными и трудными для них остаются вопросы, связанные с выполнением функций классного руководителя в рамках взаимодействия педагога с разными субъектами образовательного пространства. Для решения указанной проблемы нами разработан дидактический инструментарий, включающий в себя серию мероприятий (2021-2023 гг.), элективные курсы, научные статьи, содержание которых было направлено на подготовку начинающего специалиста к успешной коммуникации в профессиональной среде. Научные встречи объединяли не только студентов и преподавателей ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет», но и педагогическое сообщество из многих регионов России, включая такие города, как Челябинск, Ессентуки, Анапа, Волгоград, Курск, Орехово-Зуево, Мытищи, Балашиха, Реутов, Люберцы и др. В рамках проведенных мероприятий обсуждались многие дискуссионные вопросы, которые касались конкретных проблем взаимодействия. Школьные педагоги и психологи делились своим опытом, давали рекомендации будущим учителям. Так, в ходе интерактивного родительского онлайн-форума «Специфика социализации нетипичного школьника» (2021 г.), организованного по запросу учителей и родителей, прошла научная дискуссия на тему объединения учащихся в единый коллектив, в котором они будут не только учиться с удовольствием, но и иметь возможность раскрывать свои таланты, управленческие навыки, организаторские способности. В процессе общения выяснилось, что наиболее острыми вопросами,

которые волнуют родителей, остаются следующие: «Как сделать пространство класса дружественным к потребностям каждого ребенка?», «Как помочь успешно адаптироваться ученику с особыми потребностями в школьной среде?», «Как организовать образовательный процесс так, чтобы каждый из детей стал успешным?». Форум позволил спроектировать интерактивную онлайн-модель взаимодействия педагога и родителя с целью обучения, воспитания и социализации школьников, которая была предложена всем участникам мероприятия (Сороковых, Старицына, 2021b).

Продолжением задуманной полемики стал интерактивный родительский форум «Педагогический конфликт в инклюзивном классе» (2022 г.). Онлайн-площадка позволила участникам обменяться личным опытом в том, как избегать педагогических ошибок, как признать свою вину, как успешно провести родительское собрание, как «включить» немотивированных школьников (Сороковых, Старицына, 2022).

Круглые столы (2021-2023 гг.) и всероссийский родительский форум «Школа глазами родителей» (2023 г.) были посвящены вопросам подготовки современного учителя к выполнению функциональных обязанностей классного руководителя и защиты его прав. Приглашенные студенты бакалавриата и магистратуры ряда столичных (Московский городской педагогический университет, Государственный университет просвещения, Московский педагогический государственный университет) и региональных вузов (Уральский государственный университет, Курский государственный университет) высказали удовлетворение и благодарность организаторам за просветительскую деятельность в актуальных и злободневных вопросах, обсуждение которых позволяет сформулировать четкую позицию, как взаимодействовать со школьниками и родителями в конфликтных ситуациях, связанных с проблемами обучения и воспитания нетипичных школьников (Старицына, Сороковых, 2022).

Помимо научных мероприятий, были разработаны и успешно апробированы в Московском городском педагогическом университете общеуниверситетские элективные курсы: «Завтра в школу: подготовка к эффективной педагогической практике», «Стратегии разрешения школьных конфликтов в рамках триады "учитель - ученик - родитель"», «Мастерство педагогического общения», «Подготовка учителя к обучению нетипичных школьников» и др. (2020-2023 уч. гг.). Студенты, которые посещали обозначенные курсы, отмечали важность и необходимость содержания дополнительной информации, позволяющей им открыть для себя новые педагогические реалии, например связанные с разработкой адаптированной программы для школьников с особыми образовательными потребностями, созданием критериально-оценочного инструментария для нетипичного школьника. Решение различных профессиональных кейсов по проблемам развития и социализации особого ученика даст возможность будущим учителям сформировать ряд специализированных умений для успешного выполнения своих педагогических задач в условиях взаимодействия триады «ученик - учитель - родитель» (Сороковых, Старицына, 2021a, с. 106). К достоинствам предложенного дидактического инструментария можно отнести практическую реализацию, обсуждение возможностей и ограничений различных психолого-педагогических техник и приемов в установлении контакта: особенности поэтапного создания раппорта (состояния, повышающего восприятие и понимание партнера во время коммуникации) с использованием техник подстройки (отзеркаливание позы, мимики и жестов, часто употребляемых слов в речи) и техники активного рефлексивного слушания (проявляющейся в умении слушать собеседника и устанавливать обратную связь). Для разрешения конфликтных ситуаций в образовании были рассмотрены такие техники, как «Я»-высказывание (построение безобвинительного обращения от первого лица, описывающего только потребности и эмоции автора), открытые вопросы (получение подробной информации о чувствах и переживаниях человека), GRIT (постепенное снятие напряженности через создание благоприятных условий для конфликтующих сторон). Особое внимание уделялось реализации техник систематической рефлексии, которая включала в себя как оценку деятельности студента со стороны преподавателя курса, так и постоянную самооценку со стороны студента в ходе выполнения упражнений и занятий/мероприятий в целом.

Таким образом, предложенный дидактический инструментарий имеет большой потенциал, эффективное использование которого поможет снять проблемные вопросы, структурировать полученную информацию и использовать ее в своей профессиональной деятельности.

Методические рекомендации по разрешению конфликтных ситуаций в ходе взаимодействия классного руководителя и родителя ученика

Предложенные рекомендации в первую очередь направлены на решение тех проблем, о которых шла речь выше.

1. Стоит создать единое онлайн-пространство для родителей и классных руководителей, в рамках которого возможно проводить разнообразные мероприятия и консультации с членами семей по вопросам обучения, развития и социализации школьников, то есть систематически организовывать просветительскую деятельность. Важна открытость образовательной организации, чтобы родители всегда могли получить ответ на интересующий их вопрос. Вся необходимая профессиональная информация о педагогах должна размещаться на сайте школы, что позволит родителям иметь представление о квалификации, стаже, достижениях учителя из открытого источника, а не из соцсетей. Накопление психолого-педагогических знаний родителей должно быть тесно связано с развитием их педагогического мышления, практических умений и навыков в области воспитания. Нужно, чтобы информация носила предупреждающий характер, была основана на практической целесообразности, демонстрировала полученный опыт, конкретные факты. Это обусловливает отбор содержания, а также форм организации педагогического просвещения.

2. Важно предложить серию мероприятий, направленных на самообразование родителей, повышение родительской культуры. Рекомендовано в начале учебного года проводить анкетирование/диагностику тех

проблем, которые наиболее значимы для каждого родителя, и составить «Годовой абонемент родителя», включающий наиболее востребованную тематику бесед и встреч. В этом направлении предлагаем использовать индивидуальные консультации, родительские собрания, на которых пусть небольшое количество времени, но рассматриваются конкретные вопросы психологии, педагогики, что предполагает применение разнообразных форм взаимодействия.

3. Следует спокойно, адекватно относиться к неожиданным просьбам и необъективным требованиям родителей, выраженным, возможно, в грубой форме, которые выходят за рамки официального взаимодействия. Не стоит анализировать анонимные циничные комментарии в интернет-пространстве. Важно, что ложные и негативные высказывания могут преследоваться по закону.

4. Необходимо рекомендовать педагогам, в первую очередь начинающим, находиться в тесном контакте со школьным психологом и социальным педагогом для разрешения конфликтных ситуаций на начальной стадии, получать консультации по грамотному конструктивному ведению диалога с родителями, которые находятся в повышенном эмоциональном или агрессивном состоянии. Полагаем, что детальное изучение семьи даст возможность учителю подбирать необходимые инструменты и методы для выстраивания продуктивного диалога с обучающимся и его окружением.

5. Требуется выдерживать профессиональный тон и культуру общения, предполагающие партнерство, сотрудничество, включение родителей в разнообразную внеурочную деятельность, что позволит выбрать ту стратегию поддержки школьника, которая будет способствовать развитию и социализации ученика.

6. Стоит работать над своим имиджем, заниматься саморегуляцией и саморазвитием для того, чтобы получить опыт и навыки корректно противостоять манипулированию и вести себя достойно в непредвиденных межличностных конфликтных ситуациях.

7. Необходимо провести встречу с родителями (круглый стол) на тему внешнего вида школьников и прийти к единому пониманию данного вопроса. Здесь можно порекомендовать использовать информацию о психологии цвета в дизайне и важности соблюдения делового стиля в образовательном пространстве.

Итак, следование указанным рекомендациям позволит начинающему классному руководителю снять наиболее острые проблемы при взаимодействии с семьей ученика.

Заключение

Проведенное исследование показало, что проблема взаимодействия педагога с современным родителем является многоаспектной и связана не только с теми характеристиками, которые обозначены в данной работе, но и со многими вопросами, в том числе и с профессионально-личностными качествами молодого педагога, которому порой не хватает опыта и у которого не сформирована коммуникативная культура для эффективного общения со всеми субъектами образовательного пространства.

На основе анализа научной литературы и методов исследования нами определены наиболее значимые психолого-педагогические особенности современного родителя:

1) глубокая вовлеченность в цифровые технологии и многозадачность в коммуникации, в рамках которых происходит подмена подлинного взаимодействия в семье, где опора на соцсети является основой общения;

2) повышенный уровень родительской тревожности в процессе обмена информацией;

3) стремление быть идеальным родителем как склонность к совершенству и безупречности создает препятствие в межличностном взаимодействии; переносом родительских забот на структуру дополнительного образования восполняется «тепло семейного очага», что лишает ребенка полноценного общения в рамках семьи;

4) несоответствие ребенка родительским ожиданиям, завышенные требования.

В ходе работы выявлены наиболее важные проблемы в организации взаимодействия классного руководителя с родителями школьника и обозначены вопросы, которые лежат в основе их сотрудничества.

Подводя итоги нашего анализа, следует отметить значимость дидактического инструментария для решения проблемы коммуникации классного руководителя с семьей ученика, который прошел многократную проверку в рамках производственных практик и элективных курсов.

Полагаем, что предложенные рекомендации позволят не только будущим педагогам, но и начинающим учителям сформировать профессионально-личностные компетенции и культуру общения и разрешения межличностных конфликтных ситуаций.

Перспективы дальнейшего исследования мы видим в изучении мотивации студентов педагогического вуза, проблем выбора педагогической профессии, психолого-педагогических и личностных особенностей современного студента педагогического университета и их влияния на качество взаимодействия со всеми субъектами образовательного процесса в профессиональной деятельности.

Источники | References

1. Абдулмянова И. Р. Формирование профессионального тезауруса личности как цель профессионального

образования // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2010. № 2 (92).

2. Бердичевский А. Л., Тарева Е. Г., Языкова Н. В. Профессиограмма современного учителя иностранного

языка. М.: Флинта, 2021.

3. Бухарова И. С. Воспитание детей в семье с точки зрения теории поколений // Воспитание как стратегический национальный приоритет: мат. междунар. науч.-образоват. форума: в 4-х ч. Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2021. Ч. 1.

4. Винникот Д. В. Семья и развитие личности. Мать и дитя. Екатеринбург: Литур, 2004.

5. Воробьева А. А., Кузнецова Т. В. Поколение y: психологические особенности современных молодых людей в рамках проблемы разрыва поколений // Прикладная психология на службе развивающейся личности: сб. науч. ст. Коломна: Государственный социально-гуманитарный университет, 2017.

6. Иванова С. П. Полисубъектное взаимодействие в социально-педагогической среде как фактор развития профессионально-личностной компетентности учителя // Вестник Псковского государственного университета. Серия «Социально-гуманитарные и психолого-педагогические науки». 2013. № 3.

7. Картавая Ю. К., Кравченко О. Г. Речевая культура: междисциплинарный анализ дефиниции // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 66-1.

8. Кролевецкая Е. Н., Исаев И. Ф., Собянин Ф. И. Типология педагогического взаимодействия субъектов образовательного процесса в вузе: полисубъектный подход // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2023. Т. 8. Вып. 4. https://doi.org/10.30853/ped20230065

9. Мелия М. Наши бедные богатые дети. М.: Альпина нон-фикшн, 2018.

10. Морозова В. И. Детско-родительские отношения как фактор сотрудничества педагогов с семьей, воспитывающей ребенка с ОВЗ, в системе инклюзивного образования // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2018. № 4 (127).

11. Морозова В. И. Модель подготовки будущих педагогов к взаимодействию с семьями обучающихся в инклюзивном образовании // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2021. № 8 (161).

12. Полянина А. К., Андреева Ю. В. Информационный шум в пространстве развития ребенка: концептуальное обоснование // Коммуникология. 2019. Т. 7. № 2.

13. Сергеева В. П., Алисов Е. А., Сергеева И. С. Классное руководство: учебник. М.: Академия, 2014.

14. Сороковых Г. В., Старицына С. Г. Педагогический онлайн-форум: советы начинающему классному руководителю // Педагогическое образование: вызовы XXI века: мат. XIII междунар. науч.-практ. конф., по-свящ. памяти выдающегося ученого-педагога, академика В. А. Сластёнина. Ярославль: Международная академия наук педагогического образования, 2022.

15. Сороковых Г. В., Старицына С. Г. Проблемы социализации нетипичного школьника в условиях взаимодействия триады «ученик - учитель - родитель» // Север и молодежь: здоровье, образование, карьера: сб. мат. всерос. (с междунар. участием) науч.-практ. конф. Ханты-Мансийск: Югорский государственный университет, 2021a.

16. Сороковых Г. В., Старицына С. Г. Родительский онлайн-форум как модель успешного взаимодействия триады «учитель - ученик - родитель» // Лингвометодическое обеспечение инклюзивного иноязычного образования: мат. всерос. науч.-практ. конф. М.: Белый Ветер, 2021b.

17. Старицына С. Г., Сороковых Г. В. Педагогический конфликт в инклюзивном классе // Актуальные вопросы благополучия личности: психологический, социальный и профессиональный контексты: сб. мат. всерос. науч.-практ. конф. Ханты-Мансийск: Югорский государственный университет, 2022.

18. Waters S. F., Karnilowicz H. R., West T. V., Mendes W. B. Keep it to yourself? Parent emotion suppression influences physiological linkage and interaction behavior // Journal of Family Psychology. 2020. Vol. 34 (7). https://doi.org/10.1037/fam0000664

Информация об авторах | Author information

RU

EN

Сороковых Галина Викторовна1, д. пед. н., проф. Старицына Светлана Григорьевна2 Морозова Виктория Игоревна3, к. пед. н. 1 2 3 Московский городской педагогический университет

Sorokovykh Galina Viktorovna1, Dr Staritsyna Svetlana Grigoriyevna2 Morozova Viktoriia Igorevna3, PhD

1 2' 3 Moscow City University

1 sorokovykh@mail.ru, 2 staritsina@rambler.ru, 3 morozovavi@mgpu.ru

Информация о статье | About this article

Дата поступления рукописи (received): 12.07.2023; опубликовано online (published online): 20.09.2023.

Ключевые слова (keywords): деятельность классного руководителя; субъекты образовательного пространства; коммуникативная культура учителя; педагогические конфликтные ситуации общения; activities of the class teacher; subjects of the educational space; a teacher's communicative culture; pedagogical conflict situations of communication.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.