Научная статья на тему 'ФОРМЫ И МЕТОДЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ, КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ И РОДИТЕЛЕЙ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ НЕУСПЕВАЕМОСТИ УЧАЩИХСЯ'

ФОРМЫ И МЕТОДЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ, КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ И РОДИТЕЛЕЙ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ НЕУСПЕВАЕМОСТИ УЧАЩИХСЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
577
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЗАИМОДЕЙТВИЕ / ПАРТНЕРСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / НЕУСПЕВАЮЩИЕ УЧАЩИЕСЯ / РОДИТЕЛИ / СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ / ТРЕНИНГИ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ / ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Турукбаева Аида Канатбековна

В статье описаны формы и методы работы классных руководителей и учителей-предметников с неуспевающими учениками, современного учебного процесса. Авторы приводят пример классного руководителя, который проходит четыре этапа работы с родителями учащегося, которые не успевает хорошо учиться в школе. Родительская поддержка учителям; современный тандем, педагогико-психологическое образование для родителей, консультирование и тренинги для родителей, а также педагогический трехсторонний подход полностью раскрыты в научной статье. Учителям-предметникам был предложен ряд современных подходов, таких как коучинг, мозговой штурм, критическое мышление, а также множество подходов: системный подход, личная активность и технологические подходы полностью исследуются в научной статье для решения данный проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Турукбаева Аида Канатбековна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMS AND METHODS OF INTERACTION BETWEEN A TEACHER, A CLASS TEACHER AND PARENTS TO OVERCOME STUDENT UNDERACHIEVEMENT

The article describes the forms and methods of work of class teachers and subject teachers with underachieving students, the modern educational process. The authors give an example of a class teacher who goes through four stages of work with the parents of a student who does not have time to study well at school. Parental support for teachers; a modern tandem, pedagogical and psychological education for parents, counseling and training for parents, as well as a pedagogical tripartite approach are fully disclosed in a scientific article. Subject teachers were offered a number of modern approaches, such as coaching, brainstorming, critical thinking, as well as many approaches: a systematic approach, personal activity and technological approaches are fully explored in a scientific article to solve this problem.

Текст научной работы на тему «ФОРМЫ И МЕТОДЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ, КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ И РОДИТЕЛЕЙ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ НЕУСПЕВАЕМОСТИ УЧАЩИХСЯ»

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 8. №5. 2022

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/78

УДК 37.02 https://doi.org/10.33619/2414-2948/78/77

ФОРМЫ И МЕТОДЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ, КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ И РОДИТЕЛЕЙ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ НЕУСПЕВАЕМОСТИ УЧАЩИХСЯ

©Турукбаева А. К., Киргизский национальный университет имени Жусупа Баласагына, г. Бишкек, Кыргызстан, aturukbaeva@mail.ru

FORMS AND METHODS OF INTERACTION BETWEEN A TEACHER, A CLASS TEACHER AND PARENTS TO OVERCOME STUDENT UNDERACHIEVEMENT

©Turukbaeva A., Kyrgyz National University named after Zhusup Balasagyn Bishkek, Kyrgyzstan, aturukbaeva@mail.ru

Аннотация. В статье описаны формы и методы работы классных руководителей и учителей-предметников с неуспевающими учениками, современного учебного процесса. Авторы приводят пример классного руководителя, который проходит четыре этапа работы с родителями учащегося, которые не успевает хорошо учиться в школе. Родительская поддержка учителям; современный тандем, педагогико-психологическое образование для родителей, консультирование и тренинги для родителей, а также педагогический трехсторонний подход полностью раскрыты в научной статье. Учителям-предметникам был предложен ряд современных подходов, таких как коучинг, мозговой штурм, критическое мышление, а также множество подходов: системный подход, личная активность и технологические подходы полностью исследуются в научной статье для решения данный проблемы.

Abstract. The article describes the forms and methods of work of class teachers and subject teachers with underachieving students, the modern educational process. The authors give an example of a class teacher who goes through four stages of work with the parents of a student who does not have time to study well at school. Parental support for teachers; a modern tandem, pedagogical and psychological education for parents, counseling and training for parents, as well as a pedagogical tripartite approach are fully disclosed in a scientific article. Subject teachers were offered a number of modern approaches, such as coaching, brainstorming, critical thinking, as well as many approaches: a systematic approach, personal activity and technological approaches are fully explored in a scientific article to solve this problem.

Ключевые слова: взаимодейтвие, партнерские отношения, неуспевающие учащиеся, родители, современные методы, тренинги, педагогические условия, классный руководитель, общеобразовательные учреждение.

Keywords: interaction, partnerships, underperforming students, parents, modern methods, trainings, pedagogical conditions, class teacher, educational institution.

Школа и семья — два важных института социализации детей подросткового возраста. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их постоянное взаимодействие, где ведущая роль принадлежит школе, так она является

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 8. №5. 2022

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/78

образовательным центром. Школа играет важную роль в развитии детей подросткового возраста. Посещая школу, они получают образование, приобретают умения взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, учатся организовывать собственную деятельность. Насколько эффективно ребенок будет овладевать этими умениями, зависит от отношения семьи к образовательному учреждению. Микроклимат семейного воспитания формирует у младшего школьника отношение к себе, что отражется на его самооценке. Другая важная роль семейного воспитания — это его влияние на ценностные ориентации, мировоззрение ребенка, его поведение в разных сферах общественной жизни. Пример родителей, их личностные качества определяют результативность воспитательной функции в семье [1, с. 5-6].

Взаимодействие с родителями — это сложная и важная часть деятельности педагога, включающая в себя повышение уровня психолого-педагогических знаний, умений и навыков родителей; помощь педагогов родителям в семейном воспитании для создания необходимых условий адекватного воспитания подростков важное направление, обеспечивающее рост качества учебно-воспитательного процесса в целом. Каждый педагог, особенно классный руководитель, ищет свой путь, выбирая наиболее приемлемые для него и эффективные для родителей формы и методы взаимодействия. Сегодня образовательная система в большей степени, чем раньше, зависит от семьи, то есть все проблемы, касающиеся ребенка, решаются только через родителей. Ведущую роль в организации сотрудничества семьи и школы играет классный руководитель. Поэтому главной задачей классного руководителя является установление взаимоотношений с семьей. Важными условиями успеха сотрудничества семьи и школы является «воспитание всем миром», поддержка данного направления на городском уровне, т.е. создания единого образовательного пространства города. Залогом успеха в реализации данной идеи является объединение усилий родительской и педагогической общественности на всех уровнях. Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками и паритетными участниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях и таким образом помочь друг другу в понимании индивидуальных особенностей детей, развитии их способностей, формировании ценностных жизненных ориентиров, преодолении неуспеваемости и негативных поступков. Классному руководителю важно установить партнерские отношения с родителями неуспевающих учеников, создать атмосферу взаимоподдержки и общности интересов. Практика показывает, что не все родители имеют специальные знания в области воспитания и испытывают трудности в установлении контактов с детьми, а также не все родители откликаются и проявляют стремление к сотрудничеству, объединению усилий по воспитанию своего ребенка. Классному руководителю необходимы терпение и целенаправленный поиск путей решения этой проблемы, исключающих авторитаризм и морализм [2].

Наш опыт показывает, что работа с родителями будет оптимальной, если осуществляется в 3 этапа:

1 этап — ежегодно в начале учебного года изучается родительский контингент, анализируется его состав, создается социальный паспорт родителей данного класса.

2 этап — выявление семей, находящихся в социально опасном положении и детей, имеющих те или иные проблемы психологического плана: трудности в адаптации, агрессивность, страхи, проблемы общения со сверстниками, отставание в усвоении программы и другие.

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 8. №5. 2022

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/78

3 этап — анализ полученных данных и составление базы данных об учащихся, для составления плана взаимодействия педагогов с родителями на текущий год.

Вся работа с семьей подразделена на ежедневную, еженедельную, ежемесячную, разовую. Ежедневное общение с родителями детей, посещающих школу, осуществляется классными руководителями. Это общение направлено на обеспечение систематической информированности родителей о жизни ребенка в школе и поддержания контакта в семье. Для повышения эффективности работы с родителями неуспевающих учеников разрабатывается специальная коррекционная программа. В соответствии с данной программой каждый родитель еженедельно получает возможность беседы с классным руководителем об индивидуальном развитии своего ребенка. В соответствии с коррекционной программой родители неуспевающих детей встречаются со всеми специалистами согласно составленному графику. Темы и цели бесед отражаются в планах бесед и опираются на материал наблюдений, диагностики, программного материала. Кроме того, существуют ежемесячные формы общения с родителями — это праздники, родительские собрания, спортивные мероприятия, походы. Главная трудность при этом сводится к нежеланию или отсутствии возможности у родителей принимать участие в мероприятиях, но при правильных методах убеждения многие родители с удовольствием примут участие в совместной работы.Эти классические формы работы с родителями всем известны и имеют определенный результат в установлении доброжелательной, доверительной атмосферы, хорошего эмоционального настроя и обстановки совместного родительского творчества. Практика показывает, что важной формой взаимодействия является деятельность родительского комитета. Родительский актив — это опора педагогов, и при умелом взаимодействии можно успешно решить общие задачи. Родительский комитет стремится привлечь родителей и детей к организации классных, школьных дел, решению проблем жизни коллектива. В каждом классном коллективе найдутся неравнодушные родители, которых можно и нужно привлекать в свои союзники. Обязательным условием является разработка «Положения о родительском комитете класса», где представлен план работы родительского комитета, согласно которому родители будут знать, что им предстоит выполнить, подготовиться, предложить свои идеи, а классный руководитель не получит отказ в связи с занятостью на работе.

Важной частью взаимодействия классного руководителя с родителями учащихся является просвещение или «психолого-педагогическая работа с родителями». Как сказал выдающийся педагог своего времени В. А. Сухомлинский, «...только вместе с родителями, общими усилиями, учителя могут дать детям большое человеческое счастья». Успех и положительное влияния на детей зависит от нравственно-психологического облика педагогов, от их психолого-педагогической подготовки, отношения к своим обязанностям, а также от умения эффективно «сотрудничать» с родителями. Сотрудничество - это совместное определение целей деятельности, совместное планирование предстоящей работы», распределение сил, совместный контроль и оценка результатов работы, прогнозирование новых целей и задач [3]. При этом можно использовать следующие методы:

-Метод «Современный тандем»;

-Метод «Педагогический треугольник»,

-Метод «Психолого-педагогические просвещение родителей»,

- Метод «Консультирование и тренинги для родителей» [1, с. 6-7].

В методе «Современный тандем» определяются общие цепи ценности и ресурсная база образовательного учреждения и родителей. Общие ценности понимается как принципы

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice https://www.bulletennauki.com

Т. 8. №5. 2022 https://doi.org/10.33619/2414-2948/78

достижения цели. Классному руководителю необходимо провести как минимум два мероприятия с участием неуспевающих учащихся и их родителями в виде познавательных игр. Это должны быть игры, которые будут интересны не только детям, но и их родителям, поэтому классный руководитель должен тщательно но продумать сценарий мероприятия и отбор игр.Согласование целей и ценностей позволит классному руководителю и родителям начать путь к объединению ресурсов. Также для социального партнерства школы и родителей важно понять разделение ответственности совместной деятельности. Желание родителей сделать вклад в совместную деятельность возникает только тогда, когда они испытывают доверие к образовательному учреждению. В свою очередь формирование доверия происходит при наличии трех основных факторов [1, а 17-18]:

- при соблюдении этических норм и договоренностей;

- при поддержке (тех, у кого необходимо вызвать доверие);

- при продуктивности [4. а 24-30] Доверие и компетентность поддерживают желание продолжать сотрудничество в тех формах, которые приемлемы для конкретной семьи.

Суть метода «Педагогический треугольник» заключается в том, что учитель и родитель должны быть заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии в нем лучших личностных качеств и свойств. Как в математике на рисунке Гипотенуза (АС) и катет (ВС) это — совместная деятельность педагогов и родителей. Основной катет (АВ) без гипотенузы и второго катета в математике считается как «отрезок», так и в педагогике без помощи педагога и без воспитания родителей ребенок не может найти себя в жизни и точнее определить правильные пути. Однако, и в этом случае особая роль отводится педагогику, именно от его организаторских способностей зависит успех «»Педагогического треугольника». Учащийся может быть успешным, если все положительно настроены на совместную работу, действуют сообща, осуществляют совместное планирование, подводят итоги деятельности. Существуют следующие методические правила взаимодействия учителя с родителями:

- выражение позитивного отношения к неуспевающему учащемуся, трудному классу,

- совместное и разностороннее выявление и анализ причин возникшей негативной ситуации и проблем в развитии ребенка;

- разработка совместно с родителями стратегии и тактики в отношении разрешения возникших проблем [1, с. 26-27].

Рисунок. Педагогический треугольник

Основное назначение метода «психолого-педагогического просвещения родителей» состоит в том организовать актуальную беседу с обратной связью. Просвещение — это процесс пропаганды и распространения культуры, предполагающий относительно самостоятельный и свободный отбор индивидами сообщаемой информации [5].

® I

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 8. №5. 2022

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/78

Просвещение может охватывать разные области знаний и быть: психолого-педагогическим, методическим, правовым, экологическим, медицинским. Под психолого-педагогическим просвещением родителей педагогическое просвещение родителей (в дальнейшем ППР) понимается процесс информирования их об особенностях развития личности ребенка и способах взаимодействия с ним, построенный в контексте жизнедеятельности субъектов взаимодействия в соответствии с ценностями культуры. Характерным отличием психолого-педагогического просвещения от любого другого является не только его содержание, но и методы, которыми оно осуществляется, прежде всего обмен психолого-педагогическим опытом. Если школа заинтересована в родителе как компетентном партнере, именно ППР является наилучшим способом повысить его психолого-педагогическую компетентность. Для успешного осуществления такой работы с родителями учитель сам не только имеет представление о современных особенностях семейного воспитания, но и умеет донести эти знания в тактичной форме, не ставя под сомнение установки и позиции родителей. Именно рефлексивные навыки помогают родителям встать на путь осознанного взаимодействия с собственным ребенком. Также есть принципы педагогического просвещения родителей:

- гуманистический характер отношений педагога и родителя, родителя и ребенка: все участники рассматриваются как активные субъекты совместной деятельности, основанной на реальном сотрудничестве, демократии и творческих началах;

- принцип индивидуального темпа продвижения слушателей в освоении учебного материала.

- принцип сочетания репродуктивного и творческого начала;

Потребность родителей в повышении своей психолого-педагогической компетентности выявляется с помощью диагностики. Во-первых, это наблюдение за характером проблем, возникающих в ходе образовательного процесса. Анализ конфликтных ситуаций или ситуаций, когда усилиями педагогов не получается желательного результата позволит выделить «болевые точки», требующие совместного участия, причем здесь важно понять, что индивидуальная работа с отдельным родителем не даст такого эффекта, как совместное общение с коллективом родителей. Во-вторых, это способы, основанные на самооценке самих родителей. Можно использовать анкету, позволяющую изучить не только характер затруднений родителей в обучении и воспитании, но и выбрать наиболее приемлемые формы педагогической работы с ними [6, а 59-60].

- Метод «Консультирование и тренинги для родителей»

Консультирование — это сложный динамический процесс, разворачивающийся во времени, во многих случаях вовлекающий в это взаимодействие других людей, доступный наблюдению и внешнему вмешательству. В этой связи можно говорить об открытости ситуации психологического консультирования, ее структуре, контексте и динамике [7, а 1317]. Однако, в какой бы форме ни осуществлялась консультативная помощь, она обладает одной общей характеристикой — направленностью на индивида. Имея немедицинскую парадигму и заимствуя приемы и техники у психотерапии, любой вид консультирования ориентируется не на лечение, а на помощь здоровому человеку в преодолении его трудностей, нахождение выхода из затруднительных положений [8, а 54]. Российский семейный психолог Ю. Е. Алешина рассматривает консультирование как звено социально-педагогической деятельности, являющейся разновидностью профессиональной деятельности, направленной на оказание помощи человеку (и взрослому, и ребенку) в процессе его социализации, освоения им социокультурного опыта. Функционально

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 8. №5. 2022

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/78

социально-педагогическая деятельность осуществляется в сфере «человек-человек» с людьми, нуждающимися в помощи, и решает задачи социального обучения и социального воспитания для успешной интеграции человека в общество, как альтернатива обособлению, «выпадению» из нормальных социальных отношений [9, с. 30]. Цель тематической и индивидуальной консультации-оказание психолого-педагогической помощи и поддержки родителям, доведение проблемы до уровня «решаемой». Каждая консультация предполагает не только обсуждение проблемы, но и практические рекомендации по ее решению.

Для того, чтобы консультация состоялась, родители должны быть убеждены в том, что эта проблема их касается и требует безотлагательного решения. При консультации следует соблюдать следующие педагогические условия:

- необходимо дать возможность заинтересованным сторонам высказать свое мнение и свое отношение к проблеме.

- участники консультации родителям, должны быть компетентны в решаемой проблеме.

- консультация должна проходить в доброжелательной атмосфере, без назидания и угроз.

- обращать внимание на все то хорошее и положительное, что есть в ребенке, и только потом говорить о проблемах.

- не сравнивать детей друг с другом, можно лишь говорить о положительных качествах, успехах и недостатках в сравнении с сегодняшним днем.

- консультация должна дать родителям реальные рекомендации по проблеме от специалистов, педагогов, классного руководителя.

- консультация должна быть перспективной и способствовать реальным изменениям в семье в лучшую сторону.

- результаты консультации не должны стать темой обсуждения посторонних людей. [10, с. 119-127]

В процессе взаимодействия с родителями, кроме вышеназванных методов преодоления неуспеваемости учащихся, учителя-предметники и классные руководители могут использовать другие методы обучения. Методы обучения в данном случае мы рассматриваем как процесс и результат взаимодействия учащихся и учителя, направленный на преодоление неуспеваемости учащихся. При выборе методов обучения необходимо учитывать определенную цель и задачи обучения, особенности регламентированного учебной программой содержания обучения, а также конкретные условия обучения, уровень развития подросткового возраста и учащихся класса. При выборе наиболее подходящих методов, определяющим фактором является уровень профессионального мастерства учителя, который позволяет определить формы организации обучения и выбор методов обучения. Каждый метод обучения должен выбираться и использоваться во взаимной связи с другими методами обучения, так как универсального всеобъемлющего метода не существует. Безусловно, использование этого метода может привести к успеху только в случае точного следования всем педагогическим условиям. Современного педагога следует обучать этим знаниям и приемам.

Многообразие методов позволяет применять разнообразные комбинации и предполагает учет особенностей содержания и конкретных условий обучения, и наряду с этим, оживлять процесс обучения, делая его более интересным для учеников, можно совмещать современные интерактивные и креативные методы, например, метод «Коучинг» (в более обычной для нас форме — наставничество) представляет собой индивидуальное или

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 8. №5. 2022

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/78

коллективное управление педагогов или прикрепление более опытных учащихся менее опытным, с целью адаптации обучения к личностному развитию и постижению знаний и навыков по исследуемой теме. Метод коучинга полезен тем, что введение учащихся в исследуемую область осуществляется с максимальной отдачей, повышается их мотивация, развивается познавательный интерес, формируются необходимые навыки и умения. Но у метода наставничества есть один осложняющий его момент — процесс подбора педагогов (в данном случае — тренеров) требует, чтобы они обладали максимально высокими коммуникативными, личностными и профессиональными навыками и качествами.

Метод мозгового штурма предполагает совместную работу в небольших группах, главной целью которой является поиск решения заданной проблемы или задачи. Идеи, предлагающиеся в начале штурма, собираются воедино, изначально без всякой критики, а на последующих стадиях обсуждаются, и из них выбирается одна наиболее продуктивная. Мозговой штурм эффективен тем, что допускает к участию даже учащихся с минимальным уровнем знаний и набором компетенций, не требует к себе основательной подготовки, развивает в учащихся способность к оперативному мышлению и включению в групповую работу, оказывает минимальное стрессовое воздействие, взращивает культуру коммуникации и развивает навык участия в дискуссиях. Но данный метод не очень эффективен для решения сложных проблем, не позволяет определить ясные показатели эффективности решений, усложняет процесс определения автора лучшей идеи, а также отличается спонтанностью, способной увести учащихся далеко от темы (https://clck.ru/h3PCf). Все методы такого плана, например, метод «Сигма», «Тагучи» и другие используют традиционный метод «проб и ошибок, который может привести и к неординарным решениям.

Практическая реализация метода достигается именно с помощью приемов. Приемы и средства обучение используются в методе.

Например, в методе работы с книгой можно выделить следующие приемы: 1) чтение вслух; 2) составление плана текста; 3) заполнение таблицы по прочитанному материалу; 4) составление логической схемы прочитанного; 5) конспектирование; 6) подбор цитат. Один и тот же метод в различных ситуациях может осуществляться с помощью разных приемов. Например, работа с книгой в одном случае может включать чтение вслух и составление плана текста, в другом случае — составление логической схемы и подбор цитат, в третьем случае — конспектирование. Также один и тот же прием может входить в разные методы. Составление логической схемы может являться частью объяснительно-иллюстративного метода (например, учитель, объясняя новый материал, чертит схему на доске), а может применяться и как часть исследовательского метода (например, ученики составляют схему, отражающую самостоятельно изучаемый ими материал).

Долгое время термин «технология» оставался за пределами понятийного аппарата педагогики и относился к технократическому языку, хотя его буквальное значение («учение о мастерстве») не противоречит задачам педагогики: описанию, объяснению, прогнозированию, проектированию педагогических процессов. Важным педагогическим условием преодолению неуспеваемости подростков являются методологические подходы, на которых базируется взаимодействие субъектов образовательного процесса. Это системный, личностно-ориентированный, деятельностный и технологический подходы к психолого-педагогической поддержке неуспевающих учащихся.

Исследование показывает, что при осуществлении педагогической поддержки по преодолению неуспеваемости учащихся важным фактором является грамотно построенная позиция учителя, классного руководителя, которые направлены на признание права ученика

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 8. №5. 2022

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/78

быть успешным в образовательном процессе и уважение его личности. Реализация такой позиции лежит в плоскости создания учителем атмосферы сотрудничества:

1) гарантирующего защиту права подростка быть успешным;

2) переводящего активность ученика в поисковую деятельность;

3) создающего условия для поиска возможных вариантов действия, осуществления наиболее успешного действия и саморефлексии.

Опыт показывает, что избираемая учителями (предметника и классного руководителя) тактика педагогической поддержки зависит от нескольких факторов: сложности проблемы, психологического и физического состояния школьника, наличия или отсутствия позитивного отношения к труду как таковому, интенсивности импульса к активной работе и др.

Таким образом, одним из важных педагогических условий преодоления неуспеваемости учащихся подросткового возраста является взаимодействие классного руководителя, родителей и учителей-предметников в образовательном процессе. Формы и методы взаимодействия могут быть разными в зависимости от уровня неуспеваемости ученика, специфики учебного предмета, а также от тактики педагогической поддержки и сотрудничества. Наиболее важным компонентом взаимодействия педагогов и родителей является психолого-педагогическая поддержка как неуспевающих учащихся, а также их родителей, в плане повышения их педагогического образования родителей на пути преодоления неуспеваемости. В реализации данная задачи возникнет множество трудностей объективного и субъективного характера, однако, правильное и грамотное и создание педагогических условий и использование педагогических методов позволит справится с проблемой неуспеваемости учащихся.

Авторы выражают благодарность и признательность всем, кто был содействовав в исследовательской работе!

Список литературы:

1. Семеновских Т. В. Психолого-педагогическая работа учителя с родителями. Тюмень, 2015. 268 с.

2. Курушкина С. А. Взаимодействие классного руководителя с родительским комитетом класса //Эксперимент и инновации в школе. 2012. №6. С. 6-14.

3. Коджаспирова Г. М. Педагогический словарь. М.: Academia, 2005. 173 с.

4. Шо Р. Б. Ключи к доверию в организации: Результативность. Порядочность. Проявление заботы. М., 2000. 271 с.

5. Кон И. Ребенок и общество. М., 2003. 334 с.

6. Семенюк Т. В. Психолого-педагогическая работа учителя с родителями. Тюмень, 2015. 266 c.

7. Вахромов Е. Консультирование в теории и в школе // Московский психологический журнал. 2001. №2. С. 13-17.

8. Ромм М. В., Ромм Т. А. Теория социальной работы. Новосибирск, 1999. 54 с.

9. Алешина Ю. Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. М: Класс, 1999. 30 с.

10. Степанов Е. Н. Создание системы воспитания: формы, методы и приемы // Директор школы. 2000. №2. С. 119-127.

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 8. №5. 2022

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/78

References:

1. Semenovskikh, T. V. (2015). Psikhologo-pedagogicheskaya rabota uchitelya s roditelyami. Tyumen'.

2. Kurushkina, S. A. (2012). Vzaimodeistvie klassnogo rukovoditelya s roditel'skim komitetom klassa. Eksperiment i innovatsii v shkole, (6), 6-14.

3. Kodzhaspirova, G. M. (2005). Pedagogicheskii slovar'. Moscow.

4. Sho, R. B. (2000). Klyuchi k doveriyu v organizatsii: Rezul'tativnost'. Poryadochnost'. Proyavlenie zaboty. Moscow.

5. Kon, I. (2003). Rebenok i obshchestvo. Moscow.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Semenyuk, T. V. (2015). Psikhologo-pedagogicheskaya rabota uchitelya s roditelyami. Tyumen.

7. Vakhromov, E. (2001). Konsul'tirovanie v teorii i v shkole. Moskovskii psikhologicheskii zhurnal, (2), 13-17.

8. Romm, M. V., & Romm, T. A. (1999). Teoriya sotsial'noi raboty. Novosibirsk.

9. Aleshina, Yu. E. (1999). Individual'noe i semeinoe psikhologicheskoe konsul'tirovanie. Moscow.

10. Stepanov, E. N. (2000). Sozdanie sistemy vospitaniya: formy, metody i priemy. Direktor shkoly, (2), 119-127.

Работа поступила Принята к публикации

в редакцию 03.04.2022 г. 09.04.2022 г.

Ссылка для цитирования:

Турукбаева А. К. Формы и методы взаимодействия учителя, классного руководителя и родителей по преодолению неуспеваемости учащихся // Бюллетень науки и практики. 2022. Т. 8. №5. С. 635-643. https://doi.org/10.33619/2414-2948/78/77

Cite as (APA):

Turukbaeva, A. (2022). Forms and Methods of Interaction Between a Teacher, a Class Teacher and Parents to Overcome Student Underachievement. Bulletin of Science and Practice, 5(5), 635643. (in Russian). https://doi.org/10.33619/2414-2948/78/77

® I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.