Научная статья на тему 'Сотрудничество государств-участников СНГ в борьбе с фальшивомонетничеством'

Сотрудничество государств-участников СНГ в борьбе с фальшивомонетничеством Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
179
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мостович Н. В.

В статье исследуются вопросы взаимодействия правоохранительных органов государств-участников Содружества Независимых Государств в борьбе с подделкой денежных знаков и ценных бумаг. Проанализирована международно-правовая основа такого сотрудничества, а также органы, координирующие эту деятельность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Мостович Н. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сотрудничество государств-участников СНГ в борьбе с фальшивомонетничеством»

тельства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию: Постановление Правительства РФ от 17 июля 1995 г. № 713 // Собрание законодательства РФ. - 1995.- № 30. - Ст. 2939 (с изменениями, внесенными Постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2010 г. № 885).

3. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2003. - № 40. - Ст. 3822 (в ред. Федерального закона от 25 июля 2011 г. № 263-ФЗ).

4. О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию: Федеральный закон от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 34. - Ст. 4029 (в ред. Федеральных законов от 18 июля 2011 г. № 230-ФЗ, № 241-ФЗ).

СОТРУДНИЧЕСТВО ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ СНГ В БОРЬБЕ С ФАЛЬШИВОМОНЕТНИЧЕСТВОМ

© Мостович Н.В.*

Академия экономической безопасности МВД России, г. Москва

В статье исследуются вопросы взаимодействия правоохранительных органов государств-участников Содружества Независимых Государств в борьбе с подделкой денежных знаков и ценных бумаг. Проанализирована международно-правовая основа такого сотрудничества, а также органы, координирующие эту деятельность.

Фальшивомонетничество, являясь преступлением международного характера, требует объединения усилий государств в борьбе с ним. При этом наибольшую актуальность для нашего государства в связи с близостью территорий и относительной открытостью границ, имеет взаимодействие с государствами-участниками СНГ.

Правовой основой сотрудничества государств-членов СНГ в борьбе с преступностью является Межгосударственная программа совместных мер борьбы с преступностью на 2011-2013 гг. [3]. Как отмечается в Программе, ее основными задачами являются:

- развитие международно-правовой базы сотрудничества государств-участников СНГ;

- совершенствование и гармонизация национального законодательства государств-участников СНГ;

* Соискатель кафедры Методологии и методики расследования экономических преступлений.

- проведение комплексных совместных межведомственных профилактических оперативно-розыскных мероприятий и специальных операций;

- информационное и научное обеспечение сотрудничества;

- осуществление сотрудничества в подготовке кадров, повышении квалификации специалистов.

Во исполнение указанных задач, Программа предусматривает ряд мероприятий организационно-правового, организационно-практического, информационного и технического характера. В их числе:

1. развитие международно-правовой базы сотрудничества;

2. совершенствование и сближение национальных законодательств;

3. проведение профилактических, оперативно-розыскных мероприятий и специальных операций (в частности, по предупреждению, выявлению и пресечению деятельности лиц, занимающихся изготовлением или хранением в целях сбыта либо сбытом поддельных денежных знаков и ценных бумаг);

4. обмен опытом и разработка методических пособий по предупреждению, выявлению, пресечению, раскрытию и расследованию преступлений.

Координирующими органами в борьбе государств-участников СНГ с преступностью являются:

1. Координационный совет генеральных прокуроров государств-участников Содружества Независимых Государств, созданный совместным решением генеральных прокуроров государств-участников СНГ 7 декабря 1995 г. Председателем Координационного совета является Генеральный прокурор Российской Федерации Ю.Я. Чайка.

Основными задачами Координационного совета являются:

- согласование и объединение усилий, координация действий, расширение сотрудничества прокуратур государств-участников СНГ в защите прав и свобод граждан, укреплении законности и правопорядка и в борьбе с преступностью;

- разработка предложений по сближению национального законодательства;

- участие в развитии договорно-правовой базы СНГ.

2. Совет министров внутренних дел государств (СМВД) - участников СНГ, созданный Решением Совета глав государств СНГ от 19 января 1996 г. в целях взаимодействия и координации действий в борьбе с преступностью. Председатель Совета министров - начальник полиции Республики Армения А.С. Саргсян.

Основными задачами СМВД являются:

- обеспечение взаимодействия в борьбе с преступностью, охране правопорядка и других сферах деятельности министерств внутренних дел;

- реализация решений Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ по вопросам, входящим в компетенцию министерств внутренних дел.

3. Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории государств-участников СНГ (БКБОП), созданное на основании Решения Совета глав правительств СНГ от 24 сентября 1993 г. БКБОП является постоянно действующим органом, предназначенным для обеспечения эффективного взаимодействия министерств внутренних дел и госорганов государств-участников СНГ в борьбе с организованной преступностью, терроризмом, незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ и иными опасными видами преступлений.

4. Координационный совет руководителей органов налоговых (финансовых) расследований государств-участников СНГ, созданный решением руководителей органов налоговых (финансовых) расследований государств-участников СНГ 20 октября 1999 г. для взаимодействия и координации действий в борьбе с нарушениями налогового (финансового) законодательства.

Указанные органы организуют взаимодействие правоохранительных органов государств-участников СНГ по оперативным вопросам и вопросам оперативно-информационного обмена с целью выработки единой позиции по противодействию преступности. В ходе проводимых заседаний и в рамках двусторонних встреч руководителей регулярно рассматриваются вопросы состояния сотрудничества правоохранительных органов государств-участников СНГ в области борьбы с преступностью, а также осуществляется анализ основных угроз в сфере безопасности государств Содружества.

Одной из важнейших задач, состоящей перед координирующими органами, является вопрос о повышении эффективности информационного обмена между правоохранительными органами государств-участников СНГ. Проводится работа по совершенствованию нормативной базы, использованию современных и перспективных систем связи и информационных технологий для обмена сведениями. Признавая значительную угрозу государственным и общественным отношениям от неконтролируемого оборота наличных средств, органы государств-участников СНГ, координирующие борьбу с преступностью, проводят системную работу по пресечению деятельности «анонимных» организаций и «фирм-однодневок».

Одним из основных вопросов, которому государства-участники СНГ уделяют приоритетное внимание, является подготовка квалифицированных кадров, способных противостоять криминалу, использующему современные средства коммуникации и финансовые технологии. В настоящее время создана постоянно действующая комиссия по вопросам подготовки кадров, которая занимается проблемами повышения квалификации сотрудников правоохранительных органов, разработкой учебных программ, внесением

предложений по улучшению взаимодействия в данном направлении. К работе комиссии привлекается высококвалифицированный профессорско-преподавательский состав. По мере возможности широко используются научно-педагогическая база и практический потенциал российской стороны.

Существенным продвижением в данном направлении стало принятие Советом глав правительств СНГ Решения об утверждении Положения о базовой организации государств-участников СНГ по подготовке и переподготовке кадров для правоохранительных органов и придании Академии экономической безопасности Министерства внутренних дел Российской Федерации и Академии финансовой полиции Агентства Республики Казахстан по борьбе с экономической и коррупционной преступностью (финансовая полиция) статуса базовых организаций государств-участников СНГ по подготовке и переподготовке кадров для правоохранительных органов. Указанными Академиями определены приоритетные направления научных исследований и научно-технического сотрудничества в области обеспечения экономической безопасности и развития органов налоговых (финансовых) расследований государств-участников СНГ.

Рассматривая вопрос о международном сотрудничестве государств в сфере борьбы с фальшивомонетничеством, стоит упомянуть и о такой международной организации, как ЕврАзЭс - Евразийское экономическое сообщество, договор о создании которого был подписан 10 октября 2000 г. в г. Астане (вступил в силу 30 мая 2001 г. после его ратификации странами-участниками). Членами этого сообщества являются пять государств: Россия, Белоруссия, Казахстан, Таджикистан и Кыргызстан. ЕврАзЭС создано с целью развития экономического взаимодействия, торговли, эффективного продвижения процесса формирования Таможенного союза и Единого экономического пространства, координации действий государств Сообщества при интеграции в мировую экономику и международную торговую систему [1].

8 июня 2007 г. в г. Душанбе в ходе XVII заседания Совета руководителей центральных (национальных) банков государств Евразийского экономического сообщества был подписан один из значимых документов в сфере борьбы с фальшивомонетничеством - Соглашение «Об информационном сотрудничестве и обмене опытом в области борьбы фальшивомонетничеством» [2]. Соглашение предусматривает предоставление образцов введенных в обращение банкнот национальной валюты, обмен дополнительной информацией о признаках подлинности выпускаемых в странах-членах ЕврАзЭС денежных знаков, обмен информацией относительно сложных видов поддельных банкнот национальной валюты. Кроме этого, Соглашение устанавливает ежегодный обмен информацией относительно выявленных на территориях государств, входящих в данный Совет, поддельных денежных знаков национальной валюты, проведение экспертизы денежных знаков, а также обмен соответствующей инструктивно-методической литературой, организацию обучающих сессий, семинаров, круглых столов и обучающих визитов.

Таким образом, можно констатировать, что в рамках Содружества создана действенная правовая база, обеспечивающая дальнейшее развитие институтов СНГ. Об этом свидетельствуют конкретные практические результаты в сфере обеспечения безопасности и противодействия традиционным и новым вызовам и угрозам на постсоветском пространстве. Тем не менее, отметим, что принимаемые в государствах-участниках СНГ меры не всегда адекватны преступным проявлениям, недостаточно скоординированы и согласованы. В результате увеличиваются масштабы транснациональной организованной преступности, возможности ее проникновения в экономическую, политическую, социальную и финансовую сферы. Сложившаяся обстановка настоятельно диктует необходимость принятия соответствующих межгосударственных мер, направленных на совершенствование информационного обеспечения государств, унификацию правовой базы, проведение конкретных согласованных мероприятий правоохранительных и иных органов системы уголовной юстиции в борьбе с преступностью.

Список литературы:

1. Евразийское экономическое сообщество [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.evrazes.com.

2. Заседание Совета руководителей центральных банков государств Евразийского экономического сообщества // Экономическая газета. - 2007. - № 6.

3. Решение Совета глав государств СНГ от 10 декабря 2010 г. «О межгосударственной программе совместных мер борьбы с преступностью на 2011-2013 гг.» [Электронный ресурс] // Единый реестр правовых актов и других документов СНГ. - Режим доступа: http://cis.minsk.by.

О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА СОВЕРШЕНИЕ КОРРУПЦИОННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПО УГОЛОВНОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

© Плехова О.А.*

Ворошиловской филиал Ростовской областной коллегии адвокатов, г. Ростов-на-Дону

В статье рассматриваются особенности привлечения к уголовной ответственности лиц совершивших коррупционные преступления по статьям Уголовного кодекса 1996 г. по сравнению с ранее действовавшим уголовным законодательством.

* Адвокат, кандидат юридических наук, доцент.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.