Научная статья на тему 'Международное сотрудничество стран СНГ в сфере противодействия терроризму'

Международное сотрудничество стран СНГ в сфере противодействия терроризму Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1618
338
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ТЕРРОРИЗМ / МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / СОДРУЖЕСТВО НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ (СНГ) / ОРГАНИЗАЦИЯ ДОГОВОРА О КОЛЛЕКТИВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ (ОДКБ) / ШАНХАЙСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА (ШОС) / TERRORISM / INTERNATIONAL COOPERATION / COMMONWEALTH OF INDEPENDENT STATES (CIS) / COLLECTIVE SECURITY TREATY ORGANIZATION (CSTO) / SHANGHAI COOPERATION ORGANISATION (SCO)

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Феофанов Константин Анатольевич, Астишина Екатерина Андреевна

В статье рассмотрены приоритетные направления и практические меры противодействия терроризму на постсоветском пространстве, осуществляемые ключевыми международными организациями стран Содружества Независимых Государств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

International cooperation of the CIS countries in the sphere of countering terrorism

The article focuses on priority areas and practical measures to counter terrorism in the post-Soviet space, implemented by key international organizations of the countries of the Commonwealth of Independent States.

Текст научной работы на тему «Международное сотрудничество стран СНГ в сфере противодействия терроризму»

Научные сообщения

К.А. ФЕОФАНОВ доктор политических наук, профессор, профессор кафедры международных отношений Дипломатической академии МИД России*

Е.А. АСТИШИНА магистр международных отношений**

Международное сотрудничество стран СНГ в сфере противодействия терроризму

Распад СССР и образование новых суверенных государств с прозрачными границами повысили возможности и облегчили взаимодействие национальных и транснациональных преступных группировок в расширении границ их деятельности. Стал стремительно расти уровень международной преступности. Глобальная террористическая агрессия приобретает более изощренные формы, расширяется ее география, масштаб, способы совершения и объекты устремлений1. Структура международных террористических организаций (МТО) демонстрирует адаптивность к тактике деятельности спецслужб и способность к созданию в регионах целых террористических конгломератов, способных противостоять регулярным воинским подразделениям. Имеющаяся информация свидетельствует, что лидеры МТО не отказались от давних замыслов по разжиганию очагов нестабильности на территории государств региона Центральной Азии и планов построения теократического государства.

* Феофанов Константин Анатольевич, e-mail: konstantin.feofanov@gmail.com

** Астишина Екатерина Андреевна, e-mail: astishina555@mail.ru 1 См.: Феофанов К.А. Цивилизационные и социальные истоки международного терроризма // Социально-гуманитарные знания, 2004, № 5, с. 39-54.

В последние годы практически во всех странах региона имели место проявления терроризма и экстремизма в таких их формах, как политический, религиозный и криминальный. Этому способствуют и внутриполитическая ситуация в государствах, и внешние факторы, одним из которых является обстановка, складывающаяся в Афганистане. Ее нынешнее осложнение напрямую связано с выводом войск коалиции с территории Афганистана, завершившимся к концу 2014 г., а также сменой политических элит Исламской Республики Афганистан, связанной с выборами нового президента этого государства. Прогнозы на ближнесрочную и долгосрочную перспективы свидетельствуют об активизации террористических устремлений как в региональном, так и международном масштабах.

Государства-участники СНГ, пытаясь реализовать на практике Глобальную антитеррористическую стратегию ООН, продолжают активное противодействие терроризму и экстремизму. Задачей компетентных органов стран СНГ по противодействию международному терроризму является в том числе борьба с незаконным финансированием террористических группировок, отмыванием и легализацией доходов, полученных преступным путем. Первым международно-правовым документом антитеррористической направленности в рамках СНГ стал Договор о сотрудничестве государств-участников СНГ в борьбе с терроризмом, подписанный в Минске 4 июня 1999 г.1. Узбекистан, Туркмения и Белоруссия не подписали этот договор. Тот факт, что не все государства подписывали последующие соглашения в области антитеррористического сотрудничества или же ратифицировали их с оговорками, делает уязвимым сам процесс создания единой нормативно-правовой базы в этой сфере.

В рамках Содружества Независимых Государств были приняты модельный закон «О противодействии финансированию терроризма» (2006 г.)2, изменения и дополнения в модельные Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы для государств-участников СНГ по вопросам борьбы с тер-

1 Договор о сотрудничестве государств-участников Содружества Независимых Государств в борьбе с терроризмом [Электронный ресурс] URL: http://www.e-cis.info/page.php?id=21409 (дата обращения: 8.06.2018)

2 Модельный закон «О противодействии финансированию терроризма» [Электронный ресурс] URL: http://www.cisatc.org/135/154/246 (дата обращения: 10.05.2018)

1

роризмом и экстремизмом , модельный закон «О противодействии экстремизму» (2009 г.) , устанавливающий основные принципы, организационные основы противодействия экстремизму, а также ответственность за его осуществление. Кроме того, Межпарламентская Ассамблея государств-участников СНГ на 36-м пленарном заседании, состоявшемся 16 мая 2011 г., приняла модельный закон «Об основах регулирования Интернета», который способен решить проблемы привлечения к ответственности физических и юридических лиц, размещающих в сетях информационные материалы экстремистского и террористического характера. В целях укрепления и расширения международного сотрудничества в борьбе с преступностью, в том числе экстремистскими и террористическими организациями, необходимо признание и соблюдение всеми странами мира универсальной юрисдикции, некоторое условное отступление взаимодействующих сторон от соблюдения принципа государственного суверенитета в сфере правоохранительной деятельности, что могло бы сделать ее более оперативной, устранить преимущества, которые извлекают преступные организации и преступники (радикальные экстремисты и террористы), совершающие вопреки суверенитету трансграничные криминальные операции.

В 2014 г. Совет руководителей органов безопасности и специальных служб государств-участников СНГ (СОРБ) продолжил уделять повышенное внимание сотрудничеству в сфере борьбы с терроризмом и иными насильственными формами экстремизма. 5 ноября 2014 г. в Астане прошло 37-е заседание СОРБ3. В ходе заседания СОРБ главы спецслужб обсудили широкий спектр вопросов повышения эффективности сотрудничества и взаимодействия спецслужб стран СНГ по противодействию угрозам со стороны международных террористических организаций, а также наиболее актуальные проблемы в борьбе с транснациональной организованной

1 Изменения и дополнения в Модельные Уголовный кодекс и Уголовно-процессуальный кодекс [Электронный ресурс] URL: http://www.ci-satc.org/135/154/252 (дата обращения: 10.05.2018)

2 Модельный закон «О противодействии экстремизму» [Электронный ресурс] URL: http://www.cisatc.org/135/154/250 (дата обращения: 10.05.2018)

3 Состоялось 37-е заседание Совета руководителей органов безопасности и специальных служб государств-участников СНГ [Электронный ресурс] URL: http://www.cis.minsk.by/news.php?id=3889 (дата обращения: 8.06.2018)

преступностью, обеспечению защищенности объектов транспортной инфраструктуры. Участники форума подвели итоги совместного антитеррористического учения, которое состоялось в сентябре в Казахстане, а также согласовали перечень основных мероприятий, которые планировались Антитеррористическим центром СНГ на 2015 г.

В рамках СНГ были выполнены Программы по вопросам борьбы с терроризмом и насильственными действиями. Проблемы противодействия терроризму и экстремизму постоянно находились в поле зрения других органов отраслевого сотрудничества СНГ. Так, 4 июня 2014 г. в Сочи прошло 71-е заседание Совета командующих Пограничными войсками1, в ходе которого было уделено внимание вопросам укрепления пограничной безопасности на внешних границах государств Содружества в среднесрочной перспективе, в том числе развитию обстановки на участках внешних границ государств Центрально-Азиатского региона и совместным мерам по ее стабилизации с учетом «Фактора - 2014».

26 июня в 2014 г. в Астане (Республика Казахстан) состоялось 15-е заседание Совета руководителей миграционных органов государств-участников СНГ (СРМО). Члены Совета обсудили миграционную ситуацию в странах Содружества, проект программы сотрудничества в противодействии незаконной миграции на 2015-2018 гг., ход подготовки двусторонних соглашений по реализации общих принципов и механизмов организованного привлечения трудящихся-мигрантов для осуществления трудовой деятельности в государствах СНГ, перспективы сотрудничества в борьбе с незаконной миграцией, а также вопросы создания Единой системы учета граждан третьих государств и лиц без гражданства, въезжающих на территории стран Содружества, координации взаимодействия госорганов при реализации основных направлений миграционной политики. 21 -е заседание СРМО прошло 29 ноября 2017 г. в Московской области2.

25 октября 2013 г. Советом глав государств СНГ была утверждена Межгосударственная программа совместных

1 В Сочи (Россия) прошло очередное 71-е заседание Совета командующих Пограничными войсками [Электронный ресурс] URL: http://www.cis.minsk.by/news.php?id=3216 (дата обращения: 15.05.2018)

2 Заседания Совета руководителей миграционных органов государств-участников СНГ (СРМО) [Электронный ресурс] URL: http://www.e-cis.info/page.php?id=20059 (дата обращения: 15.05.2018)

мер борьбы с преступностью на 2014-2018 гг. В то же

время границы между странами СНГ не сковывают деятельность международных криминальных группировок. Проведение правоохранительными органами СНГ согласованных мероприятий показывает, что эффективное противостояние современной организованной преступности возможно лишь при унификации соответствующих законов этих стран, широком использовании согласованных, специальных и оперативных мероприятий, информационном обмене оперативно значимой информацией. Очевидно, что именно по этим направлениям должна развиваться работа по совершенствованию взаимодействия с зарубежными партнерами.

Нельзя не упомянуть и о важных с точки зрения обеспечения практического взаимодействия министерств внутренних дел межгосударственных инструментах, каковыми являются Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений (БКБОП) и Совет министров внутренних дел государств-участников СНГ (СМВД). Своим созданием оба названных органа обязаны соответствующим решениям Совета глав правительств (Положение о БКБОП от 9 октября 1997 г.)1 и Совета глав государств СНГ (Положение о СМВД от 17 мая 1996 г.)2. Отличительной особенностью и СМВД, и БКБОП является то, что основная функция этих структур - координирование деятельности в области борьбы с преступностью. По понятным причинам статус СМВД выше, нежели у БКБОП, и, соответственно, шире объем компетенции. Во-первых, согласно Положению Совету министров внутренних дел СНГ делегировано право реализовывать решения вышестоящих органов - Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ - по вопросам, отнесенным к компетенции министерств, и содействие гармонизации национальных законодательств. Во-вторых, СМВД предоставлено право назначения и освобождения от занимаемой должности директора и первого заместителя директора БКБОП, что сразу определяет отношение БКБОП к СМВД как отношение подчиненности. И, наконец, СМВД имеет возможность

1 БКБОП: Положение о СМВД [Электронный ресурс] URL: http://bkbopcis.ru/smvd/polozhenie-o-smvd.html (дата обращения: 16.04.2018)

2 Решение о Положении о Совете министров внутренних дел государств-участников СНГ [Электронный ресурс] URL: http://www.e-cis.info/pa-ge.php?id=20506 (дата обращения: 14.05.2018)

участвовать в формировании повесток заседаний Совета глав государств и Совета глав правительств Содружества и готовить проекты итоговых документов. Другими словами, СМВД может влиять на определение стратегических направлений деятельности СНГ в целом по вопросам борьбы с преступностью, лоббируя интересы органов внутренних дел. Думается, что такое исключительное положение надо использовать активнее, добиваясь принятия решений, отвечающих современным требованиям.

В рамках БКБОП постоянно осуществлялся сбор информации в отношении международных террористических и экстремистских организаций, которые внесены в список запрещенных на территории СНГ, а также о лицах, объявленных в межгосударственный (международный) розыск по обвинению в совершении преступлений террористического и экстремистского характера. Данная информация в строгом порядке направляется для использования в работе во все министерства внутренних дел стран СНГ, а также в органы отраслевого сотрудничества СНГ, в чьи обязанности входит противодействие указанным видам преступлений.

БКБОП также участвовало в разработке и согласовании проектов программ по важным направлениям сотрудничества стран СНГ:

- программы сотрудничества государств-участников СНГ в борьбе с преступлениями, совершаемыми с использованием информационных технологий на 2016-2020 гг.;

- программы сотрудничества государств-участников СНГ в борьбе с терроризмом и иными насильственными проявлениями экстремизма на 2017-2019 гг.;

- соглашения об обмене информацией в сфере борьбы с терроризмом и иными насильственными проявлениями экстремизма, а также их финансировании;

- концепции сотрудничества государств-участников Содружества Независимых Государств в противодействии коррупции.

По данным БКБОП, за 2014 г. выявлено 166, а за 2015 г. - 77 лиц причастных к деятельности террористических и экстремистских организаций.

Стоит упомянуть и другую важную структуру в рамках СНГ, Антитеррористический центр, основанный 21 июня

2000 г. в соответствии с решением Совета глав государств Содружества. Центр является постоянно действующим специализированным органом СНГ и предназначен для обеспечения координации взаимодействия компетентных органов стран СНГ в области борьбы с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма. Основными функциями АТЦ СНГ являются: выработка предложений о направлениях развития сотрудничества в противодействии терроризму, обеспечение координации взаимодействия компетентных органов в борьбе с терроризмом, анализ поступающей информации о состоянии, динамике и тенденциях распространения международного терроризма на территории стран СНГ, формирование специализированного банка данных о международных террористических организациях, а также участие в работе международных научно-практических конференций и семинаров, установление и развитие рабочих контактов с международными центрами, занимающимися вопросами борьбы с терроризмом. С момента создания Центра ежегодно проводятся совместные антитеррористические учения. С 2011 г. на базе Отделения АТЦ СНГ по Центрально-Азиатскому региону (г. Бишкек, Киргизия) ежегодно проводятся Региональные экспертные консультации представителей практических подразделений по борьбе с терроризмом органов безопасности и спецслужб стран Содружества Центрально-Азиатского региона с участием делегаций всех государств СНГ2.

Анализ материалов, поступающих в АТЦ СНГ и БКБОП3, свидетельствует о том, что ситуация в странах Содружества в области борьбы с терроризмом и экстремизмом продолжает оставаться сложной и напряженной. Усиливаются связи между структурами организованной преступности, террористическими и религиозно-экстремистскими организациями, возникают новые группы, объединенные экстремистской идеологией. Афганистан, Пакистан, страны Ближнего и

1 Решение Совета глав государств СНГ от 21 июня 2000 г. «О создании Антитеррористического центра государств-участников СНГ» [Электронный ресурс] URL: http://www.cisatc.org/132/166/188 (дата обращения: 8.06.2018)

2 АТЦ: Координационная деятельность [Электронный ресурс] URL: http://www.cisatc.org/133 (дата обращения: 17.05.2018)

3 БКБОП Аналитический обзор: О результатах борьбы с экстремизмом на территории государств-участников СНГ в 2014 году [Электронный ресурс] URL:http://bkbopcis.ru/assets/files/Okonchatelnij-variant-EKSTREMIZM(1).pdf (дата обращения: 17.05.2018)

Среднего Востока становятся для последователей джиха-дистской идеологии площадкой приобретения боевого опыта, создания коалиций террористических организаций, бандформирований и наркокартелей. Практически во всех государствах-участниках СНГ компетентными органами были выявлены факты идеологической обработки граждан в поддержку терроризма и экстремизма с использованием новейших технологий, направленной на привлечение новых адептов и их саморадикализацию, приобщение к террористической и диверсионной деятельности. Продолжают отлаживаться каналы переброски последователей джихадистской идеологии и наемников в регионы с нестабильной социально-политической обстановкой (Афганистан, Пакистан, Сирия). Серьезной проблемой становится возвращение боевиков, получивших боевой опыт в «горячих точка», к местам постоянного проживания на территории государств Содружества, дальнейшее их участие в подрывной деятельности, направленной против конституционных основ наших государств.

В заявлении от 16 октября 2015 г.1 главы стран СНГ выступают за всемерное наращивание антитеррористического сотрудничества, выражают готовность к максимальной координации по ключевым вопросам контртеррористической повестки дня, готовы разработать единую стратегию СНГ по противодействию ИГИЛ, а также заинтересованы в ежегодном проведении межмидовских консультаций по проблематике противодействия новым вызовам и угрозам.

В рамках АТЦ также разработана Программа сотрудничества государств-участников СНГ в борьбе с терроризмом и иными насильственными проявлениями экстремизма на 20172019 гг.2. Основными задачами этой программы являются совершенствование нормативно-правовой базы как на национальном уровне, так и в рамках региональных организаций и структур, проведение оперативно-розыскных мероприятий, взаимодействие с международными организациями.

1 Заявление глав государств-участников Содружества Независимых Государств о борьбе с международным терроризмом (16 октября 2015 г., п. Бурабай, Республика Казахстан) [Электронный ресурс] URL: http://www.cisatc.org/312/787.html (дата обращения: 8.06.2018)

2 Программа сотрудничества государств-участников СНГ в борьбе с терроризмом и иными насильственными проявлениями экстремизма на 2017-2019 годы [Электронный ресурс] URL: http://www.cisatc.org/135/326 (дата обращения: 18.05.2018)

Страны СНГ нацелены на согласование проекта Всеобъемлющей конвенции о международном терроризме (ВКМТ), которая содержала бы общепризнанное определение терроризма. Но, к сожалению, отмечается длительное отсутствие прогресса в переговорах по ВКМТ, в результате чего значительно усиливаются пессимистические настроения относительно способности международного сообщества договориться по этому важному вопросу.

4 июля 2017 г. в отделении Исполнительного Комитета СНГ в Москва1 состоялись ежегодные межмидовские консультации на тему «О сотрудничестве государств-участников СНГ в противодействии новым вызовам и угрозам. Возможности координации подходов в рамках ООН и других международных организаций». Особое внимание было уделено мерам по противодействию ИГИЛ, являющейся глобальной и беспрецедентной угрозой международному миру и безопасности. В этой связи отмечалась важность укрепления взаимодействия в рамках Содружества как на политическом уровне, так и по линии специальных служб.

Транснациональный характер противоправной деятельности организованных преступных группировок в сочетании с прозрачностью границ между странами СНГ позволяют преступникам перемещаться на постсоветском пространстве достаточно оперативно. Учитывая процессы глобализации и интернационализацию практически всех локальных конфликтов, в которых задействованы боевики, прикрывающиеся религиозной, в данном случае исламской догматикой, нельзя не заметить, что сравнимым по масштабам с «афганским» для Центральной Азии становится фактор «сирийский». Он стал источником серьезной террористической угрозы не только регионального, но и мирового масштаба ввиду разросшейся до гипертрофированных размеров деятельности организации «Исламское государство». В зоне сирийского конфликта, по данным компетентных органов, воюют боевики из Азербайджана, Казахстана, Киргизии, России и Узбекистана. Получив соответствующую боевую подготовку и опыт, часть боевиков возвращается на территории государств Содружества для выполнения

1 4 июля пройдут межмидовские консультации по вопросам сотрудничества стран СНГ в противодействии новым вызовам и угрозам [Электронный ресурс] URL: http://www.cis.minsk.by/news.php?id=7963 (дата обращения 17.05.2018)

задач, поставленных международными террористическими организациями, в частности, обученные рекруты усиливают ячейки на Северном Кавказе, в Азербайджане и Центральной Азии. Учитывая заявленные планы ИГ по распространению преступной деятельности на территории других государств и установлению в них исламского халифата, следует ожидать роста террористической активности, в том числе на пространстве СНГ. Одним из актуальных направлений работы компетентных органов государств-участников СНГ будет выявление боевиков, связанных с МТО, которые, получив соответствующие инструкции, возвращаются в государства Содружества из «горячих точек» с террористическими целями.

Одной из существенных внешних угроз национальной безопасности государств СНГ продолжает оставаться распространение среди части граждан, обучающихся в зарубежных теологических учебных заведениях, идей радикального религиозного экстремизма. Большинство слушателей после обучения не способны адаптироваться на родине и становятся эмиссарами, пропагандирующими установление исламской формы государственного устройства. В ряде зарубежных религиозных учебных центров студенты помимо идеологической обработки обучаются обращению с оружием, минно-взрывному делу и тактике проведения терактов. Для закрепления полученных знаний в дальнейшем они участвуют в боевых действиях на территории ИРА и Сирии. По окончании обучения выпускники зачастую получают задание создать ячейку по месту постоянного жительства. В этой связи в ближайшей перспективе следует ожидать появления новых и укрепления существующих подпольных ячеек террористических и экстремистских организаций в государствах с немусульманским населением, где, на первый взгляд, практически отсутствует социальная база для их функционирования. Основой деятельности таких ячеек по-прежнему будут общины трудовых мигрантов, беженцев, вынужденных переселенцев и учащихся.

Первый конкретный шаг на пути создания коллективной системы безопасности был сделан 15 мая 1992 г., когда Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Российская Федерация, Таджикистан и Узбекистан подписали в Ташкенте

Договор о коллективной безопасности (ДКБ)1, вступивший в силу 20 апреля 1994 г. со сроком действия в течение последующих пяти лет. Страны-создатели рассматривали этот договор как направленный на урегулирование всех противоречий между ними, включая разногласия с другими странами, мирными средствами, а также видели договор в качестве составной части создаваемой в Европе и Азии системы коллективной безопасности. Соглашение о преобразовании Договора коллективной безопасности (ДКБ) в международную организацию - военно-политический союз - было заключено в 2002 г.

На этапе становления и развития ОДКБ страны СНГ были направлены на решение основных военно-политических задач, таких как гарантирование стабильных внешних условий для развития и процветания государственных систем и создания собственных вооруженных сил. Со временем стали формироваться собственные консультативные и рабочие группы Договора: с 1996 г. появился рабочий орган - Секретариат во главе с Генеральным секретарем Совета коллективной безопасности. Необходимо отметить, что большую часть конфликтов на территории СНГ удалось перевести в фазу политического диалога, поиска компромиссных решений, а в Таджикистане - привести мирный процесс к успешному завершению. Вместе с тем модель безопасности в рамках ОДКБ была далека от совершенства и только демонстрировала возможность мирного диалога между участниками и осознание ими того, что нарушение политических границ отдельного государства угрожает существованию всего Содружества. С точки зрения межгосударственной безопасности стран СНГ многие считали, что двусторонние соглашения в этом отношении являются более эффективными, чем сам ОДКБ.

На антитеррористическом направлении, которое выделено в самостоятельное направление в рамках ОДКБ, приоритетными темами являются:

1. отслеживание и анализ ситуации на региональном и международном уровнях;

2. проведение антитеррористических операций;

1 Структура ОДКБ [Электронный ресурс] URL: http://www.odkb-csto.org/structure/ (дата обращения: 19.05.2018)

3. ведение более тесного сотрудничества с ООН, ОБСЕ, ШОС и другими международными организациями;

4. взаимодействие с национальными ведомствами и структурами СНГ;

5. проведение комплексных антинаркотических мероприятий по типу «Канал»1 по перекрытию путей контрабанды наркотических средств и психотропных веществ.

Естественным партнером ОДКБ является АТЦ СНГ. После создания Постоянной оперативной группы Штаба Коллективных сил быстрого реагирования (КСБР) начали проводиться регулярные совместные учения КСБР и АТЦ. Принятие в 2016 г. Стратегии коллективной безопасности ОДКБ на период до 2025 г.2 стало значимым событием для ОДКБ. Этот документ - важная основа функционирования ОДКБ на долгосрочную перспективу. Борьба с международным терроризмом и экстремизмом является самой приоритетной задачей Организации. В рамках ОДКБ составлен единый список международных террористических и экстремистских организаций, не имеющий аналогов в других международных организациях. ОДКБ активно взаимодействует с другими международными организациями в первую очередь с ООН. В дополнение к уже имеющемуся списку важных документов о сотрудничестве между ОДКБ и ООН 23 сентября 2016 г. был подписан Меморандум о взаимопонимании между Секретариатом ОДКБ и Исполнительным директоратом Контртеррористического комитета Совета Безопасности ООН. Налаживается сотрудничество с такими организациями, как ОБСЕ, СНГ и ШОС, в том числе предпринимаются попытки для создания площадок по взаимодействию всех организаций. Так, 2 августа 2016 г. в Секретариате ОДКБ прошла встреча руководителей АТЦ СНГ, РАТС ШОС и Секретариата ОДКБ3. Вопросы по

1 Антинаркотическая операция «Канал», проводимая Организацией Договора о коллективной безопасности, признается ООН самой крупномасштабной и эффективной в противодействии афганскому наркотрафику [Электронный ресурс] URL: http://www.dkb.gov.ru/e/azkk.htm (дата обращения 18.05.2018)

2 Стратегия коллективной безопасности ОДКБ на период до 2025 года [Электронный ресурс] URL: http://www.odkb-csto.org/documents/detail.php7ELE-MENT_ID=8382 (дата обращения: 19.05.2018)

3 Руководители ОДКБ, РАТЦ ШОС и АТЦ СНГ обсудили в ходе встречи в Москве ситуацию в Афганстане, Сирии и Ираке [Электронный ресурс] URL:

противодействию терроризму были затронуты и на организованной в октябре 2016 г. Россией - в рамках её председательства в СБ ООН - встрече с участием руководителей ОДКБ, ШОС и СНГ на площадке ООН. Учитывая сохраняющуюся сложную напряженную обстановку в мире, в частности у границ стран Центральной Азии, усиливающуюся угрозу международного терроризма, надо отметить, что тенденция к укреплению сотрудничества государств в рамках ОДКБ будет возрастать. Что касается перспектив ОДКБ, то темпы решения стоящих перед ней задач будут соотноситься с общим уровнем и наполнением отношений между государствами-участниками, их экономическими возможностями, а также с тем, как будет складываться региональная и международная обстановка.

Существует необходимость дальнейшего укрепления границ государств-членов ОДКБ с Афганистаном. Возможный окончательный вывод войск США из Афганистана ставит проблему укрепления таджико-афганской и узбекско-афганс-кой границы, а также постоянного контроля боеспособных элементов КСБР и КСОР ОДКБ к северу от афганской границы. В этой связи также возникает задача поддержания высокой боеспособности российских баз, расположенных в Таджикистане и Киргизии. Необходимо совершенствовать организационную структуру ОДКБ для противодействия угрозам, возникающим с территории Афганистана. Для этого желательно превращение ОДКБ в «фокус» международных усилий для решения ряда проблем, связанных с Афганистаном. С этой целью может понадобиться формирование региональных коалиций ОДКБ с международными структурами (вроде ШОС или подразделений ООН) для борьбы с террористической угрозой на территории Центральной Азии.

Необходимо укрепление сил ОДКБ и совершенствование правовой базы их применения. Основные силовые инструменты КСБР и КСОР могут быть использованы на афганском направлении. Уже в настоящее время сценарии учений этих подразделений ОДКБ строятся на отражении предположительных прорывов с юга отрядов талибов и поддерживаемых ими экстремистско-террористических группировок. Обострение ситуации вокруг Афганистана может потребовать укреп-

http://www.odkb-csto.org/archive/news/detaiLphp?ELEMENTJD=690в&SECTЮN-_Ю=91 (дата обращения: 19.05.2018)

ления военных инструментов ОДКБ (количественное усиление, подкрепление техникой).

Вместе с этим с целью развития «пояса безопасности» по границам стран ОДКБ с Афганистаном без вхождения на афганскую территорию может использоваться создаваемый миротворческий потенциал ОДКБ. Он же может быть задействован в случае серьезного кризиса на территории стран Центральной Азии. Необходимо усилить сотрудничество постсоветских стран, в том числе в двустороннем формате, а также в форматах ОДКБ, ШОС в борьбе с финансированием экстремистской и террористической деятельности.

Важным инструментом в борьбе с международным терроризмом должна стать антиэкстремистская пропаганда. В рамках ОДКБ стоит выработать стратегию антиэкстремистской деятельности, в том числе в сети Интернет. Она должна усилить уже имеющуюся проводимую операцию «Прокси» пропагандой, направленной против экстремизма. При этом ОДКБ может стать центром для изучения методических пособий и проведения семинаров, направленных на подготовку специалистов по антиэкстремистской пропаганде.

Противодействие терроризму также является одним из приоритетных направлений Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), основанной в 2001 г. В том же году была подписана Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, которая стала одним из основополагающих документов Организации. В 2009 г. она была дополнена с учетом приобретенного опыта и практики антитеррористического сотрудничества. В документе закрепили единое нормативное правовое определение таких ключевых понятий, как «терроризм», «террористический акт», «террористическая организация» и др.

В январе 2002 г. в Пекине на совещании министров иностранных дел государств-участников ШОС было принято совместное заявление. В этом документе зафиксированы единые позиции государств-участников ШОС в отношении путей урегулирования ситуации и постконфликтного обустройства Афганистана, конкретных направлений совместной работы в сферах безопасности, организации борьбы с международным терроризмом, а также роли и места ШОС в решении этих задач. В июне 2002 г. на саммите глав государств-участников ШОС была подписана Хартия ШОС и соглашение о региональной антитеррористической струк-

туре (РАТС). В соглашении главы государств-участников ШОС выразили решимость в деле борьбы с терроризмом оставаться в правовом поле ООН, что представляется важным с точки зрения создания глобальной антитеррористической сети. Основной из задач РАТС является разработка предложений и рекомендаций по развитию сотрудничества в сфере борьбы с терроризмом.

РАТС ШОС можно назвать сегодня каркасом региональной системы безопасности, в рамках которого ведется многостороннее сотрудничество на взаимном доверии, что позволяет объединить общие усилия государств-членов ШОС для оперативного решения приоритетных задач, быстро и незамедлительно реагировать на появляющиеся угрозы в сфере борьбы с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом. С первых дней своего существования РАТС зарекомендовала себя эффективной структурой в регионе, реализуя принцип «Россия, Китай и Средняя Азия - зона, свободная от террора». РАТС ШОС ведет работу по созданию единого «Перечня террористических, сепаратистских и экстремистских организаций, деятельность которых запрещена на территориях государств-членов ШОС». Однако между государствами-участниками ШОС существуют разногласия по поводу того, какие организации считать террористическими и создающими угрозу национальной безопасности.

После образования ШОС и подписания Шанхайской конвенции в октябре 2002 г. прошли первые антитеррористические учения между КНР и Киргизией. Через год были организованы уже многосторонние учения государств-участников в Казахстане по освобождению заложников и ликвидации террористов в горных местностях. В 2006 г. в Узбекистане прошли учения «Восток-Антитеррор-2006» (командно-штабные учения на первом этапе и мероприятия по нейтрализации террористов на втором). Государства-участники ШОС пристально наблюдают за ситуацией в Афганистане, а также стремятся урегулировать ее. Перекрытие путей поставки афганских наркотиков в этом регионе означает, что терроризм будет отрезан от источников финансирования, а это - непосредственный вклад в борьбу против терроризма.

В настоящее время приоритетными направлениями Совета РАТС являются: обнаружение каналов перемещения лиц в регионы с повышенной террористической активностью для участия во внутренних вооруженных конфлик-

тах на стороне МТО; установление и привлечение к ответственности лиц, возвращающихся на территории государств-членов ШОС после участия в вооруженных конфликтах на стороне международных террористических, сепаратистских и экстремистских организаций; противодействие вербовке в террористические и экстремистские организации лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы на территориях государств-членов ШОС и др.

В октябре 2015 г. на территории Китая проведено первое совместное антитеррористическое учение компетентных органов государств-членов ШОС по противодействию использования сети Интернет в террористических, сепаратистских и экстремистских целях «Сямынь - 2015». В результате получен практический опыт совместных действий по планированию, подготовке и проведению специальных мероприятий в этой сфере. Заблокирован доступ к 500 сайтам и почти 200 тыс. материалов террористического содержания. Государства-участники ШОС ежегодно проводят международные научно-практические конференции по совместному противодействию терроризму.

Главы государств-участников ШОС в совместном заявлении от 9 июня 2017 г.1 считают недопустимым публичное оправдание терроризма с целью подстрекательства к совершению террористического акта или актов, в том числе посредством заявлений политиков и официальных лиц, и призывают к углублению международного сотрудничества в этой сфере. Недостаток ШОС состоит в том, что сфера ее деятельности, ограниченная территорией стран СНГ и Китая, не охватывает всех «горячих точек» региона, расположенных например, на стыках границ СНГ и Афганистана.

Следует отметить еще одну важную встречу, которая состоялась 3 апреля 2018 г. в рамках международной научно-практической конференции, организуемой МВД и МИД России под эгидой Межведомственной комиссии по противодействию экстремизму, в которой участвовали около 150 человек на уровне высоких представителей и ведущих экспертов российских ведомств, лидеров традиционных конфессий, сотрудников подразделений ключевых между-

1 Заявление глав государств-членов ШОС о совместном противодействии международному терроризму [Электронный ресурс] иР1_Мр://есга18.огд/ир-load/iblock/112/Заявление%20по%20терроризму.pdf (дата обращения: 19.05.2018)

народных организаций - ООН, ОБСЕ, Совета Европы, ШОС, ОДКБ и СНГ, делегации ряда государств. В ходе конференции был представлен богатый и уникальный опыт Российской Федерации в противодействии экстремизму и терроризму, а также обсуждены приоритетные международные задачи контртерроризма и антиэкстремизма.

Феофанов К.А., Астишина Е.А. Международное сотрудничество стран СНГ в сфере противодействия терроризму. В

статье рассмотрены приоритетные направления и практические меры противодействия терроризму на постсоветском пространстве, осуществляемые ключевыми международными организациями стран Содружества Независимых Государств.

Ключевые слова: терроризм, международное сотрудничество, Содружество Независимых Государств (СНГ), Организация Договора о Коллективной Безопасности (ОДКБ), Шанхайская организация сотрудничества (ШОС).

Feofanov K.A., Astishina E.A. International cooperation of the CIS countries in the sphere of countering terrorism. The article focuses on priority areas and practical measures to counter terrorism in the post-Soviet space, implemented by key international organizations of the countries of the Commonwealth of Independent States.

Keywords: terrorism, international cooperation, Commonwealth of Independent States (CIS), Collective Security Treaty Organization (CSTO), Shanghai Cooperation Organisation (SCO).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.