Научная статья на тему 'Сотрудничество дошкольной образовательной организации с семьей как условие формирования педагогической компетентности родителей'

Сотрудничество дошкольной образовательной организации с семьей как условие формирования педагогической компетентности родителей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
327
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / СЕМЬЯ / СОТРУДНИЧЕСТВО / ДОШКОЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / PEDAGOGICAL COMPETENCE / FAMILY / COOPERATION / PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Татаринцева Н. Е., Гречишникова К. О.

В статье предложена система взаимодействия дошкольной образовательной организации по формированию педагогической компетентности родителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Татаринцева Н. Е., Гречишникова К. О.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сотрудничество дошкольной образовательной организации с семьей как условие формирования педагогической компетентности родителей»

Татаринцева Н.Е.1, Гречишникова К.О.2 ©

1Доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры дошкольной педагогики;

2

Магистрант, кафедра дошкольного образования,

Южный федеральный университет

СОТРУДНИЧЕСТВО ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ С СЕМЬЕЙ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ

Аннотация

В статье предложена система взаимодействия дошкольной образовательной организации по формированию педагогической компетентности родителей.

Ключевые слова: педагогическая компетентность, семья, сотрудничество, дошкольная образовательная организация.

Keywords: pedagogical competence, family, cooperation, preschool educational organization.

Роль семьи в воспитании и развитии личности ребенка неоспорима. Именно семья является первичным агентом социализации ребенка, вводя его в мир социальных, родственных, межличностных отношений. В семье формируются черты характера, привычки, чувства, способы поведения, действия. Многое из того, что ребенок усвоит в детстве, определит его поведение в будущей семье и общественной жизни (А.Я. Варга, Л.Н. Галигузова, С.В.

Дармодехин, О.А. Карабанова, А.Д. Кошелева, А.С. Красовский, Т.В. Кузнецова, Г.Г.

Филиппова, Л.Ф.Обухова, О.А. Шаграева и др.). Поэтому в позитивном развитии семьи, её сохранении и укреплении заинтересованы общество и государство.

В официальных документах в области образования говорится о важной роли родителей в процессе формирования личности ребенка, о необходимости формирования у дошкольников чувства принадлежности к своей семье. Так, в ст.44 Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» отмечается, что родители «обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка» [9]. В Национальной доктрине образования в РФ до 2025 г. отмечается, что одной из основных задач государства в сфере образования является «... обеспечение условий для полноценного и ответственного обучения и воспитания детей в семье» [4]. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования в числе основных принципов дошкольного образования провозглашает «. сотрудничество Организации с семьей; приобщение детей к традициям семьи» [8]. Основной задачей социально-коммуникативного развития, по мнению разработчиков ФГОС, является «формирование у дошкольников уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье».

Решение задач, поставленных государством, осложняется сложившейся ситуацией в современном обществе. Увеличение количества неполных, конфликтных семей, распространение альтернативных типов брака и семьи, забвение традиций, нравственных принципов - все это самым пагубным образом отражается на воспитании детей [7, 181]. Многие современные проблемы общества являются следствием воспитания детей родителями с низким уровнем культуры и педагогической компетентности, который выражается в безответственном отношении к выполнению своих воспитательных функций, безграмотности в решении проблем семейного воспитания, исчезновении совместных форм деятельности, возрастающем дефиците теплоты и внимательного отношения друг к другу. Это приводит к формированию неадекватной самооценки у ребенка, неуверенности в своих силах, развитию отрицательных форм самоутверждения в обществе, а также может выражаться в задержках психического и речевого развития, проявлении девиантного поведения. Поэтому формирование педагогической

© Татаринцева Н.Е., Гречишникова К.О., 2014 г.

компетентности родителей должно выступать одной из важнейших задач современного общества, частью государственной социальной политики.

Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что проблематика семьи и семейного воспитания представлены достаточно широко, однако недостаточно изучены вопросы формирования педагогической компетентности родителей. Как показывает практика, большинство молодых родителей не имеют достаточно глубокого представления о жизни ребенка в детском саду, о закономерностях его психического развития, не владеют даже элементарными знаниями в области воспитания и обучения своих детей. Поэтому проблема формирования педагогической компетентности молодых родителей на сегодняшний день является актуальной.

Для нашего исследования важным является изучение понятия педагогическая компетентност ь.

Н. А. Аминов соотносит педагогическую компетентность с социальными особенностями личности [1, 105]. Автор отводит ведущее место общению, полагая, что оно способствует успешной деятельности учителя в педагогической деятельности. Н.В .Кузьмина, В. А. Сластенин, Е. И. Рогов и др. рассматривают педагогическую компетентность как наиболее устойчивые свойства личности. Они считают, что развитие индивида в деятельности, общении обеспечивает более качественный подход к профессиональным задачам. В.А. Сластенин рассматривает педагогическую компетентность как единство теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности [6]. Г отовность раскрывается через структуру педагогических умений (аналитических, прогностических, проективных, рефлексивных, информационных, ориентационных, коммуникативных и др.). Е.И. Рогов рассматривает педагогическую компетентность как «профессионализм педагога» [5, 7]. В это понятие он вкладывает такие совокупные характеристики, которые отражают психофизиологические, психические и личностные изменения, происходящие в работе учителя в самом процессе овладения и длительного выполнения деятельности, что обеспечивает качественно новый, более эффективный уровень решения сложных профессиональных задач в особых условиях.

Л.М.Митина выделяет в структуре педагогической (психолого-педагогической) компетентности три подструктуры:

- деятельностную (знания, умения, навыки и индивидуальные способы самостоятельного и ответственного осуществления педагогической деятельности);

- коммуникативную (знания, умения, навыки и способы творческого осуществления педагогического общения);

- личностную (потребность в саморазвитии, а также знания, умения, навыки самосовершенствования) [3, 70].

На основе проведенного анализа научных работ можно сформулировать понятие «педагогическая компетентность родителей» - это не только отдельные знания, умения, навыки в области воспитания ребенка, но и личностные качества, которые становятся показателями индивидуальности личности, способствуют выполнению родительских функций, а также обуславливают быструю и наиболее эффективную адаптацию личности родителя к изменяющимся условиям жизни, постоянно меняющимся социальным и экономическим условиям. Педагогическая компетентность родителей - следствие личностного роста, самореализации и сформированности таких качеств как умение работать с педагогическими проблемами и искать пути их решения; способность кооперировать свои усилия по решению воспитательных задач со специалистами (педагогами, психологами, медиками и др.); способность оценивать психологическую ситуацию в отношениях с ребенком, избирать рациональные способы общения. Педагогическая компетентность родителей является следствием личностного роста, самореализации и сформированности личностных качеств.

Мы разработали систему взаимодействия педагогического коллектива дошкольной образовательной организации с семьей с целью формирования у родителей педагогической компетентности.

Разработанная нами система (см. рис.1.) состоит из 5 взаимосвязанных блоков, каждый из которых реализует свои задачи и выполняет определенные функции по формированию педагогической компетентности родителей. Предложенная работа с семьями должна вестись в детском саду из года в год, в каждой возрастной группе. Именно тогда эта деятельность будет качественной и эффективной как для педагогов, так и для родителей.

Рис.1. Система по формированию педагогической компетентности родителей в ДОО

Раскроем содержание каждого из блоков.

Блок I. Ознакомительный

Задачи:

- определить характер семейных взаимоотношений, авторитет родителей, их влияние на развитие ребенка;

-определить уровень педагогической компетентности родителей;

- выявить педагогические потребности родителей, их предложения по организации воспитательно-образовательного процесса.

Виды организации взаимодействия педагогов с родителями:

1. информационно-аналитическая деятельность;

2. диагностическая деятельность.

Методы работы с родителями: беседа с родителями, анкетирование, тестирование, опросы, посещение на дому, родительские собрания, составление социального анамнеза на каждую молодую семью.

Блок II. Воспитательно-образовательный

Задачи:

- повысить уровень педагогической компетентности родителей в вопросах семейного воспитания, развитие детей дошкольного возраста;

- привлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс ДОО;

- познакомить родителей с работой детского сада;

-оказать помощь в поиске и выборе адекватных путей, средств, методов воспитания.

Виды организации взаимодействия педагогов с родителями:

1. информационно-просветительская деятельность;

2. познавательная деятельность.

Методы работы с родителями: день открытых дверей, наблюдение за

непосредственной образовательной деятельностью, участие в выпуске газет, мини-библиотека, папки-передвижки, дежурство родителей в группах, уголки для родителей; семинары-практикумы, педагогическая гостиная, брифинги, проведение собраний родителями, игры,

тренинги, упражнения, участие в непосредственной образовательной деятельности, участие в обсуждении и составлении годового плана работы ДОО, решение и обсуждение педагогических задач, постановка проблем, конференции, доклады, лекции, круглые столы, дискуссии, консультации.

Блок III. Психолого-педагогической помощи родителям

Задачи:

- познакомить родителей с психо- физиологическими особенностями детей дошкольного возраста;

- формировать осознание необходимости воспитания детей на основе знаний общих закономерностей развития и природной индивидуальности ребенка;

- оказать психолого-педагогическую помощь в понимании собственного ребенка, в осознании самоценности раннего периода детства.

Виды организации взаимодействия педагогов с родителями:

1. консультативная деятельность;

2. практико-ориентированная деятельность.

Методы работы с родителями: беседа, индивидуальные консультации, рекомендации, лекции, ознакомление с научно-педагогической литературой, встречи со специалистами (психологом, логопедом, медицинскими работниками, заведующей ДОО и др.), тренинги, практические упражнения, посещение на дому.

Блок IV. Культурно - досуговый

Задачи:

- установить эмоциональный контакт между родителями и педагогами, родителями и детьми, родителями и родителями;

- заинтересовать родителей и приобщить к деятельности детского сада.

Виды организации взаимодействия педагогов с родителями:

1. досуговая деятельность;

2. культурно-просветительская деятельность.

Методы работы с родителями: вечера - досуги, праздники в детском саду, праздники в группе, детские выставки, подготовка к утренникам, совместное написание сценариев, участие в конкурсах, педагогическое «Поле чудес», КВН, ток-шоу «Я и мой любимый ребенок»; встречи с интересными людьми - культурными деятелями, художниками, музыкантами, участие в подготовке телепередач на местном канале ТВ.

Блок V. Контрольно-оценочный

Задачи:

- выявить результативность проделанной работы за год;

- выделить сильные и слабые стороны сотрудничества ДОО с семьей;

- разработать вместе с родителями план сотрудничества ДОО с семьей на следующий год с учетом всех недостатков и пожеланий.

Виды формы организации общения педагогов с родителями:

1. аналитическая деятельность;

2. рефлексивная деятельность.

Методы работы с родителями: анкетирование, тестирование, беседы, опросы, «почтовый ящик», педагогический совет, родительское собрание, проведение социологических срезов, анализ и планирование сотрудничества ДОО с родителями, праздничный концерт родителей.

На основе проведенного исследования можно утверждать, что наиболее эффективных результатов в формировании педагогической компетентности родителей ДОО достигнет при наличии всех блоков системы. Их реализация возможна в рамках разных педагогических моделей. Главным результатом сотрудничества ДОО с семьей является трансформация родительских установок по отношению к процессу развития и воспитания ребенка, изменение восприятия самого ребенка, его индивидуальных особенностей. В ходе сотрудничества с дошкольной образовательной организацией родители получают возможность актуализировать ранее скрытый потенциал личностного развития, достичь успеха в корректировке семейных

отношений и практике семейного воспитания, оптимизировать способы и формы воспитания детей в семье.

Литература

1. Аминов Н.А., Молоканов М.В. О компонентах специальных способностей будущих школьных психологов // Психологический журн. 1992. Т. 13. № 5. С.104-109.

2. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М.: Высшая школа, 1990. — 119 с.

3. Митина Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя. - М.: Академия, 2004. С. 68-76.

4. Национальная доктрина образования в Российской Федерации»// Постановление, Правительство Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.voenprav.ru/doc-1329-1.htm

5. Рогов Е.И. Роль профессиональных представлений в становлении специалиста в ВУЗе // Роль представлений в профессиональном становлении личнсти. Ростов -на- Дону, 2012. С.7.

6. Сластенин В.А. Общая педагогика/ В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, Е.Н.Шиянов; под ред. В.А.Сластенина: В 2 ч. - М.:ВЛАДОС, 2002.

7. Татаринцева Н.Е. Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с молодой семьей как условие воспитания мальчиков и девочек // Современная семья и ее ценности: учебнометодическое пособие/ Под общей редакцией Р.М.Чумичевой, А.А.Раджабова. - Махачкала: Овчинников, 2009. С. 181-216.

8. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования»// Федеральный институт развития образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.firo.ru/?page_id=11678.

9. Федеральный закон «Об образовании в РФ»// Министерство образования и науки РФ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://минобрнауки.рф/документы/2974.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.