Научная статья на тему 'Педагогические условия оказания помощи родителям в воспитании детей разного пола'

Педагогические условия оказания помощи родителям в воспитании детей разного пола Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
261
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ОКАЗАНИЯ ПОМОЩИ РОДИТЕЛЯМ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ / ПОЛОРОЛЕВОЕ ВОСПИТАНИЕ / ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ / METHODS AND TECHNIQUES OF PARENTS ASSISTANCE IN THE CHILDREN'S UPBRINGING / SEX-ROLE EDUCATION / DIFFERENTIATED APPROACH TO CHILD-REARING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Татаринцева Н. Е., Лисконог И. Л.

В статье раскрываются вопросы взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьей с целью оказания помощи родителям в воспитании детей разного пола.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия оказания помощи родителям в воспитании детей разного пола»

Татаринцева Н.Е.1, Лисконог И.Л.2 ©

1Доктор педагогических наук, профессор кафедры дошкольного образования; 2студент, кафедра дошкольного образования,

Южный федеральный университет

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОКАЗАНИЯ ПОМОЩИ РОДИТЕЛЯМ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ РАЗНОГО ПОЛА

Аннотация

В статье раскрываются вопросы взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьей с целью оказания помощи родителям в воспитании детей разного пола.

Ключевые слова: методы и приемы оказания помощи родителям в воспитании детей, полоролевое воспитание, дифференцированный подход к воспитанию детей.

Keywords: methods and techniques of parents assistance in the children’s upbringing, sex-role education, differentiated approach to child-rearing.

В ст.44 Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» отмечается, что родители «..обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка». В Национальной доктрине образования в РФ, определяющей стратегические цели образования до 2025 г., одной из основных задач государства в сфере образования декларируется «... обеспечение условий для полноценного и ответственного обучения и воспитания детей в семье». Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования в числе основных задач дошкольного образования провозглашает «. обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования детей.». ФГОС указывает на необходимость «оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей», «в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития». Таким образом, на родителей возлагается ответственность за воспитание и образование детей, введение его в мир социальных отношений, во все многообразие ролевого поведения, домашнего быта, формирование привычек, черт характера, психических свойств. Многое из усвоенного в детстве определит его качества будущего семьянина (А.Я. Варга, Л.Н. Галигузова, С.В. Дармодехин, О.А. Карабанова, А.Д. Кошелева, А.С. Красовский, Т.В. Кузнецова, Г.Г. Филиппова, Л.Ф.Обухова, О. А. Шаграева и др.).

Проблема воспитания мальчиков и девочек в семье рассматривалась в исследованиях Л.А.Арутюновой, Э.Б.Васильевой, И.С.Кона, Т.А.Репиной, Н.Е.Татаринцевой и др. Т.А.Репина считает, что половая идентификация формируется на фоне общей идентификации с теми, с кем у ребенка осуществляется эмоционально-положительное общение (прежде всего с матерью, независимо от пола ребенка), поэтому роль взрослых исключительно велика для формирования психологического пола [1]. По мнению Н.Е.Татаринцевой, в условиях дошкольной образовательной организации возможно формирование полоролевой компетентности родителей, основными показателями которой выступают: гармоничное развитие сферы «мужской» («женской») индивидуальности; адекватная мотивированная оценка своего мужского (женского) образа; ценностное отношение к ребенку как представителю пола; знания в области семейного воспитания и полоролевого развития детей; владение стереотипами маскулинности и феминности, осознание многогранности маскулинных и фемининных проявлений; знание

© Татаринцева Н.Е., Лисконог И.Л., 2015 г.

психофизиологических особенностей мальчиков и девочек дошкольного возраста; владение представлениями о методах и приемах полоролевого воспитания детей в семье; осуществление дифференцированного подхода (в зависимости от пола) к воспитанию детей [2, 183].

Имеющиеся исследования позволили выделить ряд противоречий, суть которых состоит в значимости полоролевого воспитания мальчиков и девочек в семье и неразвернутости исследований в данном направлении; требованиями государственного стандарта дошкольного образования в оказании помощи родителям в воспитании детей и отсутствием методического инструментария для реализации путей, обеспечивающих воспитание мальчиков и девочек в семье. Исходя из вышеизложенных противоречий и анализа научной литературы, была сформулирована цель исследования - изучить педагогические условия оказания помощи родителям в воспитании детей разного пола.

Исследование специфики полоролевого поведения детей дошкольного возраста выявило наличие полоролевых представлений мальчиков и девочек. Мы обнаружили, что все дети правильно определяют половую принадлежность своих родителей. На вопрос «Как в семье узнают, что мама - это женщина, а папа - мужчина?» 30% ответов содержали указание на одежду: «Мама ходит в платье, а папа в брюках». 40% детей ассоциировали половую принадлежность с домашними обязанностями: «Женщины убирают, гладят одежду, кушать готовят, а мужчины мебель ремонтируют, утюг чинят».

Нами отмечено, что ребенок рано выбирает для себя образцы для подражания. Чаще всего это представитель того же пола, что и сам ребенок. На вопрос: «Хочешь ли ты быть папой (мамой), когда вырастешь и каким (ой) папой (мамой) ты хочешь стать?» типичными ответами были: «хочу быть, как мама», «буду добрым папой». И лишь 25% детей давали развернутые ответы, ориентируясь на стереотипные представления о семейных ролях мужчин и женщин: «хочу быть хорошей мамой: играть с детками, рассказывать им сказки, никогда не наказывать, покупать любимые игрушки», «я буду добрым отцом, справедливым, никогда не буду пить и обижать маму». На вопрос: «Кто такие мужчины и кто такие женщины?» дети отвечали: «мамы и папы», «люди», хотя некоторые ответы содержали представления, ориентированные на образ другого (мать, отец): «мужчины - большие и сильные, а женщины - слабые, нежные, ласковые», «женщины воспитывают детей, а мужчины - деньги зарабатывают».

Изучение особенностей полоролевого поведения старших дошкольников на констатирующем этапе обнаружило наличие нестабильности в проявлении адекватного полоролевого поведения, отсутствие представлений о культурных эталонах мужского (женского) поведения при установлении взаимоотношений со сверстниками своего и противоположного пола, отсутствие у мальчиков и девочек основ качеств мужественности и женственности.

Анализ представлений детей об их будущих семейных ролях, выявленных на основе содержания экспериментальных и индивидуальных игр «в семью» показал, что эти представления у большинства детей в основном отражают социально одобряемые образцы женского и мужского поведения в семье. У детей старшего дошкольного возраста представления о качествах мужественности и женственности практически не реализуются во взаимодействии и взаимоотношениях детей со сверстниками, и особенно со сверстниками противоположного пола.

Изучение ценностных ориентаций родителей в области воспитания детей показало, что мамы и папы не имеют четких представлений об особенностях воспитания мальчиков и девочек, условиях формирования у детей способов взаимодействий, характерных для женского и мужского типа поведения. Результаты констатирующего эксперимента обусловили поиск педагогических условий оказания помощи родителям в воспитании детей разного пола.

Целью формирующего этапа исследования явился поиск путей оказания помощи родителям в воспитании детей разного пола в семье. Эксперимент осуществлялся в два этапа:

I этап - обучающий;

II этап - социально - просветительский.

На первом этапе была реализована программа «Мир мальчика и девочки», разработанная Н.Е.Татаринцевой, целью которой является полоролевое воспитание детей разного пола в условиях ДОО и семьи.

На втором этапе формирующего эксперимента осуществлялась работа по оказанию помощи родителям в воспитании детей разного пола. Цель работы - формирование представлений родителей о ценности и значимости воспитания полоролевого поведения детей, о методах и приемах воспитания мальчиков и девочек в семье.

Работу с родителями начали с первичного посещения семей с целью изучения родительского интереса к вопросам воспитания сыновей и дочерей. Была выявлена низкая степень осведомленности родителей в вопросах полоролевого воспитания детей, но достаточная заинтересованность в овладении дифференцированными средствами и методами воспитания мальчиков и девочек в семье. Беседа с родителями строилась с учетом данных, полученных на констатирующем этапе эксперимента, о материальных и бытовых условиях в семье, характере производственной деятельности родителей, культурно - образовательном уровне взрослых членов семьи, с учетом взглядов на проблему полоролевого воспитания детей, и имела следующую структуру.

1. Сообщение цели посещения семьи.

2. Ознакомление родителей с особенностями полоролевого поведения ребенка (характер взаимоотношений ребенка со сверстниками, в том числе со сверстниками противоположного пола, какие виды деятельности предпочитает, проявляет ли себя как представитель определенного пола по отношению к природе, предметному миру, какие качества мужественности (женственности) ему присущи). Выяснение особенностей полоролевого поведения в семье. Педагог прислушивался к оценке поведения ребенка его родителями, находя ответы на многие волнующие вопросы.

3. Выявление характера воздействий родителей на поведение детей, методов воспитания и имеющихся трудностей в воспитании основ полоролевого поведения детей.

4. Определение основы педагогических знаний родителей. Педагог интересовался, из каких источников родители получают информацию: а) слушают передачи по радио и телевидению; б) посещают лекции для родителей; в) используют жизненный опыт; г) прислушиваются к рекомендациям педагогов; д) читают педагогическую литературу.

5. Совместное обсуждение путей и методов воспитания основ полоролевого поведения ребенка. Рекомендации педагога.

Большую помощь в просвещении родителей о ценности и значимости дифференцированного подхода к воспитанию детей разного пола оказывали родительские собрания. Мы применяли следующие формы проведения родительских собраний: чтение лекций; обобщение опыта воспитания детей в семье; организация консультаций родителей. Практиковались выступления родителей по обсуждаемому вопросу.

Положительный эффект имели педагогические ситуации. Сообща, родители искали пути разрешения проблем. Такой коллективный анализ давал возможность родителям более осознанно оценить свою воспитательную деятельность, сделать конкретные выводы на будущее. На собраниях родители получали практические рекомендации. Например, особое внимание было уделено конкретным приемам приучения мальчиков к мужскому труду. Отцам разъясняли, каким образом в домашних условиях создать для их сыновей уголки «мужских» занятий, а также был дан перечень предметов, составляющих такой уголок (папам вручили конверты, в которых содержались рекомендации с соответствующими рисунками).

В процессе консультаций, во время круглых столов, наблюдений за деятельностью педагогов, родители овладевали дифференцированными методами и приемами воспитания мальчиков и девочек в семье:

- чтение художественной литературы, обуславливающей развитие представлений детей о мужских и женских качествах;

- совместный труд (отцы учат мальчиков владеть способами работы со слесарными, столярными, строительными и т.д. инструментами; девочки с помощью мам овладевают представлениями и способами выполнения домашней работы);

- сюжетно-ролевые игры, способствующие овладению детьми способами взаимодействия мужчин и женщин;

- посещение выставок, спектаклей, концертов и т. д., знакомящих детей с миром мужчин и женщин;

- личный пример родителей, демонстрирующих позитивные образцы полоролевого поведения;

- показ, напоминание, поощрение, подсказ на ушко, внушение и т. д.

Помощь родителям в воспитании детей разного пола оказывали такие формы работы, где родители не только овладевали опытом использования дифференцированных средств и методов воспитания полоролевого поведения, но и приобретали опыт эмоционального общения с детьми. С этой целью организовывались совместные утренники, вечера досуга «Рыцари детского сада», «Наши маленькие хозяюшки», «Вместе дружная семья» и др. Родители стали предлагать свою помощь в организации праздников, создании социокультурной среды ДОО. Дети были в курсе тех дел, которые выполняли их родители и даже принимали участие в некоторых видах работ. Дети с гордостью рассказывали о работе мам и пап, а также о своем вкладе в общее дело: «Платья этим куколкам шила моя мама, а я надевала им бусы» (Настя Б.); «Мы вместе с папой этот шкаф сколачивали» (Игорь Р.).

Такие формы взаимодействия родителей, детей и педагогов, как совместный просмотр спектаклей, посещение выставок, экскурсии в музей и на природу, способствовали созданию духовного единства родителей и детей и благотворно влияли на развитие у детей специфичных для их пола отношений к природному и предметному миру.

Осуществление формирующего этапа исследования позволило прийти к заключению, что оказание помощи родителям со стороны педагогов ДОО в воспитании детей разного пола способствует формированию представлений детей о стереотипах мужественности и женственности, о семейно-половых ролях, развитию способов взаимодействий, характерных для представителей мужского и женского пола.

Проведенное исследование показало, что уровень воспитания полоролевого поведения старших дошкольников зависит от родительских позиций в области воспитания мальчиков и девочек, владения ими полоориентированными методами и приемами воспитания, от семейного уклада и родительских взаимоотношений.

В ходе проведения исследования обозначился круг проблем, требующих дальнейшей разработки: изучение влияния прародителей (бабушек и дедушек) на процесс полоролевого воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Литература

1. Репина Т.А. Проблема полоролевой социализации дошкольников // Обруч. 2006. № 1. С. 6-12.

2. Татаринцева Н.Е. Теоретико-методологические основы полоролевого воспитания детей дошкольного возраста. - Ростов н/Д: ИПО ПИ ЮФУ, 2010. -348 с

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.