Научная статья на тему 'Исследование эффективности процесса гендерного воспитания детей старшего дошкольного возраста в дошкольных учреждениях'

Исследование эффективности процесса гендерного воспитания детей старшего дошкольного возраста в дошкольных учреждениях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
581
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕНДЕР / ГЕНДЕРНОЕ ВОСПИТАНИЕ / ГЕНДЕРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ГЕНДЕРНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ / КРИТЕРИИ / ПОКАЗАТЕЛИ / УРОВНИ / GENDER / GENDER EDUCATION / GENDER IDENTITY / GENDER PERCEPTIONS / CRITERIA / INDICATORS / LEVELS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Давкуш Наталия Валериевна

В статье автор описывает этапы проведения педагогического эксперимента по выявлению уровня сформированности гендерной идентичности у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения. Обосновывает выбор критериев и показателей гендерной идентичности для детей дошкольного возраста, описывает уровни сформированности гендерной идентичности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDY OF THE EFFECTIVENESS OF THE PROCESS OF GENDER EDUCATION OF CHILDREN OF SENIOR PRESCHOOL AGE IN PRESCHOOL

In the article, the author describes the stages of the pedagogical experiment on revealing the level of gender identity formation in children of the senior preschool age in the conditions of a pre-school educational institution. He substantiates the choice of criteria and indicators of gender identity for preschool children, describes levels of gender identity formation.

Текст научной работы на тему «Исследование эффективности процесса гендерного воспитания детей старшего дошкольного возраста в дошкольных учреждениях»

осуществляются мероприятия различного уровня, нацеленные на обогащение поликультурной среды, подготовку будущих педагогов к работе с учащимися различных этнических групп. На кафедрах ежегодно организуются научно-практические конференции, семинары, мастер-классы, круглые столы, конкурсы, которые обеспечивают трансляцию инновационного опыта по актуальным вопросам развития современного поликультурного образования, происходит знакомство с новыми педагогическими технологиями и образовательными практиками, являясь, фактически, центром по реализации общего образования и интеграции системы образования Республики Крым в образовательное пространство Российской Федерации. В контексте методологии непрерывного образования, в университете формируется этнотолерантное сознания молодежи и противостояние проявлениям экстремизма, формируется позитивный потенциал процессов модернизации регионального образования.

Выводы. Таким образом, основные идеи экзистенциализма раскрывают смысл онтологического подхода к формированию поликультурного просвещения студенческой молодежи, который связан с гармонизацией личности на основе развития эмоционально-чувственной сферы, фантазии и творчества и предполагает развитие гражданского и эстетического сознания личности. Онтологический подход делает возможным рассмотрение формирования этнотолерантного сознания как фактора развития личности обучающгося, акцентируя активность субъекта, способного на основе прежнего индивидуального опыта порождать качественно новый объект культуры. Данный подход сосредотачивает внимание на новой модели личности, стремящейся к творчеству, свободе самовыражению, неразрывно связанной с высочайшей ответственностью и добротворчеством.

В заключение можно отметить, что включение в учебно-воспитательный процесс студентов «Программы поликультурного образования» является эффективным средством формирования личностных качеств жителей Республики Крым, что, несомненно, оказывает положительное воздействие на их культурное обогащение, творческое развитие и гражданское сознание в целом.

Литература:

1. Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. - М.: Правда, 1989. - 607 с.

2. Выготский Л.С. Психология искусства. - 2-е изд., доп. - М.: Искусство, 1968. - 567 с.

3. Гегель Г.Ф. Эстетика: В 4 т. - М.: Искусство, 1969. - Т, 2. - 326 с.

4. Гибсон Д. Экологический подход к зрительному восприятию / Пер. с англ. - М.: Прогресс, 1988. - 464 с.

5. Закон Республики Крым о функционировании государственных языков в Республики Крым и иных языков в Республике Крымот 24.05.2017 г.№ 1562-1/17. // Материал опубликован на сайте. Crimea.gov.ru. net.knigi-x.ru/24yuridicheskie/.

6. Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся: Очерки Российской психологии, М.: Тривола, 1994. - 333 с.

7. Каган М.С. Мир общения: Проблема межсубъективных отношений. - М.: Политиздат, 1988. - 319 с.

8. Карлгрен Франс. Воспитание к свободе / Пер. с нем. - М: Московский Центр вальдорфской педагогики, 1992. - 272 с.

9. Кирнос Д.И. Индивидуальность и творческое мышления. - М.: Изд-во МГУ, 2002. - 172 с.

10. Коротеева Е.И. Искусство и ты / Под ред. Б.М. Йеменского. - М.: Просвещение, 2007. - 144 с.

11. Костылева Е.В. Поликультурное образовательное пространство Таврической губернии (1802-1921): условия формирования // Научный вестник Крыма. 2016. Вып. 1 (1). URL: http: // cyberleninka.ru/article/n/polikulturnoe-obrazovatelnoe-prostranstvo-tavricheskoy-gubemii-1802-1 921-usloviya-formirovaniya (дата обращения: 18.11.2017).

12. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. - Т.1. - М.: Педагогика, 1983. - 391 с.

13. Лисак С.В. Воспитание студентов в духе национальной терпимости на основе знакомства с древними обычаями античного мира. // ЭКО. 6. Северный Кавказ. 2002. 88 с.

14. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. - М.: Прогресс, 1990. - 365 с.

15. Ортега-и-Гассет (Eltema de nuestrotiempo, 1923), цит. По Зыкова А.Б. Учение о человеке в философии. Х.Ортега-и-Гассета. М., 1978. С. 123.

16. Платон. Собр. соч.: В 4 т. - Т. 1. - М., 1990. - 860; Т.2. - 526 с.

17. Флоренский П.А. У подразделов мысли. - М.: Правда, 1990. - 390 с.

18. https://ru.wikipedia.org/wiki/ Материал из Википедии — свободной энциклопедии.

Педагогика

УДК [373.2:159.922.1]-053.4

кандидат педагогических наук, доцент Давкуш Наталия Валериевна

Евпаторийский институт социальных наук (филиал)

Федерального государственного автономного образовательного учреждения

высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Евпатория)

ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЦЕССА ГЕНДЕРНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Аннотация. В статье автор описывает этапы проведения педагогического эксперимента по выявлению уровня сформированности гендерной идентичности у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения. Обосновывает выбор критериев и показателей гендерной идентичности для детей дошкольного возраста, описывает уровни сформированности гендерной идентичности.

Ключевые слова: Гендер, гендерное воспитание, гендерная идентичность, гендерные представления, критерии, показатели, уровни.

Annotation. In the article, the author describes the stages of the pedagogical experiment on revealing the level of gender identity formation in children of the senior preschool age in the conditions of a pre-school educational

institution. He substantiates the choice of criteria and indicators of gender identity for preschool children, describes levels of gender identity formation.

Keywords: Gender, gender education, gender identity, gender perceptions, criteria, indicators, levels.

Введение. До середины двадцатого века половая принадлежность человека считалась сугубо биологическим фактом, из которого автоматически выводились все биологические и социальные различия между мужчинами и женщинами [1]. Предложение Р. Столлера о разграничении биологической и культурной составляющих в изучении вопросов, связанных с полом, дало толчок для развития особого направления в современной науке - гендерным исследованиям.

Гендерные исследования активно развиваются, и на основании полученных результатов происходит трансформация взглядов на природу мужчины и женщины, на борьбу общества с массовыми стереотипами сознания. Большинство современных исследователей сосредотачивают свое внимание на социальной природе гендера, психологических (а не биологических) различиях между полами и культурных факторах формирования гендерной идентичности [5].

Целью статьи является выявление уровня сформированности гендерной идентичности и обоснование педагогических условий, реализация которых будет способствовать повышению данного уровня у детей дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения.

Изложение основного материала статьи. Исследование эффективности процесса гендерного воспитания детей старшего дошкольного возраста осуществлялось в рамках непрерывного педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении. Во-первых, были определены критерии и показатели гендерной идентичности, во-вторых, методики, реализация которых позволила определить уровень сформированности гендерной идентичности у детей старшего дошкольного возраста.

Также, для осуществления формирующего этапа экспериментального исследования мы обосновали и реализовали следующие педагогические условия по формированию гендерной идентичности и гендерных представлений детей старшего дошкольного возраста: создание гендерно-сбалансированной предметно-пространственной среды, использование дифференцированного подхода в процессе обучения и воспитания с учетом гендерной идентичности детей дошкольного возраста; разработка и реализация модели взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения по вопросам гендерного воспитания ребенка [2].

Для начала необходимо определить значение термина «критерий», под которым мы рассматривали предпосылки или обязательные обстоятельства, обуславливающие, определяющие осуществление или существование чего-либо; признак, на основании которого может проводиться оценка, классификация, определение чего-либо; так же обозначает мерило оценки, суждения [3]. Под показателями понимали конкретное проявление сущности качеств явления или процессов; так же обобщенную характеристику какого-либо процесса и его результата, понятия и его свойств, а также какого-либо объекта [3].

На основании выше изложенного выделены следующие критерии гендерной идентичности детей старшего дошкольного возраста и показатели к ним:

- когнитивный (восприятие) критерий, характеризуется тем, что ребенок имеет представления о: поведении, внешнем виде, функциональных особенностях представителей противоположного пола и своего пола (отдых, увлечения, интересы, труд, общение и т.д.); идентичности представителей противоположного и своего пола, а так же о собственной половой идентичности; представление о перспективах своего развития как представителя определенного пола; привлекательных качествах сверстников противоположного пола; способах реагирования на негативные ситуации, проявление симпатии, внимания к представителям своего и противоположного пола; способах поведения, особенностях взаимоотношений между представителями своего пола и противоположного пола.

- эмоциональный критерий включает в себя: проявление чувства эмпатии (сопереживание, сочувствие), стремится помочь представителям своего пола, а также противоположного пола; проявление интереса и потребность во взаимодействии с представителями, как своего, так и противоположного пола (со сверстниками); адекватное (соответствующее), эмоционально положительное, отношение к себе и к представителям противоположного пола.

- поведенческий критерий имеет следующие показатели: обладает способами оказания поддержки и помощи в реальной ситуации в процессе взаимодействия со сверстниками противоположного пола; реагирует на эмоциональное состояние сверстника противоположного пола и своего пола; проявляет поведенческие, речевые, эмоциональные реакции в процессе взаимодействия со сверстниками противоположного пола.

На основании выделенных критериев и показателей определены следующие уровни гендерной идентичности:

- низкий уровень гендерной идентичности: умение ребенка дифференцировать себя от лиц противоположного пола, различать мальчиков и девочек, мужчин и женщин, по внешним признакам: длине волос, физиологическим признакам, одежде, поведению; сформированность телесной идентичности; обладание знаниями и умениями и навыками выполнения культурно-гигиенических процедур по уходу за телом.

- средний уровень гендерной идентичности: знания особенностей и основ полоролевого поведения мужчин и женщин, мальчиков и девочек владение представлениями о внутрисемейных половых ролях; половая идентификация и дифференциация (дошкольник видит дальнейшие перспективы собственного развития, понимает роль женщины или мужчины, мамы или папы); обладает способностью устанавливать дружеские партнерские, отношения с представителями своего пола; владеет элементарными (базовыми) знаниями о своем теле, об анатомическом строении организма человека.

- высокий уровень гендерной идентичности: ребенок осознает свой образ женского или мужского «Я»; умеет применять знания об общекультурных эталонах женственности и мужественности в процессе повседневной жизни; обладает способностью устанавливать дружеские взаимоотношения со сверстниками противоположного и своего пола, а так же со взрослыми; знает о разнообразном полоролевом поведении, владеет умениями, навыками и представлениями соответствующего полоролевого поведения; имеет развитое чувство эмпатии (сочувствие, сопереживания), доброжелательности; осведомлен о возможной агрессии со стороны незнакомых людей, детей более старшего возраста, владеет навыками личной безопасности.

Диагностика уровня гендерной идентичности детей старшего дошкольного возраста осуществлялась с помощью следующих методик: «Беседа с ребенком» (А. Щетинина), «Незаконченные ситуации» (О. Иванова), «Нарисуй человека» (А. Прихожан), «Наблюдение за поведением ребенка» (Н. Татаринцева).

Для определения уровня гендерной идентичности детей старшего дошкольного возраста по когнитивному критерию использовались методики: А. Щетининой «Беседа с ребенком» [4].

Цель методики: выявление особенностей представлений детей старшего дошкольного возраста о своих половых ролях, соотнесение себя к определенному полу, понимание своих будущих половых ролей, эмоциональное отношение к своей гендерной роли.

Беседа проводится по очереди с каждым ребенком в индивидуальном порядке. Она делится на три блока вопросов.

Первый блок (с 1 по 3 вопросы) воспитатель опрашивает ребенка, тот, в свою очередь должен рассказать о самом себе. Дошкольнику дается возможность рассказать о себе как можно больше, то, что он знает (выявляются представления ребенка о своем образе «Я мальчик (девочка)», так же особенности отождествления (идентификации) ребенка в соответствии со своей половой принадлежностью, затем, для уточнения задаются вопросы-подсказки.

Второй блок беседы (с 4 по 9 вопросы), направлен на выявление у ребенка представлений о своей настоящей гендерной роли.

В третьем блоке вопросов (с 10 по 13 вопросы) выявляются представления ребенка о своей будущей половой роли в социуме (обществе).

В ходе индивидуальной беседы на констатирующем этапе в первом блоке (с 1 по 3 вопросы) дети рассказывали о себе. В их ответах была эмоциональность, они проявляли активность и позитивный настрой. Во втором блоке беседы (с 4 по 9 вопросы), и мальчики и девочки были активны и эмоциональны, но у мальчиков эти показатели проявлялись слабее, чем у девочек. В третьем блоке вопросов (с 10 по 13 вопросы) на выявление представлений ребенка о своей будущей половой роли в обществе мальчики показали особый интерес к своей будущей профессии и отвечали на вопросы с особым энтузиазмом, чего нельзя сказать о девочках. Согласно выше сказанному были получены такие результаты у мальчиков: показали высокий уровень - 33,3% опрошенных, средний уровень - 41,7% детей и 25% показали низкий уровень и затруднялись отвечать на вопросы. Девочки, были более раскрыты и эмоциональны по сравнению с мальчиками: 42,9% показали высокий уровень, 42,9% показали средний уровень, а 14,2% показали низкий уровень.

На контрольном этапе эксперимента мы получили следующие результаты: 71,4% девочек и 58,3% мальчиков показали высокий уровень гендерной идентичности, 21,4% девочек и 41,7% мальчиков показали средний уровень: сформированы знания особенностей и основ полоролевого поведения, мужчин и женщин, мальчиков и девочек, представлениями о внутрисемейных половых ролях; половая идентификация и дифференциация (дошкольник видит дальнейшие перспективы собственного развития (роль женщины или мужчины, мамы или папы); обладает способностью устанавливать дружеские партнерские, отношения с представителями своего пола; владение элементарными (базовыми) знаниями о своем теле, об анатомическом строении организма человека. И только 7,2% девочек экспериментальной группы показали низкий уровень развития гендерной идентичности.

Методика О. Ивановой «Незаконченные ситуации» [4].

Цель методики: выявление знаний ребенка об особенностях полоролевого поведения мальчиков и девочек.

Предложив мальчикам и девочкам разные ситуации, мы наблюдали за эмоциональным поведением детей. По результатам наблюдений сделан вывод, что в выполнении задания заинтересованы и мальчики и девочки, но мальчики проявили меньшую активность, чем девочки.

На констатирующем этапе высокий уровень среди мальчиков показали - 41,7%, средний уровень -41,7%, и только 16,6% показали низкий уровень и затруднялись отвечать на вопросы. Девочки, в свою очередь, напротив, были более эмоциональны по сравнению с мальчиками. 50% показали высокий уровень, 28,6% показали средний уровень, а 21,4% показали низкий уровень.

После проведения контрольного этапа получены следующие результаты: 78,6% девочек и 83,3% мальчиков показали высокий уровень: проявление чувства эмпатии (сопереживание, сочувствие), стремление помочь представителям своего пола, а так же противоположного пола; проявление интереса и потребность во взаимодействии с представителями как своего так и противоположного пола (со сверстниками); адекватное (соответствующее), эмоционально положительное, отношение к себе и к представителям противоположного пола, ребенок осознает свой образ женского или мужского образа «Я»; умеет применять знания об общекультурных эталонах женственности и мужественности в процессе повседневной жизни; обладает способностью устанавливать дружеские взаимоотношения со сверстниками противоположного своего пола а так же со взрослыми; знания о разнообразном полоролевом поведении, владение и умениями, навыками и представлениями соответствующего полоролевого поведения; развитое чувство эмпатии (сочувствия, сопереживания), доброжелательности. А также, 14,3% девочек и 16,7% мальчиков показали средний уровень: сформированы знания особенностей и основ полоролевого поведения мужчин и женщин, мальчиков и девочек, овладение представлениями о внутрисемейных половых ролях; сформирована полоролевая идентификация и дифференциация (дошкольник видит дальнейшие перспективы собственного развития (роль женщины или мужчины, мамы или папы). Низкий уровень мы наблюдали только у 2,1% девочек и 9,9% мальчиков, что свидетельствует об эффективности созданных педагогических условий.

Уровень сформированности гендерной идентичности по эмоциональному критерию мы определяли с помощью методики А. Прихожан «Нарисуй человека».

Цель методики: рассмотреть особенности эмоционального отношения детей старшего дошкольного возраста к себе, как к представителю определенного пола.

В этой методике для мальчиков предлагается нарисовать мальчика - себя, хорошего и плохого, и тоже самое предлагается девочкам.

Ребенку давали шесть цветных карандашей - желтый, черный, красный, синий, зеленый, коричневый и три чистых листа бумаги А4. Сначала дошкольнику предлагается выбрать три карандаша, которыми он будет рисовать «плохую девочку (мальчика)» после этого приступает к рисунку. Затем, он рисует «хорошего девочку (мальчика)», но уже тремя оставшимися. На последнем листе ребенок рисует себя всеми шестью карандашами. Далее проводится беседа для уточнения значения изображений на рисунках.

В процессе проведения данной методики, обращается внимание на использование цветов в «автопортрете», и на их соответствие цветам в рисунках «плохой» и «хорошей» девочки (мальчика), преобладание каких цветов присутствует, так же каких больше, размер автопортрета в сравнении с рисунком «хорошей» и «плохой» девочки (мальчика); движение или наоборот - статичность (игра, труд, танец и т. д.) наличие повторений деталей из рисунков «хорошей» и «плохой» девочки (мальчика) (одежда, различные атрибуты, игрушка и т. д.); расположение рисунка, общее впечатление о похожести «автопортрета» и «хорошей» и «плохой» девочки (мальчика).

Предложив это задание детям, они охотно согласились его выполнить. Они рисовали с особым рвением и интересом, а так же проявляли высокую активность, старание, усидчивость и усердие.

В общем на констатирующем этапе были получены следующие результаты, мальчики показали высокий уровень - 41,7%, средний уровень - 41,7% и 16,6% - низкий уровень. Девочки, в свою очередь, напротив, были более раскрыты и эмоциональны по сравнению с мальчиками, так 78,6% показали высокий уровень, 14,3% показали средний уровень, и 7,1% показали низкий уровень.

На контрольном этапе результаты были следующие: мальчики - 70% высокий уровень, 30% средний уровень, 0% низкий уровень. Девочки, в свою очередь - 90% показали высокий уровень, 10% показали средний уровень, а 0% показали низкий уровень.

Уровень сформированности поведенческого критерия гендерной идентичности выявлялся с помощью методики Н. Татаринцевой «Наблюдение за поведением ребенка» [4].

Цель методики: выявление особенностей полоролевого поведения девочек и мальчиков в различных видах деятельности.

Наблюдения за действиями дошкольников в процессе трудовой и игровой деятельности, а так же в спальной и групповой комнатах, в раздевалке и на прогулке позволили выявить феминные (женские) и маскулинные (мужские) признаки и качества личности мальчиков и девочек. В ходе наблюдения мы увидели желание детей играть со сверстниками своего пола, нежели с ребятами противоположного пола. Чаще всего объединялись и играли небольшими группами. Выбирали игры в соответствии со своей половой принадлежностью. Мальчики более склонны к игре с машинами, в строительные игры, конструктор, подвижные игры, реже это настольно-печатные, дидактические, театрализованные игры. Девочки же, в свою очередь, предпочитают настольно-печатные, сюжетно-ролевые, театрализованные и дидактические игры, куклы, реже - конструктор, машинки, подвижные игры. Мальчики в сюжетно-ролевых, подвижных играх и играх-драматизациях предпочитают брать на себя роли, отражающие мужской образ: папа, ведущий, брат, шофер, командир и т.д. Девочки же выбирают роли: мамы, парикмахера, медсестры, повара и т.д.

Таким образом, на констатирующем этапе были получены следующие результаты: 42,9% девочек и 33,3% мальчиков показали высокий уровень: обладание способами оказания поддержки и помощи в реальной ситуации в процессе взаимодействия со сверстниками противоположного пола; реагирование на эмоциональное состояние сверстника противоположного пола и своего пола; проявление поведенческих, речевых, эмоциональных реакций в процессе взаимодействия со сверстниками противоположного пола. 42,9% девочек и 41,7% мальчиков показали средний уровень: дошкольник берет на себя роли в игре, ведет себя в соответствии со своей половой принадлежностью: сформированы знания особенностей и основ полоролевого поведения мужчин и женщин, мальчиков и девочек; владением представлениями о внутрисемейных половых ролях; сформирована полоролевая идентификация и дифференциация (дошкольник видит дальнейшие перспективы собственного развития (роль женщины или мужчины, мамы или папы). Низкий уровень присутствовал у 14,2% девочек и 25,0% мальчиков.

На контрольном этапе эксперимента в экспериментальной группе мы отметили существенное изменение уровня сформированности гендерной идентичности в положительную сторону, а именно: девочек, показавших высокий уровень сформированности стало 71,4%, мальчиков 58,3%, средний уровень был выявлен у 21,4% девочек и 41,7% мальчиков, низкий уровень показали всего 7,2% девочек.

Таблица 1

Общий уровень сформированности гендерной идентичности детей старшего дошкольного возраста

Уровень Количество детей

Экспериментальная группа Контрольная группа

девочки (%) мальчики (%) девочки (%) мальчики (%)

Конст. этап Контр. этап Конст. этап Контр. этап Конст. этап Контр. этап Конст. этап Контр. этап

Высокий 48,3 55,0 37,5 48,7 43,8 43,8 45,5 45,5

Средний 35,7 42,9 37,5 41,4 37,5 43,8 36,4 40,4

Низкий 16,0 2,1 25,0 9,9 18,7 12,4 18,1 14,1

Выводы. По результатам проведенного эксперимента можно сделать следующие выводы, что положительная динамика уровня сформированности гендерной идентичности у детей старшего дошкольного возраста в экспериментальной группе следующая - на 28,5 % мы отметили повышение у девочек и на 25% у мальчиков показателей высокого уровня; показатели среднего уровня у девочек снизились на 21,5% за счет роста показателей высокого уровня, у мальчиков остались на том же уровне; показатели низкого уровня у девочек снизились в 2 раза, а у мальчиков на 25,0%. На протяжении всего эксперимента у детей контрольной

группы существенных изменений уровня сформированности гендерной идентичности не наблюдалось (см. табл. 1).

Таким образом, результаты проведенного исследования показали, что создание специальных педагогических условий в реальном педагогическом процессе позволяет повысить у детей старшего дошкольного возраста уровень сформированности гендерной идентичности и гендерных представлений.

Литература:

1. Градусова Л.В. Гендерная педагогика: учеб. пособие / Л.В. Градусова. - Москва: Изд-во Наука, 2011. - 69 с.

2. Давкуш Н.В. Педагогические условия формирования гендерной идентичности детей дошкольного возраста / Н.В. Давкуш, Е.Ю. Можарова // Материалы V Всероссийской научно-практической конференции «Реализация компетентностного подхода в системе профессионального образования педагога». - Евпатория: ИТ «АРИАЛ», 2018. - С. 15-17.

3. Модель и моделирование в педагогике профессионального образования: монография / Д.П. Алимасова, Л.С. Анисимова, О.Ю. Горячук, Н.В. Давкуш, Ю.К. Картавая, Н.Н. Колосова, В.Н. Раскалинос, А.В. Хитрова, Г.Р. Шпиталевская; под ред. Н.А. Глузман. - Симферополь: ИТ «АРИАЛ», 2016. - 300 с.

4. Психодиагностические методики изучения гендерных особенностей личности [Электронный ресурс]: метод. рекомендации для студентов, обуч. по специальностям 1-86 01 01 «Социальная работа (по направлениям)» и 1-23 01 04 «Психология» / сост. Е.Д. Беспанская-Павленко. - Минск: БГУ, 2013. - Режим доступа: http://pdf.knigi-x.ru

5. Щетинина А.М. Полоролевое развитие детей 5-7 лет.: метод. пособие / А.М. Щетитинина. - Москва: Изд-во Сфера, 2010. - С. 128-132.

Педагогика

УДК 371

аспирант Доненко Николай Николаевич

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Ялта)

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРАВОСЛАВНОЙ ПЕДАГОГИКИ

Аннотация. Статья посвящена изучению теоретических аспектов православной педагогики. В работе обосновывается сущность православной педагогики, ее предмет и основополагающие понятия. В исследовании представлены и проанализированы общие принципы православной педагогики методологического и онтологического уровней.

Ключевые слова: духовность, православие, христианство, православная педагогика, воспитание, образование, просветительство, миссионерство, принципы православной педагогики, онтология, методология.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Annotation. The article is devoted to the study of theoretical aspects of Orthodox pedagogy. The article substantiates the essence of Orthodox pedagogy, its subject and fundamental concepts. The study presents and analyzes the General principles of Orthodox pedagogy of methodological and ontological levels.

Keywords: spirituality, Orthodoxy, Christianity, Orthodox pedagogy, education, enlightenment, missionary work, principles of Orthodox pedagogy, ontology, methodology.

Введение. Православная педагогика в отечественном социокультурном пространстве обладает довольно продолжительной историей становления и развития. В данном ключе одними из важнейших этапов являются: деятельность братских школ и училищ; развитие системы образовательных учреждений православной направленности (церковно-приходских школ, духовных училищ, семинарий, академий). Однако после 1917 года ценное наследие православных ученых и педагогов-практиков не соответствовало новым идеологическим канонам, в связи с чем во многом было утрачено и незаслуженно забыто. На современном этапе развития отечественной педагогики, ввиду внедрения гуманистических идей и поиска оптимальных путей осуществления обучения и воспитания подрастающего поколения возникла потребность введения духовной компоненты в систему отечественного образования. В данной ситуации в качестве эффективного средства и методологической основы разработки новых концепций воспитания и обучения выступил потенциал православной педагогики. Однако ввиду длительной паузы в развитии данной отрасли педагогики ощущается потребность в разработке ее методологических основ и анализе теоретических аспектов.

Формулировка цели статьи. Целью данной статьи является изучение теоретических аспектов православной педагоги, а именно: ее сущности, предмета, основополагающих понятий и принципов.

Изложение основного материала статьи. Предметное изучение теоретических основ православной педагогики, прежде всего, требует обращение к обоснованию сущности данной отрасли педагогического знания.

Сущность православной педагогики - в наполнении уже сложившейся теории и категориального строя науки православным смыслом [11. Это «педагогика преображения, направленная на прояснение Образа Божия в человеке, явление Его миру посредством духовно-нравственного совершенствования человека в добродетели, в святости, в достижении даров Святого Духа» [8].

По мнению ведущего теоретика православной педагогики архимандрита Георгия (Евгения Шестуна), ее сущность обосновывается определением цели православного воспитания и образования, которая неотделима от цели жизни православного человека и пути ее достижения [21. А цель жизни православного христианина заключается в его духовном единении с Богом через процесс воцерковления [101. В основе православной педагогики, по словам архимандрита Георгия (Евгения Шестуна), - понимание, что за пределами Церкви, вне церковной жизни невозможно достичь основной цели воспитания. Она достигается «не властью Церкви над человеком, но образом жизни, проникнутой духом Церкви, духом православия» [10]. Данная отрасль знания

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.