Татаринцева Н.Е. ©
Доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры дошкольной педагогики,
Южный федеральный университет
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ РАЗНОГО ПОЛА В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Аннотация
В статье поднимаются вопросы полоролевого воспитания детей дошкольного возраста. Создание научно-методических и средовых условий взаимодействия субъектов воспитательного процесса в дошкольной образовательной организации способствует воспитанию детей разного пола.
Ключевые слова: полоролевое воспитание, педагогические условия воспитания детей разного пола.
Keywords: sex-role upbringing, pedagogical conditions of upbringing of children of both sexes.
Современный период можно назвать периодом кризиса культуры. Из-за увеличивающейся открытости общества происходит смешение культурных пластов. Люди получают доступ не только к высоким ценностям, но и к сомнительным и спорным моральным установкам и ориентирам. Пространство детства втягивается в культурный хаос. Ребенок, не имеющий четких культурных ориентиров, легко принимает ложные идеалы за истинные. Современные информационные технологии создают мифологию, антагонистическую по отношению к традиционным нравственным, христианским ценностям. В средствах массовой информации происходит глобальная девальвация ценностей. Произошедшие в последние годы перемены на российском ТВ нанесли существенный ущерб позитивной полоролевой социализации детей. Через телеэкран детям постоянно прививаются культурные и этические ценности, идеалы полоролевого поведения, несовместимые с духовными традициями общества. Культивирование в телепередачах потребительства, тщеславия, развязности, хамства, неуважительного отношения к родителям приводит к подмене гуманистических ценностей их суррогатами, к конфликту полов и поколений.
Кино и телевидение создают пространство, в котором маленькому ребенку трудно различить грани культуры и антикультуры, ценности и антиценности добра и зла. Образование призвано смягчать, корректировать телевизионный фон, отражающий образцы маскулинности и феминности, и культивировать в сознании ребенка то, что каждый человек самоценен и должен стремиться к самореализации богатства внутреннего мира, женского (мужского) своеобразия. Создание условий для становления личности ребенка с учетом будущей (или актуальной) полоролевой идентичности является одной из актуальных целей образовательных учреждений. Дошкольный возраст - время, когда формируются наиболее глубокие слои психики личности, в которые самым интимным образом вплетена полоролевая дифференциация. По мнению исследователей В.В.Абраменковой, В.Ф.Базарного, Д.Н.Исаева, В.Е.Кагана, В.С.Мухиной др., именно период дошкольного детства является самым важным в формировании полоролевого самосознания. До 5-6 лет, пока не сформирована система полоролевой идентичности, ее формированием легче управлять в ходе воспитания. Проведение полоролевого воспитания в детском саду обеспечит овладение детьми культурой в сфере взаимоотношения полов, правильное понимание ими роли мужчины и роли женщины в обществе, позволит сформировать адекватную полу модель поведения. Положение осложняется тем, что полоролевые модели сознания и поведения в современном обществе, отражающие стереотипы мужественности и
© Татаринцева Н.Е., 2013 г.
женственности, характеризуются размытостью ценностных качеств, что затрудняет выбор стратегий поведения детьми.
Культуросообразные, личностно-ориентированные концепции на современном этапе развития образования являются наиболее эффективными в воспитании нравственно-здорового подрастающего поколения в силу их гуманного характера и ценностной ориентации. В связи с этим создание культуросообразной концепции полоролевого воспитания детей дошкольного возраста является актуальным и своевременным. Полоролевое воспитание в контексте культуры связано с осмыслением феномена полоролевой культуры, с признанием огромной роли пола в жизни и деятельности человека, который является естественной основой всей его индивидуальности. Полоролевая культура -совокупность общечеловеческих (семья, любовь, добро, материнство, отцовство и др.), национальных (народные традиции, обычаи воспитания мальчиков и девочек) и личностных (мужское (женское) достоинство, поддержка, взаимоуважение, толерантность и др.) ценностей, отраженных в произведениях, текстах, предметах материальной и духовной культуры, этнических обычаях, демонстрируемых моделях поведения и сознания и содержащих информацию, регулирующую деятельность, поведение, общение людей разного пола. В процессе овладения полоролевой культурой происходит становление женской (мужской) индивидуальности, включающей способность быть открытым во взаимоотношениях с лицами своего и противоположного пола, выстраивать чистосердечные и взаимодоверительные взаимоотношения со сверстниками и взрослыми мужского и женского пола.
Культуросообразная концепция полоролевого воспитания детей дошкольного возраста включает следующие компоненты:
а) теоретические положения, раскрывающие процесс полоролевого воспитания как социально-, культурно- и личностно- обусловленный процесс, основанный на культурных традициях воспитания и представлениях мальчиков и девочек о современных моделях поведения; как взаимосвязь субъектных подсистем - внешней (педагоги, родители как компетентные носители образцов полоролевого поведения) и внутренней (дети как субъекты полоролевого воспитания);
б) ведущие идеи - детства как личностного пространства становления образа «Я» мальчика (девочки) и приобретения им полоролевого опыта; значимости полоролевых ценностей, сложившихся в истории и культуре народа, для освоения полоролевых моделей поведения; пространства полоролевого воспитания как совокупности сред полоролевых отношений, сотрудничества в системе ребенок - ребенок, ребенок - взрослый, ребенок -виртуальный взрослый; значимости пола родителя, педагога в полоролевом воспитании дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации и семьи; учета психофизиологических особенностей при построении процесса полоролевого воспитания детей;
в) педагогические условия процесса полоролевого воспитания детей дошкольного возраста, а именно: «научно-методическое обеспечение процесса полоролевого воспитания, способствующее становлению профессиональной компетентности педагогов в вопросах полоролевого воспитания, ориентации родителей на воспитание ребенка в заданных полоролевых позициях; дифференциация относительно пола содержания, средств, форм, методов и приемов воспитательно-образовательной работы; средовые условия полоролевого взаимодействия; взаимосвязанность субъектных подсистем - внешней (педагоги, родители, как носители полоролевого образа) и внутренней (дети как субъекты полоролевой идентификации); интеграция ценностей культуры и традиций полоролевого воспитания в процесс воспитания» [2, 15].
Реализация педагогических условий полоролевого воспитания предполагает организацию процесса повышения уровня полоролевой компетентности педагогов посредством различных форм деятельности: лекториев, «круглых столов», семинаров, презентаций и др. Характер семинаров и лекториев представляет собой сочетание обучающе-
развивающих ситуаций — свободного выбора (О.С. Богданова, Л.И. Катаева), эмоционального заражения (А.Н. Лутошкин), соотнесения (Х.Й. Лийметс), успеха (О.С. Газман, В.А. Караковский), творчества (В.А. Караковский) и др. Ситуации свободного выбора характеризуются вариативностью, меняются в зависимости от уровня полоролевой компетентности и профессиональной подготовки педагогов, желаний, интересов, познавательных потребностей конкретной аудитории. Эффективными формами организации учебно-познавательной деятельности педагогов являются: обзорно-монографические лекции, лекции-дискуссии, лекции-экскурсии; семинары - деловые игры, семинары - инсценировки, семинары - диспуты; защита проектов по проблемам полоролевого воспитания, тематические конференции и т.д.
Важным педагогическим условием полоролевого воспитания дошкольников является формирование полоролевой компетентности родителей, что включает расширение общекультурного кругозора, уровня общей образованности, повышение педагогической культуры путем изучения передового опыта в области полоролевого воспитания дошкольников. Система работы с родителями предполагает различные формы взаимодействия: информационно-просветительскую, информационно-ознакомительную, дискуссионную, рефлексивно-диалоговую, проблемно-поисковую, консультативную, игровую, экспериментальную. Данные формы работы способствуют формированию у родителей умения анализировать процесс полоролевого воспитания дошкольников, проектировать способы взаимодействия с детьми, педагогами, членами семьи.
Важным условием становления полоролевой воспитанности детей является использование дифференцированных по полу содержания, средств, форм, методов и приемов полоролевого воспитания, интеграция ценностей культуры и традиций полоролевого воспитания в процесс воспитания мальчиков и девочек. Интеллектуально-познавательная и диалоговая формы организации занятий, представленные тематическими циклами («Одежда мальчиков, одежда девочек», «Обязанности мамы, обязанности папы», «Такие разные-разные профессии», «О рыцарях и принцессах» и др.), способствуют развитию представлений дошкольников о своем половом образе, а также формированию ценностного отношения к себе как человеку соответствующего пола. Игровая и театрализованная формы организации жизнедеятельности обеспечивают усвоение ребенком смыслов и мотивов человеческой деятельности, воспроизведение семейных, социальных отношений, формированию способов толерантного взаимодействия детей разного пола. Экспериментальная форма детской деятельности реализуются посредством проблемных, жизненнозначимых ситуаций, что создает условия для выбора ребенком собственных действий относительно усвоенных правил и культурных эталонов мужского и женского поведения. Эффективность деятельности обеспечивается возможностью ребенка рефлексировать свой выбор в конкретных жизненных ситуациях, определяя становление его мужского (женского) образа.
В группах детей младшего и среднего дошкольного возраста эффективными методами и приемами выступают: «беседы-диалоги об эталоне мужской и женской красоты, о способах мужского и женского поведения («Что любят девочки, что любят мальчики?», «Я как мама, я как папа», «Из чего же, из чего же сделаны наши мальчишки?» и др.) на примере сказок, произведений художественной литературы, пословиц, поговорок, иллюстраций к сказкам, картин известных художников; проблемные ситуации, способствующие накоплению полоролевого опыта, направленные на формирование эмоционально ценностного отношения к себе как представителю пола, развитие интереса к внутреннему состоянию людей своего и противоположного пола: «Что я люблю?», «Отчего плачет мальчик?», «Как помочь девочке?» и др.; схемы-действия, отражающие культурные эталоны поведения представителей мужского и женского пола (например, мальчик открывает перед девочкой дверь и пропускает вперед; девочка подметает пол; мальчик помогает нести тяжелые вещи и т.д.)» [3, 69].
Эффективными методами полоролевого воспитания детей старшего дошкольного возраста выступают:
- диалоговые методы смыслооткрытия: вопросы («Кто такие настоящая женщина и настоящий мужчина?», «Какой женщиной /каким мужчиной ты хочешь быть?»); открытие «тайн» («Секретные совещания настоящих мужчин», «Женские тайны»); диалог с самим собой («Кем я буду и каким?», «Что я хочу в себе изменить?») и т.п.;
- диалогово -побуждающие методы: «Открой свой физический образ мальчика/девочки», «Узнай о чувствах другого», «Собери в чемодан свои лучшие качества». Данные методы обеспечивают развитие активной позиции мальчика/девочки, способности переносить имеющиеся знания из одной сферы деятельности в другую (из познавательной в игровую, самостоятельную) и умение адаптироваться, встраиваться в социальную группу.
Важным педагогическим условием полоролевого воспитания детей 3-7 лет выступает обогащение пространственно-предметной среды дошкольной образовательной организации, способствующей самореализации мальчика и девочки, накоплению опыта полоролевого поведения, становлению гармоничных отношений между детьми разного пола. Ведущими направлениями при создании пространственно-предметной среды дошкольной образовательной организации являются: «предметно-информационная обогащенность (атрибуты семейного быта, макеты народных жилищ, «мужские», «женские», совместные пространства и экспозиции др.); образцы творческой мужской (женской) деятельности (предметы - подлинники: книги, картины, орудия труда; декоративно-прикладное искусство и др.); эмоционально-ценностная культурная значимость (игрушки, наделенные знаком пола, предметы, обладающие полоролевой, эстетической ценностью); знаково-символическая насыщенность (портреты исторических личностей, фотографии, мужские, женские костюмы и др.)» [2, 38].
Таким образом, эффективными педагогическими условиями воспитания детей разного пола в условиях дошкольной образовательной организации выступают:
- формирование профессиональной компетентности педагогов в вопросах полоролевого воспитания дошкольников;
- ориентация родителей на воспитание ребенка в соответствии со сложившимися полоролевыми идеалами и ценностями;
- создание научно-методических и средовых условий взаимодействия детей и взрослых, проявляющих полоролевое поведение относительно заданных жизненных ситуаций.
Литература
1. Татаринцева Н.Е. Полоролевое воспитание дошкольников: практические материалы Учебно-методическое пособие. - Москва: Центр педагогического образования, 2012. - 176 с.
2. Татаринцева Н.Е. Теоретико-методологические основы и практика полоролевого воспитания детей дошкольного возраста: Автореферат дис. ... докт. пед. наук.- Ростов-на-Дону, 2011. - 50 с.
3. Татаринцева Н.Е. Формирование гендерной толерантности у дошкольников // Детский сад: теория и практика. - 2012. - № 12. - С. 64-72.