Научная статья на тему 'Дифференцированный подход к физическому воспитанию мальчиков и девочек в условиях муниципальной дошкольной организации'

Дифференцированный подход к физическому воспитанию мальчиков и девочек в условиях муниципальной дошкольной организации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
188
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТ / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПОЛОРОЛЕВОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / МАЛЬЧИКИ И ДЕВОЧКИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / PROJECT / PHYSICAL EDUCATION / GENDER-ROLE EDUCATION / PEDAGOGICAL CONDITIONS / BOYS AND GIRLS OF PRE-SCHOOL AGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Татаринцева Н. Е., Ермакова Е. И., Пигарева О. А.

В статье раскрывается содержание инновационного проекта по физическому воспитанию детей разного пола в дошкольной образовательной организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Дифференцированный подход к физическому воспитанию мальчиков и девочек в условиях муниципальной дошкольной организации»

1 2 3 ©

Татаринцева Н.Е. , Ермакова Е.И. , Пигарева О.А.

1Доктор педагогических наук, профессор кафедры дошкольного образования Южного федерального университета; Инструктор по физической культуре МБДОУ № 77 г. Ростова-на-Дону; Старший воспитатель МБДОУ № 77 г. Ростова-на-Дону

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК В УСЛОВИЯХ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ДОШКОЛЬНОЙ

ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация

В статье раскрывается содержание инновационного проекта по физическому воспитанию детей разного пола в дошкольной образовательной организации.

Ключевые слова: проект, физическое воспитание, полоролевое воспитание, педагогические условия, мальчики и девочки дошкольного возраста.

Keywords: project, physical education, gender-role education, pedagogical conditions, boys and girls of pre-school age.

Проблема дифференцированного подхода в физическом воспитании мальчиков и девочек дошкольного возраста в последнее время вызывает интерес у ученых и практиков. Обусловлена она необходимостью создания условий для развития личности ребенка определенного пола. Решение этой задачи осложняется произошедшим изменением традиционных полоролевых моделей поведения и сознания в современной социокультурной ситуации, диффузией критериев полоролевого поведения и взаимодействия в сфере межполовых отношений. Между тем, физическое развитие - это та категория, где различия между представителями мужского и женского пола экспериментально доказаны и подтверждены многочисленными исследованиями.

Так, по данным физиологов, у детей до 7 лет имеются половые различия в динамике формирования основных движений, физических качеств и двигательной активности. Например, потребность в двигательной активности у мальчиков выражена больше, чем у девочек. Уже у детей младшего дошкольного возраста двигательная активность, достигнув пика в 2-3 года, постепенно снижается на протяжении дошкольного периода у девочек быстрее, чем у мальчиков (W.Eaton, A.Yu, 1989). По данным Н.М.Ледовской, среднесуточный объем локомоций у детей 5-7 лет составляет у мальчиков 7,1 -9,0 км., а у девочек - 6,4-7,7 км. Аналогичные данные получены Д.М.Шептицким на дошкольниках 6-7 лет [1, 345].

В своих исследованиях ученые приходят к выводу о превосходстве мальчиков в уровне развития основных движений и физических качеств над девочками (средние результаты мальчиков в беге, прыжках и метании превышают результаты девочек; девочки же выполняют лучше мальчиков упражнения на гибкость и равновесие), о различиях их двигательной активности в повседневной жизни и интереса к физическим упражнениям, подвижным играм (Л.В.Абдульманова, Л.В.Карманова, Т.Ю. Логвина, М.А.Рунова, Н.Е.Татаринцева, А.П.Усова, В.Н.Шебеко и др.). Так, мальчики проявляют большой интерес к спортивным играм, в которых имеется возможность быстрого свободного перемещения в зале или на улице (футбол, ходьба на лыжах), упражнениям с простейшими силовыми тренажерами. Девочки с удовольствием участвуют и организовывают сюжетные подвижные игры, в основном с бегом, а также бессюжетные игры с мячами - перебрасывания, отбивания («школа мяча»). Известно, что существует значительная разница между мальчиками и

© Татаринцева Н.Е., Ермакова Е.И., Пигарева О.А., 2015 г.

девочками в овладении некоторыми видами основных движений, например прыжки через скакалку.

Имеющиеся данные о различиях в физическом развитии, интересах, предпочтениях мальчиков и девочек дошкольного возраста обуславливают необходимость дифференцированного подхода к детям разного пола в процессе физического воспитания. Но закономерен вопрос: относительно чего должна осуществляться дифференциация в процессе физического воспитания детей разного пола - средств, нагрузки, требований, распределения ролей, организации занятий и т.п.? Ученые до сих пор не имеют единого мнения по данному вопросу. Следует учесть, что в новых условиях российской действительности дошкольные образовательные организации ещё не накопили достаточного педагогического опыта в реализации дифференцированного подхода к физическому воспитанию детей разного пола и поэтому остро нуждаются в разработке системных подходов к решению данной проблемы. Все это обусловило выбор темы инновационного проекта, согласованной с муниципальными органами управления образования г. Ростова-на-Дону «Дифференцированный подход к физическому воспитанию мальчиков и девочек в условиях муниципальной дошкольной организации».

Цель проекта: разработать педагогические условия физического воспитания детей разного пола на основе дифференцированного подхода.

Задачи проекта:

1. На основе анализа научных исследований выявить и систематизировать психофизиологические особенности мальчиков и девочек дошкольного возраста, обуславливающие специфику содержания и технологий физического воспитания детей 3-7 лет.

2. Разработать модель предметно-пространственной развивающей среды с учетом половозрастных особенностей детей.

3. Создать научно-методическое обеспечение процесса физического воспитания детей разного пола на основе дифференцированного подхода.

4. Разработать дифференцированные относительно пола и возраста содержание, средства, формы, методы и приемы физического воспитания.

5. Повысить компетентность педагогов в вопросах физического воспитания дошкольников на основе полоролевой дифференциации.

6. Разработать формы и средства взаимодействия с семьями воспитанников по вопросам физического воспитания детей разного пола.

7. Осуществить трансляцию инновационного опыта среди других образовательных учреждений через мастер-классы, городские семинары, публикации методических материалов в печатных изданиях.

Проект рассчитан на 3 года - 2014-2016 гг.

I этап: подготовительный (2014-2015 гг.).

Цель: подготовка условий для создания системы работы по физическому воспитанию дошкольников на основе дифференцированного подхода.

Задачи:

1. Изучить психолого-педагогическую литературу, систематизировать

психофизиологические особенности мальчиков и девочек дошкольного возраста, обуславливающие специфику содержания и технологий физического воспитания детей 3-7 лет.

2. Изучить нормативно - правовые документы, создать пакет локальных актов ДОО для реализации проекта.

3. Организовать рабочую группу по вопросам реализации проекта.

4. Провести анализ состояния материально - технического, учебно - материального, информационно - методического, финансового обеспечения ДОО для реализации проекта.

5. Разработать модель предметно-пространственной развивающей среды с учетом половозрастных особенностей детей.

II этап: практический (2015-2016 гг.). Цель - реализация проекта

«Дифференцированный подход к физическому воспитанию мальчиков и девочек в условиях муниципальной дошкольной организации».

Задачи:

1. Разработать педагогические условия физического воспитания мальчиков и девочек.

2. Обобщить и реализовать методы и приемы полоролевого воспитания детей дошкольного возраста.

3. Разработать методические рекомендации по физическому воспитанию дошкольников на основе дифференцированного в зависимости от пола подхода.

4. Обеспечить процесс формирования компетентности педагогов по вопросам физического воспитания детей разного пола на основе дифференцированного подхода.

5. Привлечь в систему физического воспитания социальные институты и учреждения здравоохранения.

6. Повысить эффективность работы с родителями по проблеме физического воспитания детей разного пола.

III этап: аналитический (2016 г.). Цель: провести анализ, выявить проблемы реализации проекта, перспективы работы над проектом.

Задачи:

1. Обобщить полученную исследовательскую информацию и итоги инновационной деятельности, внести изменения и коррективы в существующую систему физического воспитания детей разного пола.

2. Транслировать инновационный опыт среди других образовательных учреждений через проведение мастер-классов, городских научно-практических семинаров, издать программно-методические, диагностические и экспертно-аналитические материалы.

3. Внести предложения в муниципальные органы управления образованием по итогам апробации модели предметно-пространственной развивающей среды ДОО с учетом половозрастных особенностей детей.

Ожидаемые результаты:

1. Создание предметно-пространственной развивающей среды ДОО с учетом

половозрастных особенностей детей (дифференцированное по полу спортивное

оборудование, игровая среда полоролевых коммуникаций, среда рефлексивной

визуализации и т. д.).

2. Разработка педагогических условий физического воспитания детей разного пола:

• дифференцированные относительно пола и возраста методы и приемы физического воспитания;

• дифференцированные требования к выполнению упражнений мальчиками и девочками;

• подбор заданий, направленный на проявление маскулинных и фемининных качеств;

• выполнение детьми мужского (женского) пола разных ролей в сюжетно- ролевых

играх;

• использование разного инвентаря при выполнении упражнений;

• различное участие детей разного пола в уборке инвентаря;

• формирование игровых команд, однородных по половой принадлежности;

• использование устных команд, распоряжений и речитативов с упоминанием половой принадлежности;

• использование общего игрового пространства для детей одного пола;

• объединение детей в смешанные по половой принадлежности пары, тройки, игровые команды;

• использование общего игрового пространства для мальчиков и девочек;

• направленность на достижение коллективного результата;

• различия в оценке деятельности (для мальчиков важно, что оценивается в их деятельности, а для девочек - кто их оценивает и как. Для мальчиков эмоционально

значимым является слово «молодец», а для девочек этого недостаточно. Следует подбирать более экспрессивные оценки: «твое движение самое пластичное», «твои руки, как у балерины», «у тебя самое бесшумное приземление»;

• формирование эмоционально-положительного отношения к представителям другого

пола.

3. Обобщение и реализация методов и приемов полоролевого воспитания детей дошкольного возраста:

А) для детей младшего и среднего дошкольного возраста:

—дидактические игры («Кто что носит»; «Наши прически», «Кто что делает»; «Сундучок русской хозяюшки» и др.).

— игры - состязания («Покажи походку девочки, женщины, бабушки», «Кто скажет, что он (а) знает: о мальчиках, девочках; о себе и родителях; о себе и друге и т.д.) и др.;

— сюжетно - ролевые игры («Дочки - матери», «У нас гости», «Идем в кукольный театр», «В магазин всей семьей», «Детский сад» и др.);

— подвижные игры («Надень и попляши», народные игры «Голубка», «Утка и утята», «Сокол и лебедушка» и др.);

— беседы-диалоги об эталоне «мужской» и «женской» красоты, о способах «мужского» и «женского» поведения» («Что любят девочки, что любят мальчики?», «Я как мама, я как папа», «Из чего же, из чего же сделаны наши мальчишки?» и др.);

— схемы-действия, отражающие культурные эталоны поведения представителей мужского и женского пола (например, мальчик открывает перед девочкой дверь и пропускает вперед; девочка подметает пол; мальчик помогает нести тяжелые вещи и т.д.);

— игровые задания и ситуации, например: «Что я люблю?», «На кого я хочу быть похожим?», «Мама устала», «Как порадовать папу?», «Отчего плачет мальчик?», «Стоп».

Б) для детей старшего дошкольного возраста:

— символические игры «Ты кто?», «Узнай по описанию»;

— проектирование ситуаций, которые произошли ранее с детьми, где они проектируют возможную социальную ситуацию (дома, на улице, в детском саду) и способы своего поведения в ней («Случай на прогулке», «Мамин помощник», «Девичьи слезы», «В нашей группе новичок», «Прививки» и др.).

— состязательные игры («Рыцарский турнир», «Маленькая хозяйка», «Модница», «Самый умный», «А ну-ка, девочки», «Дружная семья» и т.д.);

— игры с элементами театральной педагогики: проигрывание в ролях подмеченных случаев, произошедших с детьми («Джентльмен в раздевалке», «Неприятность за столом», «Мы в театре», «Маленькая помощница»);

— фольклорные игры, способствующие овладению нормами межполового общения, повышению самооценки ребенка: «Царевна-королевна», «В хороводе были мы», «Утка» и др. [2, с.338].

4. Физическое развитие мальчиков и девочек, приобретение дошкольниками опыта в различных видах двигательной активности, организованной с учетом возрастных, половых и индивидуальных особенностей детей, развитие физических качеств, свойственных представителям определенного пола (у девочек - гибкости, пластичности, грациозности, выразительности, у мальчиков - выносливости, становой силы, быстроты и т. д.)

5. Повышение компетентности педагогов ДОО в вопросах физического воспитания детей разного пола на основе дифференцированного подхода.

6. Становление полоролевой идентичности, овладение детьми ценностями, опытом, способами полоролевого поведения.

7. Активное внедрение технологий физического воспитания в образовательный процесс с учетом половозрастных особенностей детей.

8. Повышение компетентности родителей в вопросах физического воспитания детей разного пола.

9. Трансляция инновационного опыта среди других образовательных учреждений через проведение мастер-классов, городских семинаров, участие в российских и международных конференциях.

10. Издание программно-методических, диагностических и экспертно-аналитических материалов.

Литература

1. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. - СПб.: Питер, 2002. -544 с.

2. Татаринцева Н.Е. Педагогические условия воспитания детей разного пола в условиях дошкольного образовательного учреждения // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. Москва. - 2013. - № 08(55). - С. 336-339.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.