Специальный выпуск: Материалы XIXмеждународного конгресса "Здоровье и образование в XXI веке"
18-20 декабря 2017, г. Москва —--—
ВОСПИТАНИЕ ЗДОРОВЫХ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО
ПОДХОДА
Татаринцева Н.Е.
ФГАОУ ВО Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация
Аннотация. В статье раскрывается содержание инновационного проекта по физическому воспитанию детей разного пола в дошкольной образовательной организации, способствующего сохранению здоровья детей. Представлены педагогические условия физического воспитания детей дошкольного возраста на основе дифференциации и индивидуализации.
Ключевые слова: здоровье, физическое воспитание, проект, мальчики и девочки дошкольного возраста, педагогические условия.
Последние годы характеризуются возрастанием числа детей с отклонениями в психофизическом развитии, что осложняет процесс социализации и приводит к психологической дезадаптации личности ребенка. В соответствии с данными Министерства здравоохранения, снижается уровень здоровья детей дошкольного возраста, что обусловливается не только генетическими параметрами, но и состоянием среды воспитания, обучения и развития детей. Исследователи М.В. Антропова, М.М. Безруких, С.М. Громбах, Д.И. Зелинская, Ю.П. Лисицын, М.Т. Матюшонок, В.А. Пискунов, А.Г. Хрипкова и др. указывают на негативное влияние образовательной системы на здоровье детей. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одной из главных задач является создание условий для физического развития детей, охраны и укрепления физического и психического здоровья дошкольников. Условиями сохранения здоровья детей выступают физическое воспитание, дифференциация и индивидуализация процесса физического развития и сохранения здоровья детей.
Проблема дифференцированного подхода в физическом воспитании детей дошкольного возраста в последнее время вызывает интерес у ученых и практиков. Обусловлена она необходимостью создания условий для развития личности ребенка определенного пола. Физическое развитие - это та категория, где различия между представителями мужского и женского пола экспериментально доказаны и подтверждены многочисленными исследованиями.
В исследованиях физиологов отмечается, что у детей дошкольного возраста имеются половые различия относительно динамики формирования основных движений, физических качеств и двигательной активности. Так, у мальчиков дошкольного возраста по сравнению с девочками более выражена потребность в движении. У детей младшего дошкольного возраста пик двигательной активности приходится на 2-3 года. Однако позже, у девочек дошкольного возраста двигательная активность снижается быстрее, чем у мальчиков [5, 1007]. Исследователь Н.М. Ледовская выявила, что у мальчиков 5-7 лет среднесуточный объем локомоций составляет 7,1-9,0 км., а у девочек - 6,4-7,7 км. [1, 22]. Д.М. Шептицкий получил аналогичные данные на старших дошкольниках [4, 18].
Ученые отмечают превосходство мальчиков над девочками в таких параметрах, как физические качества и уровень развития основных движений. Бег, прыжки, метание -те виды физической активности, где средние результаты мальчиков превышают результаты девочек; девочкам же лучше удаются упражнения на гибкость и равновесие. Различия мальчиков и девочек в двигательной активности в повседневной жизни, в интересе к физическим упражнениям, подвижным играм отмечают исследователи Л.В. Абдульманова, Л.В. Карманова, Т.Ю. Логвина, М.А. Рунова, Н.Е. Татаринцева, А.П. Усова, В.Н. Шебеко и др. У мальчиков вызывают интерес спортивные игры, где можно быстро и свободно перемещаться по залу или на свежем воздухе (лыжи, футбол), упражнения на простейших силовых тренажерах. У девочек высок интерес к организации и участию в сюжетных подвижных играх, например, с бегом, а также к бессюжетным играм с мячом - перебрасывания, отбивания («школа мяча»). Имеется существенная разница между детьми разного пола в овладении некоторыми видами движений, например, прыжки через скакалку.
Имеющиеся данные о различиях в физическом развитии, интересах, предпочтениях мальчиков и девочек дошкольного возраста обуславливают необходимость дифференцированного подхода к детям разного пола в процессе физического воспитания. Но закономерен вопрос: относительно чего должна осуществляться дифференциация в процессе физического воспитания детей разного пола - нагрузки, предъявляемых требований, педагогических средств, распределения ролей, организации занятий и т.п.? Исследователи еще окончательно не определились в данном вопросе. Следует учесть, что в новых условиях российской действительности дошкольные образовательные организации ещё не накопили достаточного педагогического опыта в реализации дифференцированного подхода к физическому воспитанию детей разного пола и поэтому остро нуждаются в
Специальный выпуск: Материалы XIXмеждународного конгресса "Здоровье и образование в XXI веке"
18-20 декабря 2017, г. Москва —--—
разработке системных подходов к решению данной проблемы. Все это обусловило выбор темы инновационного проекта, согласованной с муниципальными органами управления образования г. Ростова-на-Дону «Дифференцированный подход к физическому воспитанию мальчиков и девочек в условиях муниципальной дошкольной организации».
Цель проекта: разработать педагогические условия физического воспитания детей разного пола на основе дифференцированного подхода. Задачи проекта:
1.....На основе анализа научных исследований выявить и систематизировать психофизиологические
особенности мальчиков и девочек, обуславливающие специфику содержания и технологий физического воспитания детей 3-7 лет.
2.....Изучить нормативно-правовые документы, создать пакет локальных актов ДОО для реализации проекта.
3.....Провести анализ состояния материально-технического, учебно-материального, информационно-
методического, финансового обеспечения ДОО для реализации проекта.
4.....Разработать методы и приемы физического воспитания мальчиков и девочек.
5.....Обеспечить процесс формирования компетентности педагогов по вопросам физического воспитания детей
разного пола на основе дифференцированного подхода.
6.....Привлечь в систему физического воспитания социальные институты и учреждения здравоохранения.
7.....Повысить эффективность работы с родителями по проблеме физического воспитания детей разного пола в
условиях дошкольной образовательной организации. Полученные результаты:
1. Разработаны педагогические условия физического воспитания детей разного пола:
• дифференцированы относительно пола и возраста методы и приемы физического воспитания;
• дифференцированы требования к выполнению упражнений мальчиками и девочками;
• осуществлен подбор заданий, направленных на проявление маскулинных и фемининных качеств;
• подобран и используется разный инвентарь при выполнении упражнений мальчиками и девочками;
• формируются игровые команды, разнородные и однородные по половой принадлежности;
• используется общее игровое пространство для детей одного пола и общее игровое пространство для мальчиков и девочек;
• дети объединяются в смешанные по половой принадлежности пары, тройки, игровые команды;
• имеются различия в оценке деятельности (для мальчиков важно, что оценивается в их деятельности, а для девочек - кто их оценивает и как. Для мальчиков эмоционально значимым является слово «молодец», а для девочек этого недостаточно. Следует подбирать более экспрессивные оценки: «твое движение самое пластичное», «твои руки, как у балерины», «у тебя самое бесшумное приземление»;
• формируется эмоционально-положительное отношение к представителям другого пола [2, 34].
2. Создана культуросообразная здоровьетворящая среда физического воспитания с учетом половозрастных особенностей детей (дифференцированное по полу спортивное оборудование, игровая среда полоролевых коммуникаций, среда рефлексивной визуализации и т.д.). Среда состоит из совокупности предметов, важных для физического воспитания (спортивных снарядов, музыкального и спортивного залов, интерьера групп и др.). В нее интегрированы народные эталоны, образы, традиции, социальные и культурные коды, побуждающие детей к активному движению и преобразованию себя как представителей пола [3, 182].
3. Физическое развитие мальчиков и девочек характеризуется приобретением дошкольниками опыта в различных видах двигательной активности, организованной с учетом возрастных, половых и индивидуальных особенностей детей, развитие физических качеств, свойственных представителям определенного пола (у девочек - гибкости, пластичности, грациозности, выразительности, у мальчиков - выносливости, становой силы, быстроты и т.д.)
4. Выявлено повышение компетентности педагогов ДОО в вопросах физического воспитания детей разного пола на основе дифференцированного подхода.
5. Активно внедряются технологии физического воспитания в образовательный процесс с учетом половозрастных особенностей детей.
6. Разработаны формы и средства взаимодействия с семьями воспитанников по вопросам физического воспитания детей разного пола.
7. Инновационный опыт транслируется среди других образовательных учреждений через проведение мастер-классов, городских семинаров, участие в российских и международных конференциях.
8. Изданы программно-методические, диагностические и экспертно-аналитические материалы.
Специальный выпуск: Материалы XIXмеждународного конгресса "Здоровье и образование в XXI веке"
18-20 декабря 2017, г. Москва —--—
9. Внесены предложения в муниципальные органы управления образованием по итогам апробации модели
предметно-пространственной культуросообразной здоровьетворящей среды ДОО с учетом половозрастных
особенностей детей
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
[1] Ледовская Н.М. Двигательная активность человека и гипокинезия. - Новосибирск, 1972. - С.22.
[2] Татаринцева Н.Е. Воспитание детей младшего дошкольного возраста на основе полоролевой дифференциации /Н.Е.Татаринцева, М.Г.Зелинская // Научный потенциал. №3 (20). 2015. С.31-35.
[3] Татаринцева Н.Е. Моделирование культуросообразного пространства развития физической культуры детей дошкольного возраста /Н.Е.Татаринцева, Л.В.Абдульманова// Образование XXI века: здоровьесберегающие стратегии, системы, технологии. Материалы Всероссийской (заочной) научно-практической конференции 18 февраля 2015 года. -Орел, 2015. - С. 179-184.
[4] Шептицкий Д.М. Исследование двигательной активности основных локомоций дошкольников 5-7 лет: Автореферат диссертации ... кандидата наук. - М, 1972.
[5] Eaton W.O., Yu A.P. Are sex differences in child motor activity level a function of sex differences in maturational status? // Child Development, 1989, v.60, p. 1005-1011.
EDUCATION OF HEALTHY PRESCHOOLERS ON THE BASIS OF A DIFFERENTIATED APPROACH
Tatarintseva N.E.
Federal State Autonomous Educational Institution of higher education Southern Federal University, Rostov-on-Don,
Russian Federation
Annotation. The article reveals the content of the innovative project on the physical education of children of different sex at the preschool educational organization that contributes to the preservation of children's health. The article also presents the pedagogical conditions of physical education of preschool children on the basis of differentiation. Key words: health, physical education, differentiated approach, project, boys and girls of preschool age, pedagogical conditions.
REFERENCES
[1] Ledovskaya N.M. Human motor activity and hypokinesia. - Novosibirsk, 1972. - P.22.
[2] Tatarintseva N.E. Education of children of younger preschool age on the basis of gender-differentiation / N.E. Tatarintseva, M.G. Zelinskaya // Scientific potential. №3 (20). 2015. P.31-35.
[3] Tatarintseva N.E. Modeling of the culturally appropriate space for the development of physical education of preschool children / N.E. Tatarintseva, L.V. Abdulmanova // Education of the XXI Century: Health-saving Strategies, Systems, Technologies. Materials of the All-Russian (extramural) scientific-practical conference on February 18, 2015. Orel, 2015. - P. 179-184.
[4] Sheptytsky D.M. Research of motor activity of the basic locomotions of preschoolers of the age of 5-7 years: the Author's abstract of the dissertation ...Candidate of Science . - M, 1972.
[5] Eaton W.O., Yu.P. Are sex differences in a child's motor activity level a function of sex differences in the maturational status? / / Child Development, 1989, v.60, p.1005-1011.