Дошкольное образование
УДК 373
МОДЕЛЬ И ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ
КОМФОРТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
М.Г. Сергеева, Т.Е. Локтионова
Аннотация. В статьеописывается технология формирования комфортной образовательной среды, понимаемая как комплекс организационных мер и совокупность методов, операций, приемов и материалов, используемых в определённом виде деятельности. Технология конкретизирована и реализована в виде процессуальной части проектирования комфортной образовательной среды. Педагогическое проектирование комфортной образовательной среды - одна из ступеней целостного коллективно- и личностно-образующего процесса не сводится лишь к коррекции «детсадовской жизни» воспитателя и ребенка. Оно органично вписывается в целый ряд коррелирующихся психолого-педагогических и социально-педагогических отношений, действий и явлений на оси «руководитель-педагог», «педагог-педагог», «педагог-родитель», «педагог-ребёнок», а также опосредованно влияет на взаимоотношения, действия и явления в контексте групп «родитель-родитель», «родитель-ребёнок». Это позволяет нам осмыслить принципы, условия, критерии эффективной организации и осуществления проектирования комфортной образовательной среды в ДОО.
Ключевые слова: модель педагогического проектирования; технология педагогического проектирования; комфортная среда; педагогическая деятельность; педагогическое взаимодействие.
THE MODEL AND TECHNOLOGY OF DESIGNING
A COMFORTABLE LEARNING ENVIRONMENT
IN PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATIONS
M. Sergeeva, T. Loktionova
Abstract. In article the technology of formation of the comfortable educational environment understood as a complex of organizational measures and set of the methods, operations, receptions and materials used in a certain kind of activity is described. The technology is concretized and realized in the form of a procedural part of design of the comfortable educational environment. Pedagogical design of the comfortable educational environment one of steps of the complete collective and personal forming process doesn't come down only to correction of "kindergarten life" of the tutor and child. It organically fits into a number of the correlated psychology and pedagogical and social and pedagogical relations, actions and the phenomena on an axis "head-teacher", "teacher-teacher", "teacher parent", "teacher child" and also indirectly influences relationship, actions and the phenomena in the context of the groups "parent parent", "parent child". It allows us to comprehend the principles, conditions, criteria of the effective organization and implementation of design of the comfortable educational environment in DOO.
Keywords: model of pedagogical design; technology of pedagogical design; comfortable environment; pedagogical activity; pedagogical interaction.
Дошкольная педагогическая деятельность, с одной стороны, включает в себя различные атрибуты проектирования - цели, содержание, технологии, требования к субъектам педагогического взаимодействия, с другой стороны, сама деятельность педагога и есть проектирование, так как регулярно взаимодействуя с родителями и детьми, основа педагогической деятельности выступает и как ее предмет, и как ее продукт (изменение в субъектах). В этой связи актуальны все механизмы, условия, совокупность форм педагогической деятельности и, что очень
важно, взаимодействия специалистов дошкольного образования, детей и родителей, прямо или косвенно влияющих на успешность проектирования комфортной образовательной среды в ДОО.
Для нас значимо подчеркнуть, что педагогическое проектирование комфортной образовательной среды, как одна из ступеней целостного коллективно- и личностно-образующее процесса, не сводится лишь к коррекции «детсадовской жизни» воспитателя и ребенка. Оно должно органично вписываться в целый ряд коррелирующихся психолого-
педагогических и социально-педагогических отношений, действий и явлений на оси «руководитель-педагог», «педагог-педагог», «педагог-родитель», «педагог-ребёнок», а также опосредованно влиять на взаимоотношения, действия и явления в контексте групп «родитель-родитель», «родитель-ребёнок».
Все это позволяет нам осмыслить выявленные и описанные в предыдущих параграфах принципы, условия, критерии эффективной организации и осуществления проектирования комфортной образовательной среды в ДОО, их задачи и основные направления деятельности трех субъектов взаимодействия образовательного процесса: педагогов, родителей, детей-дошкольников, и представить это в виде общей модели (рисунок 1). Модель процесса педагогического проектирования, понимаемая в работе как комплекс организационных мер и совокупность методов, операций, приемов и материалов, используемых в определённом виде деятельности, конкретизирована и реализована нами в виде процессуальной части технологии
проектирования комфортной образовательной среды.
Технология формирования комфортной образовательной среды в дошкольной образовательной организации предусматривает следующие этапы:
I. Мотивационно-ценностный этап направлен на осознание педагогами значимости личностных качеств, формирование у них потребности в профессиональном педагогическом росте. На этом этапе делается акцент на развитие у участников эксперимента базовых педагогических компетенций.
II. Когнитивно-деятельностный этап является важной частью реализации практической части модели проектирования комфортной образовательной среды в ДОО, а также развития организационных умений и личностных качеств педагогов.
III. Рефлексивно-преобразующий этап направлен на развитие саморегуляции психосоматических компонентов; осознание и оценку своих профессиональных действий; актуализацию профессионально-значимых качеств личности; развитие способности проектирования. На этом этапе происходит окончательное формирование базовых и профессиональных компетенций.
Реализация мотивационно-ценностного этапа направлена на осознание педагогами значимости личностных качеств, формирование у них потребности в профессиональном педагогическом росте. На этом этапе делается акцент на развитие у участников эксперимента базовых педагогических компетенций.
Основная цель мотивационно-ценностного этапа - формирование организационно-интеллектуальных знаний, значимых для самообразования, развития психолого-педагогических и организационных умений, совершенствования эмоционально-волевой культуры; коррекции профессиональной толерантности, тяги к здоровому образу жизни.
В плане актуализации в технологию включены методический интерактивный семинар для педагогов; онлайн-консультации для педагогов через сетевой ресурс с презентациями, ссылками, просмотром видеороликов.
На методических семинарах были обсуждены проблемы проектирования комфортной образовательной среды в ДОО; даны рекомендации, касающиеся:
- системы работы с детьми и родителями по организации их конструктивного взаимодействия и формирования позитивного «Я-образа» ребёнка;
- расширения спектра совместных с родителями мероприятий, в том числе -обсуждение опыта создания при ДОО Родительского Клуба;
- использования методики безоценочного наблюдения за динамикой развития конструктивного взаимодействия на оси «ребёнок-ребёнок», «ребёнок-родитель»;
- использования методики педагогического сопровождения конструктивного взаимодействия (с элементами коррекции) на оси «ребёнок-родитель».
Именно поэтому основной акцент необходимо делать на содействии процессам развития личности ребёнка посредством четко заданных направлений - ориентиров, так как педагогическое содействие - это не только процесс, но и результат совместных (в нашем случае - с родителями) усилий по умножению внутренних ресурсов и коррекции поведения ребёнка.
Модель процесса педагогического проектирования комфортной образовательной среды в ДОО
Субъекты педагогического проектирования: педагоги, дети, родители
Цель: обеспечение необходимых психолого-педагогических условий комфортного и результативного педагогического взаимодействия на оси «педагог-ребёнок-родитель»; реализации воспитательных, образовательных и развивающих целей в рамках формирования комфортной образовательной среды
Подходы: системно-деятельностный, синергетический, компетентностный, личностно-ориентированный
Содержательные блоки: блок коммуникативной компетентности;
- блок эмоционально-волевой культуры;
- блок профессиональной толерантности;
- психосоматический компонент
О
Технология: мотивационно-ценностный этап; когнитивно-деятельностный этап; рефлексивно-преобразующий этап
Задачи:
- расширение спектра и обеспечение возможностей конструктивного общения и взаимодействия всех субъектов;
- педагогическая поддержка комфортной среды общения и обучения детей;
- методическая поддержка профессионального и личностного развития педагогов;
- информационно-методическая и организационная поддержка оптимального взаимодействия детей и родителей.
Педагогические условия:
- активное включение в процесс педагогов и родителей;
- опора на интеграцию педагогического и семейного воспитания и развития;
- применение информативной наглядности и целенаправленного эмоционального воздействия;
- создание необходимого уровня технического, методического, правового, финансово-материального и организационно-структурного обеспечения;
- совместная творческая деятельность, создание многофункционального ресурсного электронного ядра дистанционной поддержки процесса;
- инсталляция тех. обеспечения, включая доступ в интернет.
С>
Принципы:
- приоритетности гуманистических ценностей;
- системности и последовательности;
- ориентации на профессиональное и личностное развитие;
- наглядности;
- информационной и аналитической открытости;
преемственности и непрерывности
Результат: комфортная образовательная среда, способствующая высокой профессиональной и организационной культуре, конструктивному взаимодействию всех субъектов, создание комфортной воспитывающей среды то в целом обеспечивает эффективнее выполнение задач дошкольного образования и воспитания.
Рисунок 1. - Общая модель организации педагогического проектирования комфортной образовательной среды для детей-родителей-педагогов
В ходе одного из занятий методического (2015-2017 гг.) педагогического сопровождения
семинара педагогами была совместно педагогов, детей, родителей (таблица 1).
разработана технологическая карта проекта
Таблица 1. - Технологическая карта проекта - Проект «детский сад - мой дом»
Тема проекта «Детский сад - мой дом»
Тип проекта Практико-ориентированный
Возраст детей 5-7 лет
Целевая аудитория Педагоги, логопед, родители (законные представители)
Продолжительность С 2015года по 2017 год
Тематическое планирование Моя жизнь в детском саду. Традиции моей группы. Мои друзья. Семья. Взаимоотношение в семье. Семейные традиции и обычаи.
Актуальность 1) Сенситивный возраст для формирования базовых ценностей. 2) Патриотическое воспитание детей в семье. 3) Современные дети получают двузначную информацию о семейных ценностях, составе семьи. Участились случаи распространения идей однополых браков в кинематографе, ориентированном на дошкольный возраст («Золушка» киностудии «WaЮisney»). 4) отсутствие методических разработок по формированию семейных ценностей в дошкольных образовательных организациях. 5) Игнорирование семейных ценностей внутри семьи. Разногласие в вопросах воспитания подрастающего поколения.
Проблема Обрушение традиционных духовных ценностей, слабая методическая база по проблеме.
Цель Определить и обосновать методические основы организации и осуществления процесса сближения детского сада и семьи, приобщение детей к семейным традициям и ценностям, улучшение комфортной образовательной среды в детском саду.
Задачи 1) Формирование у детей интереса к традициям своей семьи, ее истории. 2) Привлечение родителей к становлению традиций, семейных праздников и развлечений внутри семьи. 3) Формирование проектных умений у детей дошкольного возраста. 4) Формирование эмоционально-комфортной среды существования ребенка, включающей детский сад и семью. 5) Выполнение детьми старшего дошкольного возраста общественно-значимых заданий и поручений. 6) Развитие у детей чувства сострадания, сопереживания и участия. 7) Предоставление детям возможности проявлять свои наклонности, творчество в разных видах деятельности.
Результат 1) Регулярные совместные выставки детско-родительских проектов. 2) Повышение качества образовательного процесса, увеличение числа дето/дней. 3) Разработака методических рекомендации по проблеме, включеных в рабочие программы воспитателей. 4) Родители стали более активны. Более уверены в своих педагогических знаниях.
Презентация проекта Заседание клуба «Родительская среда»
Кроме этого, в тех дошкольных учреждениях, где позволяли технические возможности через сетевой ресурс «Facebook» и «Вконтакте», воспитателями велась
индивидуальная страничка ребёнка, где помещались не только информация, рекомендации, но также фото рисунков и поделок ребёнка, фото их участия в занятиях и мероприятиях, а также, по желанию родителей,
онлайн вёлся дневник, где родитель и педагог могли обмениваться мнениями, вопросами, а зачастую и найденным интересным материалом и т.п. Следует отметить, что в г. Москве успешно зарекомендовал себя чат WhatsApp, куда родители «сбрасывали» также информацию для всех родителей о выставках, спектаклях, мероприятиях во дворах и на площадках и т.п.
Реализация когнитивно-деятельностного этапа является вторым важным этапом реализации технологии проектирования комфортной образовательной среды в дошкольной образовательной организации.
Основной целью когнитивно-
деятельностного этапа является реализации практической части модели проектирования комфортной образовательной среды в ДОО. Развитие организационных умений и личностных качеств педагогов.
Реализации практической части модели проектирования комфортной образовательной среды в ДОО стал развивающе-коррекционный тренинг как средство улучшения психологического самочувствия воспитателя в ДОО.
Тренинг был направлен на развитие организационных умений и личностных качеств педагогов, в частности:
1) организационно-интеллектуальных умений (внимание, воображение, мышление и
память);
2) умений само-менеджмента (распределение ресурса времени);
3) умений самоконтроля, самооценки и само-регуляции;
4) адекватного оценивания себя в ситуации взаимодействия с другими людьми и установка на успешное взаимодействие;
5) достижения эмоциональной уравновешенности;
6) формирования адекватного уровня притязаний;
7) умений релаксации психосоматического тонуса;
8) расширения и развития эмоциональной сферы.
В целом, при проведении тренинга соблюдались следующие общепринятые методические рекомендации организации интерактивных форм обучения и развития личности (таблица 2).
Таблица 2. - Методические принципы проведения тренингового занятия
Принципы Содержание
1. Сотрудничество Овладение методами творческого осмысления и освоения нужной информации
2. Реализуемость Формулируются цели сложные, но достижимые только в группе
3. Управление эмоционально-интеллектуальным фоном работы группы Соблюдение необходимого темпа занятия: самые трудные задачи решать первыми, предусмотреть упражнения для снятия утомления
4. Совпадение оценок Способствовать установлению внутригрупповой сплоченности при обсуждении вариантов, способов решения ситуационных задач
5. Перманентное управление Оказывать воздействие на участников: постоянное, ненавязчивое, разнообразное (введение системы оценивания участников; приемы обратной связи; правила поведения для каждого участника)
6. Обязательность Обработка «неплановой» информации. Следование учебным условиям занятия, а не каким-то другим
7. Мажорность Отсутствие упреков, осуждения; призы команде-победительнице и отдельным участникам за занятие в целом или за ее отдельные этапы
Кроме этого, придавалось большое значение развитию самоконтроля и самокоррекции, предлагались техники и методики преодоления раздражительности, совершенствования умений расслабляться. Это также связано с развитием психосоматики (исходя из того, что физические упражнения непосредственно влияют на психическую природу личности), а также пропагандой здорового образа жизни: определение путей преодоления вредных привычек, разрушающих здоровье. Расширение
знаний о современных путях, средствах сохранения здоровья, физического
совершенствования и привлекательности шло по линии онлайн-консультаций. Отдельные методики регуляции психосоматики как апробировались на развивающе-коррекционном тренинге, так и предлагались для самостоятельной отработки. Отдельные примеры материалов, техник самоанализа и саморегуляции представлены в рисунке 2.
Рисунок 2. - Творческая технология «Изобрази процесс»
Реализация рефлексивно-преобразующего этапа направлена на развитие саморегуляции психосоматических компонентов; осознание и оценку своих профессиональных действий; актуализацию профессионально-значимых
качеств личности; развитие способности проектирования. На этом этапе происходит окончательное формирование базовых и профессиональных компетенций.
Большое значение для личностного и профессионального развития педагога имеет индивидуализация, под которой понимается индивидуальная образовательная траектория, которая вполне применима к процессу самообучения и саморазвития педагога. Индивидуальная образовательная траектория в целом базируется на принципах субъектности, свободы выбора, открытости, интегративности, на творческом характере, продуктивности и непрерывности.
При этом высокий уровень рефлексии существенно повышает степень содержательной и организационной самостоятельности, а также мотивацию стремления к развитию. Толчком к составлению индивидуальных программ саморазвития, по замыслу автора исследования, явились проводимые с педагогами в ходе рефлексивно-преобразующего этапа тренинги саморегуляции и развития способностей (рисунок 3). Тренинг соотносился с важнейшим фактором, определяющим
благоприятную комфортную
образовательную среду в ДОО -коммуникативной компетентностью
педагога.
Технологический компонент тренинга включал в себя:
1) процессуальную часть, в которой представлены подбор участников, формирование групп, определение правил участия, выбор приёмов, форм, техник, упражнений;
- определение стратегий взаимодействия тренеров и педагогов, участников группы между собой;
- анализ групповой динамики, рефлексия результатов.
Последнее (рефлексия-обсуждение) призвано разрядить напряженность, стимулировать процессы самопознания и самокоррекции. Для этого нередко на занятиях по ходу выполнения заданий использовалась видеозапись (по
согласованию с педагогами), затем под руководством тренера материал
просматривался с разбором и свободным обсуждением. Это помогало участникам тренинга совершить переход от непосредственно пережитого опыта к ее осмыслению, рефлексии.
Методический интерактивный тренинг «Проектирование комфортной образовательной среды в ДОО:
проблемы, тенденции, инновации»
Тренинг № 1__Содержание
Слагаемые комфортной образовательной среды.
История вопроса, теоретический блок, понятийный аппарат, содержание и структура комфортной
_образовательной среды (интерактивная мини-лекция)_
_Дискуссия «Что значит комфортная образовательная среда»_
Обзор литературы по проблеме.
Проблемная область для «домашних загатовок» - «Опыт коллег из других ДОУ по развитию комфортной _образовательной среды»_
Тренинг № 2__Содержание
Заседание круглого стола «Опыт работы дошкольных учреждений по проектированию комфортной
_образовательной среды»_
Предварительная работа: определение спектра вопросов круглого стола; изучение обобщенного в периодике опыта; посещение других ДО; подготовка выставки литературы, материалов.
Проблемная область для «домашних заготовок» - «Инновационные формы работы с родителями»
Тренинг № 3__Содержание
Инновации как актуальная тема педагогики; методические и технологические инновации; интерактивное
взаимодействие (мини-лекция с презентацией) Работа творческой мастерской (по микрогруппам) по теме «Новые формы работы с родителями и детьми»; с последующей защитой предлагаемой формы и групповым обсуждением. Обзор литературы по проблеме.
Обсуждение творческих методик для организации комфортной педагогической среды, развития
_ребёнка, организации бесконфликтного общения._
Проблемная область для «домашних заготовок» - «Мои приёмы педагогического консультирования
_родителей»_
Рисунок 3. - Методический интерактивный тренинг
При рефлексии использовалась базовая технология конструктивного анализа и критики, которая включала четыре этапа:
- первый этап - ввод в критику, создание доброжелательной атмосферы в начале разговора;
- второй этап - критические замечания, высказывания по существу анализируемой проблемы;
- третий этап - обратная связь, визуальный контакт с критикуемым для определения невербальной реакции на критику, которая обычно следующая:
а) адекватная (есть контакт глаз, доброжелательное лицо, кивки головой) -завершение критики («мост на сотрудничество», одобрение);
б) замкнуто-внутренняя (нет контакта глаз, плечи опущены, закрытые жесты, избегание взгляда, покраснение или побледнение кожных покровов);
в) агрессивная (покраснение лица, часто стиснутые губы, непроизвольно сжатые руки и т.п.).
В соответствии с практическими потребностями, мы заострили внимание на четырёх основных уровнях развития
коммуникативной компетентности:
1) контактном; 2) информационном;
3) смысловом; 4) рефлексивном
(коммуникативная рефлексия). Во всех случаях неотъемлемыми атрибутами коммуникации являются психо лого -педагогическая установка (цель общения, мотив, направленность, принимаемые при этом ценности и т.д.), а также передача и приём определённой информации. Смысловое общение обусловлено ситуативностью поведения и речевого высказывания, эмоциями и личностными смыслами общающихся. А рефлексивное (коммуникативная рефлексия) -
предполагает глубокие осознанные размышления, вдумчивый анализ своего коммуникативного поведения.
Проведённый нами тренинг стал итогом формирования базовых и профессиональных качеств педагогов, организации
педагогического взаимодействия,
представляющей собой специальную систему заданий при использовании активных методов групповой и индивидуальной работы, в связи с чем он
получил название «Тренинг педагогического общения».
Таким образом, мы выяснили, что технология процесса педагогического проектирования комфортной
образовательной среды в ДОО включает в себя следующие этапы:
I. Мотивационно-ценностный этап. Направлен на осознание педагогами значимости личностных качеств,
формирование у них потребности в профессиональном педагогическом росте. На этом этапе делается акцент на развитие у участников эксперимента базовых педагогических компетенций.
II. Когнитивно-деятельностный этап является вторым важным этапом реализации технологии проектирования комфортной образовательной среды в дошкольной образовательной организации.
III. Рефлексивно-преобразующий этап. Направлен на развитие саморегуляциипсихосоматических компонентов; осознание и оценку своих профессиональных действий; актуализациюпрофессионально-значимых качеств личности; развитие способности проектирования. На этом этапе происходит окончательное формирование базовых и профессиональных компетенций.
Литература:
1. Акопов Г.В. Психология сознания/ Г.В. Акопов. - М.: Институт психологии РАН,2014. -337 с.
2. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии/ В.П. Беспалько. - М.: Педагогика, 2012. - 192 с.
3. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения / В.П. Беспалько. - М.: ИРПО МО РФ, 2000. - 336 с.
4. Виноградова Г.А. Климат в педагогическом коллективе и субъективное благополучие личности педагога: монография / Г.А. Виноградова. - Тольятти: ТГУ, 2010. - 100 с.
5. Ломакина Т.Ю., Сергеева М.Г. Научные основы развития непрерывного экономического образования в системе профессионального образования: Монография. - Москва, 2015. - 344 с.
6. Сидоренко Е.В. Проблемы соотношения мотивов достижения и противодействия с волевыми свойствами личности в регуляции деятельности / Е.В. Сидоренко // Психолого-педагогические проблемы мотивации учебной деятельности: тезисы докладов научно-практической конференции. - Новосибирск, 2002. -С.35-36.
Сведения об авторах:
Сергеева Марина Георгиевна (г. Москва, Россия), доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры социальной педагогики Института иностранных языков, Российский университет дружбы народов; профессор кафедры педагогики и психологии, Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана, orcid.org/0000-0001-8365-6088, e-mail: sergeeva198262@mail.ru
Локтионова Татьяна Евгеньевна (г. Москва, Россия), старший воспитатель ГБОУ Инженерно-техническая школа им. П.Р. Поповича, e-mail: loktionova.05@mail.ru
Data about the authors:
M. Sergeeva (Moscow, Russia), doctor of pedagogical sciences, associate professor, professor of Department of Social Pedagogy, Institute of Foreign Languages, Peoples' Friendship University of Russia; professor of department of pedagogics and psychology, Bauman Moscow State Technical University, orcid.org/0000-0001-8365-6088, e-mail: sergeeva198262@mail.ru
T. Loktionova (Moscow, Russia), senior tutor of SEI Inzhenerno-tekhnicheskaya school of P.R. Popovic, е-mail: loktionova.05@mail.ru