Научная статья на тему 'СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ ПОДРОСТКОВ НАГОРНОГО КАРАБАХА'

СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ ПОДРОСТКОВ НАГОРНОГО КАРАБАХА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
22
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — С.М. Минасян, А.Г. Галстян, А.Б. Агасян, А.Т. Мелкумян, Г.Л. Григорян

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some health indices were studied in teenagers in Nagorny Karabakh. The paper presents data on their physical development, hemodynamics, sexual maturity, and total morbidity. There are some regional features in the study indices, which consist in low harmonicity of physical development and hemodynamics, as well as in high morbidity rates with a predominance of cardiovascular and collagen diseases. The found abnormalities may be directly related to the poor environment for teenagers in Nagorny Karabakh after the 1991-1994 war in the region and show it necessary to improve their living conditions, medical control, and therapeutical and-prophylactic measures.

Текст научной работы на тему «СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ ПОДРОСТКОВ НАГОРНОГО КАРАБАХА»

серьезное и внимательное отношение учеников с такими заболеваниями к выбору школы.

Выводы. 1. На состояние здоровья исследуемых учеников влияет существенно и в одинаковой степени как учебная нагрузка (вид обучения, общее количество часов, успех, прием, частные уроки и т. п.), так и качество учебной среды (факторы микроклимата учебной среды, освещенность рабочих мест, отопление, меблировка и т. д.), а также качество обслуживания в школе (питание, спортивная деятельность, здание и основные учебные помещения школы и т. д.), о чем свидетельствуют полученные высокие уровни корреляционных коэффициентов переменных показателей заболеваемости, учебной среды и школы.

2. Несоответствие гигиенических требований и норм показателей, характеризующих школу, учебную среду и обслуживание в школе, влияет как на общую, так и на специфическую для школьного возраста заболеваемость — на заболевания органов чувств, сердечно-сосудистой и нервной систем, желудочно-кишечные, а также на некоторые эндокринные заболевания. На них влияют факторы учебной среды и учебной нагрузки, о чем свидетельствуют полученные высокие корреляционные коэффициенты, что доказывает роль так называемых школьных факторов в этиологии этих заболеваний.

3. Учебная нагрузка существенно влияет на статус здоровья учеников, о чем свидетельствуют высокие корреляционные коэффициенты между заболеваемостью группы общенеаллергических заболеваний дыхательных органов и показателями, характеризующими уровень психоэмоционального напряжения в школе.

4. Высокое нервно-психическое напряжение в сочетании с нерациональным питанием является самой вероятной причиной более высокой заболеваемости желудочно-кишечного тракта некоторых групп учеников.

5. Состояние здоровья учеников имеет определяющее значение при выборе школы.

6. В результате кластерного анализа проведена оценка ранга школ. Знание факторов, характеризующих школу в соответствии с декларированными целями обучения, а также факторов учебной среды.

Л итература

1. Афифи А., Эйзен С. Статистический анализ. — М., 1982.

2. Бийглхол Р., Бонита Р. Основы эпидемиологии. — Женева, 1993.

3. Гоев В. Статистическая обработка информации социологических, маркетинговых и политических исследований SPSS. — София, 1996.

4. Климовр Г. П. Прикладная математическая статистика. — София, 1975.

5. Лоули Д., Максвелл А. Факторный анализ как статистический метод. — М., 1967.

6. Сборник методов гигиенических исследований. Национальный центр гигиены, медицинской экологии и питания. — София, 2000. — Т. 2.

7. Современные эпидемиологические методы в гигиене труда // Эпидемиология в гигиене труда / Сост.: Н. Цанева, А. Носиков. — София, 1988.

8. Уилкс С. Математическая статистика. — М., 1967.

9. Шпангенберг Ст. и др. // Гиг. и здравоохр. — 1994.

- № 5. - С. 31-34.

10. Шпангенберг Ст. и др. // Там же. — 1999. — № 2.

- С. 33-38.

11. Electronic Statistics Textbook. - Tulsa, 2001. WEB: ht-tp: // www.statsoft.com/textbook/stathome.htrnl

Поступила 17.10.02

Summary. This study is a part of a comprehensive research conducted at 10 schools of different education types (general educational school, specialized gymnasiums, language schools, colleges, lyceums) that are situated in Sofia. A relationship between the factors that characterize school and the training environment, and the health status of pupils was established by using currently available statistical methods. The findings show that the discrepancy between the school and training environment and the sanitary requirements and standards affect both the general and school age-specific morbidity rates in pupils. Knowing the factors, which characterize school in accordance with the claimed educational goals, and schooling factors enables one to arrange all schools.

С КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2003 УДК 616-053.6(479.243)

С. М. Минасян, А. Г. Галстян, А. Б. Агасян, А. Т. Мелкумян, Г. Л. Григорян СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ ПОДРОСТКОВ НАГОРНОГО КАРАБАХА

Ереванский государственный университет; Арцахский государственный университет, Степанакерт; Городская детская больница, Степанакерт

Здоровье подрастающего поколения формируется под влиянием биологических, природных и социальных факторов, совокупность которых складывается в уникальную для каждого ребенка и подростка "интегральную среду развития", характеризующуюся доминированием общего вектора негативной или позитивной направленности |1, 3]. Оценивая действие факторов окружающей среды на детский и подростковый организм, следует учитывать, что ни один из них практически не является изолированным: все они действуют в комплексе и наслаиваются на факторы наследственные [7, 11].

Подрастающий организм требует для развития определенной средовой нагрузки, соответствующей его возрастному потенциалу, которая обеспечила бы полную реализацию генетической программы и оптимальные конечные результаты развития. С этой точки зрения, нарушениями уровня средовой нагрузки могут считаться антропогенные токсиканты внешней среды, дефициты питания, стрессовые ситуации, гипокинезия, отсутствие или недостаточность необходимой для развития психологической поддержки, обучения и воспитания, которые могут вызывать физические симптомы, возникающие не сразу, а по прошествии нескольких месяцев или даже

лет. Интенсивные процессы роста и дифференцировки в пубертатный период, с одной стороны, обусловливают высокую чувствительность подростков к любым изменениям средовых воздействий, а с другой — превращают процессы роста и дифференцировки и, следовательно, конечные результаты развития в одну из главных мишеней или индикаторов влияния среды, обладающих свойствами кумуляции эффекта [1].

В последнее время наблюдается повышенный интерес к состоянию здоровья подросткового контингента тех регионов, где условия обитания относительно неблагоприятны. Так эти проблемы позволяют ярче представить всю гамму взаимосвязанных процессов в растущем организме при относительно адекватных и неадекватных условиях обитания, хотя эти же проблемы имеют место и в регионах с относительно благоприятными условиями, однако выражены они в меньшей степени [14|. Нагорный Карабах — территориальный район, характеризующийся после военных событий 1991 — 1994 гг. наличием множества стрессогенных факторов, которые не могли не отразиться на здоровье подрастающего поколения. Цель данной работы — изучение отдельных показателей здоровья подростков этого региона.

Таблица 1

Показатели физического развития и гемодинамики подростков Нагорного Карабаха (М ± т)

Возраст, годы Длина тела, см Масса тела, кг Окружность грудной клетки, см Жизненная емкость легких, л Сжимающая сила правой кисти, кг Систолическое АД, мм рт. ст. Диастолическое АД, мм рт. ст. ЧСС в 1 мин

Мальчики

12 144.2 ± 0,9 35,8 ± 0,7 67,4 ± 0,6 1,9 ± 0,04 21,4 ± 0,5 91,0 ± 1.7 51,8 ± 1,5 89,2 + 1,5

13 152,2 ± 1,2 43,5 ± 1,3 72,6 ± 1,0 2,2 ± 0,06 25,0 ± 0,7 97,2 ± 1.8 57.8 ± 1,4 89,0 ± 1,3

14 160,9 ± 1.3 49.7 ± 1,4 75.0 ± 0,9 2.5 ± 0,06 29,8 + 0.9 99,4 ± 1.7 60,4 1,5 88,2 ± 1.8

15 167,8 ± 1.0 57.6 + 1.4 79,1 ± 0,8 3,0 ± 0,1 35,3 ± 1,0 104,4 ± 1,9 63,0 ± 1.5 86,7 ± 1.6

16 170,9 + 0.7 61,6 + 1,0 81,4 ± 0,8 3.1 ± 0,08 Девочки 37,1 ± 1.0 110,6 ± 1.6 68.1 ± 1.1 85,0 ± 1.4

12 149,3 ± 0,9 39,6 ± 1,0 72,3 ± 1.0 1,8 ± 0,05 19,6 ± 0.6 96,3 ± 1,4 59,2 ± 1,3 92,6 ± 1,2

13 153,8 0,7 45,9 ± 1,0 77,4 ± 1.0 2,0 ± 0,04 22,9 ± 0,6 97.0 ± 1,7 60,5 ± 1.5 90,7 ± 1.2

14 157,0 ± 0,9 49,4 ± 1,2 81,6 ± 0,9 2,1 ± 0,05 24,6 ± 0.6 97,8 ± 1,5 61,7 ± 1,3 90,2 ± 1,9

15 157,8 + 0,8 52,5 ± 0,9 83,3 ± 0,8 2,3 ± 0,05 25,4 + 0,7 99,2 ± 1,8 62,7 ± 1,6 88,5 ± 1.5

16 157,9 ± 0.9 56,0 ± 1,0 86,4 ± 0,8 2,4 ± 0.06 26,1 + 0,6 104,1 ± 1,3 67,9 ± 1,0 85,4 ± 1.4

В 2000—2001 гг. обследовано 500 школьников Степанакерта в возрасте 12—16 лет (по 250 мальчиков и девочек). В каждой возрастно-половой группе было по 50 человек. Обследование подростков осуществлялось генерализующим методом, по единой программе, включавшей в себя изучение следующих показателей здоровья: физическое развитие, гемодинамика, половое развитие, общая заболеваемость.

Физическое развитие изучалось по общепринятой унифицированной методике [12|. Уровень физического развития оценивался методом регрессионного анализа, разработанного в НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодежи ГКСЭН РФ [16]. Функциональное состояние гемодинамики оценивалось по результатам определения АД и частоты сердечных сокращений (ЧСС) с последующим распределением этих показателей по сигмальным отклонениям [4, 14]. Статистическая обработка данных антропометрии и гемодинамики проводилась на ЭВМ с помощью стандартного пакета прикладных программ. Половое созревание у девочек определялось по времени наступления менархе и развития грудных желез, а у мальчиков — по мутации голоса и срокам появления первых признаков оволосения на лице. Количественная оценка вторичных половых признаков проводилась по возрасту их появления у 50% обследуемых (6, 10]. Общая заболеваемость изучалась в ходе углубленного медицинского осмотра с привлечением врачей-специалистов.

Анализ показателей физического развития и гемодинамики подростков Нагорного Карабаха (табл. 1) выявил их региональные особенности, заключающиеся в склонности к меньшим погодовым приростам всех показателей и к низким средневозрастным параметрам физического развития в сочетании с пониженным АД и учащенным пульсом.

В соответствии с критериями оценки антропометрических данных по развернутой методике (табл. 2) установлено, что в среднем нормальное физическое развитие имели лишь 63,8% подростков (68% мальчиков и 59,6% девочек). Среди негармонично развитых преобладали подростки с дефицитом массы тела — 20,0% (18,8% мальчиков и 21,2% девочек); 15% подростков (12 и 18% соответственно) имели избыточную массу тела, а 1,2% — низкий рост. Изучение гемодинамических показателей (см. табл. 2) выявило, что у 85,9% подростков (85,6% мальчиков и 86,2% девочек) данные АД располагались в пределах пограничного уровня; для 6,5% подростков (6,2% мальчиков и 6,8% девочек) была характерна гипотензия, а для 7,6% (8,2 и 7,0% соответственно) — гипертензия. Распределение показателей ЧСС показало, что данные 84,4% подростков (83,6% мальчиков и 85,2% девочек) находились в пределах пограничного уровня; 8.6% подростков (7,6% мальчиков и 9,6% девочек) была свойственна брадикардия, 7% (8,8 и 5,2% соответственно) — тахикардия. Анализ возрастно-половых особенностей распределения показателей физического развития и гемодинамики свидетельствует, что количество подростков с гармоничным физическим развитием и уровнем гемодинамики к 15—16 годам заметно снижается. Обращает на себя внимание также большая выраженность дисгармоничности у девушек-подростков всех возрастных групп по сравнению со своими сверстниками. Полученные нами данные указывают на необходимость улучшения всего комплекса социально-бытовых условий, повышения двигательной активности и сбалансирования питания подростков, а также повышения внимания врачей к контингенту подростков с существенными отклонениями [ 1, 5, 8]. При этом в динамичном медицинском контроле и лечебно-профилактических мероприятиях нуждаются в первую очередь 15—16-летние мальчики, а также девочки всех возрастных групп, так как именно от их здоровья

Таблица 2

Распределение (в %) вариантов оценки физического развития и гемодинамики 12—16-летних мальчиков (м) н девочек (д) Нагорного Карабаха в 2000-2001 гг.

Физическое развитие АД ЧСС

Возраст, голы норма избыток массы тела дефицит массы тела низкий рост норма ниже нормы выше нормы норма ниже нормы выше нормы

м д м д м д м д м д м д м Д м д м д м д

12 68 62 14 12 18 24 —

13 76 68 8 16 14 16 2

14 74 62 6 16 18 20 2

15 62 54 12 24 24 22 2

16 60 52 20 22 20 24 —

- 2

- 2

84 89 4 9 12 2 86 96 8 — 6 4

88 85 8 7 4 8 94 72 4 18 2 10

85 92 6 5 9 3 86 88 8 8 6 4

84 76 7 12 9 12 90 84 4 8 6 8

87 89 6 1 7 10 62 86 14 14 24 —

Итого... 68,0 59,6 12.0 18,0 18,8 21,2 1,2 1,2 85,6 86,2 6,2 6,8 8,2 7,0 83,6 85,2 7,6 9,6 8,8 5,2

/г ю м /5 16

Рис. 1. Сроки появления первых признаков оволосения на лице (/) и мутации голоса (2) у мальчиков и развития грудных желез (5) у девочек в процессе полового созревания.

По оси абсцисс — возраст, годы; по оси ординат — частота, %.

в первую очередь зависит здоровье будущих поколений [2,6].

Изучение степени полового созревания подростков является информативным показателем их биологического развития и позволяет выявлять представителей с отклонениями от нормы, которые нуждаются в дополнительной консультации и обследовании у врачей-специалистов [6. 10]. Полученные нами данные полового развития подростков свидетельствуют, что у мальчиков и девочек оно протекает неравномерно и имеет индивидуальные различия. Как показали наши исследования, впервые менструация у здоровых девочек отмечена в 10 лет; к 15 годам все девочки менструировали. Средний возраст менархе у здоровых девочек составил 12,9 ± 0,1 года. Появление вторичных половых признаков (рис. 1) у девочек отмечено к возрасту 12,5 года. К этому периоду все мальчики находились на более низких стадиях полового созревания; вторичные половые признаки (оволосение на лице и мутация голоса) отмечены у них в возрасте 14,2 и 12,7 года соответственно.

Анализ показателей обшей заболеваемости подростков установил, что из числа всех обследованных подростков лишь 60% (34,2% мальчиков и 25,8% девочек) к моменту обследования были абсолютно здоровы. В структуре заболеваемости (рис. 2) наибольший удельный вес (5% мальчиков и 11,5% девочек) имели заболевания сердечно-сосудистой системы, коллагеновые болезни (5 и 9% соответственно), заболевания уха, горла, носа и верхних дыхательных путей (6 и 7,5%), зубов и полости рта (6,5 и 4%) и хирургические болезни (1,5 и 5,5%). С различной частотой встречались болезни органов пищеварения (2 и 4,5%) и нервной системы (2 и 4,5%), кожные болезни (2,5 и 3%), психические нарушения (1,5 и 3%), заболевания органов зрения (3 и 1,5%) и дыхания (2,5 и 1%). Значительно реже диагностировались болезни почек и мочевыводящих путей (1 и 1,5%), эндокринных желез (2% девочек), гельминтозы (0,5 и 1%), туберкулез органов дыхания (0,5% мальчиков), болезни печени и желчных путей (0,5% девочек) и нарушения обмена (0,5% девочек). Представленные данные высокой заболеваемости подростков, с одной стороны, объясняются бурной нейроэндокринной перестройкой организма и снижением иммунной реактивности в период полового созревания, а с другой — свидетельствуют о существенных нарушениях состояния здоровья (особенно у девушек), с учетом преобладания в структуре общей заболеваемости кардиологических и коллагеновых болезней [2, 9, 13-15].

Выводы. Представленные физиологические особенности подростков Нагорного Карабаха соответствуют

Рис. 2. Структура заболеваемости подростков в Нагорном Карабахе.

/ — заболевания сердечно-сосудистой системы, 2 — коллагеновые болезни, 3 — заболевания системы органов дыхания, 4 — туберкулез органов дыхания, 5 — болезни органов пищеварения, 6 — болезни печени и желчных путей, 7— заболевания почек и мочевыводящих путей, 8— болезни эндокринных желез, 9 — болезни обмена, 10 — гельминтозы, II — хирургические болезни, 12 — заболевания уха, горла, носа и зерхних дыхательных путей, 13 — заболевания органов зрения, 14 — заболевания зубов и полости рта, 15 — нервные болезни, 16 — психические болезни, 17 — кожные болезни.

данным литературы о состоянии отдельных показателей здоровья подростков, проживающих в относительно неблагополучных регионах и объясняются, вероятно, не только влиянием климатогеографических факторов, но и отрицательным воздействием экстремальных социально-экономических и гигиенических условий жизни в послевоенное время. Полученные данные свидетельствуют о необходимости улучшения системы профилактических мероприятий по охране здоровья подрастающего поколения, особенно контингента подростков с существенными отклонениями в нем. Проведенное исследование подтверждает, что оценка состояния отдельных показателей здоровья подростков и факторов риска той или иой патологии является необходимой для каждого региона при организации лечебно-профилактической помощи подростковому населению.

Литература

1. Алексеев С. В., Воронцов И. М., Неженцев М. В., Яну-шанец О. И. // Вестн. РАМН. - 1993. - № 5. -С. 15-19.

2. Борисов Б. М., Примаков В. И., Мартирова Т. А. // Воен.-мед. журн. — 1994. — № 6. — С. 4—7.

3. Бородкина Г. В. // Педиатрия. — 1994. — № 4. — С. 77-80.

4. Веренич Г. И. // Здравоохр. Белоруссии. — 1991. — № 3. - С. 12-15.

5. Воротченкова Л. М., Пошехонов С. А., Островский И. М. // Охрана здоровья детей и подоостков. — 1991.-Т. 22.-С. 6-8.

6. Коколина В. Ф., Дуб Н. В. // Акуш. и гин. — 1991. — № 1. - С. 34-37.

7. Коренев Н. М., Сидоренко Т. П. // Охрана здоровья детей и подростков. — 1990. — Т. 21. — С. 60—64.

8. Кучма В. Р. // Гиг. и сан. - 1994. - № 9. - С. 17-19.

9. Кучма В. Р., Суханова Н. Н., Катечкина Н. А., Каре-тина С. А. // Там же. - 1996. - № 1. - С. 27-28.

10. Прусов П. К. // Гиг. и сан. - 1991. - № I. - С. 41-42.

11. Сидоренко Г. И., Кутепов £. Н. // Там же. — 1994. — № 8. - С. 33-36.

12. Ставицкая А. Б., Арон Д. И. Методика исследования физического развития детей и подростков. — М., 1959.

/7(5,5%)

СЧ5ХГ

йЩг ■ Jft.su)

Г 3(6,5%) 6(0,5%)

7 (г,5%)

0а,5-*)

) 3(г%)

106,5%)

13. Султанов Ф. Ф. // Физиол. журн. — 1995. — № 1. — С. 129-134.

14. Талакин Ю. Н., Уманский В. Я., Пошехонов С. А. и др. // Охрана здоровья детей и подростков. — 1990. -Т. 21. - С. 66-69.

15. Хрипкова А. Г., Антропова М. В., Фарбер Д. А. Возрастная физиология и школьная гигиена. — М., 1990.

16. Ямпольская Ю. А. // Гиг. и сан. — 1996. — № 1. — С. 24- 26.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Поступила 10.11.02

Summary. Some health indices were studied in teenagers in Nagorny Karabakh. The paper presents data on their physical development, hemodynamics, sexual maturity, and total morbidity. There are some regional features in the study indices, which consist in low harmonicity of physical development and hemodynamics, as well as in high morbidity rates with a predominance of cardiovascular and collagen diseases. The found abnormalities may be directly related to the poor environment for teenagers in Nagorny Karabakh after the 1991-1994 war in the region and show it necessary to improve their living conditions, medical control, and therapeutical-and-prophylactic measures.

О п. И. ХРАМЦОВ. Г. и ШЕШЕНЕВА. 2003 УДК 613.955:373.1

П. И. Хромцов, Г. И. Шешенева

МОНИТОРИНГ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ОРГАНИЗМА школьников

НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ГУ Научного центра здоровья детей РАМН, Москва; Управление образования администрации г. Бронницы Московской области

Современные условия обучения и воспитания в образовательных учреждениях отнесены к потенциально опасным для здоровья детей и подростков. В соответствии с действующим законодательством РФ образовательные учреждения должны проводить работу по обоснованию безопасности для здоровья детей новых программ и технологий обучения. Программы, методики, режимы и технические средства обучения и воспитания, учебная мебель, учебники и учебные пособия допускаются к использованию только при наличии санитарно-эпидемиологического заключения.

Модернизация и реформирование общего среднего образования предполагает разработку и внедрение таких условий обучения и воспитания, которые в максимальной степени способствуют сохранению и укреплению здоровья учащихся. В соответствии с этим актуарными остаются вопросы гигиенической оценки здоровьесбере-гаюшего потенциала образовательных технологий.

Концептуально решение данной проблемы представлено в работах по гигиене обучения и воспитания детей |1, 4|. Разработан ряд нормативно-методических документов по оценке влияния образовательных технологий на здоровье детей и подростков [3].

В настоящей работе определены возможности системы мониторинга функциональных резервов организма учащихся для гигиенической оценки образовательных технологий.

Мониторинг функциональных резервов организма учащихся основывался на "Комплексной программе оценки физического состояния и функциональных возможностей организма человека" (сертификат качества программного средства № 103 от 8 декабря 1993 г.). Данная программа известна под названием "Народный СпортПарк" [2|. В настоящее время довольно широко используется одна из версий программы (для детей в возрасте 8—13 лет) с целью динамического наблюдения физического состояния детей и подростков в условиях образовательных учреждений.

Программа "Народный СпортПарк" прошла апробацию, показана ее адекватность и результативность задачам оценки и динамического контроля состояния организма детей и подростков.

Настоящая работа проведена с целью обоснования возможности использования данной программы в качестве одного из методических подходов в системе гигиенической оценки образовательных технологий.

Исследования проводились в течение 2 лет на базе 2 общеобразовательных школ г. Бронницы Московской области.

В школе № I реализовывались технологии базисной образовательной программы, которые были использованы в качестве контрольной. Под наблюдением находи-

лись одни и те же дети с 1-го по 3-й класс: в 1-м классе

— 48 детей, во 2-м — 54 и в 3-м — 47 детей.

В школе № 3 реализовывались технологии экспериментальной образовательной программы, разработанной Ассоциацией "Школа 2000...". Под наблюдением находились одни и те же дети с 1-го по 3-й класс: в 1-м классе

— 33 ребенка, во 2-м — 35 и в 3-м — 39.

Исследования проводились трижды — в начале каждого учебного гола в 1, 2 и 3-м классах.

Методика тестирования проводилась в соответствии с системой мониторинга функциональных возможностей "Народного СпортПарка" и включала 16 тестов, по результатам которых определялись 15 показателей. Для оценки функционального состояния сердечно-сосуди-стой системы измерялись частота сердечных сокращений (ЧСС), систолическое и диастолическое артериальное давление с помощью аппаратных средств фирмы "Polar".

Функция дыхания оценивалась по данным жизненной емкости легких и устойчивости к гипоксии (проба Штанге).

Соматометрические показатели включали ростовесо-вой коэффициент, индекс осанки, окружность грудной клетки, гибкость позвоночника.

Для оценки функционального состояния ЦНС определялись показатели зрительно-моторной реакции и устойчивости вертикальной позы.

Состояние мышечной системы оценивалось по следующим показателям: силовая выносливость мышц плечевого пояса и мышц брюшного пресса, сила мышц ног, общая физическая работоспособность.

Для интегральной оценки состояния организма ребенка по 15 регистрируемым показателям вычислялся интегральный коэффициент — индекс физического состояния (ИФС). В основе его расчета лежит процедура суммирования весовых коэффициентов. По данным ИФС проводилась качественная оценка физического состояния и резервных возможностей организма (табл. 1).

Следует отметить, что используемые методики определения выбранных показателей доступны, не требуют

Таблица 1

Качественная оценка функционального состояния организма школьников

Функциональное состояние

Класс функционального состояния

Диапазон ИФС, баллы

Отличное V

Хорошее IV

Удовлетворительное III

Плохое II

Очень плохое I

5,0-6,0 4,0-4,9 3,0-3,9 2,0-2,9 1.4-1,9

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.