Научная статья на тему 'МОНИТОРИНГ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ОРГАНИЗМА ШКОЛЬНИКОВ'

МОНИТОРИНГ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ОРГАНИЗМА ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
45
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МОНИТОРИНГ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ОРГАНИЗМА ШКОЛЬНИКОВ»

13. Султанов Ф. Ф. // Физиол. журн. — 1995. — № 1. — С. 129-134.

14. Талакин Ю. Н., Уманский В. Я., Пошехонов С. А. и др. // Охрана здоровья детей и подростков. — 1990. -Т. 21. - С. 66-69.

15. Хрипкова А. Г., Антропова М. В., Фарбер Д. А. Возрастная физиология и школьная гигиена. — М., 1990.

16. Ямпольская Ю. А. // Гиг. и сан. — 1996. — № 1. — С. 24- 26.

Поступила 10.11.02

Summary. Some health indices were studied in teenagers in Nagorny Karabakh. The paper presents data on their physical development, hemodynamics, sexual maturity, and total morbidity. There are some regional features in the study indices, which consist in low harmonicity of physical development and hemodynamics, as well as in high morbidity rates with a predominance of cardiovascular and collagen diseases. The found abnormalities may be directly related to the poor environment for teenagers in Nagorny Karabakh after the 1991-1994 war in the region and show it necessary to improve their living conditions, medical control, and therapeutical-and-prophylactic measures.

О П. И. ХРАМЦОВ. Г. И ШЕШЕНЕВА. 2003 УДК 613.955:373.1

П. И. Хромцов, Г. И. Шешенева

МОНИТОРИНГ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ОРГАНИЗМА школьников

НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ГУ Научного центра здоровья детей РАМН, Москва; Управление образования администрации г. Бронницы Московской области

Современные условия обучения и воспитания в образовательных учреждениях отнесены к потенциально опасным для здоровья детей и подростков. В соответствии с действующим законодательством РФ образовательные учреждения должны проводить работу по обоснованию безопасности для здоровья детей новых программ и технологий обучения. Программы, методики, режимы и технические средства обучения и воспитания, учебная мебель, учебники и учебные пособия допускаются к использованию только при наличии санитарно-эпидемиологического заключения.

Модернизация и реформирование общего среднего образования предполагает разработку и внедрение таких условий обучения и воспитания, которые в максимальной степени способствуют сохранению и укреплению здоровья учащихся. В соответствии с этим актуарными остаются вопросы гигиенической оценки здоровьесбере-гаюшего потенциала образовательных технологий.

Концептуально решение данной проблемы представлено в работах по гигиене обучения и воспитания детей |1, 4|. Разработан ряд нормативно-методических документов по оценке влияния образовательных технологий на здоровье детей и подростков [3].

В настоящей работе определены возможности системы мониторинга функциональных резервов организма учащихся для гигиенической оценки образовательных технологий.

Мониторинг функциональных резервов организма учащихся основывался на "Комплексной программе оценки физического состояния и функциональных возможностей организма человека" (сертификат качества программного средства № 103 от 8 декабря 1993 г.). Данная программа известна под названием "Народный СпортПарк" [2|. В настоящее время довольно широко используется одна из версий программы (для детей в возрасте 8—13 лет) с целью динамического наблюдения физического состояния детей и подростков в условиях образовательных учреждений.

Программа "Народный СпортПарк" прошла апробацию, показана ее адекватность и результативность задачам оценки и динамического контроля состояния организма детей и подростков.

Настоящая работа проведена с целью обоснования возможности использования данной программы в качестве одного из методических подходов в системе гигиенической оценки образовательных технологий.

Исследования проводились в течение 2 лет на базе 2 общеобразовательных школ г. Бронницы Московской области.

В школе № I реализовывались технологии базисной образовательной программы, которые были использованы в качестве контрольной. Под наблюдением находи-

лись одни и те же дети с 1-го по 3-й класс: в 1-м классе

— 48 детей, во 2-м — 54 и в 3-м — 47 детей.

В школе № 3 реализовывались технологии экспериментальной образовательной программы, разработанной Ассоциацией "Школа 2000...". Под наблюдением находились одни и те же дети с 1-го по 3-й класс: в 1-м классе

— 33 ребенка, во 2-м — 35 и в 3-м — 39.

Исследования проводились трижды — в начале каждого учебного года в 1, 2 и 3-м классах.

Методика тестирования проводилась в соответствии с системой мониторинга функциональных возможностей "Народного СпортПарка" и включала 16 тестов, по результатам которых определялись 15 показателей. Для оценки функционального состояния сердечно-сосуди-стой системы измерялись частота сердечных сокращений (ЧСС), систолическое и диастолическое артериальное давление с помощью аппаратных средств фирмы "Polar".

Функция дыхания оценивалась по данным жизненной емкости легких и устойчивости к гипоксии (проба Штанге).

Соматометрические показатели включали ростовесо-вой коэффициент, индекс осанки, окружность грудной клетки, гибкость позвоночника.

Для оценки функционального состояния ЦНС определялись показатели зрительно-моторной реакции и устойчивости вертикальной позы.

Состояние мышечной системы оценивалось по следующим показателям: силовая выносливость мышц плечевого пояса и мышц брюшного пресса, сила мышц ног, общая физическая работоспособность.

Для интегральной оценки состояния организма ребенка по 15 регистрируемым показателям вычислялся интегральный коэффициент — индекс физического состояния (ИФС). В основе его расчета лежит процедура суммирования весовых коэффициентов. По данным ИФС проводилась качественная оценка физического состояния и резервных возможностей организма (табл. 1).

Следует отметить, что используемые методики определения выбранных показателей доступны, не требуют

Таблица 1

Качественная оценка функционального состояния организма школьников

Функциональное состояние

Класс функционального состояния

Диапазон ИФС, баллы

Отличное V

Хорошее IV

Удовлетворительное III

Плохое II

Очень плохое I

5,0-6,0 4,0-4,9 3,0-3,9 2,0-2,9 1.4-1,9

Таблица 2

Распределение учащихся экспериментальных классов по классам функционального состояния в динамике наблюдения

Класс функционального состояния Диапазон ИФС. баллы 1-й класс (л = 33) 2-й класс (л = 35) 3-й класс (л = 39)

абс. % абс. % абс. %

V 5.0-6,0 0 0 0 0 0 0

IV 4,0-4.9 3 9,1 18 51.4 24 61,5

111 3.0-3.9 28 84.8 14 40,0 15 38.5

II 2,0-2.9 2 6,1 3 8,6 0 0

1 1.4-1.9 0 0 0 0 0 0

длительного времени, специального оборудования и специалистов высокой квалификации.

Исследования проводились в условиях школы (как правило, в спортзале) преподавателем физической культуры, предварительно прошедшим соответствующую подготовку.

Результаты исследования заносились в индивидуальную карту ребенка. Первичные данные обрабатывались с помощью компьютерной программы, позволяющей вычислять: 1) индивидуальный ИФС для каждого ребенка, 2) средний ИФС по группе детей, 3) количество и процент детей, имеющих оценку менее 3 баллов (по каждому из 15 показателей).

В течение 2 лет изучались динамика функциональных возможностей организма учащихся по данным индивидуальных ИФС и распределение учащихся экспериментальных (образовательные технологии программы "Школа 2000...") и контрольных (образовательные технологии базисной программы) классов по классам функционального состояния (табл. 2, 3).

Представленные данные свидетельствуют о том, что ни в контрольных, ни в экспериментальных классах нет учащихся, которые были бы отнесены к 1 и V классам функционального состояния, т. е. с очень плохим и отличным состоянием. В основном дети группировались в классе III — удовлетворительное функциональное состояние и в классе IV — хорошее функциональное состояние.

В классах, где использовались технологии экспериментальной образовательной программы, хорошее функциональное состояние было у 9,1% учащихся в 1-м, у 51,4% — во 2-м и у 61,5% — в 3-м классе; удовлетворительное — соответственно у 84,8, 40 и 38,5%, плохое — у 6,1. 8.6. 0%.

В классах, где использовались технологии базисной образовательной программы, хорошее функциональное состояние было у 43,8% учащихся в 1-м классе, у 51,9%

— во 2-м и у 48,9% — в 3-м классе, удовлетворительное

— соответственно у 50, 46,2 и 51,1%, плохое — у 6,2, 1,9 и 0%.

Таким образом, в контрольных классах динамика состояний организма учащихся была относительно стабильной, в то время как в экспериментальных классах она была положительной. В конце наблюдения в 3-м контрольном классе число детей с хорошим и удовлетво-

Таблица 3

Распределение учащихся контрольных классов по классам функционального состояния в динамике наблюдения

Класс функционального состояния Диапазон ИФС, 1-й класс (л = 48) 2-й класс (л = 54) 3-й класс (л - 47)

баллы абс. % абс. % абс. %

V 5,0-6,0 0 0 0 0 0 0

IV 4,0-4,9 21 43,8 28 51,9 23 48,9

111 3,0-3.9 24 50,0 25 46,2 24 51,1

11 2,0-2,9 3 6,2 1 1,9 0 0

1 1,4-1,9 0 0 0 0 0 0

Таблица 4

Динамика наиболее значимых показателей функционального состояния организма учащихся контрольных классов (дети, имеющие значения показателей менее 3 баллов)

1-й класс 2-й класс 3-й класс

Показатель <л = 48) (л = 54) (л = 47)

абс. % абс. % абс. %

ЧСС 12 25,0 8 14,8 21 44,7

Индекс осанки 40 83,3 52 96,3 43 91,5

Зрительно-мотор-

ная реакция 30 62,5 24 44,4 37 78,7

Устойчивость вер-

тикальной позы 13 27,1 40 74,1 41 87,2

Сила мышц ног 26 54,2 24 44,4 И 23.4

рительным состоянием было примерно одинаковым — 48,9 и 51,1%. В 3-м экспериментальном классе детей с хорошим функциональным состоянием было больше — 61,5% против 38,5% с удовлетворительным состоянием (в 1,6 раза).

Мониторинг функциональных возможностей позволил установить, что технологии экспериментальной образовательной программы не оказывают негативного воздействия на организм учащихся. Более того, отмечена положительная динамика в распределении детей по классам функционального состояния.

ВНИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ГУ Научного центра здоровья детей РАМН образовательные технологии программы "Школа 2000..." прошли гигиеническую экспертизу и получили подтверждение их безопасного влияния на организм учащихся.

Мониторинг функциональных возможностей организма позволяет также оценить, какие системы организма и в какой степени подвержены потенциально негативному воздействию образовательных технологий.

Наряду с вычислением интегрального индивидуального индекса физического состояния система динамического контроля дает возможность определить количество детей с низкими значениями (менее 3 баллов) для каждого из 15 показателей, входящих в систему мониторинга.

Анализ полученных результатов позволил установить наиболее часто встречающиеся показатели (более чем у 50% детей), текущие значения которых составляли менее 3 баллов. К таким показателям относились: ЧСС, индекс осанки, зрительно-моторная реакция, устойчивость вертикальной позы, сила мышц ног (табл. 4, 5).

Выделение этих показателей в отдельную группу позволяет обосновать первоочередные мероприятия по совершенствованию тех систем организма, которые в большей степени подвержены негативному влиянию факторов образовательной среды.

Представленные данные свидетельствуют о том, что в число первоочередных мер по охране здоровья детей в образовательных учреждениях следует включать меро-

Таблица 5

Динамика наиболее значимых показателей функционального состояния организма учащихся экспериментальных классов (дети, имеющие значения показателей менее 3 баллов)

1-й класс 2-й класс 3-й класс

Показатель (я = 48) (я = 54) (л = 47)

абс. % абс. % аос. %

ЧСС 19 57,6 16 45,7 19 48,7

Индекс осанки 31 93,9 13 37,1 24 61,5

Зрительно-мотор-

ная реакция 26 78,8 0 0 9 23,1

Устойчивость вер-

тикальной позы 13 39,4 31 88,6 26 66,7

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сила мышц ног 6 18,2 13 37,1 13 33,3

приятия по профилактике нарушений осанки, совершенствованию механизмов обеспечения устойчивости вертикальной позы, развитию силы мышц и координационных способностей. С этой целью необходимо обосновать соответствующие комплексы физических упражнений и разработать алгоритм оптимальной их интеграции во все формы организованной двигательной активности учащихся.

Проведенные исследования показали, что система оценки функциональных возможностей организма учащихся в рамках "Мониторинга функциональных резервов", разработанного Ассоциацией "Народный Спорт-Парк", позволяет выявить особенности функциональных возможностей организма учащихся при проведении сравнительной оценки влияния различных образовательных технологий в школе.

Система мониторинга функциональных возможностей дополняет процедуру гигиенической оценки образовательных технологий и может быть использована в качестве одного из методических подходов для создания единой унифицированной системы гигиенической экспертизы образовательных технологий.

Преимуществами апробированной системы мониторинга является ее доступность, информативность и результативность. Во многих образовательных учреждениях мониторинг проводится с целью слежения за показателями физического здоровья и последующей корректировки режимов двигательной активности в системе школьного образования. Проведенные исследования показывают. что система мониторинга чувствительна также к влиянию образовательных технологий, не связанных с развитием двигательной активности детей.

Единая система гигиенической оценки образовательных технологий в реальных условиях обучения и воспитания должна включать следующие разделы и соответствующее им методическое обеспечение: I) оценку и мо-

ниторинг уровня невротизации и школьного стресса с использованием анкетного метода определения уровня невротизации и цветового теста Люшера; 2) оценку и мониторинг умственной работоспособности и утомления учащихся в динамике учебного дня, недели и года с использованием метода изучения работоспособности по С. М. Громбаху; 3) оценку и мониторинг физического состояния и функциональных возможностей с использованием метода и программы "Народного СпортПарка".

Выводы. 1. Мониторинг функциональных возможностей организма по программе "Народный СпортПарк" позволяет изучить динамику функционального состояния организма учащихся в процессе учебной деятельности и может быть использован в качестве одного из методических подходов к гигиенической оценке образовательных технологий.

2. Выявляемые с помошью мониторинга функциональных возможностей наиболее значимые текущие показатели функционального состояния организма обосновывают первоочередность профилактических мер по сохранению и укреплению здоровья учащихся в конкретных условиях образовательного учреждения.

Литература

1. Куинджи Н. /У., Степанова М. И. // Гиг. и сан. — 2000. - № 1. - С. 44-48.

2. Орлов В. А., Фудин Н. А. Комплексная программа оценки физического состояния и функциональных возможностей организма человека. — М., 1996.

3. Сборник нормативно-методических документов по оценке влияния образовательных технологий на здоровье детей и подростков. — М., 2002.

4. Храмцов II. И. // Здоровье и образование. — СПб, 1995. - С. 65-67.

Поступила 25 11 02

Профилактическая токсикология и гигиеническое нормирование

О КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ. 2003 УДК 613.11-074

Н. Ф. Куишерова, В. Г. Спрыгин, Ю. А. Рахманин

РЕГУЛЯЦИЯ МЕТАБОЛИЗМА ЭТИЛОВОГО СПИРТА В ОРГАНИЗМЕ ОЛИГОМЕРНЫМИ ПРОАНТОЦИАНИДИНАМИ КАК СПОСОБ ПРОФИЛАКТИКИ ЕГО ТОКСИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ

Тихоокеанский океанологический институт ДВО РАН им. В. И. Ильичева, Владивосток; НИИ экологии человека и гигиены окружающей среды им. А. Н. Сысина РАМН, Москва

Алкоголизм как результат патологического влечения к алкоголю является одной из серьезнейших проблем современного общества. По некоторым оценкам |4|, социальная стоимость употребления алкоголя для общества оценивается в различных государствах на уровне 2—3% валового национального продукта.

Современная стратегия борьбы с алкоголизмом сводится в основном к лечению уже развившейся алкогольной зависимости методами аверсивной терапии (3] с применением препаратов, ингибирующих активность фермента альдегиддегидрогеназы (АлДГ), метаболизи-рующего токсичный продукт окисления этилового спирта ацетальдегид в менее токсичную уксусную кислоту. Данная форма терапевтического воздействия имеет весьма существенное негативное влияние на организм. Высокая концентрация ацетальдегида, одного из основных факторов патогенности этанола [7), оказывает отрицательное воздействие как на печень — основной орган де-токсикации в организме, так и на мозг в виде продуктов

конденсации с катехоламинами и индоламинами [17]. Это способствует ускоренному формированию физиологической зависимости от алкоголя по наркотическому типу [23].

Известно, что этанол полностью метаболизируется в организме, причем не менее 80% этанола окисляется в печени с участием двух основных ферментов: алкоголь-дегидрогеназы (АДГ) и АлДГ. Оба фермента в качестве акцептора протонов используют НАД+, поэтому окисление этанола сопровождается накоплением восстановленной его формы (НАДН) и снижением содержания окисленной. Это обстоятельство имеет принципиальное значение для токсикологической характеристики этанола, который способен блокировать до 3/4 окислительной мощности печени. Этого достаточно, чтобы ослабить любые другие метаболически важные окислительные процессы, протекающие с использованием НАД+ (аэробный гликолиз, цикл Кребса, метаболизм тригли-церидов и жирных кислот и т. д.) [9|.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.