ний ОДА по 7 из 14 показателей, а также распространенность избыточной массы тела, что свидетельствует об эффективности внедренного модуля.
6. Сравнительный анализ состояния ОДА учащихся экспериментальной и контрольной групп показал достоверно более низкую распространенность патологических состояний ОДА в экспериментальной группе по 7 из 14 показателей (включая остаточные явления рахита), что также подтверждает эффективность обучающего модуля.
7. Разработанный специалистами лаборатории формирования здоровья детей и молодежи НИИ общественного здоровья и управления здравоохранением ММА им. И. М. Сеченова обучающий модуль по профилактике и коррекции патологических состояний ОДА школьников необходимо внедрять, начиная с 1-х классов.
Л итература
1. Баранов А. А., Щеплягина Л. А., Ямпольская Ю. А. и др. // Проблемы подросткового возраста. — М., 2003. - С. 5-53.
2. Баранов А. А., Кучма В. Р., Сухарева Л. М. Медико-психосоциальный статус подростков выпускников 2 ступени общеобразовательной школы и профилактика нарушений адаптации: Пособие для врачей. — М., 2004.
3. Диагностика, профилактика и коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата у детей и подростков: Материалы Всероссийской конференции с международным участием. — М., 2002.
4. Здоровье, обучение, воспитание детей и молодежи в XXI веке: Материалы международного конгресса. — М., 2004. - Ч. 1-3.
5. Ильин А. Г. Состояние здоровья детей подросткового возраста и совершенствование системы их медицинского обеспечения: Автореф. дис. ... д-ра мед. наук. - М., 2005.
6. Куинджи Н. Н. Валеология: Пути формирования здоровья школьников. — М., 2001.
7. Мирская Н. Б., Коломенская А. Н., Ляхович А. В., Си-някина А. Д. // Сборник научных трудов "Современные проблемы социальной педиатрии и организации здравоохранения". — СПб., 2006. — С. 200—204.
8. Организация медицинского контроля за развитием и здоровьем дошкольников и школьников на основе массовых скрининг тестов и их оздоровление в условиях детского сада, школы: Метод, рекомендации / Под ред. Г. Н. Сердюковской. — М., 1993.
9. Проблемы здоровья детей, подростков и молодежи в условиях эколого-гигиенического неблагополучия // Материалы III Всероссийского Форума "Здоровье нации — основа процветания России" / Под ред. Г. Г. Онищенко, А. И. Потапова. — М., 2007.
10. Профилактика и коррекция нарушений и заболеваний опорно-двигательного аппарата учащихся общеобразовательных учреждений: Учебное пособие для учителей общеобразовательных учреждений и медицинских работников / Под ред. Л. Е. Курнешо-вой, А. В. Ляховича; Мирская Н. Б., Коломенская А. Н., Ляхович А. В. и др. - М., 2007.
11. Сухарева Л. М., Шубочкина Е. И., Молчанова С. С., Куликова А. В. // Вестник РАМН. - 2003. - № 8. — С. 23-27.
12. Храмцов П. И. Методология изучения осанки в гигиене детей и подростков: Автореф. дис.... д-ра мед. наук. - М., 1998.
13. Цибикжапова М. В. // Информац. бюл. "Здоровье населения и среда обитания". — М., 2004. — № 3. — С. 12-14.
Поступила 02.07.07
© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2008 УДК 613.955:616-057.874(470.63)
О. С. Феодосиади, А. С. Калмыкова, М. А. Попова
МОНИТОРИНГ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ СЕЛЬСКИХ ШКОЛЬНИКОВ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
Государственная медицинская академия, Ставрополь
Медико-профилакгический мониторинг — система динамических донозологических наблюдений за состоянием здоровья, гигиеническая диагностика на индивидуальном и популяционном уровнях [3].
Основными принципами выбора мониторируе-мых показателей являются доступность на всех уровнях, воспроизводимость при выборочной проверке и информативность для системы длительного наблюдения за состоянием здоровья населения и средой обитания [4—6]. Таким образом, спектр мониторируемых параметров может быть достаточно широким.
В настоящее время в условиях интенсификации школьного обучения весьма актуальным является проведение мониторинга функциональных возможностей школьников, позволяющего, в частности, оценить, какие системы организма и в какой степени подвержены потенциально негативному воздействию образовательных технологий. Первоочередность профилактических мер по сохранению и укреплению здоровья учащихся в конкретных условиях образовательного учреждения [7] обосно-
вывается выявляемыми с помощью мониторинга наиболее значимыми текущими показателями функционального состояния организма.
В нашей работе в качестве мониторируемых параметров были избраны показатели деятельности кардиореспираторной системы, так как функциональное состояние данной системы и ее резервные возможности играют важную роль в адаптации детского организма к физическим нагрузкам, обеспечивая сохранение здоровья в условиях меняющихся факторов внешней среды. Параметры работы сердечно-сосудистой системы (ССС) очень чувствительны и раньше других физиологических характеристик реагируют на процессы адаптации организма ребенка [2].
Цель работы — на основе анализа показателей деятельности кардиореспираторной системы сельских школьников выявить критические периоды школьного обучения, сопровождающиеся наивысшим напряжением функциональных возможностей организма ребенка.
Материалы и методы
На основе анализа итогов функциональных проб кардиореспираторной системы по методике Т. И. Бабенко и И. И. Каминского (1995) проведена экспресс-оценка физического здоровья 2188 сельских школьников из различных районов Ставропольского края. Мальчиков было 1064 (48,6%), девочек — 1124 (51,4%).
Для экспресс-оценки физического здоровья детей использовали пять морфологических и функциональных показателей [1]: массо-ростовой индекс Кетле, индекс Робинсона, индекс Скибинско-го, индекс мощности Шаповаловой, индекс Руфье. Индекс Робинсона характеризует функцию ССС в покое, индекс Скибинского — функцию респираторной системы и ССС и устойчивость организма к гипоксии, индекс Шаповаловой отражает качество силы, быстроты, выносливости организма, а также функциональные особенности кардиореспираторной системы, индекс Руфье — функцию ССС при физической нагрузке.
Каждому показателю давали оценку в баллах. Уровень физического здоровья складывался из суммы балльных оценок первых пяти индексов: 2— 7 баллов — низкий, 8—10 баллов — ниже среднего, 10—15 баллов — средний, 16—20 баллов — выше среднего, 21—25 баллов — высокий.
Результаты и обсуждение
Сравнительную оценку уровня физического здоровья проводили в зависимости от возраста и пола в динамике в начале и в конце учебного года в течение двух лет.
Уровень физического здоровья 7-летних мальчиков (табл. 1) имел выраженную негативную динамику, проявлявшуюся в увеличении количества сниженных показателей к концу учебного года по сравнению с исходными данными в 3,6 раза и уменьшении нормальных и повышенных показателей в 1,5 и 2,2 раза соответственно. Таким образом, при адаптации к обучению в школе произошло достоверное снижение функциональных способностей кардиореспираторной системы у мальчиков.
Таблица 1
Динамика уровня физического здоровья мальчиков в течение учебного года, %
Таблица 2
Динамика уровня физического здоровья девочек в течение учебного года, %
Возраст, Начало учебного года Конец учебного года
годы H НС с ВС в H НС С ВС В
7(я-
8 (л =
9 (л =
10 (л =
11 (л =
12 (л •
13 (л «
14 (л =
15 (л «
16 (л =
17 (л =
86) 86) 92) = 96) = 108) < 102) = 108) = 120) = 94) ■ 86) = 86)
7,1 7,1 5,0 17,5
17.4 23,9
20.8 27,1
25.9 33,3
27.5 15,7 22,2 27,8 36,7 25 31,9 23,4 17,1 34,3 12,5 25
50 50
52.2
45.8
38.9
45.1
46.3 35,0
36.2
35.7 27,5
6,5 6,3 1,9
11.8 3,7 3,3 8,5
25.7 22
43.8 15,6
41,9 0 0
12,5 37
9,3 16,3 41,3 12,5 25,9
13,7 21,6 13 20,4 15 15 8,5 27,7 0 0
3,1 37,2 0
32.6 16,3 67,4 16,3 50 8,7 75 0 37 0
35.3 29,4
53.7 13 41,7 21,7
40.4 23,4
60.5 39,5 51,2 11,6
0 0 0 0 0 0 0
6,7 0 0 0
Возраст, Начало учебного года Конец учебного года
годы H НС С ВС В H НС С ВС В
7(л =
8 (л =
9 (л =
10 (л
11 (л
12 (л
13 (л
14 (л
15 (л
16 (л
17 (л
86) 86) 86)
= 104) = 104) = 94) = 116) = 114) = 114) = 120) = 100)
10.7 25
10.8 21,6 6,1 30,3
15,4 23,1
30.8 34,6
31.9 27,7 13,8 34,5 22,8 35,1 21,1 36,8 23,3 38,3 20 38
64,3 0
48,6 16,2
57,6 6,1
46,2 15,4
28,8 5,8
34
41,4
33,3
35,1
33,3
42
6,4 10,3 8,8 7 5 0
0 25,6 25,6 2,7 18,6 0 0 0 60,5 23,1 21,2 9,6 50 17 6,4 13,8 43,1 14 29,8 12,3 19,3 8,3 33,3 0 46
25,6 23,3
0
60,5 21,2 50 6,4 43,1 29,8 19,3 33,3 46
0 0 0
9,6 10,6 13,8 14 19,3 16,7 0
Примечание. Здесь и в табл. 2: Н — низкий; НС — ниже среднего; С — средний; ВС — выше среднего; В — высокий.
В возрасте 17 лет число мальчиков со сниженным уровнем физического здоровья в течение года практически не изменилось, с повышенным уровнем — снизилось в 1,6 раза, что говорит об истощении резервных возможностей кардиореспираторной системы подростков при интенсификации учебного процесса в выпускных классах.
Значительная часть 8- и 10-летних мальчиков адаптировалась к школьным нагрузкам, о чем свидетельствует увеличение в течение учебного года числа детей с нормальным уровнем физического здоровья в 1,3 и 1,6 раза соответственно. В возрасте 9 и 11 лет значимых изменений показателей не выявлено.
В период с 12 до 16 лету мальчиков наблюдалась положительная динамика уровня физического здоровья, выражавшаяся в уменьшении числа школьников со сниженными показателями кардиореспираторной системы и увеличении числа подростков со средними и повышенными показателями. Особо значимым был прирост числа мальчиков с повышенным уровнем физического здоровья (в 1,8—8,6 раза по сравнению с данными на начало учебного года). Возможно, это связано с активными занятиями спортом мальчиков в этом возрасте.
Изменение уровня физического здоровья девочек в течение учебного года было иным (табл. 2).
В начале школьного обучения (7—8 лет) кардио-респираторная система большинства девочек адаптировалась к новым нагрузкам, возможно, вследствие щадящего режима занятий в младших классах и более высоким уровнем двигательной активности детей данного возраста.
К возрасту 9 лет произошло истощение функциональных способностей ССС и дыхательной системы, и число школьниц со сниженным уровнем физического здоровья в процессе учебы увеличилось в 1,7 раза, что явилось худшим показателем у девочек за все годы школьного обучения.
К 10-летнему возрасту число девочек с нормальным уровнем физического здоровья выросло в 1,2 раза, что говорит о постепенной адаптации школьниц к увеличивающимся школьным нагрузкам. Среди 11-летних школьниц значимых изменений показателей жизненного индекса в течение учебного года не выявлено, что можно расценить как про-
должающийся процесс адаптации девочек к школьному обучению. Начиная с 12 лет и до окончания школы отмечалась положительная динамика уровня физического здоровья в процессе учебы за исключением возраста 13 лет, когда был зафиксирован рост числа девочек со снижением функционального потенциала кардиореспираторной системы в 1,2 раза. Возможно, это связано с высокими темпами полового созревания и гормональными перестройками организма у девочек этого возраста.
Девочек-подростков 12 и 14—17 лет можно считать полностью адаптировавшимися к школьным нагрузкам и даже к их увеличению при переходе к предметному обучению и в выпускных классах.
Таким образом, к концу учебного года в условиях современного школьного обучения у значительной части детей происходило истощение резервных возможностей организма, что проявлялось в снижении функционального потенциала кардиореспираторной системы по сравнению с должными величинами. Наиболее неблагоприятная реакция организма ребенка на предъявляемые нагрузки имела место при поступлении в школу и в выпускных классах. Негативные тенденции отмечались также в возрасте 10— 11 лет при переходе к предметному обучению и в 13 лет при ускорении темпов полового созревания.
По-видимому, отрицательная динамика мони-торируемых показателей связана с ухудшением реакций кардиореспираторной системы на нагрузку вследствие замедленного развития вегетативных физиологических систем по сравнению с соматическими. Данное обстоятельство диктует необходимость интенсификации двигательной активности школьников с учетом исходного функциональ-
ного состояния кардиореспираторной системы, возраста и пола, особенно в отмеченные выше критические периоды школьного обучения.
Литература
1. Бабенко Т. И., Каминский И. И. Экспресс-оценка физического здоровья школьников, условий их обучения и воспитания: Метод, рекомендации. — Ростов н/Д., 1995.
2. Евсигнеева Ю. В. Многофакторное прогнозирование состояния здоровья детей дошкольного возраста: Автореф. дис. ... канд. мед. наук. — Ставрополь, 2004.
3. Захарченко М. П. // Гиг. и сан. — 2004. — N° 6. — С. 8-10.
4. Постановление Правительства РФ № 916 от 29.12.01. Об общероссийской системе мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи. — М., 2001.
5. Приказ Минздрава России "Об организации работы по II этапу социально-гигиенического мониторинга" (№ 334 от 27.08.99 г.). - М., 1999.
6. Сухарев А. Г. // Гиг. и сан. - 2002. - № 4. — С. 64-67.
7. Хромцов П. И., Шешенева Г. И. // Гиг. и сан. — 2003. - № 5. - С. 56-58.
Поступила 21.06.07
Summary. Function tests, followed by assessment of physical health, were carried out in 2188 schoolchildren living in the rural areas of the Stavropol Territory. There were 1064 (48.6%) boys and 1124 (51.4%) girls. Critical periods were revealed during studies, which were accompanied by the greatest tension of the functional capacities of a child. These included school admission, transition to subject learning, onset of pubescence, and leaving classes. Active prophylactic and health-improving measures should be implemented in the given time spaces to prevent adaptation failure in schoolchildren.
О КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2008 УДК 6|3.96:612.|+612.8|-0$7Я75
А. Н. Поборский, М. А. Юрина, Ж. Н. Лопацкая
ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ И АДАПТАЦИОННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ОРГАНИЗМА СТУДЕНТОВ В НЕБЛАГОПРИЯТНЫХ УСЛОВИЯХ СРЕДЫ
ГОУ ВПО Сургутский государственный университет Ханты-Мансийского автономного округа
В условиях современного реформирования и модернизации системы высшего профессионального образования России вызывает тревогу здоровье студентов. Значительная интенсификация учебного процесса, новые формы и методы обучения, новые эмоциональные переживания, смена режима труда и отдыха, сна и питания, необходимость адаптации к новому коллективу предъявляют повышенные требования к состоянию организма учащихся и обуславливают высокую физиологическую стоимость адаптации к обучению в вузе [2, 6, 7]. Немаловажное значение для здоровья и формирования устойчивой адаптации имеют климатоге-лиогеофизические и антропогенные факторы того региона, где проживают студенты [6, 7, 11]. В частности, Сургут Ханты-Мансийского автономного округа (ХМАО), в котором проводили обследование, относится к гипокомфортным для проживания территориям, что также может определенным
образом влиять на исходное состояние, степень и быстроту адаптации к обучению.
Доказано, что эффективность начального периода адаптации к обучению и общий результат приспособления во многом будут зависеть от исходных функциональных возможностей организма [1, 4, 6, 9, 12] и, в первую очередь, от уровня функционирования и характера регуляции сердечно-сосудистой системы, так как именно она отражает количественную сторону адаптацион-но-приспособительной деятельности целостного организма [1, 3, 4, 10]. Своевременная диагностика неблагоприятных сдвигов функционального состояния позволит вовремя принять необходимые меры по сохранению и укреплению здоровья студентов.
Цель настоящего исследования — изучение функционального состояния и адаптационных возможностей сердечно-сосудистой и вегетативной