Научная статья на тему 'МОНИТОРИНГ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ СЕЛЬСКИХ ШКОЛЬНИКОВ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ'

МОНИТОРИНГ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ СЕЛЬСКИХ ШКОЛЬНИКОВ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
20
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — О.С. Феодосиади, А.С. Калмыкова, М.А. Попова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Function tests, followed by assessment of physical health, were carried out in 2188 schoolchildren living in the rural areas of the Stavropol Territory. There were 1064 (48.6%) boys and 1124 (51.4%) girls. Critical periods were revealed during studies, which were accompanied by the greatest tension of the functional capacities of a child. These included school admission, transition to subject learning, onset of pubescence, and leaving classes. Active prophylactic and health improving measures should be implemented in the given time spaces to prevent adaptation failure in schoolchildren.

Текст научной работы на тему «МОНИТОРИНГ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ СЕЛЬСКИХ ШКОЛЬНИКОВ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ»

ний ОДА по 7 из 14 показателей, а также распространенность избыточной массы тела, что свидетельствует об эффективности внедренного модуля.

6. Сравнительный анализ состояния ОДА учащихся экспериментальной и контрольной групп показал достоверно более низкую распространенность патологических состояний ОДА в экспериментальной группе по 7 из 14 показателей (включая остаточные явления рахита), что также подтверждает эффективность обучающего модуля.

7. Разработанный специалистами лаборатории формирования здоровья детей и молодежи НИИ общественного здоровья и управления здравоохранением ММА им. И. М. Сеченова обучающий модуль по профилактике и коррекции патологических состояний ОДА школьников необходимо внедрять, начиная с 1-х классов.

Л итература

1. Баранов А. А., Щеплягина Л. А., Ямпольская Ю. А. и др. // Проблемы подросткового возраста. — М., 2003. - С. 5-53.

2. Баранов А. А., Кучма В. Р., Сухарева Л. М. Медико-психосоциальный статус подростков выпускников 2 ступени общеобразовательной школы и профилактика нарушений адаптации: Пособие для врачей. — М., 2004.

3. Диагностика, профилактика и коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата у детей и подростков: Материалы Всероссийской конференции с международным участием. — М., 2002.

4. Здоровье, обучение, воспитание детей и молодежи в XXI веке: Материалы международного конгресса. — М., 2004. - Ч. 1-3.

5. Ильин А. Г. Состояние здоровья детей подросткового возраста и совершенствование системы их медицинского обеспечения: Автореф. дис. ... д-ра мед. наук. - М., 2005.

6. Куинджи Н. Н. Валеология: Пути формирования здоровья школьников. — М., 2001.

7. Мирская Н. Б., Коломенская А. Н., Ляхович А. В., Си-някина А. Д. // Сборник научных трудов "Современные проблемы социальной педиатрии и организации здравоохранения". — СПб., 2006. — С. 200—204.

8. Организация медицинского контроля за развитием и здоровьем дошкольников и школьников на основе массовых скрининг тестов и их оздоровление в условиях детского сада, школы: Метод, рекомендации / Под ред. Г. Н. Сердюковской. — М., 1993.

9. Проблемы здоровья детей, подростков и молодежи в условиях эколого-гигиенического неблагополучия // Материалы III Всероссийского Форума "Здоровье нации — основа процветания России" / Под ред. Г. Г. Онищенко, А. И. Потапова. — М., 2007.

10. Профилактика и коррекция нарушений и заболеваний опорно-двигательного аппарата учащихся общеобразовательных учреждений: Учебное пособие для учителей общеобразовательных учреждений и медицинских работников / Под ред. Л. Е. Курнешо-вой, А. В. Ляховича; Мирская Н. Б., Коломенская А. Н., Ляхович А. В. и др. - М., 2007.

11. Сухарева Л. М., Шубочкина Е. И., Молчанова С. С., Куликова А. В. // Вестник РАМН. - 2003. - № 8. — С. 23-27.

12. Храмцов П. И. Методология изучения осанки в гигиене детей и подростков: Автореф. дис.... д-ра мед. наук. - М., 1998.

13. Цибикжапова М. В. // Информац. бюл. "Здоровье населения и среда обитания". — М., 2004. — № 3. — С. 12-14.

Поступила 02.07.07

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2008 УДК 613.955:616-057.874(470.63)

О. С. Феодосиади, А. С. Калмыкова, М. А. Попова

МОНИТОРИНГ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ СЕЛЬСКИХ ШКОЛЬНИКОВ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

Государственная медицинская академия, Ставрополь

Медико-профилакгический мониторинг — система динамических донозологических наблюдений за состоянием здоровья, гигиеническая диагностика на индивидуальном и популяционном уровнях [3].

Основными принципами выбора мониторируе-мых показателей являются доступность на всех уровнях, воспроизводимость при выборочной проверке и информативность для системы длительного наблюдения за состоянием здоровья населения и средой обитания [4—6]. Таким образом, спектр мониторируемых параметров может быть достаточно широким.

В настоящее время в условиях интенсификации школьного обучения весьма актуальным является проведение мониторинга функциональных возможностей школьников, позволяющего, в частности, оценить, какие системы организма и в какой степени подвержены потенциально негативному воздействию образовательных технологий. Первоочередность профилактических мер по сохранению и укреплению здоровья учащихся в конкретных условиях образовательного учреждения [7] обосно-

вывается выявляемыми с помощью мониторинга наиболее значимыми текущими показателями функционального состояния организма.

В нашей работе в качестве мониторируемых параметров были избраны показатели деятельности кардиореспираторной системы, так как функциональное состояние данной системы и ее резервные возможности играют важную роль в адаптации детского организма к физическим нагрузкам, обеспечивая сохранение здоровья в условиях меняющихся факторов внешней среды. Параметры работы сердечно-сосудистой системы (ССС) очень чувствительны и раньше других физиологических характеристик реагируют на процессы адаптации организма ребенка [2].

Цель работы — на основе анализа показателей деятельности кардиореспираторной системы сельских школьников выявить критические периоды школьного обучения, сопровождающиеся наивысшим напряжением функциональных возможностей организма ребенка.

Материалы и методы

На основе анализа итогов функциональных проб кардиореспираторной системы по методике Т. И. Бабенко и И. И. Каминского (1995) проведена экспресс-оценка физического здоровья 2188 сельских школьников из различных районов Ставропольского края. Мальчиков было 1064 (48,6%), девочек — 1124 (51,4%).

Для экспресс-оценки физического здоровья детей использовали пять морфологических и функциональных показателей [1]: массо-ростовой индекс Кетле, индекс Робинсона, индекс Скибинско-го, индекс мощности Шаповаловой, индекс Руфье. Индекс Робинсона характеризует функцию ССС в покое, индекс Скибинского — функцию респираторной системы и ССС и устойчивость организма к гипоксии, индекс Шаповаловой отражает качество силы, быстроты, выносливости организма, а также функциональные особенности кардиореспираторной системы, индекс Руфье — функцию ССС при физической нагрузке.

Каждому показателю давали оценку в баллах. Уровень физического здоровья складывался из суммы балльных оценок первых пяти индексов: 2— 7 баллов — низкий, 8—10 баллов — ниже среднего, 10—15 баллов — средний, 16—20 баллов — выше среднего, 21—25 баллов — высокий.

Результаты и обсуждение

Сравнительную оценку уровня физического здоровья проводили в зависимости от возраста и пола в динамике в начале и в конце учебного года в течение двух лет.

Уровень физического здоровья 7-летних мальчиков (табл. 1) имел выраженную негативную динамику, проявлявшуюся в увеличении количества сниженных показателей к концу учебного года по сравнению с исходными данными в 3,6 раза и уменьшении нормальных и повышенных показателей в 1,5 и 2,2 раза соответственно. Таким образом, при адаптации к обучению в школе произошло достоверное снижение функциональных способностей кардиореспираторной системы у мальчиков.

Таблица 1

Динамика уровня физического здоровья мальчиков в течение учебного года, %

Таблица 2

Динамика уровня физического здоровья девочек в течение учебного года, %

Возраст, Начало учебного года Конец учебного года

годы H НС с ВС в H НС С ВС В

7(я-

8 (л =

9 (л =

10 (л =

11 (л =

12 (л •

13 (л «

14 (л =

15 (л «

16 (л =

17 (л =

86) 86) 92) = 96) = 108) < 102) = 108) = 120) = 94) ■ 86) = 86)

7,1 7,1 5,0 17,5

17.4 23,9

20.8 27,1

25.9 33,3

27.5 15,7 22,2 27,8 36,7 25 31,9 23,4 17,1 34,3 12,5 25

50 50

52.2

45.8

38.9

45.1

46.3 35,0

36.2

35.7 27,5

6,5 6,3 1,9

11.8 3,7 3,3 8,5

25.7 22

43.8 15,6

41,9 0 0

12,5 37

9,3 16,3 41,3 12,5 25,9

13,7 21,6 13 20,4 15 15 8,5 27,7 0 0

3,1 37,2 0

32.6 16,3 67,4 16,3 50 8,7 75 0 37 0

35.3 29,4

53.7 13 41,7 21,7

40.4 23,4

60.5 39,5 51,2 11,6

0 0 0 0 0 0 0

6,7 0 0 0

Возраст, Начало учебного года Конец учебного года

годы H НС С ВС В H НС С ВС В

7(л =

8 (л =

9 (л =

10 (л

11 (л

12 (л

13 (л

14 (л

15 (л

16 (л

17 (л

86) 86) 86)

= 104) = 104) = 94) = 116) = 114) = 114) = 120) = 100)

10.7 25

10.8 21,6 6,1 30,3

15,4 23,1

30.8 34,6

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

31.9 27,7 13,8 34,5 22,8 35,1 21,1 36,8 23,3 38,3 20 38

64,3 0

48,6 16,2

57,6 6,1

46,2 15,4

28,8 5,8

34

41,4

33,3

35,1

33,3

42

6,4 10,3 8,8 7 5 0

0 25,6 25,6 2,7 18,6 0 0 0 60,5 23,1 21,2 9,6 50 17 6,4 13,8 43,1 14 29,8 12,3 19,3 8,3 33,3 0 46

25,6 23,3

0

60,5 21,2 50 6,4 43,1 29,8 19,3 33,3 46

0 0 0

9,6 10,6 13,8 14 19,3 16,7 0

Примечание. Здесь и в табл. 2: Н — низкий; НС — ниже среднего; С — средний; ВС — выше среднего; В — высокий.

В возрасте 17 лет число мальчиков со сниженным уровнем физического здоровья в течение года практически не изменилось, с повышенным уровнем — снизилось в 1,6 раза, что говорит об истощении резервных возможностей кардиореспираторной системы подростков при интенсификации учебного процесса в выпускных классах.

Значительная часть 8- и 10-летних мальчиков адаптировалась к школьным нагрузкам, о чем свидетельствует увеличение в течение учебного года числа детей с нормальным уровнем физического здоровья в 1,3 и 1,6 раза соответственно. В возрасте 9 и 11 лет значимых изменений показателей не выявлено.

В период с 12 до 16 лету мальчиков наблюдалась положительная динамика уровня физического здоровья, выражавшаяся в уменьшении числа школьников со сниженными показателями кардиореспираторной системы и увеличении числа подростков со средними и повышенными показателями. Особо значимым был прирост числа мальчиков с повышенным уровнем физического здоровья (в 1,8—8,6 раза по сравнению с данными на начало учебного года). Возможно, это связано с активными занятиями спортом мальчиков в этом возрасте.

Изменение уровня физического здоровья девочек в течение учебного года было иным (табл. 2).

В начале школьного обучения (7—8 лет) кардио-респираторная система большинства девочек адаптировалась к новым нагрузкам, возможно, вследствие щадящего режима занятий в младших классах и более высоким уровнем двигательной активности детей данного возраста.

К возрасту 9 лет произошло истощение функциональных способностей ССС и дыхательной системы, и число школьниц со сниженным уровнем физического здоровья в процессе учебы увеличилось в 1,7 раза, что явилось худшим показателем у девочек за все годы школьного обучения.

К 10-летнему возрасту число девочек с нормальным уровнем физического здоровья выросло в 1,2 раза, что говорит о постепенной адаптации школьниц к увеличивающимся школьным нагрузкам. Среди 11-летних школьниц значимых изменений показателей жизненного индекса в течение учебного года не выявлено, что можно расценить как про-

должающийся процесс адаптации девочек к школьному обучению. Начиная с 12 лет и до окончания школы отмечалась положительная динамика уровня физического здоровья в процессе учебы за исключением возраста 13 лет, когда был зафиксирован рост числа девочек со снижением функционального потенциала кардиореспираторной системы в 1,2 раза. Возможно, это связано с высокими темпами полового созревания и гормональными перестройками организма у девочек этого возраста.

Девочек-подростков 12 и 14—17 лет можно считать полностью адаптировавшимися к школьным нагрузкам и даже к их увеличению при переходе к предметному обучению и в выпускных классах.

Таким образом, к концу учебного года в условиях современного школьного обучения у значительной части детей происходило истощение резервных возможностей организма, что проявлялось в снижении функционального потенциала кардиореспираторной системы по сравнению с должными величинами. Наиболее неблагоприятная реакция организма ребенка на предъявляемые нагрузки имела место при поступлении в школу и в выпускных классах. Негативные тенденции отмечались также в возрасте 10— 11 лет при переходе к предметному обучению и в 13 лет при ускорении темпов полового созревания.

По-видимому, отрицательная динамика мони-торируемых показателей связана с ухудшением реакций кардиореспираторной системы на нагрузку вследствие замедленного развития вегетативных физиологических систем по сравнению с соматическими. Данное обстоятельство диктует необходимость интенсификации двигательной активности школьников с учетом исходного функциональ-

ного состояния кардиореспираторной системы, возраста и пола, особенно в отмеченные выше критические периоды школьного обучения.

Литература

1. Бабенко Т. И., Каминский И. И. Экспресс-оценка физического здоровья школьников, условий их обучения и воспитания: Метод, рекомендации. — Ростов н/Д., 1995.

2. Евсигнеева Ю. В. Многофакторное прогнозирование состояния здоровья детей дошкольного возраста: Автореф. дис. ... канд. мед. наук. — Ставрополь, 2004.

3. Захарченко М. П. // Гиг. и сан. — 2004. — N° 6. — С. 8-10.

4. Постановление Правительства РФ № 916 от 29.12.01. Об общероссийской системе мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи. — М., 2001.

5. Приказ Минздрава России "Об организации работы по II этапу социально-гигиенического мониторинга" (№ 334 от 27.08.99 г.). - М., 1999.

6. Сухарев А. Г. // Гиг. и сан. - 2002. - № 4. — С. 64-67.

7. Хромцов П. И., Шешенева Г. И. // Гиг. и сан. — 2003. - № 5. - С. 56-58.

Поступила 21.06.07

Summary. Function tests, followed by assessment of physical health, were carried out in 2188 schoolchildren living in the rural areas of the Stavropol Territory. There were 1064 (48.6%) boys and 1124 (51.4%) girls. Critical periods were revealed during studies, which were accompanied by the greatest tension of the functional capacities of a child. These included school admission, transition to subject learning, onset of pubescence, and leaving classes. Active prophylactic and health-improving measures should be implemented in the given time spaces to prevent adaptation failure in schoolchildren.

О КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2008 УДК 6|3.96:612.|+612.8|-0$7Я75

А. Н. Поборский, М. А. Юрина, Ж. Н. Лопацкая

ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ И АДАПТАЦИОННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ОРГАНИЗМА СТУДЕНТОВ В НЕБЛАГОПРИЯТНЫХ УСЛОВИЯХ СРЕДЫ

ГОУ ВПО Сургутский государственный университет Ханты-Мансийского автономного округа

В условиях современного реформирования и модернизации системы высшего профессионального образования России вызывает тревогу здоровье студентов. Значительная интенсификация учебного процесса, новые формы и методы обучения, новые эмоциональные переживания, смена режима труда и отдыха, сна и питания, необходимость адаптации к новому коллективу предъявляют повышенные требования к состоянию организма учащихся и обуславливают высокую физиологическую стоимость адаптации к обучению в вузе [2, 6, 7]. Немаловажное значение для здоровья и формирования устойчивой адаптации имеют климатоге-лиогеофизические и антропогенные факторы того региона, где проживают студенты [6, 7, 11]. В частности, Сургут Ханты-Мансийского автономного округа (ХМАО), в котором проводили обследование, относится к гипокомфортным для проживания территориям, что также может определенным

образом влиять на исходное состояние, степень и быстроту адаптации к обучению.

Доказано, что эффективность начального периода адаптации к обучению и общий результат приспособления во многом будут зависеть от исходных функциональных возможностей организма [1, 4, 6, 9, 12] и, в первую очередь, от уровня функционирования и характера регуляции сердечно-сосудистой системы, так как именно она отражает количественную сторону адаптацион-но-приспособительной деятельности целостного организма [1, 3, 4, 10]. Своевременная диагностика неблагоприятных сдвигов функционального состояния позволит вовремя принять необходимые меры по сохранению и укреплению здоровья студентов.

Цель настоящего исследования — изучение функционального состояния и адаптационных возможностей сердечно-сосудистой и вегетативной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.