УДК 612.5:613.955(047)
АДАПТАЦИОННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ДЕТЕЙ КРИТИЧЕСКОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ.
О.А. Хлущевская, Г.З. Химич Инновационный Евразийский университет (Павлодар, Казахстан) Email: Oksana.xlushhevskaya@mail.ru, galinahimich@mail.ru
Одной из общих глобальных проблем является проблема загрязнения окружающей среды, достигающая масштабов экологических катастроф, возникновение все большего числа регионов экологического неблагополучия. Регионы экологического неблагополучия, при всей специфичности их характеристик, имеют общие тенденции функционального взаимодействия организмов с окружающей средой. В окружающей среде организм подвергается одновременному воздействию химических, физических и биологических факторов в сочетаниях и режимах. В настоящее время особую актуальность приобретает изучение влияния на организм факторов окружающей среды с учетом реальной нагрузки [1].
На сегодняшний день неполностью определены критерии вредности и пороги действия факторов окружающей среды, установление которых позволит по-новому решать вопросы улучшения качества окружающей среды и условий жизни людей, выявить ту часть населения, для которой риск подвергнуться воздействию факторов окружающей среды наибольший [2].
Физическое развитие детского населения - надежный показатель санитарного и экологического благополучия региона [3]. Влияние меняющихся условий жизни и изменения в системе обучения и воспитания оцениваются по динамике физического развития и состояния здоровья школьников. В работах последних лет показано, что на физическое развитие детского населения существенное влияние оказывает загрязнение атмосферного воздуха выбросами промышленных предприятий [3].
Особая сложность проблемы «экология и здоровье детей» заключается в многофакторности влияний на детский организм, к таковым относятся наследственно обусловленные, перинатальные факторы, вредности производства у родителей, качество микросреды проживания, социальная нестабильность и экономическая недостаточность. Сочетание влияний может экранировать или, наоборот, усиливать отрицательное воздействие факторов окружающей среды [4-6].
Состояние здоровья человека определяется его адаптационными резервами. Оптимизация процессов адаптации происходит в том случае, когда собственная организация индивидуума соответствует и согласуется с окружающими природными и социальными условиями. Адаптация - фазовый процесс, связанный с конкретными физиологическими механизмами (специфическими и неспецифическими) и развиваются на основе регуляторных систем. Управлять адаптацией, способствовать повышению резистентности
« Nauka i obrazovanie Bol'sogo Altaa азование Большого Алтая» выпуск 2, 2016, страница 26 из 154
Grand Altai Council of HEI Chancellors Network Edition
организма - цель, которую ставят перед собой представители специальностей, решающих задачу обеспечения здоровья населения и школьников, в частности.
Младший школьный возраст - один из важнейших этапов в жизни ребенка, во многом определяющий дальнейшее развитие его организма и личности.Начало школьного обучения классифицируется как критический период развития ребенка. Дело в том, что это период существенных преобразований функционального мозгового обеспечения важнейших психических процессов, связанных с познавательной деятельностью так называемых когнитивных функций, таких, как восприятие информации, память, внимание.
Подчеркнем, что системы созревания мозга и отдельных механизмов его деятельности, определяясь прежде сего наследственным факторов, во многом зависят и от влияний среды проживания и условий обучения. На этапе созревания мозг очень пластичен. Зрелость мозгового обеспечения мыслительных процессов определяется здоровьем и условиями жизнеобеспечения школьника.
Итак, благоприятное развитие происходит при соответствии внутренних факторов и внешнесредовых, оказывающих влияние на его ход. Таким образом на этапе мощных перестроек в организме ребенок оказывается в новых условиях школьного обучения.
Начало учебной деятельности в школе приводит к резкому увеличению психоэмоциональной и физической нагрузки у детей [8,9]. Разные виды нагрузки вызывают увеличение потребления кислорода в нервной и мышечной системах ребенка, поэтому возникает необходимость в обеспечении возросшего потребления кислорода органами и тканями. Конвекционный обмен дыхательных газов объединяет два процесса - легочную вентиляцию и транспорт газов кровеносной системой. Таким образом, кардиореспираторная система является единым целым, обеспечивая необходимый уровень окислительно-восстановительных процессов в клетках.
В настоящее время широко используются различные тесты физических нагрузок для изучения механизмов адаптации и функционирования дыхательной системы [10, 11]. При этом особое внимание уделяется видам и интенсивности физической нагрузки при тестировании [8, 12,13]. Показано, что поведение и психологические нагрузки оказывают существенное влияние на систему дыхания [8]. Изучается влияние физических нагрузок на дыхание детей, имеющих патологию респираторной системы, а также проживающих в экологически неблагоприятных районах [14, 10, 12]. Именно статические усилия, направленные на поддержание рабочей позы, являются одним из неблагоприятных факторов учебной деятельности в начальной школе [8]. Поэтому сравнительный анализ влияния статических и динамических нагрузок на функции внешнего дыхания младших школьников представляет несомненный научный интерес. Своеобразие физиологических сдвигов, происходящих в системе дыхания при статических напряжениях, быстро наступающее утомление делают их важным объектом для изучения, особенно в
процессе адаптации младших школьников. Общие закономерности развития функций внешнего дыхания, его резервных и адаптивных возможностей в онтогенезе детей и подростков многосторонне исследованы отечественными и зарубежными авторами. Однако отсутствует одновременный анализ составляющих конвекционного транспорта при разных видах тестирующих физических нагрузок в периоде адаптации ребенка к новому виду деятельности — обучению в школе. Безусловный интерес представляет изучение динамики показателей внешнего дыхания и сердечно - сосудистой системы в течение учебного года.
Целью нашей работы являлось изучение влияния разных видов тестирующих физических нагрузок на составляющие конвекционного транспорта газов при адаптации к обучению в школе. Были поставлены следующие задачи: исследование показателей внешнего дыхания и сердечно -сосудистой системы мальчиков и девочек, обучающихся в 1-м классе общеобразовательной школы, в состоянии относительного покоя, после динамической и статической нагрузок в начале (октябрь), в середине (февраль) и в конце (май) учебного года. В исследованиях участвовали 45 практически здоровых мальчиков и девочек 1-го класса со средним уровнем физического развития, обучающихся в общеобразовательной школе г. Павлодара. В течение года проводилось три обследования - в начале, середине и конце. С целью исключения влияния суточных и недельных ритмов детей приглашали в один и тот же день недели и время суток [10].
Функциональное состояние дыхательной системы оценивалось по величине легочных объемов и показателям вентиляции легких: жизненной емкости легких (ЖЕЛ, л), резервному объему вдоха и выдоха (РОвд., л, РОвыд., л), резервному объему при спокойной вентиляции легких (РВЛ, л), максимальной вентиляции легких (МВЛ, л/мин), а также минутному объему дыхания, дыхательному объему, частоте дыхания (МОД, л/мин; ДО, л; ЧД, ц/мин), объему форсированного выдоха за 1 секунду (ОФВА л). Показатели внешнего дыхания регистрировали на 1-й минуте после завершения статической и динамической нагрузок. Для оценки функционального состояния сердечно-сосудистой системы (ССС) школьников на нагрузки различного вида использовались такие показатели, как частота сердечных сокращений (ЧСС, уд/мин), ударный объем крови (УОК, л), минутный объем крови (МОК, л/мин), АД (мм Сравнительный анализ полученных данных проводили по
результатам 1-й минуты наблюдений. Пробу изометрической нагрузкой выполняли в положении обследуемого сидя, путем сжатия левой рукой динамометра с усилием, равным 50% от максимально производимого усилия в течение одной минуты [12]. За показатель максимально произведенного усилия принимали среднюю величину из трех попыток.
Адаптация к учебной нагрузке кардиореспираторной системы мальчиков и девочек первого года обучения существенно различалась. В начале учебного года наблюдалось усиление напряжения системы внешнего дыхания у мальчиков, о чем свидетельствовало увеличение его частотного компонента. В
« Шика i obrazovanie ВоГ^о Акаа азование Большого Алтая» выпуск 2, 2016, страница 28 из 154
Grand Altai Council of HEI Chancellors Network Edition
середине учебного года адаптационные возможности кардиореспираторной системы детей 8 лет находились в оптимальном состоянии. Весной локальная статическая нагрузка вызывала неблагоприятные сдвиги показателей системы внешнего дыхания мальчиков, что, на наш взгляд, может быть связано с утомлением их организма в ответ на увеличение статических нагрузок, возрастающих по сравнению с начатом обучения в школе. У девочек утомление организма к концу учебного года проявлялось неблагоприятной реакцией показателей как сердечно-сосудистой системы, так и системы внешнего дыхания, в ответ на динамическую и статическую нагрузки, что можно расценивать как напряжение кардиореспираторной системы девочек в целом.
Полученные в ходе исследования данные позволили не только оценить уровень здоровья и развития школьников города Павлодар, но и разработать региональные критерии для дальнейшего мониторинга, моделирования и своевременной коррекции развития детей.
Литература
1. Сидоренко Г.И. Фундаментальные исследования - основа научного потенциала гигиены окружающей среды//Гигиена и санитария. - 1989 -№3 -с.4-7.
2. Суржиков В.Д. Суржиков Д.В. Оценка и управление риском для здоровья от многокомпонентного загрязнения окружающей среды крупного центра металлургии//Гигиена и санитария - 2006 - №5 - с.32-35.
3. Рахманин Ю.А. с сост.// Материалы пленума научного совета по экологии человека - 2005 - с.9-18.
4. Баранов А.А., Щенлечина Л.А. Здоровье детей на пороге XXI века // РМЖ, 2000 №18 - с.1-5.
5. Бердник О.В., Зайковская В.Ю. Экологические аспекты формирования здоровья детского населения// intern. Research Publication. 2006. -Part2.P390-397.
6. Михайлова Л.А. Двигательная активность и становление сердечнососудистой системы у здоровых шкоьников промышленного города//Вопросы интегративной физиологии Вып.2 Красноярск - 2007. -с.70.
7. Физиология развития ребенка/ под ред. М.М. Безруких, Д.А. Фарбер - М. Образование от А до Я - 2000 - с.9-13.
8. Абзалов Р.А. Адаптация детского организма к различным физическим нагрузкам. /Л Теория и практика физической культуры. - 1976. №3. - С. 30-41.
9. Абзалов Р.А. Взаимодействие функциональных систем организма при мышечной деятельностн/ЯПкола конференция по физиологии кровообращения. ML, 2004. - С. 3-4.
10. Абзалов Р.А. Движение и развивающееся сердце. М.. 1985.- 89.С.
11. Абзалов Р.А. Регуляция функций сердца неполовозрелого организма при различных двигательных режимах: Дисс. докт. биол. наук. Казань, 1986.
12. Абзалов Р.А., Ситдиков Ф.Г. Развивающееся сердце и двигательный режим. Казань, 1998. - 95 с.
13. Абрамова Е.И. Функциональное состояние сердечно-сосудистой системы детей школьного возраста: Автореф. дисс. канд. мед. наук. М.. 1970.- С.24.
14. Абрамова Е.И. Характеристика разных типов регуляции гемодинамики в оценке адаптации организма школьников к физической нагрузке. // Науч. основы гигиенич. нормирования физ. нагрузок для детей и подростков. М, -1980. - С.53-59.
« Шика i obrazovanie ВоГ^о Акаа )азование Большого Алтая» выпуск 2, 2016, страница 30 из 154