Section 2. Biology
11. Максимова М. П. Применение метода главных компонент в экосистемных исследованиях Белого моря//Во-дные ресурсы.- 1986.- № 3.- C. 106-112.
12. Матсапаева И. В., Мамбетуллаева С. М., Константинова Л. Г. Исследование трансформации соединений фосфора в озере Шегекуль с использованием имитационной математической модели.//Вестник ККО АН РУз. - 2000. - № 1. - С. 56-57.
13. Россолимо Л. Л. Изменение лимнических систем под воздействием антропогенного фактора. - Л.: Наука. - 1977. - 144 с.
14. Скопинцев Б. А., Бикбулатова Е. М. Использование метода главных компонент в экологии морского фитопланктона (обзор)//Экология моря. Вып. 13.- Киев.- Наук. Думка. - 1983. - С. 65-71.
15. Унифицированные методы анализа вод/Под ред Лурье Ю. Ю. - М. - Химия. - 1971. - 375 с.
Mirametova Nadira Purkhanatdinovna, the competitor of Nukus State Pedagogical Institute, E-mail: [email protected]
Research of adaptation systems at children of Karakalpakstan on action of physical activities
Abstract: Article considers questions of studying of adaptation systems of children on action of different types of loadings. The analysis showed that at children, been born living in the Republic of Karakalpakstan, some excess of level of indicators in functioning of adaptive respiratory system is revealed.
Keywords: Karakalpakstan, children’s population, cardio respiratory system, physical activities, adaptation, breath regulation.
Мираметова Надира Пурханатдиновна, соискатель Нукусского государственного педагогического института,
E-mail: [email protected]
Изучение адаптационных систем у детей Каракалпакстана на действие физических нагрузок
Аннотация: Статья рассматривает вопросы изучения адаптационных систем детей на действие различных видов нагрузок. Анализ показал, что у детей, родившихся проживающих в Республике Каракалпакстан, выявлено некоторое превышение уровня показателей в функционировании адаптивной респираторной системы.
Ключевые слова: Каракалпакстан, детское население, кардиореспираторная система, физические нагрузки, адаптация, регуляция дыхания.
Одной из важнейших задач современной физиологии является изучение механизмов адаптации организма к различным видам деятельности [6, 833]. Кардиореспираторная система, обеспечивающая поступление кислорода к клеткам организма является одной из важнейших физиологических систем, определяющей как умственную, так и физическую работоспособность детей в онтогенезе и при адаптации к учебной деятельности [7, 112].
Известно, что экологические условия Южного Приаралья за последние годы существенно ухудшились. По данным ряда исследователей [1, 20-25; 11, 8] состояние здоровья населения продолжает значи-
тельно ухудшаться по целому ряду показателей. Наибольшие изменения произошли в показателях состояния здоровья детей, которые в силу несовершенства защитных сил организма первыми среди других групп населения реагируют на неблагоприятную экологическую ситуацию в регионе. Их организм является своеобразным маркером повышенной чувствительности к состоянию окружающей среды.
Изучение динамики показателей внешнего дыхания и сердечно-сосудистой системы младших школьников на различные виды нагрузок в течение учебного года представляется весьма актуальным в настоящее время. Специалистами установлено, что с возрастом
18
Research of adaptation systems at children of Karakalpakstan on action of physical activities
дыхание становится все более и более кортикализи-рованным и управляемым [6, 834]. Также с возрастом проявляется тенденция к снижению относительной величины минутного объема дыхания, углублению и снижению частоты дыхания. При физических нагрузках умеренной и большой мощности происходит уменьшение объемных скоростей дыхания, свидетельствующее об утомлении дыхательной мускулатуры [7, 115-116]. У детей наблюдается незрелость механорецепторного и центрального механизмов регуляции дыхания. Это, в свою очередь, может обуславливать неадекватность физиологических сдвигов дыхательной системы в процессе адаптации младших школьников к учебной нагрузке.
Разные виды нагрузок вызывают резкое увеличение потребления кислорода в нервной и мышечной системах ребенка. Поэтому возникает необходимость в обеспечении возросшего потребления кислорода органами и тканями. Данную функцию обеспечивает дыхание — обмен газов между внешней средой и клетками человеческого организма. Конвекционный транспорт дыхательных газов объединяет два процесса — легочную вентиляцию и транспорт газов кровеносной системой. Таким образом, кардиореспираторная система является единым целым, обеспечивая необходимый уровень окислительно-восстановительных процессов в клетках.
Необходимые уровни минутного объема дыхания могут быть обеспечены только в случае наличия соответствующего функционального резерва и зрелости механизмов регуляции дыхания, что обеспечивает экономизацию функционирования дыхательной си-стемы.Внешнее или легочное дыхание, осуществляющее газообмен между внешней средой и кровью легочных капилляров, в процессе возрастного развития претерпевает существенные изменения в связи с ростом и формированием бронхо-легочного аппарата [4, 38].
Несмотря на многочисленные исследования по проблемам изучения адаптационных систем современных детей, однако, ряд вопросов не обсуждался, либо рассматривался не комплексно, в узком диапазоне онтогенеза. За последние годы большинство работ современных исследователей посвящено физическому развитию детей [11, 9], и гораздо меньше представлены результаты комплексных функциональных исследований [2, 28].
В настоящее время экологические условия Южного Приаралья (в том числе Республики Каракал-пакстан) за последние годы существенно ухудшились.
По данным ряда специалистов состояние здоровья населения продолжает значительно ухудшаться по целому ряду показателей [1, 30; 12, 44]. Наибольшие изменения произошли в показателях состояния здоровья детей, которые в силу несовершенства защитных сил организма первыми среди других групп населения реагируют на неблагоприятную экологическую ситуацию в регионе.
Всего было обследовано 140 детей, родившихся и проживающих в различных районах Каракалпак-стана. Дозированная физическая нагрузка задавалась на велоэргометре с магнитным торможением и составляла 1,0 ватт на 1 кг массы тела ребенка, длительность работы — 5 минут, частота — 60 об/мин.
В ходе исследования нами установлено, что у школьников младших классов происходит два важных периода развития системы внешнего дыхания: в 6-7 лет, когда происходит значительное снижение бронхиального сопротивления, что приводит к увеличению объема вдоха и выдоха, и 10-11 лет — периода интенсивного увеличения объема легких. Общие закономерности развития функций внешнего дыхания, его резервных и адаптивных возможностей в онтогенезе детей многосторонне изучены специалистами [3, 56].
Проведенный анализ полученных данных показывает, что у детей младших классов, обучающихся в общеобразовательных учреждениях Республики Каракалпакстан в начале учебного года после физической нагрузки все изученные параметры системы внешнего дыхания изменялись незначительно. В ходе проведенного исследования также было установлено, что изометрическая нагрузка в начале учебного года приводила к снижению значений большинства показателей внешнего дыхания мальчиков первого года обучения. Наблюдалось снижение значения минутного объема дыхания (МОД) до 8,57+0,61 л/мин (p<0,01) за счет урежения частоты дыхания (ЧД).
Полученные результаты свидетельствуют о существенном негативном влиянии изометрической нагрузки у девочек, что свидетельствует о более высокой степени адаптивных возможностей системы внешнего дыхания девочек к физической деятельности и к неблагоприятным экологическим условиям проживания. В исследованиях, проведенных в конце учебного года, изометрическая нагрузка у девочек приводила к увеличению МОД (p<0,05) за счет учащения дыхания. Здесь также увеличивался резервный объем вдоха (РОвд). Значения других показателей внешнего дыхания (дыхательный объем, максималь-
19
Section 2. Biology
ная вентиляция легких и т. д.) у детей обоего пола не изменялись.
При выполнении стандартных физических нагрузок дети по сравнению с взрослыми имеют большую относительную легочную вентиляцию [7, 112]. Одним из возможных объяснений этому факту могут служить различия в морфологии аппарата внешнего дыхания детей и взрослых. Для осуществления вентиляции детям требуется больше усилий на преодоление сопротивления в дыхательных путях. Для общего представления о работе внешнего дыхания можно привести сведения о том, что общая работа дыхательных мышц в покое у детей 8 лет составляет 0,38 кгм/мин, а компонент эластической работы — 72,2%. Снижение показателей эластической работы дыхательных мышц при различном возрасте связано, главным образом, с увеличением растяжимости легочной ткани, которая у 7-8 летних школьников составляет 46,7 мл/см вод. ст., а у детей 13-14 лет — 120,8 мл/см вод. ст. [7, 112].
В ходе исследования было выявлено, что изометрическая нагрузка оказывала различный эффект на сердечно-сосудистую систему девочек и мальчиков. У девочек было зафиксировано существенное увеличение ударного и минутного объема крови, а также увеличение показателей систолического, диастолического и пульсового артериального давления. У мальчиков эти изменения были менее выражены. Эти различия, по-нашему мнению, могут объясняться особенностями реакции показателей вариабельности сердечного ритма у девочек и мальчиков на изометрическую нагрузку. У мальчиков их динамика выражено свидетельствовала о преобладании парасимпатического канала регуляции.
Таким образом, можно отметить, что у детей, родившихся проживающих в неблагоприятных экологических условиях Республики Каракалпакстан, выявлено некоторое превышение уровня показателей в функционировании адаптивной респираторной системы.
Список литературы:
1. Абдиров Ч. А., Агаджанян Н. А., Северин А. Е. Экология и здоровье человека.- Нукус, 1993.- 184 с.
2. Абрамовских Н. А. Физическое развитие детей в условиях ухудшения основных показателей социальноэкономического положения населения Курганской области.- Тюмень, 2007.
3. Воронцов И. М. Закономерности физического развития детей и методы его оценки//Учебно-методич. Пособие.- Л., 1986.- 56 с.
4. Губарева Л. И., Ермоленко Г. В. Физическое развитие подростков и микроэлементозы//Ставрополь, 2005.-с. 38-40.
5. Ещанов Т. Б. Медико-экологическое районирование Республики Каракалпакстан в свете состояния здоровья матери и ребенка//Экологические факторы и здоровье матери и ребенка в регионе Аральского кризиса: Материалы междунар. семинара. - Ташкент: ФАН, 2001. - 11-14 с.
6. Зайнеев М. М., Ситдиков Ф. Г., Зиятдинова Н. И., Зефиров Т. Л. Реакция кардиореспираторной системы первоклассников на различные виды нагрузки в течение учебного года//Казанский медицинский журнал.-2008.- Т. 89.- № 6.- с. 833-834.
7. Кеткин А. Т., Варламова Н. Г., Евдокимов В. Г. Антропометрические показатели и физическая работоспособность. Физиология человека.- М, 1984.- Т. 10.- № 1.- с. 112-116.
8. Климова Т. В. Взаимосвязь различных экзогенных факторов среды и состояния здоровья детей старшего дошкольного возраста//Фундаментальные исследования. - 2005. - № 5 - С. 17-20
9. Константинова Л. Г., Курбанов А. Б., Атаназаров К. М. Качество питьевой воды, состояние здоровья населения и прогноз заболеваемости населения Республики Каракалпакстан//Экологические факторы и здоровье матери и ребенка в регионе Аральского кризиса: Материалы Междунар. семинара. -Нукус: Фан, 2001. -С. 87-95.
10. Лазарев В. Ф. Состояние окружающей среды и здоровье детей сельских районов Пензенской области: Автореф. дисс. канд. мед. наук.- М., 2001.- С. 23.
11. Махмудов О. С., Шамсиев Ф. М., Каримов У А., Худайбергенов М. А., Мамбеткаримов Г. А. Заболеваемость детей первого года жизни в экологически неблагополучном регионе Приаралья//Вестн. ККО АН РУз. -2001. -№ 5. -С. 8-10.
12. Матуразова Э. М. Характеристика показателей системы крови и кровообращения у детей в условиях Южного Приаралья - Автореф. канд. дисс. - Ташкент, 2008. - 16 с.
20