Научная статья на тему 'ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЙ И ЗАБОЛЕВАНИЙ КОСТНО-МЫШЕЧНОЙ СИСТЕМЫ У УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ'

ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЙ И ЗАБОЛЕВАНИЙ КОСТНО-МЫШЕЧНОЙ СИСТЕМЫ У УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
290
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Н.Б. Мирская, А.Н. Коломенская, А.В. Ляхович, А.Д. Синякина, С.И. Краилина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЙ И ЗАБОЛЕВАНИЙ КОСТНО-МЫШЕЧНОЙ СИСТЕМЫ У УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ»

С КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2008 УДК «13.«5:6|6.71/.74-055.874-084

Н. Б. Мирская, А. Н. Коломенская, А. В. Ляхович, А. Д. Синякина, С. И. Краилина, Р. М. Росомаха

ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЙ И ЗАБОЛЕВАНИЙ КОСТНО-МЫШЕЧНОЙ СИСТЕМЫ У УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

НИИ общественного здоровья и управления здравоохранением ММА им. И. М. Сеченова, средняя общеобразовательная школа № 539 ЮЗАО Москвы

Здоровье взрослого населения в значительной степени определяется здоровьем детей, так как многие формы патологии формируются в детстве. Рост заболеваемости детей школьного возраста может создать серьезные социальные, экономические и психологические проблемы как для самих детей, так и для общества в целом, представляя определенную угрозу национальной безопасности страны [4, 5, 9, 11, 12].

Многие специалисты рассматривают состояние опорно-двигательного аппарата (ОДА) как критериальный показатель здоровья в целом, поскольку эта патология оказывает воздействие на органы и системы всего организма [3, 4, 6, 12, 13].

Известно, что функциональные нарушения ОДА в детском возрасте представляют большую опасность, если они своевременно не выявлены и не приняты меры для их устранения. Одним из необходимых условий нормального формирования ОДА в детском и подростковом возрасте является правильное положение позвоночника и стоп (правильная осанка, посадка за учебным столом, походка, положение во время сна). Неправильные положения при повышенной эластичности детского скелета приводят к его деформации и таким заболеваниям, как сколиоз, патологический кифоз, патологический лордоз, кифосколиоз, плоскостопие и др. Кроме того, функциональные нарушения ОДА создают условия для развития заболеваний многих внутренних органов и систем. Так, например, у детей и подростков с сутулой осанкой снижена жизненная емкость легких, уменьшена экскурсия грудной клетки и диафрагмы, что неблагоприятно сказывается на деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем. При такой осанке нарушается нормальная деятельность органов брюшной полости (пищеварение, выделение, репродукция). Снижение рессорной функции позвоночника и стоп в связи с их деформацией способствует постоянным микротравмам сосудов головного мозга во время движений (ходьба, бег, прыжки), что отрицательно влияет на нервно-психиче-скую деятельность, сопровождается быстрым утомлением, частыми головными болями и эмоциональной лабильностью.

Нарушения и заболевания ОДА часто становятся причиной ограничения в выборе профессии, являются противопоказаниями для службы в армии, негативно сказываются на репродуктивном здоровье, ведут к инвалидности в социально активном возрасте, требуют больших финансовых затрат на лечение, доставляют физические и психологические страдания, существенно снижая качество жизни пациента и его окружения [1, 3, 5, 12, 13].

Исходя из этого проблема состояния ОДА учащихся выходит за рамки только медицинской и

приобретает высокую медико-социальную значимость.

В силу продолжающегося роста патологических состояний ОДА у населения России и в связи с тем, что масштабы этого роста можно считать угрожающими, одним из приоритетных направлений на сегодняшний день является своевременное выявление нарушений и заболеваний ОДА у детей и подростков, а также их профилактика и коррекция [3— 6, 7, 12, 13].

Подростковый возраст — важнейший этап развития организма. Он является критическим с медицинских, психологических [1, 2, 5] и социальных позиций. В этот период завершается формирование скелета, интенсивно увеличиваются масса мышц и сила их сокращения. Именно в этом возрасте отмечается значительная распространенность патологических состояний ОДА, которые негативно влияют на состояние здоровья подростков и на их социализацию. Активной социализацией (получение профессионального образования, начало трудовой деятельности, подготовка к военной службе, семейной жизни, отцовству, материнству) характеризуется старший подростковый возраст. Поэтому профилактика и коррекция патологических состояний ОДА наиболее актуальны в этой возрастной фуппе.

Поскольку наиболее существенные нарушения ОДА происходят на этапе школьного обучения, то сохранение и укрепление ОДА школьников являются актуальной задачей общеобразовательной школы.

С целью изучения состояния ОДА школьников нами был проведен медицинский осмотр 505 учащихся первых и средних классов экспериментальных общеобразовательных школ № 539, 523, 1205 Юго-Западного округа и № 1726 Западного округа Москвы (табл. 1). Исследования проводили в рамках авторского проекта "Здоровье в общеобразовательной школе" (научный руководитель доктор мед. наук проф. А. В. Ляхович). Оценивали состояние позвоночника и стопы. Методика включала визуальное выявление функциональных нарушений позвоночника (модификация теста Е. Рутков-ской) и свода стопы, визуальное выявление сколиоза (методика Центрального НИИ травматологии и ортопедии) и плоскостопия [8].

Результаты осмотра показали, что среди учащихся, поступивших в 1-й класс, отсутствуют нарушения и заболевания ОДА лишь у 1,7% школьников. На каждого обследованного в 1-м классе в среднем приходится 3,4 нарушения или заболевания.

Функциональные нарушения позвоночника были выявлены в виде асимметричного расположения лопаток, отсутствия строго горизонтального распо-

Таблица 1

Распространенность нарушений и заболеваний ОДА учащихся 1-х и средних классов (по результатам осмотра в %)

1-й класс 5 -6-й класс 7 -8-й класс

Показатель мальчики девочки всего мальчики девочки всего мальчики девочки всего

(л = 89) (л = 87) (л= 176) (л = 81) (л = 80) а1 II сь (л = 70) (л = 98) (л= 168)

Скручивание туловища вокруг вертикальной оси 14,6 24,1 19.3 29.6 40 34,8* 22,9 29,6 26,8

Отсутствие строго горизонтального положения 26.3

плечевого и тазового пояса 47,2 60,9* 54» 37 31,7 54,3 52 53*

Асимметричное расположение лопаток 57,3 60,9 59,1 53,1 55,5 54 61,4 63,3 62,5

Крыловидные лопатки 32,6 28,7 30,7 30,9 31,3 31 32,9* 8,2 18,5

Выпрямленная осанка 3,4 2.3 2,8 6.2 13,8 9,9* 8,6 7,1 7,7

Сутулая осанка 10,1 8 9,1 17,3 12,5 14,9* 20 17,4 18,5

Лордичсская осанка 6.7 10,3 8.5 6.2 18,8 12.4 11,4 6,1 8,3

Кифотичсская осанка 2.2 3.4 2.8 11,1 5 8.1* 8,6 6.1 7,1

Сколиотическая осанка 12.4 11,5 11,9* 3,7 6,3 5 5.7 8.2 7.1

Сколиоз 5.6 11.5 8,5 13,6 15 14,3* 15.7 23,5 20,2

Уплощенная стопа 42,7 46 44,3* 22,2 45* 33,5 34,2 35.7 35,1

Плоскостопие 40.4» 27,3 34,1 46,9 41,3 44,1* 54,3 43,9 48,2

Остаточные явления рахита (деформация груд-

ной клетки) 33.7 23 28,4 30,9 20 25,5 35,7* 15,3 23,8

Остаточные явления рахита (Х- и О-образная де-

формация ног) 23,6 29,9 26,7 23,5 32,5 28 31,4 30,6 30,9

Без отклонений 1.1 2,3 1,7 1,2 0 0.6 1,4 1.0 1,2

Примечание. Здесь и в табл. 2, 3: * — статистически достоверное различие (р < 0,05).

ложения плечевого и тазового пояса, крыловидных лопаток, скручивания туловища вокруг вертикальной оси и нарушений осанки. Функциональные нарушения стопы — в виде ее уплощения, остаточные явления рахита — в виде Х- и О-образной деформации ног и деформаций грудной клетки. Заболевания позвоночника и стопы — в виде сколиоза и плоскостопия.

Результаты осмотра учащихся 5—6-х классов показали, что среди них практически отсутствуют школьники без нарушений ОДА. На каждого обследованного в среднем приходится 3,5 нарушения или заболевания.

По сравнению с первоклассниками в 5—6-х классах значительно больше (почти в 1,5—2 раза) учащихся с такими нарушениями и заболеваниями позвоночника, как скручивание туловища вокруг вертикальной оси, нарушения осанки (за исключением сколиотической), сколиоз.

На фоне уменьшения распространенности уплощенной стопы (почти в 1,5 раза) на такую же величину увеличивается распространенность плоскостопия, составив 44,1%. Это может свидетельствовать о переходе уплощенной стопы в плоскостопие.

Распространенность асимметрии лопаток не изменилась, сохранив свое 1-е ранговое место. Также почти без изменений остался высокий показатель остаточных явлений рахита.

Результаты осмотра учащихся 7—8-х классов показали, что среди них нарушения и заболевания ОДА отсутствуют у 1,2% школьников. На каждого обследованного приходится 3,7 нарушения или заболевания.

У учащихся 7—8-х классов достоверно увеличивается распространенность отсутствия строго горизонтального положения плечевого и тазового пояса и сколиоз. Сохранилась тенденция к росту асимметрии лопаток и плоскостопия. Другие показатели остались на том же уровне.

Несомненным фактором риска нарушений и заболеваний ОДА является избыточная масса тела.

Избыточная масса тела в 1-х классах составила 9,7%, у девочек она выявлялась почти в 2 раза чаще, чем у мальчиков (12,6 и 6,7% соответственно).

В 5—6-х классах распространенность избыточной массы тела увеличивается среди девочек более чем в 2 раза, а среди мальчиков — почти в 4 раза.

В 7—8-х классах распространенность избыточной массы тела среди девочек уменьшается почти в 2 раза, а среди мальчиков почти не изменяется.

Эти данные подтверждают результаты исследований НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ГУНЦЗД РАМН о росте в последнее время распространенности избыточной массы тела среди мальчиков среднего школьного возраста.

Таким образом, результаты обследования учащихся показали, что большинство детей, поступивших в 1-й класс, уже имеют нарушения и заболевания ОДА. В средних классах распространенность нарушений и заболеваний ОДА значительно выше по большинству показателей. Исключение составила уплощенная стопа, которая перешла в плоскостопие. Наиболее существенный рост нарушений и заболеваний ОДА школьников пришелся на 5—6-е классы (11 — 12 лет), т. е. на препубертатный период. В 7—8-х классах (13—14 лет) отмечается их некоторая стабилизация с тенденцией к росту (за исключением сколиоза, распространенность которого и в этом возрасте продолжает расти) [7].

Выявленные остаточные явления рахита являются признаками нарушений накопления кальция в костях и минерализации костной ткани, что рассматривается как факторы риска развития у школьников раннего (ювенильного) остеопороза.

Оптимизация методов и средств профилактики нарушений и заболеваний ОДА учащихся предполагает изучение уровня их знаний и умений по этой проблеме, отражающихся на образе жизни и степе-

Рис. 1. Факторы, влияющие на формирование осанки (по данным опроса, в %).

/ — ношение тяжестей з одной руке, 2 — посадка за учебным столом, 3 — занятия физкультурой и спортом, 4 — походка, 5 — положение во время сна, 6 — питание.

ни его соответствия понятию "здоровый образ жизни".

Для определения уровня информированности учащихся по вопросам нарушений ОДА и их предупреждения нами была разработана анкета с учетом факторов риска. Уровень знаний учащихся оценивали по следующим позициям: осанка, строение ОДА человека, различия ОДА детей и взрослых; влияние на формирование осанки походки, посадки за учебным столом, ношения тяжестей, положения тела во время сна, а также физической культуры, питания, одежды и обуви (всего 77 показателей).

Анкетирование 452 учащихся средних классов (5—8-е) общеобразовательных школ ЮЗАО Москвы показало, что 80% опрошенных не смогли дать правильное определение осанки. Ни один из опрошенных не назвал все признаки правильной осанки. Выделили сгорбленную спину 90,7% опрошенных, сведенные плечи 34,7%, опущенную голову 22,6%, шаркающую походку 8,2%, согнутые в коленях ноги 5,5%.

Знание факторов, влияющих на формирование осанки, выглядело следующим образом: ношение тяжестей в одной руке — 93,6%, посадка за учебным столом — 90,5%, занятия физкультурой и спортом — 83,6%, походка — 72,6%, положение во время сна — 56%, питание — 17,5% (рис. 1). Треть респондентов не знали о влиянии осанки на положение внутренних органов. Недостаточно знали школьники и о факторах, влияющих на формирование стоп. Наиболее высокий показатель информированности отмечен о влиянии правильно подобранной обуви — 64,4%. Следующие позиции занимают гимнастика для ног (54,6%), правильная походка (41,6%) и питание (5,6%) (рис. 2). На этот вопрос не смогли правильно ответить около 10%, а 14% ответили неправильно. Из числа опрошенных не оказалось лиц, указавших все факторы, способствующие правильному развитию стоп. Дефицит знаний также обусловливает мнение 15—20% опрошенных, считающих, что можно принимать самостоятельные меры (без консультации врача) при заболеваниях ОДА и нарушениях осанки. Кроме того, 6% мальчиков считали возможным не выполнять рекомендации врача. Затруднились в выборе поведения в предлагаемых ситуациях 12%

школьников, что можно также трактовать как незнание.

Таким образом, результаты опроса учащихся средних классов показали, что подростки не знают о профилактике заболеваний ОДА. У большинства опрошенных отсутствует поведение, направленное на правильное формирование ОДА, что позволяет сделать заключение о необходимости повышения уровня их информированности.

С целью оптимизации профилактики нарушений и заболеваний ОДА учащихся общеобразовательной школы в условиях учебного процесса нами разработан обучающий модуль "Профилактика и коррекция нарушений и заболеваний опорно-двигательного аппарата учащихся общеобразовательных учреждений" [10].

Модуль представляет собой 3-уровневую систему, включающую подходы к ранней диагностике и коррекции нарушений ОДА (I), оптимизацию суточной двигательной активности и физическое воспитание школьников (II), соответствующее обучение учителей, родителей и самих детей основам здорового образа жизни (III), а также структурированный набор информационно-методических материалов (см. схему).

Для повышения уровня информированности учащихся средних классов по вопросам профилактики и коррекции нарушений и заболеваний ОДА нами разработаны уроки здоровья, которые следует проводить врачам общеобразовательных учреждений в рамках предмета "Основы безопасности жизнедеятельности" (ОБЖ) или биологии. Уроки здоровья рассчитаны на 5 учебных часов по темам: "Формирование правильной осанки" (2 ч), "Формирование правильной посадки за учебным столом" (1 ч), "Формирование правильной походки" (2 ч). Каждый урок содержит цель, задачи, необходимый объем знаний и навыков, методику, контрольные вопросы и тесты для проверки знаний, задания на дом.

Целью уроков здоровья является формирование у школьников сознательного отношения к выполнению правил соблюдения нормальной осанки, посадки за учебным столом, походки, положения тела во время сна. На уроках здоровья врач также должен давать в доступной форме представление не только о нормальном развитии ОДА, но и об отклонениях от нормы, которые школьники могут заметить у себя и по поводу которых должны свое-

Рис. 2. Факторы, влияющие на правильное формирование стопы (по данным опроса, в %).

1 — правильно подобранная обувь, 2 — гимнастика для ног, 3 — правильная походка, 4 — рациональное питание.

Модуль "Профилактика и коррекция нарушений и заболеваний ОДА учащихся общеобразовательных учреждений".

дельные органы и системы учащихся, а также на весь организм в целом. Эти нагрузки отрицательно сказываются на состоянии ОДА школьников. Эффективным способом профилактики этих негативных последствий является проведение на уроках физкультминуток (ФМ).

Предлагаемые нами упражнения для ФМ разделены на 8 групп в зависимости от назначения. В качестве примеров мы рекомендуем 10 комплексов для проведения ФМ как на уроках, так и на переменах. Комплексы содержат по 7 упражнений разного назначения. Руководствуясь правилами составления комплексов, можно составлять аналогичные комплексы самостоятельно.

Врачу школы совместно с учителем физкультуры мы рекомендуем организовать подготовку учащихся (волонтеров), которые в дальнейшем смогут проводить ФМ в своих классах. Целесообразно в каждом классе подготовить 3—4 юных инструкторов для их чередования при проведении занятий.

Снимать статическую нагрузку можно и подвижными играми. Подвижные игры способствуют всестороннему гармоничному физическому и умственному развитию, тренируют координацию движений, ловкость и меткость.

Детям с изменениями осанки и стопы показаны регулярные коррекционные занятия. Для оздоровления данного контингента в школе сформированы специальные группы лечебной физкультуры

временно обратиться за советом к специалисту. Кроме того, уроки здоровья способствуют исправлению неправильно сформированных навыков непосредственно в процессе занятий.

Уроки здоровья, проводимые в рамках предмета ОБЖ или биологии, логично встраиваются в сетку учебного процесса, не требуя при этом дополнительного времени и не увеличивая нагрузку на учащихся.

Наш опыт проведения уроков здоровья на экспериментальных площадках (школы ЮЗАО Москвы) выявил достоверное повышение информированности учащихся по большинству показателей.

Для проведения со школьниками уроков здоровья можно использовать разработанные нами дидактические материалы в виде типичных жизненных ситуаций, отражающих варианты поведения, вредного и опасного для ОДА детского организма.

Обучение с использованием ситуационных проблемных задач является достаточно эффективной формой работы со школьниками, так как активизирует интерес учащихся к поставленной проблеме, способствует выработке навыков самостоятельного получения знаний, обеспечивает формирование более стойких привычек безопасного поведения, а также готовность и умение ученика самостоятельно применять их на практике.

Школьные занятия сочетают в себе психическую, статическую и динамическую нагрузки на от-

(ЛФК). Комплексы упражнений для профилактики нарушений осанки, сколиоза и плоскостопия имеют общеукрепляющую, профилактическую и корригирующую направленность. Кроме занятий ЛФК в школе дети выполняют эти упражнения в качестве домашнего задания. Метод домашних заданий как связующий элемент ЛФК в школе и дома позволяет повысить результативность выполняемых ребенком упражнений.

Помощником в этой работе должна стать семья. Родителям и педагогам необходимо осознать необходимость совместной и согласованной работы школы и семьи, что обеспечит единые взгляды на сущность и значение гигиенических требований и норм поведения человека в обществе, позволит в семейных условиях продолжать обучение и закреплять полученные в школе знания и умения, трансформировать их в навыки и привычки. Только единство гигиенических требований к ребенку в школе и семье может дать положительные результаты.

Эффективное осуществление этих принципов в значительной мере зависит от медико-гигиениче-ских знаний и навыков родителей.

Для повышения медицинской грамотности родителей требуется их обучение, а также формирование мотивации к получению медико-гигиенических знаний. С целью повышения уровня медицинских знаний родителей по проблеме профилактики и коррекции нарушений и заболеваний ОДА школьников нами разработаны и проводятся обучающие семинары и блицлекции на классных родительских собраниях. Кроме того, с родителями детей, у которых были выявлены отклонения ОДА, проводятся индивидуальные беседы и медицинские консультации.

В качестве информационно-методического раздаточного материала, которым обеспечиваются ро-

дители, учителя и дети, нами подготовлены памятки "Как сохранить правильную осанку", "Профилактика и коррекция нарушений осанки и искривлений позвоночника у школьников", "Плоскостопие у школьников: профилактика и лечение", "Физкультпауза: комплекс упражнений для выполнения дома или в группе продленного дня во время приготовления домашних заданий", "Целебная сила движений: физкультминутки и подвижные игры в школе", "Витаминно-минеральные комплексы для обогащения пищевого рациона школьников".

С целью профилактики патологических состояний ОДА учащихся средних классов указанный обучающий модуль был внедрен в работу общеобразовательной школы № 539 ЮЗАО Москвы. Работу с использованием данного модуля проводили в течение трех лет (2003—2006 гг.). За этот период учащиеся 5—8-х классов стали учащимися 8—11-х классов.

Для определения эффективности обучающего модуля через 3 года была проведена повторная оценка состояния ОДА той же группы школьников (154 человека), обучающихся в 8—11-х классах.

Как видно из табл. 2, использование в работе обучающего модуля в течение трех лет позволило достоверно снизить распространенность таких патологических состояний ОДА, как асимметричное расположение лопаток, крыловидные лопатки, выпрямленная осанка, лордическая осанка, кифоти-ческая осанка, сколиоз и плоскостопие, т. е. по 7 показателям из 14. Кроме того, средний показатель распространенности избыточной массы тела в 8— 11-х классах составил 10,5%, что достоверно ниже по сравнению с этим показателем в 5—8-х классах (23,1%).

Был проведен сравнительный анализ состояния ОДА учащихся экспериментальной группы (в обу-

Таблица 2

Распространенность патологических состояний ОДА учащихся средних и старших классов до и после внедрения обучающего модуля

Показатель До внедрения модуля (5—8-е классы) После внедрения модуля (8—11-е классы)

мальчики (л = 84) девочки (л = 85) всего (л = 169) мальчики (л = 79) девочки (л = 75) всего (л = 154)

абс. % абс. % абс. % обе. % абс. % абс. %

Скручивание туловища вокруг вертикальной оси 18 21,4 24 28,2 42 24,9 16 20,3 17 22,7 33 21,4

Отсутствие строго горизонтального положения плечевого

и тазового пояса 41 48,8 38 44,7 79 46,7* 38 48,1 64 85,3 102 66,2

Асимметричное расположение лопаток 56 66,7 55 64,7 111 65,7 42 40,5 32 42,7 74 41,0

Крыловидные лопатю! 29 34,5 9 10,6 38 22,5 12 15,2 3 4 15 9.7

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Выпрямленная осанка 7 8,3 9 10,6 16 9,5 2 2,5 4 5,3 6 3,9

Сутулая осанка 15 17,9 13 15,3 28 16,6 19 24,1 8 10,7 27 17,5

Лордическая осанка 8 9,5 6 7,1 14 8,3 1 1,3 1 1,3 2 1,3

Кифотическая осанка 8 9,5 5 5,9 13 7,7 2 2,5 2 2,7 4 2,6

Сколиотическая осанка 4 4,8 6 7,1 10 5,9* 12 15,2 13 17,3 25 16,2

Сколиоз 12 14,3 23 27,1 35 20,7 8 10,1 15 20 23 14,9

Уплощенная стопа 29 34,5 28 32,9 57 33,7 25 31,6 26 34,7 51 33,1

Плоскостопие 40 47,6 41 48,2 81 47,9 27 34,2 29 38,6 56 36,4

Остаточные явления рахита (деформация грудной клетки) 24 28,6 8 9,4 32 18,9 33 41,8 8 10,7 41 26,6

Остаточные явления рахита (Х- и О-образная деформация

ног) 23 27,4 25 29,4 48 28,4 26 32,9 28 37,3 54 35,1

Без отклонений 1 1,2 1 1,2 2 1,2 3 3,8 1 1,3 4 2,6

Всего... 314 290 604 263 250 513

На одного обследованного 3,7 314 33 33 33

Таблица 3

Распространенность патологических состояний ОДА среди учащихся 8—10-х классов экспериментальной и контрольной групп

Школа № 539 ЮЗАО Москвы (экспериментальная группа) Школа № 149 CAO Москвы (контрольная группа)

Показатель мальчики (л = 79) девочки (л = 75) всего (л = 154) мальчики (л = 134) девочки (л = 70) всего (л « 204)

абс. % абс. Ж абс. % абс. % абс. % абс. %

Скручивание туловища вокруг 68 33,3

вертикальной оси 16 20,3 17 22,7 33 21,4* 36 26,9 32 45,7

Отсутствие строго горизонталь-

ного положения плечевого и

тазового пояса 38 48,1* 64 85,3 102 66,2 94 70,1 59 84,3 153 75

Асимметричное расположение

лопаток 42 40,5 32 42,7 74 41,6* 80 59,7 37 52,9 117 57,4

Крыловидные лопатки 12 15,2 3 4 15 9,7 13 9,7 0 0 13 6,4

Выпрямленная осанка 2 2,5 4 5,3 6 3,9 7 5,2 4 5,7 11 5,4

Сутулая осанка 19 24,1 8 10,7 27 17,5 16 11,9* 8 11,4 24 11,8

Лордическая осанка 1 1,3 I 1,3 2 1,3 3 2,2 3 4,3 6 2,9

Кифотическая осанка 2 2,5 2 2,7 4 2,6 8 6 3 4,3 11 5,4

Сколиотическая осанка 12 15,2 13 17,3 25 16,2 16 11,9 13 18,6 29 14,2

Сколиоз 8 10,1 15 20 23 14,9* 35 26,1 25 35,7 60 29,4

Уплощенная стопа 25 31,6 26 34,7 51 33,1 50 37,3 27 38,6 77 37,7

Плоскостопие 27 34,2 29 38,6 56 36,4 59 44 30 42,9 89 43,6

Остаточные явления рахита (де-

формация грудной клетки) 33 41,8 8 10,7 41 26,6* 82 61,2 26 37,1 108 52,9

Остаточные явления рахита (Х- и

О-образная деформация ног) 26 32,9 28 37,3 54 35,1* 53 39,6 41 58,6 94 46,1

Без отклонений 3 3,8 1 1,3 4 2,6 3 2,2 0 0 3 1.5

Всего... 263 250 513 552 308 860

На одного обследованного 3,3 3,3 3,3 4,1 4,4 4,2

Примечание. CAO — Северный административный округ.

чение школьников внедрен обучающий модуль) и контрольной группы (учащиеся другой школы, где обучающий модуль внедрен не был).

Результаты осмотра учащихся показали, что в экспериментальной группе по сравнению с контрольной оказалось больше школьников, не имеющих патологических состояний ОДА (2,6 и 1,5% соответственно). На каждого обследованного в экспериментальной группе приходится меньше нарушений и заболеваний, чем в контрольной группе (3,3 и 4,2% соответственно) (табл. 3).

В экспериментальной группе оказалась достоверно ниже распространенность скручивания туловища вокруг вертикальной оси, асимметричного расположения лопаток, остаточных явлений рахита в виде деформации грудной клетки и в виде Х- и О-образной деформации ног, отсутствия строго горизонтального положения плечевого и тазового пояса среди мальчиков, сколиоза, а также суммарного показателя уплощенной стопы и плоскостопия (69,5 и 81,4% соответственно).

В экспериментальной группе было выявлено достоверное увеличение распространенности только одного показателя — сутулой осанки среди мальчиков.

При сравнении показателей распространенности избыточной массы тела в экспериментальной и контрольной группах достоверных различий выявлено не было. Невысокая распространенность избыточной массы тела в контрольной группе, по-видимому, объясняется тем, что школьники этой группы учатся в школе, в которой организация фи-

зического воспитания находится на высоком уровне. В этой школе работает 7 спортивных секций и кружок спортивных танцев, а также в течение недели проводится 3 урока физкультуры. Однако, как показали наши исследования, дополнительное физическое воспитание на состояние ОДА школьников этой группы по сравнению с экспериментальной существенно не повлияло.

Выводы. 1. Большинство детей, поступивших в 1-й класс, уже имеют нарушения и заболевания ОДА.

2. Среди учащихся средних классов по сравнению с первоклассниками распространенность нарушений и заболеваний ОДА значительно выше по большинству показателей; наиболее существенный рост нарушений и заболеваний ОДА у школьников пришелся на 5—6-е классы (11 — 12 лет).

3. Большое количество детей с остаточными явлениями рахита и избыточной массой тела диктует необходимость научного обоснования разработки профилактических и оздоровительных мероприятий по устранению этих проблем.

4. Учащиеся средних классов не знают о профилактике заболеваний ОДА. У большинства опрошенных отсутствует поведение, направленное на правильное формирование ОДА, что свидетельствует о необходимости повышения уровня их информированности в этой области.

5. Внедрение обучающего модуля "Профилактика и коррекция нарушений и заболеваний опорно-двигательного аппарата учащихся общеобразовательных учреждений" позволило достоверно снизить распространенность патологических состоя-

ний ОДА по 7 из 14 показателей, а также распространенность избыточной массы тела, что свидетельствует об эффективности внедренного модуля.

6. Сравнительный анализ состояния ОДА учащихся экспериментальной и контрольной групп показал достоверно более низкую распространенность патологических состояний ОДА в экспериментальной группе по 7 из 14 показателей (включая остаточные явления рахита), что также подтверждает эффективность обучающего модуля.

7. Разработанный специалистами лаборатории формирования здоровья детей и молодежи НИИ общественного здоровья и управления здравоохранением ММА им. И. М. Сеченова обучающий модуль по профилактике и коррекции патологических состояний ОДА школьников необходимо внедрять, начиная с 1-х классов.

Л итература

1. Баранов А. А., Щеплягина Л. А., Ямпольская Ю. А. и др. // Проблемы подросткового возраста. — М., 2003. - С. 5-53.

2. Баранов А. А., Кучма В. Р., Сухарева Л. М. Медико-психосоциальный статус подростков выпускников 2 ступени общеобразовательной школы и профилактика нарушений адаптации: Пособие для врачей. — М., 2004.

3. Диагностика, профилактика и коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата у детей и подростков: Материалы Всероссийской конференции с международным участием. — М., 2002.

4. Здоровье, обучение, воспитание детей и молодежи в XXI веке: Материалы международного конгресса. — М., 2004. - Ч. 1-3.

5. Ильин А. Г. Состояние здоровья детей подросткового возраста и совершенствование системы их медицинского обеспечения: Автореф. дис. ... д-ра мед. наук. - М., 2005.

6. Куинджи Н. Н. Валеология: Пути формирования здоровья школьников. — М., 2001.

7. Мирская Н. Б., Коломенская А. Н., Ляхович А. В., Си-някина А. Д. // Сборник научных трудов "Современные проблемы социальной педиатрии и организации здравоохранения". — СПб., 2006. — С. 200—204.

8. Организация медицинского контроля за развитием и здоровьем дошкольников и школьников на основе массовых скрининг тестов и их оздоровление в условиях детского сада, школы: Метод, рекомендации / Под ред. Г. Н. Сердюковской. — М., 1993.

9. Проблемы здоровья детей, подростков и молодежи в условиях эколого-гигиенического неблагополучия // Материалы III Всероссийского Форума "Здоровье нации — основа процветания России" / Под ред. Г. Г. Онищенко, А. И. Потапова. — М., 2007.

10. Профилактика и коррекция нарушений и заболеваний опорно-двигательного аппарата учащихся общеобразовательных учреждений: Учебное пособие для учителей общеобразовательных учреждений и медицинских работников / Под ред. Л. Е. Курнешо-вой, А. В. Ляховича; Мирская Н. Б., Коломенская А. Н., Ляхович А. В. и др. - М., 2007.

11. Сухарева Л. М., Шубочкина Е. И., Молчанова С. С., Куликова А. В. // Вестник РАМН. - 2003. - № 8. — С. 23-27.

12. Храмцов П. И. Методология изучения осанки в гигиене детей и подростков: Автореф. дис.... д-ра мед. наук. - М., 1998.

13. Цибикжапова М. В. // Информац. бюл. "Здоровье населения и среда обитания". — М., 2004. — № 3. — С. 12-14.

Поступила 02.07.07

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2008 УДК 613.955:616-057.874(470.63)

О. С. Феодосиади, А. С. Калмыкова, М. А. Попова

МОНИТОРИНГ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ СЕЛЬСКИХ ШКОЛЬНИКОВ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

Государственная медицинская академия, Ставрополь

Медико-профилактический мониторинг — система динамических донозологических наблюдений за состоянием здоровья, гигиеническая диагностика на индивидуальном и популяционном уровнях [3].

Основными принципами выбора мониторируе-мых показателей являются доступность на всех уровнях, воспроизводимость при выборочной проверке и информативность для системы длительного наблюдения за состоянием здоровья населения и средой обитания [4—6]. Таким образом, спектр монитерируемых параметров может быть достаточно широким.

В настоящее время в условиях интенсификации школьного обучения весьма актуальным является проведение мониторинга функциональных возможностей школьников, позволяющего, в частности, оценить, какие системы организма и в какой степени подвержены потенциально негативному воздействию образовательных технологий. Первоочередность профилактических мер по сохранению и укреплению здоровья учащихся в конкретных условиях образовательного учреждения [7] обосно-

вывается выявляемыми с помощью мониторинга наиболее значимыми текущими показателями функционального состояния организма.

В нашей работе в качестве мониторируемых параметров были избраны показатели деятельности кардиореспираторной системы, так как функциональное состояние данной системы и ее резервные возможности играют важную роль в адаптации детского организма к физическим нагрузкам, обеспечивая сохранение здоровья в условиях меняющихся факторов внешней среды. Параметры работы сердечно-сосудистой системы (ССС) очень чувствительны и раньше других физиологических характеристик реагируют на процессы адаптации организма ребенка [2].

Цель работы — на основе анализа показателей деятельности кардиореспираторной системы сельских школьников выявить критические периоды школьного обучения, сопровождающиеся наивысшим напряжением функциональных возможностей организма ребенка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.