Научная статья на тему 'ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РЕАКЦИИ КАРДИОРЕСПИРАТОРНОЙ СИСТЕМЫ ПЕРВОКЛАССНИКОВ НА ФИЗИЧЕСКУЮ НАГРУЗКУ'

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РЕАКЦИИ КАРДИОРЕСПИРАТОРНОЙ СИСТЕМЫ ПЕРВОКЛАССНИКОВ НА ФИЗИЧЕСКУЮ НАГРУЗКУ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
92
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАРДИОРЕСПИРАТОРНАЯ СИСТЕМА / ПЕРВОКЛАССНИКИ / ФИЗИЧЕСКАЯ НАГРУЗКА / АРТЕРИАЛЬНОЕ ДАВЛЕНИЕ / ЖИЗНЕННАЯ ЕМКОСТЬ ЛЕГКИХ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Комарова Нина Анатольевна, Нажалкина Елизавета Ивановна

В статье преведены результаты исследования влияния физической нагрузки на показатели кардиореспираторной системы школьников в течение первого года обучения. Выявленные после физической нагрузки результаты позволяют говорить о низком уровне резервных возможностей дыхательной системы мальчиков. У девочек первого года обучения наблюдалась положительная динамика показателей ССС на протяжении учебного года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Комарова Нина Анатольевна, Нажалкина Елизавета Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РЕАКЦИИ КАРДИОРЕСПИРАТОРНОЙ СИСТЕМЫ ПЕРВОКЛАССНИКОВ НА ФИЗИЧЕСКУЮ НАГРУЗКУ»

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ НАУЧНОЙ РАБОТЫ

ВОЗРACТНЫЕ ОCОБЕННОCТИ РЕAКЦИИ КAРДИОРЕCПИРAТОРНОЙ CИCТЕМЫ ПЕРВОКЛACCНИКОВ НA ФИЗИЧЕ^УЮ НAГРУЗКУ

Комарова Нина Анатольевна, Нажалкина Елизавета Ивановна, Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевъева, г. Саранск

E-mail: ninasm@bk.ru

Аннотация. В статье преведены результаты исследования влияния физической нагрузки на показатели кардиореспираторной системы школьников в • течение первого года обучения. Выявленые после физической нaгрузки результаты позволяют говорить о низком уровне резервных возможностей дыхательной системы мальчиков. У девочек первого годa обучения нaблюдaлacь положительнaя динамика показателей CCC на протяжении учебного года.

Ключевые слова: кардиореспираторная система, первоклассники, физическая нагрузка, артериальное давление, жизненная емкость легких.

Учебная деятельность сопровождается рассогласованием

интеллектуального и физического компонентов нагрузок, увеличением интенсивности обучающих программ, появлением «школьной гипокинезии». Все эти факторы вызывают у детей формирование долговременной пассивной адаптации, возникновение функциональных сдвигов в состоянии систем детского организма. Начало школьного обучения приводит к резкому увеличению психо-эмоциональной и физической нагрузки у детей. Разные виды нагрузок вызывают резкое увеличение потребления кислорода в нервной и мышечной системах ребенка. Поэтому возникает необходимость в обеспечении возросшего потребления кислорода органами и тканями [2, с. 358].

Кардиореспираторная система, обеспечивающая поступление кислорода к клеткам организма является одной из важнейших физиологических систем, определяющей как умственную, так и физическую работоспособность детей в онтогенезе и при адаптации к учебной деятельности [1, с. 140; 3, с. 86].

Общие закономерности развития кардиореспираторной системы, ее

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

резервных и адаптивных возможностей в онтогенезе детей и подростков многосторонне изучены отечественными и зарубежными авторами. Однако отсутствует одновременное изучение составляющих конвекционного транспорта газов при разных видах тестирующих физических нагрузок в период адаптации к новому виду деятельности - обучению в школе. Поэтому, изучение динамики показателей внешнего дыхания и сердечно-сосудистой системы младших школьников на физические нагрузки в течение учебного года представляется весьма актуальным.

Цель работы - изучение влияния физической нагрузки на кардиореспираторную систему первоклассников в течение учебного года в зависимости от их возраста и пола.

Исследование проводилось в МОУ «Средняя общеобразовательная школа школе №3 8» г. Саранска. В эксперименте принимали участие практически здоровые школьники 1-го года обучения. Количество детей составило 40 человека, из них 20 девочек и 20 мальчиков. Возрастные границы определялись по дате рождения ребенка ± 6 месяцев 29 дней. С учетом пола было сформировано 2 группы школьников. Все исследования проводились в первой • половине дня в спокойном состоянии и после физической нагрузки. В качестве физической нагрузки школьникам предлагалось выполнить 20 глубоких приседаний за 30 секунд (ноги на ширине плеч, приседая - вытягивать руки вперед, вставая - опускать).

Для изучения функционирования кардио-респираторной системы мальчиков и девочек первого года обучения проведены исследования в начале, середине и конце учебного года. Для каждого среза в качестве контроля принимались значения параметров сердечной деятельности и внешнего дыхания в состоянии покоя.

Для оценки функционального состояния ССС школьников на различного вида нагрузки использовались такие показатели, как ЧСС, АД. При исследовании дыхательной системы использовался метод определением дыхательных объемов - спирометрия. Для составления данных исследуемых групп, полученные с помощью исследования и тестирования, обрабатывали с помощью метода математической статистики для малых выборок. Определяли средние результаты выборки, и оценивали достоверность различий по ^ критерию Стьюдента.

В начале учебного года при физической нагрузке у девочек изменялись все изученные значения параметров сердечно-сосудистой системы. Так, после нагрузки наблюдалось увеличение значения ЧСС с 79,38±1,01 уд/мин до 88,63±1,3 уд/мин, систолического АД с 99,38±0,96 мм.рт.ст до 115,13±0,9 мм.рт.ст, диастолического АД с 69,13±0,88 мм.рт.ст до 76±1,02 мм.рт.ст.

47

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

Значение ЖЕЛ незначительно увеличивалось с 1,32±0,17 л до 1,39±0,17 л. (таблица 1).

Таблица 1

Показатели кардиореспираторной системы девочек первого года обучения до и после физической нагрузки в течение учебного года

Показатели Начала учебного года Середина учебного года Конец учебного года

До После До нагрузки После нагрузки До После

нагрузки нагрузки нагрузки нагрузки

ЧСС, уд/мин 79,38±1,01 88,63± 1,30 78,3 8± 1,14 92,13±1,42* 79,75± 1,13 91,25± 1,60*

САД, 99,38±0,96 115,13±0,90 100,63± 0,93 110,85±0,86 108,50± 0,95 119,38± 1,03*

мм рт. ст.

ДАД, 69ДЗ±0,88 76,00± 1,02* 70,63± 0,94 69,88±1,19* 77,50± 0,95 79,50± 1,00

мм рт. ст.

ПАД, 30,25±0,93 39,13± 1,04* 30,00± 0,97 37,75±1,12* 31,00± 0,79 39,88±1,25*

мм рт. ст.

ЖЕЛ, л. 1,32± 0,17 1,39±0,17 1,66±0,17* 1,64±0,16 1,40± 0,17* 1,62±0,16

Исходные значения артериального давления у мальчиков первого года • обучения в начале учебного года были следующими: САД - 107,6±0,99 мм.рт.ст, ДАД - 68±0,95 мм.рт.ст. Частота сердечных сокращений равнялась 80,9±1,06 уд/ мин. После физической нагрузки значение систолического АД увеличилось (р<0,05). Изменения значений параметров сердечной деятельности были недостоверными.

В начала учебного года у мальчиков первого года обучения в покое были зафиксированы ЖЕЛ - 1,47±0,16 л. Нагрузка привела к изменению значения ЖЕЛ до 1,44±0,15 л. (таблица 2).

Таблица 2

Показатели кардиореспираторной системы мальчиков первого года обучения до и после физической нагрузки в течение учебного года

Показатели Начала учебного года Середина учебного года Конец учебного года

До После До нагрузки После нагрузки До После нагрузки

нагрузки нагрузки нагрузки

ЧСС, уд/мин 80,90± 1,06 85,60± 1,29 75,50±1,09* 86,13± 1,53 77,38± 1,18 85,50± 1,55

САД, 107,60±0,9 118,30±1,01 105,10±0,98 122,25±0,88* 103,75±0,98* 124,25± 0,78*

мм рт. ст.

ДАД, 68,00±0,95 73,10± 0,76 71,40± 0,75 74,25± 0,83 70,00± 0,79 76,3 8± 0,95*

мм рт. ст.

ПАД, 39,60±1,24 45,20± 0,98 33,70± 0,93 48,00±0,95* 33,75± 1,02 47,88± 0,96*

мм рт. ст.

ЖЕЛ, л. 1,47± 0,16 1,44± 0,15 1,43± 0,15 1,68± 0,19* 1,42± 0,15 1,58± 0,17

48

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

Полученные результаты свидетельствуют о существенном влиянии физической нагрузки на систему внешнего дыхания первоклассников в начале процесса обучения в школе. Возможно, резервные возможности системы внешнего дыхания девочек больше по сравнению с мальчиками, о чем свидетельствует достоверное изменение у девочек показателей кардиореспираторной системы.

В исследованиях, проведенных в середине учебного года было выявлено, что значения параметров деятельности сердечно-сосудистой системы девочек, обучающихся в первом классе, в покое не отличались от начала учебного года. Так, значение систолического артериального давления составляло 100,63±0,93 мм.рт.ст., диастолическое артериальное давление равнялось 70,63±0,94 мм.рт.ст. ЧСС составляло 78,38±1,14 мм.рт.ст.

Значения показателей внешнего дыхания девочек первого года обучения, полученные в середине учебного года в состоянии покоя имели некоторые отличия от величины данных показателей в экспериментах, проведенных в начале учебного года. Так, наблюдалось увеличение ЖЕЛ (р<0,05).

Физическая нагрузка вызывала достоверные изменения основных • показателей сердечно-сосудистой системы в середине учебного года. После нагрузки систолическое артериальное давление возрастало до 110,85±0,79 мм.рт.ст. (р<0,05), а диастолическое, напротив, несколько снижалось. В результате происходило увеличение пульсового АД (р<0,05). ЧСС после нагрузки также увеличивалась (р<0,05). Нагрузка не приводила к достоверным изменениям изучаемых параметров внешнего дыхания у девочек в экспериментах, проведенных в середине учебного года.

В исследованиях, проведенных в середине учебного года было выявлено, что значения параметров деятельности сердечно-сосудистой системы мальчиков обучающихся в первом классе отличались от таковых полученных в начале учебного года. Отмечалось снижение ЧСС и САД. После физической нагрузки наблюдалось повышение систолического и диастолического артериального давления (р<0,05). При этом наблюдалось выраженное увеличение пульсового давления (р<0,05). Отмечено увеличение значений частоты сердечных сокращений и жизненной емкости.

При исследованиях проведенных в конце учебного года было выявлено, что значения показателей сердечно-сосудистой системы в покое у девочек первого года обучения, полученные в данном периоде не имели существенных отличий по сравнению с серединой и осенними показателями.

В исследованиях, проведенных в конце учебного года, физическая нагрузка приводила к увеличению систолического и диастолического АД у девочек заканчивающихся первый класс (р<0,05). Пульсовое давление увеличивалось

49

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

(р<0,05). ЧСС равнялось 91,25±1,07 уд/мин.

Величина ЖЕЛ в покое и после нагрузки существенно не отличались. При изучении состояния сердечно-сосудистой системы мальчиков первого года обучения в конце учебного года, мы обнаружили некоторое снижение систолического артериального давления по сравнению с началом учебного года (р<0,05). После нагрузки наблюдалось повышение артериального САД (р<0,05), ДАД (р<0,05) и пульсового АД (р<0,05). ЧСС увеличивалась с 77,38±1,18 до 85,5±1,55 уд/мин.

В покое значение ЖЕЛ практически не изменялось по сравнению с данными, полученными зимой. После физической нагрузки данный показатель увеличивался.

В ходе исследования влияния физической нагрузки на состояние кардиореспираторной системы младших школьников мы проанализировали эффекты действия нагрузки на показатели внешнего дыхания и сердечнососудистой системы детей первого года обучения. Выявлено, что у мальчиков-первоклассников после нагрузки значения показателей ССС не менялись на протяжении всего учебного года. Показатели, полученные в конце учебного года • свидетельствуют об утомлении и указывает на недостаточную степень адаптации к нагрузке или ее неадекватности. Полученные после нагрузки результаты позволяют говорить о низком уровне резервных возможностей дыхательной системы мальчиков. У девочек первого года обучения наблюдалась положительная динамика показателей ССС на протяжении учебного года. Наилучшие результаты показателей вентиляции легких девочек были, зафиксированы к концу первого года обучения.

Литература:

1. Ванюшин Ю.С. Взаимосвязь показателей гемодинамики и физического развития детей и подростков с различными типами кровообращения / Ю.С. Ванюшин, Ф.Г. Ситдиков, P.M. Хаматова // Физиология человека. - 2003. - Т. 29. - № 3. - С. 139-142.

2. Русинова С.И. Возрастные аспекты здоровья / С.И. Русинова, Г.А. Назипова, JI.M. Сабитова, Г.А. Билалова // Физиология человека: Материалы Междунар. конф. - М., 2000. - С. 356-390.

3. Ширяева И.С. Некоторые показатели функции внешнего дыхания у здоровых детей дошкольного и школьного возраста / И.С. Ширяева // Педиатрия. - 1970. -№ 6. - С. 86-87.

50

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.