ПРЕДСТАВЛЕНИЕ НАУЧНОЙ РАБОТЫ
ВОЗРACТНЫЕ ОCОБЕННОCТИ РЕAКЦИИ КAРДИОРЕCПИРAТОРНОЙ CИCТЕМЫ ПЕРВОКЛACCНИКОВ НA ФИЗИЧЕ^УЮ НAГРУЗКУ
Комарова Нина Анатольевна, Нажалкина Елизавета Ивановна, Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевъева, г. Саранск
E-mail: ninasm@bk.ru
Аннотация. В статье преведены результаты исследования влияния физической нагрузки на показатели кардиореспираторной системы школьников в • течение первого года обучения. Выявленые после физической нaгрузки результаты позволяют говорить о низком уровне резервных возможностей дыхательной системы мальчиков. У девочек первого годa обучения нaблюдaлacь положительнaя динамика показателей CCC на протяжении учебного года.
Ключевые слова: кардиореспираторная система, первоклассники, физическая нагрузка, артериальное давление, жизненная емкость легких.
Учебная деятельность сопровождается рассогласованием
интеллектуального и физического компонентов нагрузок, увеличением интенсивности обучающих программ, появлением «школьной гипокинезии». Все эти факторы вызывают у детей формирование долговременной пассивной адаптации, возникновение функциональных сдвигов в состоянии систем детского организма. Начало школьного обучения приводит к резкому увеличению психо-эмоциональной и физической нагрузки у детей. Разные виды нагрузок вызывают резкое увеличение потребления кислорода в нервной и мышечной системах ребенка. Поэтому возникает необходимость в обеспечении возросшего потребления кислорода органами и тканями [2, с. 358].
Кардиореспираторная система, обеспечивающая поступление кислорода к клеткам организма является одной из важнейших физиологических систем, определяющей как умственную, так и физическую работоспособность детей в онтогенезе и при адаптации к учебной деятельности [1, с. 140; 3, с. 86].
Общие закономерности развития кардиореспираторной системы, ее
ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА
резервных и адаптивных возможностей в онтогенезе детей и подростков многосторонне изучены отечественными и зарубежными авторами. Однако отсутствует одновременное изучение составляющих конвекционного транспорта газов при разных видах тестирующих физических нагрузок в период адаптации к новому виду деятельности - обучению в школе. Поэтому, изучение динамики показателей внешнего дыхания и сердечно-сосудистой системы младших школьников на физические нагрузки в течение учебного года представляется весьма актуальным.
Цель работы - изучение влияния физической нагрузки на кардиореспираторную систему первоклассников в течение учебного года в зависимости от их возраста и пола.
Исследование проводилось в МОУ «Средняя общеобразовательная школа школе №3 8» г. Саранска. В эксперименте принимали участие практически здоровые школьники 1-го года обучения. Количество детей составило 40 человека, из них 20 девочек и 20 мальчиков. Возрастные границы определялись по дате рождения ребенка ± 6 месяцев 29 дней. С учетом пола было сформировано 2 группы школьников. Все исследования проводились в первой • половине дня в спокойном состоянии и после физической нагрузки. В качестве физической нагрузки школьникам предлагалось выполнить 20 глубоких приседаний за 30 секунд (ноги на ширине плеч, приседая - вытягивать руки вперед, вставая - опускать).
Для изучения функционирования кардио-респираторной системы мальчиков и девочек первого года обучения проведены исследования в начале, середине и конце учебного года. Для каждого среза в качестве контроля принимались значения параметров сердечной деятельности и внешнего дыхания в состоянии покоя.
Для оценки функционального состояния ССС школьников на различного вида нагрузки использовались такие показатели, как ЧСС, АД. При исследовании дыхательной системы использовался метод определением дыхательных объемов - спирометрия. Для составления данных исследуемых групп, полученные с помощью исследования и тестирования, обрабатывали с помощью метода математической статистики для малых выборок. Определяли средние результаты выборки, и оценивали достоверность различий по ^ критерию Стьюдента.
В начале учебного года при физической нагрузке у девочек изменялись все изученные значения параметров сердечно-сосудистой системы. Так, после нагрузки наблюдалось увеличение значения ЧСС с 79,38±1,01 уд/мин до 88,63±1,3 уд/мин, систолического АД с 99,38±0,96 мм.рт.ст до 115,13±0,9 мм.рт.ст, диастолического АД с 69,13±0,88 мм.рт.ст до 76±1,02 мм.рт.ст.
47
ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА
Значение ЖЕЛ незначительно увеличивалось с 1,32±0,17 л до 1,39±0,17 л. (таблица 1).
Таблица 1
Показатели кардиореспираторной системы девочек первого года обучения до и после физической нагрузки в течение учебного года
Показатели Начала учебного года Середина учебного года Конец учебного года
До После До нагрузки После нагрузки До После
нагрузки нагрузки нагрузки нагрузки
ЧСС, уд/мин 79,38±1,01 88,63± 1,30 78,3 8± 1,14 92,13±1,42* 79,75± 1,13 91,25± 1,60*
САД, 99,38±0,96 115,13±0,90 100,63± 0,93 110,85±0,86 108,50± 0,95 119,38± 1,03*
мм рт. ст.
ДАД, 69ДЗ±0,88 76,00± 1,02* 70,63± 0,94 69,88±1,19* 77,50± 0,95 79,50± 1,00
мм рт. ст.
ПАД, 30,25±0,93 39,13± 1,04* 30,00± 0,97 37,75±1,12* 31,00± 0,79 39,88±1,25*
мм рт. ст.
ЖЕЛ, л. 1,32± 0,17 1,39±0,17 1,66±0,17* 1,64±0,16 1,40± 0,17* 1,62±0,16
Исходные значения артериального давления у мальчиков первого года • обучения в начале учебного года были следующими: САД - 107,6±0,99 мм.рт.ст, ДАД - 68±0,95 мм.рт.ст. Частота сердечных сокращений равнялась 80,9±1,06 уд/ мин. После физической нагрузки значение систолического АД увеличилось (р<0,05). Изменения значений параметров сердечной деятельности были недостоверными.
В начала учебного года у мальчиков первого года обучения в покое были зафиксированы ЖЕЛ - 1,47±0,16 л. Нагрузка привела к изменению значения ЖЕЛ до 1,44±0,15 л. (таблица 2).
Таблица 2
Показатели кардиореспираторной системы мальчиков первого года обучения до и после физической нагрузки в течение учебного года
Показатели Начала учебного года Середина учебного года Конец учебного года
До После До нагрузки После нагрузки До После нагрузки
нагрузки нагрузки нагрузки
ЧСС, уд/мин 80,90± 1,06 85,60± 1,29 75,50±1,09* 86,13± 1,53 77,38± 1,18 85,50± 1,55
САД, 107,60±0,9 118,30±1,01 105,10±0,98 122,25±0,88* 103,75±0,98* 124,25± 0,78*
мм рт. ст.
ДАД, 68,00±0,95 73,10± 0,76 71,40± 0,75 74,25± 0,83 70,00± 0,79 76,3 8± 0,95*
мм рт. ст.
ПАД, 39,60±1,24 45,20± 0,98 33,70± 0,93 48,00±0,95* 33,75± 1,02 47,88± 0,96*
мм рт. ст.
ЖЕЛ, л. 1,47± 0,16 1,44± 0,15 1,43± 0,15 1,68± 0,19* 1,42± 0,15 1,58± 0,17
48
ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА
Полученные результаты свидетельствуют о существенном влиянии физической нагрузки на систему внешнего дыхания первоклассников в начале процесса обучения в школе. Возможно, резервные возможности системы внешнего дыхания девочек больше по сравнению с мальчиками, о чем свидетельствует достоверное изменение у девочек показателей кардиореспираторной системы.
В исследованиях, проведенных в середине учебного года было выявлено, что значения параметров деятельности сердечно-сосудистой системы девочек, обучающихся в первом классе, в покое не отличались от начала учебного года. Так, значение систолического артериального давления составляло 100,63±0,93 мм.рт.ст., диастолическое артериальное давление равнялось 70,63±0,94 мм.рт.ст. ЧСС составляло 78,38±1,14 мм.рт.ст.
Значения показателей внешнего дыхания девочек первого года обучения, полученные в середине учебного года в состоянии покоя имели некоторые отличия от величины данных показателей в экспериментах, проведенных в начале учебного года. Так, наблюдалось увеличение ЖЕЛ (р<0,05).
Физическая нагрузка вызывала достоверные изменения основных • показателей сердечно-сосудистой системы в середине учебного года. После нагрузки систолическое артериальное давление возрастало до 110,85±0,79 мм.рт.ст. (р<0,05), а диастолическое, напротив, несколько снижалось. В результате происходило увеличение пульсового АД (р<0,05). ЧСС после нагрузки также увеличивалась (р<0,05). Нагрузка не приводила к достоверным изменениям изучаемых параметров внешнего дыхания у девочек в экспериментах, проведенных в середине учебного года.
В исследованиях, проведенных в середине учебного года было выявлено, что значения параметров деятельности сердечно-сосудистой системы мальчиков обучающихся в первом классе отличались от таковых полученных в начале учебного года. Отмечалось снижение ЧСС и САД. После физической нагрузки наблюдалось повышение систолического и диастолического артериального давления (р<0,05). При этом наблюдалось выраженное увеличение пульсового давления (р<0,05). Отмечено увеличение значений частоты сердечных сокращений и жизненной емкости.
При исследованиях проведенных в конце учебного года было выявлено, что значения показателей сердечно-сосудистой системы в покое у девочек первого года обучения, полученные в данном периоде не имели существенных отличий по сравнению с серединой и осенними показателями.
В исследованиях, проведенных в конце учебного года, физическая нагрузка приводила к увеличению систолического и диастолического АД у девочек заканчивающихся первый класс (р<0,05). Пульсовое давление увеличивалось
49
ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА
(р<0,05). ЧСС равнялось 91,25±1,07 уд/мин.
Величина ЖЕЛ в покое и после нагрузки существенно не отличались. При изучении состояния сердечно-сосудистой системы мальчиков первого года обучения в конце учебного года, мы обнаружили некоторое снижение систолического артериального давления по сравнению с началом учебного года (р<0,05). После нагрузки наблюдалось повышение артериального САД (р<0,05), ДАД (р<0,05) и пульсового АД (р<0,05). ЧСС увеличивалась с 77,38±1,18 до 85,5±1,55 уд/мин.
В покое значение ЖЕЛ практически не изменялось по сравнению с данными, полученными зимой. После физической нагрузки данный показатель увеличивался.
В ходе исследования влияния физической нагрузки на состояние кардиореспираторной системы младших школьников мы проанализировали эффекты действия нагрузки на показатели внешнего дыхания и сердечнососудистой системы детей первого года обучения. Выявлено, что у мальчиков-первоклассников после нагрузки значения показателей ССС не менялись на протяжении всего учебного года. Показатели, полученные в конце учебного года • свидетельствуют об утомлении и указывает на недостаточную степень адаптации к нагрузке или ее неадекватности. Полученные после нагрузки результаты позволяют говорить о низком уровне резервных возможностей дыхательной системы мальчиков. У девочек первого года обучения наблюдалась положительная динамика показателей ССС на протяжении учебного года. Наилучшие результаты показателей вентиляции легких девочек были, зафиксированы к концу первого года обучения.
Литература:
1. Ванюшин Ю.С. Взаимосвязь показателей гемодинамики и физического развития детей и подростков с различными типами кровообращения / Ю.С. Ванюшин, Ф.Г. Ситдиков, P.M. Хаматова // Физиология человека. - 2003. - Т. 29. - № 3. - С. 139-142.
2. Русинова С.И. Возрастные аспекты здоровья / С.И. Русинова, Г.А. Назипова, JI.M. Сабитова, Г.А. Билалова // Физиология человека: Материалы Междунар. конф. - М., 2000. - С. 356-390.
3. Ширяева И.С. Некоторые показатели функции внешнего дыхания у здоровых детей дошкольного и школьного возраста / И.С. Ширяева // Педиатрия. - 1970. -№ 6. - С. 86-87.
50