Научная статья на тему 'СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ КАРДИОРЕСПИРАТОРНОЙ СИСТЕМЫ И ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ШКОЛЬНИКОВ 13-16 ЛЕТ С ХРОНИЧЕСКИМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ И ИХ ЗДОРОВЫХ СВЕРСТНИКОВ'

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ КАРДИОРЕСПИРАТОРНОЙ СИСТЕМЫ И ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ШКОЛЬНИКОВ 13-16 ЛЕТ С ХРОНИЧЕСКИМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ И ИХ ЗДОРОВЫХ СВЕРСТНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
137
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШКОЛЬНИКИ С ХРОНИЧЕСКОЙ ПАТОЛОГИЕЙ ДЫХАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ / СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ / СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТАЯ СИСТЕМА / ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Андреев В.В., Фоминых А.В., Коновалов И.Е., Морозов А.И., Снегирева А.С.

Цель исследования. Выполнить сравнительный анализ деятельности кардиореспираторной системы и физической подготовленности школьников 13-16 лет с хроническими заболеваниями органов дыхания и их здоровых сверстников. Методы и организация исследования. В процессе исследования были использованы следующие методы: анализ научно-методической литературы с последующей систематизацией данных, педагогическое наблюдение, функциональные пробы, педагогическое тестирование, антропометрические измерения, математическая статистика. Результаты исследования и их обсуждение. Представленная статья содержит в себе результаты исследования, посвященного изучению деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, физической подготовленности школьников обоих полов в возрасте 13-16 лет с хроническими патологическими проявлениями в органах дыхания. В процессе исследования выполнен сравнительный анализ полученных показателей детей изучаемого контингента и их сверстников, не имеющих отклонений в состоянии здоровья. Применяемые нами функциональные пробы, определяющие деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, позволили определить адаптационные возможности организма детей к физическим нагрузкам, а специальные тесты - физическую подготовленность. В процессе исследования выявлено, что функциональное состояние кардиореспираторной системы и уровень физической подготовленности школьников с хроническими заболеваниями органов дыхания находятся на более низком уровне, чем у сверстников, не имеющих отклонений в состоянии здоровья. Заключение. Реализация педагогического исследования, направленного на определение функционального состояния кардиореспираторной системы и физической подготовленности школьников с хроническими заболеваниями органов дыхания и их здоровых сверстников, позволила произвести констатирующее заключение о том, что показатели деятельности органов дыхания и сердца первых в значительной степени уступают показателям вторых.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Андреев В.В., Фоминых А.В., Коновалов И.Е., Морозов А.И., Снегирева А.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE STUDY OF THE FUNCTIONAL STATE OF CARDIORESPIRATORY SYSTEM AND PHYSICAL FITNESS OF SCHOOLCHILDREN AGED 13 TO 16 YEARS WITH CHRONIC RESPIRATORY DISORDERS AND THEIR HEALTHY PEERS

Purpose of research. Comparative study of the cardiorespiratory activity and physical fitness of schoolchildren aged 13 to 16 years with chronic respiratory disorders and their healthy peers. Methods and organization of research. The research process included the following methods: analysis of scientific and methodological literature with subsequent systematization of data, pedagogical observation, functional tests, pedagogical testing, anthropometric measurements, and mathematical statistics. Research results and discussion. This article contains the findings of a study investigating cardiorespiratory system and physical fitness of both male and female schoolchildren aged 13 to 16 years with chronic respiratory disorders. We carried out a comparative analysis of the obtained indicators of studied children and their peers without health problems. We applied the functional tests determining the activity of cardiorespiratory system to identify adaptive capacities of children to physical exercise. We used special tests to assess physical fitness. The study revealed that the cardiorespiratory activity and physical fitness levels of schoolchildren with chronic respiratory disorders are lower than the same parameters of their peers without health problems. Conclusion. Educational research aimed at investigating the functional state of cardiorespiratory system and physical fitness of schoolchildren with chronic respiratory disorders and their healthy peers revealed that the indicators of cardiorespiratory activity of schoolchildren with chronic respiratory disorders are significantly lower than the same parameters of their healthy peers.

Текст научной работы на тему «СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ КАРДИОРЕСПИРАТОРНОЙ СИСТЕМЫ И ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ШКОЛЬНИКОВ 13-16 ЛЕТ С ХРОНИЧЕСКИМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ И ИХ ЗДОРОВЫХ СВЕРСТНИКОВ»

УДК 37.037.796.01 001: 10.36028/2308-8826-2020-8-4-33-39

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ КАРДИОРЕСПИРАТОРНОЙ СИСТЕМЫ И ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ШКОЛЬНИКОВ 13-16 ЛЕТ С ХРОНИЧЕСКИМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ И ИХ ЗДОРОВЫХ СВЕРСТНИКОВ

В.В. Андреев1, А.В. Фоминых1, И.Е. Коновалов2, А.И. Морозов3, А.С. Снегирева1

1 ФГБОУ ВО «Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова», Абакан, Россия

2 ФГБОУ ВО «Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма», Казань, Россия

3 ФГБОУ ВО «Набережночелнинский государственный педагогический университет», Набережные Челны, Россия

Аннотация

Цель исследования. Выполнить сравнительный анализ деятельности кардиореспираторной системы и физической подготовленности школьников 13-16 лет с хроническими заболеваниями органов дыхания и их здоровых сверстников.

Методы и организация исследования. В процессе исследования были использованы следующие методы: анализ научно-методической литературы с последующей систематизацией данных, педагогическое наблюдение, функциональные пробы, педагогическое тестирование, антропометрические измерения, математическая статистика.

Результаты исследования и их обсуждение. Представленная статья содержит в себе результаты исследования, посвященного изучению деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, физической подготовленности школьников обоих полов в возрасте 13-16 лет с хроническими патологическими проявлениями в органах дыхания. В процессе исследования выполнен сравнительный анализ полученных показателей детей изучаемого контингента и их сверстников, не имеющих отклонений в состоянии здоровья. Применяемые нами функциональные пробы, определяющие деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, позволили определить адаптационные возможности организма детей к физическим нагрузкам, а специальные тесты - физическую подготовленность. В процессе исследования выявлено, что функциональное состояние кардиореспираторной системы и уровень физической подготовленности школьников с хроническими заболеваниями органов дыхания находятся на более низком уровне, чем у сверстников, не имеющих отклонений в состоянии здоровья.

Заключение. Реализация педагогического исследования, направленного на определение функционального состояния кардиореспираторной системы и физической подготовленности школьников с хроническими заболеваниями органов дыхания и их здоровых сверстников, позволила произвести констатирующее заключение о том, что показатели деятельности органов дыхания и сердца первых в значительной степени уступают показателям вторых.

Ключевые слова: школьники с хронической патологией дыхательной системы, сравнительный анализ, сердечно-сосудистая система, функциональное состояние, физическая подготовленность.

COMPARATIVE STUDY OF THE FUNCTIONAL STATE OF CARDIORESPIRATORY SYSTEM

AND PHYSICAL FITNESS OF SCHOOLCHILDREN AGED 13 TO 16 YEARS WITH CHRONIC

RESPIRATORY DISORDERS AND THEIR HEALTHY PEERS

V.V. Andreev1, andreev2010-62@mail.ru, ORCID: 0000-0002-2119-0718

A.V. Fominikh1, andreev2010-62@mail.ru, ORCID: 0000-0003-4684-0315

I.E. Konovalov2, igko2006@mail.ru, ORCID: 0000-0003-2953-1975

A.I. Morozov3, sonofgod89@mail.ru, ORCID: 0000-0002-1373-0075

A.S. Snegireva1, andreev2010-62@mail.ru, ORCID: 0000-0003-5989-1518

1 N.F. Katanov Khakass State University, Abakan, Russia

2 Volga Region State Academy of Physical Culture, Sport and Tourism, Kazan, Russia

3 Naberezhnye Chelny State Pedagogical University, Naberezhnye Chelny, Russia Abstract

Purpose of research. Comparative study of the cardiorespiratory activity and physical fitness of schoolchildren aged 13 to 16 years with chronic respiratory disorders and their healthy peers.

Methods and organization of research. The research process included the following methods: analysis of scientific and methodological literature with subsequent systematization of data, pedagogical observation, functional tests, pedagogical testing, anthropometric measurements, and mathematical statistics. Research results and discussion. This article contains the findings of a study investigating cardiorespiratory system and physical fitness of both male and female schoolchildren aged 13 to 16 years with chronic respiratory disorders. We carried out a comparative analysis of the obtained indicators of studied children and their peers without health problems. We applied the functional tests determining the activity of cardiorespiratory system to identify adaptive capacities of children to physical exercise. We used special tests to assess physical fitness. The study revealed that the cardiorespiratory activity and physical fitness levels of schoolchildren with chronic respiratory disorders are lower than the same parameters of their peers without health problems. Conclusion. Educational research aimed at investigating the functional state of cardiorespiratory system and physical fitness of schoolchildren with chronic respiratory disorders and their healthy peers revealed that the indicators of cardiorespiratory activity of schoolchildren with chronic respiratory disorders are significantly lower than the same parameters of their healthy peers.

Keywords: schoolchildren with chronic respiratory disorders, comparative analysis, cardiovascular system, functional state, physical fitness.

ВВЕДЕНИЕ

В течение нескольких последних лет ученые выявили негативную тенденцию, которая показывает, что среди детей дошкольного и школьного возраста существенно повысился уровень заболеваний, непосредственно связанных с дыхательной системой. Указанные заболевания сопровождаются снижением показателей возрастного уровня физического развития и отклонениями в двигательной сфере. По данным ранее проведенных исследований, в настоящее время общеобразовательные организации обучают на постоянной основе детей с нормальным уровнем состояния здоровья не более 15%, а с патологическими проявлениями хронического характера — более 30%. Ученые, посвятившие свои исследования изучению состояния здоровья детей школьного и дошкольного возраста, обнаружили, что реализация современного образовательного процесса имеет прямую связь с самой спецификой обучения; кроме этого, третья часть детей, переходя из дошкольного учреждения в первый класс, уже имеют хронические заболевания [3,7,8,10,11,13]. Общеобразовательные организации Республики Хакасия при отчетах о состоянии заболеваемости в вышестоящие учреждения указывают цифры, свидетельствующие о том, что контингент детей школьного возраста, отнесенный к специальным медицинским группам, имеет тенденцию прогрессивного увеличения. Большая часть детей страдают заболеваниями органов дыхания в хронической форме, в основном это приходится на возрастной диапазон

школьников 13-16 лет, из них 73% мальчиков и 27% девочек. Учитывая это положение, следует утверждать, что лечебно-оздоровительная направленность специально организованных занятий лечебной физической культурой в условиях общеобразовательных организаций приобретает глобальное значение [2]. Данные, полученные учеными в процессе экспериментальных исследований, позволили определить, что школьники с хроническими заболеваниями органов дыхания имеют возрастные отставания в развитии двигательных способностей. Поэтому решение проблемы заключается в необходимости ориентировать средства лечебной физической культуры не только на устранение и компенсацию патологических проявлений в органах дыхания, но и на повышение показателей двигательной подготовленности школьников всех возрастных категорий [4,5,9, 12,14].

Цель исследования — выполнить сравнительный анализ функционального состояния сердечно-сосудистой и дыхательной систем, физической подготовленности школьников 1316 лет с хроническими заболеваниями органов дыхания и их здоровых сверстников.

МЕТОДЫ

И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Для проведения исследования были использованы следующие методы: анализ научно-методической литературы с последующей систематизацией данных, педагогическое наблюдение, функциональные пробы, педаго-

гическое тестирование, антропометрические измерения, математическая статистика. Педагогический эксперимент проводился на базе двух учебных организаций г. Абакана: Муниципальной бюджетной образовательной организации «Абазинская средняя общеобразовательная школа № 50» и Муниципальной бюджетной общеобразовательной организации «Средняя общеобразовательная школа № 10» г. Абакана. Обе образовательные организации реализуют инклюзивный образовательный процесс. Нами созданы специальные медицинские группы школьников с отклонениями в состоянии здоровья, в том числе с хроническими заболеваниями органов дыхания. Для определения показателей и проведения сравнительного анализа деятельности дыхательной и сердечно-сосудистой систем, физической подготовленности была произведена выборка исследуемых, состоящая из 26 школьников 13-16 лет с патологическими проявлениями хронического характера в органах дыхания (17 мальчиков и 9 девочек) и 25 их сверстников, не имеющих отклонений в состоянии здоровья (18 мальчиков и 7 девочек).

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Анализ состояния и деятельности сердечнососудистой и дыхательной систем выполняет задачи полного характеризующего фактора их функциональной работоспособности. На основании отдельных информационных показателей в виде частоты сердечных сокращений, систолического и диастолического артериального давления, частоты сердечных сокращений, жизненной емкости легких, проб Штанге и Генчи, тестов возможно определить не только уровень их состояния, но и динамику проходящих возрастных изменений. На основании работы В.А. Милодан [6] указанные исследования были реализованы в отношении школьников 13-16 лет с хроническими заболеваниями органов дыхания и их сверстников, не имеющих указанных патологических проявлений. В таблицах представлены полученные показатели исследуемого контингента с гендерными различиями (таблицы 1,2,3), произведен сравнительный анализ полученных результатов.

Анализ показателей систолического (СД) и диа-столического (ДД) артериального давления (АД) выявил следующие различия: уровень систолического давления в обеих исследуемых группах значительных отличий не имеет, достоверность различий (р>0,05); диастолическое давление у детей, не имеющих хронических заболеваний, находится на более низком уровне с достоверностью различий (р<0,05), чем у школьников с хроническими заболеваниями органов дыхания. Однако рассматриваемые различия не являются значимыми в изучаемом нами возрастном диапазоне. При проведении аналитического сравнения показателя частоты сердечных сокращений (ЧСС) в состоянии покоя в положении сидя, сразу после принятия физической нагрузки и после 1 минуты восстановительного отдыха выявлено, что у школьников с хроническими заболеваниями органов дыхания показатели находятся на более низком уровне, чем у здоровых сверстников. То есть частота сердечных сокращений, подлежащая измерениям на всех указанных этапах, в численном показателе находится выше, чем у вторых, это указывает на более низкий уровень адаптации сердечно-сосудистой системы к физическим нагрузкам у детей с патологией органов дыхания с достоверностью различий (р<0,05).

Для проведения исследования по выявлению уровня функционирования дыхательной системы мы использовали пробы Штанге и Генчи. Полученные результаты в выполненных пробах выявили следующие качественные отличия: у школьников, не имеющих заболеваний органов дыхания, уровень проб соответствует возрастным нормам, у детей с патологией дыхательной системы результаты рассматриваемых функциональных проб значительно ниже. Так, в пробе Штанге у мальчиков выявлен показатель в возрастном отставании на 21,7%, у девочек — на 21,0%. В пробе Генчи выявлен более высокий уровень различий в показателях: возрастное отставание у мальчиков соответствует 47,5%, у девочек — 39,7%. Достоверность различий соответствует (р<0,05).

Аналогичные результаты выявлены при определении уровня жизненной емкости легких (ЖЕЛ), у школьников с хроническими заболеваниями органов дыхания рассматриваемый информаци-

Таблица 1 - Показатели состояния сердечно-сосудистой и дыхательной систем мальчиков 13-16 лет Table 1 - Indicators of the state of cardiorespiratory system of boys aged 13 to 16 years

Показатели / Indicators Х±5

13 лет / 13 years old 14 лет / 14 years old 15 лет / 15 years old 16 лет / 16 years old

Артериальное давление / Blood pressure СД/SD 1 101,7±6,7 106,8±6,0 112,3±11,0 108,1±9,3

2 101,5±4,1 105,3±4,9 107,9±5,6 106,2±7,1

ДД/DD 1 61,1±10,1* 62,3±4,5 * 60,5±5,8* 62,0±10,6*

2 54,4±3,3 55,5±3,0 55,1±2,8 56,0±4,1

ЧСС до нагрузки, за 1 мин./ Heart rate before exercise, in 1min. 1 80,1±1,9 * 80,3±2,7 79,8±2,4 * 80,0±2,4

2 75,0±6,9 77,4±5,0 77,9±2,7 77,4±4,2

ЧСС после нагрузки, за 1 мин./ Heart rate after exercise, in 1 min. 1 125,4±4,0 * 128,5±8,1 123,8±8,1 124,6±5,6 *

2 119,4±7,2 121,7±7,5 120,2±5,6 117,8±3,7

ЧСС после 1 мин. Восстановления / Heart rate after recoveries, in 1 min. 1 91,3±3,3 * 92,0±3,7 * 86,4±2,6 * 89,4±3,8 *

2 83,6±6,3 85,3±5,7 82,6±2,3 82,6±4,6

Частота дыхания за 1 мин./ Respiratory rate per 1 min. 1 19,0±1,5 * 16,4±6,0 19,0±1,2 * 19,1±2,9 *

2 16,3±1,9 15,5±1,4 16,4±1,5 16,0±1,4

Проба Штанге /Stange's test 1 46,4±8,4 * 51,1±9,8 * 51,0±9,1 * 57,4±6,5 *

2 59,6±5,0 63,5±5,5 62,1±6,0 65,5±4,1

Проба Генчи / Ghenci's test 1 27,0±9,5 * 27,8±10,5 * 29,4±12,5 * 39,6±7,8 *

2 38,5±11,9 45,6±8,9 44,9±10,5 53,7±7,0

Индекс Руфье / Ruffier Index 1 9,7±0,7 * 10,1±1,3 * 9,0±1,0 9,4±1,1 *

2 7,8±1,8 8,5±1,7 8,1±0,9 7,8±1,0

Окружность грудной клетки, см./ Chest circumference, cm. 1 55,8±12,9 54,9±4,6 68,1±5,2 79,2±11,5

2 60,6±7,7 60,6±7,6 76,0±10,3 78,9±18,7

Жизненная емкость легких, лит.млл./ Vital capacity of the lungs, lit. ml. 1 2,0±1,0 * 1,9±0,4 * 2,2±0,3 * 2,5±0,3 *

2 2,7±0,5 3,0±0,6 3,3±0,5 3,5±0,6

Функциональное состояние / Functional state 1 0,6±0,1 * 0,6±0,0 * 0,6±0,0 * 0,6±0,0 *

2 0,7±0,1 0,7±0,0 0,6±0,0 0,6±0,0

Примечание: 1 - показатели школьников с заболеваниями органов дыхания; 2 - показатели здоровых школьников; * - достоверность различий при p<0,05

Note: 1 - indicators of schoolchildren with respiratory disorders; 2 - indicators of healthy schoolchildren; * -significance of differences at p<0.05

Таблица 2 - Показатели состояния сердечно-сосудистой и дыхательной систем девочек 13-16 лет Table 2 - Indicators of the state of cardiorespiratory system of girls aged 13 to 16 years

Показатели / Indicators Х±5

13 лет / 13 years old 14 лет / 14 years old 15 лет / 15 years old 16 лет / 16 years old

Артериальное давление / Blood pressure СД / SD 1 103,7±3,1 98,0±5,8 104,4±11,2 109,8±8,9

2 97,8±5,8 96,8±3,0 101,5±4,8 106,4±5,2

ДД / DD 1 58,6±5,9 53,2±7,4 55,9±9,3 59,8±5,9

2 52,4±2,2 51,9±2,2 52,8±2,5 58,7±2,6

ЧСС до нагрузки, за 1 мин./ Heart rate before exercise, in 1min. 1 84,3±13,0 81,3±4,3 75,8±7,1 80,3±2,7

2 75,2±5,3 80,0±4,8 73,2±3,0 76,7±5,0

ЧСС после нагрузки, за 1 мин./ Heart rate after exercise, in 1 min. 1 132,9±8,0 * 125,0±3,7 121,0±5,7 122,7±6,8

2 122,3±8,2 121,6±5,1 116,3±4,3 119,6±7,1

ЧСС после 1 мин. восстановления / Heart rate after recoveries, in 1 min. 1 107,1±12,6 * 95,3±5,3 89,5±7,2 * 89,3±4,5

2 85,3±5,3 89,0±4,8 81,6±3,6 85,2±3,6

Частота дыхания за 1 мин./ Respiratory rate per 1 min. 1 19,7±3,3 * 19,2±1,3 * 17,4±1,9 18,3±1,2

2 16,0±1,7 16,4±1,5 16,0±1,8 16,2±1,4

Проба Штанге / Stange's test 1 35,6±6,0 * 43,0±10,8 * 48,3±8,1 * 50,3±6,1*

2 46,7±6,7 54,5±6,0 55,9±6,6 57,4±7,2

Проба Генчи / Ghenci's test 1 22,4±5,0* 26,5±6,1 * 29,4±10,4 * 29,7±3,6 *

2 29,9±4,9 38,1±9,1 42,8±12,0 41,2±10,7

Индекс Руфье / Ruffier Index 1 5,2±1,6* 10,2±1,1 8,6±1,7 * 9,2±1,3

2 8,3±1,7 9,1±0,9 7,1±0,8 8,2±1,5

Окружность грудной клетки, см / Chest circumference, cm. 1 58,9±4,4 67,0±8,4 67,0±4,3 67,1±6,8

2 60,2±11,4 65,3±7,0 72,1±10,3 68,1±10,5

Жизненная емкость легких, лит.млл./ Vital capacity of the lungs, lit. ml. 1 1,3±0,3 * 1,3±0,3 * 1,8±0,4 * 1,9±0,6 *

2 2,2±0,3 2,4±0,6 2,7±0,4 2,9±0,3

Функциональное состояние / Functional state 1 0,8±0,5* 0,6±0,0 0,7±0,1 0,6±0,1

2 0,7±0,0 0,6±0,0 0,7±0,0 0,6±0,1

Примечание: 1 - показатели школьников с заболеваниями органов дыхания; 2 - показатели здоровых школьников; * - достоверность различий при p<0,05

Note: 1 - indicators of schoolchildren with respiratory diseases; 2 - indicators of healthy schoolchildren; * -significance of differences at p<0.05

онный показатель имеет более низкий уровень в сравнении с уровнем здоровых сверстников (р<0,05). Определено возрастное отставание у мальчиков на 43,7%, у девочек — на 51,8%. После применения математической обработки полученных данных нами выполнена сравнительная оценка физической работоспособности с применением индекса Руфье. В процессе сравнения было выявлено, что школьники, отнесенные к специальной медицинской группе, имеют более низкий уровень рассматриваемой информативной единицы, чем их здоровые сверстники.

Полученные нами возрастные показатели функционального состояния кардиореспираторной системы школьников 13-16 лет согласуются с данными, полученными ранее Т.И. Алексеенко [1]. Уровень деятельности сердечно-сосудистой системы и органов дыхания школьников, не имеющих отклонений в состоянии здоровья, на основании оценочных данных автора, соответствует параметрам «выше среднего», у школьников с патологией дыхательной системы показатель находится в пределах «низкий уровень». Значительная часть исследуемых направлений у мальчиков имеет уровень достоверности (р<0,05), в группе девочек достоверность различий в части показателей не подтверждает качественного точечного распределения информативных величин. Для полной аналитической характеристики школьников с хроническими заболеваниями органов дыхания было реализовано тестирование по определению факторных показателей, указывающих на уровень развития физических

способностей, с целью определения негативного воздействия основного заболевания на двигательную сферу детей.

Полученные показатели систематизированы и прошли математическую обработку, по результатам которой было выявлено, что по всем направлениям тестирования в обеих исследуемых группах выявлены результаты, аналогичные показателям функционального состояния сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Так, в тесте «Бег 30 метров с высокого старта» было определено, что уровень развития скорости у школьников, не имеющих отклонений в состоянии здоровья, выше, чем у сверстников с патологией органов дыхания, с достоверностью различий p<0,05. У вторых в возрасте 13-14 лет отставание в развитии указанной способности составляет: у мальчиков —13,9%, у девочек —13,6%; в возрасте 15-16 лет у мальчиков — 14,0%, у девочек - 11,0%.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В тесте «Метание набивного мяча весом 2 кг» у школьников 13-14 лет с заболеваниями органов дыхания выявлено возрастное отставание: у мальчиков — на 6,2%, у девочек — на 6,6%; у обучающихся 15-16 лет отставание от здоровых сверстников составляет: у мальчиков — 6,5%, у девочек — 6,3%. Достоверность различий в полученных показателях составляет р<0,05. Показатели теста «Подтягивание в висе на высокой перекладине» у мальчиков и «Подтягивание в висе лежа на низкой перекладине» у девочек позволили выявить отставание в развитии силы у школьников с патологией органов дыхания в возрастной группе 13-14 лет: у мальчиков — на

Таблица 3 - Показатели, отражающие уровень развития двигательных способностей школьников 13-16 лет Table 3 - Indicators reflecting the development level of motor abilities of students aged 13 to 16 years

Показатели / Indicators Х±5

13-14 лет / 13-14 years old 15-16 лет / 15-16 years old

мальчики / boys девочки / girls мальчики/ boys девочки / girls

Бег 30 м с высокого старта / Running 30 m from a high start 1 4,9±0,6* 5,0±1,1 4,7±1,2* 4,8±0,4*

2 4,3±0,4 4,4±0,3 4,1±0,6 4,3±1,0

Метание набивного мяча / Throwing a stuffed ball 1 397,5 ±0,4* 377.0 ± 0,3* 414,3± 1,3* 411,5± 11,0*

2 421,9±12,7 402,5±10,4 441,3±12,1 437,2±11,7

Подтягивание в висе и висе лежа / Dead hang pull-ups and lying pull-ups 1 2,5± 1,1* 6,5± 1,0* 2,4± 1,0* 7,6± 1,8*

2 4,2± 1,3 10,9± 1,2 4,0± 1,3 13,0± 1,1

Наклон вперед из положения стоя / Forward bend from a standing position 1 - 5,3±2,3* 4,1 ± 3,1* -6.1± 1,7* 3,6± 1,9*

2 2,1 ± 1,9 7,2 ± 4,4 3,9± 2,0 5,9± 2,4

Примечание: 1 - показатели школьников с хроническими заболеваниями органов дыхания; 2 - показатели здоровых школьников; * - достоверность различий p<0,05

Note: 1 - indicators of schoolchildren with chronic respiratory disorders; 2 - indicators of healthy schoolchildren; * - significance of differences p<0.05

42,5%, у девочек — на 69,2%. В возрастной группе 15-16 лет отставание у мальчиков составляет 61,2%, у девочек — 71,0%. Достоверность различий между показателями составила p<0,05. В тесте «Наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамейке» в процессе тестировании в обеих исследуемых возрастных группах мальчиков, отнесенных к специальной медицинской группе, показатели оказались с минусовым значением. Выявлено возрастное отставание от здоровых сверстников в развитии способности «гибкость» у школьников 13-14 лет с заболеваниями органов дыхания: у мальчиков — на 116,3%, у девочек — на 75,0%. В возрастной группе 15-16 лет у первых выявлено отставание на 87,7%, у вторых — на 52,7%.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алексеенко, Т. И. Возрастные показатели функционального состояния кардиореспираторной системы современных подростков / Т. И. Алексеенко // Теория и практика физической культуры. - 2007.- № 2. - С. 64-66.

2. Андреев, В. В. Компетентность специалиста АФК и проблемы его подготовки для инклюзивного образовательного пространства учебной организации (на примере Республики Хакасия) / В. В. Андреев, А. В. Фоминых, А. С. Мартынова // Адаптивная физическая культура. - 2017. - № 4(72). - С. 25-26.

3. Воробьева, Т. Г. Функциональные особенности сердечно-сосудистой системы студентов, отнесенных по состоянию здоровья к специальным медицинским группам / Т. Г Воробьева, Л. В. Харченко, Е. Ф. Шамшуа-леева // Адаптивная физическая культура.- 2019.- № 4(80).- С. 50-52.

4. Криволапчук, И. А. Влияние систематических занятий физическими упражнениями различной интенсивности на функциональное состояние детей 5-6 и 6-7 лет / И. А. Криволапчук, М. Б. Чернова, А. А. Герасимова // Человек, спорт, медицина. - 2020. - Том 20 № 2. - С. 71-79.

5. Логинов, С. И. Возрастные и тендерные особенности кардиореспираторной выносливости человека в условиях урбанизированного сибирского Севера / С. И. Логинов, А. С. Кинтюхин, С. Г Логвинова // Человек, спорт, медицина. - 2017. - Том 17 S. - С. 12-24.

6. Милодан, В. А. Технологии оценки состояния сердечно-сосудистой системы студентов специальных медицинских групп по кардио-гипоксическому показателю / Адаптивная физическая культура. -2016.- № 2(66). - С. 18.

7. Andrade LB, Britto MC, Lucena-Silva N, et al. . The efficacy of aerobic training in improving the

REFERENCES

1. Alekseenko, T. I. Age indicators of the functional state of cardiorespiratory system of modern adolescents / T. I. Alekseenko //Theory and practice of physical culture [Teoriia i praktika fizicheskoi kultury]. - 2007. - No. 2. -Pp. 64-66.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Реализация педагогического исследования, направленного на определение функционального состояния кардиореспираторной системы и физической подготовленности школьников с хроническими заболеваниями органов дыхания и их здоровых сверстников, позволила произвести констатирующее заключение о том, что показатели деятельности органов дыхания и сердца первых в значительной степени уступают показателям вторых. Поэтому существует предположение о том, что указанные возрастные отставания следует отнести к недостаточному двигательному режиму в силу присутствия патологических проявлений в системе органов дыхания.

inflammatory component of asthmatic children. Randomizedtrial. RespirMed2014;108:1438-45.

10.1016/j.rmed.2014.07.009.

8. Carnethon MR, Gidding SS, Nehgme R, Sidney S, Jacobs DR, Jr., Liu K. Cardiorespiratory fitness in young adulthood and the development of cardiovascular disease risk factors. JAMA. 2003;290:3092-3100.

9. Castelli DM, Hillman CH, Buck SM, Erwin HE. Physical fitness and academic achievement in third- and fifth-grade students. J SportExercPsychol. 2007;29:239-252.

10. Donnelly JE, Greene JL, Gibson CA, Smith BK, Washburn RA, Sullivan DK, DuBose K, Mayo MS, Schmelzle KH, Ryan JJ, Jacobsen DJ, Williams SL. Physical Activity Across the Curriculum (PAAC): a randomized controlled trial to promote physical activity and diminish overweight and obesity in elementary school children. PrevMed. 2009;49:336-341.

11. Eveland-Sayers BM, Farley RS, Fuller DK, Morgan DW, Caputo JL. Physical fitness and academic achievement in elementary school children. J PhysActHealth. 2009;6:99-104.

12. Latorre-Román PÁ, Navarro-Martínez AV, García-Pinillos F. The effectiveness of an indoor intermittent training program for improving lung function, physical capacity, body composition and quality of life in children with asthma. J Asthma2014;51:544-51. 10.3109/02770903.2014.888573.

13. Richter MJ, Grimminger J, Krüger B, et al. . Effects of exercise training on pulmonary hemodynamics, functional capacity and inflammation in pulmonary hypertension. PulmCirc2017;7:20-37. 10.1086/690553.

14. Wanrooij VH, Willeboordse M, Dompeling E, et al. . Exercise training in children with asthma: a systematic review. Br J SportsMed2014;48:1024-31. 10.1136/ bjsports-2012-091347.

2. Andreev, V. V. Competence of the professional in adaptive physical culture and problems of his training for the inclusive educational environment of the educational organization (on the example of the Republic of Khakassia) / V. V. Andreev, A. V. Fominykh, A. S. Mar-tynova // Adaptive physical education [Adaptivnaia

fizicheskaia kultura]. - 2017. - № 4(72). - Pp. 25-26.

3. Vorobyova, T. G. Functional features of the cardiovascular system of students assigned to special medical groups for health reasons / T. G. Vorobyova, L. V. Kharchenko, E. F. Shamshualeeva // Adaptive physical education [Adaptivnaia fizicheskaia kultura]. - 2019. -№ 4(80). - P. 50-52.

4. Krivolapchuk, I. A. Influence of systematic physical exercises of various intensity on the functional state of children aged 5 to 6 and 6 to 7 years / I. A. Krivolapchuk, M. B. Chernova, A. A. Gerasimova // Man, sports, medicine [Chelovek, sport, meditsina]. - 2020. - Volume 20 No. 2. - P. 71-79.

5. Loginov, S. I. Age and gender features of human cardiorespiratory endurance in the urbanized Siberian North / S. I. Loginov, A. S. Kintyukhin, S. G. Logvinova // Man, sports, medicine [Chelovek, sport, meditsina]. -2017. - Volume 17 S. - P. 12-24.

6. Milodan, V. A. Technologies for assessing the state of cardiovascular system of students of special medical groups by cardio-hypoxic indicator / Adaptive physical culture [Adaptivnaia fizicheskaia kultura]. - 2016. - №2(66). - P. 18.

7. Andrade LB, Britto MC, Lucena-Silva N, et al. . The efficacy of aerobic training in improving the inflammatory component of asthmatic children. Randomizedtrial. RespirMed2014;108:1438-45. 10.1016/j.rmed.2014.07.009.

8. Carnethon MR, Gidding SS, Nehgme R, Sidney S, Jacobs DR, Jr., Liu K. Cardiorespiratory fitness in young adulthood and the development of cardio-

vascular disease risk factors. JAMA. 2003;290:3092-3100.

9. Castelli DM, Hillman CH, Buck SM, Erwin HE. Physical fitness and academic achievement in third- and fifth-grade students. J SportExercPsychol. 2007;29:239-252.

10. Donnelly JE, Greene JL, Gibson CA, Smith BK, Washburn RA, Sullivan DK, DuBose K, Mayo MS, Schmelzle KH, Ryan JJ, Jacobsen DJ, Williams SL. Physical Activity Across the Curriculum (PAAC): a randomized controlled trial to promote physical activity and diminish overweight and obesity in elementary school children. PrevMed. 2009;49:336-341.

11. Eveland-Sayers BM, Farley RS, Fuller DK, Morgan DW, Caputo JL. Physical fitness and academic achievement in elementary school children. J PhysActHealth. 2009;6:99-104.

12. Latorre-Román PÁ, Navarro-Martínez AV, García-Pi-nillos F. The effectiveness of an indoor intermittent training program for improving lung function, physical capacity, body composition and quality of life in children with asthma. J Asthma2014;51:544-51. 10.3109/02770903.2014.888573

13. Richter MJ, Grimminger J, Krüger B, et al. . Effects of exercise training on pulmonary hemodynamics, functional capacity and inflammation in pulmonary hypertension. PulmCirc2017;7:20-37. 10.1086/690553.

14. Wanrooij VH, Willeboordse M, Dompeling E, et al. . Exercise training in children with asthma: a systematic review. Br J SportsMed2014;48:1024-31. 10.1136/bjsports-2012-091347.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

Андреев Виктор Викторович - кандидат педагогических наук, доцент; Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова; 655017, г. Абакан, ул. Ленина, 90; e-mail: andreev2010-62@mail.ru, ORCID: 0000-0002-21190718

Фоминых Александр Викторович - кандидат педагогических наук, доцент; Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова; 655017, г. Абакан, ул. Ленина, 90; e-mail: andreev2010-62@mail.ru, ORCID: 0000-00034684-0315

Коновалов Игорь Евгеньевич - доктор педагогических наук, доцент; Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма; 420010, г. Казань, Деревня Универсиады, дом 35; e-mail: igko2006@mail. ru, ORCID: 0000-0003-2953-1975

Морозов Александр Игоревич - кандидат педагогических наук, доцент, Набережночелнинский государственный педагогический университет; 423806, г. Набережные Челны, ул. им. Незаметдинова Р.М., 28; e-mail: sonofgod89@ mail.ru, ORCID: 0000-0002-1373-0075

Снегирева Алина Сергеевна - магистрант; Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова; 655017, г. Абакан, ул. Ленина, 90; e-mail: andreev2010-62@mail.ru, ORCID: 0000-0003-5989-1518

Поступило в редакцию 1 октября 2020 г. Принято к публикации 4 ноября 2020 г.

ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ

Сравнительный анализ функционального состояния кардиореспираторной системы и физической подготовленности школьников 13-16 лет с хроническими заболеваниями органов дыхания и их здоровых сверстников / В.В. Андреев, А.В. Фоминых, И.Е. Коновалов и др. // Наука и спорт: современные тенденции. - 2020.- Т. 8, № 4. - С. 33-39. РО!: 10.36028/2308-8826-2020-8-4-33-39

FOR CITATION

Andreev V.V., Fominikh A.V., Konovalov I.E., Morozov A.I., Snegireva A.S. Comparative study of the functional state of cardiorespiratory system and physical fitness of schoolchildren aged 13 to 16 years with chronic respiratory disorders and their healthy peers. Science and sport: current trends, 2020, vol. 8, no. 4, pp. 33-39 (in Russ.) DOI: 10.36028/2308-8826-2020-8-4-33-39

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.