Научная статья на тему 'Распространенность гипокинезии среди школьников и студентов'

Распространенность гипокинезии среди школьников и студентов Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
671
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Галстян А. Г., Агаджанян Л. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Распространенность гипокинезии среди школьников и студентов»

Распространенность гипокинезии среди школьников и студентов

Галстян А.Г, Агаджанян Л. М.

При всей многогранности подходов к изучению факторов, определяющих образ жизни детей, подростков и молодежи, основная роль в полноценном становлении потенциалов их организма отводится фактору двигательной активности, как наиболее сильному физиологическому раздражителю, стимулирующему выделение соматотропина и обеспечивающему нормальную жизнедеятельность организма. В настоящее время гиподинамия наряду с высоким психоэмоциональным напряжением признана основной проблемой века и является одним из основных факторов риска развития сердечно-сосудистых заболеваний, а также формирования нарушений метаболизма кальция. Известно, что регулярные физические упражнения снижают заболеваемость сердечно-сосудистой системы, при этом благоприятное воздействие их объясняется увеличением коллатерального кровотока, улучшением центральной и периферической коронарной гемодинамики, снижением артериального давления и уменьшением массы тела.

Несмотря на возрастание актуальности данной проблемы во всем мире, на территории Нагорного Карабаха она является одной из самых малоизученных. В связи с этим, цель данного исследования — изучение двигательной активности и выявление распространенности фактора гипокинезии среди школьников и студентов города Степанакерта. Исследование проводилось в две серии: в 2007-2008 и 2009-2010 учебном годах, в них принимали участие 360 школьников от 6 до 17 лет, и 360 студентов АрГУ в возрасте от 17 до 21 лет. Было сформировано по 6 групп школьников (мальчики и девочки начальных, средних и старших классов) и студентов (парни и девушки химико-биологического, физико-математического и гуманитарного факультетов), выборка по каждой составляла 30 человек.

Исследования проводились по рекомендациям КНЦ РАМН. Гиподинамия устанавливалась согласно следующим критериям: суточная — при работе сидя в течение 5 часов в сутки и более, и недельная — при активности во внерабочее время (ходьба, легкий физический труд, занятия физкультурой) менее 10 часов в неделю. Распространенность гипокинезии определялась с установлением ее структуры в каждой из 6 групп.

Изучение распространенности отдельных факторов риска развития сердечно-сосудистых заболеваний выявило, что гипокинезия в ее структуре занимала ведущее место: 51.7% среди школьников, 32.4% в 2007-2008 и 30.9% в 2009-2010гг среди студентов. В таблице приведены усредненные данные двигательной активности школьников и студентов по двум критериям оценки.

В силу высокой учебной нагрузки дефицит двигательной активности (работа сидя более пяти часов в сутки) в учебные дни наиболее выражен среди школьников начальных классов — более 87 %. В средних классах он составил 25%, в старших классах вновь возрос до 50%. Данная картина усугублялась недостаточной двигательной активностью в выходные дни у 17% младших, 18% средних и 28% старших школьников, активность которых во внерабочее время составляла менее 10 часов в неделю.

Анализ полученных данных комплексного обследования студентов обоего пола АрГУ за период 2007-2010гг выявил некоторые особенности в распространенности гипокинезии в зависимости от их пола и обучаемой специальности. Тендеции в изменениях уровня двигательной активности характеризовались некоторыми отличиями по первому и второму критериям их оценки. Анализ полученных данных показал, что уровень суточной двигательной активности студентов невысок и не превышает 50%-ый порог, особенно в группе девушек. Низкая двигательная активность (НДА) по данным 20072008гг была присуща в среднем 57.8% парней и 62.2% девушек. В 2009-2010гг распространенность этого фактора сократилась почти в 2 раза и составила 30% и 40% соответственно. По показателям недельной двигательной активности низкий ее уровень отмечен в меньшей степени. Так, у парней распространенность низкой двигательной активности во внерабочее время составляла в среднем 14.4%, у девушек —17.8%, а по нынешним данным увеличилась до 23.3% и 20.0%. Обращают на себя внимание половые особенности распространенности данного фактора: по данным физической активности показатель НДА превышает в группе девушек. Примечательно также, что двигательная активность у студентов приходится в основном за счет недельной ее величины. В обычные дни подавляющее их большинство ведут сидячий образ жизни, что оказывает на наличие у студентов фактора гипокинезии. Двигательная активность у студентов, по нашим данным, обеспечивается в основном во внерабочие дни и внерабочее время, в результате чего в недельном разрезе гипокинезия у них наблюдается в значительно меньшей степени. С этой точки зрения рекомендуется повышение у них суточной двигательной активности за счет сокращения времени при работе сидя. Уменьшение распространенности фактора суточной гипокинезии и одновременное сокращение двигательной активности во внерабо-

Таблица. Двигательная активность школьников и студентов(%) по данным 2009-2010 учебного года

№ Двигательная активность Школьники Школьницы Студенты Студентки

ВДА НДА ВДА НДА ВДА НДА ВДА НДА

1 Суточная 50.0 50.0 43.3 56.7 70.0 30.0 60.0 40.0

2 Недельная 83.3 16.7 73.3 26.7 76.7 23.3 80.0 20.0

Примечание: ВДА - высокая двигательная активность, НДА - низкая дигательная активность.

Биологические науки

чие дни мы склонны обьяснять изменением образа жизни у студентов и, в частности, режима дня, связанным с переходом на новую систему обучения.

Результаты проведенного исследования указывают на значительную распространенность гипокинезии среди школьников и студентов. Следовательно, важнейшей задачей является разработка эффективных профилактических методов с учетом данных о двигательной активности различных возрастно-половых групп населения. Периодические обследования позволяют выявить тенденции в изменении характера двигательной активности и своевременно определить основные пути решения данной проблемы.

Список используемых источников:

1. Бароненко В. А., Бугреева С. И., Кузнецова Ю. В. Сердечный ритм в оценке аэробных возможностей и адаптационного потенциала лицеистов, обучающихся в условиях разного режима двигательной активности. Тезисы докладов IV всероссийского симпозиума с международным участием. Ижевск, 2008.

2. Гуревич Т С., Цветнова Л. Д., Голуб Я. В. Факторы риска развития сердечно-сосудистых заболеваний у спортсменов. Вестник Санкт-петербургского Университета. 2009.

3. Галстян А. Г., Минасян С. М. Общие закономерности роста и развития детей и подростков. Учебное пособие. Степанакерт, 2006.

4. Курданов Х. А. Ишемическая болезнь сердца и факторы ее риска. Нальчик, 1992.

5. Царевский Л. П. Валеология на рубеже тысячелетий: принципы формирования валеологических образовательных

и оздоровительных программ. Тезисы докладов научнопрактической конференции. Калининград, 1998.

Информация об авторах

• Галстян А.Г., к. б. н., доцент кафедры биологии, Арцахский Государственный Университет, г Степанакерт

• Агаджанян Л. М., магистр кафедры биологии, Арцахский Государственный Университет, г. Степанакерт

Всероссийский журнал научных публикаций, ноябрь-декабрь 2011

21

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.