Научная статья на тему 'Состояние здоровья и возрастно-половые особенности физического развития мальчиков и девочек младшего школьного возраста'

Состояние здоровья и возрастно-половые особенности физического развития мальчиков и девочек младшего школьного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
5395
437
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Новые исследования
ВАК
Область наук
Ключевые слова
детский возраст / Здоровье / физическое развитие / health / physical development / early school ageand sex peculiarities of physical development in early preschool children / both

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Параничева Т. М., Бабенкова Е. А., Тюрина Е. В., Орлов К. В.

Объектом экспериментальных исследований были учащиеся в возрасте 8-9 лет. В статье излагаются данные состояния здоровья, сердечно-сосудистой системы детей, возрастные и половые особенности физического развития мальчиков и девочек младшего школьного возраста. Приводятся результаты анализа согласования уровней физического развития, групп здоровья. Установлено, что психоневрологические отклонения функционального характера по своей частоте тесно связаны не только с физическим развитием и здоровьем детей, но в значительной степени с учебной нагрузкой школьников, педагогической системой обучения, психологическим климатом в семье и школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Параничева Т. М., Бабенкова Е. А., Тюрина Е. В., Орлов К. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The experimental subjects were early school children at the age of 8-9 years old. The article presents the data on health state and the conditions of car-dio-vascular system, age boys and girls. Results of analysis of physical development, health groups are presented. It was found out that psychoneurological deviations in child functional development are closely connected not only with health and physical development but also significantly with the amount of school work load, teaching system and psychological climate in family and at school.

Текст научной работы на тему «Состояние здоровья и возрастно-половые особенности физического развития мальчиков и девочек младшего школьного возраста»

КУЛЬТУРА ЗДОРОВЬЯ

СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ И ВОЗРАСТНО-ПОЛОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Т.М. Параничева1, Е.А. Бабенкова, Е.В. Тюрина, К.В. Орлов Институт возрастной физиологии, Москва

Объектом экспериментальных исследований были учащиеся в возрасте 8-9 лет. В статье излагаются данные состояния здоровья, сердечно-сосудистой системы детей, возрастные и половые особенности физического развития мальчиков и девочек младшего школьного возраста. Приводятся результаты анализа согласования уровней физического развития, групп здоровья. Установлено, что психоневрологические отклонения функционального характера по своей частоте тесно связаны не только с физическим развитием и здоровьем детей, но в значительной степени с учебной нагрузкой школьников, педагогической системой обучения, психологическим климатом в семье и школе.

Ключевые слова: детский возраст, здоровье, физическое развитие

Health state and age-sex peculiarities of physical development in boys and girls of early preschool age. The experimental subjects were early school children at the age of 8-9 years old. The article presents the data on health state and the conditions of car-dio-vascular system, age boys and girls. Results of analysis of physical development, health groups are presented. It was found out that psychoneurological deviations in child functional development are closely connected not only with health and physical development but also significantly with the amount of school work load, teaching system and psychological climate in family and at school.

Key words: health, physical development, early school ageand sex peculiarities of physical development in early preschool children, both

В современных условиях обучения новые школьные программы и интенсификация учебного процесса предъявляют повышенные требования к нервнопсихическому развитию и здоровью учащихся. Нервная система школьников подвергается разнообразным воздействиям, не встречавшимся в прошлом. На здоровье школьников не могут не сказываться такие факторы, как урбанизация, информационный взрыв, ограничение двигательной активности, нарушения режимных моментов, воспитание в условиях однодетной или неполной семьи, в неблагополучной семье (пьянство и алкоголизм родителей) и др.

В последнее десятилетие педиатры, гигиенисты, антропологи с большой тревогой отмечают особенно резкое ухудшение физического развития и других критериев здоровья, двигательной подготовленности [6, 7, 8, 9, 10, 18, 20, 25, 26]. Неудовлетворительные показатели состояния здоровья детей и подростков, обучающихся в учебных заведениях, являются актуальной проблемой современности. Данные официальной статистики свидетельствуют о значительной распростра-

Контакты:1 Параничева Т.М.-E-mail: [email protected]

нённости психической патологии в детско-подростковой популяции и существенном росте числа лиц, состоящих под наблюдением у психиатра. В научной литературе распространенность нервных расстройств у школьников оценивается от 3 до 47%. Такой широкий диапазон объясняется разными критериями оценки нервно-психического здоровья, смешением болезненных и неболезненных нервных проявлений. Под болезненным расстройством понимается такое состояние организма, при котором утрачивается способность полноценно выполнять те или иные функции, прежде всего социальные. По отношению к школьникам это значит — невозможность полноценно учиться, дружить со сверстниками.

Неуклонное снижение числа практически здоровых детей, все возрастающий поток детей, страдающих хронической патологией и инвалидов, рассматривается многими исследователями сегодня как национальная трагедия России. Все чаще звучит термин «школьные болезни» в связи с реально высокой значимостью влияний внутришкольной среды на здоровье учащихся. Интенсификация учебного процесса в сочетании с неблагоприятными санитарно-гигиеническими условиями обучения, неполноценным питанием приводит к тому, что за время учебы большая часть детей из групп риска переходят в III, IV группы здоровья, что свидетельствует о формировании стойкой хронической патологии.

Комплексная оценка состояния здоровья складывается из оценки уровней и гармоничности физического и нервно-психического развития ребенка, степени сопротивляемости организма неблагоприятным факторам, функционального состояния основных систем организма, наличия или отсутствия хронических заболеваний (в т.ч. врожденной патологии). Как известно, показатели функционального состояния жизнеобеспечивающей сердечно-сосудистой системы весьма чувствительны, высоко информативны, доступны для регистрации их изменения под влиянием эндогенных и экзогенных факторов у детей и взрослых, отчетливо выражены. Помимо наследственности систолическое (САД), диастолическое (ДАД) артериальное давление связаны у детей с их длиной и массой тела, степенью развития скелетной мускулатуры, учебными и физическими нагрузками, психологическим климатом в семье, образовательном коллективе [3, 6, 4, 7, 6, 10].

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Наблюдениями было охвачено 738 детей в возрасте 8-9 лет, из них 418 мальчиков и 320 девочек. Детально изучалось состояние физического развития (его гармоничность) и отклонения по органам и системам (использовались данные диспансеризации и медицинские карты учащихся). Определение уровня физического развития осуществлялось по оценочным таблицам для детей и подростков Москвы [11]. Распределение величин росто-весового индекса производилось по качественным градациям с учетом средней и сигмального отклонения: средние М + 1,08; высокие (указывающие на избыточность массы по отношению к данной длине) - от М + 1,08 и выше; низкие (свидетельствующие о дефиците массы) - от М - 1,08 и менее. Частота сердечных сокращений, САД и ДАД измерялись одномоментно.

При обследовании нервно-психического здоровья учащихся младших классов использовался метод количественной оценки состояния психического здоровья, а также гигиенические, психологические и клинико-статистические методы иссле-

дования. Сбор информации об имеющихся у конкретного учащегося нарушениях нервно-психического здоровья, социально-психологической адаптации, включая особенности его самочувствия, самовосприятия и различные поведенческие проявления социального функционирования, проводился путем анкетирования. Соответствующие анкеты разработаны для родителей, педагогов и самих учащихся.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

По совокупности тех или иных отклонений (согласно указанию МЗ РФ [22] учащиеся были распределены на медицинские группы и группы здоровья (табл. 1). Численность практически здоровых детей (I группа здоровья), не превышает 20,4% (8 лет)- 25,7% (9 лет), у значительной части обследованных детей 73,7% -66,4% (II группа здоровья); 5,9% - 7,9% (III группа здоровья) имеются множественные функциональные нарушения. Гендерные различия проявились среди 8летних детей: у девочек процент детей с 1-й группой здоровья выше, чем у мальчиков, а процент детей с 2-й группой здоровья ниже, чем у мальчиков. Другими словами, согласно показателю «группа здоровья» здоровье восьмилетних девочек лучше, чем у мальчиков этого возраста.

Таблица 1

Распределение детей 8-9 лет по медицинским группам и группам здоровья Примечание. Здесь и далее: М- мальчики; Д - девочки

Г руппы 8 лет 9 лет М Д 8 лет 9 лет

М Д М Д

Медиц. группа основная 68.0% 69.7% 68.1% 69.5% 64.1% 72.2% 73.2% 66.1%

подго- тов. 32.0% 30.3% 31.9% 30.5% 35.9% 27.8% 26.8% 33.9%

N 297 241 276 262 153 144 123 118

Группа здоровья 1-я 20.4% 25.7% 19.8% 25.6% 16.0% 25.2% 25.2% 26.3%

2-я 73.7% 66.4% 74.2% 66.9% 78.9% 68.1% 67.5% 65.3%

3-я 5.9% 7.9% 6.0% 7.5% 5.1% 6.7% 7.3% 8.5%

N 338 241 298 281 175 163 123 118

В соответствии с состоянием здоровья, физическим развитием, уровнем общей физической подготовленности и тренированности детей распределили на три медицинские группы: основную, подготовительную и специальную.

К основной медицинской группе относится группа здоровья I, а также частично группа здоровья II (в тех случаях, когда имеющееся заболевание не накладывает существенных ограничений на двигательный режим). Это школьники без отклонений в состоянии здоровья и физическом развитии, имеющие хорошее функциональное состояние и соответствующую возрасту физическую подготовленность, а также учащиеся с незначительными (чаще функциональными) отклонениями. К основной группе относятся 68,0% 8-летних детей и 69,7% 9-летних детей. К подготовительной медицинской группе относятся дети II группы здоровья, имеющие отставание в физическом развитии; недостаточную физическую подготовленность; незначительные отклонения в состоянии здоровья. Таких детей 32,0% и 30,3% соответственно среди 8-летних и 9-летних детей. Значимых возрастных различий нет.

Частота отклонения в деятельности органов и систем у наблюдаемых контингентов школьников г. Москвы согласуется с таковой у сверстников и сверстниц массовых общеобразовательных учреждений [15].

При этом первое место занимают отклонения со стороны костно-мышечной системы (нарушения осанки, уплощение стопы, последствия перенесенного рахита). На втором ранговом месте находятся отклонения со стороны системы кровообращения (систолический шум, нарушение сердечного ритма, тенденция к гипотонии). У трети школьников регистрируются нарушения со стороны органов зрения и лор-органов. Отмечены негативные тенденции роста распространенности нарушений нервно-психического здоровья, а также значительное возрастание аллергопатологии.

Особенностями негативных изменений здоровья детей за последние годы является увеличение числа школьников, имеющих несколько диагнозов. Школьники 7-8 лет имеют в среднем 2 диагноза, 10-11 лет - 3 диагноза, 16-17 лет - 3-4 диагноза, а 20% старшеклассников-подростков имеют в анамнезе 5 и более функциональных нарушений и хронических заболеваний.

Если посчитать количество разных диагнозов у каждого ребенка, то увидим, что среднестатистический мальчик нашей выборки имеет значимо больше разных патологий, чем, соответственно, девочка (тест Манна Уитни, р=0,017), это имеет место в обоих возрастах, но больше выражено у 8-летних детей. Распределение конкретных диагнозов (нозологий) дано в таблице 2.

В таблице 2 показан коэффициент попарной совстречаемости (сопутствия) разных видов патологии в нашей выборке. Это коэффициент Ошиа, который имеет формулу:

\ а — Ь а — с

, где а - число детей, каждый из которых имеет обе данные патологии; Ь - число детей, имеющих первую патологию; с - число детей, имеющих вторую патологию.

Таблица 2

Коэффициент попарной встречаемости разных видов патологии у детей 8-9 лет

Нервная с-ма Сердечно- сосудистая с-ма Пищеварительная с-ма Орган зрения Ухо, горло, нос 3 1 2 8 о 1 Кожная аллергия Эндокриная с-ма Опорно-двигательный апп-т

Нервная с-ма

Сердечнососудистая с-ма 0,225 0

Пищеварительная с-ма 0,113 0,102 0,144

Орган зрения 0,040 0,161 0,068

Ухо, горло, нос 0,100 0,224 0,029

Органы дыхания 0,065 0,029 0,096 0,000 0,044

Кожная аллергия 0,084 0,094 0,123 0,043 0,065 0,213

Эндокриная с-ма 0 0,072 0 0,103 0,104 0,068 0,129

Опорно- двигательный апп-т 0,214 0,376 0,166 0,267 0,321 0,077 0,110

Таким образом, этот коэффициент есть среднегеометрическая вероятность того, что если ребенок имеет одну из двух патологий, то он имеет и вторую тоже.

Нами было выявлено, что между соматическим и психическим здоровьем существует прямая взаимосвязь: раннее повреждение центральной нервной системы, т.е. нарушенное психическое здоровье у ребенка, является основной причиной различных отклонений в функционировании всех систем организма и развития хронической патологии, и наоборот, соматические заболевания маскируют психические расстройства, хронические недуги сопровождаются вторичными нарушениями психического здоровья.

Что же может служить пусковыми механизмами формирования отклонений в состоянии здоровья различных возрастных групп школьников? В современном социуме воздействие экологически неблагоприятных ситуаций усугубляется сочетанием со стрессовыми нагрузками.

С целью выявления факторов риска в формировании здоровья детей было проведено анкетирование родителей наблюдаемых учащихся. У обследованных детей было выявлено: биологические факторы неблагополучия составляли 40,0%, социальные-15,0%, сочетанные (биологические и социальные) -39,0%. Из биологических факторов обращало на себя внимание частое осложненное течение беременности и родов. Проведенный нами анализ подтвердил значимую роль в формировании роста и развития детей социальных условий.

Основы здоровья закладываются в наиболее ранние периоды жизни - во время внутриутробного развития плода и первые годы жизни ребенка и во многом определяются здоровьем родителей, прежде всего, матери. По нашим наблюдениям установлено, что патология беременности у матерей отмечалась в 22,0-28,0% случаев, т.е. у каждой четвертой; родовые травмы и прочие осложнения в родах -в 20,0%. Диагноз перинатальной энцефалопатии (ПЭП), т.е. поражения центральной нервной системы новорожденных вследствие указанных причин, был поставлен 35,0% детей. Как правило, ПЭП впоследствии, т.е. в резидуальной стадии, может проявляться в виде задержки психомоторного и речевого развития ребенка, либо иных нарушений функции ЦНС. По имеющимся анамнестическим данным в первые три года жизни различные отклонения в состоянии нервной системы отмечались у 28,0% детей. Обычно у детей с отягощенным анамнезом отмечается сниженный уровень иммунитета, общая соматическая ослабленность, отклонения в функционировании систем и органов, на основе чего формируется уже в раннем возрасте хроническая патология. Среди наблюдаемого контингента детей в первые три года жизни довольно часто отмечались кожные проявления аллергических реакций в виде диатеза или дерматита, патология пищеварительного тракта, заболевания ЛОР-органов и прочие нарушения здоровья. Различные врожденные пороки развития имели до 7% детей.

Среди факторов, формирующих здоровье, большое значение имеют «школьные факторы». Известно, их доля влияния на показатели здоровья школьников составляет 20%., тогда как влияние медицинского обеспечения оценивается в 1015%. Роль так называемых «школьных» факторов риска можно продемонстрировать данными, приводимыми рядом исследователей.

Изучение состояния здоровья младших школьников Нижнего Новгорода [21] выявило прогрессирующее ухудшение состояния здоровья учащихся с 1 -го по 4-й класс: увеличивается частота дисгармоничности физического развития, особенно за счет сниженной и низкой массы тела. За четыре года обучения в школе число здоровых детей (1 группа здоровья) снизилось на 15%. Особую тревогу вызывает увеличение в 3 раза количества детей с хроническими заболеваниями (3 и 4 группы здоровья).

Анализ распространенности нервно-психических нарушений у наблюдаемых младших школьников показал, что немало детей, к 3-5 годам теряют симптомы, которые они имели на 1 -м году жизни, но возобновляют целый ряд симптомов (старых или новых) в период 5-9 лет. Количество различных симптомов психоневрологических расстройств, отмеченное у ребенка в периоде 3 -5 лет, значимо позитивно коррелирует с группой здоровья ребенка (г Спирмена 0,23, р<0,01).

Среди болезненных нарушений центральной нервной системы у младших школьников чаще встречались неврозы с преобладанием выраженных астенонев-ротических синдромов и мононеврозы (тики, энурез, логоневроз), вегетососуди-стая дистония, невротическое развитие личности, пограничная умственная отсталость, задержки психического развития органического генеза, эписиндромы, эпилепсия с редкими припадками без расстройств интеллекта.

В то же время у 40-50% практически здоровых школьников имелись отдельные симптомы функциональных отклонений в деятельности нервной системы. Эти симптомы обнаруживались при естественной нагрузке для школьника (в духоте, жаре, на солнце, в транспорте, в процессе учебной деятельности и на физ-

культурных занятиях) или при функциональных пробах как проявление недостаточной вегетативной регуляции.

Среди неболезненных функциональных отклонений со стороны нервной системы у школьников выявляются рассеянная органическая микросимптоматика, дислалии (косноязычие), легкое заикание, вегетолабильность, внутричерепная гипертензия, задержки психического развития вследствие дефицита воспитания (педагогическая запущенность), легко выраженные моносимптоматические невротические и астенические реакции с вегетативно-соматическими расстройствами. В прошлом, судя по литературе, большинство вышеназванных отклонений не выделялись при осмотрах учащихся, и на них не обращали внимания.

К 8-9 годам почти каждый второй ученик предъявляет жалобы, касающиеся отклонений в нервно-психической сфере. Причем в начальной школе большее количество невротических нарушений отмечается у мальчиков по сравнению с девочками (р<0,01). У девочек к 8-9 годам наблюдается наибольшее количество нарушений нервно-психического здоровья, в частности у них, превалируют нарушения вегето-сосудистой регуляции (р<0,01).

Имеется положительная возрастная динамика по большинству изучаемых симптомокомплексов таких, как астенический, невротический, церебрастениче-ский, вегетативный, фобический.

Тревожным фактором является возрастание у учащихся младших классов аффективных расстройств. Нарушения аффективной сферы такие, как повышенная тревожность, эмоциональная лабильность, обидчивость, раздражительность, сниженный фон настроения, по нашим наблюдениям, у 8-9-летних школьников выходят на первое ранговое место.

Анализ нарушений школьной адаптации показал, что мальчики младших классов достоверно отличаются большими значениями дезадаптации, по сравнению с девочками, в таких сферах, как неэффективность учебной деятельности, несоблюдение школьных норм поведения и неуспешность социальных контактов. При анализе особенностей школьной дезадаптации у младших школьников на первое место выходят: эмоциональное неблагополучие, неуспешность учебной деятельности, причем, для мальчиков более характерны поведенческие проблемы, а для девочек - высокий уровень стрессового напряжения и дезадаптация в коммуникативной сфере.

Таким образом, благоприятные средовые влияния являются необходимым условием реализации нормального развития нервно-психической сферы ребенка. Одними из основных нарушений эмоционального благополучия в детском возрасте являются аффективные нарушения, и, прежде всего, - тревожность и страхи. Тревожность существенно влияет на степень адаптированности детей. Высокий уровень тревожности обуславливает большую чувствительность школьников к стрессовым воздействиям и более длительное протекание отрицательных переживаний, что в свою очередь, отражается в более продолжительных и длительных вегетативных сдвигах. Наслаивающиеся друг на друга аффекты приводят к формированию тревожного ожидания, снижают адаптивные возможности этих детей, ухудшают состояние здоровья. Немаловажную роль здесь играют и принципы семейного воспитания. Тип семейного воспитания может: как усиливать эмоциональную нагрузку на ребенка, так и помогать противостоять неблагоприятным внешним воздействиям.

Большой интерес представляют данные о динамике острой заболеваемости детей, полученные в конце каждого учебного года. По графикам годовой динамики респираторно-вирусных («простудных») заболеваний учащихся младшего школьного возраста одной из обследуемых школ было установлено, что к январю наблюдалось постепенное увеличение частоты ОРВИ.

Выраженный подъем острой заболеваемости у детей наблюдался в марте. Как известно, в зимне-весенний период года отмечаются явления витаминной нехватки в организме детей, дефицит солнечного ультрафиолетового облучения. Эти факторы заметно подавляют общий иммунитет организма. Кроме того, самая напряженная третья учебная четверть приходится именно на этот сезон года.

Показатель кратности заболеваний выявил, что большинство школьников болеют эпизодически -1-3 раза в год. Число часто и длительно болеющих детей в ОУ колеблется от 5 до 16,7%.

Результаты, полученные при анализе острой заболеваемости, должны обсуждаться на педсоветах (совместно с медицинскими работниками) с целью разработки профилактических и оздоровительных мероприятий и их эффективной реализации.

Здоровье и обучение взаимосвязаны и взаимообусловлены: чем крепче здоровье учащихся, тем продуктивнее обучение. Здоровье ребенка и подростка обусловливает его активность и противостояние вероятному негативному воздействию извне, то есть успешность его адаптации к условиям среды. В свою очередь, степень здоровья определяется широтой адаптационных возможностей организма школьника.

Педагогическая эффективность воспитания и обучения находится в тесной зависимости от того, в какой мере учитываются анатомо-физиологические особенности детей и подростков, периоды развития, для которых характерна наибольшая восприимчивость к воздействию тех или иных факторов, а также периоды повышенной чувствительности и пониженной сопротивляемости организма.

Особо важной характеристикой здоровья в современных условиях становится физическое развитие детей, среди которых нарастает доля имеющихся отклонений, особенно в связи с дефицитом массы тела.

Реальным фактором формирования этих отклонений является снижение уровня жизни, отсутствие возможности обеспечить полноценное питание детей. Хронический дефицит двигательной активности детей тормозит их нормальное физическое развитие.

Мониторинг росто-весовых данных 2,2 тысяч школьников 10-16 лет г. Владивостока [17] выявил продолжающиеся процессы децелерации в большинстве возрастно-половых групп. Обращает на себя внимание величина сигмальных отклонений росто-весовых показателей у современных подростков, которая в 1,5-2 раза больше, чем в стандартах 1966 и 1977 г. Это свидетельствует о существенном разнообразии признака в пределах одной возрастной группы, что может быть обусловлено изменениями в характере питания населения.

За последние 20 лет: увеличение процента школьников, имеющих дефицит массы тела (с 7 до 14% мальчиков и с 5 до 13% среди девочек); увеличение почти в 3 раза в популяции числа низкорослых детей (с 0,5 до 4%) [19]. Децелерация физического развития сопровождается снижением функциональных возможно-

стей детей и подростков - примерно на 18-20% у школьников уменьшилась сила мышц кисти руки, на 15% - жизненная емкость легких.

Комплексное обследование учащихся сельских школ [16] выявило нарушение физического развития в 19,2% случаев. Преобладала сниженная масса тела при нормальной длине (12,8%), низкая масса тела при низком росте (3,2%) и избыток массы 1-2-й степени (3,2%).

Физическое развитие следует рассматривать и как процесс развития, и как соматическое состояние. Дисгармоничность морфологического статуса, как правило, сочетается с отклонениями в состоянии здоровья. Это явление подтверждается многочисленными исследованиями повсеместно.

По данным некоторых исследователей, в 71,2% случаев у московских детей и подростков состояние осанки в наши дни требует внимания медиков и в 44,1% -серьезной коррекции [5]. Нарушенная осанка - это не только плохой внешний вид человека. Любые искривления позвоночника нарушают функцию периферических нервов в определенных зонах, за деятельность которых отвечает каждый сегмент позвоночного столба. По этим причинам, в зависимости от места локализации искривлений, наступают изменения нормальной функции тех или иных органов и систем, а затем развиваются хронические болезни. Поэтому, чем раньше начинаются коррекционные и лечебные мероприятия, тем более вероятны положительные прогнозы в отношении здоровья каждого человека, начиная с детского возраста.

Наши исследования показали, что физическое развитие детей 8 и 9 лет примечательно тем, что длина и масса тела у мальчиков и девочек одинаковы (р >

0,05).

Их среднее гармоничное физическое развитие в 8 лет и в 9 лет диагностировано одинаково часто (р < 0,01). Среди наблюдаемых нами детей, посещающих школьные учреждения в возрасте 8-9 лет, в 18,0% случаев выявляются отклонения в физическом развитии (дефицит массы тела или ее избыточность, низкорос-лость):

- 20% восьмилетних детей и 29% девятилетних детей имеют высокий уровень роста, 13% восьмилетних детей и 5,4% девятилетних детей имеют низкий уровень роста;

- 26,5% восьмилетних детей и 30 % девятилетних детей имеют высокий уровень массы, 11,3% восьмилетних детей и 8,8% девятилетних детей имеют низкий уровень массы.

Среди восьмилетних детей низкий уровень массы встречается у 14,6% мальчиков и у 8% девочек, среди девятилетних детей высокий уровень массы встречается у 35.4% мальчиков и у 24,5% девочек.

Сравнительный анализ показателей длины тела детей 8-9 лет показал, что мальчики выше девочек, но значимые различия (р<0,01) проявились лишь у 8летних детей; среди 9-летних детей различие между полами отсутствует (табл. 3).

Г одовые прибавки по длине и массе тела мальчиков и девочек, а также массе тела мальчиков не отличаются от таковых у сверстников и сверстниц 90-х гг. [27]; расхождения составляют 0,3-0,5 см и 0,3-0,4 кг. У девочек же средние годовые прибавки по массе тела оказались существенно меньшими, нежели у сверстниц в 90-х гг.

Соматометрические и функциональные параметры ________мальчиков и девочек 8-9 лет (М ±т)________________

Показатели 8 лет 9 лет М Д 8 лет 9 лет

М Д М Д

Рост, см 128.9 ±0,3 135.5 ±0,4 132.2 ±0,4 131.3 ±0,4 129.7 ±0,5 128.1 ±0,5 135.6 ±0,5 135.4 ±0,5

Масса, кг 27.9 ±0,3 32.5 ±0,4 30.5 ±0,4 29.2 ±0,4 28.6 ±0,4 27.1 ±0,4 33.0 ±0,6 31.9 ±0,5

Окружность грудной клетки 64.1 ±0,3 65.8 ±0,4 65.5 ±0,4 64.2 ±0,3 64.8 ±0,4 63.5 ±0,4 66.4 ±0,6 65.2 ±0,5

САД, мм рт.ст. 95.1 ±0,6 100.3 ±0,6 98.0 ±0,6 96.7 ±0,6 95.8 ±0,8 94.5 ±0,8 101.1 ±0,9 99.6 ±0,8

ДАД, мм рт.ст. 57.6 ±0,4 62.1 ±0,4 59.9 ±0,5 59.2 ±0,4 58.0 ±0,7 57.3 ±0,5 62.6 ±0,6 61.6 ±0,6

ЧСС, уд./мин 87.9 ±0,6 85.4 ±0,7 85.9 ±0,6 87.7 ±0,6 87.4 ±0,7 88.5 ±0,8 84.0 ±0,9 86.7 ±0,9

Особую тревогу у педиатров и гигиенистов вызывают показатели гемодинамики. Недостаточная физическая активность (гипокинезия) способствует снижению экономичности работы сердца, ухудшению адаптации к физическим и нервно-психическим нагрузкам, способствуя развитию вегето-сосудистой дистонии и т.д.

В течение 20 лет в подавляющем большинстве возрастно-половых групп школьников произошло достоверное уменьшение средних значений систолического давления (гипотонические реакции) и увеличение диастолического давления. Это свидетельствует об ухудшении сократительной способности миокарда у современных детей.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Статическое усилие (напряжение позы за партой) вызывает значительное повышение удельного периферического сопротивления кровотоку, что выражается в виде снижения сосудистого тонуса за счет уменьшения ударного и минутного объема (пониженное систолическое АД) при повышении периферического капиллярного сопротивления (повышенное диастолическое АД, т.е. низкое пульсовое АД) [13,14].

Важность показателей кровяного давления определяет включение измерения АД практически во все программы диагностики здоровья человека. Показатели артериального давления отражают состояние сердечно-сосудистой системы. Артериальное давление - очень ситуационно зависимый показатель. Правильная интерпретация реакции сердечно-сосудистой системы на умственные и физические нагрузки позволяет не только более глубоко и точно оценивать сдвиги функции, наступающие в процессе долговременной адаптации в условиях развивающего обучения дошкольников, но и прогнозировать дальнейшие возможности организма [14].

Вариация относительно средневыборочных значений систолического и диастолического АД всех детей выборки велика и вполне может перекрывать любые возрастные и половые различия.

Возрастное совершенствование регуляторных механизмов сердечнососудистой системы у детей младшего школьного возраста характеризуется постепенным снижением (от 7 до 9 лет) симпатических влияний на регуляцию сокращений сердечной мышцы [1].

Дистонические симптомы у школьников 8-9 лет (30,0 %) можно объяснить как их индивидуальными особенностями, так и влиянием неблагоприятных внешних факторов, главным образом, статической нагрузкой во время занятий.

В настоящем исследовании у мальчиков 8 и 9 лет выявлено более высокое давление в процессе занятий в школе по сравнению с девочками (р> 0,05). На более выраженное напряжение регуляторных механизмов в процессе занятий у мальчиков указывают и другие авторы [23]. Наблюдаемая разница у мальчиков и девочек может быть связана и с разными темпами их морфофункционального созревания. У 9-летних детей АД (и систолическое и диастолическое) значимо выше, чем у 8-летних детей, а ЧСС значимо ниже, чем у них (р<0,001). У девочек ЧСС выше, чем у мальчиков (у 9-леток - значимо, р<0,001). Систолическое и диастолическое АД коррелирует положительно (г Пирсона 0,60, р<0,001).

Артериальное давление (и систолическое и диастолическое) значимо коррелирует, как у 8-летних, так и у 9-летних детей, с массой тела, ростом (г 0,21-0,32), ОКГ (г 0,14-0,21). ЧСС не коррелирует ни с одним из антропометрических показателей. Среди 9-летних ЧСС значимо выше (р<0,001) у детей, имеющих патологию ЧСС, чем у не имеющих ее; среди 8-летних детей этой тенденции не выявлено.

Результаты проведенного анализа соматометрических и функциональных показателей, а также данные индивидуальных характеристик у детей, имеющих отклонения по органам и системам, показывают, что:

• к I группе здоровья относятся 20,4% (8- летних детей)- 25,7% (9 -летних детей), 73,7% - 66,4% имеют функциональные отклонения (II группа здоровья); 5,9% - 7,9% (III группа здоровья) соответственно;

• в структуре заболеваемости среди детей 8 и 9 лет лидирующее место занимают болезни опорно-двигательного аппарата, заболевания сердечнососудистой системы, ЛОР заболевания (р > 0,01);

• до трети школьников 8-9 лет имеют хронические болезни, из них 20% имеют в среднем 2 диагноза;

• число диагнозов у школьников 8-9 лет коррелирует с уровнем физического развития (%2 = 0,10; р > 0,05), с группой здоровья у! = 1,34; р > 0,05);

• к 8-9 годам повышенная тревожность, эмоциональная лабильность, обидчивость, раздражительность, сниженный фон настроения выходят на первое ранговое место. У мальчиков по сравнению с девочками отмечается большее количество невротических нарушений (р > 0,01), причем, для мальчиков более характерны поведенческие проблемы, а для девочек -высокий уровень стрессового напряжения и дезадаптация в коммуникативной сфере;

• в возрасте 8 и 9 лет гармонично развитые дети составляли 67,0-66,0%;

• средние показатели АДс и АДд по своим величинам соответствовали возрастным нормативам. Повышенное АДс у учащихся встречалось в 12,0% случаев у мальчиков;

• артериальное давление значимо коррелирует, как у 8-летних так и у 9летних детей, с массой тела, ростом (г варьирует от 0,21 до 0,32), ОКГ (г от 0,14 до 0,21).

Таким образом, здоровье является интегральным критерием, отражающим качество жизни, рассматривать и прогнозировать его тенденции можно только с учетом совокупности факторов, реальных условий жизнедеятельности и образа жизни. Проведенное исследование показало, что анализ состояния здоровья является индикатором разработки мероприятий и оказания консультативной и диагностической помощи.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Адаптация организма учащихся к учебной и физической нагрузкам / А.Г. Хрипкова, М.В. Антропова. - М.: Педагогика,1982. - 240 с.

2. Ананьев В.В. Введение в психологию здоровья / Ананьев В.В. - С-Пб, 1999.

3. Антропова М.В. Нормализация учебной нагрузки школьников: экспериментальное физиолого-гигиеническое исследование / под. ред. М.В. Антроповой, В.И. Козлова. - М. 1988. - 160 с.

4. Антропова М.В. Проблемы здоровья детей и их физического развития / М.В.Антропова, Т.М. Параничева и др // Здравоохранение Российской федерации, 1999. - с. 17-21.

5. Антропова М.В. Психологические и медицинские аспекты некоторых педагогических инноваций в начальной школе / М.В.Антропова, Т.М. Параничева и др // Школа здоровья. - М., 1998. - №3. - с. 19 - 27.

6. Апанасенко Г.Л. Медицинская валеология / Г.Л. Апанасенко, Л.А. Попова // Серия «Гиппократ». - Ростов на Дону.: Феникс, 2000. - 248 с.

7. Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения, индивидуальный подход // Школа здоровья. - № 2. - с. 21 -24.

8. Бабенкова Е.А. Как помочь детям стать здоровыми. / Е.А. Бабенкова. -М.: Изд-во "АСТ" Астрель, 2004. - 206 с.

9. Баранов А.А. Здоровье российских детей // Педагогика. - 1999. - № 8. -с. 41-44.

10. Баранов А.А. Состояние здоровья детей и подростков в современных условиях: проблемы, пути решения // Российский педиатрический журнал, 1998. -№ 1. - с. 5-8.

11. Баранов А.А. Универсальная оценка физического развития младших школьников / А.А. Баранов, В.Р. Кучма, Л.М. Сухарева и др. - М., 2010. - 34 с.

12. Васильева О.С. Здоровый образ жизни — стереотипные представления и реальная ситуация / О.С.Васильева, Е.В. Журавлева // Школа здоровья. - 1999. -№2. - С. 26-29.

13. Догадкина С.Б., Вегетативные особенности адаптации сердечнососудистой системы детей 8-9 лет к умственным нагрузкам: матер. III симпозиума «Особенности формирования и становления психофизиологических функций в онтогенезе» / С.Б. Догадкина, Т.А. Пономарева. - Черкассы, 2003. - с. 60-61

14. Калюжная Р.А. Принципы дифференцированной оценки сдвигов функции сердечно-сосудистой системы в процессе адаптации школьников к физическим и

умственным нагрузкам / Р.А. Калюжная //Адаптация детей и подростков к учебной и физическим нагрузкам. - М., 1979. - с. 18-23.

15. Комплексная программа «Образование и здоровье» // Школа здоровья, 1998. - № 2. - с. 85-116.

16. Коньшина Р.И. Состояние здоровья подростков 7-11-го классов сельской школы / Р.И. Коньшина, Т.В. Копейкина, И.Е. Бобошко и др. //Образование и воспитание детей и подростков: гигиенические проблемы. Мат. Всеросс. конф. с ме-ждунар. участ. - М.: Издательство НЦЗД РАМН, 2002. - с. 138-140.

17. Крюкович Е.В. Мониторинг физического развития подростков г. Владивостока / Е.В. Крюкович, Л.Н. Нагарная // Образование и воспитание детей и подростков: гигиенические проблемы. Мат. Всеросс. Конф. с междунар. участ. - М.: Издатель-во НЦЗД РАМН, 2002. - с. 147-149.

18. Кучма В.Р. Физическое развитие детей и подростков как прогностический показатель здоровья и развития нации / В.Р. Кучма, Т.Ю. Вишневецкая // VIII съезд педиатров России, материалы, 1998. - с. 103.

19. Кучма В.Р. Состояние здоровья детей и подростков / В.Р.Кучма // Гигиеническая наука и практика на рубеже XXI века: материалы IX всероссийского съезда гигиенистов и санитарных врачей. - М., 2001. - том 2. - с. 368 - 372.

20. Лапицкая Е.М. Исследование физического развития и физической подготовленности учащихся 9-10 лет в двух школах Мурманской области / Е.М. Лапиц-кая, А.А. Покрамович, З.И. Покрамович и др // Проблемы и перспективы формирования здоровья детей и учащейся молодежи. - Мурманск, 1997. - с. 26-27.

21. Леонов А.В. Гигиенические проблемы охраны здоровья школьников разных типов образовательных учреждений / А.В.Леонов, Н.А.Матвеева, Е.С. Богомолова и др / Образование и воспитание детей и подростков: гигиенические проблемы. Мат. Всеросс. Конф. С междунар. участ. - М.: Издательство НО НЦЗД РАМН, 2002. - с. 213-215.

22. Таблицы для индивидуальной оценки физического состояния школьников г. Москвы. - М., 1978. - 10 с.

23. Трегубов А.Л. Сердечная деятельность у детей ясельного возраста / А.Л. Трегубов, Е.И. Иванова, Л.М. Бажанова // Возрастные особенности физиологических систем детей и подростков. - М., 1981. - с. 125-126.

24. Уланова Л.Н. Состояние здоровья школьников Воронежа за 30 лет (19661997 гг.) /Л.Н.Уланова, Е.К.Сычева, Т.В.Ермолаева и др. // Российский педиатрический журнал. - 2000. - № 1. - с.9-11.

25. Ямпольская Ю.А. Сдвиги возраста тепагИе девочек Москвы на протяжении 60-90 годов / Ю.А.Ямпольская // Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием: гигиена детей и подростков на пороге третьего тысячелетия: основные направления. Материалы. - М., 1999. - с.44.

26. Ямпольская Ю.А. Физическое развитие современных школьников (состояние, тенденция, прогноз) // Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием: гигиена детей и подростков на пороге третьего тысячелетия: основные направления. Материалы. - М., 1999. - с. 41.

27. Ямпольская Ю.А. Физическое развитие школьников Москвы к началу XXI века / Ю.А. Ямпольская // Здоровье, обучение, воспитание детей и молодежи в XXI веке. - Материалы международного конгресса. - М., 2004. - ч. III. - с. 395396.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.