Научная статья на тему 'Морфофункциональный скрининг детей 7-8 лет на этапе адаптации к обучению школе'

Морфофункциональный скрининг детей 7-8 лет на этапе адаптации к обучению школе Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1703
236
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Новые исследования
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДЕТИ 7-8 ЛЕТ / МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ СКРИНИНГ / АДАПТАЦИЯ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ / 7-8 YEAR OLD CHILDREN / MORPHOFUNCTIONAL SCREENING / ADAPTATION TO SCHOOL LEARNING

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Шибков А. А., Ефимова Н. В.

Проведен морфофункциональный скрининг состояния здоровья и физического развития 343 детей 7-8 лет на этапе адаптации к обучению в школе. Представлен анализ распределения первоклассников г. Челябинска по группам здоровья, рейтинг заболеваний и функциональных нарушений основных систем организма, гендерные отличия в антропомерических показателях детей на этапе поступления в школу. Выявлена положительная динамика полугодовых приростов исследуемых соматометрических и физиометрических показателей, гармоничности физического развития детей в течение первого года обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Шибков А. А., Ефимова Н. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents the results of morphofunctional screening of health and physical development in 7-8 year old children (n=343) during the period of adaption to school. The paper presents the analysis of distribution of first graders of Chelyabinsk into health groups; the rating of diseases and the functional problems of the main systems of an organism; gender differences within antropomeric indexes in children just starting school. There was revealed semi-annual growth of somatometric and physiometric indices, and positive dynamics of physical development in children within the first year of schooling.

Текст научной работы на тему «Морфофункциональный скрининг детей 7-8 лет на этапе адаптации к обучению школе»

МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ СКРИНИНГ ДЕТЕЙ 7-8 ЛЕТ НА ЭТАПЕ АДАПТАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ ШКОЛЕ

А.А. Шибков1, Н.В. Ефимова ФГБОУВПО «Челябинский государственный педагогический университет», г. Челябинск

Проведен морфофункциональный скрининг состояния здоровья и физического развития 343 детей 7-8 лет на этапе адаптации к обучению в школе. Представлен анализ распределения первоклассников г. Челябинска по группам здоровья, рейтинг заболеваний и функциональных нарушений основных систем организма, гендерные отличия в антропомерических показателях детей на этапе поступления в школу. Выявлена положительная динамика полугодовых приростов исследуемых соматометрических и физиометрических показателей, гармоничности физического развития детей в течение первого года обучения.

Ключевые слова: дети 7-8 лет, морфофункциональный скрининг, адаптация к обучению в школе

Morphofunctional screening of 7-8 year old children adapting to schooling. The

article presents the results of morphofunctional screening of health and physical development in 7-8 year old children (n=343) during the period of adaption to school. The paper presents the analysis of distribution of first graders of Chelyabinsk into health groups; the rating of diseases and the functional problems of the main systems of an organism; gender differences within antropomeric indexes in children just starting school. There was revealed semi-annual growth of somatometric and physiometric indices, and positive dynamics of physical development in children within the first year of schooling.

Key words: 7-8 year old children, morphofunctional screening, adaptation to school learning

В условиях реализации программы по внедрению ФГОС второго поколения начального образования проведена комплексная оценка уровня физического развития и состояния здоровья учащихся первых классов на базе пяти экспериментальных площадок г. Челябинска. В исследовании приняло участие 343 первоклассника.

Социально-экономические преобразования в стране предъявляют особые требования к уровню интеллектуальной подготовки, биологическим и социальным возможностям, состоянию физического и психического здоровья выпускников системы образования [16]. Развивающийся рынок труда выдвигает свои требования к управлению образовательным процессом, при этом школа должна удовлетворять потребностям рынка, развивая индивидуально-личностные качества учащихся [3]. Адекватное равновесие между социально-экономическими целями развития общества и задачами системы образования может быть достигнуто на основе инновационной деятельности учителя. Особая ответственность лежит на

Контакты:1 Шибков А.А. - E-mail: <shibkova2006@mail.ru>

начальной школе, так как у детей младшего возраста онтогенетическая адаптация наслаивается на процессы психоэмоционального и функционального приспособления к учебным нагрузкам [21].

В условиях внедрения федеральных государственных образовательных стандартов содержание образования, как модель социального заказа, в различных типах школ различается, что делает необходимым мониторинг влияния реализуемых конкретных систем организации и содержания учебно-воспитательного процесса на здоровье учащихся [28]. В системе социально-гигиенического мониторинга оценка показателей физического развития детей и подростков занимает прочные позиции, как в отношении жителей различных климато-географических регионов, так и детей, воспитывающихся в образовательных учреждениях различного типа [6, 7].

Следует отметить, что данные о физическом развитии и состоянии здоровья современных детей и подростков неоднозначны. На ухудшение соматического здоровья и физического развития указывают [2, 4, 6]. На доминирование в обследуемых популяциях школьников средних половозрастных параметров физического и психофизиологического развития указывают О.А. Макунина (2005) [14] и М.В. Семенова (2012) [22]. Ряд авторов отмечают, что более выражены функциональные сдвиги и ухудшение здоровья в регионах с высоким антропогенным воздействием, особенно в критические периоды роста и развития [1, 5].

Из довольно обширно представленной информации о морфофункциональном статусе школьников наше внимание акцентировано на исследованиях, в которых дана характеристика антропометрических и функциональных показателей детей на этапе адаптации к образовательному процессу, т.е. 7-8 лет.

Динамика формирования антропометрических параметров лежит в основе возрастной периодизации, согласно которой дети 7 лет находятся на этапе конечного цикла первого детства, а дети 8 лет на начальном цикле второго детства [9]. Согласно медико-биологической классификации возрастных периодов детства (Институт физиологии детей и подростков РАО) в 6-7 лет наблюдается усиление ростовых процессов, высокая пластичность сенсорных систем обеспечивает возможность обучения, повышается прочность динамического стереотипа, развивается абстрактное мышление. Согласно данной классификации дети, начиная с 8 лет, отличаются по темпам развития в зависимости от пола, типам дыхания, уравновешенности нервных процессов. Вместе с тем дети 5-7 лет находятся во втором критическом периоде, который характеризуется дисгармоничностью развития в связи с увеличением темпов роста (полуростовой скачок), изменением деятельности физиологических систем, высших психических функций [25].

На этапе поступления в образовательное учреждение дети 6, 6,5 и 7 лет могут находиться в разной степени готовности к обучению, что убедительно показано в работах Н.З. Бакиевой, Н.Н. Гребневой (2011) [5], Т.М. Параничевой, Е.В. Тюриной (2012) [18, 20]. Заслуживает внимания мнение Н.Б. Панковой (2009) [17], которая отмечает однобокость оценки роли образовательной среды только как фактора риска для здоровья учащихся. Автор считает, что на фоне патогенетических факторов, в том числе индуцированных влиянием образовательной среды, активируются саногенетические факторы, которые обеспечивают восстановление равновесия в организме, что часто упускается из виду.

Таким образом, начальный этап адаптации к образовательно-воспитательному процессу в различных типах образовательных учреждений в условиях реализации единых федеральных образовательных стандартов может сопровождаться разнонаправленными изменениями морфофункциональных параметров организма учащихся. Эти изменения могут выходить за рамки возрастно-половых нормативов либо колебаться в их пределах, что может в дальнейшем определять развитие патогенетических или саногенетических процессов.

Целью нашего исследования являлось определение состояния здоровья и приростов основных антропометрических показателей учащихся в динамике первого года обучения.

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В условиях реализации программы по внедрению ФГОС второго поколения начального образования проведена комплексная оценка уровня физического развития и состояния здоровья учащихся первых классов на базе пяти экспериментальных площадок г. Челябинска согласно договору о научно-педагогическом сотрудничестве между Управлением по делам образования г. Челябинска и ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет». Оценка морфофункционального статуса первоклассников осуществлялась в рамках деятельности научно-исследовательской лаборатории «Адаптация биологических систем к естественным и экстремальным факторам среды» ЧГПУ. В исследовании приняло участие 343 человека: 196 девочек, 147 мальчиков.

Анализ состояния здоровья школьников проводился по данным медицинских карт. Схема оценки основывалась на изучении школьной медицинской документации (индивидуальная карта ребенка № 26). При изучении данных особое внимание уделялось результатам диспансеризации детей перед поступлением в школу, в частности, осмотра узкими специалистами и отнесение ребенка в соответствующую группу здоровья.

Анализ физического развития школьников проводился по основным антропометрическим показателям (длина и масса тела, окружность грудной клетки, сила мышц-сгибателей кисти, сила мышц-разгибателей спины) с последующим расчетом индекса Рорера, как показателя гармоничности физического развития детей. Анализ состояния сводов стопы учащихся проводили методом плантогра-фии по В.А. Штритеру. Все измерения проводили по общепринятым при массовых исследованиях методикам с соблюдением требований, описанных в соответствующих руководствах [11 и др.]. Обследование учащихся проводили в октябре месяце, после этапа срочной адаптации детей к условиям обучения и в апреле, т.е. ровно через полугодовой интервал.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Важнейшими интегральными показателями популяционного состояния здоровья детей являются: распределение детей по группам здоровья, по уровню и гармоничности физического развития, а также рейтинговая оценка заболеваемости.

Результаты проведенного нами исследования [26] показали, что доля практически здоровых первоклассников (детей с I группой здоровья) составила 12,5 %; более половины первоклассников (60,5 %) имели II группу здоровья и 26,9 % исследуемого контингента учащихся были отнесены к III группе здоровья. Аналогичные данные были получены Безруких М.М. с соавт. для дошкольников г. Томска [8], Казаковой О.В. с соавт. [12] и Манюхиным А.И. [15] для популяций детей 7-8 лет Челябинска и Самары. Наибольшие отличия имеют данные по популяции детей 8 лет, проживающих в Москве [19], где доля учащихся с I и II группами здоровья превысила средние данные по Челябинску и Самаре на 6 и 13 % соответственно, а количество детей с III группой здоровья снижено в 4-5 раз в зависимости от пола. Согласно показателю «распределение по группам здоровья» здоровье обследуемых нами 7-8 летних девочек несколько лучше, чем мальчиков, в основном за счет большего процента детей с I группой здоровья.

Полученные нами новые данные принципиально не отличаются от результатов мониторингового исследования состояния здоровья школьников, проведенного в 2001-2003 г.г. [23], когда количество первоклассников г. Челябинска с I, II и III группой здоровья составило 10,6, 50,2 и 28,6 % соответственно. Ретроспективный анализ данных свидетельствует об отсутствии значимых изменений в состоянии здоровья младших школьников г. Челябинска в динамике последних 10-12 лет.

Ранжирование частоты отклонений в состоянии различных систем организма детей на этапе поступления в школу представлено на рис. 1.

Не имеют хронических заболеваний

Нервная система ■ 1,5

Дыхательная система 3,6

Эндокринная система з,б

Орган зрения Ш 5,0

Пищеварительная с-ма Я 6,5

Сердечно-сосудисиая с-ма 7,6

ЛОР-заболевания

Опорно-двигательный аппарат

5 10 15 20 25 30 35 40

Рис. 1. Рейтинговое распределение заболеваний и функциональных нарушений основных систем организма детей на этапе поступления в школу (в %).

Только 25 % детей не имеют хронической патологии. Ведущее значение в рейтинговом распределении заболеваний и функциональных нарушений основных систем организма детей на этапе поступления в школу занимают нарушения

опорно-двигательного аппарата, ЛОР- и сердечнососудистые заболевания (34,0, 13,4 и 7,6 % диагнозов соответственно), что вполне согласуется с данными по московской популяции детей [18, 19]. Однако вклад этих нарушений в общую заболеваемость детей составил 55 % в популяции челябинских школьников и 80% в московской популяции [18]. Следующие рейтинговые позиции занимают заболевания пищеварительной системы и органа зрения (6,5 и 5,0 % соответственно). В популяции московских детей 4-5 позиции занимают заболевания органа зрения и нервной системы (12,6 и 6,7 % соответственно). По сравнению с ранее проведенными исследованиями (2001-2003 г.г.) [14, 23] доля нарушений опорнодвигательного аппарата и сердечнососудистых заболеваний у учащихся первых классов г. Челябинска снизилась в 2 раза, заболеваемость органов дыхания уменьшилась в 3,7 раза.

Однако полученные нами данные мониторинговых исследований отражают более выраженные отклонения в функциональном состоянии опорнодвигательного аппарата по сравнению с данными медицинских карт.

Антропометрические показатели обследуемой популяции детей г. Челябинска на этапе поступления в школу представлены в табл. 1.

Таблица 1

Антропометрические показатели детей на этапе поступления в школу (М±т, тт-тах, Су)

Мальчики (п=147) Девочки (п=196)

длина тела, см масса тела, кг ОГК, см длина тела, см масса тела, кг ОГК, см

127,35±0,47* 111,0-143,0 4,1% 27,72±0,46* 19,8-49,0 18,2% 63,12±0,46* 53,0-83,0 8,0% 125,22±0,41 110,0-142,5 4,2% 25,21±0,40 16,0-44,0 20,1% 61,79±0,38 54,0-83,0 8,0%

сила мышц правой кисти, кг сила мышц левой кисти, кг становая сила, кг сила мышц правой кисти, кг сила мышц левой кисти, кг становая сила, кг

7,63±0,24* 2,00-13,00 33,8% 6,25±0,22* 1,00-11,00 38,2% 24,16±0,92* 5,00-55,00 40,0% 5,90±0,17 0,20-13,00 36,7% 4,96±0,17 0,50-10,00 43,1% 16,31±0,69 0,30-50,00 51,9%

Примечание: * - достоверные отличия между мальчиками и девочками (р<0,05).

Согласно представленным данным, мальчики обследуемой популяции первоклассников г. Челябинска имеют достоверно большие значения показателей физического развития по сравнению с девочками; разница в массе тела составила 10%. Аналогичные результаты были получены при обследовании детей 7-летнего возраста г. Сургута [13]: продольно-поперечные соматические параметры в группе мальчиков достоверно выше на 4-5 %, а масса тела - на 15 % (табл. 2). При обследовании детей 7 лет г. Кирова [24] статистически значимые гендерные отличия выявлены для таких показателей физического развития как масса тела и окружность грудной клетки, значения данных показателей у мальчиков были на 4% выше, чем у девочек. Таким образом, на примере детей-северян и детей

Уральского региона мы может констатировать усиление гендерных отличий у детей на этапе поступления в школу. Однако, в популяции детей г. Самары достоверные половые отличия в антропометрических показателях отсутствовали [15]. Региональные антропометрические константы мальчиков-первоклассников г. Павлодара [10] наиболее приближены к данным, полученным при обследовании детей Поволжья.

В целом необходимо отметить, что среди сравниваемых популяций детей наиболее высокий уровень физического развития имеют первоклассники г. Сургута, проживающие в гипокомфортных климатогеографических условиях Тюменского Севера, что отражает региональные особенности адаптации - опережение темпов ростовых процессов в онтогенезе детей.

Таблица 2

Региональные особенности антропометрических показателей детей на этапе поступления в школу

Мальчики Девочки

длина тела, масса тела, ОГК, см длина тела, масса тела, ОГК,

см кг см кг см

Самара, 2009 [15] (п= 80 и 84 соответственно), М±а, min-max, ^

123,63±4,94 23,69±3,14 61,63±3,68 123,27±4,66 23,14±3,22 60,67±4,10

110,0-142,0 16,0-58,0 52,5-71,0 108,0-137,0 16,5-35,0 53,0-67,0

4,0% 13,3% 6,0% 3,8% 13,9% 6,8%

Киров, 2001 24], (п=339 и 285 соответственно), М±m

124,53±0,28 25,04±0,21* 61,83±0,20* 123,8±0,31 23,98±0,22 59,63±0,22

Сургут, 2006 [13] (п=54 и 55 соответственно), М±m

133,80±0,57* 30,00±0,37* 64,71±0,35* 128,37±0,97 26,11±0,32 61,72±0,35

Павлодар, Казахстан, 2006 [10] (п=38), М±m

124,3±0,7 23,9±0,7 57,4±0,6

Примечание: * - достоверные отличия между мальчиками и девочками (р<0,05).

Анализ данных динамометрии (табл. 1) выявил статистически значимые гендерные различия у детей на этапе поступления в школу - значения силовых показателей мальчиков превышали значения, полученные для девочек, в 1,3 раза (кистевая динамометрия) - 1,5 раза (становая динамометрия). И для мальчиков, и для девочек выявлены достоверные отличия в показателях кистевой динамометрии для правой и левой руки, т.е. функциональная асимметрия - сила мышц правой кисти была на 20 % больше по сравнению со значениями для левой кисти.

Результаты исследования антропометрических показателей первоклассников показали, что наиболее генетически детерминированными в возрасте 7 лет являются такие параметры физического развития как длина тела и окружность грудной клетки, коэффициенты вариации которых составили порядка 4% и 6-8% соответственно. Большая вариабельность значений отмечена для такого антропометрического параметра как масса тела, коэффициент вариации которого составил 18-20 % в популяции детей г. Челябинска и 13 -14 % - детей г. Самары. Наибольшую вариативность демонстрируют значения силовых показателей, диапазон ко-

лебаний которых составил 34-43 % (кистевая динамометрия) и 40-52 % (становая динамометрия).

В ходе возрастного развития у детей закономерно возрастали все исследуемые показатели физического развития, за исключением окружности грудной клетки у девочек обследуемой популяции первоклассников г. Челябинска (рис. 2). Неблагоприятной динамики антропометрических показателей нами не было выявлено. Приросты длины и массы тела первоклассников за рассматриваемый период времени (начало - конец учебного года) составили порядка 36-40 % и 3046 % от нормативов годичных приростов [20] соответственно, вариативность определялась гендерными особенностями.

к

I-

га

СП

га

а:

о

с

га

I-

и

О

О.

X

о_

с

о4'

1 2 3 4 5 6

показатели физического развития

Рис. 2. Относительные приросты (%) показателей физического развития детей 7-8 лет г. Челябинска, обучающихся в 1 классе (начало - конец учебного года): 1 -длина тела, 2 - масса тела, 3 - окружность грудной клетки, 4 - сила мышц правой кисти, 5 - сила мышц левой кисти, 6 - сила мышц спины (становая сила).

Относительный прирост длины тела первоклассников в течение учебного года составил 1,5 % для мальчиков и 1,8 % - для девочек, что в 1,5-2 раза меньше значений данного показателя, полученных в ходе мониторинговых исследований

О.В. Туляковой с соавт. (2001) [24]. Приросты массы тела и окружности грудной клетки также оказались ниже значений, полученных ранее [14, 24]. Принимая во внимание ретроспективные данные мониторинговых исследований физического развития детей 7-8 лет, можно констатировать замедление темпов прироста продольно-поперечных соматометрических показателей у современных первоклассников г. Челябинска.

Заслуживает особого внимания приросты значений физиометрических параметров (рис. 2). Прирост силовых показателей в среднем по популяции составил 19 % для силы мышц правой кисти, 26 % для силы мышц левой кисти и 52 % для силы мышц спины. При этом вариативность значений (коэффициент вариации) снизилась в 3-4 раза для показателей кистевой динамометрии и в 1,5 раза - для

становой силы. Значимым является факт сокращения различий в показателях кистевой динамометрии для правой и левой кисти (у мальчиков с 22 до 13 %, у девочек с 19 до 15 %). Следовательно, у первоклассников наряду с относительно низкими приростами соматометрических показателей (в пределах 1,2-4,4 %) нами выявлено статистически значимые приросты динамометрических параметров (в пределах 18-56 %), характеризующих прогрессивное развитие мышц-сгибателей кисти и мышц-разгибателей спины. Аналогичные результаты получены при обследовании популяции детей 7-8 лет г. Павлодара (Северный Казахстан) [10], однако относительные приросты силовых показателей составили только 9 % и 14 % для кистевой и становой динамометрии соответственно.

Результаты определения гармоничности физического развития первоклассников представлены в табл. 3.

Таблица 3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Гармоничность физического развития детей на начальном этапе адаптации к обучению в школе (% детей на начало - конец учебного года)

Степень гармоничности физического развития детей Челябинск, 2010 (на основании индекса Роре-ра) Самара, 2009 [15] (на основании индекса массы тела, ИМТ)

мальчики (п=120) девочки (п=159) мальчики (п=80) девочки (п=84)

Г армоничное физическое развитие 60,0% -60,8% 66,7% -75,9%* 34,9% -25,6% 46,5% -56,1%

Дисгармоничное физическое развитие (дефицит массы тела) 5,0% - 2,5% 8,8% -3,7%* 46,5% -34,9% 44,2% -27,3%*

Дисгармоничное физическое развитие (избыток массы тела) 35,0% -36,7% 24,5% -20,4% 18,6% -39,5%* 9,3% -16,6%

Примечание: * - достоверные внутригрупповые отличия в динамике учебного года (р<0,05)

В обследуемой популяции детей г. Челябинска на этапе поступления в школу гармоничное физическое развитие имело 66,7 % девочек и 60,0 % мальчиков. К концу учебного года число девочек с гармоничным физическим развитием достоверно возросло на 11 %, при этом в 2 раза сократилась доля девочек с дефицитом массы тела (р<0,05). В группе мальчиков в течение учебного года не произошло существенных изменений в распределении по степени гармоничности физического развития, хотя, так же как и в группе девочек, снизилось число детей с дефицитом массы тела.

В популяции первоклассников г. Самары [15] процент детей с гармоничным физическим развитием составил 46,5 % для девочек и 34,9 % для мальчиков. Как

и в популяции челябинских детей к концу учебного года выявлена тенденция к росту числа девочек с гармоничным физическим развитием; при этом наблюдается как снижение доли детей с дефицитом массы тела, так и противоположная ситуация - увеличение числа детей, имеющих избыточную массу тела. В отличие от мальчиков г. Челябинска в группе самарских мальчиков в течение 1 -го года обучения происходит снижение доли гармонично развитых детей с 34,9 % до 25,6 %, что обусловлено ростом числа детей с избыточной массой тела. Таким образом, адаптация к процессу обучения в начальной школе сопровождается повышением степени гармоничности физического развития в обеих обследуемых популяциях девочек и снижением значений данного показателя в группе мальчиков, проживающих в г. Самаре.

Анализ состояния сводов стопы учащихся 1 -х классов г. Челябинска (оценка плантограмм по методу В.А. Штритера) показал, что нормальный свод стопы имеют не более 15 % детей (20 % девочек и только 6,6 % мальчиков). Количество детей с плоским сводом стопы составило в среднем 55,2 % (47,9 % для девочек и 65,3 % для мальчиков) [27]. По сравнению с данными начала десятилетия [14] доля первоклассников с плоским сводом стопы увеличилась в 2 раза, а доля детей с нормальным сводом снизилась в 3,5 раза.

Таким образом, современные исследования [19, 26] свидетельствуют о том, что в начальной школе процент детей, имеющих гармоничное физическое развитие, не превышает 67%; порядка 30% детей с дисгармоничным физическим развитием уже на этапе поступления в школу могут быть отнесены к группе повышенного риска в связи с несовершенством механизмов адаптации. Следовательно, мониторинг состояния здоровья учащихся является индикатором, обусловливающим необходимость и направленность разработки профилактических и реабилитационных мероприятий по сохранению здоровья подрастающего поколения.

ВЫВОДЫ

1. На этапе поступления в школу только 12,5 % обследуемой популяции детей г. Челябинска были практически здоровыми (I группа здоровья), 60,5 % первоклассников имели различные функциональные отклонения (II группа здоровья) и 26,9 % детей - хронические заболевания (III группа здоровья).

2. В структуре заболеваемости первоклассников г. Челябинска преобладали функциональные отклонения и заболевания опорно-двигательного аппарата, ЛОР-органов и сердечнососудистой системы, на долю которых приходится порядка 55% от общего числа заболеваний.

3. В обследуемой популяции детей г. Челябинска на этапе поступления в школу гармоничное физическое развитие имели 66,7 % девочек и 60,0 % мальчиков (на основании индекса Рорера), отклонения в состоянии сводов стопы - плоскостопие (плантография по В.А. Штритеру) выявлены у 47,9 % девочек и 65,3 % мальчиков.

4. Гендерные отличия выявлены практически по всем исследуемым антропометрическим показателям: разница в длине тела между мальчиками и девочками обследуемой популяции составила 1,7 %, в массе тела - 10,0 %, в окружности грудной клетки - 2,2 %, в кистевой динамометрии - 27,8 %, в становой динамометрии - 48,1 % (р<0,05).

5. Динамика полугодовых приростов исследуемых антропометрических параметров имела положительную направленность: прирост соматометрических параметров (длина и масса тела, окружность грудной клетки) составил от 1,2 до 4,4 %, прирост физиометрических (силовых) показателей - 18-27,5 % (кистевая динамометрия) и 48,1-56,3 % (становая динамометрия; на 11 % увеличилось количество девочек с гармоничным физическим развитием (р<0,05).

Работа выполнена в рамках государственного задания Министерства образования и науки РФ (проект № 4.1187.2011).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Агаджанян Н.А. Проблемы адаптации и учение о здоровье / Н.А. Агаджанян, Р.М. Баевский, А.П. Берсенева. - М.: Изд-во РУДН, 2006. - 284 с.

2. Айзман Р.И. Здоровьесбережение участников образовательного процесса -ключевая задача современной системы образования / Р.И. Айзман А.Д. Герасёв // Адаптация биологических систем к естественным и экстремальным факторам среды: материалы IV Международной науч.-практич. конф. (Челябинск, 8-9 октября 2012г.). - Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2012. - С. 221-230.

3. Асмолов А.Г. Шок настоящего / А.Г. Асмолов // Образовательная политика. - 2010. - № 3 (41). - С. 2-4.

4. Баевский Р.М. Основы экологической валеологии человека / Р.М. Баевский, А.Л. Максимов, А.П. Берсенева. - Магадан: СВНЦ ДВО РАН, 2001. - 267 с.

5. Бакиева Н.З. Антропо-физиологическая характеристика детей предшколь-ного возраста / Н.З. Бакиева, Н.Н. Гребнева // Вестник Тюменского государственного университета. Серия: Медико-биологические науки. - 2011. - № 6. - С. 116122.

6. Баранов А.А. Оценка состояния здоровья детей. Новые подходы к профилактической и оздоровительной работе в образовательных учреждениях: руководство для врачей / А.А. Баранов, В.Р. Кучма, Л.М. Сухарева. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. - 437 с.

7. Баранов А.А. Физическое развитие детей и подростков на рубеже тысячелетий / А.А. Баранов, В.Р. Кучма, Н.А. Скоблина. - М.: Издатель Научный центр здоровья детей РАМН, 2008. - 216 с.

8. Безруких М.М. Диагностика развития детей старшего дошкольного возраста как способ раннего выявления рисков дисадаптации / М.М. Безруких, Т.А. Филиппова, В.А. Байдина, Ю.В. Чигиринская, А.В. Рязанова // Новые исследования.

- 2012. - № 1 (30). - С. 145-157.

9. Бунак В.В. Антропометрия: Краткий курс / В.В. Бунак. - М.: Учпедгиз, 1965. - 368 с.

10. Даирбаева С.Ж. Сравнительная характеристика морфофункциональных показателей мальчиков 7-15 лет в условиях Северного Казахстана / С.Ж. Даирбаева, А.А. Муханова // Сборник научных работ студентов и молодых ученых. - Новосибирск: Изд-во ГЦРО, 2006. - Вып. 8. - Ч. 1. - С. 67-71.

11. Игнатова Л.Ф. Оценка адаптационных возможностей организма в системе социально-гигиенического мониторинга детского населения: Методическое посо-

бие / Л.Ф. Игнатова Л.Ф., А.П. Берсенева // Под редакцией А.Г. Сухорева, Р.М. Баевского. - М.: МИОО, 2006. - 64 с.

12. Казакова О.В. Анализ физического развития учащихся на этапе поступления в школу / О.В. Казакова, А.А. Шибков, М.А. Силкина // Психологопедагогические и медико-биологические проблемы физической культуры, спорта, туризма и олимпизма: инновации и перспективы развития: материалы Международной научно-практической конференции. - Челябинск: Изд. центр ЮУрГУ,

2011. - Ч. 2. - С. 79-81.

13. Литовченко О.Г. Основные антропометрические и функциональные показатели детей 7-9 лет г. Сургута с различным уровнем двигательной активности / О.Г. Литовченко, Ж.И. Бушева // Вестник Тюменского государственного университета. - 2006. - № 5. - С. 93-98.

14. Макунина О.А. Динамика морфофункциональных показателей учащихся 7-10 лет в зависимости от профиля обучения: дис. ... канд. биол. наук: 03.00.13 -физиология / Ольга Александровна Макунина. - Челябинск, 2005. - 153 с.

15. Манюхин А.И. Современный образовательный процесс и физическое развитие школьников г. Самара / А.И. Манюхин // Аспирантский вестник Поволжья.

- 2009. - № 3-4. - С. 154-188.

16. Панкова Н.Б. Методологические подходы к оценке здоровьесберегающего потенциала образовательных стандартов нового поколения / Н.Б. Панкова, М.Ю. Карганов // Здоровьесберегающее образование. - 2012. - № 1. - С. 87-92.

17. Панкова Н.Б. Патофизиологический анализ влияния факторов риска образовательной среды на функциональное состояние организма учащихся: донозоло-гическое исследование: автреф. дис. ... докт. биол. наук: 14.00.16 - патологическая физиология; 03.00.13 - физиология / Наталия Борисовна Панкова. - М, 2009.

- 48 с.;

18. Параничева Т.М. Динамика состояния здоровья детей дошкольного и школьного младшего возраста / Т.М. Параничева, Е.В. Тюрина // Новые исследования. - 2012. - № 4 (33). - С. 68-78.

19. Параничева Т.М. Состояние здоровья и возрастно-половые особенности физического развития мальчиков и девочек младшего школьного возраста / Т.М. Параничева, Е.А. Бабенкова, Е.В. Тюрина, К.В. Орлов // Новые исследования. - 2011. - № 3 (28). - С. 33-45.

20. Параничева Т.М. Функциональная готовность к школе детей 6-7 лет / Т.М. Параничева, Е.В. Тюрина // Новые исследования. - 2012. - № 1 (30). -С. 135-144.

21. Сабирьянов А.Р. Современные особенности морфофункционального состояния сельских и городских детей младшего школьного возраста / А.Р. Сабирь-янов, Е.С. Сабирьянова, О.Э. Возницкая // Педиатрия. - 2006. - № 5. - С. 105-107.

22. Семенова М.В. Половозрастные особенности морфофункционального и психофизиологического развития учащихся 7-16 лет музыкального и хореографического профилей обучения: автореф. дис. ... канд. биол. наук: 03.03.01 - физиология / М.В. Семенова. - Челябинск, 2012. - 24 с.

23. Смирнова Ю.В. Управление качеством образования на основе мониторинга здоровья учащихся: монография / Ю.В. Смирнова, Д.З. Шибкова, О.А. Макунина. - Челябинск: Издательство ООО «Полиграф-мастер», 2007. - 364 с.

24. Туликова О.В. Региональные особенности физического развития мальчиков и девочек г. Кирова при рождении, в 1 год и в 7 лет / О.В. Тулякова, М.С. Авдеева, Е.Н. Сизова // Новые исследования. - 2012. - № 3 (31). - С. 74-87.

25. Фарбер Д.А. Методологические аспекты изучения физиологического развития ребенка / Д.А. Фарбер, М.М. Безруких // Физиология человека. - 2001. -Т. 27. - № 5. - С. 8-16.

26. Шибков А.А. Морфофункциональный статус детей на этапе поступления в школу, проживающих в промышленном центре Южного Урала - г. Челябинск / А.А. Шибков, Н.В. Ефимова // Высокие технологии, фундаментальные и прикладные исследования в физиологии и медицине: сборник трудов Второй Международной научно-практической конференции, 26-28.10.2011, Санкт-Петербург. -СПб.: Изд-во Политехнического ун-та, 2011. - Т. 2. - С. 363-365.

27. Шибков А.А. Популяционная характеристика состояния опорно-двигательной системы детей на этапе поступления в школу / А.А. Шибков // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование, здравоохранение, физическая культура». -

2012. - Вып. 33. - С. 158-159.

28. Шибкова Д.З. Организация здоровьеформирующей среды с использованием автоматизированной программы «Мониторинг здоровья»: монография / Д.З. Шибкова, П.А. Байгужин. - Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2011. -153 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.