Научная статья на тему 'Совершенствование физического воспитания школьников на основе учета уровня их физического развития и функционального состояния'

Совершенствование физического воспитания школьников на основе учета уровня их физического развития и функционального состояния Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
557
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ / ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / ПОКАЗАТЕЛЬ ФУНКЦИИ ВНЕШНЕГО ДЫХАНИЯ / IMPROVEMENT OF PHYSICAL TRAINING OF SCHOOL STUDENTS / PHYSICAL ACTIVITY / INDICATOR OF FUNCTION OF EXTERNAL BREATH

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Коломийцева Наталья Сергеевна, Кагазежева Нурьят Хазерталевна, Петрова Татьяна Геннадьевна

Современное состояние физического воспитания детей и подростков, уровень развития массового спорта не соответствуют тем задачам, которые решаются обществом в социально-экономическом преобразовании страны. Необходимо изменить подход к физическому воспитанию школьников и развитию спорта в образовательных учреждениях. Педагогическая практика показывает необходимость использования в процессе физического воспитания в школе позитивного опыта и потенциала спорта. Анализируется проблема совершенствования физического воспитания школьников, вопросы укрепления здоровья, их двигательной активности на основе учета уровня физического развития и функционального состояния. Проанализированыантропометрические показатели, состояние сердечно-сосудистой системы, показателей функции внешнего дыхания детей школьного возраста в процессе обучения в школах Республики Адыгея.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Коломийцева Наталья Сергеевна, Кагазежева Нурьят Хазерталевна, Петрова Татьяна Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Improvement of physical training of school students on the basis of accounting of level of their physical development and functional state

The current state of physical training of children and teenagers and the level of development of mass sport do not correspond to those problems which are solved by society in social and economic transformation of the country. It is necessary to change approach to physical training of school students and development of sport in educational institutions. Student teaching shows need of use in the course of physical training at school of positive experience and potential of sport. The problems of improvement of physical training of school students, strengthening health and their physical activity on the basis of accounting of level of physical development and functional state are analyzed. Also anthropometrical indicators, a condition of cardiovascular system, indicators of function of external breath of children of school age in the course of training at schools of the Republic of Adyghea are analyzed.

Текст научной работы на тему «Совершенствование физического воспитания школьников на основе учета уровня их физического развития и функционального состояния»

УДК 612.053.2 ББК 28.903,7 К 61

Коломийцева Н.С.

Кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой биомеханики и медико-биологических дисциплин института физической культуры и дзюдо Адыгейского государственного университета, Майкоп, тел. (8772) 593976, e-mail: kolombd@mail.ru Кагазежева Н.Х.

Кандидат биологических наук, доцент кафедры биомеханики и медико-биологических дисциплин института физической культуры и дзюдо Адыгейского государственного университета, Майкоп, тел. (8772) 593976, e-mail: k.nuriat@mail.ru Петрова Т.Г.

Кандидат биологических наук, доцент кафедры биомеханики и медико-биологических дисциплин института физической культуры и дзюдо Адыгейского государственного университета, Майкоп, тел. (8772) 593976, e-mail: mbdagu@mail.ru

Совершенствование физического воспитания школьников на основе учета уровня их физического развития и функционального состояния

(Рецензирована)

Аннотация. Современное состояние физического воспитания детей и подростков, уровень развития массового спорта не соответствуют тем задачам, которые решаются обществом в социально-экономическом преобразовании страны. Необходимо изменить подход к физическому воспитанию школьников и развитию спорта в образовательных учреждениях. Педагогическая практика показывает необходимость использования в процессе физического воспитания в школе позитивного опыта и потенциала спорта. Анализируется проблема совершенствования физического воспитания школьников, вопросы укрепления здоровья, их двигательной активности на основе учета уровня физического развития и функционального состояния. Проанализированы антропометрические показатели, состояние сердечно-сосудистой системы, показателей функции внешнего дыхания детей школьного возраста в процессе обучения в школах Республики Адыгея.

Ключевые слова: совершенствование физического воспитания школьников, двигательная активность, показатель функции внешнего дыхания.

Kolomiytseva N.S.

Candidate of Pedagogy, Associate Professor, Head of Biomechanics and Medicobiological Discipline Department of Institute of Physical Training and Judo, Adyghe State University, Maikop, ph. (8772) 593976, e-mail: kolombd@mail.ru

Kagazezheva N.Kh.

Candidate of Biology, Associate Professor of Biomechanics and Medicobiological Discipline Department of Institute of Physical Training and Judo, Adyghe State University, Maikop, ph. (8772) 593976, e-mail: k.nuriat@mail.ru

Petrova T.G.

Candidate of Biology, Associate Professor of Biomechanics and Medicobiological Discipline Department of Institute of Physical Training and Judo, Adyghe State University, Maikop, ph. (8772) 593976, e-mail: mbdagu@mail.ru

Improvement of physical training of school students on the basis of accounting of level of their physical development and functional state

Abstract. The current state ofphysical training of children and teenagers and the level of development of mass sport do not correspond to those problems which are solved by society in social and economic transformation of the country. It is necessary to change approach to physical training of school students and development of sport in educational institutions. Student teaching shows need of use in the course ofphysical training at school ofpositive experience and potential of sport. The problems of improvement of physical training of school students, strengthening health and their physical activity on the basis of accounting of level of physical development and functional state are analyzed. Also anthropometrical indicators, a condition of cardiovascular system, indicators of function of external breath of children of school age in the course of training at schools of the Republic of Adyghea are analyzed.

Keywords: improvement ofphysical training of school students, physical activity, indicator offunction of external breath.

Актуальность. В стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации до 2020 года повышение эффективности физического воспитания детей и подростков рассматривается как важнейшая проблема развития физической культуры и спорта современного общества [1]. Однако состояние физического воспитания подрастающего поколения, уровень развития массового спорта не соответствуют задачам, которые поставлены государством [2].

Показатели физической подготовленности современных школьников на 50-60% достигают уровня их сверстников середины XX века. По данным Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, отчетливо прослеживается тенденция ухудшения состояния здоровья детей в процессе обучения в школе [3, 4].

С началом обучения детей в школе их суточная двигательная активность снижается почти в два раза из-за необходимости большую часть дневного времени проводить в статическом положении. Недостаточная двигательная активность ведет к возникновению заболеваний сердечно-сосудистой системы, формированию патологии костно-мышечной системы, увеличению травматизма. Низкий исходный уровень здоровья детей сказывается также на процессах адаптации к учебной нагрузке. В. А. Сухомлинский, известный советский педагог, отмечал, что 80 процентов неуспевающих школьников отстает от своих сверстников не по причине лени или нерадивости, а из-за физических недугов и болезней [5].

В укреплении здоровья, обеспечении необходимого объема двигательной активности и физической подготовленности школьников важная роль принадлежит физическому воспитанию. Однако низкий уровень здоровья и двигательной подготовленности школьников свидетельствуют о недостаточной его эффективности. Актуальной проблемой является совершенствование физического воспитания с ориентацией на сохранение и укрепление здоровья детей и подростков [6].

Целью проводимого исследования было изучение морфофункциональных показателей организма учащихся 10-11 лет при организации различных режимов двигательной активности.

Материалы и методы

В ходе проведения эксперимента были обследованы учащиеся 10-11 лет СОШ № 11 г. Майкопа. Учащиеся контрольного класса (14 мальчиков и 12 девочек) занимались физической культурой по традиционной школьной программе физического воспитания. В экспериментальном классе (12 мальчиков и 10 девочек) были организованны два дополнительных секционных занятия по физической культуре.

Были проанализированы антропометрические показатели учащихся контрольного и экспериментального классов: масса тела (МТ), длина тела (ДТ), сила сжатия мышц кистей рук (кистевая динамометрия), разгибателей мышц спины (становая динамометрия). Рассчитывали кистевой и становой индексы. Методом калиперметрии определили содержание жировой ткани. Охарактеризовали функции внешнего дыхания по показателям жизненной емкости легких (ЖЕЛ), жизненного индекса (ЖИ), максимальной скорости потока воздуха на вдохе и выдохе (МСПВ вд./выд.). Проанализировали состояние сердечно-сосудистой системы по показателям частоты сердечных сокращений (ЧСС), артериальному давлению (АД), ударному объему (УО) и «двойному произведению» (ДП) в условиях относительного покоя и стандартной степ-эргометрической нагрузки мощностью 6 и 12 кг-м/мин. Рассчитали показатели физической работоспособности (ФР) по тесту PWC170.

Статистический анализ проводили на основе расчета средних арифметических (М) и их ошибок (±да). Различия между группами оценивали методами вариационной и разностной статистики по ¿-критерию Стьюдента для непараметрических независимых выборок и считались достоверными при Р<0,05.

Результаты и обсуждение

В ходе проводимого нами исследования существенных различий в изменении показателей длины тела, массы тела, величины индекса Кетле у школьников обеих групп не обнаружено (Р>0,05) (рис. 1).

кг/м2

18 17,5 17 16,5 16

15,5 начало

- экспериментальная группа

контрольная группа

конец

Этапы исследования

Рис. 1. Динамика изменения показателей индекса Кетле у мальчиков в ходе эксперимента

Как у мальчиков, так и у девочек обеих групп к концу учебного года наблюдалась тенденция к повышению плотности телосложения. К концу учебного года существенно снизилось процентное содержание жировой ткани в организме школьников экспериментальной группы, причем у мальчиков это снижение было более существенным (Р<0,05) (рис. 2). У девочек контрольной группы этот показатель остался практически без изменений, у мальчиков же контрольной группы на 1,6% увеличилось содержание жировой ткани.

%

25 20 15 10 5 0

начало

- экспериментальная группа

контрольная группа

конец

Этапы исследования

Рис. 2. Изменение содержание жировой ткани в организме у мальчиков

в ходе эксперимента (%)

Следовательно, данная динамика показателей процентного содержания жировой ткани свидетельствует о благоприятном влиянии физических нагрузок на компонентный состав массы тела школьников экспериментального класса.

Исследование показателей кистевой динамометрии не выявило повышения абсолютных величин изученного параметра за период учебного года как контрольной, так и в экспе-

риментальной группах. Поскольку масса тела мальчиков и девочек к окончанию учебного года увеличилась, то по значениям кистевого индекса во всех обследованных группах наблюдалось закономерное снижение. В то же время показатели становой силы в процессе наблюдения стали больше, особенно у мальчиков экспериментальной группы, где увеличение было существенным (/"<0,05). Причем у девочек и мальчиков экспериментальной группы возросли ни только абсолютные, но и относительные значения становой динамометрии (на 6,3-8,9 кг и 0,06-0,10), в контрольной группе подобных изменений не наблюдалось.

Одной из важнейших функциональных систем, обеспечивающих жизнедеятельность организма, является система внешнего дыхания. В ходе проведения исследования нами было выявлено увеличение изученных показателей системы внешнего дыхания у школьников обследованных групп, но несколько большим был прирост у мальчиков и девочек экспериментального класса по сравнению со школьниками контрольной группы. Так, у девочек и мальчиков контрольного класса увеличение ЖЕЛ к концу учебного года составляло 11,3 и 12,9%, а в экспериментальной группе - 18,6 и 19,7%, соответственно. При этом увеличение ЖЕЛ у мальчиков экспериментальной группы было достоверным (/<0,05).

Функциональное состояние системы внешнего дыхания в большей степени характеризуют не абсолютные величины, а их относительные значения на 1 кг массы тела. Проведенный анализ показал, что в обследованных группах наблюдалось некоторое увеличение показателей функции внешнего дыхания. При этом повышение ЖИ в экспериментальной группе составляло 4,5-7,2%, а в контрольной группе - несколько меньше (3,8-4,4%).

Сердечно-сосудистая система является одной из главных систем, обеспечивающих доставку кислорода и питательных веществ к тканям и органам. Функциональные возможности системы кровообращения в значительной степени определяют уровень общей и специальной работоспособности. В связи с этим проанализированы показатели сердечно-сосудистой системы при выполнении дозированной степ-эргометрической нагрузки мощностью 12 кг-м/мин, которая характеризует адаптивные возможности аппарата кровообращения. Результаты исследования выявили значительные различия в динамике хронотропной реакции сердца к концу учебного года у учащихся сравниваемых групп. Причем это касается как мальчиков, так и девочек. Так, если у мальчиков экспериментальной группы хронотропная реакция сердца на стандартную физическую нагрузку уменьшилась на 8,7 уд/мин (5,3%), то у их сверстников из контрольного класса - лишь на 4,7 уд/мин (2,8%), а у девочек - соответственно на 9,1 уд/мин (5,4%) и 1,6 уд/мин (0,9%). Причем уменьшение реакции сердца на физическую нагрузку к концу учебного года у мальчиков экспериментального класса было существенным (/<0,05).

Изучение годовой динамики физической работоспособности показало ее более значительное увеличение у школьников экспериментального класса по сравнению с контрольным классом. Так, у мальчиков экспериментального и контрольного классов прирост относительных величин физической работоспособности составил соответственно 16,5 и 3,9%, а у девочек - 11,0 и 4,5%.

Таким образом, результаты исследования свидетельствуют о более эффективном влиянии на компонентный состав тела, показатели мышечной силы и физической работоспособности учащихся 10-11 лет уроков физической культуры, проводимых на основе учета уровня физического развития и функционального состояния организма школьников по сравнению с традиционными уроками.

Примечания:

1. Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года: утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 августа 2009 г. № 1101-р // СПС КонсультантПлюс. М., 2017.

2. Кагазежева Н.Х., Коломийцева Н.С., Доронина Н.В. Особенности адаптационных изменений кар-диореспираторной системы организма юных фут-

References:

1. Strategy for the development of physical culture and sports in the Russian Federation for the period until 2020: approved by the Decree of the Government of the Russian Federation of August 7, 2009 No. 1101-r // SPS ConsultantPlus. M., 2017.

2. Kagazezheva N.Kh., Kolomiytseva N.S., Doronina N.V. Features of adaptation alterations of cardiorespiratory system of an organism of young football players

болистов // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Естественно-математические и технические науки. 2015. Вып. 2 (161). С. 35-39. URL: http://vestnik.adygnet.ru

3. Щетинина С.Ю. Основные концепции и подходы к совершенствованию физического воспитания школьников // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2013. № 2 (27). С. 210-215. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-kontseptsii-i-podhody-k-sovershenstvovaniyu-fizicheskogo-vospitaniya-shkolnikov (дата обращения: 07.11.2017).

4. Коломийцева Н.С., Кагазежева Н.Х., Доронина Н. В. Анализ основных факторов, определяющих эффективность осуществления приспособительных механизмов с учетом двигательного режима учащихся 10-12 лет // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 4. Естественно-математические и технические науки. 2016. Вып. 3 (186). С. 67-71.

5. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Рождение гражданина. Письма к сыну. Киев: Радяньска школа, 1985. 557 с.

6. Найданов Б.Н., Цинкер В.М. Повышение качества физического воспитания школьников // Вестник БГУ. 2014. № 13-1. С. 144-148.

// The Bulletin of the Adyghe State University. Ser. Natural-Mathematical and Technical Sciences. 2015. Iss. 2 (161). P. 35-39. URL: http://vestnik.adygnet.ru

3. Shchetinina S.Yu. Basic concepts and approaches to the improvement of physical education of schoolchildren // Pedagogical, Psychological and Biomedical Problems of Physical Culture and Sports. 2013.

No. 2 (27). P. 210-215. URL: http://cyberleninka.ru/article/n7osnovnye-kontseptsii-i-podhody-k-sovershenstvovaniyu-fizicheskogo-vospitaniya-shkolnikov (date of access: 07.11.2017).

4. Kolomiytseva N.S., Kagazezheva N.Kh., Doronina N.V. The analysis of the major factors defining efficiency of adaptive mechanisms taking into account the motive mode of 10-12 year-old pupils // The Bulletin of the Adyghe State University. Ser. Natural-Mathematical and Technical Sciences. 2016. Iss. 3 (186). P. 67-71. URL: http://vestnik.adygnet.ru

5. Sukhomlinsky V.A. I give my heart to children. The birth of a citizen. Letters to my son. Kiev: Radyanska Shkola, 1985. 557 pp.

6. Naydanov B.N., Tsinker VM. Improvement of the quality of physical education of schoolchildren // Bulletin of BSU. 2014. No. 13-1. P. 144-148.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.