УДК 612.6:613.9 ББК 28.903,7 К 61
Коломийцева Н.С.
Кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой биомеханики и медико-биологических дисциплин института физической культуры и дзюдо Адыгейского государственного университета, Майкоп, тел. (8772) 59-39-76, e-mail: [email protected] Кагазежева Н.Х.
Кандидат биологических наук, доцент кафедры биомеханики и медико-биологических дисциплин института физической культуры и дзюдо Адыгейского государственного университета, тел. Майкоп, (8772) 59-39-76, e-mail: [email protected] Доронина Н.В.
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры биомеханики и медико-биологических дисциплин института физической культуры и дзюдо Адыгейского государственного университета, Майкоп, тел. (8772) 59-39-76, e-mail: [email protected]
Использование произвольного управления дыханием в сочетании с целенаправленной мышечной деятельностью как средство повышения аэробных и анаэробных возможностей растущего организма детей с нарушением интеллекта
(Рецензирована)
Аннотация. Рассматривается совокупность условий и механизмов реализации основных направлений коррекционно-оздоровительной работы по совершенствованию дыхательной функции школьников 9-11 лет с нарушением интеллекта. Авторами дается обоснование использования произвольного управления дыханием в сочетании с целенаправленной мышечной деятельностью с целью повышения аэробных и анаэробных возможностей растущего организма детей с нарушением интеллекта
Ключевые слова: аэробные и анаэробные возможности, нарушение интеллекта, функции дыхания, коррекционно-оздоровительная дыхательная гимнастика, произвольная задержка дыхания, жизненная емкость легких (ЖЕЛ), жизненный индекс (ЖИ).
Kolomiytseva N.S.
Candidate of Pedagogy, Associate Professor, Head of Biomechanics and Medicobiological Discipline Department of Institute of Physical Training and Judo, Adyghe State University, Maikop, ph. (8772) 5939-76, e-mail: [email protected] Kagazezheva N.Kh.
Candidate of Biology, Associate Professor of Biomechanics and Medicobiological Discipline Department of Institute of Physical Training and Judo, Adyghe State University, Maikop, ph. (8772) 59-39-76, e-mail: [email protected]
Doronina N.V.
Candidate of Pedagogy, Associate Professor of Biomechanics and Medicobiological Discipline Department of Institute of Physical Training and Judo, Adyghe State University, Maikop, ph. (8772) 59-39-76, email: [email protected]
Use of arbitrary control of breathing in combination with purposeful muscular activity as means to increase aerobic and anaerobic opportunities of the growing organism of children with intelligence violation
Abstract. The paper discusses a set of conditions and mechanisms of realization of the main directions of correctional and health precautian work on improvement of respiratory function of 9-11 year-old pupils with violation of intelligence. Authors give justification of use of arbitrary control of breathing in combination with purposeful muscular activity in order to increase the aerobic and anaerobic opportunities of the growing organism of children with intelligence violation.
Keywords: aerobic and anaerobic opportunities, intelligence violation, breathing function, correctional and health improving respiratory gymnastics, arbitrary delay of breath, lungs vital capacity (LVC), vital index (VI).
Актуальность. Проблема здоровья нации в XXI веке остается одной из приоритетных в России. В настоящее время, согласно данным мировой и отечественной статистики, растет количество детей, имеющих различные отклонения в состоянии здоровья.
По данным министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, около 1,6 млн. детей имеют те или иные отклонения в развитии. По официальным данным, в настоящее время в России насчитывается 13,2 миллиона инвалидов, что составляет 9% населения страны. В их числе 546 тысяч детей - 2% от общей детской популяции. В нашей республике также наблюдается рост числа детей-инвалидов. По данным ряда авторов, в России 0,9-1% детей имеют нарушения интеллектуального развития и в последнее десятилетие имеется тенденция к увеличению детей данной категории [1].
Образование умственно отсталых детей осуществляется в специальных (коррек-ционных) школьных учреждениях VIII вида на основе государственных образовательных стандартов. В настоящее время процесс физического воспитания в коррекционных школах VIII вида реализуется в общепринятых формах: организованную форму физического воспитания составляют два урока физкультуры в школе, утренняя гимнастика, игры на больших переменах, прогулки во второй половине дня, а внеклассные - ограничиваются двумя часами ритмики. Низкая двигательная активность приводит к тому, что у данной категории детей не формируется мотивация и свойственная их возрасту потребность в движении.
В условиях социально-экономических проблем, неблагоприятной экологической обстановки, общей тенденции к ухудшению состояния здоровья, гиподинамии наиболее подверженной нарушениям является система дыхания, которая одной из первых реагирует на различные неблагоприятные факторы среды, неадекватную двигательную активность. Следует подчеркнуть, что на протяжении уже не одного десятилетия отклонения в дыхательной системе занимают ведущие позиции в структуре заболеваемости россиян, особенно подрастающего поколения [2].
Дыхание является системой, подверженной произвольному управлению, на чем и основано действие дыхательной гимнастики. Использование произвольного управления дыханием в сочетании с целенаправленной мышечной деятельностью служит средством повышения аэробных и анаэробных возможностей растущего организма, совершенствования механизмов адаптации, стимуляции психического и психомоторного развития детей, улучшения интегративной деятельности мозга [3].
В настоящее время стратегия правительства России направлена на оздоровление нации, формирование здорового образа жизни (ЗОЖ) и физической культуры (ФК) личности, привлечение школьников, в том числе с ограниченными возможностями, к физкультурно-спортивной деятельности. Сложившаяся ситуация требует решения проблемы научно-обоснованного программно-методического обеспечения как урочных, так и неурочных форм работы в коррекционно-развивающем и оздоровительном направлениях [4].
Преподавателями кафедры биомеханики и медико-биологических дисциплин, а также студентами института физической культуры и дзюдо Адыгейского государственного университета реализуется программа по изучению здоровья детского населения Республики Адыгея [2]. При проведении исследования авторами ставилась цель: повышение уровня функциональных резервов дыхательной системы, устойчивости к гипоксическим состояниям детей с нарушением интеллектуального развития за счет внедрения элементов коррекционно-оздоровительной дыхательной гимнастики.
Организация и проведение исследования
Исследование проводилось в ГБСКОУ школе-интернат VIII вида Курганинского района, ст. Родниковской в 2013-2014 учебном году. В педагогическом эксперименте приняли участие 28 школьников 9-11 лет с нарушением интеллекта, сформированные в контрольную группу (КГ) и экспериментальную группу (ЭГ). В ЭГ дети отбирались с
учетом рекомендаций медицинской комиссии. В процессе физического воспитания учащихся этой группы использовались элементы дыхательной гимнастики для младших школьников на занятиях лечебной физической культуры (ЛФК). Занятия проводились в течение учебного года 2 раза в неделю по 45 мин. Учащиеся контрольной группы занимались лечебной физической культурой по программе, предложенной преподавателем ЛФК школы-интерната VIII вида О.Ю. Деркунской.
Дыхательные упражнения относятся к произвольным двигательным действиям, в связи с чем их использование расширяет и совершенствует не только функциональные резервы, но и психомоторные способности, позволяя улучшить согласованность сигнальных систем, межцентральных координационных связей, расширить функциональные возможности центральной нервной системы, ускорить процесс формирования новых двигательных действий. В режиме учебного дня младших школьников специальной (коррекционной) школы (уроки физической культуры, уроки чтения, подвижные перемены, гимнастика до занятий и др.) с целью повышения функциональных возможностей внешнего дыхания и улучшения речевой моторики нами использовалась авторская методика дыхательно-речевой гимнастики.
Организационно-методические аспекты физического воспитания школьников с нарушением интеллекта на основе использования элементов коррекционно-оздоровительной дыхательной гимнастики представлены на рисунке 1.
Рис. 1. Особенности авторской физкультурно-оздоровительной методики в условиях специальной общеобразовательной школы
В качестве средств нами использовались различные дыхательные упражнения, методики дыхательной гимнастики (парадоксальная гимнастика А.Н. Стрельниковой, трехфазное дыхание О. Лобановой, пранаяма), а также другие традиционные и нетрадиционные средства [5].
Для развития резервов регуляции дыхания использовались специальные дыхательные упражнения статического и динамического характера, способствующие формированию следующих навыков дыхания: управление воздушным потоком (управление дыханием через нос или рот с различными вариантами их соотношения); регуляция
легочной вентиляции (произвольное изменение глубины, частоты и ритма дыхания: вдоха, выдоха и задержек дыхания после них); овладение различными типами дыхания (грудным, диафрагмальным, смешанным, полным); развитие координации дыхания и мышечного расслабления (рис. 2).
регуляция дыхания через нос
и рот с различными вариантами их соотношения; дифференцировка частоты, глубины, темпа и ритма
дыхания; дифференцировка силы, продолжительности и характера вдоха и выдоха; изменение продолжительности задержек дыхания после вдоха, выдоха; изменение типа дыхания; координация дыхания с ОРУ,
упражнениями силового характера, с расслаблением; звукоречевые задания
на облегчение дыхания (в сочетании с ОРУ, в медленном темпе, с глубоким дыханием); резистивный тренинг (с сопротивлением дыханию); гипоксическая тренировка (с задержками дыхания); режимы гипервентиляции и гиповентиляции
корригирующие упражнения; подвижные и спортивные игры; ходьба, элементы скандинавской ходьбы, бег,
плавание; закаливание, массаж и др.
Рис. 2. Средства развития функциональных резервов дыхательной системы школьников с нарушением интеллектуального развития, используемые в авторской методике
Проводимая нами коррекционно-оздоровительная работа была направлена на:
- развитие функциональных резервов дыхательной системы;
- повышение физической работоспособности, устойчивости к заболеваниям;
- овладение элементарными знаниями в области ЗОЖ;
- развитие волевых проявлений, инициативы, стимулирование навыков в познании окружающего мира, воспитание коммуникативных качеств.
В результате проведения физкультурно-оздоровительной работы с элементами коррекционно-оздоровительной дыхательной гимнастики в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения установлено, что в ЭГ показатели, характеризующие функции внешнего дыхания, достоверно улучшились как у мальчиков (табл. 1), так и у девочек (табл. 2) практически по всем изучаемым параметрам: ЖЕЛ, ЖИ, произвольная задержка дыхания на вдохе, произвольная задержка дыхания на выдохе (/"<0,05). Исключение составляет частота дыхания, по показателям которых достоверных изменений не наблюдается (/>0,05). У школьников КГ прослеживается некоторая тенденция к улучшению параметров дыхания, однако различия в результатах тестирования до и после эксперимента незначительны (Р>0,05).
Данные тестирования при проведении гипоксической пробы после эксперимента показали, что продолжительность задержки дыхания у мальчиков и девочек ЭГ увеличилась по сравнению с исходным результатом, а также с показателями детей КГ (Р<0,05). Наибольший прирост времени произвольной задержки дыхания в данной
функциональной пробе прослеживается у мальчиков ЭГ.
Анализ динамики результатов педагогического тестирования школьников с нарушением интеллекта ЭГ и КГ позволил установить, что за период педагогического эксперимента произошло улучшение показателей тестируемых двигательных качеств у детей обеих групп, однако более значительные изменения изучаемых показателей произошли у детей ЭГ (Р<0,05).
Таблица 1
Показатели внешнего дыхания мальчиков 9-11 лет с нарушением интеллекта за период педагогического эксперимента (Х±о)
Показатели Группа До экспер. После экспер. P<0,05
Количество дыхательных актов за минуту в покое контр. 23±2,7 24±3 >
эксперим. 24±3,7 22±2 >
P<0,05 > >
ЖЕЛ, мл контр. 1550±313 1600±280 >
эксперим. 1542±268 1931±297 <
P<0,05 > <
ЖИ, мл/кг контр. 49±8,4 51,4±7,2 >
эксперим. 53,8±5,3 66,6±3,7 <
P<0,05 > <
Произвольная задержка дыхания на вдохе, с контр. 28±6,3 32±11 >
эксперим. 25±8,7 42±11 <
P<0,05 > <
Произвольная задержка дыхания на выдохе, с контр. 13,3±3,4 15±3,5 >
эксперим. 14,8±5 26±11 <
P<0,05 > <
Таблица 2
Показатели внешнего дыхания девочек 9-11 лет с нарушением интеллекта за период педагогического эксперимента (Х±&)
Показатели Группа До экспер. После экспер. P<0,05
Количество дыхательных актов за минуту в покое контр. 24,4±0,8 24±1,3 >
эксперим. 24,3±3 22±3 >
P<0,05 > >
ЖЕЛ, мл контр. 1450±186 155 0±215 >
эксперим. 1500±227 1967±442 <
P<0,05 > <
ЖИ, мл/кг контр. 50,2±6,2 52±6,4 >
эксперим. 43,1±9 59±10,4 <
P<0,05 < >
Произвольная задержка дыхания на вдохе, с контр. 26±7 27,2±7 >
эксперим. 20±4,5 35±7,6 <
P<0,05 < <
Произвольная задержка дыхания на выдохе, с контр. 14,6±3,4 15,2±4 >
эксперим. 13,2±3,4 19,4±3,5 <
P<0,05 > <
Таким образом, занятия с использованием элементов коррекционно-оздоровительной дыхательной гимнастики позволяют достичь оптимального уровня функциональных резервов дыхательной системы, повысить устойчивость к гипоксиче-ским состояниям, способствуют улучшению произвольной регуляции дыхания, уровня
физической подготовленности, а также состояния здоровья детей с нарушением интеллектуального развития. Практическое использование полученных результатов целесообразно в сфере адаптивной, оздоровительной и лечебной физической культуры: в дошкольных образовательных учреждениях, в общеобразовательных школах, в системе дополнительного физкультурно-спортивного образования школьников, в рекреативно-оздоровительных, реабилитационно-оздоровительных центрах Республики Адыгея и Краснодарского края.
Примечания:
1. Сафонова Т.Я., Фролова А.Д. Охрана здоровья детей // Психология детей с нарушениями и отклонениями психического развития / сост. и общ. ред. В.М. Астапова, Ю.В. Микадзе. СПб.: Питер, 2011. С. 55-63.
2. Коломийцева Н.С., Кагазежева Н.Х., Доронина Н.В. Использование элементов дыхательных упражнений как профилактика заболеваемости детей дошкольного возраста. Сер. Естественно-математические и технические науки. 2014. Вып. 2 (137). С. 82-85.
URL: http://vestnik.adygnet.ru
3. Козлова С.Ю. Особенности обучения дыхательным упражнениям детей 8-9 лет на уроке физической культуры в школе: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Малаховка, 2011. 20 с.
4. О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы: указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LA W_175059/?frame=3
5. Лавров Н.Н. Дыхание по Стрельниковой. Ростов н/Д: Феникс, 2003. 192 с.
References:
1. Safonova T.Ya., Frolova A.D. Health protection of children // Psychology of children with violations and deviations of mental development / comp. and general ed. by V.M. Astapov, Yu.V. Mikadze. SPb.: Piter, 2011. P. 55-63.
2. Kolomiytseva N.S., Kagazezheva N.Kh., Doron-ina N.V. The uses of the elements of respiratory exercises as prevention of morbidity in preschool age children // The Bulletin of the Adyghe State University. Ser. Natural-Mathematical and Technical Sciences. 2014. Iss. 2 (137). P. 82-85. URL: http://vestnik.adygnet.ru
3. Kozlova S.Yu. Features of teaching to breathing exercises of 8-9-year-old children at the lesson of physical culture at school: Diss. abstract for the Cand. of Pedagogy degree. Malakhovka, 2011. 20 pp.
4. Russian National Children's Strategy for 20122017: Decree of the RF President of June 1, 2012. No. 761. URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LA W_175059/? frame=3
5. Lavrov N.N. Strelnikova's breathing exercises. Rostov-on-Don: Phoenix, 2003. 192 pp.