УДК 613.9
В. П. Мальцев, Н. А. Белоусова
Динамика показателей физического развития младших подростков с разным уровнем двигательной активности
Работа выполнена при финансовой поддержке ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева» по договору НИР № 16-456 от 14.04.17 г: «Индивидуально-типологические особенности подростков при адаптации к физической нагрузке разной интенсивности»
В статье приводится анализ данных антропометрических и физиометриче-ских показателей физического развития младших подростков 11-12 лет в динамике реализации программы спортивного совершенствования во внеурочной деятельности. Показана эффективность влияния физических нагрузок умеренной интенсивности на показатели морфофункционального статуса подростков. Выявлены достоверно более значительные приросты параметров роста и веса и функциональных показателей физического развития у подростков исследуемой группы, вне зависимости от половой принадлежности, в сравнении со сверстниками группы контроля.
Ключевые слова: антропометрические показатели, физиометрические показатели, физическое развитие, подростки, двигательный режим.
V. P. Maltsev, N. A. Belousova
Dynamics of indicators of physical development of younger adolescents with
different levels of motor activity
The article analyzes the data of anthropometric and physiometric indices of the physical development of younger adolescents 11-12 years in the dynamics of realization of the program of sports development in out-of-class activities. The effectiveness of the influence of physical loads of moderate intensity on the indicators of the morphological and functional status of adolescents is shown. More great increases in the
© Мальцев В. П., Белоусова Н. А., 2017
parameters of height and weight and functional indices of physical development in adolescents of the study group, regardless of gender, in comparison with the peers of the control group, were revealed.
Keywords: anthropometric indicators, physiometric indicators, physical development, adolescents, motor mode.
Актуальность. Как известно, важнейшими показателями соматического благополучия подрастающего человека является его физическое развитие и физическая работоспособность. Определение уровня физического развития является неотъемлемой частью общего обследования, так как здоровье населения определяется не только наличием или отсутствием заболеваний, но и гармоничным развитием. До сих пор считается, что оценка физического развития -единственный положительный показатель здоровья организма, и именно он положен в основу распределения по группам здоровья (при отсутствии признаков заболевания или дефектов развития), а также оценки эффективности профилактических мероприятий [1].
Введение
Ряд научных исследований последних лет [1, 5, 6] констатирует отрицательную тенденцию в состоянии здоровья современных детей. Возрастание численности нозологий разного генеза и этиологии у детей определяет важность и необходимость реализации особых здоровьесберегающих гигиенических мероприятий. Особо значимым данный вопрос является для детей подросткового возраста, по причине высокой экосенситивности последних, вследствие пубертатных изменений: интенсивного ростового развития, нейрогуморального и вегетативного дисбаланса [1, 4]. Оптимальные средовые факторы способствуют максимальному раскрытию генетической программы развития, негативные же, напротив, лимитируют морфофункциональное развитие детского организма [4]. Для детей школьного возраста одними из ведущих средовых факторов развития организма являются средовые и образовательные условия школы.
Динамика показателей физического развития младших подростков 7
с разным уровнем двигательной активности
В связи с этим проблема обеспечения здоровьесберегающего принципа школьного обучения на современном этапе модернизации российского образования является важной и актуальной. Важное направление в данном аспекте отводится внеурочной спортивно-оздоровительной деятельности школы. Внеурочная работа спортивной направленности, с одной стороны, способствует фасилитации здоровь-есберегающей компетенции: ценностного отношения к здоровью, культуры здорового образа жизни, с другой, укрепляет соматическое здоровье школьников.
Цель работы: изучить динамику морфофункционального развития подростков 11-12 лет в ходе реализации внеурочной программы спортивно-оздоровительной направленности.
Материалы и методы исследования Обследовано 92 относительно здоровых школьников МОУ СОШ № 19 г. Челябинска 11-12 лет. Общая популяция детей разделена на две группы наблюдения, отличающиеся по уровню интенсивности двигательной нагрузки. Группу контроля (1 гр.) составили подростки, занимающиеся физической культурой в рамках урочной системы; в состав исследуемой группы (2 гр.) вошли школьники, дополнительно занимающиеся спортом трижды в неделю, в течение учебного года (с октября по май), по авторской программе в рамках внеурочной деятельности. В каждой группе обучающиеся дифференцированы по половому признаку.
Для объективной оценки морфофункционального статуса школьников нами использованы стандартизированные антропометрические и физиометриче-ские методы. Дополнительно рассчитывали весо-ростовые индекс Рорера и оценивали гармоничность физического развития обследованных.
Математико-статистический анализ результатов исследования проведен в среде Statistica V. 8.0. Оценка достоверности различий средних показателей сравниваемых групп с учетом пола осуществлялась с использованием F-кри-терия Фишера однофакторного дисперсионного анализа one-ANOVA. Достоверность сдвига изучаемых показателей проводили при помощи ^критерия
Стьюдента для зависимых выборок. Статистически значимыми считали результаты, удовлетворяющие критерию - р<0,05.
Результаты исследования и их обсуждение Как известно, физическое развитие выступает в качестве основного объективного критерия изучения состояния здоровья и адаптации организма детей к условиям окружающей среды [1, 5].
Обобщенные результаты динамики показателей морфологического статуса обследуемого контингента подростков в ходе реализации внеурочной программы спортивно-оздоровительной направленности представлены в таблице 1.
Таблица 1.
Сравнение динамики антропометрических показателей физического развития подростков 11-12 лет контрольной и исследуемой групп, M±m
Показатель Группа Пол Начало Конец Прирост, % Р (1,2) -уровень
Длина тела, см 1 гр. (n=26) ? 143,2±0,6 145,8±1,4 1,8 -
2 гр. (n=24) 142,1±0,7 144,0±1,0 1,3*
1 гр. (n=19) в 141,1±1,2 146,9±0,5 4,1* -
2 гр. (n=22) 139,4±0,7 146,0±1,2 4,8*
Масса тела, кг 1 гр. (n=26) ? 38,4±1,2 41,0±1,4 6,6 -
2 гр. (n=24) 36,1±1,1 39,5±0,7 9,5*
1 гр. (n=19) в 33,2±1,1 36,4±1,0 9,7 0,05
2 гр. (n=22) 34,5±0,8 39,6±0,9 14,6*
Обхват грудной клетки, см 1 гр. (n=26) ? 62,4±1,2 63,3±0,3 1,5 0,04
2 гр. (n=24) 62,1±1,2 64,7±0,7 4,2*
1 гр. (n=19) в 62,7±0,8 65,8±0,4 4,9* <0,001
2 гр. (n=22) 64,0±0,7 68,8±0,6 7,6*
Индекс Рорера, Уе. 1 гр. (n=26) ? 13,1±0,4 13,1±0,1 0,1 -
2 гр. (n=24) 12,6±0,4 13,2±0,2 5,2
1 гр. (n=19) в 11,8±0,2 11,5±0,3 -2,5 <0,001
2 гр. (n=22) 12,7±0,3 12,7±0,1 -0,5
Примечание: * - достоверность сдвига показателя в динамике наблюдения мальчиков и девочек с разным уровнем двигательного режима, (р<0,05);
р-уровень - достоверность межгрупповых различий с учетом пола на завершающем этапе педагогического эксперимента.
Сопоставление основных антропометрических данных подростков с усиленным двигательным режимом с аналогичными результатами контрольной группы позволило выявить ряд особенностей. Несмотря на однонаправленную выраженность числовых значений средних показателей физического развития обследованных подростков, отражающую положительную динамику основных антропометрических данных, можно констатировать более выраженные изменения основных показателей соматического здоровья детей в исследуемой группе. Так, в частности, во второй группе подростков отмечено достоверное увеличение всех основных антропометрических показателей вне зависимости от пола. В контрольной группе достоверная прибавка роста и обхвата грудной клетки (далее ОГК) выявлена лишь в группе мальчиков.
Превышение весо-ростовых показателей в популяции девочек обеих групп отражает общебиологическую закономерность возрастно-полового перекреста с превалированием данных показателей за счет более раннего морфофункцио-нального созревания девочек на данном этапе онтогенеза.
Наибольший прирост в антропометрических показателях вне зависимости от групповой принадлежности отмечен в значениях массы тела детей (от 6,6 % до 14,6 %), что также характеризует нормативные онтогенетические закономерности развития детского организма младшего подросткового возраста.
Из данных, представленных в таблице 1, видно, что относительные значения приростов среднегрупповых показателей тотальных размеров тела обследуемых подростков группы контроля, в целом, ниже показателей сверстников, занимающихся по программе спортивного совершенствования. Исключением
является относительный показатель прироста длины тела девочек исследуемой группы, который на 0,6 % ниже аналогичного значения девочек контрольной группы. Выявленный факт объясняется большей вариативностью абсолютных показателей девочек 1-ой группы. Достоверные различия между изучаемыми группами с учетом пола отмечены в показателях массы тела у мальчиков и ОГК девочек и мальчиков. Достоверно большие показатели ОГК подростков 2-ой группы на завершающем этапе реализации спортивно-оздоровительной программы при схожей выраженности длиннотного показателя, косвенно, отражает более развитую мускулатуру грудного отдела, и как следствие более выраженные возможности аппарата внешнего дыхания.
Для комплексного изучения особенностей морфологического развития и оценки конституциональных характеристик подростков помимо абсолютных значений тотальных антропометрических показателей обследованных нами был использован расчетный индекс. Анализируя показатели индекса Рорера, отражающего гармоничность физического развития обследованных детей, можно заключить, что для абсолютного большинства обследованных детей присуще гармоничное физическое развитие (около 80 % девочек и более 70 % мальчиков). В динамике реализации спортивно-оздоровительной программы констатируется прирост относительного значения показателя у девочек (на 5,2 %) и относительная стагнация показателя (-0,5 %) у мальчиков, не выходящие за границы нормативного значения среднего уровня. При этом между группами девочек на завершающем этапе обследования не выявлено достоверных различий, а у мальчиков группы контроля отмечено достоверное снижение (<0,001), среднего показателя по сравнению со сверстниками исследуемой группы. Данный факт снижения среднегруппового показателя индекса Рорера свидетельствует о тенденции к астенизации организма мальчиков группы контроля.
Из данных таблицы следует, что физическая активность умеренной интенсивности, реализуемая в рамках внеурочной деятельности спортивно -
оздоровительной направленности, оказывает значимое влияние на выраженность средних значений базовых показателей физического развития.
В исследовании [6], изучающем морфофункциональные особенности 12-17-летних подростков, проживающих в зоне экологического неблагополучия (г. Челябинск, Южный Урал), выявлен высокий процент детей с признаками дисгармоничности физического развития; по данным автора лишь 50 % обследованной популяции школьников свойственно гармоничное физическое развитие. В работе также отмечена тенденция к грацилизации телосложения современных подростков Уральского региона, что находит свое отражение в увеличенных показателях роста (особенно для 12 лет). Выявленные различия в признаках гармоничности, вероятно, объясняются применением разных методов: расчетного - в нашем исследовании и центельного - в работе авторов [6].
Функциональное состояние мышечной системы оценивали по данным силы мышц кистей рук и становой силы. Функциональное развитие аппарата внешнего дыхания диагностировали по показателю жизненной емкости легких. Результаты особенностей прироста физиометрических показателей младших подростков, представлены в таблице 2.
Таблица 2.
Сравнение динамики физиометрических показателей физического развития подростков 11-12 лет контрольной и исследуемой групп, M±m
Показатель Группа Пол Начало Конец Прирост, % р (1,2) -уровень
Жизненная емкость легких, л 1 гр. (n=26) ? 1,73±0,02 1,84±0,04 6,6 <0,001
2 гр. (n=24) 1,81±0,03 2,00±0,04 10,6*
1 гр. (n=19) в 1,97±0,04 2,04±0,05 9,3 <0,001
2 гр. (n=22) 2,01±0,05 2,25±0,03 12,0*
Сила кисти, кг 1 гр. (n=26) ? 13,4±0,3 14,5±0,3 8,1 <0,001
2 гр. (n=24) 14,2±0,4 17,2±0,2 13,7*
1 гр. (n=19) в 19,9±0,6 20,9±0,4 5,2 <0,001
Показатель Группа Пол Начало Конец Прирост, % р (1,2) -уровень
2 гр. (п=22) 20,3±0,3 23,5±0,6 15,6*
Сила спины, см 1 гр. (п=26) ? 44,2±1,4 44,6±1,5 0,8 0,06
2 гр. (п=24) 42,5±1,2 47,8±2,5 12,3*
1 гр. (п=19) в 56,3±2,3 61,9±2,1 9,8 0,005
2 гр. (п=22) 59,5±2,2 69,8±0,6 17,4*
Примечание: * - достоверность сдвига показателя в динамике наблюдения мальчиков и девочек с разным уровнем двигательного режима, (р<0,05);
р-уровень - достоверность межгрупповых различий с учетом пола на завершающем этапе педагогического эксперимента.
Рассматривая общую динамику изменения показателей ЖЕЛ обследованных, можно отметить более совершенное развитие аппарата внешнего дыхания у младших подростков второй группы вне зависимости от пола, что находит отражение как в высокодостоверных (р<0,001) больших межгрупповых различиях у обоих полов, так и в большем приросте показателя ЖЕЛ мальчиков и девочек исследуемой группы. Динамика показателя ЖЕЛ исследуемой группы имеет достоверное выражение.
Полученные нами данные согласуются с общей тенденцией функционального совершенствования респираторной системы, подчиняющегося общим закономерностям гетерохронного развития организма. Согласно исследованиям [2] известно, что в период завершения второго детства (10-11 лет) отмечено интенсивное возрастание объемов легких за счет развития легочной паренхимы, увеличение грудной клетки, сопряженное с приростом антропометрических показателей. Описанная тенденция находит отражение в рамках нашего исследования и описывает сочетанное возрастание и превалирование ЖЕЛ у лиц с более развитым ОГК и большими показателями длины тела.
Результаты изменений функционального состояния соматической мускулатуры обследуемых с разным уровнем двигательного режима при схожем по-
Динамика показателей физического развития младших подростков 13
с разным уровнем двигательной активности
ложительном векторе развития у детей обеих групп имеют свои особенности. По завершении реализации программы спортивного совершенствования констатировано достоверное возрастание показателей кистевой и становой динамометрии. Обращает на себя внимание факт более выраженного высокодостоверного прироста (р<0,001) показателей соматической мускулатуры (на 40-80 %) у обследованных 2-ой группы в сравнении со сверстниками группы контроля. Исключением является показатель силы спины в популяции девочек, имеющий выраженную тенденцию к преобладанию средних значений девочек 2-ой группы. Данный факт объясняется изначально большими показателями становой силы обследованных девочек группы контроля, вероятно обусловленной большей массой тела последних.
Заключение
Таким образом, систематические занятия с применением умеренной физической нагрузки повышают морфофункциональное состояние организма младших подростков, и отражают общебиологическую закономерность структурно-функциональной адаптированности организма детей при занятиях физической культурой и спортом, что оптимизирует жизнедеятельность детей [3]. При этом можно констатировать более совершенные результирующие показатели при реализации программы спортивного совершенствования у мальчиков по сравнению с девочками. Выявленный половой диморфизм в проявлении признаков физического развития при занятиях физическими упражнениями умеренной интенсивности согласуется с положением автора [4], установившего по данным корреляционного анализа, что для формирования морфофункциональных признаков мальчиков в большей степени значимы социально-экономические и санитарно-гигиенические факторы среды, а девочек - биологические.
Библиографический список
1. Баранов, А. А. Основные закономерности морфофункционального развития детей и подростков в современных условиях [Текст] / А. А. Баранов,
B. Р. Кучма, Н. А. Скоблина, О. Ю. Милушкина, Н. А. Бокарева // Вестник РАМН. - 2012. - №12. - С. 35-40.
2. Безруких, М. М. Теоретические аспекты изучения физиологического развития ребенка [Текст] / М. М. Безруких, Д. А. Фарбер // Физиология развития ребенка: теоретические и прикладные аспекты. - М. : Образование от А до Я., 2000. - С. 9-13.
3. Койносов, А. П. Физическое развитие детей ХМАО-Югры с различным уровнем выполняемой двигательной активности [Текст] / А. П. Койносов, А. Е. Блинникова // Научный медицинский вестник Югры. - 2013. - № 1 (3). -
C. 14-18.
4. Мельник, В. А. Влияние комплекса социально-биологических факторов на морфофункциональные показатели физического развития и половое созревание городских школьников [Текст] / В. А. Мельник, Н. В. Козакевич // Курский научно-практический вестник «Человек и его здоровье». - 2014. -№ 2. - С. 56-61.
5. Скоблина, Н. А. Современные тенденции физического развития детей и подростков [Текст] / Н. А. Скоблина, В. Р. Кучма, О. Ю. Милушкина, Н. А. Бокарева // Здоровье население и среда обитания. - 2013. - № 8. - С. 9-12.
6. Узунова, А. Н. Особенности физического развития подростков Челябинска, проживающих в различных по уровню антропогенного загрязнения воздушного бассейна районах промышленного мегаполиса [Текст] / А. Н. Узу-нова, С. Ю. Петрунина, А. Р. Шарапов // Вопросы современной педиатрии. -2013. - № 12 (2). - С. 108-113.
Bibliograficheskij spisok
1. Baranov, A. A. Osnovnye zakonomernosti morfofunkcional'nogo razvitija detej i podrostkov v sovremennyh uslovijah [Tekst] / A. A. Baranov, V. R. Kuchma, N. A. Skoblina, O. Ju. Milushkina, N. A. Bokareva // Vestnik RAMN. - 2012. -№ 12. - S. 35-40.
2. Bezrukih, M. M. Teoreticheskie aspekty izuchenija fiziologicheskogo razvitija rebenka [Tekst] / M. M. Bezrukih, D. A. Farber // Fiziologija razvitija rebenka: teoreticheskie i prikladnye aspekty. - M. : Obrazovanie ot A do Ja., 2000. - S. 9-13.
3. Kojnosov, A. P. Fizicheskoe razvitie detej HMAO-Jugry s razlichnym urovnem vypolnjaemoj dvigatel'noj aktivnosti [Tekst] / A. P. Kojnosov, A. E. Blinnikova // Nauchnyj medicinskij vestnik Jugry. - 2013. - № 1 (3). - S. 14-18.
4. Mel'nik, V. A. Vlijanie kompleksa social'no-biologicheskih faktorov na morfofunkcional'nye pokazateli fizicheskogo razvitija i polovoe sozrevanie gorodskih shkol'nikov [Tekst] / V. A. Mel'nik, N. V. Kozakevich // Kurskij nauchno-prakticheskij vestnik «Chelovek i ego zdorov'e». - 2014. - № 2. - S. 56-61.
5. Skoblina, N. A. Sovremennye tendencii fizicheskogo razvitija detej i podrostkov [Tekst] / N. A. Skoblina, V. R. Kuchma, O. Ju. Milushkina, N. A. Bokareva // Zdorov'e naselenie i sreda obitanija. - 2013. - № 8. - S. 9-12.
6. Uzunova, A. N. Osobennosti fizicheskogo razvitija podrostkov Cheljabinska, prozhivajushhih v razlichnyh po urovnju antropogennogo zagrjaznenija vozdushnogo bassejna rajonah promyshlennogo megapolisa [Tekst] / A. N. Uzunova, S. Ju. Petrunina, A. R. Sharapov // Voprosy sovremennoj pediatrii. - 2013. -№ 12 (2). - S. 108-113.