УДК 613.955
Л.А. Степанова, С.В. Маркова, А.М. Аммосова, С.Ю. Артамонова, Н.М. Захарова, М.В. Ханды
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ, ПРОЖИВАЮЩИХ В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
Аннотация. Физическое развитие детей и подростков является важными параметрами здоровья и широко используются в клинической практике, а также для оценки здоровья групп детского населения и в популяционных исследованиях. Показатели физического развития должны регулярно отслеживаться для обобщения социального благополучия общества на современном этапе, так как физическое развитие очень тонко отражает физиологические процессы, происходящие в растущем организме на этапе онтогенеза. Цель данного исследования - изучение и анализ функциональных показателей с учетом образа жизни детей и подростков, проживающих в сельской местности на современном этапе. Проведена оценка физического развития и двигательной активности детей и подростков 11-15 лет, проживающих в сельской
СТЕПАНОВА Лена Анатольевна - кандидат медицинских наук, доцент кафедры пропедевтики детских болезней Медицинского института Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Адрес: 677018 г. Якутск, ул. Ойунского, 27. Моб. тел. 89246604927. E-mail:stepanova_l_a@mail.ru
STEPANOVA Lena Anatol'evna - Candidate of Medical Sciences, Docent, Assistant Professor of the Department of Propaedeutics of Childhood Diseases, Institute of Medicine, M. K. Ammosov North-East Federal University. Address: 677018 Yakutsk, ul. Oyunskogo, 27. E-mail: stepanova_l_a@mail.ru
МАРКОВА Сардана Валерьевна - кандидат медицинских наук, доцент кафедры пропедевтики детских болезней Медицинского института Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Адрес: 677018 г. Якутск, ул. Ойунского, 27. Моб. тел. 89241759663. E-mail: saramark@mail.ru
MARKOVA Sardana Valeryevna - Candidate of Medical Sciences, Docent, Assistant Professor of the Department of Propaedeutics of Childhood Diseases, Institute of Medicine, M. K. Ammosov North-East Federal University. Address: 677018 Yakutsk, ul. Oyunskogo, 27. E-mail: saramark@mail.ru
АММОСОВА Аэлита Михайловна - кандидат медицинских наук, доцент кафедры пропедевтики детских болезней Медицинского института Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Адрес: 677018 г. Якутск, ул. Ойунского, 27. Моб. тел. 89141039944. E-mail: aelmma@yandex.ru
AMMOSOVA Aelita Mihailovna - Candidate of Medical Sciences, Docent, Assistant Professor of the Department of Propaedeutics of Childhood Diseases, Institute of Medicine, M. K. Ammosov North-East Federal University. Address: 677018 Yakutsk, ul. Oyunskogo, 27. E-mail: aelmma@yandex.ru
АРТАМОНОВА Саргылана Юрьевна - кандидат медицинских наук, доцент кафедры пропедевтики детских болезней Медицинского института Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Адрес: 677018 г. Якутск, ул. Ойунского, 27. Моб. тел. 89246635471. E-mail.: sarartam@mail.ru
ARTAMONOVA Sargylana Yuryevna - Candidate of Medical Sciences, Docent, Assistant Professor of the Department of Propaedeutics of Childhood Diseases, Institute of Medicine, M. K. Ammosov North-East Federal University Address: 677018 Yakutsk, ul. Oyunskogo, 27. E-mail.: sarartam@mail.ru
ЗАХАРОВА Надежда Михайловна - кандидат медицинских наук, доцент кафедры пропедевтики детских болезней Медицинского института Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Адрес: 677018 г. Якутск, ул. Ойунского, 27. Моб.тел.: 89241761601, E-mail.: nadezdamix15@mail.ru
ZAKHAROVA Nadezhda Mihailovna - Candidate of Medical Sciences, Docent, Assistant Professor of the Department of Propaedeutics of Childhood Diseases, Institute of Medicine, M. K. Ammosov North-East Federal University. Address: 677018 Yakutsk, ul. Oyunskogo, 27. E-mail.:nadezdamix15@mail.ru
ХАНДЫ Мария Васильевна - локтор медицинских наук, профессор кафедры пропедевтики детских болезней Медицинского института Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Адрес: 677018 г. Якутск, ул. Ойунского, 27. Моб. тел. 89142331281. E-mail: m_leader@rambler.ru
KHANDY Maria Vasilyevna - Doctor of Medical Sciences, Professor of the Department of Propaedeutics of Childhood Diseases, Institute of Medicine, M. K. Ammosov North-East Federal University. Address: 677018 Yakutsk, ul. Oyunskogo, 27. E-mail: m_leader@rambler.ru
местности Республики Саха (Якутия). Физическое развитие исследовалось с помощью антропометрии, силовые возможности при помощи кистевой динамометрии. Изучен образ жизни современных школьников, при этом особое внимание было уделено двигательной активности. При анализе полученных данных выявлено достоверное различие между полом и возрастом в физическом развитии современных школьников. В целом антропометрические данные обследованных детей и подростков соответствуют нормативам центильных таблиц. Анкетным методом изучен образ жизни сельских школьников, и выявлены факторы, влияющие на физическую дееспособность подростков. Данные исследования позволят выработать рекомендации для обеспечения оптимальной двигательной активности школьников для улучшения физической подготовленности.
Ключевые слова: дети, подростки, физическое развитие, динамометрия, образ жизни, силовые возможности, антропометрия, двигательная активность.
L.A. Stepanova, S.V Markova, A.M. Ammosova, S.Iu. Artamonova, N.M. Zakharova, M.V. Khandy
Physical development and motor activity in modern schoolchildren living in rural districts of the Republic of Sakha (Yakutia)
Abstract. Physical development of children and adolescents are important parameters of health and are widely used in clinical practice, for assessing health of children, and for population studies. Indicators of physical development must be monitored in order to understand the social condition of modern society. The aim of the work is to study and analyze functional indicators taking into account the lifestyle of children and adolescents living in rural areas. The study was conducted to assess physical development and motor activity in children and adolescents aged 11-15 living in rural districts of the Republic of Sakha (Yakutia). Physical development was examined by anthropometry, and power capabilities - hand dynamometry. We studied the lifestyle of modern schoolchildren. Particular attention was paid to motor activity. Our study clearly showed that physical development depends on the sex and age of schoolchildren. The anthropometric data of the examined children and adolescents correspond to the norms of the centile tables. Questionnaire method studied lifestyle of the rural schoolchildren and the factors that influence the physical capacity of adolescents. These studies will help to give recommendations for optimal motor activity of schoolchildren to improve physical fitness.
Key words: physical development of children and adolescents, dynamometry, lifestyle of pupils, strength capabilities, anthropometry, physical activity.
Актуальность
Изучение роста и развития подрастающего поколения представляет непреходящий интерес для различных областей знания о здоровом ребенке [1, 2, 3]. Одним из параметров оценки состояния здоровья является определение уровня физического развития. С целью оценки физического развития исследуют соматометрические характеристики и функциональные параметры (физиометрические показатели) [4, 5, 6]. К физиометрическим показателям относится и исследование силы рук методом динамометрии. Мышечная сила рук характеризует степень развития мускулатуры и помогает в оценке состояния здоровья ребенка и уровня его физической подготовленности. В свою очередь, физическое развитие тесно связано с такими факторами, как питание, образ жизни, состояние окружающей среды, качество оказания медицинской помощи и социально-экономические условия [7]. Одним из ведущих факторов снижения функциональных показателей является малоподвижный образ жизни [8, 9]. Низкая двигательная активность и нереализованная биологическая потребность в движении может привести сначала к функциональным, а затем и органическим поражениям органов и систем, таких, как сердечно-сосудистая, нервная, костно-мышечная, эндокринная и т.д. В будущем ребенок может перенести этот образ жизни и во взрослую жизнь [10, 11, 12, 13].
В настоящее время большое внимание уделяется динамике физического развития детей и подростков во втором десятилетии XXI в. на фоне социально-экономических преобразований,
которые привели к изменениям образа жизни современных школьников [14]. По данным отечественных исследователей, в разных регионах России установлены новые тенденции физического развития детского населения: увеличение тотальных размеров тела и обхватных размеров [15, 11]. Выявлено также существенное снижение функциональных показателей, в первую очередь мышечной силы кистей рук [17]. Согласно проведенным исследованиям, существует причинно-следственная связь между временем, которое ребенок уделяет работе за компьютером и просмотру телевизора, и ожирением [7].
В связи с этим целью данного исследования было изучение и анализ функциональных показателей с учетом образа жизни детей и подростков, проживающих в сельской местности на современном этапе.
Материалы и методы
Физическое развитие детей изучали по унифицированной антропометрической методике с использованием стандартного инструментария [17]. Оценивали соматометрические и физио-метрические показатели физического развития. Всего было обследовано 244 школьника 11-15 лет в трех образовательных учреждениях с. Амга Амгинского улуса (района) Республики Саха (Якутия). По национальному составу дети относились к национальности саха. Амгинский улус (район) располагается в центральной части Республики Саха (Якутия).
Образ жизни школьников изучали с помощью анкеты, включающей блоки вопросов, связанных с проведением свободного времени, двигательной активностью, вредными привычками (курение, алкоголь).
Были рассчитаны средние арифметические величины (М), ошибки средних (т), средние квадратические отклонения (с), наименьшие и наибольшие значения (min и max) основных антропометрических и функциональных показателей.
Статистическую обработку проводили с использованием пакета статистического анализа "SPSS 23".
Результаты исследования и их обсуждение
Ведущим критерием состояния здоровья растущего организма является физическое развитие, уровень которого тесно связан с социально-экономическими и гигиеническими условиями жизни [16]. В табл. 1 отражена длина и масса тела детей, проживающих в сельской местности Амгинского района Республики Саха (Якутия).
Таблица 1
Средние значения соматометрических показателей физического развития школьников 11-15 лет
(М±m)
Возраст, лет Мальчики Девочки
Длина тела, см Масса тела, кг Длина тела, см Масса тела, кг
11 150,13±2,42* 37,22±1,52* 148,42±5,98* 35,28±3,09*
12 153,33±3,76* 43,61±3,78* 149,00±5,98* 40,54±1,63*
13 166,60±3,44* 44,66±2,92* 158,00±4,06* 46,16±2,95*
14 168,11±1,98* 58,16±3,70* 159,92±1,27* 52,10±1,99*
15 169,76±1,79* 58,70±2,46* 161,21±0,94* 55,00±9,07*
*^<0,01
По данным центильных таблиц [17] рост мальчиков в 11 и 13 лет укладывается в коридор 90 центиля, в возрасте 12 и 14 лет - в коридор 75 центиля, в 15 лет - в коридор 50 центиля. По массе тела мальчики 11, 12, 13 и 15 лет относятся к 50-центильному коридору, в 14 лет - к 75-центильному коридору.
У девочек длина тела в 12, 13, 14 и 15 лет находится в коридоре 50 центиля, в 11 лет в коридоре 75 центиля. Масса тела девочек в 11, 12, 14 и 15 лет находится в коридоре 50 центиля, в 13 лет масса тела относится к коридору 25 центиля.
С возрастом показатели динамометрии увеличиваются. В результате обследования детей было установлено достоверное (р<0,01) различие между силовыми возможностями правой и левой руки у девочек и мальчиков (табл. 2). При этом достоверное (р<0,01) различие между силой кисти и полом имеется в 15, 14 и 11 лет. В 12 лет сила кисти правой и левой руки у мальчиков достоверно менее значима (р<0,05), чем у девочек того же возраста, а в 13 лет достоверная разница между мальчиками и девочками отсутствует.
Таблица 2
Средние значения физиометрических показателей физического развития школьников 11-15 лет
(М±m)
Возраст, лет Мальчики Девочки
Мышечная сила правой кисти, кг Мышечная сила левой кисти, кг Мышечная сила правой кисти, кг Мышечная сила левой кисти, кг
11 19,91±4,54 18,71±4,07* 15,00±4,94 14,22±6,94*
12 24,38±4,71 23,19±3,93* 20,10±5,14 19,60±5,32*
13 27,77±6,31 25,00±6,89* 24,50±5,54 23,66±4,84*
14 35,47±6,96 33,89±6,63* 23,53±5,24 22,53±6,03*
15 39,73±7,51 35,21±9,60* 26,25±5,28 24,50±5,12*
*р<0,01
Дети, участвовавшие в исследовании, проживали в одном селе. Анкетирование проводилось у 244 детей, посещающих средние общеобразовательные школы. Изучение образа жизни современных школьников позволило установить, что 50,5% девочек в свободное время только работают по дому, помогают родителям по хозяйству, среди мальчиков этот процент равняется 47,9%. Смотрят телевизор 2% девочек, при этом отсутствуют ответы о проведении свободного времени за компьютером. Среди мальчиков процент проводящих свободное время за телевизором и компьютером - 10,6%, из них 8,5% не смотрящих телевизор, а проводящих время только за компьютером.
Ежедневно ходят пешком до школы 76,9% мальчиков и 72,3% девочек. На вопрос о регулярной двигательной активности 48% девочек ответили, что ходят пешком только на учебу и обратно, пешими прогулками в свободное время занимаются 16,3% девочек, практикуют оздоровительный бег 10,2% и регулярно занимаются в спортивных секциях 24,5% девочек. Среди мальчиков доля занимающихся в спортивных секциях составляет 29,8%. Практикующих оздоровительный бег среди мальчиков 16,3%. Предпочитают пешие прогулки в свободное время 7,8%, регулярная двигательная активность только при ходьбе пешком до школы и обратно у 46,1% мальчиков. Таким образом, среди детей более целенаправленная двигательная активность у мальчиков.
Анализируя данные динамометрии и двигательной активности среди данных школьников, мы не выявили достоверной разницы между мышечной силой кисти рук детей с повышенной двигательной активностью и детей, не занимающихся спортом.
Заключение
Таким образом, можно сделать заключение, что дети, проживающие в сельской местности Амгинского района Республики Саха (Якутия), в большинстве своем по своему физическому развитию соответствуют нормативным данным. В 13 лет девочки по длине тела относятся к 25-центильному коридору, что, возможно, связано с поздним пубертатом [18]. Анализируя двигательную активность школьников, можно сделать вывод, что обследованные дети и подростки меньше занимаются в спортивных секциях, чем их сверстники, проживающие в городе. Среди городских школьников этот процент доходит до 40%, тогда как среди сельских школьников данный процент составляет от 29,8% у мальчиков и 24,5% у девочек [19].
Литература
1. Физиология роста и развития детей и подростков (теоретические и клинические вопросы). Практическое руководство / под ред. Баранова А.А., Щеплягиной Л.А. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006. - 432 с.
2. Кучма, В.Р., Скоблина, Н.А. Информативность оценки физического развития детей и подростков при популяционных исследованиях / В.Р. Кучма, Н.А. Скоблина // Вопросы современной педиатрии. - 2008. -Т. 7. - № 1. - С. 26-28.
3. Баранов, А.А. Физическое развитие детей и подростков на рубеже десятилетий / А.А. Баранов, В.Р. Кучма, Н.А. Скоблина. - М.: НЦЗД РАМН, 2008. - 216 с.
4. Доскин, В.А. Морфофункциональные константы детского организма. Справочник / В.А. Доскин, Х. Келлер, Н.М. Мураенко, Р.В. Тонкова-Ямпольская. - М.: Медицина, 1997. - 288 с.
5. Изотова, Л.Д. Современные взгляды на проблему оценки физического развития детей и подростков / Л.Д. Изотова // Казанский медицинский журнал. - 2015. - Т. 96. - № 6. - С. 1015-1021.
6. Нормы для оценки роста детей [The WHO Child Growth Standards. (In Russ).] [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: // www.who.int/childgrowth/standards/ru/. (дата обращения: 06.10.2017).
7. Ямпольская, Ю.А. Об ухудшении силовых возможностей у школьников Москвы в последние десятилетия / Ю.А. Ямпольская // Школа здоровья. - 1996. - Т. 3. - № 4. - С. 71-73.
8. Милушкина, О.Ю. Физическое развитие и образ жизни современных школьников / О.Ю. Милушки-на // Вестник РГМУ - 2013. - № 3. - С. 68-71.
9. Милушкина, О.Ю. Влияние расширенного двигательного режима на физическое развитие школьников / О.Ю. Милушкина, Н.А. Бокарева, Н.А. Скоблина и др. // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2012. - № 6 - С. 50-52.
10. Сорвачева Т.Н. Ожирение у подростков / Т.Н. Сорвачева, В.А. Петеркова, Л.Н. Титова и др. // Лечащий врач. - 2006. - № 4 - С. 50-54.
11. Abbot, R.A., Davies, P.S. Habitual physical activity and physical activity intensity: their relation to body composition in 5.0-10.5 -y-old children / R.A. Abbot, P.S. Davies // Eur. J. Clin. Nutr. 2004; 58: 258-291.
12. Andersen R.E., Relationship of physical activity and television watching with body weight and level of fatness among children: results from the Third National Health and Nutrition Examination Survey / Andersen R.E.,Crespo C.J., Barlett S.J., et al. // JAMA. 1998; 280: 1231-1232.
13. Захарова, И.Н. Метаболический синдром у детей и подростков: взгляд педиатра: учебное пособие / И.Н. Захарова, С.И. Малявская, Л.А. Звенигородская и др. - М., 2016. - 88 с.
14. Физическое развитие детей и подростков Российской Федерации: сборник материалов. Вып. IV / Под ред. Баранова А.А., Кучмы В.Р. - М.: ПедиатрЪ; 2013. - 192 с.
15. Милушкина, О.Ю. Возрастная динамика мышечной силы современных школьников / О.Ю. Милушкина, Д.М. Федотов, Н.А. Бокарева, Н.А. Скоблина // Вестник РГМУ. - 2013. - № 1 - С. 62-65.
16. Ямпольская, Ю.А. Лонгитудинальные исследования показателей физического развития школьников г.Москвы (1960-е, 1980-е, 2000-е гг.) / Ю.А. Ямпольская, Н.А. Скоблина, Н.А. Бокарева // Вестник антропологии. - 2011. - № 20. - С. 63-70.
17. Воронцов, И.М., Мазурин, А.В. Пропедевтика детских болезней: учебник / И.М. Воронцов, А.В. Мазурин. 3-е изд., доп. и перераб. - СПб.: Фолиант; 2010. - 1008 с.
18. Ханды, М.В. Комплексная оценка состояния здоровья сельских школьников Республики Саха (Якутия): автореф. дис...д-ра. мед. наук / М.В. Ханды. - М., 1997. - 35 с.
19. Степанова, Л.А. Состояние здоровья детей школьного возраста, проживающих в регионе зобной эндемии и коррекция йододефицитных заболеваний в комплексе оздоровительных мероприятий: авторе-фер. дис. ...канд. мед. наук / Л.А. Степанова. - М., 2006. - 28 с.
References
1. Fiziologiya rosta i razvitiya detey i podrostkov (teoreticheskiye i klinicheskiye voprosy). Prakticheskoye rukovodstvo / pod red. Baranova A.A., Shcheplyaginoy L.A. - M.: GEOTAR-Media; 2006. - 432 p.
2. Kuchma V.R., Skoblina N.A. Informativnost' otsenki fizicheskogo razvitiya detey i podrostkov pri populyatsionnykh issledovaniyakh // Voprosy sovremennoy pediatrii. - 2008. - T.7. - № 1 - P. 26-28.
3. Baranov A.A., Kuchma V.R., Skoblina N.A. Fizicheskoye razvitiye detey i podrostkov na rubezhe desyatiletiy. - M.: NTSZD RAMN; 2008. - 216 p.
4. Doskin V.A., Keller KH., Murayenko N.M., Tonkova-Yampol'skaya R.V. Morfofunktsional'nyye konstanty detskogo organizma. Spravochnik. - M.: Meditsina; 1997. - 288 p.
5. Izotova L.D. Sovremennyye vzglyady na problemu otsenki fizicheskogo razvitiya detey i podrostkov // Kazanskiy meditsinskiy zhurnal. - 2015. - T.96. - № 6 - P. 1015-1021.
6. who.int. [internet]. Normy dlya otsenki rosta detey [The WHO Child Growth Standards. (In Russ).] [dostup ot 06.10.2017.] Dostup po ssylke http: // www.who.int/childgrowth/standards/ru/.
7. Yampol'skaya YU.A. Ob ukhudshenii silovykh vozmozhnostey u shkol'nikov Moskvy v posledniye desyatiletiya // Shkola zdorov'ya. - 1996. - T. 3. - № 4. - P. 71-73.
8. Milushkina O.YU. Fizicheskoye razvitiye i obraz zhizni sovremennykh shkol'nikov // Vestnik RGMU. -2013. - № 3. - P. 68-71.
9. Milushkina O.YU., Bokareva N.A., Skoblina N.A. i dr. Vliyaniye rasshirennogo dvigatel'nogo rezhima na fizicheskoye razvitiye shkol'nikov // Fizicheskaya kul'tura: vospitaniye, obrazovaniye, trenirovka. - 2012. -№ 6 - P. 50-52.
10. Sorvacheva T.N., Peterkova V.A., Titova L.N., i dr. Ozhireniye u podrostkov // Lechashchiy vrach. -2006. - №4 - P. 50-54.
11. Abbot R.A., Davies P.S. Habitual physical activity and physical activity intensity: their relation to body composition in 5.0-10.5 -y-old children. Eur. J. Clin. Nutr. 2004; 58: 258-291.
12. Andersen R.E., Crespo C.J., Barlett S.J., et al. Relationship of physical activity and television watching with body weight and level of fatness among children: results from the Third National Health and Nutrition Examination Survey. JAMA. 1998; 280: 1231-1232.
13. Zakharova I.N., Malyavskaya S.I., Zvenigorodskaya L.A. i dr. Metabolicheskiy sindrom u detey i podrostkov: vzglyad pediatra. Uchebnoye posobiye. - M.; 2016. - 88 p.
14. Fizicheskoye razvitiye detey i podrostkov Rossiyskoy Federatsii. Sbornik materialov. Vyp. IV / Pod red. Baranova A.A., Kuchmy V.R. - M.: Pediatr"; 2013. - 192 P.
15. Milushkina O.YU., Fedotov D.M., Bokareva N.A., Skoblina N.A. Vozrastnaya dinamika myshechnoy sily sovremennykh shkol'nikov // Vestnik RGMU. - 2013. - № 1 - S. 62-65.
16. Yampol'skaya YU.A., Skoblina N.A., Bokareva N.A. Longitudinal'nyye issledovaniya pokazateley fizicheskogo razvitiya shkol'nikov g.Moskvy (1960-ye, 1980-ye, 2000e gg.) // Vestnik antropologii. - 2011. -№ 20 - P. 63-70.
17. Vorontsov I.M., Mazurin A.V. Propedevtika detskikh bolezney. Uchebnik. 3-ye izd., dop. i pererab. -SPb.: Foliant; 2010. - 1008 p.
18. Khandy M.V. Kompleksnaya otsenka sostoyaniya zdorov'ya sel'skikh shkol'nikov Respubliki Sakha (Yakutiya): Avtoref. dis.. .d-ra. med. nauk. - M., 1997. - 35 p.
19. Stepanova L.A. Sostoyaniye zdorov'ya detey shkol'nogo vozrasta, prozhivayushchikh v regione zobnoy endemii i korrektsiya yododefitsitnykh zabolevaniy v komplekse ozdorovitel'nykh meropriyatiy: Avtorefer. diss. ...kand. med. nauk. - M., 2006. - 28 p.