СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ИНТЕГРАЛЬНЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ ИХ ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ПРИ ДИНАМИЧЕСКИХ НАБЛЮДЕНИЯХ
Шквирина О.И., ТрохимчукЛ.Ф., Монченко А.В.
Педагогический институт Южного Федерального Университета, кафедра анатомии и физиологии детей и подростков, г. Ростов-на-Дону
Мониторинг уровня физического здоровья в динамике учебного года осуществлялся нами с целью физиологической оценки влияния педагогических технологий и спортивных нагрузок на функциональное состояние организма младших школьников. В обследовании участвовали 75 учащихся трех третьих классов, работающим по программам Виноградовой, Занкова и развивающей традиционной. Учащиеся, обучающиеся по традиционной технологии, сочетали обучение с регулярными занятиями спортивной гимнастикой.
Для экспресс оценки уровня физического здоровья использовали методику, предложенную С.В. Хрущевым, С.Д. Поляковым и И.Л. Ивановым (1995, 2006), включающую расчет индексов Кетле, Руфье, Скибинского, Шаповаловой. Проведен также анализ годовой динамики показателей индекса функциональных изменений (ИФИ), который в определенной степени характеризует уровень здоровья и адаптацию организма к условиям окружающей среды (Баевский, Берсеньева, 1997).
Полученные нами данные по показателям ИФИ свидетельствуют о напряжении механизмов адаптации в начале учебного года (октябрь) у третьеклассников, обучающихся как по технологии Виноградовой ( 76% мальчиков и 87% девочек), так и по программе Занкова (63% мальчиков, 38% девочек). Напряжение механизмов адаптации в данной группе детей в начале учебного года отражает длительный период оперативной срочной адаптации. Известно также, что срочная адаптация к учебной деятельности завершается к 5 - 9 неделям от начала учебного года. Таким образом, у большей части обследованных третьеклассников достаточные функциональные возможности обеспечиваются в начале учебного года за счет функциональных ресурсов.
Исходная мощность механизмов адаптации в начале учебного года у детей, занимающихся спортом, достоверно выше ( р<0,001 ). Все они по показателям ИФИ имеют удовлетворительную адаптацию, обеспечиваемую высокими функциональными возможностями организма. Приведенные данные свидетельствуют о различной длительности периода острой адаптации у детей и важности понимания этого процесса учителем для проектирования образовательной среды. В конце учебного года (апрель) у третьеклассников, обучающихся как по программе Виноградовой, так и программе Занкова выявлено также большое количество детей с напряжением механизмов адаптации (35%, 37% - мальчики и 53%, 56% - девочки). У младших школьников, имеющих образовательную и спортивную нагрузку, в 40% выявлено в конце учебного года напряжение механизмов адаптации, что отражает неадекватную возможностям их организма нагрузку. Очевидно, что состояние здоровья ребенка определяется количеством и мощностью его адаптационных резервов. Чем выше функциональный резерв, тем ниже «цена» адаптации.
Экспресс оценка уровня физического здоровья младших школьников в динамике учебного года свидетельствует о здоровьезатратности и высокой физиологической «цене» обучения. Так, в начале учебного года среди мальчиков, обучающихся по программе Виноградовой, 82% имели средний уровень здоровья, а в конце года лишь 35% сохранили свое ранговое положение, значительно увеличилось количество мальчиков с показателями низкого - 24% и ниже среднего - 41% уровнем здоровья. Все девочки этого класса в конце учебного года имели только ниже среднего (40%) и низкий (60%) уровень здоровья. В начале учебного года 52% мальчиков, обучающихся по программе Занкова, имели средний уровень здоровья, в конце года выявлено 44% с ниже средним, 25% с низким уровенем здоровья. 57% девочек этого класса уже в начале учебного года имели низкий уровень здоровья, а в конце учебного года это группа увеличилась до 69%. Низкий и ниже среднего уровень здоровья выявлен у 30% детей, занимающихся спортом, в конце учебного года. Снижение уровня физического здоровья в основном связано со снижением адаптационных ресурсов кардиореспираторной системы.
ЛИТЕРАТУРА
1. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2009. Т. 11. № 4.
2. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2008. Т. 10. № 4.
3. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2007. Т. 9. № 4.
4. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2006. Т. 8. № 4.
5. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2005. Т. 7. № 4.
6. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2004. Т. 6. № 4.
7. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2003. Т. 5. № 4.
8. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2002. Т. 4. № 1.
9. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2001. Т. 3. № 1.
10. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2000. Т. 2. № 1.
11. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2009. Т. 11. № 12.
12. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2008. Т. 10. № 12.
13. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2007. Т. 9. № 12.
14. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2006. Т. 8. № 12.
15. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2005. Т. 7. № 12._______
Материалы X международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва
16. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2004. Т. 6. № 12
17. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2003. Т. 5. № 12
18. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2002. Т. 4. № 1.
19. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2001. Т. 3. № 1.
20. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2000. Т. 2. № 1.
Материалы X международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва