Научная статья на тему 'Состояние здоровья младших школьников как интегральный показатель их физиологической адаптации при динамических наблюдениях'

Состояние здоровья младших школьников как интегральный показатель их физиологической адаптации при динамических наблюдениях Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
94
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Шквирина О. И., Трохимчук Л. Ф., Монченко А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Состояние здоровья младших школьников как интегральный показатель их физиологической адаптации при динамических наблюдениях»

СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ИНТЕГРАЛЬНЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ ИХ ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ПРИ ДИНАМИЧЕСКИХ НАБЛЮДЕНИЯХ

Шквирина О.И., ТрохимчукЛ.Ф., Монченко А.В.

Педагогический институт Южного Федерального Университета, кафедра анатомии и физиологии детей и подростков, г. Ростов-на-Дону

Мониторинг уровня физического здоровья в динамике учебного года осуществлялся нами с целью физиологической оценки влияния педагогических технологий и спортивных нагрузок на функциональное состояние организма младших школьников. В обследовании участвовали 75 учащихся трех третьих классов, работающим по программам Виноградовой, Занкова и развивающей традиционной. Учащиеся, обучающиеся по традиционной технологии, сочетали обучение с регулярными занятиями спортивной гимнастикой.

Для экспресс оценки уровня физического здоровья использовали методику, предложенную С.В. Хрущевым, С.Д. Поляковым и И.Л. Ивановым (1995, 2006), включающую расчет индексов Кетле, Руфье, Скибинского, Шаповаловой. Проведен также анализ годовой динамики показателей индекса функциональных изменений (ИФИ), который в определенной степени характеризует уровень здоровья и адаптацию организма к условиям окружающей среды (Баевский, Берсеньева, 1997).

Полученные нами данные по показателям ИФИ свидетельствуют о напряжении механизмов адаптации в начале учебного года (октябрь) у третьеклассников, обучающихся как по технологии Виноградовой ( 76% мальчиков и 87% девочек), так и по программе Занкова (63% мальчиков, 38% девочек). Напряжение механизмов адаптации в данной группе детей в начале учебного года отражает длительный период оперативной срочной адаптации. Известно также, что срочная адаптация к учебной деятельности завершается к 5 - 9 неделям от начала учебного года. Таким образом, у большей части обследованных третьеклассников достаточные функциональные возможности обеспечиваются в начале учебного года за счет функциональных ресурсов.

Исходная мощность механизмов адаптации в начале учебного года у детей, занимающихся спортом, достоверно выше ( р<0,001 ). Все они по показателям ИФИ имеют удовлетворительную адаптацию, обеспечиваемую высокими функциональными возможностями организма. Приведенные данные свидетельствуют о различной длительности периода острой адаптации у детей и важности понимания этого процесса учителем для проектирования образовательной среды. В конце учебного года (апрель) у третьеклассников, обучающихся как по программе Виноградовой, так и программе Занкова выявлено также большое количество детей с напряжением механизмов адаптации (35%, 37% - мальчики и 53%, 56% - девочки). У младших школьников, имеющих образовательную и спортивную нагрузку, в 40% выявлено в конце учебного года напряжение механизмов адаптации, что отражает неадекватную возможностям их организма нагрузку. Очевидно, что состояние здоровья ребенка определяется количеством и мощностью его адаптационных резервов. Чем выше функциональный резерв, тем ниже «цена» адаптации.

Экспресс оценка уровня физического здоровья младших школьников в динамике учебного года свидетельствует о здоровьезатратности и высокой физиологической «цене» обучения. Так, в начале учебного года среди мальчиков, обучающихся по программе Виноградовой, 82% имели средний уровень здоровья, а в конце года лишь 35% сохранили свое ранговое положение, значительно увеличилось количество мальчиков с показателями низкого - 24% и ниже среднего - 41% уровнем здоровья. Все девочки этого класса в конце учебного года имели только ниже среднего (40%) и низкий (60%) уровень здоровья. В начале учебного года 52% мальчиков, обучающихся по программе Занкова, имели средний уровень здоровья, в конце года выявлено 44% с ниже средним, 25% с низким уровенем здоровья. 57% девочек этого класса уже в начале учебного года имели низкий уровень здоровья, а в конце учебного года это группа увеличилась до 69%. Низкий и ниже среднего уровень здоровья выявлен у 30% детей, занимающихся спортом, в конце учебного года. Снижение уровня физического здоровья в основном связано со снижением адаптационных ресурсов кардиореспираторной системы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2009. Т. 11. № 4.

2. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2008. Т. 10. № 4.

3. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2007. Т. 9. № 4.

4. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2006. Т. 8. № 4.

5. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2005. Т. 7. № 4.

6. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2004. Т. 6. № 4.

7. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2003. Т. 5. № 4.

8. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2002. Т. 4. № 1.

9. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2001. Т. 3. № 1.

10. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2000. Т. 2. № 1.

11. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2009. Т. 11. № 12.

12. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2008. Т. 10. № 12.

13. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2007. Т. 9. № 12.

14. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2006. Т. 8. № 12.

15. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2005. Т. 7. № 12._______

Материалы X международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва

16. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2004. Т. 6. № 12

17. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2003. Т. 5. № 12

18. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2002. Т. 4. № 1.

19. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2001. Т. 3. № 1.

20. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2000. Т. 2. № 1.

Материалы X международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.