Научная статья на тему 'Особенности возрастной динамики некоторых вегетативных показателей школьников с нарушением слуха'

Особенности возрастной динамики некоторых вегетативных показателей школьников с нарушением слуха Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
119
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности возрастной динамики некоторых вегетативных показателей школьников с нарушением слуха»

ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТНОЙ ДИНАМИКИ НЕКОТОРЫХ ВЕГЕТАТИВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА.

Акулина М.В.

Рязанский государственный университет имени С.А.Есенина, кафедра зоологии, физиологии и методики преподавания биологии, Рязань

С возрастом величины ВИК снижаются и в экспериментальной, и в контрольной группе. Такая направленность в перестройке ВНС на наш взгляд объясняется адаптацией детей школьного возраста к учебной нагрузке, к «принятию» окружающей среды депривированными школьниками.

Нами также изучалась динамика величины ВИК с учетом пола обследованных детей (рис.1). Выявлено, что в экспериментальной группе во всех возрастных периодах и среди девочек, и среди мальчиков, более высокие величины ВИК по сравнению с аналогичными показателями в контрольной группе (р < 0,05).

40 35 30

I 25

Л 20

15

10 5 0

период второго детства подростковый период юношеский период

г—мальчики экспериментальном группы •- девочки экспериментальной группы

-мальчики контрольной группы девочки контрольной группы

Рис. 1. Средние величины вегетативного индекса Кердо всех мальчиков и девочек экспериментальной и

контрольной групп.

Следует отметить, что с возрастом в обеих группах наблюдалось снижение значения ВИК, что может указывать на снижение порога адаптации, на снижение напряжения в ВНС. Т.е. с возрастом школьники обеих групп адаптируются легче.

Рис. 2. Возрастная динамика средних величин индекса функциональных изменений (ИФИ) всех школьников экспериментальной и контрольной групп.

период второго детства

подростковый период

юношеский период

-экспериментальная группа

-контрольная группа

Увеличение значения ИФИ свидетельствует о нарастании напряжения адаптации сердечно-сосудистой системы (ССС). Оказалось, что в экспериментальной группе наблюдается увеличение значения ИФИ с возрастом, тогда как в контрольной группе эта величина остается на том же уровне. Это говорит о том, что адаптация глухих и слабослышащих детей достигается за счет большего напряжения со стороны ССС. Причем, если в периоде второго детства величина ИФИ в экспериментальной группе достоверно ниже, чем в контрольной, то в подростковом и юношеском возрасте она значительно достоверно выше. Это говорит о том, что в периоде второго детства депривированные по слуху школьники достаточно адаптированы, а с возрастом их адаптационные возможности снижаются.

Материалы X международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва

Различия оказались достоверными в подростковом периоде. По-видимому, адаптационные механизмы испытывают наибольшее напряжение у школьников подросткового возраста. Но у глухих и слабослышащих детей механизмы адаптации функционируют более напряженно, по сравнению с контролем. Что, по-видимому, говорит о том, что депривированные по слуху школьники платят большую «физиологическую цену» за адаптацию.

ЛИТЕРАТУРА

1. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2011г.

2. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2010г.

3. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2009г.

4. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2008г.

5. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2007г.

6. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2006г.

7. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2005г.

8. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2004г.

9. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2003г.

10. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2002г.

11. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2001г.

12. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2000г.

13. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2011г.

14. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2010г.

15. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2009г.

16. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2008г.

17. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2007г.

18. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2006г.

19. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2005г.

20. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2004г.

21. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2003г.

22. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2002г.

23. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2001г.

Материалы X международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.