Научная статья на тему 'Некоторые характеристики вегетативных показателей глухих и слабослышащих школьников'

Некоторые характеристики вегетативных показателей глухих и слабослышащих школьников Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
81
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые характеристики вегетативных показателей глухих и слабослышащих школьников»

НЕКОТОРЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ВЕГЕТАТИВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ГЛУХИХ И СЛАБОСЛЫШАЩИХ ШКОЛЬНИКОВ

Акулина М.В.

Рязанский государственный университет имени С.А.Есенина, кафедра зоологии, физиологии и методики преподавания биологии, Рязань

Низкий уровень здоровья современных школьников уже давно вызывает серьезную тревогу и является предметом исследований, проводимых биологами, врачами и педагогами. Связывают это, как правило, с возросшим экосоциальным неблагополучием. В связи с этим стало уделяться значительное внимание изучению закономерностей адаптации детей к конкретным особенностям окружающей среды. В то же время, в литературе недостаточно сведений о характере и динамике адаптации детей, депривированных по слуху.

Уровень адаптационных возможностей школьников экспериментальной (депривированные по слуху) и контрольной (нормально слышащие) групп оценивали по ВИК, ИФИ, ИН и ПАРС, которые являются общепринятыми при изучении возможностей адаптации [Р.М.Баевский, А.П.Берсенева, А.М.Вейн]. Для исследования функционального состояния вегетативной нервной системы рассчитывали вегетативный индекс Кердо (ВИК) [О.В.Коркушко, Н.И.Шлык, Э.М.Казин]. Для оценки уровня функционирования системы кровообращения и определения ее адаптационного потенциала использовали индекс функциональных изменений (ИФИ). Для определения степени напряжения адаптационных механизмов использовали индекс напряжения (ИН). Для оценки активности регуляторных систем организма использовали ПАРС - показатель активности регуляторных систем [Ю.П.Баландин, В.Ф.Шишлов, В.С.Генералов].

период второго детства подростковый период юношеским период

I □ экспериментальная группа ^контрольная группа I

Рис. 1. Средние величины вегетативного индекса Кердо всех исследованных школьников разных возрастов

экспериментальной и контрольной групп.

Приступая к анализу полученных данных, мы исходили из того, что чем выше значение ВИК, тем с большим напряжением функционирует вегетативная нервная система (ВНС). Оказалось (рис.1), что и в целом, и во всех возрастных периодах, величина ВИК в экспериментальной группе была достоверно выше, чем в контрольной (р < 0,05), что говорит о более высоком пороге адаптации глухих и слабослышащих детей, о том, что у них преобладает тонус симпатического отдела ВНС. Т.е. школьники, депривированные по слуху, адаптируются труднее. По-видимому, им приходится «платить» большую физиологическую «цену» за адаптацию. Установленная нами с помощью дисперсионного анализа закономерность позволяет считать, что ВНС у школьников экспериментальной группы функционирует в состоянии повышенного напряжения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2011г.

2. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2010г.

3. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2009г.

4. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2008г.

5. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2007г.

6. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2006г.

7. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2005г.

8. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2004г.

9. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2003г.

10. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2002г.

11. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2001г.

12. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2000г.

Материалы X международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва

13. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2011г.

14. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2010г.

15. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2009г.

16. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2008г.

17. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2007г.

18. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2006г.

19. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2005г.

20. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2004г.

21. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2003г.

22. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2002г.

23. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2001г.

Материалы X международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.