НЕКОТОРЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ВЕГЕТАТИВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ГЛУХИХ И СЛАБОСЛЫШАЩИХ ШКОЛЬНИКОВ
Акулина М.В.
Рязанский государственный университет имени С.А.Есенина, кафедра зоологии, физиологии и методики преподавания биологии, Рязань
Низкий уровень здоровья современных школьников уже давно вызывает серьезную тревогу и является предметом исследований, проводимых биологами, врачами и педагогами. Связывают это, как правило, с возросшим экосоциальным неблагополучием. В связи с этим стало уделяться значительное внимание изучению закономерностей адаптации детей к конкретным особенностям окружающей среды. В то же время, в литературе недостаточно сведений о характере и динамике адаптации детей, депривированных по слуху.
Уровень адаптационных возможностей школьников экспериментальной (депривированные по слуху) и контрольной (нормально слышащие) групп оценивали по ВИК, ИФИ, ИН и ПАРС, которые являются общепринятыми при изучении возможностей адаптации [Р.М.Баевский, А.П.Берсенева, А.М.Вейн]. Для исследования функционального состояния вегетативной нервной системы рассчитывали вегетативный индекс Кердо (ВИК) [О.В.Коркушко, Н.И.Шлык, Э.М.Казин]. Для оценки уровня функционирования системы кровообращения и определения ее адаптационного потенциала использовали индекс функциональных изменений (ИФИ). Для определения степени напряжения адаптационных механизмов использовали индекс напряжения (ИН). Для оценки активности регуляторных систем организма использовали ПАРС - показатель активности регуляторных систем [Ю.П.Баландин, В.Ф.Шишлов, В.С.Генералов].
период второго детства подростковый период юношеским период
I □ экспериментальная группа ^контрольная группа I
Рис. 1. Средние величины вегетативного индекса Кердо всех исследованных школьников разных возрастов
экспериментальной и контрольной групп.
Приступая к анализу полученных данных, мы исходили из того, что чем выше значение ВИК, тем с большим напряжением функционирует вегетативная нервная система (ВНС). Оказалось (рис.1), что и в целом, и во всех возрастных периодах, величина ВИК в экспериментальной группе была достоверно выше, чем в контрольной (р < 0,05), что говорит о более высоком пороге адаптации глухих и слабослышащих детей, о том, что у них преобладает тонус симпатического отдела ВНС. Т.е. школьники, депривированные по слуху, адаптируются труднее. По-видимому, им приходится «платить» большую физиологическую «цену» за адаптацию. Установленная нами с помощью дисперсионного анализа закономерность позволяет считать, что ВНС у школьников экспериментальной группы функционирует в состоянии повышенного напряжения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2011г.
2. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2010г.
3. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2009г.
4. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2008г.
5. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2007г.
6. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2006г.
7. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2005г.
8. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2004г.
9. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2003г.
10. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2002г.
11. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2001г.
12. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2000г.
Материалы X международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва
13. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2011г.
14. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2010г.
15. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2009г.
16. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2008г.
17. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2007г.
18. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2006г.
19. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2005г.
20. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2004г.
21. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2003г.
22. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2002г.
23. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2001г.
Материалы X международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва