Научная статья на тему 'Оценка адаптационных возможностей депривированных по слуху школьников подросткового периода'

Оценка адаптационных возможностей депривированных по слуху школьников подросткового периода Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
71
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка адаптационных возможностей депривированных по слуху школьников подросткового периода»

ОЦЕНКА АДАПТАЦИОННЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ДЕПРИВИРОВАННЫХ ПО СЛУХУ ШКОЛЬНИКОВ ПОДРОСТКОВОГО ПЕРИОДА

Акулина М.В.

Рязанский государственный университет имени С.А.Есенина, кафедра биологии и методики её преподавания,Рязань

Изучение состояния здоровья школьников, имеющих низкий уровень здоровья перед поступлением в школу, показало, что в процессе обучения некоторые дети утрачивают его ещё больше, о чем свидетельствует переход детей из группы риска в группу больных (В.И.Макарова, Г.Н.Дегтева, 1997). Особый интерес в этом аспекте представляют школьники, имеющие до поступления в школу морфофункциональные отклонения. Изучение физиологических особенностей адаптационных процессов у этих детей и основанные на этом лечебные мероприятия позволяет снизить негативное влияние условий обучения на их организм. К таковым относятся дети, депривированные по слуху.

В связи с этим было проведено исследование, посвященное изучению и анализу особенностей адаптационных возможностей у школьников-подростков, депривированных по слуху.

Для оценки адаптационных возможностей школьников с нарушением слуха использовали компьютерную программу «Интегральный показатель здоровья» (А.В.Соколов, Ю.П.Баландин, Г.И.Лабутин, 2006), которая дает возможность количественной оценки резервов здоровья человека посредством расчета индекса напряжения (ИН), указывающего на степень напряжения регуляторных систем и характеризующего активность центральных регуляторных механизмов и вегетативного индекса Кердо (ВИК), позволяющего оценить состояние вегетативного тонуса.

Все использованные методики были адекватны для детей с ограниченным слухом.

Статистическая обработка осуществлялась с помощью методов вариационной статистики, рекомендованной для медико-биологических экспериментов (Плохинский Н.А., 1970; Лакин Г.Ф., 1990; Сидоренко Е.В., 2004).

Исследование проводилось на базе специальной школы-интерната № 18 г. Рязани для глухих и слабослышащих детей. Контрольную группу составили школьники периода 2-го детства общеобразовательной школы г. Рязани.

Индекс напряжения (ИН) является показателем, наиболее адекватно описывающим функциональное состояние системы кардиорегуляции.

400.0

350.0

300.0 | 250,0 |

Ї 200,0

01

5

І

£ 150,0

100.0

50,0 0,0

Рис.1. Средние значения ИН школьников-подростков экспериментальной (Э) и контрольной (К)

групп.

Было установлено, что средние значения ИН в подростковом периоде в экспериментальной группе были достоверно больше, чем в контроле (Р > 0,99). Результаты исследования ИН школьников-подростков экспериментальной и контрольной групп, в зависимости от пола, показали, что среди мальчиков-подростков средние значения ИН в экспериментальной группе были достоверно больше, чем в контроле (Р > 0,95) и среди девочек-подростков в экспериментальной группе средние значения ИН также были больше, чем в контроле (Р > 0,95) (рис. 1).

Установленная закономерность позволяет говорить о том, что вегетативная нервная система (ВНС) у школьников-подростков экспериментальной группы, как мальчиков, так и девочек, функционирует в состоянии повышенного напряжения, с преобладанием тонуса симпатического отдела ВНС.

Наиболее традиционным показателем, характеризующим функциональное состояние ВНС является ВИК. Достоверно было установлено, что в подростковом периоде в экспериментальной группе средние значения ВИК в 2,4 раза были больше по сравнению с контролем (Р > 0,95), что говорит о том, что ВНС у

Материалы XII международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2011

школьников-подростков экспериментальной группы функционирует в состоянии повышенного напряжения (рис. 2). Результаты исследования ВИК школьников-подростков экспериментальной и контрольной групп, в зависимости от пола, показали, что как среди мальчиков, так и среди девочек, в подростковом периоде в экспериментальной группе средние значения ВИК были больше по сравнению с контролем (Р > 0,95), что говорит о том, что ВНС у школьников экспериментальной группы, как мальчиков, так и девочек, функционирует в состоянии повышенного напряжения, с преобладанием тонуса симпатического отдела ВНС.

Рис. 2. Средние значения ВИК школьников-подростков экспериментальной (Э) и контрольной (К)

групп.

35.0

30.0

25.0

20.0 15,0

10,0

5,0 0,0

Сравнение параметров вегетативной регуляции, отражающих цену адаптации (ИН, ВИК), позволяет сказать, что у школьников-подростков экспериментальной группы адаптация идёт труднее, ВНС функционирует с большим напряжением по сравнению с контролем, что депривированные по слуху школьники-подростки «платят большую физиологическую цену» за адаптацию к окружающей среде по сравнению с нормально слышащими сверстниками контрольной группы, что было подтверждено нашими данными по ВИК и ИН. Двухфакторный дисперсионный анализ показал влияние депривации по слуху на ИН в подростковом возрасте (Р > 0,99). Также проведенный двухфакторный дисперсионный анализ показал влияние депривации по слуху на ВИК.

Литература

1. Сборник научных тезисов и

2. Сборник научных тезисов и

3. Сборник научных тезисов и

4. Сборник научных тезисов и

5. Сборник научных тезисов и

6. Сборник научных тезисов и

7. Сборник научных тезисов и

8. Сборник научных тезисов и

9. Сборник научных тезисов и

10. Сборник научных тезисов и

11. Сборник научных тезисов и

статей «Здоровье и образование статей «Здоровье и образование статей «Здоровье и образование статей «Здоровье и образование статей «Здоровье и образование статей «Здоровье и образование статей «Здоровье и образование статей «Здоровье и образование статей «Здоровье и образование статей «Здоровье и образование статей «Здоровье и образование

в XXI веке» РУДН, Москва, 2010г. в XXI веке» РУДН, Москва, 2009г. в XXI веке» РУДН, Москва, 2008г. в XXI веке» РУДН, Москва, 2007г. в XXI веке» РУДН, Москва, 2006г. в XXI веке» РУДН, Москва, 2005г. в XXI веке» РУДН, Москва, 2004г. в XXI веке» РУДН, Москва, 2003г. в XXI веке» РУДН, Москва, 2002г. в XXI веке» РУДН, Москва, 2001г. в XXI веке» РУДН, Москва, 1999г.

Материалы XII международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.