Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. №4. 2007г. (Т.9)
ВЛИЯНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ПРОГРАММ И ДВИГАТЕЛЬНЫХ РЕЖИМОВ НА АДАПТАЦИЮ И ЗДОРОВЬЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Шквирина О.И., Трохимчук Л.Ф., Сазонова А.В.
Педагогический институт Южный федеральный университет, кафедра анатомии и физиологии детей и подростков, г. Ростов-на-Дону
Общеизвестно, что факторы образовательной среды требуют постоянных функциональных перестроек организма детей, а процессы адаптации ребенка в значительной степени зависят от состояния его здоровья. Вместе с тем состояние здоровья современных школьников характеризуется рядом негативных тенденций. Имеются данные, что процессы обучения нашего времени приобрели устойчивые признаки здоровьезатратности и даже здоровьеразрушения (М.М.Безруких,2005). В связи с этим целью нашего исследования явилось изучение динамики показателей кардиореспираторной системы, которые являются крайне чуткими и достоверными индикаторами образовательной среды. Исследование проведено в двухлетнем лонгитюдном режиме. Наблюдались учащиеся «А» класса (33чел.), обучающиеся по программе Н.Ф.Виноградовой и «Б» класса (31чел.) - по программе Л.В. Занкова. Все учащиеся имели расширенный двигательный режим («А»класс - конторки по В.Ф.Базарному, «Б»класс - занятия плаванием дважды в неделю). Нами выявлено снижение частоты сердечных сокращений в динамике как первого, так и второго года обучения у большинства младших школьников, но это снижение достоверно только в динамике второго года обучения у девочек «Б» класса (р<0,001). Важно заметить, что в этой группе девочек в конце первого года обучения и в начале второго определена легкая тахикардия, которая вероятно связана с мобилизацией функциональных резервов, а также отражает длительный период срочной адаптации. Снижение пульса является отражением как возрастных изменений, так и результатом исследовательских режимов обучения. Показано, что снижение пульса соответствует снижению тревожности, как выражение ориентировочной реакции в составе когнитивной деятельности (Н.Н.Данилова,1995). Полученные нами расчетные показатели систолического и минутного объемов крови в динамике первого года обучения превышают возрастные нормативные данные у младших школьников обоих классов, что свидетельствует о высокой потребности организма в кислороде в связи с адаптивными перестройками. В динамике второго года обучения у девочек обоих классов происходи существенное и достоверное снижение показателей ударного объема (р<0,001, р<0,05), так и в «Б» классе (мальчики р<0,05, девочки р<0,01). Данный факт указывает на длительный период адаптации современных школьников. Анализ показателей индекса Руфье и индекса функциональных изменений (по Р.М.Баевскому) свидетельствует о напряжении механизмов адаптации в начальном периоде обучения, но к концу первого учебного года выявлена удовлетворительная адаптация. На втором году обучения по показателям индекса Руфье выявлена тенденция к снижению адаптационного резерва сердечно-сосудистой системы у мальчиков обоих классов. У девочек 2«Б» класса это снижение носит достоверный характер (р<0,001). Уже в октябре второго года обучения, согласно показателям индекса функциональных изменений, обучающиеся по педагогической технологии Занкова работают за счет функциональных резервов и напряжения адаптационных механизмов. К концу второго года обучения напряжение механизмов адаптации выявляется у всех обследуемых учащихся. Установлено, что у 75% обследованных школьников второго года обучения жизненная емкость легких ниже должных возрастных величин. Увеличение количества школьников с низкими показателями пробы Штанге в динамике учебного года указывают на снижение устойчивости организма к стрессу. Таким образом, полученные результаты свидетельствуют о том, что во втором классе диапазон внешних воздействий увеличивается, а резистентность организма к учебной нагрузке снижается.
Материалы VIII Международный конгресс «Здоровье и образование в XXI веке; концепции болезней цивилизации»
Стр. [407]