Научная статья на тему 'Современные подходы к гигиенической диагностике здоровья детского населения'

Современные подходы к гигиенической диагностике здоровья детского населения Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
85
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСКОЕ НАСЕЛЕНИЕ / ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА / АДАПТАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Сетко Нина Павловна, Сетко Ирина Михайловна, Булычева Екатерина Владимировна, Бейлина Елена Борисовна

Показано, что количественная оценка здоровья детей на основании интегрального показателя индекса напряжения регуляторных систем механизмов адаптации является точным диагностическим критерием для оценки степени влияния факторов среды обитания на организм детского населения и диктует необходимость его внедрения в скрининговые показатели профилактических осмотров, а также его использования в качестве индикатора эффективности внедряемых профилактических мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья детского населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Сетко Нина Павловна, Сетко Ирина Михайловна, Булычева Екатерина Владимировна, Бейлина Елена Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN APPROACHES TO THE DIAGNOSIS OF HYGIENE CHILD HEALTH

It is shown that the quantitative assessment of the health of children on the basis of the integral index of the index of regulatory systems tension of adaptation mechanisms is an accurate diagnostic criterion for assessing the impact of environmental factors on the body of the child population, and calls for its implementation in skrinningovye indicators checkups, as well as its use as an indicator the effectiveness of the implemented preventive measures aimed at preserving and strengthening the health of the child population.

Текст научной работы на тему «Современные подходы к гигиенической диагностике здоровья детского населения»

УДК 613.95

Н. П. СЕТКО, И. М. СЕТКО, Е. В. БУЛЫЧЕВА, Е. Б. БЕЙЛИНА

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ГИГИЕНИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКЕ ЗДОРОВЬЯ ДЕТСКОГО НАСЕЛЕНИЯ

Оренбургский государственный медицинский университет N. P. SETKO, I. M. SETKO, E. V. BULYCHEVA, E. B. BEYLINA

MODERN APPROACHES TO THE DIAGNOSIS OF HYGIENE CHILD HEALTH

Orenburg State Medical University

РЕЗЮМЕ.

Показано, что количественная оценка здоровья детей на основании интегрального показателя индекса напряжения регуляторных систем механизмов адаптации является точным диагностическим критерием для оценки степени влияния факторов среды обитания на организм детского населения и диктует необходимость его внедрения в скринин-говые показатели профилактических осмотров, а также его использования в качестве индикатора эффективности внедряемых профилактических мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья детского населения.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ДЕТСКОЕ НАСЕЛЕНИЕ, ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА, АДАПТАЦИЯ.

SUMMARY.

It is shown that the quantitative assessment of the health of children on the basis of the integral index of the index of regulatory systems tension of adaptation mechanisms is an accurate diagnostic criterion for assessing the impact of environmental factors on the body of the child population, and calls for its implementation in skrinningovye indicators checkups, as well as its use as an indicator the effectiveness of the implemented preventive measures aimed at preserving and strengthening the health of the child population.

KEY WORDS: CHILD POPULATION, HYGIENIC DIAGNOSIS, ADAPTATION.

ВВЕДЕНИЕ.

Здоровье детей и подростков является основным системобразующим фактором при решении проблем, связанных с неблагоприятным воздействием различных факторов среды обитания, поэтому в центре всех

Сетко Нина Павловна — д. м. н., профессор, заведующая кафедрой гигиены и эпидемиологии; тел. 8 (3532) 40-35-64; е-шаИ: шпа.8е&о@ gmail.com

Сетко Ирина Михайловна — к. м. н., доцент кафедры гигиены и эпидемиологии; тел. 8 (3532) 40-35-64; е-шаШ k_epidem.fpdo@orgma.ru Булычева Екатерина Владимировна — к. м. н., доцент кафедры гигиены и эпидемиологии; тел. 8 (3532) 40-35-64; е-mail: е-808тпа@ mail.ru

Бейлина Елена Борисовна — к. м. н., доцент кафедры гигиены и эпидемиологии; тел. 8 (3532) 40-35-64; е-mail: philippova-elena@yandex.ru

государственных социальных программ должно находиться детское население, а качество реализации профилактических программ должно оцениваться по показателям здоровья детей и подростков [1, 2]. Известно, что состояние здоровья является процессом динамическим, находящимся в тесной связи с социальной и окружающей средой. Это положение позволяет рассматривать здоровье с точки зрения возможности реализации без ограничений со стороны организма человека социальных и биологических функций, которые соответствуют как возрасту, так и полу в каждый определенный временной период. Вполне очевидно, что различным группам населения свойственны и различные социальные и биологические функции. В детском возрасте должны быть обеспечены нормальные темпы биологического развития, роста, полового созревания при отсутствии заболеваний, которые бы снижали и даже препятствовали бы получению образования и обучения, что и является основной социальной функцией для данной возрастной группы, и реализации в перспективе генеративной функции. Понятие «здоровье» не содержит в себе количественной меры, что позволило бы судить о качестве здоровья, поэтому предлагается использовать в качестве такого мерила здоровья показатели уравнения здоровья. Необходимость количественной оценки здоровья совершенно очевидна, поскольку, не зная количественной стороны этой сущности и не имея возможности её изменить, невозможно не только понять сущность феномена, но и прогнозировать его изменение, строить рациональное управление им. Задача заключается в том, чтобы изменить эти состояния, выразить их единым показателем, оценить степень его оптимальности, спрогнозировать дальнейшее течение процесса и скорректировать его в сторону максимума здоровья. Многообразие показателей и критериев здоровья, каждый из которых в той или иной степени характеризует отдельные стороны этой проблемы, все более настоятельно требует разработки обобщенных показателей, интегрально характеризующих состояние здоровья населения и основанных на агрегировании информации о здоровье [1, 2, 3].

В этой связи актуальным и своевременным является разработка и использование современных

интегральных методов количественной оценки уровня здоровья детей при действии различных факторов среды обитания.

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ — определить уровень здоровья с использованием в качестве критерия адаптационные резервы организма, определяющие успешность адаптации детей к различным факторам среды обитания.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.

Для оценки уровня здоровья детей была выбрана методика вариационной пульсометрии, реализованная в виде аппаратно-программного комплекса ОИТО-ехрей [4], позволяющая на основании статистических данных вариабельности сердечного ритма, таких как амплитуда моды (АМо), ИМ88Б, стандартного отклонения (ББММ), вариационного размаха (ДХ), автоматически рассчитать интегральный показатель уровня адаптационных резервов организма — индекс напряжения регуляторных систем, интерпретация которого основана на шкале, предложенной В. П. Казначеевым (1984).

Для изучения влияния экологических факторов среды обитания детей на уровень их здоровья были сформированы две группы младших школьников, главным различием между которыми являлся разный уровень антропогенного загрязнения окружающей среды. Первую группу составили школьники, проживающие на территории Промышленного района г. Оренбурга с высоким уровнем антропогенной нагрузки (п=189 школьников); вторую группу — школьники, проживающие на территории Ленинского района г. Оренбурга, характеризующегося средним уровнем антропогенной нагрузки (п=198 школьников).

Реализация влияния факторов образовательной среды и условий обучения на здоровье школьников

была оценена путём сравнения адаптационных резервных возможностей школьников, имеющих различную организацию учебного дня и программу обучения. Для этого были сформированы две группы учащихся. Первую группу составили школьники, обучающиеся по образовательно-развивающей программе Л. В. Занкова (п=98 школьников), вторую группу — школьники, обучающиеся по образовательно-развивающей программе М. Монтессори. Сравнительный анализ данных уровня адаптации школьников, занимающихся в традиционном режиме организации учебного дня (п=95 школьников) и в системе пансиона (п=86 школьников), позволили дать характеристику влияния организации учебного дня на здоровье учащихся.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ.

Установлено, что неблагоприятное влияние комплексной антропогенной нагрузки среды обитания, формирующееся за счёт высокого уровня загрязнения атмосферного воздуха, накопления поллютан-тов в почве и воде, на здоровье детского населения, реализовано в снижении адаптационных резервных возможностей организма детского населения (рис. 1). Показано, что среди детей, проживающих на территории с высокой антропогенной нагрузкой, в сравнении с детьми, проживающими на территории со средним уровнем загрязнения окружающей среды, на 28,2% среди мальчиков и на 22,5% среди девочек больше детей, имеющих неудовлетворительный уровень адаптации, что свидетельствует о значительном снижении функциональных резервов, появлением специфических и неспецифических изменений с риском нарушения показателей гомеостаза в организме у таких детей.

100,0% 80,0% 60,0% 40,0% 20,0% 0,0%

79 ,6 II %

37,3% /о

9,2% 11,4 ^ в 1 7,2%,1%

В

Г

мальчики

Ж — Помышленный район

37,8%

'/о ]

16,0

4 1% 6,1%

девочки — Ленинский район

6,1%

Уровень адаптированности: А — удовлетворительный, Б — напряжение механизмов адаптации, В — неудовлетворительный, Г — срыв адаптационных возможностей организма Рис. 1 — Распределение школьников, проживающих на территориях с различной антропогенной нагрузкой, в зависимости от уровня адаптированности организма, %

А

Кроме того, отмечена тенденция увеличения доли детей со срывом адаптационных возможностей среди группы школьников, проживающих на территории с высокой антропогенной нагрузкой, в сравнении со школьниками, проживающими на территории со средним антропогенным «прессингом», на 5,1% среди мальчиков и на 1,3% среди девочек. Только 1,8% мальчиков и 4,1% девочек в группе, проживающих в Промышленном районе (высокая антропогенная нагрузка), имели удовлетворительный уровень адаптации, в то время как среди детей, проживающих в Ленинском районе (средний уровень антропогенной нагрузки), удельный вес таких школьников составил 9,2% детей среди мальчиков и 6,1% детей среди девочек.

Вид образовательной программы может оказывать влияние на формирование адаптационных резервных возможностей организма учащихся. Доказано, что в условиях обучения по программе Л. В. Занкова в сочетании с внедрением здоровьесберегающих технологий наблюдается максимальная реализация генетического потенциала не только умственных способностей, но и резервных возможностей в динамике обучения в на-

чальной школе, а также формирование успешной адаптации учащихся при переходе к предметному обучению (табл. 1). В то же время относительно характеристики состояния здоровья школьников, обучающихся по образовательной программе М. Монтессори, на основании данных вариабельности сердечного ритма такой вывод сформулировать невозможно, несмотря на факт того, что обучение по образовательной программе М. Монессори подразумевает максимальное снижение учебной нагрузки, в том числе и за счёт использования игровых приёмов, максимальной наглядности учебного материала. Так, на протяжении всех этапов обучения у школьников, обучающихся по программе М. Монтессори (2-я группа), отмечалось увеличение симпатической активности вегетативной нервной системы в сравнении с данными школьников, занимавшихся по программе Л. В. Занкова (1-я группа), о чем свидетельствуют данные амплитуды моды, которая составляла среди школьников 2-й группы от 45,2±1,8% у детей в 1-м классе до 87,9±2,7% у детей 6-го класса при данных среди школьников 1-й группы 41,3±2,5% у детей в 1-м классе и 65,4±4,1% у детей 6-го класса.

Таблица 1 — Показатели вариабельности сердечного ритма у школьников, обучающихся по программе Л. В. Занкова (1-я группа) и М. Монтессори (2-я группа)

Группы Классы

1- й 4-й 5- й 6- й

Показатели 1-я гр. 2-я гр. 1-я гр. 2-я гр. 1-я гр. 2-я гр. 1-я гр. 2-я гр.

БЭ^ (с.) 0,049 0,051 0,070 0,045 0,065 0,038 0,053 0,034

±0,006 ±0,002 ±0,003 ±0,005* ±0,005 ±0,005* ±0,004 ±0,003

АМо (%) 41,3 45,2 45,4 57,0 59,9 87,9 65,4 87,9

±2,5 ±1,8 ±2,0 ±2,2* ±2,2 ±1,9* ±4,1 ±2,7

АХ (с.) 0,289 0,273 0,354 0,260 0,340 0,214 0,295 0,215

±0,023 ±0,012 ±0,031 ±0,018* ±0,021 ±0,020* ±0,022 ±0,019

ИН (усл. ед.) 197,8 204,6 112,9 188,0 124,6 255,7 185,6 312,5

±29,9 ±22,7 ±18,8 ±18,2* ±28,7 ±23,5* ±22,8 ±38,4*

ЯМБББ (с.) 0,072 0,077 0,073 0,048 0,062 0,034 0,061 0,033

±0,008 ±0,004 ±0,007 ±0,005* ±0,006 ±0,004* ±0,006 ±0,003*

* — р<0,05 при сравнении данных школьников, обучающихся по программе Л. В. Занкова (1-я группа), и данных школьников, обучающихся по программе М. Монтессори (2-я группа).

О факте ухудшения адаптационного потенциала школьников, обучающихся по программе М. Монтессори, в динамике обучения свидетельствует увеличение в 1,7 раза индекса напряжения регуляторных систем в сравнении со школьниками, обучающимися по программе Л. В. Занкова. Показано, что к концу обучения в начальной школе среди школьников, обучавшихся по программе Л. В. Занкова, на 18,8% было больше детей с удовлетворительной адаптацией и меньше на 10,3% детей с неудовлетворительной и на 11,3% детей со срывом адаптации, чем среди школьников, обучавшихся по программе М. Монтессори (рис. 2).

Решение проблемы высокой учебной нагрузки и её рациональности распределения в течение учебного дня возможно путем внедрения системы пансиона, где учащиеся в образовательном учреждении находятся с 9:00 до 18:00. Учебные занятия проводятся в течение всего дня и распределены с учётом их трудности и динамики изменения умственной работоспособности учащихся. В перерывах между уроками организованы прогулки, динамические перемены, дополнительные занятия, в том числе и занятия, характеризующиеся высоким динамически компонентом.

Обучение по программе Л. В. Занкова

Обучение по программе М. Монтессори

класс 4 4класс '5класс м 6 класс

Уровень адаптированности: А — удовлетворительный, Б — напряжение механизмов адаптации, В — неудовлетворительный, Г — срыв адаптационных возможностей организма

Рис. 2 — Распределение школьников, обучающихся по программе Л. В. Занкова и М. Монессори, в зависимости от уровня биологической адаптации, %

Доказано, что модель пансиона образовательного учреждения обеспечивает рационализацию учебно-воспитательного процесса, режима дня и режима питания, а также позволяет максимально эффективно использовать весь спектр здоровьесберегающих технологий на базе образовательного учреждения, что подтверждается увеличением у учащихся пансиона на 4,2% от суточного бюджета времени продолжительности ночного сна, на 8,3% — времени пребывания на свежем воздухе, на 2,0% — продолжительности свободного времени, за счёт уменьшения на 10,3% времени, необходимого для выполнения домашних заданий. Показано, что в динамике обучения в начальной школе у детей, обучающихся в системе пансиона (1-я группа), отмечается тенденция снижения напряженности систем регуляции за счёт ослабления влияния симпатического тонуса вегетативной нервной системы, о чем свидетельствует уменьшение амплитуды моды с 40,3±3,5% до 38,5±5,8% и увеличение ЯМ88Б с 0,069±0,011 с. до 0,081±0,017 с. (табл. 2).

О вегетативном балансе регуляции систем адаптации у учащихся 1-й группы свидетельствует тенденция к увеличению показателей парасимпатического отдела вегетативной нервной системы на фоне снижения показателей, характеризующих симпатический тонус. Так, стандартное отклонение в динамике обучения в начальной школе у школьников увеличился с 0,066±0,008 с. до 0,074±0,011 с.; вариационный размах — с 0,335±0,033 с. до 0,379±0,037 с. У школьников, обучающихся в условиях традиционной организации учебного дня (2-я группа), напротив, установлено увеличение симпатической активности вегетативной нервной системы на фоне снижения парасимпатического тонуса, что может свидетельствовать о напряженности процессов регуляции адаптационных механизмов и снижении функциональных резервов организма учеников. Кроме того, у школьников, обучающихся в системе

пансиона индекс напряжения регуляторных систем к четвертому классу обучения был достоверно ниже, чем у школьников, обучающихся в условиях традиционной организации учебного процесса, и составил 104,6±31,4 усл. ед. при данных 164,9±29,6 усл. ед., р<0,05.

Таблица 2 — Показатели вариабельности сердечного ритма у школьников, обучающихся в системе пансиона (1-я группа) и в условиях традиционной организации учебного процесса

Показатели 1-й класс 4-й класс

1-я гр. 2-я гр. 1-я гр. 2-я гр.

БОШ (с.) 0,066± 0,008 0,059± 0,007 0,074± 0,011 0,055± 0,007

АМо (%) 40,3± 3,5 44,8± 3,9 38,5± 5,8 45,1± 3,9

АХ (с.) 0,335± 0,033 0,329± 0,052 0,379± 0,037 0,272± 0,026*

КМББО (с.) 0,069± 0,011 0,056± 0,008 0,081±0 ,017 0,053± 0,009

ИН (усл. ед.) 162,4± 36,5 175,6± 34,4 104,6± 31,4 164,9± 29,6*

* — р<0,05 при сравнении данных школьников, обучающихся в системе пансиона (1-я группа), и данных школьников, обучающихся в условиях традиционной организации учебного дня (2-я группа).

Показано, что в динамике обучения в начальной школе отмечается увеличение на 32,4% учащихся с удовлетворительной адаптацией и снижение на 21,6% учащихся со срывом адаптационных возможностей школьников, обучающихся в системе пансиона, в то время как среди школьников, обучающихся в условиях традиционной системы организации учебного дня, отмечена тенденция увеличения доли учащихся с неудовлетворительной адаптацией с 13,6% до 16,6% и со срывом адаптационных возможностей с 22,8% до 29,2% (рис. 3).

М1 класс М4 класс

Уровень адаптированности: А — удовлетворительный, Б — напряжение механизмов адаптации,

В — неудовлетворительный, Г — срыв адаптационных возможностей организма Рис. 3 — Распределение школьников, обучающихся в различных системах организации учебного дня, в зависимости от уровня биологической адаптации, %

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Таким образом, показано, что количественная оценка здоровья детей на основании интегрального показателя индекса напряжения регуляторных систем механизмов адаптации является точным диагностическим критерием для оценки степени влияния факторов среды обитания на организм детского населения, так как доказаны изменения предлагаемого показателя количественной оценки здоровья детей при действии факторов антропогенной нагрузки, организации учебного процесса, программы обучения. Это диктует необходимость внедрения интегрального показателя, определяющего резервные возможности организма детей, в скрининговые показатели профилактических осмотров, а также его использования в качестве индикатора эффективности внедряемых профилактических мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья детского населения.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Проблемы гигиенической диагностики на современном этапе / Г. И. Сидоренко, М. П. Захарченко, В. Г. Маймулов, Е. Н. Кутепов. — Москва, 1995. — 195 с.

2. Баранов, А. А. Медицинские и социальные аспекты адаптации современных подростков к условиям воспитания, обучения и трудовой деятельности : руководство для врачей / А. А. Баранов, В. Р. Кучма, Л. М. Сухарева. — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2007. — 352 с.

3. Панков, Д. Д. Руководство по школьной медицине. Клинические основы / Д. Д. Панков, Е. С. Ковригина ; под ред. Д. Д. Панкова. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2011. — 640 с.

4. Игишева, Л. Н. Комплекс ОЯТО-ехреН как компонент здоровьесберегающих технологий в образовательных учреждениях : методическое руководство / Л. Н. Игишева, А. Р. Галеев. — Кемерово, 2003. — 36 с.

546.76+547.3]-02:612.821.2-092.9

В. В. ТИХОНОВ, О. В. ШИРШОВ, А. А. ИСЕНГУЛОВА

ОСОБЕННОСТИ НАВИГАЦИОННОГО НАУЧЕНИЯ И ДОЛГОВРЕМЕННОЙ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ПАМЯТИ У КРЫС, ПЕРЕНЕСШИХ КОМБИНИРОВАННОЕ ВЛИЯНИЕ БЕНЗОЛА И ХРОМА

Оренбургский государственный медицинский университет V. V. TIKHONOV, O. V. SHIRSHOV, A. A. ISENGULOVA

THE COMBINED EFFECT OF CHROMIUM AND BENZENE IN THE NAVIGATIONAL LEARNING, LONG-TERM SPATIAL MEMORY AND EXPLORATORY ACTIVITY OF RATS

Orenburg State Medical University

РЕЗЮМЕ. си на формирование пространственной карты, дол-

Изучали влияние длительного потребления воды говременную пространственную память в водном с повышенным содержанием бензола, хрома и их сме- лабиринте Морриса. Длительное действие бензола

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.