Научная статья на тему 'Адаптационные возможности первоклассников, обучающихся по различным программам'

Адаптационные возможности первоклассников, обучающихся по различным программам Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
306
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Мать и дитя в Кузбассе
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / ADAPTATION / FUNCTIONAL ABILITIES / YOUNGER SCHOOLBOYS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Галактионова Марина Юрьевна, Чистякова И. Н.

С целью изучения функциональных возможностей вегетативной нервной и сердечно-сосудистой систем у детей в период адаптации к школе было обследовано 890 первоклассников (420 мальчика и 470 девочек), обучающихся по различным школьным программам. Выявлено напряжение регуляторных систем, ограничение функциональных резервов сердечно-сосудистой системы, а также преобладание симпатикотонического типа регуляции вегетативной нервной системы у детей, обучающихся по развивающей программе Д.В. Эльконина и В.В. Давыдова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Галактионова Марина Юрьевна, Чистякова И. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To study functional abilities of vegetative nervous system and cardio-vascular system of the children during the adaptation period, 890 first-form children (420 boys and 470 girls) training on various school program were examined. Regulatory systems tension, the limitation of the functional reserves of cardio-vascular system and prevalence of sympathetic-tonic type of vegetative nervous system regulation was found out in children training on the developing program D.B. Elkonin and V.V. Davidov.

Текст научной работы на тему «Адаптационные возможности первоклассников, обучающихся по различным программам»

М.Ю. Галактионова, И.Н. Чистякова

Красноярский государственный медицинский университет им. профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого,

г. Красноярск

АДАПТАЦИОННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО РАЗЛИЧНЫМ ПРОГРАММАМ

С целью изучения функциональных возможностей вегетативной нервной и сердечно-сосудистой систем у детей в период адаптации к школе было обследовано 890 первоклассников (420 мальчика и 470 девочек), обучающихся по различным школьным программам.

Выявлено напряжение регуляторных систем, ограничение функциональных резервов сердечно-сосудистой системы, а также преобладание симпатикотонического типа регуляции вегетативной нервной системы у детей, обучающихся по развивающей программе Д.В. Эльконина и В.В. Давыдова.

Ключевые слова: адаптация, функциональные возможности, младшие школьники.

M.Yu. Galaktionova, I.N. Chistyakova

THE ADAPTIVE ABILITIES OF THE FIRST-FORM CHILDREN, TRAINING ON VARIOUS SCHOOL PROGRAMS

To study functional abilities of vegetative nervous system and cardio-vascular system of the children during the adaptation period, 890 first-form children (420 boys and 470 girls) training on various school program were examined.

Regulatory systems tension, the limitation of the functional reserves of cardio-vascular system and prevalence of sympathetic-tonic type of vegetative nervous system regulation was found out in children training on the developing program D.B. Elkonin and V.V. Davidov.

Key words: adaptation, functional abilities, younger schoolboys.

Одной из наиболее перспективных идей, объясняющих катастрофическое ухудшение состояния здоровья детей, является изучение адаптационных резервов функциональных систем растущего организма в процессе приспособления ребенка к микросоциальной среде детских общеобразовательных учреждений [1, 2].

Среди факторов, влияющих на здоровье детей, особое место отводится школьному обучению. Современное традиционное школьное обучение характеризуется рядом негативных тенденций: снижением активности школьников в учебной деятельности, замедлением их физического и психического развития, ростом числа острых и хронических заболеваний у детей [3, 4, 5, 6]. Около 25-30 % детей, при-

Корреспонденцию адресовать:

Галактионова Марина Юрьевна, проф., д.м.н., зав. каф. пропедевтики детских болезней Красноярского государственного медицинского университета myugal@mail.ru

ходящих в первый класс, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья; среди выпускников школ доля здоровых подростков составляет не более 10 %

[7, 8].

Одним из показателей здоровья детей является способность быстрого приспособления организма к меняющимся социально-психологическим условиям. Недоучет неблагоприятных адаптивных сдвигов в связи с началом обучения в школе приводит к раннему формированию дезадаптационного синдрома [9].

МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ

С целью оценки адаптации детей к систематическому обучению в школе было проведено обследование 890 детей (420 мальчика и 407 девочек) в возрасте от 7 до 8 лет, проживающих в Советском районе г. Красноярска. Первую (I) группу исследования составили 320 первоклассников, обучающихся по традиционной программе, вторую (II) — 280 детей, обучающихся по развивающей программе Л.В. Занкова — программа построена на принципах интенсификации

■ АДАПТАЦИОННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО РАЗЛИЧНЫМ ПРОГРАММАМ____________

обучения, предъявляет требования к уровню и структуре развития интеллекта, опирается на практическое рассуждение и максимально приспособлена к курсу естественных наук и математике в рамках общеобразовательной школы.

В третью группу (III) вошли 290 школьников, обучающихся по развивающей программе Д.Б. Эль-конина и В.В. Давыдова. Данная программа требует развитого абстрактного мышления, способствует развитию формально-логического мышления, облегчает подход к алгебре, высшей математике, физике.

Все программы рассчитаны на четырехлетнее обучение с одинаково организованным школьным процессом (дети обучались в первую смену, продолжительность уроков и перемен, число учебных дней в неделю).

Оценка функционального состояния организма по параметрам структуры сердечного ритма и вегетативным показателям проводилась при помощи программного компьютерного комплекса «ORTO Valeo» (НПП «Живые системы», г. Кемерово, 2001).

Для оценки адаптационных компенсаторно-приспособительных механизмов, лежащих в основе поддержания оптимального функционального состояния системы кровообращения, определяли величину адаптационного потенциала Р.М. Баевского (выраженного в баллах).

Все определяемые параметры регистрировались трижды: в начале учебного года (конец сентября), в период максимального стресса (конец ноября) и в конце учебного года (конец апреля).

Статистический анализ полученных результатов проведен с помощью пакета прикладных программ «Statistica 6,0». Для всех данных определялись среднее математическое значение (M), среднее квадратическое отклонение (s), ошибка средней арифметической (m). Проверку гипотезы о статистической достоверности проводили с помощью Т-критерия Стьюдента.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

Для обследования детей выбирали дни без эмоциональных (контрольные, самостоятельные работы) и физических нагрузок. Запись ритмограммы осуществлялась в первой половине дня, в спокойной обстановке и при отсутствии внешних раздражающих факторов.

Анализ полученных данных кардиоритмограмм показал достоверные различия в показателях средних величин моды и амплитуды моды у детей, занимающихся по развивающим программам (II и III груп-

пы) в сравнении с показателями детей I группы (табл. 1). Максимальные значения этих показателей имели дети III группы, занимающиеся по программе Эльконина-Давыдова. Значительные изменения амплитуды моды при физической нагрузке происходили также у детей данной группы. Это свидетельствует о преобладании влияния симпатического отдела регуляции.

Достоверно большие значения вариационного размаха (х) встречались у детей I группы, занимающихся по традиционной программе, что отражает высокий уровень активности парасимпатического звена вегетативной нервной системы. Изменения вариационного размаха при физической нагрузке наблюдалось в большей степени у детей I группы и у школьников II группы.

В течение учебного года наибольшие изменения вегетативных показателей в сторону преобладания симпатических влияний имели дети, занимающиеся по развивающим программам, что свидетельствует

о напряжении адаптационно-компенсаторных возможностей.

Что касается изменения основных параметров вегетативного гомеостаза, то нами были получены следующие результаты. Исходный вегетативный тонус (ИВТ) у детей, обучающихся по программе Л.В. Зан-кова, характеризовался достоверным преобладанием эйтонии по сравнению с группами детей, обучающихся по другим программам (48,5 %). Достоверное преобладание симпатикотонии наблюдалось у учащихся программы Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова по сравнению с детьми других групп (65,7 %). В период максимального стресса во всех группах несколько увеличилось количество детей с симпатикотони-ческим ИВТ, что свидетельствовало о напряженном функционировании отделов ВНС.

Среди обследованных групп нам не встретились дети, имеющие напряжение систем регуляции за счет значительно увеличенного или чрезмерного влияния симпатического или парасимпатического отделов ВНС; а также за счет значительного одновременного снижения тонуса симпатического и парасимпатического отделов ВНС и централизации регуляции. Не было выявлено детей с резким напряжением систем регуляции за счет значительного одновременного снижения активности всех компонент системы регуляции сердечного ритма.

Наибольший процент детей с нормальным состоянием систем регуляции был в классах с традиционной программой (16,7 %) и с программой обучения Л.В. Занкова (24,1 %). Напряжение систем регуля-

Таблица1

Сравнительная характеристика вегетативных показателей сердечного ритма обследованных детей ^ ± m)

Х(вариационный размах), сек. ИН (индекс напряжения), у.е.

А Моды, % Группы Мода, сек.

Покой Ортостаз Покой Ортостаз Покой Ортостаз Покой Ортостаз

I 40,5 ± 1,7 48,56 ± 2,0 0,67 ± 0,02 0,57 ± 0,01 0,30 ± 0,03 0,19 ± 0,01 227,4 ± 45,9 447,6 ± 80,3

II 44,8 ± 2,47 56,3 ± 2,7 0,67 ± 0,02 0,67 ± 0,02 0,27 ± 0,026 0,19 ± 0,01 169,0 ± 4,8 312,0 ± 61,4

III 46,3 ± 2,85 60,4 ± 2,6 0,64 ± 0,02 0,5 ± 0,01 0,21 ± 0,02 0,1 ± 0,01 307,0 ± 79,6 543,0 ± 79,0

ции за счет рассогласования влияний симпатического и парасимпатического отделов ВНС выявлено у 28,8 % первоклассников I группы, 36,6 % детей IIй группы и 40,5 % детей III группы. Регуляция с увеличенным влиянием симпатического отдела ВНС регистрировалась у 25 %, 12,7 % и 30,5 % школьников, соответственно (табл. 2.)

Распределение первоклассников по типу реакции сердечно-сосудистой системы на ортопробу показало, что наибольшее число детей с нормальным переходным процессом и адекватной реакцией было в

I группе (53,5 %). Среди учащихся по программе Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова оказалось больше детей со сниженной реакцией (52,7 %) (рис. 1).

Результаты оценки вегетативного обеспечения организма при ортостатической пробе показали, что наибольший процент детей с достаточным вегетативным обеспечением организма оказался среди учащихся

по традиционной программе. Частота встречаемости дезадаптивных вариантов на ортопробу, характеризующих недостаточное вегетативное обеспечение, оказалась несколько выше во II и III группах (табл. 3).

В конце учебного года оптимальная вегетативная регуляция (равновесное состояние вегетативной нервной системы, нормальная вегетативная реактивность и достаточное вегетативное обеспечение деятельности) чаще наблюдалась среди учащихся по традиционной программе (59,8 %). Наибольшие проявления вегетативной дисфункции зарегистрированы у учащихся по развивающим программам, особенно по программе Эльконина-Давыдова (62,5 %).

Программа «Орто^а1ео» также предусматривает оценку течения адаптации детей к процессу систематического обучения в школе, при этом в полной мере дает представление о функциональном состоянии организма. Так, наибольший процент детей с

Таблица 2

Распределение обследованных детей по степени напряжения регуляторных систем (Р ± m), в %

Степень напряжения регуляторных систем I группа II группа III группа

Нормальное состояние систем регуляции 16,65 24,14 5,24

Регуляция с увеличенным влиянием парасимпатического отдела ВНС 9,32 4,62 10,12

Регуляция с увеличенным влиянием симпатического отдела ВНС 25,04 12,72 30,52

Напряжение систем регуляции за счет значительно увеличенного влияния парасимпатического отдела ВНС 9,32 16,21 5,24

Напряжение систем регуляции за счет рассогласования влияний симпатического и парасимпатического отделов ВНС 28,82 36,61 40,05

Высокое напряжение систем регуляции за счет значительного рассогласования влияний симпатического и парасимпатического отделов ВНС 12,72 - -

Очень высокое напряжение систем регуляции за счет одновременного снижения тонуса симпатического и парасимпатического отделов ВНС и централизации регуляции - 8,61 10,12

Рисунок 1

Распределение детей обследованных групп по варианту реакции сердечно-сосудистой системы на ортопробу

% 30

□ адекватная

□ увеличенная 0 снижение

III группа

с/^т>и^ііявс>^узбассе №3(34) 2008 I41

■ АДАПТАЦИОННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО РАЗЛИЧНЫМ ПРОГРАММАМ____________

Таблица 3

Распределение обследованных детей по вегетативному обеспечению деятельности (ВОД) (М ± m), в %

ВОД I группа II группа III группа

Достаточное 40,05 28,09 17,56

Избыточное 9,47 16,47 37,57

Сниженное 18,87 28,09 25,06

Значительно избыточное 15,66 16,45 12,53

Недостаточное 15,66 12,16 7,54

удовлетворительным течением адаптации был в I группе (50 ± 8,3 %), а напряжение систем организма в процессе адаптации к учебному процессу чаще регистрировалось у детей II группы (32 ± 8,9 %) и III группы (55,1 ± 8 %). Неудовлетворительная адаптация имела место у 28,4 ± 9,1 % первоклассников II группы и у 27,5 ± 7,1 % детей III группы.

Динамика адаптационного показателя, расчитан-ного по Баевскому, на протяжении учебного года представлена на рисунке 2. В начале учебного года средние значения адаптационного показателя во всех группах не имели достоверных различий. В период максимального педагогического стресса адаптационный показатель во всех группах достоверно увеличился по сравнению с началом учебного года. Это свидетельствует об активации симпатоадреналовой системы детского организма на начальном этапе приспособления к процессу систематического обучения.

К концу учебного года у первоклассников I и

II групп величина показателя возвращалась к исходной. У школьников III группы величина адаптационного показателя была несколько выше по сравнению с началом года.

Распределение школьников по величине адаптационного показателя выявила значительное число де-

тей с неудовлетворительной адаптацией среди первоклассников, занимающихся по программам развивающего обучения. При этом наибольшее число первоклассников испытывали напряжение механизмов адаптации в период максимального стресса. К концу учебного года большинство первоклассников из числа всех обследованных адаптировались удовлетворительно. С неудовлетворительной адаптацией остались 14,2 % школьников, обучающихся по развивающим программам.

Таким образом, использование компьютерного программно-технического комплекса «ОРТО^а1ео» позволило выявить детей с неблагоприятным течением адаптационного периода в процессе обучения в школе, а также определить группы риска по развитию патологических нарушений со стороны сердечно-сосудистой и вегетативной нервной систем.

Дети, обучающиеся по программе Д.Б. Элькони-на и В.В. Давыдова, чаще имеют риск срыва адаптации в процессе обучения, о чем свидетельствуют выявленное у них напряженное функционирование отделов вегетативной нервной системы, сниженная реакция сердечно-сосудистой системы на ортопробу, больший удельный вес дезадаптивных вариантов КОП и высокий процент детей, имеющих напряжение систем организма, свидетельствующее о снижении функциональных возможностей ребенка. Дети, обучающиеся по традиционной программе и по программе Л.В. Занкова, достоверно не различались по своим функциональным возможностям, о чем свидетельствовала степень напряжения регуляторных систем.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Адаптация учащихся к учебной и физической нагрузкам /под ред.

А.Г. Хрипковой, М.В. Антроповой. - М.: «Педагогика», 198 2. - 236 с.

Рисунок 2

Динамика адаптационного показателя в течение учебного года у обследованных детей

традиционная О Л.В. Занкова Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова

2. Баевский, Р.М. Оценка адаптационных возможностей организма и риск развития заболеваний /Р.М. Баевский, А.П. Берсенева. -М.: Медицина, 1997. - 235 с.

3. Характеристика адаптационных возможностей первоклассников /Грицинская В.Л., Галактионова М.Ю., Гордиец А.В. и др. //Сибирский медицинский журнал. - 2003. - № 3. - С. 99-101.

4. Жданова, Л.А. Обоснование программы профилактической помощи детям в переломные периоды обучения /Жданова Л.А., Русо-ва Т.В., Лисина Л.Ю. //Школа здоровья. - 2000. - № 2. - С. 95-97.

5. Поборский, А.Н. Адаптация первоклассников-семилеток по ряду функциональных показателей к обучению в школе по новым учебным программам /Поборский А.Н., Кожевникова В.С. //Физиология человека. - 1997. - Т. 23, № 6. - С. 45-48.

6. Теддер, Ю.Р. Состояние здоровья и успешность адаптации детей к обучению в школе /Теддер Ю.Р., Копосова Т.С. //Современные

проблемы и перспективы развития региональной системы комплексной помощи ребенку: Сб. матер. междунар. конфер. - Архангельск, 2000. - С. 44-47.

7. Муготлеев, М.А. Особенности сердечного ритма детей, обучающихся с 6 лет /Муготлеев М.А., Псеунок А.А. //Валеология. - 2001. -№ 2. - С. 35-40.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Русова, Т.В. Техника дифференцированного наблюдения и оздоровления школьников в зависимости от особенностей их физического и интеллектуального развития /Русова Т.В., Жданова Л.А., Петрушкина А.И. //Школа здоровья. - 2000. - № 2. -С. 108-110.

9. Кравцов, Ю.И. Клинические и нейропсихологические проявления

дезадаптации у детей с отягощенным перинатальным анамнезом /Кравцов Ю.И., Корюкина И.П., Калашникова Т.П. //Российский педиатрический журнал. - 2001. - № 4. - С. 14-17.

В ПЕРВОМ ПОЛУГОДИИ 2008 ГОДА В РОССИИ СУЩЕСТВЕННО ВЫРОСЛА РОЖДАЕМОСТЬ Кроме того, увеличилось число россиян, решившихся на рождение второго и последующих детей, сообщила глава Минздравсоцразвития Татьяна Голикова на заседании президиума правительства.

По данным министра, за первые шесть месяцев 2008 года в России зарегистрировано 754 тысяч рождений детей, относящихся к программе родовых сертификатов. Это на 10,2 процента больше, чем за аналогичный период прошлого года, отметила Голикова. В общей сложности, по предварительным данным, в этот период появились на свет около 801 тысяч детей, что на 7,8 процентов больше, чем в 2007 году.

По словам Голиковой, число вторых и последующих рождений в стране составило 44,2 % в общей статистике этого года (39,1 % в прошлом году), при этом наиболее часто такие роды регистрировались в Сибирском и Дальневосточном округах.

Голикова сообщила, что важную роль в увеличении рождаемости в России сыграло осуществление программы родовых сертификатов; программа также позволила повысить среднюю зарплату медработников - с 8,9 тысяч рублей до 11,2 тысяч рублей.

Источник: Medportal.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.