М.Ю. Галактионова, И.Н. Чистякова
Красноярский государственный медицинский университет им. профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого,
г. Красноярск
АДАПТАЦИОННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО РАЗЛИЧНЫМ ПРОГРАММАМ
С целью изучения функциональных возможностей вегетативной нервной и сердечно-сосудистой систем у детей в период адаптации к школе было обследовано 890 первоклассников (420 мальчика и 470 девочек), обучающихся по различным школьным программам.
Выявлено напряжение регуляторных систем, ограничение функциональных резервов сердечно-сосудистой системы, а также преобладание симпатикотонического типа регуляции вегетативной нервной системы у детей, обучающихся по развивающей программе Д.В. Эльконина и В.В. Давыдова.
Ключевые слова: адаптация, функциональные возможности, младшие школьники.
M.Yu. Galaktionova, I.N. Chistyakova
THE ADAPTIVE ABILITIES OF THE FIRST-FORM CHILDREN, TRAINING ON VARIOUS SCHOOL PROGRAMS
To study functional abilities of vegetative nervous system and cardio-vascular system of the children during the adaptation period, 890 first-form children (420 boys and 470 girls) training on various school program were examined.
Regulatory systems tension, the limitation of the functional reserves of cardio-vascular system and prevalence of sympathetic-tonic type of vegetative nervous system regulation was found out in children training on the developing program D.B. Elkonin and V.V. Davidov.
Key words: adaptation, functional abilities, younger schoolboys.
Одной из наиболее перспективных идей, объясняющих катастрофическое ухудшение состояния здоровья детей, является изучение адаптационных резервов функциональных систем растущего организма в процессе приспособления ребенка к микросоциальной среде детских общеобразовательных учреждений [1, 2].
Среди факторов, влияющих на здоровье детей, особое место отводится школьному обучению. Современное традиционное школьное обучение характеризуется рядом негативных тенденций: снижением активности школьников в учебной деятельности, замедлением их физического и психического развития, ростом числа острых и хронических заболеваний у детей [3, 4, 5, 6]. Около 25-30 % детей, при-
Корреспонденцию адресовать:
Галактионова Марина Юрьевна, проф., д.м.н., зав. каф. пропедевтики детских болезней Красноярского государственного медицинского университета [email protected]
ходящих в первый класс, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья; среди выпускников школ доля здоровых подростков составляет не более 10 %
[7, 8].
Одним из показателей здоровья детей является способность быстрого приспособления организма к меняющимся социально-психологическим условиям. Недоучет неблагоприятных адаптивных сдвигов в связи с началом обучения в школе приводит к раннему формированию дезадаптационного синдрома [9].
МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ
С целью оценки адаптации детей к систематическому обучению в школе было проведено обследование 890 детей (420 мальчика и 407 девочек) в возрасте от 7 до 8 лет, проживающих в Советском районе г. Красноярска. Первую (I) группу исследования составили 320 первоклассников, обучающихся по традиционной программе, вторую (II) — 280 детей, обучающихся по развивающей программе Л.В. Занкова — программа построена на принципах интенсификации
■ АДАПТАЦИОННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО РАЗЛИЧНЫМ ПРОГРАММАМ____________
обучения, предъявляет требования к уровню и структуре развития интеллекта, опирается на практическое рассуждение и максимально приспособлена к курсу естественных наук и математике в рамках общеобразовательной школы.
В третью группу (III) вошли 290 школьников, обучающихся по развивающей программе Д.Б. Эль-конина и В.В. Давыдова. Данная программа требует развитого абстрактного мышления, способствует развитию формально-логического мышления, облегчает подход к алгебре, высшей математике, физике.
Все программы рассчитаны на четырехлетнее обучение с одинаково организованным школьным процессом (дети обучались в первую смену, продолжительность уроков и перемен, число учебных дней в неделю).
Оценка функционального состояния организма по параметрам структуры сердечного ритма и вегетативным показателям проводилась при помощи программного компьютерного комплекса «ORTO Valeo» (НПП «Живые системы», г. Кемерово, 2001).
Для оценки адаптационных компенсаторно-приспособительных механизмов, лежащих в основе поддержания оптимального функционального состояния системы кровообращения, определяли величину адаптационного потенциала Р.М. Баевского (выраженного в баллах).
Все определяемые параметры регистрировались трижды: в начале учебного года (конец сентября), в период максимального стресса (конец ноября) и в конце учебного года (конец апреля).
Статистический анализ полученных результатов проведен с помощью пакета прикладных программ «Statistica 6,0». Для всех данных определялись среднее математическое значение (M), среднее квадратическое отклонение (s), ошибка средней арифметической (m). Проверку гипотезы о статистической достоверности проводили с помощью Т-критерия Стьюдента.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ
Для обследования детей выбирали дни без эмоциональных (контрольные, самостоятельные работы) и физических нагрузок. Запись ритмограммы осуществлялась в первой половине дня, в спокойной обстановке и при отсутствии внешних раздражающих факторов.
Анализ полученных данных кардиоритмограмм показал достоверные различия в показателях средних величин моды и амплитуды моды у детей, занимающихся по развивающим программам (II и III груп-
пы) в сравнении с показателями детей I группы (табл. 1). Максимальные значения этих показателей имели дети III группы, занимающиеся по программе Эльконина-Давыдова. Значительные изменения амплитуды моды при физической нагрузке происходили также у детей данной группы. Это свидетельствует о преобладании влияния симпатического отдела регуляции.
Достоверно большие значения вариационного размаха (х) встречались у детей I группы, занимающихся по традиционной программе, что отражает высокий уровень активности парасимпатического звена вегетативной нервной системы. Изменения вариационного размаха при физической нагрузке наблюдалось в большей степени у детей I группы и у школьников II группы.
В течение учебного года наибольшие изменения вегетативных показателей в сторону преобладания симпатических влияний имели дети, занимающиеся по развивающим программам, что свидетельствует
о напряжении адаптационно-компенсаторных возможностей.
Что касается изменения основных параметров вегетативного гомеостаза, то нами были получены следующие результаты. Исходный вегетативный тонус (ИВТ) у детей, обучающихся по программе Л.В. Зан-кова, характеризовался достоверным преобладанием эйтонии по сравнению с группами детей, обучающихся по другим программам (48,5 %). Достоверное преобладание симпатикотонии наблюдалось у учащихся программы Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова по сравнению с детьми других групп (65,7 %). В период максимального стресса во всех группах несколько увеличилось количество детей с симпатикотони-ческим ИВТ, что свидетельствовало о напряженном функционировании отделов ВНС.
Среди обследованных групп нам не встретились дети, имеющие напряжение систем регуляции за счет значительно увеличенного или чрезмерного влияния симпатического или парасимпатического отделов ВНС; а также за счет значительного одновременного снижения тонуса симпатического и парасимпатического отделов ВНС и централизации регуляции. Не было выявлено детей с резким напряжением систем регуляции за счет значительного одновременного снижения активности всех компонент системы регуляции сердечного ритма.
Наибольший процент детей с нормальным состоянием систем регуляции был в классах с традиционной программой (16,7 %) и с программой обучения Л.В. Занкова (24,1 %). Напряжение систем регуля-
Таблица1
Сравнительная характеристика вегетативных показателей сердечного ритма обследованных детей ^ ± m)
Х(вариационный размах), сек. ИН (индекс напряжения), у.е.
А Моды, % Группы Мода, сек.
Покой Ортостаз Покой Ортостаз Покой Ортостаз Покой Ортостаз
I 40,5 ± 1,7 48,56 ± 2,0 0,67 ± 0,02 0,57 ± 0,01 0,30 ± 0,03 0,19 ± 0,01 227,4 ± 45,9 447,6 ± 80,3
II 44,8 ± 2,47 56,3 ± 2,7 0,67 ± 0,02 0,67 ± 0,02 0,27 ± 0,026 0,19 ± 0,01 169,0 ± 4,8 312,0 ± 61,4
III 46,3 ± 2,85 60,4 ± 2,6 0,64 ± 0,02 0,5 ± 0,01 0,21 ± 0,02 0,1 ± 0,01 307,0 ± 79,6 543,0 ± 79,0
ции за счет рассогласования влияний симпатического и парасимпатического отделов ВНС выявлено у 28,8 % первоклассников I группы, 36,6 % детей IIй группы и 40,5 % детей III группы. Регуляция с увеличенным влиянием симпатического отдела ВНС регистрировалась у 25 %, 12,7 % и 30,5 % школьников, соответственно (табл. 2.)
Распределение первоклассников по типу реакции сердечно-сосудистой системы на ортопробу показало, что наибольшее число детей с нормальным переходным процессом и адекватной реакцией было в
I группе (53,5 %). Среди учащихся по программе Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова оказалось больше детей со сниженной реакцией (52,7 %) (рис. 1).
Результаты оценки вегетативного обеспечения организма при ортостатической пробе показали, что наибольший процент детей с достаточным вегетативным обеспечением организма оказался среди учащихся
по традиционной программе. Частота встречаемости дезадаптивных вариантов на ортопробу, характеризующих недостаточное вегетативное обеспечение, оказалась несколько выше во II и III группах (табл. 3).
В конце учебного года оптимальная вегетативная регуляция (равновесное состояние вегетативной нервной системы, нормальная вегетативная реактивность и достаточное вегетативное обеспечение деятельности) чаще наблюдалась среди учащихся по традиционной программе (59,8 %). Наибольшие проявления вегетативной дисфункции зарегистрированы у учащихся по развивающим программам, особенно по программе Эльконина-Давыдова (62,5 %).
Программа «Орто^а1ео» также предусматривает оценку течения адаптации детей к процессу систематического обучения в школе, при этом в полной мере дает представление о функциональном состоянии организма. Так, наибольший процент детей с
Таблица 2
Распределение обследованных детей по степени напряжения регуляторных систем (Р ± m), в %
Степень напряжения регуляторных систем I группа II группа III группа
Нормальное состояние систем регуляции 16,65 24,14 5,24
Регуляция с увеличенным влиянием парасимпатического отдела ВНС 9,32 4,62 10,12
Регуляция с увеличенным влиянием симпатического отдела ВНС 25,04 12,72 30,52
Напряжение систем регуляции за счет значительно увеличенного влияния парасимпатического отдела ВНС 9,32 16,21 5,24
Напряжение систем регуляции за счет рассогласования влияний симпатического и парасимпатического отделов ВНС 28,82 36,61 40,05
Высокое напряжение систем регуляции за счет значительного рассогласования влияний симпатического и парасимпатического отделов ВНС 12,72 - -
Очень высокое напряжение систем регуляции за счет одновременного снижения тонуса симпатического и парасимпатического отделов ВНС и централизации регуляции - 8,61 10,12
Рисунок 1
Распределение детей обследованных групп по варианту реакции сердечно-сосудистой системы на ортопробу
% 30
□ адекватная
□ увеличенная 0 снижение
III группа
с/^т>и^ііявс>^узбассе №3(34) 2008 I41
■ АДАПТАЦИОННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО РАЗЛИЧНЫМ ПРОГРАММАМ____________
Таблица 3
Распределение обследованных детей по вегетативному обеспечению деятельности (ВОД) (М ± m), в %
ВОД I группа II группа III группа
Достаточное 40,05 28,09 17,56
Избыточное 9,47 16,47 37,57
Сниженное 18,87 28,09 25,06
Значительно избыточное 15,66 16,45 12,53
Недостаточное 15,66 12,16 7,54
удовлетворительным течением адаптации был в I группе (50 ± 8,3 %), а напряжение систем организма в процессе адаптации к учебному процессу чаще регистрировалось у детей II группы (32 ± 8,9 %) и III группы (55,1 ± 8 %). Неудовлетворительная адаптация имела место у 28,4 ± 9,1 % первоклассников II группы и у 27,5 ± 7,1 % детей III группы.
Динамика адаптационного показателя, расчитан-ного по Баевскому, на протяжении учебного года представлена на рисунке 2. В начале учебного года средние значения адаптационного показателя во всех группах не имели достоверных различий. В период максимального педагогического стресса адаптационный показатель во всех группах достоверно увеличился по сравнению с началом учебного года. Это свидетельствует об активации симпатоадреналовой системы детского организма на начальном этапе приспособления к процессу систематического обучения.
К концу учебного года у первоклассников I и
II групп величина показателя возвращалась к исходной. У школьников III группы величина адаптационного показателя была несколько выше по сравнению с началом года.
Распределение школьников по величине адаптационного показателя выявила значительное число де-
тей с неудовлетворительной адаптацией среди первоклассников, занимающихся по программам развивающего обучения. При этом наибольшее число первоклассников испытывали напряжение механизмов адаптации в период максимального стресса. К концу учебного года большинство первоклассников из числа всех обследованных адаптировались удовлетворительно. С неудовлетворительной адаптацией остались 14,2 % школьников, обучающихся по развивающим программам.
Таким образом, использование компьютерного программно-технического комплекса «ОРТО^а1ео» позволило выявить детей с неблагоприятным течением адаптационного периода в процессе обучения в школе, а также определить группы риска по развитию патологических нарушений со стороны сердечно-сосудистой и вегетативной нервной систем.
Дети, обучающиеся по программе Д.Б. Элькони-на и В.В. Давыдова, чаще имеют риск срыва адаптации в процессе обучения, о чем свидетельствуют выявленное у них напряженное функционирование отделов вегетативной нервной системы, сниженная реакция сердечно-сосудистой системы на ортопробу, больший удельный вес дезадаптивных вариантов КОП и высокий процент детей, имеющих напряжение систем организма, свидетельствующее о снижении функциональных возможностей ребенка. Дети, обучающиеся по традиционной программе и по программе Л.В. Занкова, достоверно не различались по своим функциональным возможностям, о чем свидетельствовала степень напряжения регуляторных систем.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Адаптация учащихся к учебной и физической нагрузкам /под ред.
А.Г. Хрипковой, М.В. Антроповой. - М.: «Педагогика», 198 2. - 236 с.
Рисунок 2
Динамика адаптационного показателя в течение учебного года у обследованных детей
традиционная О Л.В. Занкова Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова
2. Баевский, Р.М. Оценка адаптационных возможностей организма и риск развития заболеваний /Р.М. Баевский, А.П. Берсенева. -М.: Медицина, 1997. - 235 с.
3. Характеристика адаптационных возможностей первоклассников /Грицинская В.Л., Галактионова М.Ю., Гордиец А.В. и др. //Сибирский медицинский журнал. - 2003. - № 3. - С. 99-101.
4. Жданова, Л.А. Обоснование программы профилактической помощи детям в переломные периоды обучения /Жданова Л.А., Русо-ва Т.В., Лисина Л.Ю. //Школа здоровья. - 2000. - № 2. - С. 95-97.
5. Поборский, А.Н. Адаптация первоклассников-семилеток по ряду функциональных показателей к обучению в школе по новым учебным программам /Поборский А.Н., Кожевникова В.С. //Физиология человека. - 1997. - Т. 23, № 6. - С. 45-48.
6. Теддер, Ю.Р. Состояние здоровья и успешность адаптации детей к обучению в школе /Теддер Ю.Р., Копосова Т.С. //Современные
проблемы и перспективы развития региональной системы комплексной помощи ребенку: Сб. матер. междунар. конфер. - Архангельск, 2000. - С. 44-47.
7. Муготлеев, М.А. Особенности сердечного ритма детей, обучающихся с 6 лет /Муготлеев М.А., Псеунок А.А. //Валеология. - 2001. -№ 2. - С. 35-40.
8. Русова, Т.В. Техника дифференцированного наблюдения и оздоровления школьников в зависимости от особенностей их физического и интеллектуального развития /Русова Т.В., Жданова Л.А., Петрушкина А.И. //Школа здоровья. - 2000. - № 2. -С. 108-110.
9. Кравцов, Ю.И. Клинические и нейропсихологические проявления
дезадаптации у детей с отягощенным перинатальным анамнезом /Кравцов Ю.И., Корюкина И.П., Калашникова Т.П. //Российский педиатрический журнал. - 2001. - № 4. - С. 14-17.
В ПЕРВОМ ПОЛУГОДИИ 2008 ГОДА В РОССИИ СУЩЕСТВЕННО ВЫРОСЛА РОЖДАЕМОСТЬ Кроме того, увеличилось число россиян, решившихся на рождение второго и последующих детей, сообщила глава Минздравсоцразвития Татьяна Голикова на заседании президиума правительства.
По данным министра, за первые шесть месяцев 2008 года в России зарегистрировано 754 тысяч рождений детей, относящихся к программе родовых сертификатов. Это на 10,2 процента больше, чем за аналогичный период прошлого года, отметила Голикова. В общей сложности, по предварительным данным, в этот период появились на свет около 801 тысяч детей, что на 7,8 процентов больше, чем в 2007 году.
По словам Голиковой, число вторых и последующих рождений в стране составило 44,2 % в общей статистике этого года (39,1 % в прошлом году), при этом наиболее часто такие роды регистрировались в Сибирском и Дальневосточном округах.
Голикова сообщила, что важную роль в увеличении рождаемости в России сыграло осуществление программы родовых сертификатов; программа также позволила повысить среднюю зарплату медработников - с 8,9 тысяч рублей до 11,2 тысяч рублей.
Источник: Medportal.ru