Научная статья на тему 'Особенности формирования биологической и социально-психологической адаптации у современных гимназистов при различных программах обучения'

Особенности формирования биологической и социально-психологической адаптации у современных гимназистов при различных программах обучения Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY-ND
61
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Лозинский А. С., Сетко Н. П., Булычева Е. В.

В статье описаны особенности формирования биологической и социальнопсихологической адаптации у современных гимназистов при обучении по программе Л.В. Занкова (1 группа) и М. Монтессори (2 группа). Показано, что к концу обучения в начальной школе у детей обеих групп отмечалось улучшение адаптационных процессов, однако при переходе к предметному обучению количество гимназистов с удовлетворительной биологической и нормальной социально-психологической адаптацией снизилось. Тем не менее, на всех этапах обучения более благоприятная тенденция процессов адаптации отмечалась среди гимназистов, обучающихся по программе Л.В. Занкова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Лозинский А. С., Сетко Н. П., Булычева Е. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF FORMATION BIOLOGICAL AND SOCIAL ADAPTATIONS-PSYCHOLOGICAL AT MODERN GRAMMAR-SCHOOL BOYS AT VARIOUS PROGRAMS OF TRAINING

In article features of formation of biological and socially-psychological adaptation at modern grammar-school boys are described at training under L.V.Zankova's program (1 group) and M.Montessori (2 group). It is shown that by the training end in an elementary school at children of both groups improvement of adaptable processes was marked, however at transition to subject training the quantity of grammar-school boys with satisfactory biological and normal socially-psychological adaptation has decreased. Nevertheless, at all grade levels more favorable tendency of processes of adaptation was marked among the grammar-school boys trained under the program of L.V. Zankova.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования биологической и социально-психологической адаптации у современных гимназистов при различных программах обучения»

14

ЗНиСО ИЮЛЬ №7 (200)

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ БИОЛОГИЧЕСКОЙ И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ У СОВРЕМЕННЫХ ГИМНАЗИСТОВ ПРИ РАЗЛИЧНЫХ ПРОГРАММАХ ОБУЧЕНИЯ

А.С. Лозинский, Н.П. Сетко, Е.В. Булычева

FEATURES OF FORMATION BIOLOGICAL AND SOCIAL ADAPTATIONS-PSYCHOLOGICAL AT MODERN GRAMMAR-SCHOOL BOYS AT VARIOUS PROGRAMS OF TRAINING

A. S. Lozinsky, N. P. Setko, E. V. Bulycheva

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Оренбургская государственная медицинская академия Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию РФ»

В статье описаны особенности формирования биологической и социально-психологической адаптации у современных гимназистов при обучении по программе Л.В. Занкова (1 группа) и М. Монтессори (2 группа). Показано, что к концу обучения в начальной школе у детей обеих групп отмечалось улучшение адаптационных процессов, однако при переходе к предметному обучению количество гимназистов с удовлетворительной биологической и нормальной социально-психологической адаптацией снизилось. Тем не менее, на всех этапах обучения более благоприятная тенденция процессов адаптации отмечалась среди гимназистов, обучающихся по программе Л.В. Занкова.

In article features of formation of biological and socially-psychological adaptation at modern grammar-school boys are described at training under L.V.Zankova's program (1 group) and M.Montessori (2 group). It is shown that by the training end in an elementary school at children of both groups improvement of adaptable processes was marked, however at transition to subject training the quantity of grammar-school boys with satisfactory biological and normal socially-psychological adaptation has decreased. Nevertheless, at all grade levels more favorable tendency of processes of adaptation was marked among the grammar-school boys trained under the program of L.V. Zankova.

Гимназия как тип среднего учебного заведения является важнейшим элементом современной системы образования [1]. Для повышения уровня теоретических знаний и всестороннего развития учащихся увеличивается «физиологическая стоимость» обучения. Наиболее информативным показателем, раскрывающим механизмы взаимодействия растущего организма с факторами жизнедеятельности, является адаптация, которая может носить

самый различный характер и затрагивать все стороны организации и жизнедеятельности человека.

В связи с этим нами проведена оценка адаптации 600 гимназистов 1—6 классов, обучающихся по программе Л.В. Занкова (1 группа) и М. Монтессори (2 группа). Биологическая адаптация определялась методом вариационной [2], социально-психологическая адаптация оценивалась методом А.А. Баранова,

июль №7 (208)

15

В.Р. Кучмы, Л.М. Сухаревой (2005) по специально разработанным анкетам для учителей, родителей и гимназистов [3].

В результате проведенных исследований установлено, что у гимназистов первой группы определена более благоприятная динамика течения биологической адаптации, чем у гимназистов второй группы, о чем свидетельствует снижение к концу обучения в начальной школе активности симпатического отдела вегетативной нервной системы, что подтверждается увеличением моды в 1,2 раза, ДХ в 1,2 раза и SDNN в 1,4 раза, тогда как у гимназистов второй группы определено усиление симпатического влияния, что выражалось в увеличении АМ0 в 1,5 раза при снижении показателей парасимпатической активности: ДХ в 1,2 раза, SDNN в 1,4 раза и RMSSD в 1,6 раза. К концу обучения в начальной школе в 4 классах у гимназистов первой группы индекс напряжения составил (112,9 ± 18,8) усл. ед., а у гимназистов второй группы этот показатель был в 1,7 раза выше и составлял (188,0 ± 18,2) усл. ед.

При переходе к предметному обучению у пятиклассников обеих исследуемых групп наблюдалось напряжение процессов адаптации, которое было более выраженным у гимназистов второй группы, о чем свидетельствует увеличение амплитуды моды (АМ0) в 1,3 раза и индекса напряжения в 2 раза по сравнению с данными гимназистов первой группы.

Длительная высокая симпатическая активность в регуляции функциональных систем организма ведёт к неэкономичной их работе и истощению функциональных резервов. Поэтому во второй группе к концу обучения в начальной школе гимназистов с достаточными функциональными резервами было на 19,2 % меньше, а со значительно и резко сниженными соответственно на 10,0 и 11,3 % больше, чем среди гимназистов первой группы (рис. 1). Как и в начальной школе в среднем звене обучения гимназистов с достаточными функциональными резервами на 21,6 % больше наблюдалось в гимназии системы Л.В. Занкова.

35% 30% 25% 20% 15% 10% 5% 0%

ш

Рис.1. Распределение гимназистов исследуемых групп, в зависимости от уровня функциональных резервов, %

Примечание: I — достаточный уровень; II — значительное снижение; III — резкое снижение функциональных резервов.

5

2

класс

6

класс

16

ЗНиСО июль №7 (200)

Сниженные резервные возможности организма гимназистов, занимавшихся по программе М. Монтессори, по сравнению с гимназистами, обучающимися по системе Л.В. Занкова, привели к нарушению биологической адаптации и повысили риск возможности её срыва. К концу обучения в начальной школе среди гимназистов первой группы на 18,8 % было больше четвероклассников с удовлетворительной адаптацией, тогда как с неудовлетворительной и срывом адаптации наблюдалось соответственно на 10,0 и 11,3 % больше среди гимназистов второй группы (рис. 2).

При переходе к предметному обучению низкий уровень функциональных резервов и адаптационных возможностей гимназистов второй группы не позволил успешно адаптироваться к новым условиям предметного обучения. Кроме того, начинающаяся в этот период резкая активация генома и перестройка дифференцировочных процессов, приводящая к разбалансировке большинства функций и снижению их эффективности, на фоне низких функциональных резервов только усугубила негативную тенденцию адаптации гимназистов. Так, в течение обучения в среднем звене во второй группе на 9 % уменьшился удельный вес гимназистов с удовлетворительной адаптацией, а с неудовлетвори-

тельной и срывом адаптации, напротив, увеличился соответственно на 8,9 и 8,6 %.

Адаптация гимназистов к условиям обучения не ограничивается её биологическим аспектом, наряду с которым социальные аспекты также играют немаловажную роль для устойчивого и комфортного существования учащихся в конкретных условиях среды обитания (Баранова А.А., Кучмы В.Р., Сухаревой Л.М., 2006). К концу обучения в начальной школе среди гимназистов первой группы на 7,9% было больше гимназистов с нормальной социально-психологической адаптацией, чем среди гимназистов второй группы. При переходе к предметному обучению число таких учащихся по-прежнему больше наблюдалось на 8,7% среди пятиклассников и 12,8% среди шестиклассников первой группы (рис. 3).

Структура социально-психологической адаптации в обеих исследуемых группах была идентичной и имела специфичность в зависимости от возраста гимназистов (рис. 4).

Среди детей первых классов наиболее распространённой дизадаптацией являлись нарушения в поведенческой (36,8 % в первой группе и 39,2 % во второй группе) и коммуникативной (35,2 % в первой группе и 40,8 % во второй группе) сферах. Вероятно, данный научный факт объясняется тем, что поступление в школу сопряжено с началом формирования

0%

20%

40%

60%

80%

100%

■ удовлетворительная П неудовлетворительная

□ напряжение механизмов адаптации П срыв

Рис.2. Распределение гимназистов исследуемых групп, в зависимости от уровня адаптированности их организма на различных этапах обучения, %

июль №7 (208)

17

□ 1 группа □ 2 группа

Рис. 3. Распределение гимназистов с нормальной социально-психологической адаптацией в зависимости от этапа обучения, %

Л и 1 Л и )

чО о о 2 группа 45,7 48.2

1 группа 458 38.9

X | ' ' 1

о о 2 группа -^- - 46.5

< 1 группа 41.3 40.3

X 1 1

2 группа 53.7

о л < 1 1 1 1

1 группа 48.5 29.0

X

о о 2 группа 39.2

< 1 группа Г 36.8

X '— / —7—

0% 20% 40% 60% 80% 100%

□ дизадаптация в учебной сфере В дизадаптация в коммуникативной сфере

□ дизадаптация в поведенческой сфере

Рис.4. Структура социально-психологической дизадаптации гимназистов исследуемых групп, %

10

ЗНиСО июль №7 (200)

новых коммуникативных связей внутри класса, что может сопровождаться некоторыми трудностями на начальном этапе, поскольку дети, поступая в школу, имеют определённую модель поведения, которая у различных детей может отличаться и приводить к противоречиям внутри группы. Однако воспитательные моменты начального образования в некоторой степени унифицируют стиль поведения учеников, прививают определённые понятия поведения в коллективе, силами педагогов создаются предпосылки для сближения отдельных единиц, т. е. учеников, в сплоченный коллектив. Поэтому, уже начиная со второго класса и на протяжении остальных лет обучения в начальной школе, распространенность дизадаптации в коммуникативной сфере снизилась на 14,6 % в первой группе, на 18,3 % во второй группе, в поведенческой сфере соответственно на 7,8 и 13,5 %. В то же время наблюдался рост числа детей с дизадаптацией в учебной деятельности среди гимназистов первой группы на 26,1 %, среди гимназистов второй группы на 28,1 %. Причём максимальное число детей с этим видом дизадаптации наблюдалось к концу обучения в начальной школе, что, вероятно, объясняется тем, что четвертый класс является финальным этапом начального образования, где особенно возрас-

тает учебная нагрузка в связи с усиленной подготовкой к переводным экзаменам.

Таким образом, к концу обучения в начальной школе у детей обеих групп отмечалось улучшение адаптационных процессов, однако при переходе к предметному обучению количество гимназистов с удовлетворительной биологической и нормальной социально-психологической адаптацией снизилось. Тем не менее, на всех этапах обучения более благоприятная тенденция процессов адаптации отмечалась среди гимназистов 1 группы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Стрельцов, А. А. Гимназическое образование: настоящее и прошлое /А.А. Стрельцов //Педагогика. № 7.2007.С. 68—77.

2. Игишева, Л.Н. Комплекс ОЯТО-ЕХРЕЯТ как компонент здоровьесберегающих технологий в образовательных учреждениях: Методическое руководство / Л.Н. Игишева, А.Р. Галлеев. Кемерово.: НПП «Живые системы», 2003. 36 с.

3. Баранов, А.А.Оценканервно-психического здоровья и психофизиологического статуса детей и подростков при профилактических медицинских осмотрах: Пособие для врачей / А.А. Баранов, В.Р. Кучма, Л.М. Сухарева и др. М.: Москва, 2005. 137 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.