Научная статья на тему 'Результаты донозологической диагностики состояния здоровья учащихся современного образовательного учреждения'

Результаты донозологической диагностики состояния здоровья учащихся современного образовательного учреждения Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY-ND
207
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ / STUDENTS'' HEALTH / АЛИМЕНТАРНЫЙ СТАТУС / ALIMENTARY STATUS / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ / HEALTH SAVING TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Сетко Андрей Геннадьевич, Тришина С.П., Терехова Е.А., Мокеева М.М.

Установлено, что выявленные с помощью методов донозологической диагностики отклонения функционального состояния сердечно-сосудистой, центральной нервной, дыхательной и костно-мышечной систем, а также физического развития и витаминной обеспеченности организма свидетельствуют о нарушениях в алиментарном статусе учащихся и требуют разработки комплекса мероприятий, направленных на оптимизацию питания, совершенствование организации учебно-воспитательного процесса и своевременной коррекции выявленных преморбидных состояний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Сетко Андрей Геннадьевич, Тришина С.П., Терехова Е.А., Мокеева М.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Results of prenosological diagnostics of the state of health of students studying at modern educational institutions

Deviations in functioning of cardiovascular, central nervous, respiratory and musculoskeletal systems, as well as in physical development and vitamin provision, were revealed using methods of prenosological diagnostics. These data show that students' nutritional state is disordered. Development of measures including nutrition optimization, education process improvement, and early correction of detected premorbid conditions, is required.

Текст научной работы на тему «Результаты донозологической диагностики состояния здоровья учащихся современного образовательного учреждения»

26

ЗНиСО ИЮНЬ №С (267)

УДК613.955-07

РЕЗУЛЬТАТЫ ДОНОЗОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

А.Г. Сетко, С.П. Тришина, Е.А. Терехова, М.М. Мокеева

ГБОУ ВПО «Оренбургский государственный медицинский университет» Минздрава России, г. Оренбург, Россия

Установлено, что выявленные с помощью методов донозологической диагностики отклонения функционального состояния сердечно-сосудистой, центральной нервной, дыхательной и костно-мышечной систем, а также физического развития и витаминной обеспеченности организма свидетельствуют о нарушениях в алиментарном статусе учащихся и требуют разработки комплекса мероприятий, направленных на оптимизацию питания, совершенствование организации учебно-воспитательного процесса и своевременной коррекции выявленных преморбидных состояний. Ключевые слова: состояние здоровья учащихся; алиментарный статус; здоровье-сберегающие технологии.

A.G. Setko, S.P. Trishina, Ye^. Terekhova, M.M. Mokeyeva □ RESULTS OF PRENOSOLOGICAL DIAGNOSTICS OF THE STATE OF HEALTH OF STUDENTS STUDYING AT MODERN EDUCATIONAL INSTITUTIONS □

SBEI HPE «Orenburg State Medical University» of the Ministry of Healthcare of Russia, Orenburg, Russia.

Deviations in functioning of cardiovascular, central nervous, respiratory and musculoskeletal systems, as well as in physical development and vitamin provision, were revealed using methods of prenosological diagnostics. These data show that students' nutritional state is disordered. Development of measures including nutrition optimization, education process improvement, and early correction of detected premorbid conditions, is required. Key words: students' health; alimentary status; health saving technologies.

g

S

Приоритетной задачей, призванной обеспечить достижение ключевых целей государственной политики в области здравоохранения, заложенных в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, является развитие системы охраны здоровья материи и ребенка на всех этапах оказания медицинской помощи, включая совершенствование проведения профилактических мероприятий в части охраны здоровья детей и подростков [2, 6]. Подобная постановка задачи обусловлена тем, что на фоне социально-экономических преобразований и эколого-гигиенического неблагополучия среды обитания в большинстве регионов страны, в том числе в Оренбургской области, сложилось и имеет устойчивую тенденцию ухудшение состояния здоровья детей и подростков [4, 7].

По данным Минздрава Российской Федерации, общая заболеваемость детей в возрасте 0-14 лет увеличилась с 36837,4 на 100 тысяч детей в 2005 году до 42549,7 на 100 тысяч детей в 2012 году [3].

Здоровье детской популяции формируется под воздействием сложного комплекса социальных, экономических, биологических и гигиенических факторов. Наибольший удельный вес приходится на образ жизни (49-53%). Вклад внешнесредовых факторов (загрязнение воздуха, почвы, воды и др.) оценивается на уровне 17-20%, уровень медицинского обслуживания -10-20%, наследственность - до 20% [1, 5, 7].

Воздействие на организм учащихся младшего звена обучения комплекса факторов разной природы, в том числе условий вну-тришкольной среды и организации учебного процесса, в большинстве случаев вызывает неспецифические реакции организма разной выраженности, в связи с чем возникает необходимость использования чувствительных критериев для мониторинга состояния здоровья детей.

Цель исследования — провести донозо-логическую диагностику состояния здоровья гимназистов младшего школьного возраста и определить приоритетные направления здоровьесберегающих технологий в общеоб-

ИЮНЬ №6 (267)

27

разовательном учреждении инновационного типа.

^^ Материалы и методы. Объектом ис-^^ следования являлись учащиеся гимназии еэ младшего школьного возраста (7—10 лет). = Донозологическая диагностика включала ( определение физиологического статуса (функциональное состояние сердечно-сосудистой, ^^ центральной нервной, дыхательной и костно-мышечной систем), физического развития = и биохимического статуса. aïs Функциональное состояние сердечно-sE сосудистой системы (ССС) учащихся опреде-1 лялось по показателям артериального давления и данным вариационной пульсометрии с использованием автоматизированного кар-диоритмографического комплекса (Игишева Л.Н., Галеев А.Р., 2003) с определением исходного вегетативного тонуса, степени напряжения регуляторных систем, реакции сердечно-сосудистой системы на ортопробу, функциональных резервов организма.

Функциональное состояние центральной нервной системы (ЦНС) изучено с помощью вариационной хронорефлексометрии по методике М.П. Мороз (2001), реализованной в форме компьютерной программы, в основу работы которой положен статистический анализ латентных периодов простой сенсо-моторной реакции. Анализ статистических характеристик вариационных рядов временных показателей позволил рассчитать критерии, оценивающие различные стороны функционального состояния ЦНС: функциональный уровень нервной системы (ФУС), устойчивость нервной реакции (УР), уровень функциональных возможностей сформированной функциональной системы (УФВ), с определением интегрального показателя - умственной работоспособности. Полученные данные сравнивались с нормативными показателями вариационной

хронорефлексометрии для здоровых детей 7-17 лет (Мороз М.П., 2003).

Физическое развитие гимназистов оценивалось по соматометрическим (рост, масса тела, окружность грудной клетки с расчетом индекса Кетле) и физиометрическим показателям (жизненная емкость легких, мышечная сила кисти) по общепринятым стандартам Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) и единым методикам в антропометрии (Баранов А.А., Кучма В.Р., 1999) при помощи центильного метода с использованием региональных центильных таблиц (Оренбург, 1993).

Для оценки биохимического статуса определялись водорастворимые (тиамин, рибофлавин, пиридоксин, аскорбиновая кислота) и жирорастворимые витамины (ретинол, токоферол), показатели белкового и липидного обмена, уровень глюкозы и сывороточных аминотрансфераз.

Результаты исследования. Показатели функционального состояния центральной нервной системы были снижены по сравнению с нормативными величинами. Так, показатель ФУС составил 2,14±0,03 ед., УР - 0,85+0,09 ед., а УФВ - 1,72+0,09 ед., что достоверно ниже физиологических норм (р<0,01).

Более ранние изменения в деятельности центральной нервной системы проявляются в изменении ее функции, что отражается на величине критерия умственной работоспособности. Уровень умственной работоспособности, характерный для оптимального функционального состояния ЦНС, выявлен лишь у 15% учащихся. Сниженную работоспособность, формирующуюся при переутомлении или в начальных стадиях заболеваний, имели 42,6% детей (характерно преобладание в ЦНС тормозных реакций); 20,8% учащихся имели существенно сни-

и Достаточные

ы Состояние минимального напряжения О Повышенный раскол О Снижение

и Выраженное снижение □ Значительное снижение ■ Резкое снижение

Рис. Распределение учащихся в зависимости от уровня функциональных резервов организма, %

28

ЗНиСО ИЮНЬ № (267)

женный уровень работоспособности (характерно глубокое торможение в ЦНС); а 21,6% учащихся — незначительно сниженный уровень работоспособности, возникающий на начальных стадиях развития утомления, а также в случае астенизации организма при различных заболеваниях.

При оценке распределения учащихся в зависимости от уровня адаптированности организма установлено, что более половины детей имели снижение адаптационных резервов различной степени выраженности. Так, срыв адаптационных резервов выявлен у 30,6% учащихся, неудовлетворительная адаптация — у 13,9%, напряжение механизмов адаптации — у 37,5%, тогда как удовлетворительная адаптация — лишь у 18,9% школьников.

Успешность адаптации учащихся к действию факторов окружающей среды зависит от резервных возможностей органов и систем. Установлено, что достаточные функциональные возможности организма с оптимальным функционированием систем регуляции имели 4,2% учащихся; состояние минимального напряжения при оптимальном функционировании систем регуляции

- 9,7%; повышенный расход функциональных резервов организма с незначительным напряжением механизмов регуляции - 4,2%; снижение функциональных резервов организма с умеренным напряжением механизмов регуляции

- 15,3%; выраженное снижение функциональных резервов организма с незначительным напряжением механизмов регуляции - 22,2%; значительное снижение функциональных резервов организма со значительным напряжением механизмов регуляции

- 12,5%; а резкое снижение функциональных резервов организма -31,9% (рис.).

При распределении учащихся по группам физического развития в зависимости от уровня его гармоничности, выявлено, что большинство детей (84,9%) имели гармоничное физическое развитие.

Дисгармоничное физическое развитие выявлено у 15,1%.

Более половины учащихся (65,2%) имели снижение жизненной емкости легких, тогда как лишь у 34,8% детей она соответствовала нормам для данной возрастной группы. Средние показатели силы сжатия кисти правой и левой руки составили 10,31±0,35кг и 8,31+0,31 кг соответственно, что ниже физиологической нормы.

Анализ обеспеченности организма гимназистов витаминами выявил, что среднее содержание рибофлавина ниже физиологической нормы на 43,5%, пиридоксина — на 12,3%, ретинола — на 50%, токоферола — на 63,3%. Около половины гимназистов имели сниженное содержание в биосубстратах организма витаминов В1 (53%), В2 (62,1%), В6 (51,5%), С (34,9%), А (75%) и Е (64,7%).

При оценке биохимического статуса было выявлено, что средние значения показателей белкового, азотистого, углеводного, липид-ного и пигментного обменов, а также уровни аминотрансфераз находились в пределах физиологических норм (табл.).

Заключение. Таким образом, выявленные с помощью методов донозологической диагностики отклонения функционального состояния сердечно-сосудистой и центральной нервной систем, физического развития и

Таблица 1. Показатели биохимического статуса учащихся, (М ± m)

Показатели Физиологическая норма Фактическое содержание (М+т)

Показатели белкового обмена

Общий белок, г/л 62—87 79,44 + 0,6

Альбумин, г/л 37—55 49,6 + 0,4

Показатель азотистого обмена

Мочевая кислота, ммоль/л 170—410 229,67 + 5,2

Показатель углеводного обмена

Глюкоза, ммоль/л 3,33—6,1 5,42 ± 0,29

Показатель липидного обмена

Общий холестерин, ммоль/ л < 5,19 4,01 ± 0,1

ТАГ, ммоль/л 0,4—1,86 0,64 ± 0,04

ЛПВП, ммоль/л 0,9—1,9 0,91 + 0,06

ЛПНП, ммоль/л < 3,36 2,8 ± 0,1

ЛПоНП, моль/л 0,13—1,63 0,29 ± 0,02

Индекс атерогенности < 3,0 5,4 ± 0,6

Показатели уровня аминотрансфераз

Гамма-глутамилтрансфераза, ед/л 11—50 16,10 ± 0,4

Щелочная фосфатаза, ммоль/л < 576 183,5 + 4,6

Показатель пигментного обмена

Общий билирубин, мкмоль/л 5—21 11,22 ± 0,7

§

5

ИЮНЬ №6 (267)

29

g

g

витаминной обеспеченности организма могут свидетельствовать о нарушениях в алиментарном статусе гимназистов и требуют разработки комплекса мероприятий, направленных на оптимизацию питания, совершенствование организации учебно-воспитательного процесса и своевременной коррекции выявленных преморбидных состояний.

ЛИТЕРАТУРА

1. Денисович Ю.Ю. Совершенствование организации школьного питания / Ю.Ю. Денисович, Г.А. Гаврилова //Техника и технология пищевых производств. 2013. № 1. С. 112—116.

2. Здравоохранение Российской Федерации: Итоги 2013 года: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rosminzdrav.ru/system/ attachments/attaches/000/020/222/original/_2013. pdf?1398762494.

3. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. (утв. распоряжением Правительства Российской Федерации № 1662-р от 17.11.2008 г.): [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/ online/base/? req=doc; base=law; n=82134.

4. Кучма В.Р. Особенности формирования здоровья подростков: основные тенденции, факторы ри-

ска, профилактика / В.Р. Кучма, Л.М. Сухарева, И.К. Рапопорт, И.В. Звездина [и др.] //Вопросы современной педиатрии. 2006. № 5. С. 22—27.

5. Онищенко Г.Г. Профилактика микронутриент-ной недостаточности в реализации Концепции здорового питания / Г.Г. Онищенко, Л.А. Су-плотова, Г.В. Шарухо //Здоровье населения и среда обитания. 2011. № 3 (216). С. 4—7.

6. Поленова М.А. и др. О реализации комплексного подхода к оптимизации обучения в условиях повышенной образовательной нагрузки / М.А. Поленова, З.И. Сазанюк, Т.В. Шумкова //Здоровье населения и среда обитания. 2012. № 11 (236). С. 42—44.

7. Сухарева Л.М. Состояние здоровья московских школьников и факторы, влияющие на его формирование (лонгитудинальное исследование) / Л.М. Сухарева, И.К. Рапопорт, М.А. Поленова //Здоровье населения и среда обитания. 2014. № 3 (252). С. 28—30.

Контактная информация:

Сетко Андрей Геннадьевич, тел.: 8 (3532) 77-64-24, e-mail: a_isetko@mail.ru

Contact information: Setko Andrey, рИопе: 8 (3532) 77-64-24, e-mail: a isetko@mail.ru

-♦♦♦-

УДК 613.95:377.5

СОЦИАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ, ОБРАЗ И КАЧЕСТВО ЖИЗНИ УЧАЩИХСЯ УЧРЕЖДЕНИЯ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА КРАСНОДАРА

О.В. Киёк

ГБОУ ВПО «Кубанский государственный медицинский университет» Минздрава России, г. Краснодар, Россия

Изучены социально-гигиенические, социально-психологические, медико-демографические факторы риска для здоровья подростков в возрасте 15—18лет, обучающихся по специальностям: «секретарь-референт» (девочки), «мастер деревообработки» (мальчики). Выявленные в результате исследования неблагоприятные социальные и демографические факторы негативно влияют на состояние здоровья и качество жизни учащихся, что подтверждается данными ретроспективного анализа медицинских карт. Ключевые слова: учащиеся, факторы риска, образ жизни, состояние здоровья.

O.V. Kiyok □ SOCIAL PORTRAIT, LIFESTYLE AND QUALITY OF LIFE OF STUDENTS OF INSTITUTIONS OF SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION IN KRASNODAR □ SBEI HPE «Kuban State Medical University» of the Ministry of Healthcare of Russia, Krasnodar, Russia.

Social-hygienic, social-psychological and medical-demographic risk factors in students doing the course to get the qualification «referent-secretary» (girls, 15—18 years old) and «woodworking master» (boys, 15—18 years old) have been studied. Some revealed adverse social and demographic factors have proved to have a negative influence on the students' health and quality of life. The data have been confirmed by the retrospective medical analysis of the health records.

Key words: students, risk factors, lifestyle, health status. Социальные факторы оказывают суще- в каждом возрастном периоде, и с возрастом ственное влияние на состояние здоровья их влияние на состояние здоровья и качество подрастающего поколения в разной степени жизни становится более значимым [2, 5].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.