Научная статья на тему 'Влияние нутриентной обеспеченности организма на алиментарный статус учащихся гимназии младшего звена обучения в рамках внедрения компонента здоровьесберегающих технологий'

Влияние нутриентной обеспеченности организма на алиментарный статус учащихся гимназии младшего звена обучения в рамках внедрения компонента здоровьесберегающих технологий Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
269
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
Ключевые слова
АЛИМЕНТАРНЫЙ СТАТУС УЧАЩИХСЯ / НУТРИЕНТНАЯ ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ / ВИТАМИННАЯ ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ВИТАМИННО-МИНЕРАЛЬНЫЕ КОМПЛЕКСЫ / NUTRITIONAL STATUS OF PUPILS / NUTRIENT PROSPERITY / VITAMIN PROSPERITY / HEALTH-SAVING TECHNOLOGY / VITAMIN-MINERAL COMPLEXES

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Сетко А. Г., Тришина Светлана Павловна, Тимошенко Е. П.

Проведена оценка фактического питания гимназистов, его влияния на алиментарный статус, а также оценка эффективности внедрения в современный образовательный процесс в качестве здоровьесберегающего компонента оптимизации рационов сертифицированными витаминно-минеральными комплексами. Установлено, что включение в питание гимназистов дополнительных витаминно-минеральных комплексов привело к оптимизации питания по содержанию большинства макро- и микронутриентов, что способствовало увеличению количества детей с адекватной обеспеченностью организма витаминами, с удовлетворительной адаптацией на 44,3%, а также достаточными функциональными резервами на 48,4% и уменьшению в 4 раза числа детей с резко сниженными функциональными резервами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Сетко А. Г., Тришина Светлана Павловна, Тимошенко Е. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The impact of nutrient prosperity of the body on the alimentary status of junior high school pupils within the framework of the implementation of health-saving technologies

In the work there was performed the assessment of the actual nutrition of high school pupils, its impact on the nutritional status and efficiency of the implementation in the modern educational process certified vitamin-mineral complexes as a health-saving component of the optimization of rations. The introduction of additional vitamin-mineral complexes into the food of high school pupils was established to lead to the optimization of nutrition content by most of macroand micronutrients, which in turn contributed to the increase in the number of children with an adequate supply of the body with vitamins and also contributed to the increase of students with a satisfactory adaptation by 44,3%, cases having sufficient performance reserves by 48.4% and the decrease of the number of children with sharply reduced functional reserves by 4 times

Текст научной работы на тему «Влияние нутриентной обеспеченности организма на алиментарный статус учащихся гимназии младшего звена обучения в рамках внедрения компонента здоровьесберегающих технологий»

и др. Методы исследования физического развития детей и подростков в популяционном мониторинге. Руководство для врачей. М.; 1999.

8. Милушкина О.Ю., Бокарева Н.А. Особенности формирования морфофункционального состояния современных школьников. Здравоохранение Российской Федерации. 2013; 5: 37-8.

9. Милушкина О.Ю., Федотов Д.М., Бокарева Н.А., Скоблина Н.А. Возрастная динамика мышечной силы современных школьников. Вестник Российского государственного медицинского университета. 2013; 1: 62-5.

10. Сарычев А.С. Методы раннего выявления формирующегося утомления организма нефтяников в процессе нефтедобычи на материковом шельфе Баренцева моря. Экология человека. 2008; 8: 46-8.

References

1. Velichkovskiy B.T. Basis of vitality of the nation. Introduction to social human biology [Osnovy zhiznesposobnosti natsii. Vvedenie v sotsial'nuyu biologiyu cheloveka]. Мoscow; 2012. (in Russian)

2. Rybakovskiy L.L. Modern migration policy of Russia in the context of its national priorities Analiticheskiy vestnik Soveta Federatsii FS RF. 2012. № 6 (449) Avaiable at: http://www. budgetrf.ru/Publications/Magazines/VestnikSF/2012/VSF_ NEW201202221002AVSF_NEW201202221002_p_002.htm (Accessed 19.03.2013) (in Russian)

3. Polunina V.V., Borisenko V.V. Family's role in maintaining the health of children. Rossiyskiy vestnik perinatologii i

pediatrii. 2004; 49 (4): 61-4 (in Russian)

4. Alekseev S.V., Yanushanets O.I. Human ecology - a systematic view on the process of health. Vestnik Rossiyskoy akademii meditsinskikh nauk. 2002; 9: 3-6 (in Russian)

5. Pivovarov Yu.P. Modern problems of human ecology and the role of ecological and hygienic education in preparing the doctor: It acts. Мoscow; 2004. (in Russian)

6. Zaytseva N.V., Ustinova O.Yu., Alekseev V.B., Kir>yanov D.A. Actual problems of eco deterministic pathology in pediatrics. Ural'skiy meditsinskiyzhurnal. 2008; 4: 93-8 (in Russian)

7. Baranov A.A., Kuchma V.R., Yampol'skaya Yu.A. et al. Methods of study of the physical development of children and adolescents in population monitoring: a guide for physicians [Metody issledovaniya fizicheskogo razvitiya detey i podrostkov v populyatsionnom monitoringe. Rukovodstvo dlya vrachey]. Мoscow; 1999. (in Russian)

8. Milushkina O.Yu., Bokareva N.A. Features of formation of the morphofunctional state of today's students. Zdravookhranenie Rossiyskoy Federatsii. 2013; 5: 37-8 (in Russian)

9. Milushkina O.Yu., Fedotov D.M., Bokareva N.A., Skoblina N. A. Age change in muscle strength of modern students. Vestnik Rossiyskogo meditsinskogo universiteta. 2013; 1: 62-5 (in Russian)

10. Sarychev A.S. Methods of early detection of shaped fatigue of oil industry workers organisms during oil extraction on continental shelf of Barents sea. Ekologiya cheloveka. 2008; 8: 46-8. (in Russian)

Поступила 07.02.14 Received 07.02.14

О КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2014 УДК 613.2-057.874

Сетко А.Г., Тришина С.П., Тимошенко Е.П.

ВЛИЯНИЕ НУТРИЕНТНОЙ ОБЕСПЕЧЕННОСТИ ОРГАНИЗМА НА АЛИМЕНТАРНЫЙ СТАТУС УЧАЩИХСЯ ГИМНАЗИИ МЛАДШЕГО ЗВЕНА ОБУЧЕНИЯ В РАМКАХ ВНЕДРЕНИЯ КОМПОНЕНТА ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ

ГБОУ ВПО «Оренбургская государственная медицинская академия» Минздрава РФ, 460000, Оренбург

Проведена оценка фактического питания гимназистов, его влияния на алиментарный статус, а также оценка эффективности внедрения в современный образовательный процесс в качестве здоровьесберегающе-го компонента оптимизации рационов сертифицированными витаминно-минеральными комплексами. Установлено, что включение в питание гимназистов дополнительных витаминно-минеральных комплексов привело к оптимизации питания по содержанию большинства макро- и микронутриентов, что способствовало увеличению количества детей с адекватной обеспеченностью организма витаминами, с удовлетворительной адаптацией на 44,3%, а также достаточными функциональными резервами на 48,4% и уменьшению в 4 раза числа детей с резко сниженными функциональными резервами.

Ключевые слова: алиментарный статус учащихся; нутриентная обеспеченность; витаминная обеспеченность; здоровьесберегающие технологии; витаминно-минеральные комплексы.

Setko A.G., Trishina S.P., Timoshenko E.P. - THE IMPACT OF NUTRIENT PROSPERITY OF THE BODY ON THE ALIMENTARY STATUS OF JUNIOR HIGH SCHOOL PUPILS WITHIN THE FRAMEWORK OF THE IMPLEMENTATION OF HEALTH-SAVING TECHNOLOGIES

Orenburg State Medical Academy, Orenburg, Russian Federation, 460000

In the work there was performed the assessment of the actual nutrition of high school pupils, its impact on the nutritional status and efficiency of the implementation in the modern educational process certified vitamin-mineral complexes as a health-saving component of the optimization of rations. The introduction of additional vitaminmineral complexes into the food of high school pupils was established to lead to the optimization of nutrition content by most of macro-and micronutrients, which in turn contributed to the increase in the number of children with an adequate supply of the body with vitamins and also contributed to the increase of students with a satisfactory adaptation by 44,3%, cases having sufficient performance reserves by 48.4% and the decrease of the number of children with sharply reduced functional reserves by 4 times

Key words: nutritional status of pupils; nutrient prosperity; vitamin prosperity; health-saving technology; vitaminmineral complexes

Для корреспонденции: Тришина Светлана Павловна; [email protected] For correspondence: Trishina Svetlana, [email protected].

гигиена и санитария 5/2014

Таблица 1

Химический состав и калорийность рациона питания школьников (М ± т)

Физиологи- Фактическое потребление

Показатель ческая норма потребления 1-я группа 2-я группа

Энергетическая ценность, ккал/сут 2100 2160,3±18,05 2241,5± 18,05

Белки, г 63 75,75±4,6 75,75±4,6

Жиры, г 70 90,09±6,8 90,09±6,8

Углеводы, г 305 257,72±13,28 278,85±13,28

Сбалансированность нутриентов

Белки : жиры : угле- 1:1,1:4,8 1:1,19:3,4 1:1,19:3,7

воды

Кальций : фосфор 1:1 1:1,3 1:1

Кальций : магний 1:0,23 1:0,3 1:0,27

Белки : витамин С 1:0,95 1:2,5 1:2,9

Макро- и микроэлементы

Кальций, мг 1100 870,04±86,6 1120±86,6

Магний, мг 250 272,68±16,5 297,7±16,4

Фосфор, мг 1100 1148,7±87,7 1148,7±87,7

Калий, мг 900 2612,7±200,8 2612,7±200,8

Натрий, мг 1000 636,45±58,1 636,5±58,1

Хлориды, мг 1700 988±83,7 988±83,7

Железо, мг 12 22,9±2,35 26,4±2,3

Цинк, мг 10 7,1±0,06 7,1±0,06

Йод, мг 0,12 0,073±0,15 0,073±0,15

Медь, мг 0,8 1,3±0,11 1,3±0,11

Селен, мг 0,018 0,018±0,005 0,018±0,005

Хром, мкг 15 54,42±6,48 54,42±6,48

Фтор, мг 3 3,21±0,04 3,21±0,04

Витамины

А, мкг 700 340±44 840±4,4

Е, мг 10 16,26±1,8 20,1±1,7

В!, мг 1,1 0,93±0,05 1,5±0,05

В2, мг 1,2 1,32±0,12 1,9±0,12

В6, мг 1,5 1,5±0,1 2,11±0,1

С, мг 60 190,6±44,4 220±44,4

Пантотеновая кислота, мг 3,0 2,5±0,17 5,5±0,17

Фолиевая кислота, мкг 120 143,52±39,17 143,7±39,17

В настоящее время проблема сохранения здоровья детей и подростков становится особенно актуальной. По данным ряда авторов [1, 2], за последние годы отмечается ухудшение показателей физического развития и функционального состояния различных систем организма, увеличение заболеваемости детей.

Одним из ведущих факторов, определяющих здоровье детей, является фактор питания. Рациональное и адекватное питание - неоспоримое условие обеспечения оптимальной жизнедеятельности, поддержания здоровья учащихся и обеспечения эффективности их обучения [2, 3].

Не вызывает сомнения, что оптимальное функционирование центральной нервной (ЦНС), сердечно-сосу-

дистой (ССС) и других систем организма учащихся во многом определяется характером питания и качеством поступающих эссенциальных элементов, а школьное питание должно удовлетворять потребности растущего организма детей в макро- и микронутриентах [4, 5].

Предыдущими исследованиями состояния питания детей и подростков в образовательных учреждениях Оренбургской области установлены существенные отклонения от принципов рационального питания [6]. В сязи с этим возникает необходимость разработки и внедрения здоровьесберегающих технологий, позволяющих оптимизировать адаптационные резервы детского организма.

Цель работы - оценить фактическое питание гимназистов, определить его влияние на алиментарный статус и оценить эффективность оптимизации рационов с помощью сертифицированных витаминно-минеральных комплексов.

Материалы и методы

Для выполнения поставленной цели были сформированы две группы гимназистов младшего школьного возраста (7-11 лет): 1-ю составили учащиеся со стандартным рационом питания (п = 100), 2-ю - с оптимизированным рационом (п = 100). Оптимизация рационов учащихся проведена с помощью современных сертифицированных препаратов фирмы «Валетек продмикс», которые применялись в школьном питании ежедневно под контролем преподавателей в течение одной учебной четверти.

Обеспеченность рациона пищевыми веществами и энергией рассчитали в соответствии с методическими рекомендациями 2.3.1.2432-08 «Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения РФ» с использованием таблиц химического состава пищевых продуктов [7].

Для оценки витаминной обеспеченности организма гимназистов определяли водорастворимые (тиамин, рибофлавин, пиридоксин, аскорбиновая кислота) и жирорастворимые витамины (ретинол, токоферол). Обеспеченность организма учащихся аскорбиновой кислотой определяли методом визуального титрования реактивом Тильманса, содержание тиамина, рибофлавина и пири-доксина в моче, а также витаминов А и Е в сыворотке крови - флюориметрическим методом на анализаторе Флюорат-02-АБЛФ-Т.

Для оценки влияния алиментарного статуса на физиологический исследовали функциональное состояние ССС и ЦНС, а также физическое развитие.

Состояние ССС изучали методом вариационной кар-диоритмографии по частоте сердечных сокращений, амплитуде моды (АМо), моде (Мо), АХ, SDNN, RMSSD и индексу напряжения с определением адаптационных резервов [8].

Функциональное состояние ЦНС оценивали методом вариационной хронорефлексометрии по показателям функционального уровня нервной системы, устойчивости нервной реакции, уровню функциональных возможностей сформированной функциональной системы, а также по интегральному показателю функционального состояния ЦНС - умственной работоспособности [9].

Физическое развитие оценивали по основным сомато-метрическим показателям: длина тела, масса тела, окружность грудной клетки в покое, на вдохе и на выдохе. Все измерения проводили по единым методикам в антропометрии с использованием стандартных измерительных

50454035302520151050-

45,3

24,3

0,7 1,11.8

|-177771*.-*-.1

Таблица 2

Распределение учащихся (в %) по обеспеченности организма водорастворимыми и жирорастворимыми витаминами

Рис.

мых

С, мг/ч В^ мкг/ч В2, мкг/ч В6, мкг/ч

]] Норма ^ 1-я группа [V] 2-я группа

1. Показатели обеспеченности организма учащихся исследуе-групп витаминами.

приборов. С помощью центильных таблиц у каждого ребенка была проведена оценка степени гармоничности и достигнутого уровня физического развития [10].

Результаты и обсуждение

Установлено, что питание гимназистов обеих групп до начала исследования не соответствовало принципам рациональности и адекватности. Анализ химического состава рационов питания показал, что содержание основных нутриентов не соответствовало рекомендуемым физиологическим нормам (табл. 1). Содержание белков в рационе составило 75,75 ± 4,6 г, что превышало норму на 20,2%, а содержание жиров составило 90,1 ± 6,8 г, что выше нормы для данной возрастной группы на 28,7%. Содержание углеводов в 1-й группе ниже физиологической нормы на 15,5%, во 2-й группе в пределах рекомендуемой нормы. Рационы питания учащихся дефицитны по содержанию натрия на 36%, хлоридов на 42%, цинка на 29% и йода на 39%.

Выявлено, что рационы учащихся несбалансиро-ваны по основным нутриентам и их соотношению: белки:жиры:углеводы, кальций:магний, белки:витамин С, кальций:фосфор.

Использование в школьном питании учащихся вита-минно-минеральных комплексов позволило сбалансировать рационы 2-й группы по соотношению кальция и фосфора, увеличить содержание кальция на 28,7%, приблизив его к физиологической норме, магния на 9,2% и железа на 15,3%.

Увеличилось и содержание в суточном рационе питания учащихся водо- и жирорастворимых витаминов: витамина А на 147%, витамина Е на 24%, С на 15%, В2 на 44%, В6 на 41%, В! на 61%, пантотеновой кислоты на 120%.

После двухмесячного постоянного использования витаминно-минеральных комплексов в питании организованных коллективов произошло увеличение средних значений уровней водорастворимых витаминов в моче учащихся 2-й группы по сравнению с 1-й. Так, увеличилось содержание аскорбиновой кислоты в организме гимназистов 2-й группы на 45,5%, витамина В; на 36,5%, В2 на 34,8%, В6 на 11% (рис. 1). При исследовании жирорастворимых витаминов в сыворотке крови учащихся выявлено повышение содержания витамина А в 1,1 раза.

При распределении гимназистов младшего школьного возраста по степени обеспеченности витамином

Обеспеченность В1 В2 Вб А Е

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

витаминами

Недостаточная 53,0/40,8 62,1/57,2 51,5/48,0 75/66,6 64,7/77,8

Нормальная 34,8/38,2 33,4/26,5 24,2/32,0 23,5/24,1 27,9/12,9

Избыточная 12,2/21,0 4,5/16,3 24,3/20,0 1,5/9,3 7,4/9,3

Примечание. В числителе показатели в 1-й группе, в знаменателе - во 2-й.

В; выявлено, что доля учащихся с его недостатком во 2-й группе меньше на 12,8%, чем в 1-й. Количество учащихся со сниженными показателями рибофлавина в 1-й группе составила 62,1%, во 2-й - 57,2%.

Содержание пиридоксина в моче в пределах нормы было у 24,2% у гимназистов 1-й группы и 32% - 2-й . При этом избыточные уровни витамина В6 отмечены у 24,3% гимназистов 1-й группы и 20% - 2-й, а сниженные показатели - соответственно у 51,5 и 48%.

Распределение учащихся по степени обеспеченности организма жирорастворимыми витаминами показало, что у большинства гимназистов наблюдался дефицит ретинола и токоферола в сыворотке крови на фоне его достаточного содержания в рационах питания, что может быть вызвано недостаточно продолжительным приемом витаминно-минерального комплекса. Так, дефицит содержания ретинола и токоферола в организме гимназистов 1-й группы выявлен у 75 и 64,7%, 2-й группы - соответственно у 66,6 и 77,8% (табл. 2).

Большинство учащихся 1-й (81,8%) и 2-й (77,2%) групп имели гармоничное физическое развитие (рис. 2). При этом количество гимназистов с уровнем физического развития выше среднего и очень высоким больше во 2-й группе на 10 и 5% по сравнению с 1-й группой.

При оценке уровня умственной работоспособности как интегрального показателя функционального состояния ЦНС, позволяющего своевременно диагностировать недостаточное поступление в организм нутриентов, обеспечивающих биорегуляторную функцию, и ранние нарушения состояния здоровья установлено, что нормальная работоспособность была лишь у 7% учащихся 1-й группы и 5,3% - 2-й. Незначительно сниженная работоспособность зарегистрирована у 31,9% учащихся 1-й группы и у 28% - 2-й. Процент детей со сниженной

81,8

Дисгармоничное

77,2

^ Резко дисгармоничное Гармоничное

Рис. 2. Распределение учащихся (в %) по уровню гармоничности физического развития.

[гиена и санитария 6/2014

и существенно сниженной работоспособностью составил в 1-й группе 48,6 и 12,5%, а во 2-й - 57,9 и 8,8% соответственно.

У гимназистов обеих групп выявлено снижение показателей вариационной хронорефлексометрии, оценивающих различные стороны функционального состояния ЦНС по сравнению с физиологической нормой, при этом большие отклонения были у учащихся 1-й группы. Так, средние значения функционального уровня системы, устойчивости нервной реакции и уровня функциональных возможностей в 1-й группе составили 1,8 ± 0,008, 0,71 ± 0,082, 1,035 ± 0,006 ед., во 2-й - соответ-ствнно 2,00 ± 0,03, 0,78 ± 0,09, 1,75 ± 0,01 ед.

В результате витаминизации во 2-й группе увеличилось количество детей, имеющих достаточные функциональные резервы, с 4,2 до 52,6%. Состояние минимального напряжения и повышенный расход функциональных резервов в 1-й группе отмечены у 9,7 и 4,2% учащихся, во 2-й - у 8,8 и 1,7% соответственно. Выраженное снижение функциональных резервов установлено у 22,3 и у 15,3% учащихся 1-й группы и у 14 и 8,8% 2-й группы. Дети, имеющие значительно сниженные функциональные резервы, составили в исследуемых группах 12,5 и 5,3% соответственно. Количество детей с резко сниженными функциональными резервами снизилось практически в 4 раза.

При оценке уровня адаптационных резервов организма учащихся установлено, что доля гимназистов с удовлетворительной адаптацией во 2-й группе составила 63,2%, в 1-й - лишь 18,9%. Кроме того, количество учащихся с напряжением механизмов адаптации, неудовлетворительной адаптацией и срывом адаптационных ресурсов во 2-й группе меньше, чем в 1-й. Так, в 1-й группе доля детей со срывом адаптации составила 30,6%, с напряжением механизмов адаптации - 37,5%, с неудовлетворительной адаптацией - 13,9%, во 2-й - 7, 22,8 и 7% соответственно.

Установлена прямая корреляционная зависимость между поступлением витаминов с рационами питания школьников и их содержанием в организме, что характеризует высокую эффективность применения витаминных комплексов в школьном питании как важный профилактический компонент в современном образовательном пространстве.

Заключение

В результате проведенного исследования установлено, что использование в качестве научно обоснованного здоровьесберегающего компонента в питании гимназистов дополнительных витаминно-минеральных комплексов привело к оптимизации питания по содержанию большинства макро- и микронутриентов, что в свою очередь способствовало увеличению количества детей с адекватной обеспеченностью организма витаминами, удовлетворительной адаптацией на 44,3%, с достаточными функциональными резервами на 48,4% и снижению в 4 раза числа детей с резко сниженными функциональными резервами.

Лите р атур а

1. Кучма В.Р., Блинова Е.Г., Оглезнев Г.А. Основы рационального питания и гигиеническая оценка пищевого статуса:

монография. Омск: Изд-во ОмГМА; 2007.

2. Маймулов В.Г.Б Якубова И.Ш., Чернякина Т.С. Питание и здоровье детей. СПб.: СПбГМА им. Мечникова, 2003.

3. Баранов А.А., Кучма В.Р., Тутельян В.А., Величковский Б.Т. Новые возможности профилактической медицины в решении проблем здоровья детей и подростков России. Комплексная программа научных исследований «Профилактика наиболее распространенных заболеваний детей и подростков на 2005-2009 гг.». 2-е изд. М.: ГЭОТАР-Медиа; 2008.

4. Конь И.Я., Волкова Л.Ю., Дмитриева С.А. Актуальные проблемы организации питания школьников. Здоровье населения и среда обитания. 2009; 5: 4-8.

5. Онищенко Г.Г. Задачи и стратегия школьного питания в современных условиях. Вопросы питания. 2009; 78 (1): 16-21.

6. Сетко И.М., Сетко Н.П., Макарова Т.М. Рациональное питание - основа сохранения и укрепления здоровья школьников. В кн.: Материалы X Всероссийского съезда гигиенистов и санитарных врачей. кн. 1. М.; 2007: 1018-21.

7. Скурихин И.М., Тутельян В.А. Таблицы химического состава и калорийности российских продуктов питания. Справочник. М.: ДеЛиПринт; 2007.

8. Игишева Л.Н., Галлеев А.Р. Комплекс ORTO-EXPERT как компонент здоровьесберегающих технологий в образовательных учреждениях: методическое руководство. Кемерово.: Живые системы; 2003.

9. Мороз М.П. Экспресс-диагностика функционального состояния и работоспособности человека: методическое руководство. СПб.; 2003.

10. Кучма В.Р. Гигиена детей и подростков: учебник. М.: ГЭО-ТАР-Медиа; 2007.

References

1. Kuchma V.R., Blinova E.G., Ogleznev G.A. Basics of rational nutrition and and hygienic characterization of alimentary status. Monograph. Omsk: Izd-vo OmGMA; 2007. (in Russian)

2. Maymulov V.G., Yakubova I.Sh., Chernyakina T.S. Nutrition and children s heatlh. St. Petersburg; 2003. (in Russian)

3. Baranov A.A., Kuchma V.R., Tutel'yan V.A., Velichkovskiy B.T. New possibilities of preventive medicine in solving health problems among children and adolescents in the Russian Federation. Complex program of scientific researches 'Prevention of the most common diseases of children and adolescents in 2005-2009'. 2nd ed. Moscow: GEOTAR-Media; 2008. (in Russian)

4. Kon' I.Ya., Volkova L.Y., Dimitrieva S.S. Actual problems of organization of school nutrition. Zdorov'e naseleniya i sreda obitaniya. 2009; 5: 4-8. (in Russian)

5. Onishchenko G.G. Purpose and strategy of school nutrition under current conditions. Voprosy pitaniya. 2009; 78 (1): 16-21. (in Russian)

6. Setko I.M., Setko N.P., Makarova T.M. Rational nutrition as the basis of preservation and promotion of schoolchildren health. In: Materials of All-Russian Congress of hygienists and sanitarians. vol. 1. Moscow; 2007: 1018-21. (in Russian)

7. Skurikhin I.M., Tutel'yan V.A. Tables of chemical composition and calorific capacity of Russian food products: Reference book. Moscow: DeLi Print; 2007. (in Russian)

8. Igisheva L.N., Galleev A.R. Complex ORTO-EXPERT as component of healthsaving technologies in educational institutions: Tutorial guidance. Kemerovo: Zhivye sistemy; 2003. (in Russian)

9. Moroz M.P. Instant diagnostics of human functional status and performance. Tutorial guidance. St. Petersburg; 2003. (in Russian)

10. Kuchma V.R. Hygiene of children and adolescents: textbook. Moscow: GEOTAR-Media; 2007. (in Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.