Научная статья на тему 'Гигиеническая характеристика факторов внутришкольной среды образовательных учреждений инновационного типа'

Гигиеническая характеристика факторов внутришкольной среды образовательных учреждений инновационного типа Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
462
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАКТОРЫ ВНУТРИШКОЛЬНОЙ СРЕДЫ / АВТОРСКИЕ ПРОГРАММЫ / ГИМНАЗИЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Булычева Е. В.

В статье приводятся результаты оценки факторов внутришкольной среды гимназий, использующих образовательно-развивающие системы Л.В. Занкова и М. Монтессори. Установлено, что для исследуемых гимназий характерными неблагоприятными факторами школьной среды являлись перегрузка учебных учреждений, охлаждающий микроклимат в холодный период года, периметральная расстановка мебели в компьютерных классах, дефицит стандартной школьной мебели соответствующих размеров, нерациональность рассаживания гимназистов. Дополнительно в гимназии, использующей программу М. Монтессори, установлен дефицит площади земельного участка на 12%, а также недостаточная площадь хозяйственной зоны и ее удаленность от других функциональных зон.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Булычева Е. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE HYGIENIC CHARACTERISTIC OF FACTORS OF THE INTRASCHOOL ENVIRONMENT, EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF INNOVATIVE TYPE

The paper presents results of the evaluation factors intraschool environment, schools that use educational and developmental system, L.V. Zankova and Maria Montessori. Established that the studied grammar characteristic adverse factors the school environment is an overload of training institutions, the cooling climate in the cold season, perimeter placement of furniture in the computer classrooms, lack of standard school furniture of appropriate size, poor seating schoolboys. Additionally, in high school, using the Montessori program is installed shortage of land plot area of 12%, and insufficient economic zone area and its remoteness from other functional areas.

Текст научной работы на тему «Гигиеническая характеристика факторов внутришкольной среды образовательных учреждений инновационного типа»

Булычева Е.В.

Оренбургская государственная медицинская академия E-mail: orgma@esoo.ru

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФАКТОРОВ ВНУТРИШКОЛЬНОЙ СРЕДЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ИННОВАЦИОННОГО ТИПА

В статье приводятся результаты оценки факторов внутришкольной среды гимназий, использующих образовательно-развивающие системы Л.В. Занкова и М. Монтессори. Установлено, что для исследуемых гимназий характерными неблагоприятными факторами школьной среды являлись перегрузка учебных учреждений, охлаждающий микроклимат в холодный период года, периметральная расстановка мебели в компьютерных классах, дефицит стандартной школьной мебели соответствующих размеров, нерациональность рассаживания гимназистов. Дополнительно в гимназии, использующей программу М. Монтессори, установлен дефицит площади земельного участка на 12%, а также недостаточная площадь хозяйственной зоны и ее удаленность от других функциональных зон.

Ключевые слова: факторы внутришкольной

Формирование здоровья учащихся определяется комплексом социально-гигиенических условий жизни детей и внутришкольной средой, вклад которых составляет в зависимости от возраста ребенка от 28 до 35% [1], причем по данным ряда исследователей в течение обучения в образовательных учреждениях состояние здоровья учащихся зачастую ухудшается [2, 3]. Усугубляется сложившееся ситуация и тем, что в последнее время широкое распространение в нашей стране получили образовательные учреждения инновационного типа, работающие по авторским программам, ориентированные на продвинутый уровень образования, которые стали общедоступными для всех желающих. Однако, по данным Министерства образования РФ, доля одаренных детей не превышает 6%, а имеющих высокие учебные возможности - 15%.

В результате высокая «физиологическая стоимость» учебной нагрузки определяет негативные тенденции в состоянии здоровья учащихся.

Цель исследования - провести гигиеническую оценку факторов внутришкольной среды гимназий, работающих по образовательно-развивающим системам Л.В. Занкова и М. Мон-тессори.

Материалы и методы

Для этого проведена оценка внутришкольной среды гимназии №4 (программа Л.В. Занкова) и гимназии №5 (программа М. Монтессори) г. Оренбурга по показателям санитарной ситуации территории образовательного учреждения; набору, площадям и оборудованиям помещений; внутренней системы водоснабжения, канализации и санитарному оборудованию помещений здания; световому режиму; воздушнотепловому режиму; организации учебно-воспитательного процесса; условиям организации

среды, авторские программы, гимназия.

физического воспитания; условиям и организации питания; санитарно-противоэпидемическому режиму; организации медицинского обеспечения детей и подростков в образовательном учреждении в соответствии с СанПиН 2.4.2. -1178 -02 «Гигиенические требования к условиям обучения школьников в современных общеобразовательных учреждениях» с помощью стандартных методов и средств оценки.

Результаты

Муниципальные образовательные учреждения, использующие программы обучения Л.В. Занкова (Гимназия №4) и М. Монтессори (Гимназия №5) построены по типовому проекту с мощностью 500 учащихся, тогда как на момент обследования в гимназии №4 обучалось 542 ученика, а в гимназии №5 550 человек, что свидетельствует соответственно о 8% и 10% перегрузке учебных учреждений.

С гигиенической точки зрения важным является расположение гимназии, поскольку несоблюдение данного пункта СанПиНа 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях» (п. 2.1.1) может вести к ухудшению условий обучения. Так, близкое расположение образовательных учреждений к автомобильным дорогам, особенно с постоянным и интенсивным транспортным потоком, ведет к увеличению шумового фона, загрязненности воздушного бассейна участка образовательного учреждения; недостаточный разрыв до окружающих построек создает условия для снижения уровня инсоляции и естественной освещенности, как самого земельного участка, так и помещений здания. Нами было установлено, что как в гимназии №4, так и в гимназии №5 данные требования полностью выдержаны согласно Сан-

ПиН 2.4.2.-1178-02. Оба образовательных учреждения располагаются внутриквартально, где земельные участки в обоих случаях окружены жилыми домами с разрывами 100-180 метров. Ближайшей к участку гимназии №4 является автомобильная дорога с периодическим нерегулярным движением автотранспорта на расстоянии 25 м. Разрыв же между гимназией №4 и транспортной артерией с постоянным и интенсивным автомобильным потоком составляла более 500 м. Удаленность же гимназии №5 от автомобильных магистралей наиболее близко расположенных к ней составило 200-300 метров. Земельные участки обоих образовательных учреждений ограждены и имеют рациональное зонирование согласно пункта 2.2 СанПиНа

2.4.2.-1178-02. Тем не менее, в гимназии, использующей программу М. Монтессори, установлен дефицит площади земельного участка на 12%, а также недостаточная площадь хозяйственной зоны и ее удаленность от других функциональных зон. Учитывая то, что большую роль в создании благоприятного экологического пространства играют зеленые насаждения, которые генерируют кислород, поглощают вредные газы и вещества, а также задерживают пыль и экранируют шум [4], важным элементом в организации благоприятных условий обучения является площадь озеленения земельного участка. Нами установлено, что процент озеленения в гимназии №4 и гимназии №5 отвечал пункту

2.2. санитарно-гигиенических требований и составил соответственно 70% и 75%.

Здания гимназий типовые, трехэтажные, ориентированные в южном направлении. В обоих образовательных учреждениях имеются функционирующие 1 главный и 5 запасных входов. Водоснабжение, отопление, и канализация полностью соответствуют гигиеническим нормам. Вентиляция естественная осуществляется за счет форточек и фрамуг, искусственная же организованна с помощью вытяжных устройств с естественным побуждением. Все необходимые группы помещений: основные, дополнительные и вспомогательные - расположены на соответствующих этажах согласно пункта

2.3. СанПиНа 2.4.1.-1178-02. В обеих исследуемых гимназиях классы начальной школы расположены в отдельном блоке.

Внутренняя отделка помещений выполнена из безопасных и рекомендуемых санитарными нормами и правилами материалов.

Физическое состояние воздушной среды учебных помещений имеет важное значение, в основном, в тепловом равновесии организма, нарушение которого способно снижать эффек-

тивность обучения учащихся. В 7,3% измерений в гимназии системы Л.В. Занкова и в 5,4% измерений гимназии системы М. Монтессори имел место охлаждающий микроклимат в холодный период года. В остальном же случае воздушнотепловой режим по всем критериям соответствовал гигиеническим нормам. Комплексная оценка микроклимата по показателям температуры, влажности и скорости движения воздуха свидетельствует о его комфортности в исследуемых классных помещениях гимназий, поскольку значения эквивалентно-эффективной температуры помещений гимназии №4 и №5 находится в зоне комфорта. Причем комфортность микроклимата отмечалась, как в холодный, так и в теплый период.

Общеизвестно, что интенсивность освещенности рабочего места имеет большое значение для профилактики нарушений зрения, особенно при работах, требующих зрительного напряжения, помимо этого снижается умственная работоспособность, быстрее наступает утомление и ухудшается координация движений. Световой режим в исследуемых образовательных учреждениях, как по показателям естественной освещенности, так и по показателям искусственной освещенности соответствовали гигиеническим требованиям пункта 2.6. СанПиНа 2.4.2-117802. Естественное боковое левостороннее освещение в обеих гимназиях обеспечивало достаточный уровень освещенности внутри помещений, о чем свидетельствует показатели коэффициента естественной освещенности, который в гимназии Л.В. Занкова в среднем составил 2,5±0,2%, а в гимназии М. Монтессори 2,3±0,2%. Искусственное же освещение (общее, верхнее) в исследуемых гимназиях осуществлялось за счет люминесцентных ламп с защитной арматурой. Помимо этого в учебных кабинетах и классах дополнительно организовано местное освещение классных досок софитами. Уровень искусственной освещенности во всех исследуемых помещениях соответствовал гигиеническим требованиям и в среднем составил в гимназии системы Л.В. Занкова 375±28,4 люкс, а в гимназии Монтессори 345±30,5 люкс.

Смена «индустриального общества» на «информационное» [5] диктует необходимость внедрения в современный образовательный процесс технических средств обучения, таких как, персональные компьютеры, мультимедийные установки и интерактивные доски. Компьютерный кабинет, по мнению Л.М. Текшевой и Т.В. Шумковой (2006), представляет собой среду, в которой воздействует целый комплекс факторов, таких как, антропогенные (запылен-

ность, электромагнитный фон), биологические (содержание микроорганизмов), природные (естественное освещение) и социально-гигиенические (режим работы, мебель, качество персональных компьютеров). Уже доказано Н.А. Гречиным с соавт. (2008), что электронные средства обучения при неправильной их эксплуатации, несомненно, ведут к развитию «синдрома видеоигровой эпилепсии», «компьютерного зрительного синдрома».

Поведенные нами исследования в кабинетах информатики в гимназиях №4 и №5 свидетельствуют о соответствии площади помещений, параметров микроклимата, светового режима, показателей электромагнитного излучения и уровню шума санитарно-гигиеническим требованиям. Исключение составило только лишь периметральная расстановка мебели, которая должна быть расположена так, чтобы естественное освещение падало слева.

Многочисленными исследованиями установлено, что отсутствие в учебных кабинетах и классах соответствующих комплектов мебели создает предпосылки для формирования отклонений в состоянии здоровья учащихся: нарушение осанки, сколиоз, нарушение зрения и др. [6]. Проведенные исследования, позволили нам ус-

тановить, что лишь 12,3% ученических мест в учебных классах гимназии №4 не обеспечены школьной мебелью необходимых размеров в соответствии с ГОСТами 11015-93 «Столы ученические» и 11016-93 «Стулья ученические». В то же время в гимназии №5 отмечался дефицит стандартной школьной мебели соответствующих размеров в 15,6% от всех учебных мест, и, следовательно, рациональное рассаживание гимназистов было невозможным.

Выводы

Таким образом, установлено, что для гимназий, использующий образовательно-развивающие системы Л.В. Занкова и М. Монтессори характерными неблагоприятными факторами школьной среды являлись перегрузка учебных учреждений, охлаждающий микроклимат в холодный период года, периметральная расстановка мебели в компьютерных классах, дефицит стандартной школьной мебели соответствующих размеров, нерациональность рассаживания гимназистов. Дополнительно в гимназии, использующей программу М. Монтессори, установлен дефицит площади земельного участка на 12%, а также недостаточная площадь хозяйственной зоны и ее удаленность от других функциональных зон.

04.02.2011

Список литературы:

1. Кучма В.Р. Теория и практика гигиены детей и подростков на рубеже тысячелетий.-М.:Изд-во Научного центра здоровья детей РАМН, 2001.-376 с.

2. Кучма В.Р., Храмцов П.И., Сотникова Е.Н. Новые подходы к интеграции профилактических и оздоровительных технологий в образовательном процессе // Гигиена и санитария.-№5.-2006.-С.61-64.

3. Пляскина И.В. Здоровье детей, обучающихся в школах нового вида // Гигиена и санитария.-2000.-№1.-С.62-64.

4. Советова Е.В. Оздоровительные технологии в школе - Ростов-на-Дону: Феликс, 2006.-288 с.

5. Утенин М.В. Мультимедийные технологии и образовательная среда // Материалы международного конгресса «Здоровье, обучение, воспитание детей и молодежи в XXI веке».-Ч.Ш, М.-2004.-С.219-220.

6. Онищенко Г.Г. Проблема улучшения здоровья учащихся и состояние общеобразовательных учреждений // Гигиена и санитария.-2005.-№3.-С.40-43

7. Анализ вариабельности сердечного ритма при использовании различных электрокардиографических систем: методические рекомендации / Р.М. Баевский [и др.]// Вестник аритмологии. - 2001. - №24. - С. 66-85.

Сведения об авторе:

Булычева Екатерина Владимировна, старший преподаватель кафедры гигиены и эпидемиологии Оренбургской государственной медицинской академии, кандидат медицинских наук 460000, г. Оренбург, ул. Советская, 6, е-mail: orgma-fpps@mail.ru

UDC 613.955:613.2

BulichevaE.V.

Orenburg state medical academy

E-mail: orgma-fpps@mail.ru

THE HYGIENIC CHARACTERISTIC OF FACTORS OF THE INTRASCHOOL ENVIRONMENT, EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF INNOVATIVE TYPE

The paper presents results of the evaluation factors intraschool environment, schools that use educational and developmental system, L.V. Zankova and Maria Montessori. Established that the studied grammar characteristic adverse factors the school environment is an overload of training institutions, the cooling climate in the cold season, perimeter placement of furniture in the computer classrooms, lack of standard school furniture of appropriate size, poor seating schoolboys. Additionally, in high school, using the Montessori program is installed shortage of land plot area of 12%, and insufficient economic zone area and its remoteness from other functional areas.

Key words: factors intraschool environment, author of the program, high school.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.