Научная статья на тему 'Современные подходы к оценке гигиенической безопасности внутришкольной среды как фактора риска инфекционной заболеваемости школьников'

Современные подходы к оценке гигиенической безопасности внутришкольной среды как фактора риска инфекционной заболеваемости школьников Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
184
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Медицинский альманах
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВНУТРИШКОЛЬНАЯ СРЕДА / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / ИНФЕКЦИОННАЯ ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ / THE INTRASCHOOL ENVIRONMENT / EDUCATIONAL PROCESS / INFECTIOUS DESEASE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Сетко Ирина Михайловна, Кузнецова Евгения Игоревна

Представлен анализ результатов комплексной оценки факторов внутришкольной среды и организации учебного процесса гимназий г. Оренбурга (№4 и №5). По результатам исследования установлена степень риска для здоровья учащихся от воздействия комплекса факторов внутришкольной среды, которые прямо или опосредованно влияют на возникновение и распространение инфекционной заболеваемости в общеобразовательных учреждениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Сетко Ирина Михайловна, Кузнецова Евгения Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The modern approaches to the assessment of hygienic safety of intraschool environment as a risk factor of infectious sickness rate of schoolchildren

The analysis of results of a complex estimation of factors of the intraschool environment and the organization of educational process of a grammar school of Orenburg (№4 and №5) is presented. By results of research the degree of risk for health of pupils from influence of a complex of factors of the intraschool environment which it is direct is established or indirectly influence occurrence and distribution of infectious desease in general educational establishments

Текст научной работы на тему «Современные подходы к оценке гигиенической безопасности внутришкольной среды как фактора риска инфекционной заболеваемости школьников»

ЭПИДЕМИОЛОГИЯ

IVh

МЕДИЦИНСКИЙ

АЛЬМАНАХ

Ш

УДК Б13.9ББ:Б1Б.9-084

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ГИГИЕНИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ВНУТРИШКОЛЬНОЙ СРЕДЫ КАК ФАКТОРА РИСКА ИНФЕКЦИОННОЙ ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

И.М. Сетко, Е.И. Кузнецова, ГОУ ВПО «Оренбургская государственная медицинская академия»

Кузнецова Евгения Игоревна - e-mail: kei-1986@mail.ru

Представлен анализ результатов комплексной оценки факторов внутришкольной среды и

организации учебного процесса гимназий г. Оренбурга (№4 и №5). По результатам исследования установлена степень риска для здоровья учашихся от воздействия комплекса факторов внутришкольной среды, которые прямо или опосредованно влияют на возникновение и

распространение инфекционной заболеваемости в общеобразовательных учреждениях.

Ключевые слова: внутришкольная среда, учебный процесс, инфекционная заболеваемость.

The analysis of results of a complex estimation of factors of the intraschool environment and the organization of educational process of a grammar school of Orenburg (№4 and №5) is presented. By results of research the degree of risk for health of pupils from influence of a complex of factors of the intraschool environment which it is direct is established or indirectly influence occurrence and distribution of infectious desease in general educational establishments.

Key words: the intraschool environment, educational process, infectious desease.

Введение

Окружающая среда образовательных учреждений оказывает существенное влияние на самочувствие, настроение и работоспособность детей и подростков. Учебная деятель-

ность школьника менее утомительна, если она протекает в оптимальных условиях [1].

В структуре всех учреждений для детей и подростков области 31,9% принадлежит общеобразовательным учреждениям,

из них доля общеобразовательных школ составляет 98,2%, специальных (коррекционных) школ с дневным пребыванием - 0,3%, школ-садов - 1,0%, общеобразовательных школ-интернатов - 0,5%, из них в системе общеобразовательных школ области 83,1% составляют сельские школы [2].

Интегральным показателем, отражающим степень безопасности пребывания детей и подростков в образовательных учреждениях, является его отношение к той или иной группе санитарно-эпидемиологического благополучия (группа СЭБ). Количество общеобразовательных учреждений области с неудовлетворительным уровнем санитарноэпидемиологического благополучия (III группа СЭБ) сократилось с 5,1 до 4,4%, при этом в 7 административных территориях области этот показатель варьирует от 11 до 50%. Материально-техническая база общеобразовательных учреждений области улучшается. В целом ежегодно сокращается число неканализованных объектов, без централизованного водоснабжения, работающих на привозной воде, требующих капитального ремонта.

Число общеобразовательных учреждений, в которых требуется капитальный ремонт отдельных помещений, составляет 12,7%. В отдельных территориях этот показатель достигает 75%.

Уменьшилось число неканализованных общеобразовательных учреждений как в городах области (с 0,9 до 0%), так и в сельской местности (с 11,9 до 10,1%), работающих без централизованного водоснабжения (с 1,4 до 0,5% и с 11,4 до 9,3% соответственно).

В сельской местности в связи с закрытием малокомплектных школ сократилось число школ, работающих на привозной воде (с 3,7 до 3,5%). Не имеют тёплых туалетов 31,5% общеобразовательных школ области. Остается высоким число школ, работающих на привозной воде. Санитарное состояние учреждений является один из ведущих факторов риска развития массовых инфекционных заболеваний в организованных коллективах.

Инфекционная заболеваемость среди детского населения занимает одно из ведущих мест [3]. Повышенная восприимчивость детского организма к инфекционным агентам может быть обусловлена низкой резистентностью, на уровень которой в свою очередь существенное влияние оказывают факторы внутришкольной среды.

Цель исследования: комплексная оценка факторов внутришкольной среды и организации учебного процесса образовательных учреждений г. Оренбурга.

Материал и методы

Гимназии №4 и №5 оценивались по методике А.Г. Сухарева и Л.Я. Каневской (2002), которая позволила определить степень риска для здоровья учащихся как каждого из изучаемых факторов внутришкольной среды, так и санитарно-эпидемиологической ситуации в образовательном учреждении в целом [4]. Данная методика связана с количественной оценкой в баллах 10 показателей (1 - санитарная ситуация; 2 - оборудование помещений школ; 3 - водоснабжение, канализация, санитарное оборудование помещений; 4 - световой режим; 5 - воздушнотепловой режим; 6 - организация учебно-воспитательного процесса; 7 - организация физического воспитания; 8 - условия и организация питания; 9 - санитарно-противоэпиде-миологический режим; 10 - медицинское

обеспечение детей в образовательных учреждениях) по 100-балльной системе, сумма которых оценивается по стандартизированной шкале риска.

Результаты и их обсуждение

Установлено, что в обеих гимназиях среди десяти показателей, отражающих условия обучения, 6 показателей в гимназии №4 и 7 показателей в гимназии №5 были оценены в сумму от 66 до 94 баллов, что обеспечило слабую степень их риска здоровью гимназистов. Данный факт свидетельствует о том, что в результате воздействия таких показателей, как санитарная ситуация территории образовательного учреждения, набор, площади и оборудования помещения, внутренние системы водоснабжения, канализации и санитарное оборудование помещений, воздушно-тепловой режим, организация учебно-воспитательного процесса, физического воспитания, медицинское обеспечение детей в образовательных учреждениях может способствовать развитию функциональных отклонений, снижению резистентности организма, что в свою очередь повышает восприимчивость детского организма к инфекционным заболеваниям. Сумма остальных показателей в обеих гимназиях находилась в диапазоне от 95 до 100 баллов, что свидетельствует об отсутствии их риска здоровью гимназистов.

Санитарная ситуация территории не отвечала гигиеническим требованиям только в гимназии № 5 по общей площади земельного участка, дефицит которой составил 12%, а также выявлена недостаточная площадь хозяйственной зоны и её удалённость от других функциональных зон. В таких условиях создаются предпосылки к скученности учащихся, отсутствует возможность организации отдыха гимназистов на свежем воздухе во время перемен.

Сумма показателя «набор, площади и оборудования помещения» в гимназии № 4 составила 89 баллов, в гимназии № 5 - 79 баллов. В обеих гимназиях не соответствовали гигиеническим нормативам площади основных помещений на одного учащегося, что объясняется переуплотненностью гимназии № 4 и № 5 на 8,0% и 10,0% соответственно, что в свою очередь повышает риск распространённости инфекционной заболеваемости, передающейся воздушнокапельным путем. На 12,3% и 15,6% ученических мест в гимназии № 4 и № 5 мебель не соответствовала росту учащихся. Дополнительно в гимназии № 5 выявлено несоответствие санитарным нормам и правилам санитарнотехническое состояние помещений.

Слабая степень риска здоровью гимназистов по показателю «Внутренние системы водоснабжения, канализации и санитарное оборудование помещений» в гимназии № 4 обусловлена только недостаточностью обеспеченности санитарным оборудованием помещений медицинского блока, тогда как в гимназии № 5 дополнительно отмечена недостаточность обеспеченности санитарным оборудованием санузлов и их неудовлетворительное санитарнотехническое состояние, что препятствует проведению текущей и генеральной уборок, снижению качества проводимой дезинфекции, способствует скоплению патогенной микрофлоры в дефектах санитарного оборудования. Недостаточность санитарного оборудования затрудняет соблюдение гимназистами правил личной гигиены и провоцирует реализацию контактно-бытового пути передачи инфекционных заболеваний.

ЭПИДЕМИОЛОГИЯ

ЭПИДЕМИОЛОГИЯ

МЕДИЦИНСКИЙ

АЛЬМАНАХ

Установлено, что в 7,3% измерений в гимназии № 4 и в 5,4% измерений гимназии № 5 имел место охлаждающий микроклимат в холодный период года, что в свою очередь оказывает существенное влияние на тепловое равновесии детского организма, нарушение которого может привести к развитию острых респираторных инфекционных заболеваний.

В обеих гимназиях установлен дефицит площади основных помещений медицинского пункта, а также недостаточное количество штатных единиц медицинского персонала. В гимназии № 5 отмечено отсутствие разработанного плана медико-педагогических мероприятий по укреплению здоровья детей и оптимизации среды обитания.

Общеизвестно, что рациональная организация учебного процесса и физического воспитания препятствует развитию утомления и, как следствие, снижению общей резистентности организма [5]. Тем не менее, режим и организация учебновоспитательного процесса не соответствовала гигиеническим требованиям, как в гимназии № 4, так и в гимназии № 5, за счёт высокой плотности уроков и нерациональности учебных расписаний. В гимназии № 4 превышение учебных часов за неделю было выявлено во вторых классах на 12%, в третьих и четвёртых - на 8% и в пятых-шестых - на 13%. В гимназии № 5 несоответствие недельной учебной нагрузки регламентированным показателям было выявлено во всех классах кроме первых. Во вторых и третьих классах превышение составило 8%, в четвёртых 12%, в пятых 10% и в шестых 12,5%. В расписании первых классов обеих гимназий и у пятиклассников гимназии № 4 прослеживается чёткая тенденция высокой учебной нагрузки на начало недели. В расписании для первоклассников и четвероклассников гимназии № 4, третьекласс-Ь ников гимназии № 5 и шестиклассников обеих гимназий характерно увеличение учебной нагрузки в пятницу и субботу. Плотность урока как в гимназии № 4, так и в гимназии № 5 превышала требования пункта 2.9.6. СанПиНа 2.4.2-1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях» соответственно на 8% и 7%.

Показатель «Условия и организация физического воспитания» оказывал слабую степень риска здоровью учащихся в гимназии № 4 (80 баллов) в гимназии № 5 (76 баллов) в результате отсутствия организации во время перемен подвижных игр, низкой физической подготовленности учащихся. Дополнительно в гимназии № 5 выявлено несоответствие гигиеническим требованием организации урока физкультуры по его плотности и структуре, недостаточной секционной работе в образовательном учреждении, а также отсутствие мероприятий по закаливанию учащихся.

Согласно комплексной балльной оценки установлено, что условия воспитания и обучения в гимназиях являются допустимыми (902,5 и 856,5 баллов) и не могут приводить к морфофункциональным отклонениям в организме у гимназистов.

Заключение

Таким образом, на основании проведённых исследований установлена степень риска для здоровья учащихся от воздействия комплекса факторов внутришкольной среды, которые прямо или опосредованно влияют на возникновение и распространение инфекционной заболеваемости в общеобразовательных учреждениях.

[23

ЛИТЕРАТУРА

1. Иорданская Н.А., Квасов С.Е. Гигиеническое обоснование оптимизации медико-педагогического процесса в образовательной школе. Медицинский альманах. 2009. № 1. С. 36-39.

2.Государственный доклад «О санитарно-эпидемиологической обстановке в Оренбургской области в 2008 году». Оренбург. 2009. 255 с.

3. Беляев А.Л., Слепушкин А.Н. Профилактика инфекционных заболеваний у школьников. Медицинская сестра. 2006. № 8. С. 18-20.

4. Сухарев А.Г., Каневская Л.Я. Комплексная оценка условий воспитания и обучения детей и подростков в образовательном учреждении: метод. пособие. М.: Медицина, 2002. 55 с.

5. Кунделеков А.Г., Нефедов П.В. Рациональная организация учебного процесса - здоровьесберегающий фактор в современных условиях. Современные проблемы науки и образования. 2006. № 1. С. 61-62.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.