ЭПИДЕМИОЛОГИЯ
IVh
МЕДИЦИНСКИЙ
АЛЬМАНАХ
Ш
УДК Б13.9ББ:Б1Б.9-084
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ГИГИЕНИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ВНУТРИШКОЛЬНОЙ СРЕДЫ КАК ФАКТОРА РИСКА ИНФЕКЦИОННОЙ ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
И.М. Сетко, Е.И. Кузнецова, ГОУ ВПО «Оренбургская государственная медицинская академия»
Кузнецова Евгения Игоревна - e-mail: [email protected]
Представлен анализ результатов комплексной оценки факторов внутришкольной среды и
организации учебного процесса гимназий г. Оренбурга (№4 и №5). По результатам исследования установлена степень риска для здоровья учашихся от воздействия комплекса факторов внутришкольной среды, которые прямо или опосредованно влияют на возникновение и
распространение инфекционной заболеваемости в общеобразовательных учреждениях.
Ключевые слова: внутришкольная среда, учебный процесс, инфекционная заболеваемость.
The analysis of results of a complex estimation of factors of the intraschool environment and the organization of educational process of a grammar school of Orenburg (№4 and №5) is presented. By results of research the degree of risk for health of pupils from influence of a complex of factors of the intraschool environment which it is direct is established or indirectly influence occurrence and distribution of infectious desease in general educational establishments.
Key words: the intraschool environment, educational process, infectious desease.
Введение
Окружающая среда образовательных учреждений оказывает существенное влияние на самочувствие, настроение и работоспособность детей и подростков. Учебная деятель-
ность школьника менее утомительна, если она протекает в оптимальных условиях [1].
В структуре всех учреждений для детей и подростков области 31,9% принадлежит общеобразовательным учреждениям,
из них доля общеобразовательных школ составляет 98,2%, специальных (коррекционных) школ с дневным пребыванием - 0,3%, школ-садов - 1,0%, общеобразовательных школ-интернатов - 0,5%, из них в системе общеобразовательных школ области 83,1% составляют сельские школы [2].
Интегральным показателем, отражающим степень безопасности пребывания детей и подростков в образовательных учреждениях, является его отношение к той или иной группе санитарно-эпидемиологического благополучия (группа СЭБ). Количество общеобразовательных учреждений области с неудовлетворительным уровнем санитарноэпидемиологического благополучия (III группа СЭБ) сократилось с 5,1 до 4,4%, при этом в 7 административных территориях области этот показатель варьирует от 11 до 50%. Материально-техническая база общеобразовательных учреждений области улучшается. В целом ежегодно сокращается число неканализованных объектов, без централизованного водоснабжения, работающих на привозной воде, требующих капитального ремонта.
Число общеобразовательных учреждений, в которых требуется капитальный ремонт отдельных помещений, составляет 12,7%. В отдельных территориях этот показатель достигает 75%.
Уменьшилось число неканализованных общеобразовательных учреждений как в городах области (с 0,9 до 0%), так и в сельской местности (с 11,9 до 10,1%), работающих без централизованного водоснабжения (с 1,4 до 0,5% и с 11,4 до 9,3% соответственно).
В сельской местности в связи с закрытием малокомплектных школ сократилось число школ, работающих на привозной воде (с 3,7 до 3,5%). Не имеют тёплых туалетов 31,5% общеобразовательных школ области. Остается высоким число школ, работающих на привозной воде. Санитарное состояние учреждений является один из ведущих факторов риска развития массовых инфекционных заболеваний в организованных коллективах.
Инфекционная заболеваемость среди детского населения занимает одно из ведущих мест [3]. Повышенная восприимчивость детского организма к инфекционным агентам может быть обусловлена низкой резистентностью, на уровень которой в свою очередь существенное влияние оказывают факторы внутришкольной среды.
Цель исследования: комплексная оценка факторов внутришкольной среды и организации учебного процесса образовательных учреждений г. Оренбурга.
Материал и методы
Гимназии №4 и №5 оценивались по методике А.Г. Сухарева и Л.Я. Каневской (2002), которая позволила определить степень риска для здоровья учащихся как каждого из изучаемых факторов внутришкольной среды, так и санитарно-эпидемиологической ситуации в образовательном учреждении в целом [4]. Данная методика связана с количественной оценкой в баллах 10 показателей (1 - санитарная ситуация; 2 - оборудование помещений школ; 3 - водоснабжение, канализация, санитарное оборудование помещений; 4 - световой режим; 5 - воздушнотепловой режим; 6 - организация учебно-воспитательного процесса; 7 - организация физического воспитания; 8 - условия и организация питания; 9 - санитарно-противоэпиде-миологический режим; 10 - медицинское
обеспечение детей в образовательных учреждениях) по 100-балльной системе, сумма которых оценивается по стандартизированной шкале риска.
Результаты и их обсуждение
Установлено, что в обеих гимназиях среди десяти показателей, отражающих условия обучения, 6 показателей в гимназии №4 и 7 показателей в гимназии №5 были оценены в сумму от 66 до 94 баллов, что обеспечило слабую степень их риска здоровью гимназистов. Данный факт свидетельствует о том, что в результате воздействия таких показателей, как санитарная ситуация территории образовательного учреждения, набор, площади и оборудования помещения, внутренние системы водоснабжения, канализации и санитарное оборудование помещений, воздушно-тепловой режим, организация учебно-воспитательного процесса, физического воспитания, медицинское обеспечение детей в образовательных учреждениях может способствовать развитию функциональных отклонений, снижению резистентности организма, что в свою очередь повышает восприимчивость детского организма к инфекционным заболеваниям. Сумма остальных показателей в обеих гимназиях находилась в диапазоне от 95 до 100 баллов, что свидетельствует об отсутствии их риска здоровью гимназистов.
Санитарная ситуация территории не отвечала гигиеническим требованиям только в гимназии № 5 по общей площади земельного участка, дефицит которой составил 12%, а также выявлена недостаточная площадь хозяйственной зоны и её удалённость от других функциональных зон. В таких условиях создаются предпосылки к скученности учащихся, отсутствует возможность организации отдыха гимназистов на свежем воздухе во время перемен.
Сумма показателя «набор, площади и оборудования помещения» в гимназии № 4 составила 89 баллов, в гимназии № 5 - 79 баллов. В обеих гимназиях не соответствовали гигиеническим нормативам площади основных помещений на одного учащегося, что объясняется переуплотненностью гимназии № 4 и № 5 на 8,0% и 10,0% соответственно, что в свою очередь повышает риск распространённости инфекционной заболеваемости, передающейся воздушнокапельным путем. На 12,3% и 15,6% ученических мест в гимназии № 4 и № 5 мебель не соответствовала росту учащихся. Дополнительно в гимназии № 5 выявлено несоответствие санитарным нормам и правилам санитарнотехническое состояние помещений.
Слабая степень риска здоровью гимназистов по показателю «Внутренние системы водоснабжения, канализации и санитарное оборудование помещений» в гимназии № 4 обусловлена только недостаточностью обеспеченности санитарным оборудованием помещений медицинского блока, тогда как в гимназии № 5 дополнительно отмечена недостаточность обеспеченности санитарным оборудованием санузлов и их неудовлетворительное санитарнотехническое состояние, что препятствует проведению текущей и генеральной уборок, снижению качества проводимой дезинфекции, способствует скоплению патогенной микрофлоры в дефектах санитарного оборудования. Недостаточность санитарного оборудования затрудняет соблюдение гимназистами правил личной гигиены и провоцирует реализацию контактно-бытового пути передачи инфекционных заболеваний.
ЭПИДЕМИОЛОГИЯ
ЭПИДЕМИОЛОГИЯ
МЕДИЦИНСКИЙ
АЛЬМАНАХ
Установлено, что в 7,3% измерений в гимназии № 4 и в 5,4% измерений гимназии № 5 имел место охлаждающий микроклимат в холодный период года, что в свою очередь оказывает существенное влияние на тепловое равновесии детского организма, нарушение которого может привести к развитию острых респираторных инфекционных заболеваний.
В обеих гимназиях установлен дефицит площади основных помещений медицинского пункта, а также недостаточное количество штатных единиц медицинского персонала. В гимназии № 5 отмечено отсутствие разработанного плана медико-педагогических мероприятий по укреплению здоровья детей и оптимизации среды обитания.
Общеизвестно, что рациональная организация учебного процесса и физического воспитания препятствует развитию утомления и, как следствие, снижению общей резистентности организма [5]. Тем не менее, режим и организация учебновоспитательного процесса не соответствовала гигиеническим требованиям, как в гимназии № 4, так и в гимназии № 5, за счёт высокой плотности уроков и нерациональности учебных расписаний. В гимназии № 4 превышение учебных часов за неделю было выявлено во вторых классах на 12%, в третьих и четвёртых - на 8% и в пятых-шестых - на 13%. В гимназии № 5 несоответствие недельной учебной нагрузки регламентированным показателям было выявлено во всех классах кроме первых. Во вторых и третьих классах превышение составило 8%, в четвёртых 12%, в пятых 10% и в шестых 12,5%. В расписании первых классов обеих гимназий и у пятиклассников гимназии № 4 прослеживается чёткая тенденция высокой учебной нагрузки на начало недели. В расписании для первоклассников и четвероклассников гимназии № 4, третьекласс-Ь ников гимназии № 5 и шестиклассников обеих гимназий характерно увеличение учебной нагрузки в пятницу и субботу. Плотность урока как в гимназии № 4, так и в гимназии № 5 превышала требования пункта 2.9.6. СанПиНа 2.4.2-1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях» соответственно на 8% и 7%.
Показатель «Условия и организация физического воспитания» оказывал слабую степень риска здоровью учащихся в гимназии № 4 (80 баллов) в гимназии № 5 (76 баллов) в результате отсутствия организации во время перемен подвижных игр, низкой физической подготовленности учащихся. Дополнительно в гимназии № 5 выявлено несоответствие гигиеническим требованием организации урока физкультуры по его плотности и структуре, недостаточной секционной работе в образовательном учреждении, а также отсутствие мероприятий по закаливанию учащихся.
Согласно комплексной балльной оценки установлено, что условия воспитания и обучения в гимназиях являются допустимыми (902,5 и 856,5 баллов) и не могут приводить к морфофункциональным отклонениям в организме у гимназистов.
Заключение
Таким образом, на основании проведённых исследований установлена степень риска для здоровья учащихся от воздействия комплекса факторов внутришкольной среды, которые прямо или опосредованно влияют на возникновение и распространение инфекционной заболеваемости в общеобразовательных учреждениях.
[23
ЛИТЕРАТУРА
1. Иорданская Н.А., Квасов С.Е. Гигиеническое обоснование оптимизации медико-педагогического процесса в образовательной школе. Медицинский альманах. 2009. № 1. С. 36-39.
2.Государственный доклад «О санитарно-эпидемиологической обстановке в Оренбургской области в 2008 году». Оренбург. 2009. 255 с.
3. Беляев А.Л., Слепушкин А.Н. Профилактика инфекционных заболеваний у школьников. Медицинская сестра. 2006. № 8. С. 18-20.
4. Сухарев А.Г., Каневская Л.Я. Комплексная оценка условий воспитания и обучения детей и подростков в образовательном учреждении: метод. пособие. М.: Медицина, 2002. 55 с.
5. Кунделеков А.Г., Нефедов П.В. Рациональная организация учебного процесса - здоровьесберегающий фактор в современных условиях. Современные проблемы науки и образования. 2006. № 1. С. 61-62.