Научная статья на тему 'Современные психолого-педагогические аспекты охраны здоровья учащихся в инновационных образовательных учреждениях'

Современные психолого-педагогические аспекты охраны здоровья учащихся в инновационных образовательных учреждениях Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
185
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧАЩИЕСЯ / ГИМНАЗИЯ / ЛИЦЕЙ / «ШКОЛА ЗДОРОВЬЯ» / КОГНИТИВНАЯ СФЕРА / ПСИХИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ / «HEALTH SCHOOL» / PUPILS / GRAMMAR SCHOOL / LYCEE / COGNITIVE SPHERE / MENTAL ADAPTATION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Золотникова Г. П., Аманкельдиева Г. М.

Проведено комплексное изучение показателей психического статуса учащихся инновационных образовательных учреждений. Установлено положительное влияние инновационных образовательных технологий лицея и гимназии на показатели психической адаптации, что проявляется в снижении уровня тревожности учащихся и повышении показателей умственной работоспособности по сравнению со сверстниками, обучающимися по общеобразовательной программе в условиях таких же показателей техногенного загрязнения окружающей среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Золотникова Г. П., Аманкельдиева Г. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN PSIHOLOGO-PEDAGOGICAL ASPECTS OF PROTECTION HEALTH OF PUPILS IN THE INNOVATIVE EDUCATIONAL ESTABLISHMENTS

The summary: Complex studying of indicators of the mental status of pupils of schools of different type from ecologically various microdistricts is spent. Positive influence of innovative educational technologies on a condition of cognitive functions of children and teenagers in the conditions of chemical pollution of atmospheric air is established; at pupils of a grammar school and lycée decrease in level of mental adaptation in the conditions of the raised technogenic loadings of environment is marked.

Текст научной работы на тему «Современные психолого-педагогические аспекты охраны здоровья учащихся в инновационных образовательных учреждениях»

УДК 159.9.072.43+159.952+159.953

СОВРЕМЕННЫЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ В ИННОВАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Г.П. Золотникова, Г.М. Аманкельдиева

Проведено комплексное изучение показателей психического статуса учащихся инновационных образовательных учреждений. Установлено положительное влияние инновационных образовательных технологий лицея и гимназии на показатели психической адаптации, что проявляется в снижении уровня тревожности учащихся и повышении показателей умственной работоспособности по сравнению со сверстниками, обучающимися по общеобразовательной программе в условиях таких же показателей техногенного загрязнения окружающей среды.

Ключевые слова: учащиеся, гимназия, лицей, «школа здоровья», когнитивная сфера, психическая адаптация.

Актуальность. Проблема здоровья детей и подростков на современном этапе является одной из самых актуальных и сложных; ее решение в общеобразовательных учебных заведениях во многом зависит от организации учебного процесса. Значительную тревогу вызывает возрастание случаев нарушений психологического здоровья учащихся в процессе школьного обучения [4, с. 11-14; 5, с. 5256]. По данным отдельных авторов, частота случаев нарушений в психическом статусе учащихся начальной школы составляет 8-12%, а в подростковом возрасте эта патология достигает уже 18-20% [1, с.89-95].

Особого внимания требует здоровье детей, обучающихся в инновационных учебных учреждениях, а также по развивающим образовательным программам. Ухудшение состояния здоровья школьников, отмечающееся в последние годы, вызывает необходимость разработки концептуально новых методических основ школьного образования [3, с. 76-78].

Имея отклонения в состоянии здоровья, школьники не могут осваивать программу обучения, рассчитанную на абсолютно здорового человека. Тем более трудно выдержать требования сегодняшнего дня в учебных учреждениях нового типа - гимназиях, лицеях, колледжах, где учебная нагрузка значительно превышает утвержденную для общеобразовательных школ Российской Федерации [1, с. 89-105].

Профилированное обучение в целом оказывает стимулирующее влияние на интеллектуальное развитие детей, однако создает повышенную психоэмоциональную нагрузку. Среди учащихся классов математического профиля в конце учебного года выявлено повышенное число лиц с проявлениями умственного утомления, что, по мнению исследователей, вызвано повышенной учебной нагрузкой, высоким нервно-эмоциональным напряжением и нерациональной организацией режима дня школьников. Большие умственные нагрузки в профилированных классов требуют особого внимания к организации труда и отдыха учащихся, обязательного предварительного врачебно-педагогического отбора с учетом показателей здоровья и психофизиологических особенностей организма [6, с. 44-45].

Значительную актуальность представляет решение вопросов профилактики стрессогенных ситуаций у школьников в связи с дезадаптацией, возникающей от умственного переутомления в экологически неблагополучных условиях окружающей среды [2, с. 65; с. 114].

Цель работы: изучить показатели психологического здоровья учащихся инновационных образовательных учреждений в условиях современной техногенно-технологической среды.

Методика исследования. В работе использованы различные методы психологического, психофизиологического, эколого-гигиенического исследования, анкетирование. Выполнена комплексная оценка факторов, влияющих на организм обследованных школьников. Проведено изучение показателей психологического здоровья учащихся образовательных учреждений разного типа в возрастных группах 10-11, 13-14, 15-16 лет, проживающих в различных микрорайонах г.Брянска. Общее число обследованных - 630 человек (311 девочек, 319 мальчиков).

Для изучения уровня тревожности, как важного показателя психической адаптации и общего уровня психологического здоровья, использованы: тест школьной тревожности Филлипса, опросник ситуативной и личностной тревожности Спилбергера-Ханина. Изучены показатели когнитивной сферы: точность и скорость переработки буквенной информации, подвижность и инертность нервных процессов с помощью корректурной пробы В.Я. Анфимова.

Для комплексной оценки факторов, влияющих на организм обследованных учащихся, изучены: особенности организации учебно-воспитательного процесса, факторы внутришкольной среды в сопоставлении с гигиеническими нормативами СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические

требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях», методических рекомендаций 2.3.1.2432-08; показатели техногенных нагрузок окружающей среды в районах проживания. Статистическая обработка проведена с использованием параметрических и непараметрических методов.

Результаты исследований. Исследования выполнены на базе образовательных учреждений разного типа. Школы А и В - традиционные общеобразовательные учреждения; школа С работает по программе «Школа здоровья и развития»; образовательные учреждения нового типа - лицей и гимназия, - используют инновационные образовательные технологии.

Школы А и В работают по традиционным образовательным технологиям. В лицее используются технологии личностно-ориентированного обучения: внутриклассная уровневая

дифференциация, проектное обучение, игровые, проблемные, интерактивные технологии. Обучение реализуется в две ступени (5-9 и 10-11 классы) по профилям: гуманитарный, химико-биологический, физико-математический, академический, экономический.

В гимназии используются инновационные образовательные технологии, обеспечивающие повышенный уровень преподавания предметов гуманитарного цикла. Профильное обучение осуществляется по направлениям: гуманитарное (филологи, лингвисты), физико-математическое, химико-биологическое, экономическое.

Школа С работает по программе «Школа здоровья и развития», которая охватывает все стороны учебно-воспитательного процесса по 5 направлениям: учебно-педагогическое, медико-валеологическое, спортивно-оздоровительное, социально-психологическое, культурновоспитательное. Большое внимание уделяется развивающим, здоровьесберегающим технологиям (Занкова, методика Базарного, методика компенсирующего обучения).

Во всех образовательных учреждениях широкое применение в учебном процессе находят цифровые образовательные ресурсы.

Выявлены различия в организации физической подготовки учащихся в школах разного типа. Учащиеся общеобразовательных школ А и В занимаются физической культурой в основном на только уроках, некоторые посещают спортивные секции. В лицее и гимназии представлен широкий спектр оздоровительных занятий спортом, для реализации которого имеется хорошая спортивная база, включающая оборудованные спортивные залы, восстановительные центры с бассейнами. В учебный режим школы С включена факультативная сетка кружковой и секционной работы, представлен широкий спектр оздоровительных занятий спортом: плавание, волейбол, баскетбол, футбол, теннис.

Здания образовательных учреждений, где проведены исследования, соответствуют санитарным требованиям. Качество среды закрытых учебных помещений соответствует гигиеническим требованиям, предъявляемым к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях (СанПиН 2.4.2. 1178-02), отмечается благоприятный микроклимат в учебных классах.

Экологический анализ степени техногенного загрязнения окружающей среды в районах проживания учащихся и расположения анализируемых образовательных учреждений выявляет существенные различия по отдельным микрорайонам.

Школы А и В, использующие одинаковые образовательные технологии, расположены в микрорайонах с разными показателями химического загрязнения атмосферного воздуха.

Школы А и С расположены в экологически более благополучных микрорайонах, с более низкой степенью техногенного загрязнения окружающей среды, эти образовательные учреждения расположены далеко от автомагистрали. Химический анализ атмосферного воздуха не выявляет превышения предельно допустимых концентраций токсических поллютантов в динамике 5 лет наблюдения (2006-2010гг.).

Наиболее высокая степень техногенного загрязнения атмосферного воздуха выхлопными газами автотранспорта отмечается в районе расположения школы В, а также гимназии и лицея. Эти учебные заведения находятся вблизи автомагистралей с примерно одинаковой оживленностью автомобильного движения; химический анализ атмосферного воздуха в этих микрорайонах выявляет содержание выше предельно допустимых норм ряда токсических компонентов: окислов азота и серы - в 1,25-1,3 раза; оксида и диоксида углерода - в 1,31-1,37 раза; углеводородов - в 1,29 раза.

В зависимости от степени техногенного химического загрязнения атмосферного воздуха районы проживания обследованных учащихся и расположения образовательных учреждений разделены на пять экологических групп (ЭГ): I - школа А; II - школа В; III - школа С; IV - гимназия; V - лицей.

Результаты анализа состояния психоэмоциональной сферы обследованных учащихся

выявляет следующее.

При анализе показателей школьной тревожности (опросник Филипса) у большинства школьников, без гендерных различий, выявлены значения в пределах нормального уровня тревоги. У пятиклассников низкие значения либо не выявлены совсем (у девочек всех экологических групп), либо выявлены у незначительного числа школьников (у 4,4 и 9,1% мальчиков I и IV экологических групп соответственно). Среди девушек более старшего возраста также незначителен процент лиц с низкими показателями школьной тревожности - такие ученицы встречаются только в I экологической группе среди восьмиклассниц (7,7%) и во II группе - среди десятиклассниц (5,3%).

Процентное соотношение мальчиков-восьмиклассников с низким уровнем школьной тревожности колеблется от 17,2 до 44,4% от общего числа обследованных, наименьшее количество таких школьников - в I и III экологических группах. Среди десятиклассников юношей с показателями тревожности «ниже нормы» - от 28,6 до 42,9% обследованных, минимальное их число во II группе, максимальное - в IV экологической группе.

Наиболее высокий процент мальчиков с показателями школьной тревожности «выше нормы» выявляется в младшей возрастной группе (5 класс) во всех экологических группах, кроме IV. Следует отметить, что в 8-х и 10-х классах процентное соотношение юношей с высоким уровнем общей школьной тревожности незначительно и колеблется от полного отсутствия таких школьников до 11,1% от общего числа обследованных. У девушек, наоборот, отмечается значительное число лиц с высокими показателями школьной тревожности в среднем и старшем школьном звене. Так, в восьмых классах в I, II, III, IV, V экологических группах этот показатель составил (%): 15,4; 44,4; 40,0; 28,6; 39,1; в десятых классах: 38,5; 42,1; 27,3; 27,3; 28,6 % девушек в I, II, III, IV, V группах соответственно.

Результаты сравнительного анализа показателей ситуативной тревожности обследованных старшеклассников представлены в таблице 1.

Таблица 1

Среднегрупповые показатели ситуативной тревожности обследованных старшеклассников ____________________________________(M±m, баллы)_______________________________________

Класс Пол Экологические группы

I II III IV V

8 Д 38,0±3,53 40,5±4,04 34,2±3,35 40,9±4,04 35,2±3,26

М 38,9±3,08 37,6±3,63 30,4±2,93 41,7±3,39 40,2±4,01

10 Д 37,0±3,27 37,9±3,03 18,1±1,22* 40,85±4,08 27,5±1,96*

М 41,0±3,27 42,4±3,82 22,5±1,12* 39,8±3,83 25,2±1,14*

Примечание: * - различия с I группой статистически существенны (р<0,05)

Как видно из представленных данных, во всех экологических группах у восьмиклассников среднегрупповые показатели находятся в пределах «полезной тревоги» без статистически существенных различий в разных районах проживания. У старшеклассников III и V экологических групп среднегрупповые значения ситуативной тревожности находятся в пределах «низкого уровня», статистически существенно отличаясь от показателей десятиклассников из экологически благополучного района.

Анализ индивидуальных показателей ситуативной тревожности обследованных учащихся показал, что максимальный процент девочек-восьмиклассниц с показателями «ниже нормы» отмечен в V экологической группе, то есть в условиях техногенного загрязнения атмосферного воздуха при сложной программе обучения в лицее. У мальчиков, наоборот, большее число лиц с низким уровнем ситуативной тревожности отмечено в наиболее экологически благоприятном районе проживания.

Анализ процентного соотношения лиц с показателями тревожности «выше нормы» выявил наибольшее число таких учащихся среди девочек II, IV и V экологических групп, составляя соответственно (%): 25,0; 24,0; 20,0; различия с I группой статистически существенны (р<0,05). Результаты сравнительного анализа среднегрупповых показателей личностной тревожности обследованных учащихся представлены в таблице 2.

Как видно из представленных данных, наиболее низкие среднегрупповые показатели, выходящие за нижний предел «полезной тревоги», отмечены в III экологической группе. В остальных группах среднегрупповые значения ЛТ близки к верхней границе нормы или незначительно ее превышают.

Таблица 2

Среднегрупповые показатели личностной тревожности обследованных старшеклассников(M±m, баллы)

Класс Пол Экологические группы

I II III IV V

8 Д 44,9±4,21 45,1±3,52 28,3±3,23 46,7±4,58 44,8±4,22

М 43,1±4,01 41,3±4,08 31,1±1,32 41,7±3,27 40,1±3,91

10 Д 47,2±3,21 43,7±3,19 21,9±1,41* 48,5±3,69 45,3±4,07

М 39,7±3,73 42,7±3,32 26,1±1,42* 44,9±3,19 37,9±3,18

Примечание: * - различия с I группой статистически существенны (р<0,05)

Анализ индивидуальных показателей личностной тревожности обследованных учащихся показал, что процентное соотношение лиц с низкими показателями ЛТ незначительно и колеблется от полного их отсутствия до 11,4-12,5% (мальчики V экологической группы).

Результаты исследований выявляют гендерные различия в состоянии психоэмоциональной сферы старшеклассников; среди юношей число лиц с показателями тревожности в пределах нормы выше, чем среди девушек, в 2,67 раза.

Результаты психофизиологического анализа когнитивной сферы учащихся представлена в таблице 3.

Таблица 3

Среднегрупповые показатели коэффициента точности переработки буквенной информации ___________________________________учащихся (M±m)______________________________________

группы I II III IV V

К1 К1 К1 К1 К1

5 мальчики 0,846±0,18 0,828±0,16 0,771±0,15 0,835±0,17 -

девочки 0,782±0,19 0,852±1,29 0,863±0,13 0,816±0,74 -

8 мальчики 0,852±0,16 0,531±0,14* 0,893±0,08 0,941±0,06 0,899±0,09

девочки 0,859±0,14 0,714±0,08 0,942±0,08 0,877±0,1 0,878±0,18

10 мальчики 0,891±0,11 0,682±0,06* 0,928±0,07 0,918±0,62 0,916±0,08

девочки 0,872±0,15 0,715±0,16 0,941±0,07 0,952±0,06 0,952±0,06

К2 К2 К2 К2 К2

5 мальчики 0,877±0,15 0,765±0,21 0,731±0,17 0,817±0,17 -

девочки 0,793±0,15 0,640±0,17 0,797±0,16 0,797±0,44 -

8 мальчики 0,809±0,17 0,507±0,15* 0,899±0,09 0,935±0,07 0,803±0,22

девочки 0,875±0,09 0,675±0,14 0,897±0,16 0,905±0,08 0,776±0,23

10 мальчики 0,948±0,05 0,669±0,07* 0,946±0,06 0,925±0,09 0,896±0,12

девочки 0,808±0,14 0,707±0,17 0,935±0,07 0,938±0,06 0,917±0,07

Примечание: * - различия с I группой статистически существенны, р<0,05

Как видно из представленных данных, статистически более низкие показатели когнитивной сферы отмечаются у мальчиков 8 и 10-х классов общеобразовательной школы, расположенной с техногенно-загрязненном районе, что проявляется в более низких показателях точности переработки буквенной информации и более выраженной инертностью нервных процессов.

Сравнительный анализ показателей умственной работоспособности у сверстников, обучающихся в школах А и С, и проживающих в микрорайонах с сопоставимыми уровнями загрязнения окружающей среды, не выявил статистически существенных различий в показателях точности переработки буквенной информации.

Выводы

1.Наиболее высокие показатели школьной тревожности выявлены среди учащихся общеобразовательной школы в техногенно-загрязненном районе; использование инновационных образовательных технологий в лицее и гимназии в районах с такими же показателями техногенного прессинга, способствует улучшению показателей психологического здоровья учащихся, что проявляется в существенном снижении числа лиц с показателями тревожности, выходящими за пределы нормы.

2.Среди старшеклассников, занимающихся по традиционной программе общеобразовательной школе и проживающих в техногенно-загрязненном микрорайоне, отмечаются

более низкие показатели когнитивных функций (низкая скорость и точность переработки буквенной информации при повышенной инертности нервных процессов) по сравнению со сверстниками из школы такого же типа в экологически чистом микрорайоне. У старшеклассников, занимающихся по инновационным образовательным программа лицея и гимназии, показатели умственной работоспособности существенно выше по равнению с данными сверстников общеобразовательной школы в таком же техногенно-загрязненном районе.

3 Результаты исследований положены в основу рекомендаций по оптимизации образовательного процесса, сохранению и укреплению здоровья учащихся школ разного типа в современных условиях.

The summary: Complex studying of indicators of the mental status of pupils of schools of different type from ecologically various microdistricts is spent. Positive influence of innovative educational technologies on a condition of cognitive functions of children and teenagers in the conditions of chemical pollution of atmospheric air is established; at pupils of a grammar school and lycée decrease in level of mental adaptation in the conditions of the raised technogenic loadings of environment is marked.

The key words: pupils, grammar school, lycee, «health school», cognitive sphere, mental adaptation.

Список литературы

1. Антропова, М. В. Нормирование учебной нагрузки школьников [Текст] / М. В. Антропова, М. М. Безруких, Т. Г. Бетелиева. М. , 1998. 196с.

2. Золотникова, Г.П. Психофизиологические проблемы психического здоровья и работоспособности учащихся в современной технологической среде [Монография] / Г. П. Золотникова. Брянск: Изд-во БГУ, 2005. 256 с.

3. Игнатова, Л. Ф. Методология мониторинга образовательной среды и здоровья школьников [Текст] / Л. Ф. Игнатова // Гигиена и санитария. 2006. №3. С.75-79.

4. Кучма, В.Р. Гигиена детей и подростков - один из ведущих системообразующих элементов специальности «медико-профилактическое дело» [Текст] / В. Р. Кучма // Гигиена и санитария. 2000. № 6. С. 11-14.

5. Кучма, В. Р. Проблемы формирования здорового образа жизни у учащихся в общеобразовательных учреждениях [Текст] / В. Р. Кучма, И. А. Демина, Е. А. Кошкина [и др.] // Гигиена и санитария. 2000. № 3. С. 52-56.

6. Пономарева, Л. А. Формирование основ здорового образа жизни у школьников Ташкента [Текст] / Л. А. Пономарева, Л. К Абдукадырова, С. А. Шарипова [и др.] // Гигиена и санитария. 2002. № 1. С. 44-45.

Об авторах

Золотникова Г.П. - доктор медицинских наук, профессор, зав. кафедрой психофизиологии и клинической психологии ФГБОУ ВПО «Брянский госуниверситет»; e-mail: gpzolot@rambler.ru.

Аманкельдиева Г.М. - младший научный сотрудник НИЛ «Гигиены труда и профпатологии» ФГБОУ ВПО «Брянский госуниверситет»; e-mail: gpzolot@rambler.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.